России: история и перспективы Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Саратов, 14 ноября 2009г.) Саратов «Научная книга» 2010 icon

России: история и перспективы Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Саратов, 14 ноября 2009г.) Саратов «Научная книга» 2010



Смотрите также:
Л. В. Шипова (отв ред.), В. А. Ручин, М. Д. Коновалова, Л. В. Мясникова...
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская...
Табачной зависимости приоритетные направления современной медицины материалы IX московской...
Программа конференции предусматривает работу по следующим направлениям: Кризис подросткового...
Материалы межрегиональной научно-практической конференции...
Библиографический указатель курортология и курортное дело...
Программа конференции саратов 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации...
Программа конференции саратов 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации...
Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической...
Программа конференции саратов 2010 Посвящается 80-летию сгту...
Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием...
Лемы питания : гигиена, безопасность...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Духовное управление мусульман

Саратовской области

Медресе «Шейх Саид»


Исламское просвещение в России: история и перспективы


Материалы межрегиональной научно-практической конференции

(г. Саратов, 14 ноября 2009г.)


Саратов

«Научная книга»

2010


УДК 37.015

ББК 74.03

И 87

Редакционная коллегия:

Д-р ист.наук,профессор Ф.А.Рашитов (отв редактор),

М.А.Бибарсов,Р.М.Кузяхметов,А.А.Хабибуллин

Авторы:

Р.Р.Гильмутдинов,Ю.Я.Курмакаев, А.Муслимов,Ф.А.Рашитов,В.П.Рожков,Л.Я.Солодовниченко,

Э.Р.Толочкова, А.А.Хабибуллин, О.В.Шимельфенинг


^ Исламское просвещение в России: история и перспек

тивы : Материалы межрегион. Науч.—практ. конференции

(г. Саратов, 14 ноября 2009г.). - Саратов: Научная книга,

2010.-84 с.

ISBN 978-5-9758-0716-8

В сборник включены тексты выступлений участников «круглого стола», проведенного в рамках межрегиональной научно-практической конференции. Статьи касаются в основном проблемы введения в учебные планы общеобразовательных учебных заведений курса «Основы исламской культуры». В приложении представлен разработанный преподавателями медресе «Шейх Саид» учебно- методический комплекс по данному курсу.

УДК 37.015

ББК 74.03

ISBN 978-5-9758-0716-8 ©Духовное управление мусульман

Саратовской области,2010

©Медресе «Шейх Саид»,2010


Содержание

Рашитов Ф.А. Ислам и просвещение в России:

исторический и социокультурный аспекты……………………………………………………4

^ Солодовниченко Л.Я, Шимельфениг О.В.

Исламская культура как предмет изучения………………………………......13

Рожков В.П. «Основы религиозных культур

и светской этики»: проблемы введения и преподавания курса. …………27 Курмакаев Ю.Я. Ислам в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения…………………………………………………………………………..33

Гильмутдинов Р. Р. Опыт преподавания основы исламской культуры в Национальной (татарской) гимназии…………………………………………………………....37

^ Муслимов А.М. Успех дела - в совместной работе духовных и светских людей……………………………………………………………………………………………………………..…41

Хабибуллин А.А. Презентация учебно-методического комплекса «Основы исламской культуры»……………………………………………………………………………………...44

^ Толочкова Э.Р. Учебно - методическое обеспечение учебного курса «Основы исламской культуры». …………………………………………………………………………………..49

Приложения

Приложение 1.Резолюция по итогам круглого стола……………………..53

Приложение 2.Программа дисциплины

«Основы исламской культуры»…………………………………………….54


Сведения об авторах…………………………………………………………8

^ Ф.А. Рашитов

Ислам и просвещение в России:

исторический и социокультурные аспекты

Формула «ислам и просвещение» отражает, несомненно, более широкий круг явлений и связей, чем понятие «исламское просвещение». Под исламским просвещением обычно понимается деятельность мусульманского духовенства по распространению ислама как вероучения, по обучению людей основам религии и обрядам.

Однако эта деятельность, как в прошлые времена, так и в особенности сегодня, осуществляется не в изолированном, закрытом пространстве. Она находится в многообразных социальных отношениях и связях с окружающим миром, подвергается разнообразному социокультурном, идеологическому, политическому воздействию. Сам феномен просвещения, просветительства не может быть и не является монополией какой-то одной конфессии или политического течения. Это особое, самостоятельное историческое и социокультурное явление, оказывающее сильное воздействие на все сферы общественной жизни. Отсюда вытекает возможность и необходимость рассматривать современный ислам в широком историческом и социокультурном контексте, выявляя конкретные области, формы и способы его взаимодействия с феноменом просвещения. Надеюсь, что предлагаемый конкретно-исторический, социокультурный взгляд на исламское просвещение поможет лучше разобраться в тех процессах, которые ныне происходят в России, в особенности в духовно-нравственной сфере общества, выработать ориентиры для дальнейшего совершенствования просветительской деятельности.

Понятие света, просветления занимает во всех религиях, в том числе и в исламе, одно из центральных мест. Взор верующего человека устремлен ввысь, в небо, к свету, идущему, как считается, от Бога. И первейший долг верующего – познать волю Всевышнего, понять суть божественного провидения, искать смысл жизни, свое земное предназначение, выработать и реализовать идеальную модель своих взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром. И христианство, и ислам ориентируют человека на знание, на служение высоким идеалам добра, справедливости, братства, человеколюбия. Незнание, темнота, суеверия, душевная глухота и экзальтированность отнюдь не относятся к числу достоинств мусульманина.

Зарождение, распространение и утверждение ислама происходило в открытой борьбе с примитивными языческими верованиями, основанными на суевериях, на страхе и преклонении перед темными силами природы. Ислам дал ясную и целостную картину мира, созданного Всевышним Аллахом. А Священная Книга возложила на каждого мусульманина обязанность познавать этот мир, беречь и украшать его. Поэтому ранний период ислама характеризовался небывалым расцветом философии, астрономии, математики, медицины и других наук. В арабском, мусульманском мире успешно осваивалось богатейшее философское, культурное наследие античности. В историю мировой науки и культуры навсегдавошли имена ученых мусульманского мира Ибн Сины (Авиценны), Бируни, Ибн Ружда, Баласагуни, Ясави и др.

Тезис об огромном научном, творческом потенциале ислама подтверждается опытом Волжской Булгарии, в которой ислам был принят в качестве официальной религии в 922 году. Вскоре здесь появились свои крупные ученые, поэты. Среди них можно назвать Якуба ибн Нугмана, автора «Истории Булгарии», Бурханеддина Ибрагим ибн Йусуфа, крупного ученого-медика, богослова, и др. На рубеже XII-XIII веков в Булгаре жил основоположник татаской письменной литературы Кул Гали, автор знаменитой поэмы «Кыйсса-и Йосыф». Принятие ислама сопровождалось также распространением письменности и школьного образования среди булгар.

Достижения исламского просвещения и культуры были восприняты в крупнейшем государстве средневековья – Золотой Орде. Особенно сильный толчок этот процесс получил после официального признания ислама в качестве государственной религии при хане Узбеке (1312-1342). В это время столица государства город Сарай становится крупнейшим центром просвещения, литературы, искусства. Здесь творили выдающиеся поэты Саиф ас-Сараи, Кутби, Харазми, Хисам Кятиб, прозаик Махмуд аль-Булгари и др.

Традиции исламского просвещения сохранялись в образовавшихся после распада Золотой Орды татарских ханствах, в особенности в Казанском и Крымском. В Казанском ханстве функционировала система мусульманского образования, представленная мектебами, медресе при мечетях. Имеются сведения о существовании в Казани при Соборной мечети высшего духовного учебного заведения – медресе сеида Кул Шарифа. Поэтическим творчеством увлекались хан Мухаммед-Эмин и сеид Кул Шариф. Вершиной поэзии Казанского ханства явилось творчество Мухаммедъяра (1497-1552).

Как не раз бывало в истории со многими учениями, ислам со временем превращался в застывшую систему догм, предписаний и запретов. Свой вклад в создание данной системы внесли комментаторы, богословы-улемы. Мечеть и учебные заведения при ней превращались в проводников этих догм и предписаний. Творческое, просветительское начало в исламе стало ослабевать. В условиях вступившего в пору упадка феодального общества и усиленя абсолютистских, авторитарных начал в государственном строе официальный ислам превращался в моноидеологию, подавлявшую всякую живую мысль. В царской России, в состав которой в XVI веке вошли татарские и башкирские земли, ислам к тому же подвергался жестоким преследованиям, что служило дополнительным фактором подавления мусульманской мысли. Система мусульманского образования была фактически разрушена вместе с мечетями. Известно, что только в период с 1740 по 1743 год в Казанской губернии было разрушено 418 из 536 существовавших мечетей1.

После того, как Екатерина II в конце XVIII в. несколько ослабила религиозный гнет, разрешила строить мечети, открывать мусульманские школы, остро встала проблема кадров духовенства. За религиозными знаниями молодые татары отправлялись в медресе Бухары, Самарканда и других среднеазиатских городов. Но здесь царила атмосфера религиозного фанатизма, косности, мракобесия. Это чутко уловил молодой шакирд из деревни Курса казанской губернии Абу Наср Курсави (1776-1812), который в написанном в Бухаре сочинении «Руководство для слуг Аллаха» резко выступил против улемов, обвинив их в схоластическом и мистическом толковании догматов веры, в преследовании всякого свободомыслия и творческого подхода в вопросах веры. В противовес господствовавшему принципу таклида, требовавшему беспрекословного подчинения религиозным авторитетам прошлого, он выдвинул принцип иджтихада, т.е. индивидуального творческого толкования, доступного, по его мнению, всем мусульманам, а не только избранной «касте» знатоков-улемов. Новаторские идеи Курсави вызвали гнев эмира Бухары и улемов, и он вынужден был покинуть Среднюю Азию. Вернувшись в родную деревню имам Абу Наср попытался реализовать свои идеи в творческом, самостоятельном понимании догматов веры, о необходимости давать учащимся, в дополнение к ним, современных светских знаний в открытом им медресе. Он преподавал своим шакирдам не только основы ислама, но и математику, географию, историю. Курсави можно считать первым просветителем и религиозным реформатором Нового времени поволжского мусульманства.

Дел Курсави продолжил другой имам, также получивший образование в Средней Азии, - Шигабутдин Марджани (1818-1889). Став в 1849 году имамом Первой Казанской мечети, он круто меняет порядки в медресе: вводит светские дисциплины, устанавливает четкий распорядок дня, в преподавании переходит от заучивания и устного воспроизведения текстов «от сих до сих» к объяснению содержания нового материала с целью добиться от шакирдов осмысления, понимания и объяснения текста. Для него не существовало непререкаемых авторитетов, запретных для осмысления и обсуждения тем.

Емкую и точную характеристику Ш.Марджани, того нового, что он внес в татарское общество, дал великий поэт Габдулла Тукай в написанном им в начале 1913 года стихотворении «Шигаб хəзрəт»:

«Татарда да гыйрфан уты кабынганны

Күрсəтергə күтəрелгəн төтен кеше» («Человек, который стремился зажечь у татар свет знания»). Вот кем для татар был Шигабутдин Марджани. Его деятельность не ограничивалась рамками мусульманской мечети. Он широко раздвинул эти рамки. Сам много и успешно занимался научными исследованиями, особенно в области истории. Призывал татар, мусульман брать знания, откуда только можно. «Для будущности нашего народа, обеспечения ему возможности управления собственными делами и избавления его от вечного гнета на арене жизни, - говорил он, - мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре и промышленности… Умение и просвещение нужно брать везде, где они есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ»2. Ш. Марджани настойчиво призывал татар изучать русский язык, свободно владеть и пользоваться им.

Мусульманское духовенство того времени в своей основной массе не приняло новаторских идей Ш. Марджани. Однако у него нашлось немало последователей как среди татар, так и других мусульманских народов, например, среди казахов. Большое влияние его идеи оказали на творчество казнских поэтов Ахан-Сере, Абая Кунанбаева, Мухамеджана Сиралина.

На базе идей Марджани выросло такое мощное реформаторское направление в мусульманском просвещении, как джадидизм. Виднейшие представители джадидизм Ризаэтдин Фахретдин, Габдулла Баруди, братья Буби и другие считали себя учениками и последователями Ш. Марджани. Первые десятилетия XX века прошли под знаком широкого распространения джадидизма в татарском обществе. Последнее приобщалось не только к новой, звуковой методике обучения грамоте, но и к передовым демократическим, политическим воззрениям, к театру, музыке, живописи. Наступил «золотой век» татарской литературы, журналистики.

Следует, однако, заметить, что большая часть татарского крестьянства оставалась безграмотной как в смысле общего образования, так и политических знаний, стояла вне политики. По нашим оценкам грамотных «по-мусульмански», по-татарски среди крестьян Саратовской губернии к 1914 году было не более 30-35%, а грамотных «по-русски» - не более 5-7%. Большинство мектебов при мечетях работали по старинке, влачили жалкое существование с точки зрения материального, учебно-методического, кадрового обеспечения.

В обстановке глубокого экономического, социально-политического и духовно-нравтсвенного кризиса в феврале 1917 года грянула буржуазно-демократическая революция. Вслед за ней – Октябрьская пролетарская, социалистическая революция. Наступила новая эпоха в истории страны – советская.

Здесь мы вступаем в самый запутанный, противоречивый и спорный круг проблем социальной истории вообще и истории мусульманского просвещения в частности. Мое понимание этих проблем сводится к следующим выводам:

  1. Как Февральская, так и Октябрьская революции были объективно необходимы, закономерны и сыграли положительную историческую роль. Революции 1917 года спасли страну от катастрофы и создали условия для движения по пути социального прогресса.

  2. Важнейшим элементом и показателем социального прогресса в советскую эпоху стали ликвидация массовой безграмотности, приобщение широчайших народных масс, низов общества к знаниям, науке, культуре, искусству, общий культурный подъем народа, причем в небывало короткие сроки.

  3. Духовно-нравственная жизнь народа в это время строилась и протекала на здоровых началах, представлявших собой продолжение и развитие лучших национальных традиций братства, справедливости, соборности, совестливости.

Вместе с тем советской системе просвещения и воспитания народа не нашлось места для религии, церкви. Хотя всем гражданам было гарантировано конституционное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, возможности духовенства участвовать в просвещении народа были сведены к минимуму; эта деятельность ограничивалась стенами храма, но большинство храмов были закрыты. Применительно к данной эпохе о мусульманском просвещении как таковом говорить не приходится. Вместе с тем можно говорить о весьма высоком уровне просвещенности и сознательности членов социума, в том числе и верующих.

В постсоветскую, рыночную эпоху наблюдается бурный процесс «воцерковления» населения, создания приходов, строительства мечетей, роста численности духовенства, открытия мусульманских религиозных учебных заведений. Центральные и региональные духовные собрания мусульман издают свои газеты, журналы, просветительскую и учебную литературу, имеют сайты в интернете, осуществляют многообразную и масштабную просветительскую и пропагандистскую деятельность.

Однако проблема состоит в том, что, по мнению объективных серьезных аналитиков, интеллектуальный и нравственный уровень российского общества не только не повышается, а, напротив, падает. Фактически разрушена одна из лучших в мире систем народного просвещения и высшего образования. Мы больше не являемся самой читающей в мире нацией. Российский обыватель питается теперь дешевыми литературными подделками. Исчезает великая традиция серьезной гражданской литературы, а на передний план выходят примитивизм, аморальность, матерщина. Происходит моральное растление молодежи, отказ от великих культурных традиций и погружение страны в трясину чужеземного «духовного» ширпотреба.

Противостоять этим разрушительным для нашей культуры и цивилизации явлениям и процессам – долг всех, кому небезразлична судьба страны. Несомненно, большая роль в этом принадлежит религиозному, в нашем случае мусульманскому, просвещению. Однако надо отдавать себе ясный отчет в том, что формирующейся системе религиозного образования и просвещения в одиночку не справиться с данной задачей. Введение в государственные общеобразовательные школы курса основ православия ислама или какой-то еще религии не даст существенных позитивных результатов.

Корни нынешнего духовно-нравственного одичания надо искать в том социально-экономическом строе, который обманным путем был навязан российскому социуму в начале 1990-х годов. И название этому строю дали обманное: «рыночная экономика». На самом деле это – строй капитализма. Строй, при котором львиная доля национального богатства и производственного аппарата находится в собственности небольшой кучки крупных капиталистов, так называемых олигархов. Строй, при котором абсолютное большинство населения отчуждено и от собственности, и от власти. Это – общество глубоких социальных контрастов, социального неравенства и несправедливости, общество наемного рабства. Такое общество не может быть здоровым в духовно-нравственном отношении, по-настоящему просвещенным. В нынешней официальной России «нравственность», «духовность», «просвещение» являются лишь красивыми клише, как и «демократия».

Достойно сожаления, что церковь не только не разоблачает этот обман, но фактически участвует в нем, поддерживая олигархическую власть, власть «денежного мешка».

Мусульманская мечеть пока еще не так сильно встроена в политическую систему российского общества и потому не несет большой ответственности за мерзости новорусского капитализма с его «суверенной демократией». В этом ее преимущество и ее шанс, и этим шансом необходимо воспользоваться. Мусульманское духовенство и вся мусульманская умма должна, если они действительно хотят тождества просвещения и нравственности, иметь программу справедливого общественного устройства, при котором все люди имеют равный доступ к материальным и духовным ресурсам, а честный, добросовестный труд является обязанностью каждого и единственным источником материального благополучия. Мы должны помнить многократно подтвержденную опытом предыдущих поколений истину, что подлинное просвещение недостижимо без социальной справедливости.

В Священном Писании сказано: «Скорее верблюд пролезет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай». Формулировка, как видим, крайне жесткая, не оставляющая для богатых, казалось бы, никаких надежд на спасение. Но выход есть, и он состоит отнюдь не в том, чтобы богатый человек раздал свое состояние другим людям. При сохранении существующего экономического порядка, основанного на частной собственности и присвоении результатов чужого труда, деление на богатых и бедных будет возрождаться вновь и вновь. Единственный настоящий выход их этой коллизии – установление такого экономического порядка, при котором не будет частной собственности и эксплуатации, а значит и не будет деления на богатых и бедных. Такой экономический порядок называется социализм.

Возможность установления и реализации такого общественного порядка подтверждена опытом СССР, КНР и ряда других государств. И в нынешней, постсоветской России огромные массы людей, как верующих, так и атеистов, внутренне готовы поддержать социалистическую идею, являются стихийными социалистами. Готова ли мусульманская мечеть поддержать эту идею?

Она должна будет это сделать, если искренне исповедует ценности гуманизма, братства, просвещения, равенства. По большому счету между этими традиционными для ислама ценностями и идеалами социализма принципиальных различий не существует. Значит, в принципиальном, ценностном плане возможно не только примирение, но и сближение, и продуктивное сотрудничество мусульманства и сторонников социалистической идеи. Более того, нередко один и тот же человек является носителем обеих этих идей. Очень важно, чтобы мировоззренческая и идеологическая зашоренность и нетерпимость, фанатизм не ставили честных людей перед неразрешимым вопросом: мусульманин или социалист?

Времена, когда именно так ставился вопрос, причем в основном со стороны социализма, давно ушли в прошлое. Это прошлое 80-90-летней давности не должно довлеть над умами людей начала XXI века. Пора выйти из идеологических окопов и сделать шаги навстречу друг другу. Сторонники социализма, конкретно говоря, российские коммунисты сделали свой твердый выбор – в пользу веротерпимости, свободы вероисповедания, уважения чувств верующих, признания прав религиозных объединений. В то же время они твердо выступают за сохранение светского характера государства.

Думается, эти позиции не противоречат основополагающим принципам ислама. При этом важно понимать, что религия с ее архаичными представлениями об окружающем мире не может и не должна противопоставлять себя современной науке, пытаться занять ее место в мировоззрении верующего. Наоборот, необходимо всячески поддерживать и поощрять свободу и активность человека в научном познании мира, в создании новых технологий и т.д. Такого же отношения требует участие верующих в социальной практике и политической деятельности по созданию достойных условий для жизни всех людей на Земле.

Можно высказать мнение, что современная модель существования ислама состоит в том, чтобы, поощряя познавательную и преобразовательную деятельность людей на Земле, но не вмешиваясь активно в мирские дела, сосредоточить свое главное внимание на духовно-нравственном воспитании правоверных. Земное, мирское и небесное, божественное должны существовать отдельно как самодостаточные, самостоятельные проявления жизни. Подчинение одного другому, подмена или замещение одного другим невозможно.

Применительно к рассматриваемой проблеме речь может идти о четком разделении на светский и религиозный (мусульманский) виды просвещения. Еще сто лет назад народный поэт Габдулла Тукай призывал татарскую молодежь получать наряду с религиозным образованием светское образование «по-русски»: «Без, шəкертлəргə, үземезгə кирəк кадəрле динемезне вə əдəбиятемезны аңлагач, вакыт кичермичə, хөкүмəтнең реальныйларына вə гимназия казаннарына креп пешеп, кеше булып чыгарга кирəк»3.

В нынешних условиях, когда значительная часть молодежи вливается в ряды верующих, высказанная Г. Тукаем идея вновь приобретает большую актуальность. Для этой части молодежи необходимо создавать систему мусульманского религиозного образования и просвещения. В эту систему могут входить различные вечерние и воскресные курсы, школы, медресе при мечетях. Обучение в них должно быть организовано на многовариантной, гибкой основе с учетом половозрастных, профессиональных, образовательных характеристик обучающегося.


Л.Я. Солодовниченко, О.В. Шимельфениг


^ ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ


Современная цивилизация пришла к критической фазе своего существования, о чем свидетельствует увеличение числа аварий и катастроф, ежегодно возрастающее в несколько раз и умножающееся число публикаций, фиксирующих и осмысливающих эту начинающуюся глобальную катастрофу. Андрей Столяров в статье «Пасынки Средневековья» (журнал «Октябрь», 2006, №3, с.148-164), опираясь на большой массив фактического материала, концептуально его осмысливая и структурируя, убедительно и наглядно демонстрирует, что процесс обвала махины человеческой цивилизации уже вступил в завершающую фазу. Автор отмечает, что мир стал настолько сложен, что катастрофы, им рождаемые, невозможно предотвратить именно по причине их абсолютной невероятности. Техносфера, достигнув определенных структурных пределов, выходит из-под контроля. Дальнейшее рассогласование ее с человеком чревато катастрофами планетарных масштабов.

«Криминальный социум», основанный на межличностных связях, не подчиняющийся нормативным актам, – вовсе не аномалия, а нормальная реакция нормальных людей на чрезмерную усложненность современного общества. Здесь бессмысленно говорить о нравственности. Мы становимся заложниками ситуации, которую сами же и сконструировали. Все большее число граждан перестает участвовать в выборах и в работе политических и гражданских организаций. Государство же, ощущая свою социальную недееспособность, само уходит из некоторых сфер жизни. Баланс между человеком и «второй (цивилизационной) реальностью» настолько смещен, что глобальный обвал, технологический или социальный, может вызвать любой, даже самый слабый толчок.

Характерные признаки, свидетельствующие о приближении к катастрофическому пределу, уже очевидны. Наблюдается матричный распад реальности – появление вместо единой картины мира множества альтернативных, не сводимых друг к другу мировоззренческих версий (в Европе и США доктрина мультикультурализма). Наблюдается образование локусов демодернизации, «областей хаоса», где происходит местный демонтаж цивилизационных структур (Афганистан, Ирак, различные африканские страны). Зазор безопасного бытия истончается.

Широко известный ученый С. Гроф, основатель трансперсональной психологии, в своей книге «Психология будущего» (М., 2001, с.360-361) пишет: «Современная наука разработала действенные средства, которые могли бы решить большинство насущных проблем сегодняшнего мира: побороть большинство болезней, искоренить голод и нищету, уменьшить количество промышленных отходов и заменить губительное ископаемое топливо возобновляемыми источниками чистой энергии. А стало быть, возникающие проблемы по природе своей не экологические или технические, их глубинные истоки лежат внутри человеческой личности. Как раз из-за них невообразимые средства были выброшены на нелепую гонку вооружений, борьбу за власть и погоню за «неограниченным ростом». Они также препятствуют более приемлемому распределению благ между индивидами и государствами, так же как и переориентации с исключительно экономических и политических интересов на экологические приоритеты, которые являются решающими для сохранения жизни на нашей планете».

Далее автор продолжает: «Дипломатические переговоры, административные и законодательные меры, экономические и общественные санкции, военные вторжения и другие подобные попытки достигают чрезвычайно малого успеха. Ведь дело в том, что они подчас порождают гораздо больше проблем, чем решают. Становится все более и более ясным, что они обречены на провал. Стратегии, призванные облегчить этот кризис, коренятся в той же самой идеологии, которая впервые его и вызвала. При самом тщательном рассмотрении нынешний глобальный кризис в своей основе является кризисом духовно-психическим, ибо он отражает уровень эволюции сознания человеческого вида. Именно поэтому трудно представить, чтобы он мог быть разрешен без коренного внутреннего преображения человечества в широком масштабе и его восхождения на более высокий уровень эмоциональной зрелости и духовного осознавания.

Задача воспитания у человечества совершенно другого набора ценностей и целей может казаться слишком нереалистичной и утопичной, чтобы давать какую-то действительную надежду. Если принять в расчет первостепенную роль насилия и алчности в человеческой истории, то возможность превращения современного человечества в вид индивидов, способных на мирное сосуществование со своими собратьями, невзирая на расу, цвет кожи, религиозные и политические убеждения, не говоря уже о других видах, разумеется, не выглядит слишком правдоподобно. Мы столкнулись с необходимостью внушить человечеству глубинные нравственные ценности, чувствительность к нуждам других, принятие добровольной простоты и отчетливое сознание экологических императивов. И на первый взгляд подобная задача кажется слишком невообразимой даже для научно-фантастического кино».

40 лет напряженной исследовательской работы в области трансперсональной психологии позволили С.Грофу утверждать, что критическое состояние человечества не столь безнадежно, как кажется, и его коренное духовно-психическое преобразование не только возможно, но и уже происходит. Вопрос только в том, может ли оно быть достаточно быстрым и обширным, чтобы обратить вспять нынешнюю направленность современного человечества к самоуничтожению.

Известный современный русский философ А.С. Панарин обращает внимание на пагубную роль самих людей в приближении глобальной катастрофы: «Для меня нет никаких сомнений в том, что надвинувшаяся на наш мир глобальная катастрофа подготовлена скрытыми духовными катастрофами - духовной капитуляцией нашего современника. Напрасно он ищет алиби во внешних причинах и объективных тенденциях. Все общественные науки эмпирической направленности готовы ему в этом потакать и выдавать своеобразное алиби в виде ссылок на те или иные «непреложные закономерности» или на давление остающихся немодернизированными сторон жизни. Но философия не должна нам потакать; она прямо говорит современному человеку: у тебя нет алиби, это ты произвел изумляющие и шокирующие тебя обстоятельства, твоим попущением в мир пришел убийственный хаос. Философия по свойственной ей интенции исходит из презумпции, что дух человеческий суверенен - он может и должен обладать способностью не сдаваться перед обстоятельствами, отстаивая священную триаду Истины, Добра и Красоты» (Панарин А.С. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания // Москва, 2004. №3. С. 146-162).

Что делать? Понятно, что картина мира может быть только теистической, в основе которой должен быть Творец, а человек как


«Его образ и подобие» должен, не теряя своего творческого, научного и политического потенциала, стать ответственным за жизнь на Земле. Очевидно, что воспитание с детства каждого человека на Земле должно быть направлено на развитие понимания духовно-психо-физической целостности Мироздания, с приоритетом духовности, а значит и понимания зависимости всего происходящего в том числе и от каждого из нас, ибо мы все не только материальные «неравновесные, нелинейные системы», но в первую очередь, - проявления Творческого Духа Вселенной, ежемгновенно пересоздающего все её формы.


Не следует считать, что в такой процесс духовного преобразования-возрождения человека наука не вписывается, чужда ему. В современной же российской школе у учеников существует определённый разрыв, противоречие в образовании, то есть, с одной стороны, им дают материалистические концепции о мире, понимание мира, и, с другой стороны, они должны слушать курсы об основах религиозной культуры. Понятно, что будет получаться определённый диссонанс, расщепление представления учащихся о действительности. Как может быть решена эта серьёзная проблема?

Настоящие крупные учёные всегда, рано или поздно, приходили к Богу. Известно изречение Френсиса Бэкона, сказавшего ещё несколько столетий назад: «Малая наука уводит от Бога, а большая наука приводит к Нему». С 2000 года Саратовский госуниверситет стал набирать группу студентов для подготовки по специальности «юрист-информатик». Доцент О.В. Шимельфениг для этой специальности взялся разработать Цикл из 5 курсов лекций с 3-го по 7-ой семестры на основе общей мировоззренческой парадигмы – Сюжетно-игровой картины мира, тем более, учитывая, что юридическая деятельность испокон веков возникает из разбора конфликтов и оформляется как соревновательный диспут сторон1. Первая дисциплина Цикла – это читаемый во всех вузах курс «Концепции современного естествознания». Однако здесь естествознание вводится в более широкий действительно концептуальный контекст, который начинается с обсуждения понятий: картина мира, концепция, теория, модель и их роли в жизни человека и общества. Раздел 1 посвящён теме «Системный кризис цивилизации» (эколо


1 См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. статей XVIII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. С. 154-158).


гические и военные катастрофы, геноцид, рост полярности в условиях жизни, экстремизм и терроризм, конфликт гуманитарных и религиозных образов мироздания с естественно-научными концептами; тем самым, подводя к необходимости новой парадигмы, способной сгармонизировать все эти крайности). Раздел 2 посвящён донаучным и «постнаучным» картинам мира (включая религиозные и постмодернистские представления о мире). Раздел 3 «Эволюция естественно-научной картины мира» содержит обязательный набор сведений от античной науки к Копернику, Кеплеру, Ньютону, Фарадею. Эйнштейну, Бору до синергетики, учения о ноосфере, антропному принципу и становлению глобальной науки, связанной с тем самым кризисом европейской цивилизации. Завершает всё Раздел 4 «Целостная картина мира» (учитывающая наличие и приоритет психических и духовных аспектов человека и Вселенной), строящаяся на основе сюжетно-игровой парадигмы.

Следующая дисциплина Цикла «^ Модели поведения». Будущим юристам-информатикам, и не только им, полезно знать способы организации индивидуального и коллективного поведения, его модели, в том числе и математические, освоить принципы и методы работы с персоналом, диагностики и тестирования, активного обучения и деловых игр.

Третьим идёт курс «^ Конфликтология и менеджмент». В Разделе 1 изучается конфликтология как теория и практика разрешения и «разыгрывания» конфликтов. Представлена технология общения в конфликте и методы разрешения конфликтов; технология переговорного процесса. Приводится набор тестов как инструмент управления реальными конфликтами. В Разделе 2 даны модели рыночного поведения, вскрывающие сущность и характерные черты современного менеджмента – его цели, задачи, функции, системообразующие принципы управления, методы анализа внешней и внутренней среды; характеристика стратегического управления. Изучаются механизмы конкуренции и проблемы создания конкурентной среды в РФ. В Разделе 3 рассматривается сюжетно-игровое моделирование поведения на основе базовых понятий: сюжет, сценарий, игра и его приложения в тренингах и в практике управления. В Разделе 4 рассмотрены международные, государственные и местные законы как правила регулирования поведения в обществе и процедура принятия законов.

Четвёртый блок Цикла – это «^ Теория катастроф». Будущим юристам-информатикам, и не только им, полезно знать принципы

возникновения катастроф, примеры катастроф и способы их предсказания.

Завершает Цикл курс «^ Правовые и управленческие аспекты качества». В Разделе 1 показывается, что «качество» является всемирным полем конкуренции в XXI веке. Рассматривается эволюция понятия качества и управления им, интегрирующиеся в понятия «качества жизни» и «всеобщее управление качеством» (TQM). Даётся информация о Международной организации по стандартизации и качеству (ISO), о семействе стандартов ISO 9000, о сертификации, о Федеральных законах, связанных с вопросами качества. Раздел 2 посвящён функциям и ролям менеджера, путям повышения эффективности его деятельности. Технологии принятия решений, планирования и управления мотивацией составляют содержание Раздела 3; а Раздел 4 посвящён методам проектирования и управления проектами.

Во всех пяти курсах Цикла используются методы активного обучения: деловые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций. Составлено около 400 контрольных вопросов и 150 тестовых заданий.

Так как действительность формируется, в том числе, и как результат реализации во многом мало осознаваемых картин мира каждого человека, то наличие в избытке материалистических, потребительских, экстремистских, догматических миропредставлений гарантирует неизбежный и уже скорый «Самоапокалипсис». А сюжетно-игровая парадигма, лежащая в основе разработанного Цикла из пяти дисциплин, может способствовать воспитанию в учащихся понимания включённости каждого в ответственное со-творчество Жизни, где правовая культура играет также немалую роль. При этом не следует отождествлять материалистическое миропредставление с научным, а догматическое с религиозным. Как известно, многие выдающиеся учёные, с древности до наших дней, были глубоко верующими людьми, органично сочетая науку и религию, которая, в свою очередь, превращается в набор механических догм только у нетворческих людей, среди которых множество и материалистов-догматиков.

Таким образом, если альтернатива между материалистически-потребительской и духовной культурами не будет осознана, не произойдёт всеобщей переориентации, включая науку и образование на духовную основу, то нас просто ничего не ждёт, кроме самоуничтожения.


Одним из фундаментальных направлений духовного воспитания и образования детей школьного возраста является комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", который введён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р: «1. Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план);…»

В этой связи актуализируется проблема подготовки педагогических кадров для ведения названного курса, а также вооружения студентов всех педагогических специальностей знаниями основ современного религоведения. Предвидя эту потребность, в Саратовском государственном педагогическом институте кандидат философских наку Л.Я.Солодовниченко начала читать курс «История мировых религий».

Эта инициатива совпала с началом работы по возрождению религиозных общин на территории Саратовской области.

В разработке и совершенствовании данного курса преподавателю помогли главы традиционных конфессий: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов, руководитель католической общины о. Роман Жепецки, Некоторые лекции проводились в режиме диалога с приглашением представителей духовенства.

В качестве ведущего лектора Общества «Знание» выступала с лекциями и докладами по данной тематике в районах Саратовской области. Вся эта многолетняя работа продемонстрировала актуальность приобщения учащихся к базовым духовным традициям.

В рамках проекта регионального общественного «Фонда Научных и Культурных Инициатив Межконфессионального Сотрудничества» в настоящий момент заканчивается подготовка учебника по «Истории мировых религий» в нескольких томах (руководители проекта Л.Я. Солодовниченко, О.В. Шимельфениг). Особенностью этого издания является то, что в его создании оказали поддержку главы всех традиционных конфессий, а тексты писали не просто учёные-теоретики, а специалисты,

находящиеся одновременно в соответствующей традиции. Учебник начинается со вступительной части, которая состоит из трёх разделов: «Философско-историческая систематизация картин мира» (О.В. Шимельфениг, Л.Я. Солодовниченко), «Взаимодействие светского государства с религиозными институтами» (профессор ПАГСа Н.Н. Слонов), «Государственно-конфессиональные отношения в современной России: формирование, содержание и проблемы» (директор Межрегионального юридического института ГОУ ВПО «Саратовской государственной академии права», доктор исторических наук, профессор В.С. Слобожникова).

Затем пойдут тексты лекций по конфессиям: буддизм, иудаизм, христианство (православие, старообрядчество, католичество, лютеранство), ислам. В соответствии с темой данной публикации мы специально остановимся на курсах лекций по исламу. В нашем учебнике он будет представлен в двух взаимодополняющих вариантах: «Ислам – мировая религия» (доктор исторических наук, профессор МГПУ Н.И. Музафарова) и «Религия Ислам» (преподаватель арабского языка медресе «Шейх Саид» Духовного управления мусульман Саратовской области Ильясов Вадим (Ильяса) Садыкович). Ильяс-хазрат является выпускником факультета «исламской юриспруденции» по специальности «основы религии» (2006 г.) и факультета «арабского языка и литературы» по специальности «филолог арабского языка» (2009 г.) Иорданского университета города Зарки.

Представим для образца авторский план третьего раздела Вступительной части:

В.С. Слобожникова

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

^ ОТНОШЕНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

1. Конфессиональный портрет России в начале XXI века

Религиозность россиян. Критерии подсчетов: «этническая» и «культурная» религиозность. Данные социологических исследований по этим методикам. Практикующие верующие в России. Организационное оформление верующих. Религиозные организации современной России: численность в начале XXI века. Тенденции изменений.

^ 2. Формирование государственно-конфессиональных

Отношений в 1990-е годы

Становление суверенной России в начале 90-х годов ХХ века. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года. Конституционные основы свободы совести и вероисповедания граждан и государственно-конфессиональных отношений. Проблемы государственно-церковных взаимоотношений.

^ 3. Политико-правовые основы религиозных практик в современной России

Религиозные аспекты в российском современном законодательстве. Закон «О религиозных организациях и объединениях» 1997 года с поправками 1999 – 2006 гг: содержание и спорные позиции. Религиозные проблемы в других законах Российской Федерации.




  1. Скачать 1,08 Mb.
    оставить комментарий
    страница1/5
    Р.Р.Гильмутдинов
    Дата02.10.2011
    Размер1,08 Mb.
    ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх