Хомус (варган) один из наиболее древних и распростра­ненных музыкальных инструментов. По данным американского музыковеда Фредерика Крейна он зародился в Европ icon

Хомус (варган) один из наиболее древних и распростра­ненных музыкальных инструментов. По данным американского музыковеда Фредерика Крейна он зародился в Европ


1 чел. помогло.
Смотрите также:
С открытой цепью глюкоза является одновременно многоатом- ным спиртом и альдегидом циклическая...
Международного комитета музеев и коллекций музыкальных инструментов 29 августа 2 сентября 2011...
В. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным пособием и лучевым...
Отчет о работе кафедры музыкальных инструментов и теории музыки за 2004-2009 гг...
Положение об улусном конкурсе «Хомус и космос»...
Первая. Классические основы музыкальных форм...
Продукционная модель...
Ф. И. О. руководителя....
Джон Рональд Руэл Толкиен...
План-конспект урока: «Семья и быт» (10 класс)...
Реферат по истории России Тема: «Правление Екатерины ii»...
Реферат по истории России Тема: «Правление Екатерины ii»...



Загрузка...
скачать
Хомус (варган) — один из наиболее древних и распростра­ненных музыкальных инструментов. По данным американского музыковеда Фредерика Крейна он зародился в Европе 5 тысяч лет тому назад. О распространении хомуса (варгана) во многих странах мира рассказывает богатая коллекция варганов Музея хомуса, расположенная в трех залах.

Наш путеводитель, конечно, не может дать полного представ­ления о богатых собраниях, хранящихся в Музее Хомуса, но в какой-то мере знакомит с одним из далеких, уникальных музеев России, но что самое важное — древним, самобытным и вечно молодым искусством якутского и других народов Европы, Азии и Америки.


^ I ЗАЛ ЯКУТСКИЙ ХОМУС


М
Создатели Музея Хомуса (слева направо):

Алексеев И.Е., Варламова Е.Е., Уткин К.Д.
узей Хомуса (варгана) народов мира открыт 30 ноября 1990 г. при Едином научно-методическом Центре культпросветработы и народного творчества Министерства культуры республики Саха (Якутия). Инициатором создания является И.Е.Алексеев — хому-сист-импровизатор, пропагандист данного жанра музыкального ис­кусства. В 1988 г. он побывал в США, где проводился фестиваль фольклорной музыки народов Северной Америки, встретился с исследователями и исполнителями варганной музыки — М.Сигером, Ф.Крейном, Л.Фоксом. По возвращении в Якутск И.Е.Алексеев выступил с инициативой о создании Музея Хомуса. Большой вклад внесли в сборе экспонатов, размещении экспозиций, работе с другими музеями и трудовыми коллективами энтузиасты музейного дела К.Д.Уткин и Е.Е.Варламова.

Основой создания фонда для открытия Музея Хомуса послужила уникальная коллекция варганов народов мира, подаренная И.Е.Алек­сеевым будущему музею. Коллекция оформилась в результате поездок по странам Европы и в Америку. В числе его коллекции имеются деревянные варганы Таиланда, Филиппин, есть бамбуковые, а также индийские, шотландские, монгольские, тувинские и другие железные варганы. Кроме варганов, И.Е.Алексеев подарил Музею богатый материал, состоящий из фотографий, граммпластинок, книг, журналов, газетных статей и других единиц, посвященных варганной музыке.

Варган бытует у многих народов мира. Более двухсот народов и народностей имеют варганы разных типов. Языком и музыкой варгана люди Земли могут общаться и разговаривать между собой.

Большой популярностью пользуется хомус в Якутии. Он находит широкое применение в быту, в самодеятельном и профессиональном исполнительстве, притом, не только в сольном, но и в ансамблевом. Якутские хомусисты используют эффект сочетания слов, произно­симых исполнителем со звучанием инструмента. Этот прием игры называется "говорящий хомус".

Как пишут исследователи музыкальной культуры разных народов, варган является почти единственным музыкальным инструментом многих народов Севера. Кеты изготовляют его из дерева или кости и называют "пымель". Ненцы называют свой пластинчатый деревян­ный варган "вывко", т.е. "гуделка". Ханты имеют несколько диалектных названий варгана и "тумра" и "томра". Изготовляется тумра из кости, иногда из дерева.

Чукчи и ксряки употребляют деревянный или костяной варган и называют его "ванни­-яяр", т.е. зубной бубен.

Варган в различных его модификациях бытовал и отчасти продолжал бытовать у подавляющего большинства народов бывшего Советского Союза. В музыкальной культуре разных народов варган занимал различное положение. У одних он существовал с инстру­ментами более развитых форм, у других - был в качестве единственного представителя народного музыкального инструмента.

Как гласит история, как повествуют исторические легенды, якутские кузнецы славились издавна. Еще в VIII-IX вв. н.э. наши предки - курымчинские кузнецы, находясь в Прибайкалье, занимались рудным производством и получали чистое железо (99,4%)

К
Древние якутские хомусы
узнечное дело имело генетическую связь с железной культурой племен Южной Сибири. Якуты по прибытию на Среднюю Лену начали плавить железо из местной руды и получали кричное железо, которое использовалось для хозяйственных нужд и охотничьего промысла. Кроме бытовой утвари они могли делать и музыкальные инструменты. К сожалению, не удалось найти таких инструментов в инвентарях археологических раскопок. Тем не менее в якутском олонхо есть упоминание об этом инструменте - хомусе. К концу XIX в. кузнечное производство якутов достигло значительного уровня развития.

В экспозиции нашего музея мы показываем якутский хомус конца XIX в. и родословную генеалогию якутских кузнецов, составленную уроженцами Нюрбинского района С.П.Гаврильевым и директором музея К.Д.Уткиным.

Существовало несколько разновидностей хомуса из железа, кости и дерева. Кроме классического одноязычкового хомуса делали двухязычковые хомусы, а также хомусы с кольцом. Современные мастера-изготовители работают над совершенствованием технических решений хомуса, ищут новые пути улучшения музыкальных качеств. В музее представлены образцы заготовок мастеров-изготовителей Ивана Федоровича Захарова и Николая Петровича Бурцева.


Разновидности якутских хомусов

Особым почетом пользуются те мастера, чьи инструменты оцениваются народом как "певучие". В настоящее время в республике широко известны имена Семена Иннокентьевича Гоголева - Амын-ньыкы Уус (Мегино-Кангаласский район), Николая Петровича

Бурцева (У сть-Алданский район), Ивана Федоровича Захарова, Ревория Гаврильевича Чемчоева (Вилюйский р-н) и других. У каждого из них выработалась своя технология изготовления хомуса.

Более 50 лет славится талантливый мастер Семен Иннокентьевич Гоголев — Амынньыкы Уус, автор многих "певучих" хомусов традиционного образца, широко распространенных как музыкальный инструмент в нашей стране, так и за рубежом. Вся кузнечная жизнь его была связана с изготовлением железных хомусов. Им всего было изготовлено более 2000 хомусов. Его инструменты отличаются соразмерностью, так называемыми классическими размерами. У него был природный музыкальных слух, меткий глаз, талант мастера, развитая музыкальная интуиция, большой опыт мастера-кузнеца. С именем С.И.Гоголева связано возрождение хомусного искусства в республике, поскольку большинство известных хомусистов создают свои импровизации, тематические композиции, пьесы именно на гоголевских хомусах. Он был участником I всесоюзной конференции варганной музыки. Многие молодые мастера подружились с ним. В последние 10 лет своей жизни С.И.Гоголев интенсивно сотрудничал с И.Е.Алексеевым. Они щедро обменивались своими творческими и музыкальными секретами.

Николай Петрович Бурцев работал в школе учителем труда в с. Соттинцы Усть-Алданского района. Отличник народного образования РСФСР. В народе был известен как мастер-изготовитель хомуса. Его иструменты отличаются по форме и размеру от хомусов С.И.Гоголева и других мастеров. Он был инициатором создания усовершенствованных, эстетически привлекательных, в то же время звучных хомусов. Его хомусы были основаны на расчетах законов упругих тел, акустики, отличались высокой тональностью, а при настройке — своеобразной тембральностью. Хомусы Н.П.Бурцева экспонировались на различных выставках, в том числе и в Монреале (Канада, 1981 г.) Ему было выдано авторское свидетельство N1571396. Его кузнечное искусство и любовь к инструменту продолжают его сыновья — Николай Николаевич и Иван Николаевич Бурцевы.

Иван Федорович Захаров — Кылыадьы Уус известный мастер-ювелир родился в Вилюйском районе. Долгое время работал на руководящих должностях среднего звена, пользовался авторитетом на селе. Благодаря своему таланту и как одаренный человек, после выхода на пенсию, вместо традиционной ковки внес технологию литья корпуса хомуса из латуни, серебра, мельхиора и железа. Его хомусы отличаются ювелирностью, декоративной отделкой, сораз­мерностью формы. И.Ф.Захаров возродил двухязычковый хомус, делал регистровые хомусы, хомусы с центровкой. Автор сувенирных и ювелирных хомусов, специально изготовленных для выставок и музеев. Мастер открыл школу-мастерскую для обучения молодых талантов по изготовлению якутских хомусов.

Вообще Вилюйский район является одним из локальных центров кузнечного производства издревле, продолжая традиции Кэнтикских, Сатинских кузнецов, мастеров изготовителей хомуса. В районе в настоящее время трудятся Т.Д.Павлов, Е.П.Гоголев, Е.А.Мандаров. Они также обучают молодых мастеров-изгтовителей хомуса, доби­ваясь признания специалистов и исполнителей хомусной музыки. К примеру: Р.Чемчоев, С.Готовцев, П.Осипов. Они удостоены звания "Лучший мастер-изготовитель хомуса" по итогам международного конкурса, проведенного в рамках II Международного Конгресса. Другие мастера: И.Колодезников, И.Павлов находятся в поисках новых творческих решений.

В республике широко развито исполнительское искусство хомуси-стов, мастерство которых передается из поколения в поколение. Старшее поколение исполнителей сохранило традиционный стиль игры на хомусе, т.е. импровизационную манеру исполнительского творчества. Представителями старшего поколения являются Л.Н.Тур-нин, Х.И.Устинова, Е.К.Осипова, М.С.Бадаева, Х.Ф.Таскина, А.С.Птицына, А.И.Чахов, С.С.Егоров и другие.

Из них особо был популярен Лука Николаевич Турнин, впервые демонстрировавший искусство якутских хомусистов на всесоюзной арене еще в 1948 году. Около 20 лет он руководил ансамблем хомусистов Таттинского района. Он выступал почти во всех жанрах самодеятельного искусства. Его вклад в развитие музыкального фольклора, в частности, хомусного искусства, имеет неоценимое значение. Л.Н.Турнин является заслуженным работником культуры Якутской АССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Вся Якутия, в особенности, таттинцы законно гордятся его светлым именем.

Анастасия Иннокентьевна Матвеева родилась в Вилюйском районе. Она знаменита тем, что подарила хомус И.Е.Алексееву, ныне известному деятелю культуры, когда он был еще маленьким мальчиком. С этого времени у него пробудился обостренный интерес и нежная привязанность к якутскому хомусу.

Пение через хомус достаточно широко распространенное в быту разных народов искусство. Но он почти не изучен. Варганная музыка является своеобразным преломлением песенно-речевых форм музы­кального творчества. Такое пение может быть потаенным, с трудом различимым, и удивительно внятным, почти не препятствующим восприятию текста песни. Таким видом исполнения варганной музыки владеет старейшая исполнительница Птицына Аграфена Михайловна из Мегино-Кангаласского района.

Представителями среднего поколения хомусистов создано новое направление хомусной музыки: упорядочена система и методика обучения на хомусе, воспитана талантливая смена хомусистов. Пропагандируется хомусное искусство не только в Якутии, но и в странах СНГ и за рубежом. Начато научное исследование теорети­ческих и практических вопросов якутского хомуса в сравнении с аналогичными инструментами других народов стран СНГ. Предста­вителями среднего поколения хомусистов являются И.Е.Алексеев, З.В.Минина, А.Е.Гуляева,' А.Е.Чичахов, Д.И.Кривошапкин, С.С.Ши-шигин, П.Ф.Сивцев, Ф.С.Гоголева и др. Для этого поколения присуще творческое начало — создание произведений импровизаци­онного и виртуозного испол­нительского искусства, пере­дача приемов и стиля игры ансамблям, студиям, кружкам путем музыкального обучения Иван Егорович Алексеев родился в Кыргыдайском на­слеге Вилюйского района. Он кандидат филологических на­ук, руководитель эксперимен­тальной лаборатории ИЯЛИ ЯНЦ, заслуженный работник культуры Республики Саха и Российской Федерации, лауре­ат премии Якутского комсо­мола, известный пропаган­дист, хомусист-импровизатор.

О
Президент И.Е. Алексеев
н является инициатором создания Музея варгана народов мира. На стендах и витринах музея представлены фотоснимки, докумен­тальные материалы, рассказывающие о жизненном и творческом пути И.Е.Алексеева. Его научные труды по экспериментальной лингвистике, препринт-учебное пособие "Искусство игры на якутском хомусе". Книга-очерк К.Д.Уткина "Чыычаахтаах хомус" посвящена рассказу о творческом и жизненном пути Алексеева. Часто выезжает за границу с концертной программой, поддерживает связь с другими варганистами, варгановедами разных стран. У него много учеников, творческие контакты с которыми способствовали развитию и взаимовлиянию хомусной музыки с другими жанрами музыкальной культуры.

Несколько стендов посвящены ученикам И.Е.Алексеева, виртуо-зам-хомусистам мира. Среди них Спиридон Спиридонович Шишигин - директор Покровской средней школы Хангаласского района, является лауреатом и дипломантом многих фестивалей народного творчества. Начал выступать на сцене 1967 г. Солист ансамбля "Алгыс", участник Дней литературы и искусства Якутской АССР в Маганданской области (1970), Башкирии и Москве (1972), Москве и Ульяновской области (1980). Ведет большую пропагандистскую работу. Записи С.С.Шишигина включены в граммпластинку фирмы "Мелодия".

народных инструментах (г.Тула, 1986 г.), дипломант XII и XIII Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Пхеньяне. Он является автором музыкальных новаций, виртуозом-исполнителем варганной музыки, артистом Якутской филармонии, пропагандистом варганной музыки народов мира. П.Оготоев является учеником И.Е.Алексеева, прошел у него большую школу исполнительского мастерства. Как талантливый художник не ограничился этой школой, искал, экспериментировал свою манеру исполнения, обогатил арсенал игровых приемов на хомусе: расширил мелодические рисунки, интонации, звуковую палитру, тембровую окраску хомусной музыки.

Многие представители хомусистов среднего поколения являются руководителями ансамблей хомусистов в разных районах республики. Например, З.В.Минина — руководитель ансамбля хомусистов Ха-тасской средней школы, А.Е.Гуляева — руководитель детского ансамбля хомусистов в Намеком районе, Л.Г.Готовцева — руково­дитель ансамбля хомусистов Наяхинской средней школы Усть-Ал-данского района, А.Т.Закирова — руководитель ансамбля хомусистов дворца Детства г.Якутска. П.Ф.Сивцев был первым профессиональ­ным артистом-исполнителем хомусной музыки. А.Е.Чичахов является хомусистом среднего поколения, неустанным пропагандистом варган­ной музыки. Ф.С.Гоголева из Мегино-Кангаласского района завоевала звание "Виртуоз мира" на II Конгрессе варганной музыки. Сейчас живет и работает э с. Бердигестях Горного района, учит искусству игры на хомусе школьников.

Молодое поколение хомусистов достойно продолжает традиции своих предшественников. Талантливые импровизаторы А.А.Пахомов, П.П.Оготоев в сольном исполнительском творчестве достигли высо­чайшего мастерства, ввели элементы музыкальной экзотики, обога­щающие содержание и эмоциональную насыщенность исполняемых произведений.

Многие хомусисты молодого поколения сами обучают и воспиты­вают новую смену юных хомусистов, среди них А.П.Гоголев, З.Г.Сысолятина, З.И.Стручкова, А.П.Евсеева, А.С.Адамова, П.П.Ого­тоев, Р.Р.Жиркова, А.М.Дегтярева. Они являются руководителями детских, молодежных ансамблей хомусистов. Р.Р.Жиркова - автор методического пособия игры на хомусе, руководитель творческих мастерских в Республиканском Колледже культуры, кандидат филологических наук.

П.П.Оготоев имеет свой стиль и манеру исполнительского искусства. Лауреат III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (г.Тула, 1986 г.), дипломант XII и XIII Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Пхеньяне. Он является автором музыкальных новаций, виртуозом-исполнителем варганной музыки, артистом Якутской филармонии, пропагандистом варганной музыки народов мира. П.Оготоев является учеником И.Е.Алексеева, прошел у него большую школу исполнительского мастерства. Как талантливый художник не ограничился этой школой, искал, экспериментировал свою манеру исполнения, обогатил арсенал игровых приемов на хомусе: расширил мелодические рисунки, интонации, звуковую палитру, тембровую окраску хомусной музыки.


II зал

^ ВАРГАНЫ НАРОДОВ СНГ, АЗИИ, РОССИИ


Почти все народы имеют свои национальные музыкальные инструменты. Из них на особом месте стоит варган. Во-первых, он очень древний инструмент: и, во-вторых, забытый или полузабытый, потому и возрождающийся. На карте распространения варгана точками обозначены почти все регионы бывшего СССР. На всей территории республик выявлено свыше 60 наименований варгана в различных вариантах. Наиболее известны разновидности варгана -пластинчатый и дугообразный.

Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревян­ную или бамбуковую, костяную, реже - металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки.

Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

В названии варгана вложены элементы древнейших анималисти­ческих понятий.

Например: варам-тун (чувашский) — комар пармупиль (эстонский) — шмель

Распространенный у тюркских народов музыкальный термин "комуз" (в различных фонетических вариантах: кобуз, кобыз, комыс, хомыс и т.д.) обозначает помимо струнных музыкальных инстру­ментов и варган.

Как свидетельствуют русские письменные источники, в России варган существовал как два разных инструмента. В летописях и сказаниях XIY-XYII вв. говорится о варгане как о ратном инструменте, употребляющемся в русском войске со времен Святос­лава Игоревича.

Начиная с XYIII в., под названием варган понимается другой инструмент. Впервые о нем говорится в реестре, составленном Петром I в книге И.Голикова "Деяния Петра Великого", изданной в 1938 году в Москве.

Археологи нашли древний варган близ м.Друцка в Белоруссии. В нашем музее представлена фотокопия этого варгана.

В республиках Прибалтики варган сейчас мало встречается, в музее экспонируется эстонский пармупиль.

Среди народов Поволжья не у всех варган сохранился до наших дней. У башкир традиционным национальным инструментом является кубыз, кумыз. Татарский варган называемый кубызом изготавлива­ется из металла.

Степень распространения варгана у народов Средней Азии различна.

Темир-комуз встречается на всей территории Киргизии. В данном зале вы можете ознакомиться с материалами о темир-комузистах Кыргыстана Суйдум Толоковой и детском ансамбле "Кэрэмэт" под руководством Риммы Мадваровой.

У большинства народов Сибири и Дальнего Востока варган был распространен чрезвычайно широко, а у некоторых служил чуть ли не единственным музыкальным инструментом. Употреблялись две его разновидности: дугообразный металлический и деревянный или костяной (пластинчатый). У разных народов он находил различное применение: в качестве бытового музыкального инструмента и как атрибут шаманства, употребляемый при совершении обрядов.

Для алтайских народов культовое назначение варгана не харак­терно. В XIX в. хомус был распространенным музыкальным инструментом многих сибирских народов. Употреблялся он и для условного разговора между влюбленными и на свадьбах. Временами при исполнении мелодии чуть слышным голосом произносились слова, а иногда и целые диалоги.

У тувинцев известны пять разновидностей варгана — металличе­ский темир-хомус и деревянный ыяш-хомус. Пластинчатый инстру­мент, изготовленный из бамбука или тростника, называется кулу-зун-хомус. В каждом районе бытует своя мелодия темир-хомуса.

В Бурятии варган в настоящее время встречается очень редко. В прошлом это был почти исключительно культовый инструмент, особенно у восточных иркутских бурят, употреблявшийся шаманами, наряду с бубном, при ворожбе и призывании духов. Назывался он хур или хуур.

В Башкортостане живет исполнитель-виртуоз мира — варганист Роберт Абдурахманович Загретдинов. Он несколько раз побывал в нашей республике, является пропагандистом варганной музыки, исполнителем-экспериментатором. На витринах нашего музея пред­ставлены башкирские варганы, подаренные Р.Загретдиновым. Посто­янно поддерживает связь с Международным Центром хомусной (варганной) музыки, является руководителем национального центра по Волго-Вятскому региону. Как сопут­ствующие материа­лы в данном зале показываются образ­цы музыкальных ин­струментов, входя­щих в состав орке­стра народных инст­рументов: узбекский рубаб, якутский кылысах, казахская домбра, башкирские кураи, а также экс­периментальные якутские кыырай, изготовленные из камыша. Каждый из этих инструментов имеет свою историю, свой тембр звучания.

Также здесь представлены материалы о среднеазиатских варганах, а также коллекция киргизских йотированных темир-комузов, турк­менских гопузов.

Большой материал накоплен о киргизских темир-комузистах: книги, фотографии, рекламные материалы. Среди них материалы о детском ансамбле "Керемет", о ее руководителе Римме Мадваровне Мадваровой, пособие "Школа игры на темир-копузе" P.M.Мадваро­вой, А.Г.Кузнецова. Она со своими воспитанниками-участниками ансамбля "Керемет" была гостем II Международного Конгресса варганной музыки.

В стендах этого зала представлена литература о варганах. Среди них книга Л.Алексеева "Полоцкая земля" 1966 г., "Проблемы музыкального фольклора народов СССР" (1973 г.), В.Сузукей "Тувинские традиционные музыкальные инструменты" (1989 г.), Р.Садокова "Музыкальная культура древнего Хорезма". Кроме того много фотографий, фотокопий о выдающихся исполнителях варга-нистах — С.Толоковой, Р.М.Мадваровой и др., а также дар С.Толоковой — пластинки магнитные записи, дар А.Салчак — темир, кулузун, чарты, ыяш-хомусы.

Во время I Всесоюзной конференции по проблемам варганной музыки в 1988 г. в г. Якутске собрались варганисты из разных регионов страны. Среди них были гости из Эстонии — Ханс Хийет, Игорь Тынурист, В.Байрышев из Горного Алтая, Р.Загретдинов из Башкирии, Эрэс Куулар-Оол из Тувы. Представлены материалы конференции более обширно. На этой конференции говорили о необходимости интердисциплинарной и международной исследова­тельской программах, о необходимости консолидации всех сил, кто чувствует нераскрытые возможности данного инструмента, кто верит в его еще не завершенную музыкальную судьбу.

В рамках II Международного Конгресса был проведен Первый международный фестиваль исполнителей варганной музыки, дипло­мом I степени "Виртуоз-варганист мира" были награждены С.Ши-шигин, П.Оготоев, Ф.Гоголева (Республика Саха), Р.Загретдинов (Башкортостан), М.Сигер, Л.Ханс, Ф.Гордон (США), Д.Райт (Фран­ция).

У
Муккури народности айну (Япония)
каждого исполнителя и ансамбля есть свои достоинства и своеобразия. Шум ветра в камышах, птичьи пересвисты, топот копыт мчащегося табуна были слышны у шан-кобузистов Казахстана, башкирского кубыза, деревянных муккури с острова Хоккайдо, туркменских гопузов. Экзотическое сочетание хомусной игры и горлового пения каракалпакского хомусиста Ж.Сырембетова можно было видеть на концертных выступлениях.

В этом зале много варганов из стран Юго-Восточной Азии. Наибольший интерес посетителей вызывает филиппинские варганы, монгольский хулсан хуур, индийский варган, муккури народности айну, алтайский комыс. Все эти варганы являются уникальными экспонатами музея. Они являются частью бережно сохраненной древней культуры разных народов, проживающих на Земле - как ценный памятник духовной и материальной культуры.


III зал

^ ВАРГАНЫ НАРОДОВ ЕВРОПЫ, АМЕРИКИ


Варган распространен не только в Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии, но и в Европе, в Америке и бытует под различными национальными названиями. Изготовляют его также из дерева, кости, бамбука, металла.

По мнению американского профессора Фредерика Крейна варган появился еще пять тысяч лет назад на территории Южной Азии. Распространился он по Азии и Европе, оттуда попал в Африку, а затем и в Новый Свет, где получил свое новое развитие.

В 20-е годы нашего столетия варган органично вошел в стиль "кантри", о чем свидетельствуют граммофонные записи, которые продемонстрировал во время II Международного Конгресса Фредерик Крейн. В сочетании с пением, игрой на банджо и гитаре он создает особый звуковой колорит.

Первая витрина посвящена материалам I Всесоюзной конференции "Проблемы варганной музыки в СССР", проведенной в апреле 1988 г. в Якутске при содействии Союза Композиторов СССР и Министерства культуры Якутской АССР. В ней обсуждались многоаспектные проблемы, касающиеся археологии, этнографии, фольклорных традиций игры на варгане у различных народов СССР, а также пути приобщения варганной музыки с профессиональным музыкальным творчеством, возможности серийного производства варганов в различных областях, республиках СССР.

На конференции были рассмотрены многие вопросы, касающиеся физико-технических аспектов структуры якутского хомуса, анализа исторического развития варганов у разных народов, роли варгана в развитии профессиональных музыкальных культур и т.д.

Конференция выяснила существование традиционных исполнитель­ских школ на варгане: якутской, киргизской, башкирской, туркмен­ской, тувинской, горно-алтайской. Отметила общую тенденцию возрождения, развития варганной музыки в прибалтийских респуб­ликах, Казахстане и других регионах.

Первый Международный Конгресс прошел в Америке (г.Айова-Сити) в сентябре 1984 г. К сожалению, из нашей республики никто не участвовал в работе этого Конгресса. Но мы показываем эмблему

I Международного Конгресса и значок, посвященный этому событию.

Второй Международный Конгресс "Варган (хомус): традиции и современность" проходил в июне 1991 г. в г. Якутске. Это первый крупномасштабный выход Якутии на мировую культуру. Здесь вы видите эмблему Конгресса и текст выступления президента Респуб­лики Саха (Якутия) М.Е.Николаева, обращенное к участникам и гостям Конгресса.

В июньские дни 1991 года г. Якутск стал центром общения, обмена опытом варганистов четырех континентов мира. Эмблемой

II Международного Конгресса "Варган (хомус): традиции и совре­менность" стал земной шар, окруженный кольцом хомуса. Очевидно, неспроста Якутск принимал многочисленных гостей со всех частей света.

Подготовка к Конгрессу велась не только в Якутии, но и в Кыргызстане, Казахстане, Туве, Башкортостане. Ученые-варгановеды и варганисты этих республик, а также из Москвы, Ленинграда, Новосибирска выступали с интересными и содержательными докла­дами.

Представители США, Японии, Франции и др. стран в своих докладах, выступлениях освещали вопросы и проблемы варганной музыки, жизни аборигенов Океании, Азии, Америки и Европы.

Интересный доклад о варгане и варганистах Океании, Филиппин, Тайвань и Японии сделал Лео Тадагава — исследователь и пропагандист варганной музыки из Японии. Он также является редактором журнала "Koukin Journal".

Конгресс прошел по 3 направлениям:

П
Американские варганы
ервое, научная часть, где обсуждались доклады, определялись перспективы развития, поставлены новые задачи. Была изучена возможность создания Центра варганной музыки в Якутске. Это предложение было поддержано руководством нашей республики, Министерством культуры Республики Саха, Комитетом по делам ЮНЕСКО, Союзом композиторов СССР. И вот, по рекомендации II Международного Конгресса варгановедов, Постановления Прави­тельства Республики Саха 1 января 1992 г. был открыт Междуна­родный Центр с Музеем Хомуса (варгана) народов Мира. Создан творческий коллектив, исследующий и пропагандирующий варган и варганную музыку, концентрирующий информацию со всего мира. Музей Хомуса стал своеобразной научно-творческой лабораторией. Будет выходить свой печатный орган журнал "Хомус" на трех языках. Будет создана мастерская, которая объединит мастеров варгана разных стран. Музыковеды разных стран занимаются исследованием якутских хомусов в течение многих лет и в сравнении с другими варганами выявили его особую музыкальную возможность. Известный переводчик, крупный ученый Леонард Фокс (США) говорил: "Из всех известных мне варганов якутский хомус — самый звучный и по форме самый красивый".

Одним из основных мероприятий II Конгресса стал фестиваль варганной музыки. Среди делегаций были представлены лучшие исполнители и популярные коллективы. Они продемонстрировали уровень исполнительского мастерства. Работало международное жюри. Признанными исполнителями варганной музыки в мире стали: талантливые хомусисты (варганисты) из разных стран.

Третьим этапом работы II Международного Конгресса стало выявление лучшего варгана. Гости и делегаты Конгресса побывали в Вилюйском районе. Они приняли участие в открытии "Дома Кузнеца", побывали у якутского мастера Ивана Федоровича Захарова, стали очевидцами его кузнечного волшебства. По итогам конкурса, проходившего под названием "Лучший варган мира" все 3 диплома "Мастер-умелец" были вручены представителям Якутии - Реворию Чемчоеву (г. Вилюйск, 1 место), Роману Готовцеву (Усть-Алданский район, II место), Петру Осипову (Вилюйский р-н, III место).

II Международный Конгресс стал достоянием истории. Якутский хомус обрел подлинное возрождение. Доказательством тому является образование в Якутии Международного Центра хомусной (варганной) музыки. Конгресс принял рекомендации. Нельзя не отметить большой вклад заслуженного работника культуры России Ксенофонта Дмит­риевича Уткина, предложившего концепцию Международного Центра варганной музыки. В целях возрождения древнего музыкального инструмента Конгресс признал необходимым конкретно в каждой отдельно взятой стране выявить технологические особенности изго­товления варганов и национальные школы игры, создать научно разработанные учебные пособия, издать серию академических выпусков, научно-популярных изданий. Предложено обеспечить серийное производство и массовое распространение варганов в национальных центрах зарубежных стран.

В этом зале много варганов, подаренных нашему Музею видными исполнителями и пропагандистами варганной музыки Ф.Крейном, А.Фоксом, М.Сигером (США), Лео Тадагава (Япония). Фредерик Крейн, профессор кафедры древней музыкологии университета Айова-Сити США, редактор журнала "Музыкальное общество варганов" прислал фотографии, снятые во время II Конгресса • варганной музыки. Из них сделан стенд "II Международный Конгресс глазами Фредерика Крейна". Здесь много фотографий выдающихся исполнителей варганной музыки. Среди них Д.Райт (Франция) — виртуоз мира, гимбардист, М.Сигер (США) — фольклорист-музы­ковед, автор граммпластинок, Л.Ханс (США) — виртуоз мира, исполнитель традиционных американских, индейских, восточных мелодий, Ф.Гордон (США) - варганист, композитор, создатель произведений в стиле блюз на варгане, организатор фестиваля варганистов в Америке и т.д.

В экспозициях этого зала вы ознакомитесь с якутскими хомусами, изготовленными победителями Международного конкурса "Лучший варган мира", проведенного в рамках II Международного Конгресса, фотографиями их создателей, виртуозов-исполнителей хомусной музыки.

Наш Центр хомусной (варган­ной) музыки, Музей Хомуса под­держивают научные связи с му­зыковедами-исследователями раз­ных стран, занимающимися про­блемами варганной музыки. В витринах Музея вы ознакомитесь с материалами, привезенными из Парижа директором нашего Му­зея К.Д.Уткиным, участником выставки "Раскованная Сибирь". Здесь много фото и других ма­териалов, привезенных из Музея Человека, рекламные издания фирмы "Кроненбург", статья К.Д.Уткина "Якутская культура _ в Париже", договор между Му-

Вице-президент директор Музея зееМ Хомуса (варгана) народов К.Д.Уткин мира и Музеем Человека в Париже. Большой интерес посетителей вызывает книга, выпущенная в Голландии "De gedachtenverdrijver phons bakx de historie van de mondharp" с материалами II Международного Конгресса варганной музыки.

О других международных связях нашего Музея рассказывают витрины о пребывании С.С.Шишигина, виртуоза-исполнителя мира во Франции весной 1992 г., рекламные проспекты, афиши ансамбля "Алгыс", участвовавшего в информационно-пропагандистских мероп­риятиях в 1987 г. в странах западной Европы. Вы ознакомитесь с варганами работы английских, шотландских, итальянских мастеров, с пластинкой, выпущенной Д.Райтом о приемах, технике игры на варгане для начинающих, с книгой Ю.Хернера, коллекциями из личного архива И.Е.Алексеева — сертификатом Смитсоновского института Вашингтона, пластинками, выпущенными в странах Западной Европы.

Хомус (варган) — инструмент будущего. То, что выбрали Якутск Международным центром хомусной (варганной) музыки, дает нам право сказать, что хомус — национальный музыкальный инструмент народа саха, который с древних времен до наших дней пользуется уважением и любовью народа.

Популярность Музея Хомуса возрастает с каждым днем. Здесь проходят разные формы работы: конференции, смотры, экскурсии, лекции, встречи, передвижные выставки — это далеко не полный перечень форм научно-просветительной деятельности, которую ведут сотрудники музея.

Назначение данного путеводителя заключается в том, чтобы помочь разобраться в обширной экспозиции музея, рассказывая о творчестве ведущих хомусистов и мастеров-изготовителей хомуса. Путеводитель рассчитан на более или менее беглое ознакомление с экспонатами. Поэтому, характеристики творчества ведущих хомуси-. стов и описание хомусов (варганов) разных стран отличаются лаконичностью сведений.

Экспозиция музея размещается в историко-географическом поряд­ке, лишь в отдельных случаях этот принцип нарушается. Ввиду этой особенности экспозиции осмотр рекомендуется начать с зала "Якутский хомус".








Скачать 212,94 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер212,94 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх