Программа дисциплины Спецкурс «Гуманизм в европейской культуре 16 века». для направления 031400. 62 Культурология icon

Программа дисциплины Спецкурс «Гуманизм в европейской культуре 16 века». для направления 031400. 62 Культурология



Смотрите также:
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400...
Программа дисциплины «Социология культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины история зарубежной философии (от возрождения до канта) для направления...



скачать

Министерство экономического


развития и торговли

Российской Федерации




Министерство

образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет философии

Отделение культурологии

«Кафедра наук о культуре»


Программа дисциплины

^ Спецкурс «Гуманизм в европейской культуре 16 века».

для направления 031400.62 –

Культурология





Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

отделения культурологи философского факультета

Зав. кафедрой

В.А. Куренной

“_30_” августа_ 2007_ г



Автор Карпенко Е.К.

МОСКВА

2007


Программа спецкурса «Гуманизм в европейской культуре 16 века».

 

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

Цель курса познакомить слушателей с ключевыми культурными феноменами европейского XVI века. Интерес к этой эпохе обусловлен тем, что именно в этот непродолжительный период формируются мировоззренческие основы культуры Нового времени. В рамках курса предполагается проследить процесс трансформации «видения мира» от средневекового к новоевропейскому через наиболее значительные и характерные явления эпохи. Курс ориентирован на слушателей знакомых с европейской интеллектуальной, эстетической и художественной традицией античности и средневековья, имеющих навыки самостоятельного критического анализа значимых культурных феноменов. 

^ Задачи курса- познакомить студентов с ключевой эпохой в становлении новоевропейской культуры;- проанализировать наиболее важные явления эпохи: гуманизм, искусство, становление экспериментальной науки, утопические проекты, религиозное обновление; -  развить навыки понимания и критической оценки многообразия фактов в едином пространстве культуры; - обозначить линии культурной преемственности и своеобразия от Средневековья к Новому времени- развить навыки самостоятельного, творческого исследования. 

^ Требования к освоению дисциплины

Студент должен

-         иметь представления о характерных чертах европейской      культуры XVI века

-         знать ключевые идеи философских и художественных текстов эпохи

 -         понимать взаимосвязь и взаимообусловленность системы идей и различных видов духовно-практической деятельности, результатом которой являются конкретные культурные артефакты

-         уметь использовать исторические и философские методы в конкретном исследовательском контексте;

-         иметь навыки самостоятельного, творческого, аналитического исследования того или иного явления культуры.

 

 ^ Тематический план

 

  №п/п

  Наименование разделов и тем

  Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      

Дискуссии вокруг европейской культуры XVI века.  

 

2

 

 

 

2.      

Пространство Ренессанса: итальянская интеллектуальная и художественная культура и ее модификации в Северной Европе. 

 

2

 

 

 

3.      

Античная философия (Платон и Неоплатонизм) и итальянский гуманизм.

 

2

 

 

 

4.      

Художник и эпоха

 

4

 

 

 

5.      

Средневековая теология и метафизический базис новоевропейской науки.

 

2

 

 

 

6.      

Искусство и его роль в становлении новоевропейской науки.

 

2

 

 

 

7.      

Гуманизм и религиозный кризис Католицизма.

 

2

 

 

 

8.      

Утопические проекты XVI века.

 

2

 

 

 

9.      

Закат эпохи Ренессанса.

 

2

 

 

 

10.  

Эстетика Ренессанса

 

 

2

 

 

11.  

Идея человека в культуре Ренессанса

 

 

2

 

 

12.  

Личность в зеркале эпохи: автобиография и автопортрет

 

 

2

 

 

13.  

Быть“uomo virtuoso”: типические черты самосознания творческой личности XVI в.

 

 

2

 

 

14.  

На пути к Новой науке.

 

 

2

 

 

15.  

Гуманизм и Реформация

 

 

2

 

 

16.  

Утопические проекты XVI века.

 

 

2

 

 

17.  

И

 

 

2

 

 

ИТОГО:

 

20

16

 

 

 

^ Содержание курса 

I.                   Теоретическая часть

 

Лекция 1.(Вводная). Дискуссии вокруг европейской культуры XVI века.  

Цель: ввести студентов в проблемное поле научных споров относительно характера и отличительных черт эпохи; обозначить различие методологических подходов (исторического, историко-философского, искусствоведческого, культурологического) к исследованию эпохи.

Содержание: Историко-культурная периодизация и ее философский фундамент. Истоки спора о типологии европейской культуры XVI века (Эпохи Ренессанса). Ключевые исследовательские установки:1.      Отличительной чертой эпохи является «фундаментальный» отказ от средневековых мировоззренческих установок и «возрождение» античных. (XIX век Ж. Мишле, Я. Буркхардт). 2.      XVI век в европейской культуре – закат Средневековья, его завершающая стадия (пер.пол. XX века Й. Хейзинга, Л.Февр). 3.      XVI век – эпоха пересечения античного и средневекового мировоззрения (диалогическая модель М. Бахтин, А. Лосев, Л. Баткин, М. Соколов).

 

 

^ Лекция 2: Пространство Ренессанса: итальянская интеллектуальная и художественная культура и ее модификации в Северной Европе. 

Цель: обозначить социальный, экономический и политический контекст эпохи в ключевых европейских регионах (Италии, Франции, Германии).

Содержание:

1.      итальянская городская и придворная культура кон. XV – пер. пол. XVI века; средиземноморские торговые и культурные связи, их роль в распространении философских текстов античности; религиозное свободомыслие в итальянских городах-государствах; Католицизм и Папство в Италии и за ее пределами.

2.      Характерные черты североевропейской культуры пер. пол. XVI века: итальянские походы Франциска I, становление французской монархии; французский двор и его роль в распространении «итальянских идей» к Северу от Альп, светская и религиозная власть в Северной Европе.

 

  ^ Лекция 3. Античная философия (Платон и Неоплатонизм) и итальянский гуманизм.

Цель: проследить линию трансформации античного антропоцентризма под влиянием средневекового теоцентризма к ренессансному гуманизму.

Содержание: греческая философия, Платон и Академия; Неоплатонизм и Христианство (Плотин и Августин),  итальянская интеллектуальная культура и Флорентийская Академия, ее роль в становлении гуманизма. Смысл и значение итальянского гуманизма: принцип “Studia humanitatis contra studia Divina”. Идеализм Платона и флорентийский гуманизм (Л. Валла, М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола) проблема Человека и ее решение Платоном и гуманистами. Принцип ренессансного гуманизма: «Человек - микрокосм», творческая личность и ее божественный статус (“Deus as Summus Artificus”).  От идеи к стилю жизни: гуманизм как философия и практика. 

 

 ^ Лекция 4. Художник и эпоха (I)

Цель: рассмотреть автобиографические тексты XVI века как репрезентативные феномены гуманистического индивидуализма.  

Содержание: “Жизнь” Б. Челлини (1500–1574), “О глиняном искусстве” Б. Палисси (1510?- 1590): автобиография и самосознания творческой личности в культуре XVI века. «Божественность» творчества, Искусство как онтологический и гносеологический принцип. От ренессансного реализма (“imitare la natura”) к маньеристическому субъективизму (“superare la natura” Л. Дольче).   Художник в социальной иерархии: от ремесленника к придворному. Н. Макиавелли «Государь»  Б. Кастильоне «Придворный». «Идеальный» художник и личная жизнь. Автобиография как образ.  

 

^ Лекция 5 Художник и эпоха (II)

Цель: выделить отличительные черты самосознания творческой личности.

Содержание: в качестве источников анализа выбраны три текста: “Жизнь” Б. Челлини, “О глиняном искусстве” Б. Палисси, «О героическом энтузиазме» Дж. Бруно. Ключевые понятия: “virtu” (от средневековой добродетели к индивидуальному достоинству личности), “божественность” искусства и творческого вдохновения,  Истинное (“virtuoso”) искусство и ремесло,   “меланхолия ” и “священное неистовство”.

 

 

^ Лекция 6. Средневековая теология и метафизический базис новоевропейской науки.

Цель: обозначить истоки новоевропейского научного видения мира и линию идейной преемственности между средневековым номинализмом, ренессансным пантеизмом, алхимической традицией  и «натуральной философией» нач. XVII века.

Содержание: номинализм Д. Скотт и У. Оккама, идея «Универсума» в теологии Н. Кузанского и пантеизме Дж. Бруно, герметическая традиция и алхимия  (Парацельс: природа - “mysterium magnum”).

 

 

 ^ Лекция 7: Искусство и его роль в становлении новоевропейской науки.

 

Цель: проследить связь между познавательной эмпирической установкой ренессансного искусства и становление новоевропейского экспериментально естествознания.

Содержания: ренессансная эстетика и принципы математической гармонии (Л.Б. Альберти, А. Дюрер); реализм искусства Возрождения, подражание и эксперимент (Леонардо);  алхимия, магия и герметическая традиция в том же контексте; природа как объект познания и практического использования; первые «кунсткамеры»; Университетская схоластика и «новая» наука в социальной и идеологической перспективе; наука и церковь (инквизиция).

 

 

^ Лекция 8:  Гуманизм и религиозный кризис Католицизма.

Цель: познакомить слушателей с различными формами культурной реакции на идеи гуманизма, а также с влиянием гуманизма на процессы секуляризации культуры в XVI веке.

Содержание: религиозный гуманизм Савонаролы; гуманизм и Реформация в Германии (Эразм Роттердамский, М. Лютер); гуманизм, монархия и Реформация во Франции; испанский мистицизм и католическая реакция (поэзия Х. де ла Крус). 

 

 

 ^ Лекция 9: Утопические проекты XVI века.  

Содержание: утопия – как «возможный» мир (от Платона до Бэкона), великие географические открытия и расширение пространственных границ «возможного мира». Формы гуманистических утопий: Ф. Колонна «Сны Полифила» (1499) как эстетическое любование Античностью, T. Мор “Утопия” (1516) – этический и политический идеал справедливого общества, Ф. Рабле образ Телемского Аббатства в «гаргантюа и Пантагрюэле» (1523) – гротескная форма гуманистического гедонизма, Б. Палисси «Истинный рецепт» (1563) – протестантская утопия с идеей единства «естественной» эстетики и духовно-религиозного обновления; Ф. Бэкон «Новая Атлантида» (1617, незаконченный проект) и Т. Кампанелла «Город Солнца» (1623) проекты идеального общества, управляемого научным сообществом. 

 

^ Лекция 10: Закат эпохи Ренессанса.

Цель: отметить симптомы кризис и разрушения гуманистической системы идей, а также выделить ключевые моменты, определившие становление новоевропейской «картины мира».

Содержание: разрушение ренессансной эстетики от маньеризма к барокко; кризис гуманистического мировосприятия (Монтень, Шекспир, Сервантес). Естествознание XVII века и его теологический фундамент (Г. Галилей и Р. Декарт) Формирование буржуазной (Bourg) культуры и этики капитализма (М. Вебер).

 

^ I.                   Практическая часть 

Семинар 1.Эстетика Ренессанса.

Индивидуальная презентация: Леонардо да Винчи. Трактат об искусстве. M.2000.

Темы для группового обсуждения.

1.      Ренессанс между средневековьем и Новым временем.

2.      Искусство и творчество.

3.      От иконы к картине.

 

Рекомендованная литература:

Э. Панофски. Идея. M. 1999.

Э. Панофски. Ренессанс и Ренессансы в Западном искусстве.M.1998

М. Соколов. Мистерия соседства. M. 1999.

Мастера искусства об искусстве. Т.2. М 1966. 

 

Семинар 2. Идея человека в культуре Ренессанса.

Для группового обсуждения предлагаются фрагменты трех текстов:Дж. Пико делла Мирандола. О достоинстве человека. (История эстетики . Т. 1. М. 1965.  стр. 506-514).

Дж. Бруно. О героическом энтузиазме. М. 1985

.Э. Роттердамский. Похвала глупости. М. 1960. 

Дополнительная литература:

Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. 1978.

Баткин Л. Итальянский Ренессанс. Проблемы и люди.М. 1995.

Э. Панофски. Ренессанс и Ренессансы в Западном искусстве.M.1998

М. Соколов. Мистерия соседства. M. 1999.

Зарецкий Ю. П. Ренессансная автобиография и самосознание личности. Н.Н. 2000.

 

 Семинар 3. Личность в зеркале эпохи: автобиография и автопортрет.

Содержание:

1. Индивидуальные доклады:

1.      Человек и художник в «Жизни» Б. Челлини.

2.      Художник и искусство («Жизнь» Б.Челлини, «О глиняном искусстве» Б. Палисси)

3.      Автопортрет как явление гуманистической культуры (Леонардо, Дюрер).  

Первоисточники:

Б. Челлини. Жизнь. M. 1991.Леонардо да Винчи. Избранные произведения. M. 2000.

А.Дюрер. Трактаты. Дневники. Письма. М. 2000 

Рекомендованная литература:

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М. 1998.

Баткин Л. Петрарка на острие собственного пера. М. 1995.

Дживелегов А.Творцы итальянского Возрождения. М. 1998.

Зубов В. Леонардо да Винчи. М. 1961.Либман М. Дюрер иего эпоха. М. 1972.  

 

Семинар 4. Быть“uomo virtuoso”: типические черты самосознания творческой личности XVI века.

Содержание: (предполагается, что студенты знакомы с обязательной литературой). Групповая дискуссия: «Доблесть (virtu), энтузиазм и меланхолия как характерные черты самосознающей личности XVI века». 

Источники:

Челлини Б. Жизнь. M. 1991.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме. M. 1985.

Палисси Б. О глиняном искусстве\ Искусствознание. М. Апрель.2004.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 4-5. М., 1994.

Дополнительная литература:

Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М. 1961.

Соколов М. Мистерия соседства. М. 1999.

Баткин Л. Европейский человек наедине с самим собой. М. 2000.

 

 Семинар 5. На пути к Новой науке.

Содержание: индивидуальные презентации.

1.      От средневекового номинализма к «естественной метафизике».

2.      Математика как искусство, математика как язык «книги природы».

3.      Алхимия и герметизм XVI века. 

Источники:

Н. Кузанский. Об ученом незнании. Сочинения в 2-х томах. М. 1979.

Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма. М. 2000

Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах. М. 1970

Бэкон Ф. Новая Атлантида. М. 1978 

^ Дополнительная литература:

Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М. 1988.

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания// Философско-религиозые истоки науки. М. 1997.

Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М. 2000.

Сапрыкин Д.Л. Regnum hominis (Имперский проект Фрэнсиса Бэкона). М. 2001

Рабинович В. Алхимия как феномен Средневековой культуры. М. 1979.

 

 Семинар 6. Гуманизм и Реформация.

Тема для обсуждения: свобода воли в полемике Лютера с Эразмом.

Рекомендованная литература:

Лютер М. 95 тезисов./ Сост., вступ. ст., Фокина И. (СПб.: Роза мира, 2002)Э

разм Ротердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987.

 

 ^ Семинар 7 Утопические проекты XVI века.

Содержание: коллективное обсуждение темы «Гуманизм, наука и религия в утопических проектах XVI века». 

 Источники:

Бэкон Ф. Новая Атлантида. М. 1978

Мор Т. Утопия. (любое издание).

Кампанелла Т. Город Солнца. (любое издание)

.Рабле Фр. Гаргантюа (любое издание). 

^ Рекомендованная литература:

Бахтин М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1997.

Йейтс Фр. Розенкрейцеровское Просвещение. М. 2004

Сапрыкин Д.Л. Regnum hominis (Имперский проект Фрэнсиса Бэкона). М. 2001 

 

Семинар 8. Кризис ренессансного гуманизма.

Индивидуальные презентации:

1.      Скептицизм М. Монтеня.

2.      Шекспир и Сервантес: трагедия и ирония, как кризис индивидуализма. 

 Рекомендованная литература:

Монтень М. «Опыты» жизни. Изречения и афоризмы. М. 2006.

Аникст А. Поэмы, стихотворения и сонеты Шекспира (Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 8. - М., 1960. - С. 559-591 на сайте: philology.ru).

Пискунова С. Истоки и смысл смеха Сервантеса (Вопросы литературы. - М., 1995, № 2. - С. 143-169, на сайте: philology.ru)

Богуславский В.М. Монтень и философия культуры. – В кн.: История философии и вопросы культуры. М., 1975 

Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983  Лосев А. Эстетика Возрождения. М. 1998.Соколов М. Мистерия соседства. M. 1999.

 

V. Формы контроля 

 Групповые дискуссии - макс 3 балла

Индивидуальная презентация - макс 3 балла

Эссе макс 4 балла

Максимальный результат -  10 баллов 

 

Темы эссе могут быть продолжением или углублением темы индивидуальной презентации.

 




Скачать 176,57 Kb.
оставить комментарий
Карпенко Е.К
Дата30.09.2011
Размер176,57 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх