2 этапа: ранний и поздний. (Италия XIV-XV вв) icon

2 этапа: ранний и поздний. (Италия XIV-XV вв)


Смотрите также:
Лекция 7-2010
Ранний монгольский доспех...
Поздний бронзовый ранний железный века северо-западного побережья озера байкал (по материалам...
Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре...
Рабочая программа по дисциплине «История экономических учений»...
Американский вариант английского языка вопросы к зачету...
«средиземноморский бриз» из барселоны...
Костромского симфонического оркестра...
Xiv московский Международный Курс по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению...
Ladri di biciclette, Витторио Де Сика, Италия, 1948, 93’...
Незнакомая Италия (Марке,Умбрия)...
Положение о проведении городского этапа XIV областного фестиваля детского и юношеского...



Загрузка...
скачать
19.Эпоха возрождения.

2 этапа: ранний и поздний. (Италия XIV-XV вв)

Возрождение. Интерес античности и человека (Средние века - теоцентризм)

(Бог в центре и всюду) Место Бога занимал человек – Антропоцентризм (философия искуства)

Стиль мышления культура меняется. Характерный этап – гуманистические

Второй этап – XVI вв идеи возрождения распространяются на остальные культуры преобладает естественно научный интерес (XVI - нач XVII) Картин а в идеологии изменилась на христианство. А в 1054 году на католицизм и православие. А итогом всего это стало возникновении протестантства (Лютёр – Германия, Кальвин – Франция, Генрих XIII (глава английской церкви)- Англия). Борьба за власть – происходит передел духовной власти, теперь духовенство подчиняется не п. Римскому, а правителю. Отменен ряд религиозных праздников, постов, культ святых. Перевод библии на другие языки, до этого его мирянам позволяли читать только на греческом и латыни.

Философия – выработаны позиции относительно отношения к античной культуре, философии.

Эразм Нотердамский – голландец, филолог, изучал древние языки, истолковывал памятники античной культуры, Библии. Издаёт книгу «Хвала Глупости» переведённую на все европейские языки. Она содержала суждения о совр. сост. об-ва.

Мишель Де Монтень – отец - мэр города Бордо сын советник. Затем мэр, но позже покидает этот пост по идейным соображениям и ведёт жизнь отшельника. Позже по просьбам жителей Бордо возвращается на пост мэра, при условии что пост не будет оплачиваться. (н говорил: «нельзя высказать глупости которая не была высказана», «традиционная теология бесполезна, попытки рац. Обосновать Бога бесплодны», «Все боги которым человек придаёт завершённую форму – «безбожны»»).

Николаем Кузанским XV, теологом, развивается натурфилософия. Он первый предшественник Коперника, говорит что Змеля подобна остальным небесным светилам, что она вращается вокруг Солнца и обращается вокруг своей оси. Н. К. придаёт большое значение математики (мистицизм, магия чисел).

Парацельс(?)Теофраст Гогенгейм – (родоначальник медики как науки) медик, химик. Деятельность – подготовил к возникновению химии как науки. Ввёл ряд лекарств Он первый выявил взаимосвязь между хирургией и терапией. Впервые хирург поднялся до уровня врача. Он говорил что врача делают врачом не книги а практика. В эпоху античности в науке экспериментального уровня не было. Он вывел три фундаментальных физических начала: ртуть – духу, соль – телу, сера – душе (промежуточной между духом и телом). И нарушение определённых пропорций ведёт к болезни Медицина – наука о благе человека. Человек рассматривается как микрокосмос. Всё в мире одушевлено некой живой, мистической силой – орхей(?) Задание медика – обучиться править воздействием на орхей, а это позволит править миром.

Леонардо Да Винчи (1452 -1519) Изначально был живописцем. Ему принадлежит целый ряд новых разработок: летательный аппарат, печатный станок(реальные проекты). Главный объект науки и искуства – природа, сост часть – человек (“первый зверь среди ивущих”).По да Винчи – пусты науки не основанные на опыте, первые знания – ощущенияюЛеонардо, придавал особое внимание математике. Всякое опытное знание рационально обосновывается. Всё познаётся в споре, истина одна, если она проявилась, то спор прекращается, если спор продолжается то наука лжива и не наука.

Коперник 1473-1543 (когда появилась астрономия сказать нельзя, к основоположникам можно отнести Птолемея, в античности же все небесные тела были обожественены)

Земля имеет шарообразную форму, размер которой несоизмеримо мал по сравнению с расстоянием до звёзд, несомненно является центром мира. Вокруг неё вращаются венера, мерк, марс, сатурн, юпитер, далее звёзды.

Сохранены Арист воззрения о соотношении неба и земли. Со времени выявления отклонения от Птолемеевск траектории. Считается, что базисные уст. Верны и можно немного изменить. К XV в. система стала очень сложной. Папа Римский созвал комиссию по реформе астрономии.

Родился в Польше, Торуме. Воспитан дядей ,рано лешился родителей. Родился в италии, крупный специалист по теории денег, но при этом главное, чем он занимался, была астрономия. Преподавал по Птолемею.

Аристарх Самосский – идея гелиоцентризма резонанса теория не получила, эти же идеи XIV Николай Арези, XV Да Винчи, возник снова резонанс в обществе, но никто не мог убедительно обосновать эту теорию. Но позже 30 лет вычислений наблюдений позволили обосновать эту теорию. Вид движения Солнца аналогичен движению тел на Земле (лодка и берег). Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговой орбите. 75 лет спустя Кеплер установил, что планеты движутся по эллипсу. Находясь при смерти решился опубликовать свои взгляды. В 1616 году инквизиция запретила книги подобного толка до 1770. Чисто практически систему Птолемея лучше применять. Тихо Браге смог упростить систему Птолемея, сказав, что Солнце движется вокруг Земли. Все остальное движется вокруг Солнца. Из всего этого получалось, что Земля – не центр Вселенной, а человек – не венец творения.

Джордано Бруно (1548-1600). В 24 года стал монахом. В 76-м году его обвинили в убийстве одного из монахов, но вину доказать не смогли и он пустился в бега: в Рим , Италию, Венецию, сначала к кальвинистам, но из-за возникших разногласий бежал во Францию и стал подданным Генриха III. Со свитой посла отбыл в Англию, в Оксфорде перессорился с одним профессором, обвинив его в плагиате. В 1590 году в Германии публикует трилогию, занимается распространением книг от Джованни Мученни, чтобы тот обучал его мнемотехнике. Ораторскому делу. Бруно возвращается в Италию, где Д. Мученни доносит в Св. канцелярию. Тот не отрекается от своих взглядов и его приговаривают к сожжению на костре. Последними словами : ,,Сжечь – не значит оправдать,,.

Д. Бруно стоял на позициях гелеоцентризма. Земля относится к ряду планет, Вселенная бесконечна, и существует ряд миров. Подобных нашему. Вселенная бесконечна и безгранична, но при этом едина и кроме нее ничего больше нет. Она проста, но нельзя ее извне изменить. Все изменения происходят внутри нее. Бессмысленно искать перводвигатель Вселенной. Нереально познать творца. Стоя на позициях пантеизма, он утверждал, что вся Вселенная одушевлена – человек – концентрация всех свойств Вселенной, у него наличествует разум. Увлечение магией. Хотя создание новой религии – современных греков, Египет, астрологическая магия, сверхчеловек. Каждый человек должен слиться с космосом, управлять им, и влиять на него. Божественная магия, и естественная магия (природа). Предпосылка познания – сомнение. Следует избегать авторитеты – традиции схолостичской мудрости. Единственное средство – разум и исследование, не ограниыные никакими доктринами.


Галилео Галилей (1564 - 1642) Философ и первый математик герцога Тасканского. «Трактат о механике» - новая теория действия машин (сопромат), ввёл понятие момента, военное дело, ирригация, 1609 г – первый телескоп (30-ый). Луна – не плоский диск, а шарообразный, есть горы, моря, ничем принципиально не отличается. У Юпитера – 4 спутника, пятна на солнце (до этого солнце – олицетворение небесной частоты), фазы у Венеры – движение вокруг солнца. Распространение учения Коперника (1632 г) – опубликовано учение о двух главных системах мира, Птолемея и Коперника. Предстал в 33 году перед судом инквизиции. Галилей подписал отречение от взглядов. Позиция двойственности истины – две книги: спасения и природы, прочтение каждой книги должно быть самостоятельно, познание природы и моральных проблем не взаимоприменимы. Способ, как попасть на небо, - что такое небо, вселенная природы – книги природы, научные знания – нейтральные ценности, наука и теология сосуществуют параллельно. Объект науки – различия между объективным и субъективным – вкус, цвет, не зависит от восприятия субъекта (количественная хар-ка)

Предмет науки – объект. Качества. Первый теоретик гепотеко-дедуктивного метода, важное значение эмпирического метода – всё сводится к математики. Математическое выражение естественного порядка вещей, природа едина, материальна, её законы едины – матем. Первый мысленный эксперимент, различая между наблюдением (пассивным созерцанием), эксперимент (например на подтверждение или опровержение теории). Никакая научная теория не может быть опровержена из-за Святого писания и к нему апеллировать.

Николо Макиавелли – мыслитель, литератор (1469 -1527). Принцип – цель оправдывает средства. Движущей силой развития является интерес – собственность, приобретение. Люди дорожат собственность больше чем честью и почётом. Интересы сталкиваются и появляется классовая борьба (в основном имущественные интересы). Главная негативная роль класс собственников дворянства. Не имеют потребности трудится, праздно живут, доход с имений – люди зловредные во всяком обществе, нетерпимы, враг гражданственности. Другой враг церковь, причина того, почему Италия не целостное гос-во. Продолжая держать в несогласии Христианская религия – высшее благо в смирении, благо в душе – отказ от материальных благ. Провозглашение величия человека в смирении. Абстрактная идея античной республики – первая ступень развития установление монархии. Власть основана исключительно на силе. Монарх не должен останавливаться не перед чем. В литературной работе Борджиа «Государь» представлялся идеальный монарх кодекс правил которым он следовал: двурушничество, ложь, лицемерие, вероломство.

Тома Мор – Англичанин (1478-1535) противоположные идеи. Член парламента, адвокат, лорд-канцлер (1529), Генрих 8 провел реформу церкви и провозгласил себя главой церкви. Томас Мор присягает ему как главе государства, но отказывает как главе церкви, за это был посажен в тюрьму. Но затем был канонизирован церковью. В 1516 написал «золотую книгу» «Утопия» - место которого нигде нет в двух томах, первый том критика соц. беспорядков, второй том – модель идеального гос строя. Антииндивидуалистическая трактовка общества:

  • верховный носитель власти, самый восокообразованый и высокоморальный человек, который устанавливает, что есть добро и зло (эталон)

  • отсутствие частной собственности

  • нет денег, драг металлы не имеют значения

  • все граждане определяют время физ. труда, умственного труда – принцип права на образование и доступ к умственному труду

  • сохранено рабство (преступники пленные)

  • все обучаются военному искусству, освободительные воины, если и нападение то для защиты более слабых

  • необходима религия, но допустим и атеизм, ограниченная свобода совести ,не допускается пропаганда атеизма

  • направление не на аскетизм, а на развитие, способствование здоровому образу жизни

Где есть частная собственность, там нет справедливости, умножение скорби, бедность, бессмысленость рассуждения о гуманизме, процветании государства. Человек должен жить сообразно природе.

Томазо (?) Компанелла родился в бедной семье (1568-1639)В 30 лет возглавил заговор против гнёта испанской монархии. Освободился в конце 20-х годов. Написал «Город Солнце» В 1623 году опубликовал, в ней описал жизнь народа, который бежал на уединённый остров и ведёт справедливую жизнь. Идеи: не должно быть не богатых не бедных, нет семьи, единый покрой одежды, всем открыт доступ к образованию, упор на естественные науки, управление происходит советом, членов совета можно менять. Идея единства человеческого рода в идеале никаких гос. границ. Верховный правитель – философ выбранный из церковных служителей первосвященник.


^ 20.Французское просвещение XVIIIв.

Ш. Монтескье – теоретик. Увлекался германским детерминизмом, социальной политологией, правом. На большой планете, где живёт множество народов, должно быть и международное право. Между правителями – политические, между людьми – гражданские права. Религия – это дух народа. Если гос-во не опирается на народ - это приводит к дестабилизации гос-ва. Строй гос-ва обусловлен географическим местоположением. Север – деятельны, активны, суровы. Юг – ленивы и порочны. Так Индуизм не мог появиться в Швеции. Политические проблемы и соц. Потрясения на севере и монархия на юге диктовались географическим расположением (как, сам не знаю).

Вольтер (1694-1778) – литератор-просветитель. Идеи творчества касались, в основном, религии. Он признавал существование бога как перводвигателя. По нему бог являлся основой всей системы. Он создал все сущее и не вмешивается в ход событий. В отношении человека можно рассуждать о боге с метафизической позиции. Бог – это карающая и вознаграждающая инстанция, узда, сказывающаяся на формировании морального облика.

Отрицательно относился к христианской церкви, говорил, что она с религией не имеет ничего общего, отрицательно относился к религиозному фанатизму. Говорил, что фанатизм, в отличии от атеизма, опасен. У атеизма есть разум, религиозный фанатизм же неограничен ничем. Христианство – переплетение злейших идей. Создал свой девиз, который гласил “ мне надоело слышать, что 12 человек создали Христа, я хочу доказать, что достаточно одного человека, что бы его разрушить”. Противопоставлял религию идолопоклонничеству и утверждал, что христианство худший вид идолопоклонничества («Вы идете в тысячи церквей поклоняться, священники же облачаются в наряды и идут из объятий блудных утешать народ, который им поклоняется»).

Христианская религия – это сеть, сплетенная мошенниками, которая опутала людей. По Вальтеру, нет реальной субстанции, соответствующей душе, способности чувствовать и мыслить дается богом.

Законы. Весь мир развивается по законам. Бог дарит разумность, но почему бы ему ни дарить немного свободы. Затем Вольтер перешел на позиции жесткого детерминизма. Весь мир развивается по законам. Человек – одно из природных существ, подчиненных тем же законам. Свобода человека – возможность делать то, что хочешь. Все, включая наши действия, предопределено. Всякое настоящее событие, следующее из прошедшего, создает будущее (фатализм).

Этика и эстетика. Эти понятия имеют отношение только к человеку. В природе нет ничего прекрасного или безобразного. Человек – существо общественное. Человек рождается с потребностями в общении с себе подобными. Если его изолировать от общества, то он теряет способность быть человеком. Люди разделены на 2 слоя: богатые (всегда повелевают) и бедные (всегда подчиняются).

Жан-Жак Руссо. Французский педагог, философ-писатель. Он говорил, что развитие науки и искусства помогают развитию души. Все беды – это результат суетного любопытства. Цивилизованные общества порождают развитие человеческого ума, но и оно порождает неравенство (из-за разума). Он был первым, кто натолкнулся на мысль о том, что личная собственность – это основа гражданского общества. Имущественное неравенство ничтожно и не оказывает влияния на умственные способности. Из возникновения законов вытекают правомерные неравенства. Люди начинают понимать, что их свободы ничем не обеспечены, они заключают соглашения, объединяются и создают законы («свобода одного там, где начинается свобода другого»). Главное благо для любого человека и общества, которому служат законы и социальные структуры – это свобода и равенство. Наделение всех равной собственностью, личная свобода. Условия естественного состояния человека – нет собственности, нет вражды, не может быть обид, люди разобщены, нет связи, нет преемственности поколений, изобретатель погибает вместе с изобретением, сами же изобретения возникают в результате потребностей Люди равны, свободны, нет социальных конфликтов.

Ступени неравенства:

  1. Деление на бедных и богатых. Зарождаются права и собственность.

  2. Деление на сильных и слабых – появляются законы, права сильных господ и слабых подчиненных.

  3. Деспотизм. Законы действуют только для слабых.

Против принципов феодализма, против идеи божественного происхождения власти. Общество в праве расторгнуть общественный договор, когда буква этого договора перестает быть истиной.

В своих письмах они говорили, что никогда еще не было потрачено столько сил, чтобы вернуть человека к первобытному образу жизни.


^ 21. Французский материализм

Дидро и д’Аламбер – французские энциклопедисты (идея Фрэнсиса Бэкома)собрали всё что создано за историю человечество.

Дидро написал «Философию мысли», Гельвеций «Об уме», «О человеке».

Природа материальна, материя – основа всего сущего и подчиняется своим законам, материя самодостаточна. Материя по отношениям к нам – то что воздействует на органы чувств. Так реальные тела, существующие в действительности нами могут не восприниматься. Мир материален во всех качествах. Пространство и время неразделимы с материальным миром. Время –последовательность действий, пространство – сосуществование событий. Материя не может существовать без движения. Движение абсолютно, всё в нём. Покой относителен, абсолютно только движение. Материя активна – сама движет всем, своими собственными силами. Структура материи: позиция атомизма – атомы нерушимые элементы материи, сочетания атомов создают свойства. По Дидро – разнообразные сочетания молекул способны к движению, все они одушевлены (аргумент «почему бы и нет»), каждый орган чувств – это микроорганизм, борьба их в организме приводит к болезни человека, все молекулы разнообразны. Фундаментальные свойства присущие каждому: длинны, ширина, чувства. По Каметри материя разумна, обладает особой организацией. Позиция механицизма против того что живые существа – механические агрегаты (Декарт). Одушевлённые машины, человек тоже к ним относится и подчиняется законам механики. Свойства разумности вытекает из определения уровня организации, от сюда вытекает сознание.

Причинность. Всё в мире подчинено одинаковым законам. Все явления подчиняются законам механики. Всё причинно, каждая причина поражает следствие, причины без следствия не бывает. Всё что в мире имеет причинно следственную связь. Все законы мира - законы механики. Все законы универсальны, как для общества, так и для мира. Всё что мы наблюдаем – закономерно и необходимо. Случайность – субъективна. Позиция фатализма – жизненная линия, по которой любой пройдёт. В отношении человека свобода – это поступки мотивы, которых лежат внутри человека. Человек выбирает средства.

Все явления хаоса закономерны. Сначала был хаос, затем сочетания и формы – их было бесконечно много, они устойчивы, но видоизменяются. Их развитие – циклично, одни исчезают, возникают другие, но ничего не прибавляется, в мире не возникает ничего нового.

Теория познания – сенсуализм, ощущения и чувства – это основа познания. Критические суждения сопоставляются с практикой. Гельвеций – начал разрабатывать теорию вероятности (в зачаточном виде) – методы оценки возможности осуществления события. Создаются таблицы, из которых можно судить о достоверности события.

Религия. В целом отрицалась. История религии верований – это страх и невежество, и человеческие заблуждения. Что это за Бог, который обладает божественными качествами, но ведет себя как человек (грозится, держит в страхе). Когда надо объяснить – вносит хаос. Самый тяжелый удар был обрушен на католицизм – такса Римской канцелярии (такса на грехи). Люди веровали не в бога, а в мысли о богах. Получается, что человек не верит, скорее всего, ни во что. Существует 2 столпа, на которых держится государство – это тирания и религия, если общество на них опирается – это порочное общество. Справедливое общество не нуждается ни в страхе божьем, нив страхе земном.

Дидро утверждал, что в природе человека заложено абсолютное начало справедливости. Оно изменяется в зависимости от образа воспитания (женщины к этому не относится). Расположенность к добродетельности – основа социальных отношений, но изначально они не присущи человеку. Идея доброты и справедливости – продукт социального развития, и они не возможны без просвещения. Если общество не благоустроено, и народ не просвещен, возникают социальные конфликты, приводящие к разрушению общества. Природа не создает дурных людей, их создает общество. Влечение к пороку тем сильнее, чем хуже закон. Разумный эгоизм – основа социальной добродетельности. Собственный интерес и себялюбие удовлетворяют частные интересы, служащие удовлетворению интересов общества. Работа не на общество, а на себя. Общество состоит из людей, ведущих личную жизнь во благо общества. Совокупность решения частных проблем – решение общих проблем. Уровень развития народа определяется взглядами людей, которые формируются под воздействием общественной среды. Мнения правят миром. Решающую роль в развитии общества играют великие люди, которые формируют общественное мнение.




Скачать 125,12 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер125,12 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх