Федоров А. В. Базовые медиаобразовательные модели icon

Федоров А. В. Базовые медиаобразовательные модели


Смотрите также:
Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № С. 18-44. А. В. Федоров...
А. А. Новикова кандидат педагогических наук, доцент...
Темы лекционных занятий Принципы и методы математического моделирования. Базовые модели...
Александр Федоров спор о фаворитах фрагменты этого текста были впервые опубликованы в книгах...
«Мираж ми»
А. В. Федоров Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор...
Александр Федоров...
Предметы учебного плана магистерской подготовки по направлению «Менеджмент»...
А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор...
Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства...
Лекция 5 Структуры данных Математические модели данных. Базовые типы данных...
А. В. Федоров президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России...



Загрузка...
скачать




Александр Викторович Федоров,

президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор










Федоров А.В. Базовые медиаобразовательные модели // Медиатека и мир. 2008. № 3. С.31-41.


Модели медиаобразования можно обоб­щить в следующем виде:

  • образовательно-информационные мо­дели [изучение теории и истории, языка медиа-культуры и т. д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотиче­скую, социокультурную теории медиаобразова­ния;

  • воспитательно-этические модели [рас смотрение моральных, религиозных, философ­ских проблем на медиаматериале), опирающие-

ся в основном на этическую, религиозную, идео­логическую, экологическую, протекционистскую и другие теории медиаобразования;

* Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного по­тенциала высшей школы» (200В—2008) Министерства об­разования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 — «Развитие критического мышления и ме-диакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». 31



  • практико-утилитарные модели [практи­ческое изучение и применение медиатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребле­ния и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования;

  • эстетические модели [ориентированные прежде всего на развитие художественного вку­са и анализ лучших произведений медиакульту-ры), опирающиеся в основном на эстетиче­скую/художественную и культурологическую теории медиаобразования;

  • социокультурные модели [социокультур­ное развитие творческой личности в плане вос-




  1. Источники полученных знаний: словес­ные [лекция, рассказ, беседа, объяснение, дис­куссия); наглядные (иллюстрация и демонстра­ция медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического харак­тера на материале медиа).

  2. Уровень познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение пе­дагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудито­рией); репродуктивные (разработка и примене­ние педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся








приятия, воображения, зрительной памяти, ин­терпретации, анализа, самостоятельного крити­ческого мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т. д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологиче­скую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления.

При этом данные модели и теории далеко не всегда существуют в чистом виде и часто связа­ны между собой.

^ Методы медиаобразования можно класси фицировать по двум признакам.

овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристиче­ские, исследовательские (организация поиско­во-творческой деятельности обучения).

Предпочтение отдается процессу восприятия и анализа медиатекстов, циклам игровых/твор­ческих занятий, практическим занятиям по соз­данию печатной и аудиовизуальной продукции, интернет-сайтам и т. д.

В течение многих лет медиапедагоги вели спор о том, при каких условиях медиаобразова-


32

ние может быть наиболее эффективным. Были и есть последователи внеурочной/внеклассной медиапедагогики [Левшина, 1974, с. 21 ]. Гораз­до больше сторонников медиаобразования, ин­тегрированного в теорию и практику преподава­ния основных учебных дисциплин (Зазнобина, Hart и др.].

Повсеместное распространение медиа, появ­ление новых информационных технологий, на наш взгляд, позволяет в современных условиях успешно применять и развивать многие сущест­вующие модели медиаобразования, интегриро­вать их и синтезировать.


Для удобства представления основных поло­жений данных моделей они условно разделены нами на группы А, В и С.

Группа А. Медиаобразовательные моде­ли, представляющие собой синтез эстетиче­ской и социокультурной моделей.

Медиаобразовательная модель Ю.Н. Усова [Усов, 1989; 1998].

Концептуальная основа: эстетическая и культурологическая теории медиаобразования.

Цель: развитие личности на материале худо­жественных медиатекстов.

Задачи: эстетическое, аудиовизуальное,

эмоционально-интеллектуальное образование аудитории, развивающее:

  • различные виды активного мышления [об­разное, ассоциативное, логическое, творческое];

  • умение восприятия, интерпретации, анали­за, эстетической оценки медиатекстов;

  • потребности в освоении языка медиа для его использования при общении с произведе­ниями экранных, традиционных искусств и сред­ствами массовой информации;

  • потребности в вербальном общении по по­воду освоенной информации и в художественно-творческой деятельности;

• умение передавать знания, полученные на учебных заняти­ях, результаты восприятия раз­личных искусств, окружающего мира средствами коммуникаци­онных технологий в форме мультимедиа, аудиовизуальных и письменных текстов.

Организационные формы: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуго-вую деятельность учащихся. При этом выделяется «четыре вида деятельности: усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функцио­нирования в общественной жизни; восприятие идейно-худо­жественного содержания, рас­крывающегося в пространст­венно-временной форме пове­ствования; интерпретация ре­зультатов восприятия, эстетиче­ская оценка произведения эк­ранного искусства; художест­венно-творческая деятельность в области экранных искусств» [Усов, 1989, с. 7-8].

Основные разделы содер­жания медиаобразователь-ной программы [касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования, как «аген­тства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»]:

  • введение в медиаобразование (понятие ме­диаобразования, медиатекста, основных крите­риев его оценки, создание медиатекста и т. д.);

  • экранная реальность в медиаобразовании школьников (возможности экранного изображе­ния, понятие о медиакультуре, модель ее разви­тия и т. д.);

• «человек — окружающая среда», возможности


33


ее освоения, осмысления и идентификации (взаимосвязь перцептивных единиц, различные средства установления этих взаимосвязей; ин­формационное пространство, его интерпретация с помощью слова, музыки, пластического образа и т. д.);

  • технологии, помогающие совершенство­вать освоение окружающего мира, моделирую­щие человеческое сознание [развитие медиатех-ники, моделирование мира и человеческого соз­нания и т. д.);

  • дигитальное тысячелетие — новая фаза ци­вилизации [философские, эстетические, культу­рологические оценки массмедиа; особенности «электронного общества», повествования, воз­действия современного экрана; возможности цифровых аудиовизуальных технологий и т. д.].

В целом в модели Ю.Н. Усова интегрировано изучение экранных, традиционных искусств и коммуникативных технологий. Содержание мо­дели определено «понятием эстетической культу­ры как системы уровней эмоционально-интел­лектуального развития школьника в области об­разного, ассоциативного логического мышле­ния, восприятия художественной и объективной реальности, умений интерпретировать перцеп­тивные результаты, аргументированно оцени­вать различные виды информации, поступаю­щие по медиаканалам, потребности в художест­венно-творческой деятельности на материале традиционных искусств и различных средств массовой информации [кино, ТВ, видео, печати, радио, компьютерной и мультимедийной техно­логии)» [Усов, 1998, с. 56].

Области применения: дисциплины обяза­тельного и факультативных циклов (в учебных уч­реждениях различных типов), кружковые занятия [в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга). При обосновании данной модели Ю.Н. Усов определил возможности ее реализации в специальном и интегрированном медиаобразовании.

Согласно определению Ю.Н. Усова, эта мо­дель может быть реализована в различных ва­риациях и соотношениях, что является важным для России (разные условия жизни в крупных го­родах и отдаленных районах, финансовая неста­бильность образования и т. п.). Возможные об­ласти ее применения: в студиях детского экран­ного творчества, на учебных занятиях художест­венно-эстетического цикла («Мировая художест­венная культура», «Основы экранной культуры» и пр.), а также уроках литературы, истории, ино­странного языка и т. д. Например, предмет «Ме-диаобразование» может быть составной частью различных учебных дисциплин или существовать

в виде самостоятельного курса. Поскольку про­блема подготовки профессиональных медиапедагогов в России пока не решена, такая вариа­тивность — необходимое условие для современ­ного этапа развития отечественного медиаобразования.

Модель Ю.Н. Усова направлена на эффектив­ное развитие таких важных для формирования базовой культуры личности аспектов, как: актив­ное мышление (включая образное, творческое, логическое, критическое, ассоциативное); вос­приятие, интерпретация, оценка и анализ различ­ных медиатекстов; потребность в освоении и ква­лифицированном использовании медиаязыка; потребность в языковом общении при освоении медиаинформации; умение передавать знания, результаты восприятия посредством медиа [Усов, 1998, с. 56].

Ю.Н. Усову принадлежит и разработка учеб­ной модели развития виртуального мышления, в основу которой положено единство видеосъемки и восприятия ее результатов [Усов, 2000]. Вос­приятие и анализ художественного текста дости­гается путем видеосъемки живописного полотна; монтажной записи отснятого материала; выявле­ния смысловых, эмоциональных взаимосвязей между дискретными единицами; выстраивания концепции увиденного; определения собственно­го отношения к материалу; вербализации; цело­стного рассмотрения экранизированного произ­ведения и т. д. [Усов, 2000, с. 3—6].

Современные достижения компьютерных тех­нологий позволяют учащимся проникнуть в мир виртуальной реальности, которая, по справедли­вому утверждению Ю.Н. Усова, обладает удиви­тельным подобием жизни «по сравнению с кино, телевидением, видео. ... Отождествление художе­ственной виртуальной реальности с объективной оказывается стопроцентным, хотя она и иллюзор­на. ... Однако грамотный зритель ощутит и здесь присутствие творца, т.к. традиционные законы ху­дожественного пространства, времени, дискрет­ности повествования останутся: ведь иллюзия, какой бы она ни была, все же создана автором, и в ней его эмоционально-интеллектуальное нача­ло также будет выявлено на основе соотношения перцептивных единиц» [Усов, 2000, с. 69].

В последние годы понятие виртуальной реаль­ности заметно усложнилось. Если раньше ее вос­принимали как нечто родственное реальности ху­дожественной, то с развитием компьютерных технологий виртуальная реальность с помощью компьютера возникает на внутреннем экране сознания человека, соединяя его с любым созда­ваемым им медиатекстом. В связи с этим возни­кает идея развития так называемого виртуально-


34

го мышления, которая, согласно мнению Ю.Н. Усова, способна разрешить существующие противоречия между уровнем достижений в об­ласти художественного воздействия искусства и готовностью современного человека активно ис­пользовать эти возможности как на специаль­ных занятиях, так и самостоятельно, в процессе

мационных образовательных технологий в сис­темы базового и дополнительного образования, досуговую деятельность учащихся.

Анализ показал, что медиаобразовательные модели, предложенные Л.М. Баженовой [Баже­нова 1992], Е.А. Бондаренко [Бондаренко, 1997], И.С. Левшиной [Левшина, 1975],








восприятия, интерпретации многомерной про­странственно-временной реальности. Виртуаль­ное мышление тесно связано с историей разви­тия экранных искусств, всеми видами познания пространственно-временной реальности [мон­тажного, аудиовизуального, пространственно-временного, экранного]. Развитие виртуального мышления является одним из перспективных на­правлений медиаобразования в современных информационных условиях.

Важная особенность модели Ю.Н. Усова — ин­теграция экранных, электронных и новых инфор-

В.А. Монастырским [Монастырский, 1979], Г.А. Поличко [Поличко, 1990], Ю.М. Рабинови­чем [Рабинович, 1991] и другими российскими медиапедагогами, также представляют собой синтез эстетической и социокультурной моделей обучения.

На Западе ориентация на эстетические моде­ли была достаточно популярной до 70-х гг. XX ве­ка. Среди сторонников такого рода моделей были британец А. Ходкинсон [Hodgkinson, 1964, р.26— 27], канадцы Ф.К. Стюарт и Дж. Натэл [Stewart and Nuttall, 1969, p. 5], Дж. Мур [Мооге, 1969,


35




р. 9]. В настоящее время похожий тип модели под­держивает австралийский медиапедагог П. Грин-вей [Greenaway, 1997, р. 188]. Но в целом эсте­тически/художественно ориентированные моде­ли медиаобразования на Западе уступили место социокультурным моделям с опорой на культуро­логическую теорию медиаобразования и теорию развития критического мышления аудитории.

Группа В. Медиаобразовательные моде­ли, представляющие собой синтез эстетиче-

стью, Человеком [выступать и как homo eticus, "человек этический")» [Пензин, 1987, с. 47].

Цели: развитие личности на материале худо­жественных медиатекстов. По мнению С.Н. Пен-зина, личность должна обладать следующими ка­чествами общеэстетического характера [хоро­ший эстетический вкус, отсутствие штампов зри­тельского восприятия, образное мышление, по­нимание того, что кино — это искусство, а не зер­кальное отражение жизни, осознание необходи-








ской, образовательно-информационной и воспитательно-этической моделей.

Медиаобразовательная модель С.Н. Пен зина и О.А. Баранова [Пензин, 1987; 2004; Баранов, 2002].

Концептуальная основа: эстетическая и этическая теории медиаобразования: «нельзя ограничиваться лишь специфическими — эсте­тическими и киноведческими задачами, так как кинозритель должен быть, прежде всего, лично-

мости изучения искусства) и специального ха­рактера (потребность в серьезном киноискусст­ве, способность адекватно понимать фильмы, избирательное отношение к кинопродукции, ин­терес к истории кино и т. п.) [Пензин, 1987, с. 46-47].

Задачи: эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное, этическое ме-диаобразование аудитории:

• формирование знаний (его результат —


36

понимание человеком необходимости изучения истории и теории кино, умение ориентироваться во всех элементах фильма, правильно восприни­мать любые фильмы, избирательное отношение к кинорепертуару];

  • обучение, т. е. формирование способности к образному мышлению, размышлению над уви­денным и т. д.;

  • воспитание, результатом которого будут та­кие качества, как хороший эстетический вкус, по­нимание необходимости изучения искусства, по­требность в общении с «серьезным искусством» и т.д. [Пензин, 1987, с. 47-48];

• помощь учащимся в понимании основных
законов и языка художественного спектра медиа;

• развитие нравственного и эстетического/художественного восприятия и вкуса, способ­
ности к квалифицированному анализу художест­
венных медиатекстов;

  • устойчивые ценностные нравственно-эсте­тические принципы и ориентации, включенность в нравственно-эстетический процесс [Баранов, 2002, с. 25].

  • ознакомление с задачами кино/медиаобразования [Пензин, 2004, с. 151].

Организационные формы: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуго-вую деятельность учащихся через организацию восприятия медиатекстов, объяснение восприня­того, художественное творчество, художествен­ную самодеятельность.

Основные разделы содержания медиаобразовательной программы [касающиеся изу­чения таких ключевых понятий медиаобразования, как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезента­ции медиа» и «аудитория медиа»]:

• основы эстетики и искусствоведческих наук
(в первую очередь — киноведения], истории кинематографа, способствующие полноценному эс­тетическому восприятию любых кинопроизведе­ний;

- сведения об основных областях применения теоретических знаний;

- информация о нерешенных научных про­блемах;

• задания, выполняя которые учащиеся при­
обретают опыт анализа произведений киноискусства [Пензин, 1987; Пензин, 2004].

Опираясь на традиционные принципы дидак­тики, С.Н. Пензин отмечает следующие специфи­ческие принципы медиаобразования: изучение кино в системе искусств; единство рационально­го и эмоционального в эстетическом восприятии

киноискусства; бифункциональность эстетиче­ского самовоспитания, когда эстетическое чув­ство проясняет этическое [Пензин, 1987, с. 71]. Отсюда появляется «триединство задач обуче­ния анализу фильма как произведения искусст­ва. Первая задача — освоение авторских пози­ций, изучение всего, что непосредственно связа­но с автором, главным носителем эстетического начала. Вторая задача — постижение героя, ос­новного носителя эстетического начала. Третья задача — слияние, синтез двух предыдущих поня­тий. ... Все три задачи неделимы, возникают и требуют решения одновременно» [Пензин, 1987, с. 56].

Области применения: дисциплины обяза­тельного и факультативных циклов [в основном в вузах], кружковые/клубные занятия (в клубах, студиях, медиацентрах, учреждениях дополни­тельного образования и досуга]; интегрирован­ное медиаобразование [в учебных учреждениях различных типов], кружковые занятия (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образо­вания и досуга].

Анализ показал, что медиаобразовательные модели, предложенные А.С. Брейтманом [Брейт-ман, 1997], Н.Б. Кирилловой [Кириллова, 1992], З.С. Малобицкой [Малобицкая, 1979] и другими, в той или иной форме синтезируют эстетиче­скую, образовательно-информационную и вос­питательно-этическую модели. За рубежом тако­го рода модели с начала 70-х гг. XX в. [парал­лельно с уходом на второй план проблем изуче­ния творчества «авторов медийных шедевров» и привития «экспертного» вкуса к «высококачест­венным художественным медиатекстам» школь­никам/студентам) постепенно сменились моде­лями социокультурного обучения с опорой на культурологическую теорию медиаобразования и теорию развития критического мышления ау­дитории.

Группа С. Медиаобразовательные моде­ли, представляющие собой синтез социо­культурной, образовательно-информацион­ной и практико-утилитарной моделей.

Медиаобразовательная модель А.В. Ша-рикова и А.В. Спичкина [Шариков, 1991; Спичкин, 1999].

Концептуальная основа: социокультурная теория, элементы теории развития «критическо­го мышления», семиотической, культурологиче­ской, этической и экологической теорий медиа-образования. Культурологический компонент (необходимость медиаобразования как резуль­тат развития медиакультуры) и социологический компонент (осознание в педагогике значимости


37


социальной роли медиа), согласно концепции А.В. Шарикова, обусловливают основные поло­жения социокультурной теории медиаобразования. Они состоят в следующем:

• развитие медиа закономерно приводит к
необходимости возникновения специального
профессионального образования в каждой но­
вой сфере, связанной с появлением новых
средств массовой коммуникации (СМК);

  • учитывая массовость аудитории, у профес­сионалов [в первую очередь, преподавателей специальных медиадисциплин] возникает по­требность обучать более широкие слои населе­ния языку медиа;

  • тенденция усиливается в связи с тем, что общество осознает все более сильное влияние роли медиа и, как следствие, убеждает медиапедагогов в дальнейшем развитии медиаобразовательного процесса.

Цели: социокультурное развитие личности (включая развитие критического мышления) на материале средств массовой коммуникации.

Задачи: знакомство аудитории с основными понятиями и законами теории коммуникации;

  • развитие восприятия и понимания медиатекстов аудиторией;

  • развитие умений анализа, интерпретации, оценки медиатекстов, критического мышления аудитории;




  • развитие медиакоммуникативных способ­ностей аудитории;

  • умение использовать приобретенные уме­ния для создания собственных медиатекстов.

Организационные формы: медиаобразовательные базовые (профильные) и расширен­ные курсы, учитывающие специфику учебного заведения (например, в школах гуманитарной ориентации), взаимосвязь различных ступеней в системе непрерывного образования (например, предпрофессиональная подготовка учащихся), интеграция в учебные предметы, автономные за­нятия.

Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изу­чения таких ключевых понятий медиаобразования, как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезента­ции медиа» и «аудитория медиа»):

• человеческая коммуникация (понятие, функ­ции, модель, средства, форма и содержание; ком­муникация и информация; история развития коммуникации; система СМК, ее структура, аудитория, особенности ее интересов, мотивов и т. д.);

• знаковые системы (семиотика как наука;
знак, значение, символ; понятие об основных
знаковых системах, их развитии и т. д.);

• значения и смыслы сообщений (смысл, зна­чение, множественность знаковых выражений
значения; сообщение, кодирование и декодиро­вание; восприятие, его основные закономерно­сти; понимание и его виды, интерпретация сооб­щений; содержательные и оценочные суждения;
личностная позиция по отношению к сообщени­ям и т. д.);

• виды медиа: печать, пресса, фотография,
радиовещание, звукозапись, кинематограф, телевидение, видео (история возникновения и раз­вития; роль и место в системе медиа; специфика выразительных средств; виды и жанры; процесс создания; профессии, связанные с конкретными видами медиа, и т. д.);

• массовая коммуникация и общество (медиа
как политическое и пропагандистское орудие;
правовые основы медийной деятельности; медиа
и права человека; медиа и мораль; медиа и куль­
тура; медиа и экология; типы медийной аудито­рии, социальные функции медиатекстов и т. д.).

Области применения: может использовать­ся в учебных учреждениях различных типов, в уч­реждениях дополнительного образования (фа­культатив, кружок и т. д.).

Близки к данной концепции взгляды Е.Л. Вар­тановой и Я.Н. Засурского [Вартанова, Засур-ский, 2003, с. 5—10]. В начале XXI в. ими были предложены эскизы медиаобразовательных про­грамм для различных типов аудитории и учреж­дений.

Медиаобразовательная модель Л.С. Зазно-биной [Зазнобина, 1996; 1998].

Концептуальная основа: теория развития «критического мышления» и семиотическая тео­рия медиаобразования.

Цели: подготовка школьников к жизни в но­вых информационных условиях (информацион­ная компетентность и свободное обращение с информационным потоком].

Задачи: обучение аудитории восприятию и переработке информации, передаваемой по ка­налам СМИ;

• развитие у аудитории критического мышле­ния, умений понимать скрытый смысл того или
иного сообщения, противостоять манипулирова­нию сознанием индивида со стороны СМИ;

• включение внешкольной информации в
контекст общего базового образования, в систе­му предметных областей знаний и умений;

• формирование у учащихся умений находить,
готовить, передавать и принимать необходимую
информацию, в том числе с использованием раз­личного технического инструментария (компью­теры, модемы, факсы, мультимедийное оборудо­вание и др.);


38

• развитие умений аудитории конструировать вербальные копии визуальных образов [Зазно-бина, 1996, с. 73; Зазнобина, 1998].

Организационные формы: интеграция медиаобразования в школьные учебные предметы.

Основные разделы содержания медиаоб-

учащиеся, завершившие начальное общее и об­щее среднее образование, должны уметь:

• понимать задания в различных формулировках и контекстах;

• находить требуемую информацию в различ­ных источниках;








разовательной программы [касающиеся изу­чения таких ключевых понятий медиаобразования, как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезента­ции медиа» и «аудитория медиа»):

  • медиаобразовательные задания, интегри­рованные в базовые курсы начальной школы;

  • медиаобразовательные задания, интегри­рованные в базовые курсы среднего общего об­разования.

В итоге, согласно медиаобразовательному стандарту, разработанному Л.С. Зазнобиной,


  • систематизировать предложенную или са­мостоятельно подобранную информацию по за­данным признакам;

  • длительное время (четверть, учебное полу­годие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую ин­формацию;

  • переводить визуальную информацию в вер­бальную знаковую систему;

  • переводить вербальную информацию в ви­зуальную знаковую систему;

• трансформировать информацию, видоиз-

39




менять ее объем, форму, знаковую систему, но­ситель и прочее, исходя из цели коммуникатив­ного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

  • понимать цели коммуникации, направлен­ность информационного потока;

  • аргументировать собственные высказыва­ния;

  • находить ошибки в получаемой информа­ции и вносить предложения по их исправлению;

  • воспринимать альтернативные точки зре­ния и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;

  • составлять рецензии и анонсы информаци­онных сообщений;

  • устанавливать ассоциативные и практиче­ски целесообразные связи между информацион­ными сообщениями;

  • выделять главное в информационном сооб­щении, отсекать его от «белого шума»;

  • составлять план информационного сообще­ния, предлагать форму его изложения, адекват­ную содержанию;

• извлекать из предложенной информации
данные и представлять ее в табличной или дру­гой форме;

• работать с программным и аппаратным инструментарием для подготовки, передачи и получения информации [Зазнобина, 1996, с. 75—
76].

Области применения: средние образова­тельные учреждения. При этом выделяются сле­дующие объекты медиаобразования, интегриро­ванного в гуманитарные и естественно-научные школьные дисциплины:

• учебная информация по той или иной отрас­
ли знаний [независимо от источника и носителя];

• информация, передаваемая по различным
коммуникативным каналам, доступным школь­никам;

• технические средства создания, преобразо­вания, накопления, передачи и использования
информации [Зазнобина, 1996, с. 74—75].

В значительной степени медиаобразовательная модель Л.С. Зазнобиной соотносится с медиаобразовательными подходами В.Л. Полевого, который в своих исследованиях доказал, что мышление учащихся на уровне аудиовизуально­го восприятия «будет значительно активизирова­но лишь в том случае, если им будет предостав­ляться возможность с определенной или полной мерой самостоятельности оценивать и разли­чать на экране существенное и несущественное, необходимое и случайное, анализировать, синте­зировать и обобщать увиденное» [Полевой, 1975, с. 8]. Традиции медиаобразовательной

модели, разработанной Л.С. Зазнобиной, в на­стоящее время развиваются в деятельности ла­боратории технических средств обучения и ме­диаобразования Российской академии образо­вания.

Окончание в следующем номере журнала.

Список использованной литературы

Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспита­телей, родителей / Л.М. Баженова. — М.: Изд-во ВИПК; ВИКИНГ; Ассоц. деятелей кинообразова­ния, 1992.-71 с.

Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. — Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 87 с.

Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5—9 классах общеобразователь­ной школы: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Бонда­ренко. -М., 1997.

Брейтман А.С. Основы киноискусства в курсе мировой художественной культуры: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Брейтман. — СПб., 1997.

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования // Доклад на российско-британском семи­наре по медиаобразованию. — М., 1995. — 51 с.

Вартанова ЕЛ. Российский модуль медиаобра­зования: концепции, принципы, модели / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский // Информационное общество. - 2003. - № 3. - С. 5-10.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естествен­но-научные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразо­вание / под ред. Л.С. Зазнобиной. — М.: Изд-во Мое. ин-та повышения квалификации работни­ков образования, 1996. — С. 72—78.

Она же. Стандарт медиаобразования, интег­рированного с различными школьными дисцип­линами // Стандарты и мониторинг в образова­нии. - 1998. - № 3. - С. 26-34.

Левшина И.О. Воспитание школьников средст­вами художественного кино: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.С. Левшина. — М., 1974. — 25 с.

Леготина Н.А. Педагогические условия подго­товки студентов университета к реализации ме­диаобразования в общеобразовательных учреж­дениях: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.А. Ле­готина. - Курган, 2004. - 24 с.

Малобицкая З.С. Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов: дис.... канд. пед. наук / З.С. Мало­бицкая. — Иркутск, 1979.


40

Монастырский В.А. Художественное воспита­ние старших школьников средствами телевиде­ния во внеклассной работе: дис.... канд. пед. наук / В.А. Монастырский. — М., 1979.

Пензин С.Н. Кино и современность. Программа учебного курса // Программы курсов по специ­альности 02.06.00 «Культурология» / С.Н. Пен­зин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004.-С. 151-163.

Он же. Кино и эстетическое воспитание: мето-дол. проблемы / С.Н. Пензин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1987. — 176 с.

Полевой В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной дея­тельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Полевой. - М., 1975. - 21 с.

Поличко Г.А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности» / Г.А. Поличко. — М.: Изд-во Ассоц. деятелей кинообразования и НИИ худож. воспи­тания Акад. пед. наук, 1990. — 23 с.

Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь / Ю.М. Рабинович. — Курган: Периодика, 1991.-120 с.

Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. — Курган: Изд-во Курган, ин-та повышения квали­фикации и переподготовки работников образо­вания, 1999.-114 с.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьни­ков в приобщении к различным видам искусства // Искусство в школе. — 2000 [а]. — № 6. — С. 3-6.

Он же. Кинообразование как средство эстети­ческого воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Ю.Н. Усов. - М., 1989 (а). - 32 с.

Он же. Кинообразование как средство эстети­ческого воспитания и художественного развития школьников: дис.... д-ра пед. наук / Ю.Н. Усов. — М., 1989(b).-362 с.

Он же. Основы экранной культуры: Цикл про­грамм / Ю.Н. Усов и др. — М.: Изд-во Рос. акад. образования, 1998. — 60 с.

Он же. Экранные искусства — новый вид мыш­ления // Искусство и образование. — 2000 (Ь). — № 3. - С. 48-69.

Шариков А.В. Экспериментальные програм­мы медиаобразования / А.В. Шариков, Е.А. Чер-кашин. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1991. — 43 с.

Greenaway P. Media and Arts Education: A Global View from Australia. In: Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age / P. Greenaway. — New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997. - PP. 187-198.

Hart A. Understanding Media: A Practical Guide / A. Hart. - London: Routledge, 1991. - 268 p.

Hart A. Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart A. (Ed.). Teaching the Media. International Perspectives / A. Hart. — Mahwah, New Jersey — London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 1998.-P. 1-21.

Hodgkinson A.W. A Specimen Screen Education Syllabus. In: Hodgkinson A.W. (Ed.) Screen Education. - Paris: UNESCO, 1964. - P. 26-27.

Masterman L. Teaching the Media / L. Master-man. — London: Comedia Publishing Group, 1985. -341 p.

Masterman L. A Rational for Media Education. In: Kubey R. (EdJ Media Literacy in the Information Age / L Masterman. — New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, 1997. — P. 15-68.

Moore G.J. The Case for Screen Education. In: Stewart F.K. and Nuttall J. (Eds.). Screen Education in Canadian Schools / G.J. Moore. — Toronto: Canadian Education Association, 1969. — P. 6-26.

Silverblatt A. Media Literacy / A. Silverblatt. — Westport, Connecticut — London: Praeger, 2007 — 449 p.

Stewart F.K. What's the Idea? In: Stewart F.K. and Nuttall J. (Eds.). Screen Education in Canadian Schools / F.K. Stewart, J. Nuttall. — Toronto: Canadian Education Association, 1969. — P. 5.


41





Скачать 274,2 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер274,2 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх