Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение москва 2002 г icon

Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение москва 2002 г


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 “Искусствоведение Москва 2002...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение Москва 2001...
Программа курса искусство эпохи ренессанса для специальности 02. 09. 00 Искусствоведение Москва...
Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение Москва 2000...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков для специальности 020900 Искусствоведение...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение...
Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 “Искусствоведение” Москва...
Искусство средневековой руси программа лекционного курса для специальности №020900...
Программа итоговой государственной аттестации по специальности 020900 / 031501...
Программа курса для специальностей: 020900 Искусствоведение 021000 Музеология...
Программа курса для специальностей №020900 «искусствоведение» и №021000 «музеология»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ ИИ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА


КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ


ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Программа курса для специальности

020900 - Искусствоведение


М О С К В А - 2002 г.

2


Составитель: доцент, к. философ. н. Л.Ю.Лиманская.


Программа принята на заседании

кафедры Всеобщей истории искусств. Протокол №2 от 24.09.99


СОДЕРЖАНИЕ


^ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


Пояснительная записка


Тематический план лекционного курса

Тематический план практических занятий


Раздел 1 “ Произведение искусства и его структура в контексте культуры”

1 Основные элементы образной структуры изобразительных искусств.

2 Художественное пространство и видовая специфка изобразительных искусств

^ РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

1. Живопись как искусство цветовосприятия.

2. Творческий метод живописца в контексте истории

3. Принципы описания и анализа монументальной живописи

4. Принципы описания и анализа станковой живописи

^ РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры

1. .Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте истории

2.Принципы описания и анализа монументальной и станковой скульптуры

3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры

^ РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики

1. Графика как искусство

знаково-информационного восприятия мира. Творческий метод графика в контексте истории

2. Принципы описания и анализа книжной графики

3. Принципы описания и анализа станковой графики


^ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Пояснительная записка


1. Принципы соотнесения формальных содержательныих и смысловых уровней произведения искусства

Вопросы

Контрольные задания

2. Живопись, скульптура и графика как пространственные виды искусств.

Вопросы

Контрольные задания

3. Живопись и проблемы цветовосприятия в контексте культуры.

Вопросы

Контрольные задания

4. Проблема творческого метода живописца в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и монументальной живописи

Вопросы

Контрольные задания

5. Скульптура и проблемы объемно-пластического восприятия формы.

Вопросы

Контрольные задания

6. Творческий метод скульптора в контексте истории. Принципи описания и анализа станковой и монументальной скульптуры.

Вопросы

Контрольные задания

7. Искусство графики и проблема знаково-информационого восприятия мира.

Вопросы

Контрольные задания

8. Творческий метод графика в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и книжной графики.

.Вопросы

Контрольные задания


Темы рефератов и курсовых работ.

Перечень наглядных пособий


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Курс “Описание и анализ произведения искусства” предназначен для студентов 1 курса факультета Истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, для специальности искусствоведение. Курс входит в число специальных дисциплин.

Предмет курса -приниципы описания и анализа произведений живописи,

графики и скульптуры, анализ композиционных,сюжетно-тематических,жанровых и стилистических особенностей произведений изобразительного искусства.

Цель курса - выработка у студентов навыков формально-стилистического и содержательного описания и композиционного анализа произведений живописи,скульптуры и графики.

Задача курса- изучение исторических закономерностей развития художественной формы , исследование роли религиозных, естественнонаучных, философско-эстетических воззрений. Рассмотрение таких основополагающих понятий итории искусств как “ канон”, “ иконография”, “стиль”, “ концепция”.

Образовательные задачи -

Фундаментальность университетского образования основана на осмыслении взаимосвязанности систем и подсистем гуманитарного знания. Требования к формированию высокого уровня общей рациональной, языковой компетентности в различных областях знания определило логику построения материала. В процессе параллельного привлечения естественно-научных и эстетических подходов к осмыслению изобразительного языка искусства воспитываются навыки описания и анализа в различных эстетических, исторических и социокультурных измерениях произведений.

Материал курса излагается по типологическому принципу. Методы описания и анализа произведений искусства рассматриваются в связи с культурно-историческим контекстом. Раскрываются особенности принципов описания и анализа произведений созданных по законам религиозно-мифологиеских канонов, объясняется условность художественного языка формы, символизм образов.

В искусстве Нового и Новейшего времени раскрывается роль естественнонаучных представлений о пространстве, свете, цвете и композиции, исследуется роль анатомических штудий в формировании методов построения фигуры человека и животных. Рассматриваются принципы соотношения реального и идеального представлений о мире и человеке и отражение этих представлений в стилистическом развитии искусства.

К особенностям курса относятся его практическая направленность на работу в музеях и художественных выставках, непосредственное изучение памятников стенописи и монументальной скульптуры. Занятия проводятся в экспозициях ГМИИ им. Пушкина, ГТГ и Музея Редкой Книги РГБ.

В результате освоения курса студенты должны обрести умение проводить композиционный анализ произведений живописи, скульптуры и графики и выявлять их стилистические особенности и жанровую специфику. Студенты должны приобрести навыки практической работы с произведениями искусства в условиях музейных и выставочных экспозиций, а также с произведениями монументального искусства с учетом окружающей их среды.

Внутрисеместровый контроль разработан с учетом специфики курса. Для получения зачета студент должен набрать в сумме за семестр от 25 до 30 баллов. Устные ответы по теоретическому разделу оцениваются от 0 до 10 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один ответ), письменные тесты от 0 до 20 баллов за семестр( по 5-бальной шкале за один тест). Курсовая работа оценивается отдельно от 0 до 5 баллов.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА ВСЕГО

РАЗДЕЛ I Произведение искусства и его

структура в контексте культуры

1. Основные элементы образной структуры 2

изобразительных искусств.


2.Художественное пространство и

видовая специфка изобразительных искусств. 2


^ РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

1. Живопись как искусство

цветовосприятия. 2


2. Творческий метод живописца в контексте истории. 2


3. Принципы описания и анализа монументальной живописи. 2


4. Принципы описания и анализа станковой живописи. 2


^ РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры

1. .Скульптура как искусство объемно-пластического

восприятия мира. Творческий метод скульптора в контесте

истории 2

2.Принципы описания и анализа монументальной и 2

станковой скульптуры.

3. Принципы описания и анализа станковой скульптуры


^ РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики

1. Графика как искусство

знаково-информационного восприятия

мира. Творческий метод графика в контексте истории

2. Принципы описания и анализа книжной графики. 2

3. Принципы описания и анализа станковой графики 2


ИТОГО 20


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

ТЕМА СЕМИНАРА КОЛ.ЧАСОВ



1. Принципы соотнесения формальных содержательныих и смысловых уровней произведения искусства

6


2. Живопись, скульптура и графика как пространственные

виды искусств.


4

3.Живопись и проблемы цветовосприятия в контексте культуры.

4

4.Проблема творческого метода живописца в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и монументальной живописи

12

5.Скульптура и проблемы объемно-пластического восприятия формы.

4

6. Творческий метод скульптора в контексте истории. Принципи описания и анализа станковой и монументальной скульптуры.

12

7.Искусство графики и проблема знаково-информационого восприятия мира.

4

8. Творческий метод графика в контексте истории. Принципы описания и анализа станковой и книжной графики.

10

ВСЕГО:



56 часов



Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ЕГО СТРУКТУРА В КОНТЕСТЕ КУЛЬТУРЫ.

Тема 1.Основные элементы образной структуры изобразительных искусств.

Визуальный характер изобразительных искусств. Особенности визуального восприятия живописи, скульптуры , графики. Формальные элементы структуры: композиция, цвет, свет, линия, пластика, обьем, пространство, каноны, стили , как правила построения образной структуры произведения. Содержательные элементы структуры- тема, идея, сюжет , жанр. Своеобразие жанровой природы произведения. Жанр как соединение визуального и интеллектуального уровней восприятия искусства.Жанровая структура искуства в контексте культуры. Иконография жанров в религиозно-символическом контексте искусства. Сакрально-символические функции портрета, пейзажа, натюрморта, анималистического, батального и бытового жанров в искусстве Древнего мира и Средних веков. Условность художественной формы и символизм образного языка в искусстве древнего мира ,средних веков.

Жанровая структура искусства ренессанса, барокко и классицизма. Связь открытий в области естествознания, оптики, физики, анатомии с представлениями о природе цвета, света как пространственных характеристик предмета.

Принципы соотношения реального и идеального представления о мире в жанровых структурах ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, модернизма и постмодернизма.

Портрет как отражение самосознания личности в искусстве Нового и Новейшего времени. Развитие исторического, бытового, батального жанров как способов социально-исторической интерпретации реальности. Пейзаж, натюрморт, анималистический жанры и развитие естественнаучной и натурфилософской мысли Нового и Новейшего периодов. Взаимосвязь и взаимодополняемость жанров в контексте культуры.

Смысловые элементы структуры - символ, аллегория, знак. Особенности смыслового функционирования художественного образа в культурно-историческом контексте.

Соотношение формальных, содержательных и смысловых элементов структуры произведения в контексте культурно-исторического функционирования искусства.


Тема 2. Художественное пространство и видовая специфика изобразительных искусств.

Понятие художественного пространства . Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи, скульптуре и графике Пространственные характеристики изображения: удаленность, приближенность (планы)статика и динамика, плоскость и глубина, пластика и обьем.

Плоскость и способы построения композиционного пространства в живописи и графике. Условные и реалистические принципы построения художественных пространств. Типы “прямой” и “обратной” перспектив.

.Цвет, свет, линия , колорит как средства художественной выразительности пространства в живописи и графике

Обьем, пластика, силуэт как средства художественной выразительности пространства в скульптуре.

Композиционное пространство как фактор стиля. Условность религиозно-символических характеристик художественного пространства.Понятие обратной перспективы, аксонометрии.Условность пространственных характеристик

изображения и роль пространственных деформаций в истории

искусства.

Геометрические схемы композиционного построения пространства

и принципы линейно-плоскостного расположения изобразительных

планов:

Символическая и смысловая роль круга в контексте стилей:

-“Троица ” А.Рублева ; “Мадонна Альба” Рафаэля, “Времена года” Н.Пуссена и роль круга в религиозно-мифологическом

истолковании пространства, эволюция кругового развития движения в скульптуре “Вакханка” Скопаса, Развитие круглой формы в эпоху Возрождения “Давид” Донателло и “Давид” Микельанжело.

 Геометрические проекции и смысловые функции треугольника:

 треугольник как символ тринитарного догмата в религиозном искусстве например-

“Троица” А.Рублева, “Св.Анна” и “Тайная вечеря”Леонардо да Винчи и использование треугольника как способа построения центрически уравновешенной композиции и как метод выделения смысловой завязки композиции;

Роль треугольника и пирамиды в канонических скульптурах Древнего Египта -статуи писцов-(писец Кайя и др.);

треугольник как принцип первичного формообразования в искусстве 20 века( постимпрессионизм и кубизм - натюрморты П.Сезанна и П.Пикассо).

-Смысловая и символическая роль квадрата и прямоугольника в искусстве Древнего мира и средних веков. Квадрат как способ координации пространственных представлений о “правом”, “левом”,

“верхнем”, “нижнем”, западе, востоке, юге,западе , сакральном,реальном, небесном, земном. Квадрат и прямоугольник как основа модульной сетки при пропорционировании

пространственных планов изображения.

Метафизика квадрата в искусстве 20 века К.Малевич “Черный квадрат”.

Роль симметрии и ассиметрии в ритмической организации художественного пространства

 Линейные, круговые, спиралевидные типы ритмической оганизации композиционного пространтсва в античной вазописи, в средневековой иконописи, в ренессансных картинах , в искусстве 20 века (Дега, Ван-Гог и др.)

Формат произведения и композиционное пространство: типы форматов- вертикальный, горизонтальный, квадратный, овальный, круглый и специфика зрительного восприятия композиционного пространства.

Рама и ее роль в истории живописи и графики..Архитектоника рамы

в искусстве Средних веков и Возрождения, эстетические функции рамы в искусстве барокко и классицизма, отказ от рамы в искусстве модернизма и постмодернизма.


РАЗДЕЛ II Описание и анализ живописи

Тема 1. Живопись как искусство цветовосприятия.


Цвет как основа художественной выразительности живописного образа. Понятие колорита. Роль цвета при формировании колористической композиции произведения. Цветовые системы, понятие цветового тона, светлоты и насыщенности, основные и дополнительные цвета. Роль живописных и свето-теневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа.

Условный колорит, сакрально-символические функции цвета. Особенности эстетического восприятия условного языка цвета.Роль игры воображения в эстетическом переживании сакрально

символического образа.

Реалистическое понимание колорита, естественнонаучный подход к изучению зависимости предметного цвета от естественного характера освещения, влияние рефлексов, свето-воздушной среды на построение цветовых отношений.Натурфилософское толкование природных явлений и

аналитическое восприятие цвета.

Пленэр и особенности импрессионистического восприятия цвета. Роль хроматических цветов в формировании зрительного впечатления.


Тема 2. Творческий метод живописца в контексте истории .


Творческий метод живописца как результат взаимодействия

формально-стилистических и идейно-эстетических задач искусства.

Влияние законов психологии зрительного восприятия для решения образных задач живописи.

“Доклассический метод” работы живописца.Понятие канона, как набора религиозно мифологических сюжетов и условно-символических правил построения композции и колорита. Иконография, как отражение канонических принципов и правил построения формы , образной трактовки живописного произведения.

Повторяемость иконографических образцов в контексте канона “предустановленность” образца на основе его соответствие “первообразу”.

Предустановленность правил композиционного построения картины и технико-технологических приемов.Технологические приемы и выразительные особенности энкаустики, темперы, туши,фрески.

Исторические типы канонов: египетские каноны, дальневосточные каноны, каноны православного искусства Византии и Руси, античные каноны и их роль в дальнейшем развитии живописи.

Роль контурного рисунка, локального цветового пятна, “фризообразного”

построения композиции. Связь изображения и текста.

“Классический метод” работы над живописным произведением и развитие методов работы в технике масляной живописи.Особенности “итальянской манеры”(Метод Тициана), “фламандской манеры”(П.П.Рубенс), “голландской манеры”(метод Рембрандта), “pittura di tocco”-живопись мазками (А.Маньяско).

Соблюдение строгой последовательности этапов работы над

картиной :

Построение перспективы, соблюдение пространственных планов, рисунок, светотень, тональная раскладка, корпусное письмо, лессировки.

Картина, как “зеркальное подобие видимого мира” (Леонардо). Перспектива как способ отражения “ зеркально” воспринимаемых подобий окружающего мира. Картина как способность художника подражать природному разнообразию.

Подчинение линейной перспективы законам монокуляного зрения.

Зритель как ценитель мастерства и умения художника воспроизвести в картине иллюзию созерцаемого мира.

Формирование новых принципов живописного видения в искусстве конца 19- 20 веков. “Неклассический метод” работы живописца.

Открытие хроматической природы света. Пленэрная живопись и методы работы А.Иванова, К.Моне. Формирование колорита за счет изменения и объединения предметных цветов удалением изображения и растворением его в цветовой среде. Построения объёмно-пластических характеристик изображаемых предметов цветом ( а не контуром и свето-тенью). Разложение тона на сотавляющие чистые цвета. Пуанктилизм . Творческий метод Ж.Сёра. Отказ от смешения красок на палитре. Колорит, формируемый за счет смешения чистых цветов в процессе зрительного восприятия. Отказ от строгих перспективных построений, формирование пространственных ассоциаций за счет специфики зрительного восприятия холодных и теплых цветоотношений.

Постимпрессионизм и “психологический символизм” цвета.Творческий метод П.Гогена, В.Гога. Субъективный психологизм цветовосприятия и метод пространственных деформаций изображения А.Модильяни, Д.Кирико.

Активизация зрительного восприятия, зритель как соучастник творческого процесса.

Инструменты живописца: различной величины мастехины, кисти, палитры.

Станки - мольберты, этюдники.


Тема 3. Принципы описания и анализа монументальной живописи.

Связь монументальной живописи и архитектуры.

 Композиционное единство архитектурной формы и стенописи.Функиональные особенности архитектурной формы(столба, стены, купола, потолка и т.д.) и принципы сюжетно-тематического развития живописной композиции .

 Связь символики архитектурных форм средневековья и иконографических сюжетов -.например-символика евхаристии и роль алтарной апсиды , символика Христа-Пантократора и роль купола и т.д .

 Функциональные особенности дворцовых и общественных построек и сюжетно-тематические особенности росписей дворцовых о общественных построек нового времени. Росписи парадных интерьеров барокко и классицизма ( н-р парадный дворец в Кусково,росписи дворцовых помещений Версаля - зал Войны, зал Мира и т.д.)

 Технико-технологические приемы и выразительные особенности темперной техники, мозаики, фрески, витража.Взаимосвязь архитектурной формы и выразительных возможнойстей мозаики и витража. Особенности архитектурной композиции и характер освещения интерьера Софии Костантинопольской и использования светоотражающих и светопоглощающих эффектов византийских смальт. Конструктивные особенности готической архитектуры и формирование оконного витража.

 Конструктивные принципы современной архитектуры и выразительные особенности витража.Ф.Леже, М.Шагал -и новое понимание монументальной живописи.

Тема 4. Принципы описания и анализа станковой живописи.

Станковая живопись- живопись выполненная на станке (мольберте).

 Особенность станковой живописи - независимость от архитектуры.

 Подвижность станковой живописи ,способность перемещаться в пространстве. Материалы для основы- дерево, метал, картон, пергамен, холст. Типы грунтов для основ.Технико-технологические особенности темперной и масляной техник и их выразительные особенности.Композиционная сюжетно-тематическая (жанровая)самостоятельность станковой живописи.

 Ранние формы станковой живописи: пинаки, фаюмский портрет,икона. Канон и иконография как стилистические принципы описания и анлиза ранних форм живописи.

 Принципы стилистического и жанрового описания а анализа станковой картины в Новое и Новейшее время.Динамика, ассиметрия, эмоциональная экспрессия образов, жанровый и видовой синтез искусств как стилистические признаки барокко.Симметрия, статика, героический пафос,строгая иерархия жанров и видов искусств - стилистические признаки классицизма.

 Философско-эстетические принципы описания и анализа картины периодов романтизма, модернизма и постмодернизма.


РАЗДЕЛ III Описание и анализ скульптуры

Тема 1. Скульптура как искусство объёмно-пластического восприятия мира.Творческий метод скульптора в контексте истории.


Латинское происхождение термин скульптура-sculpere и пластика-pladzien.Скульптура, как метод высекания, вырезания, отбора формы. Пластика, как метод набора формы в процессе лепки.

Объём, контробъём, светотень, пространственный силуэт как средства художественной выразительности скульптуры.

Рельеф и круглая скульптура. Типы рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф,койланоглиф.

Принципы соотношения объёмно-пластических масс в скульптуре:

1. принцип контрастного противопоставления объёма и контробъёма (метод обработки объёма по принципу койланоглифа-Древний Египет ,А.Архипенко) ;

2. принцип свето-теневой моделировки формы и реалистический подход к трактовке формы ( метод обработки объёма по принципу барельефа или горельефа - Греция, Рим, Возрождение, барокко, классицизм);

3. принцип линеарного построения формы и условный характер образного восприятия скульптуры - ( метод прорисовки и моделироки объёмов врезаным контуром-Древний Восток , Романское искусство, Готика, Дж.Манцу);

4. принцип создания открытых пространственных силуэтов и их органическое взаимодействие с окружающей средой. Восприятие скульптуры как элемента окружающей среды ( первобытная реликтовая скульптура, Г.Мур) ;

5. принцип симметрии при пропорциональном распределении объёмно-пластических масс. Восприятие скульптуры как статического изображения;

(Египетская скульптура, архаическая Греция)

6. принцип ассиметрии при пропоциональном распределении объёмно-пластических масс.Восприятие скульптуры как динамического, пространственно-активного образа.(скульптура барокко,-Н.Бернини, ипрессинистическая скульптура О.Роден)


Тема 2. Принципы описания и анализа монументальной и садово-парковой скульптуры.


Органическая взаимосвязь скульптуры, архитектуры и окружающей среды. Союз скульптора и архитектора при создании монументального и садово-паркового произведения.

Композиционные особенности монументальной и садово-парковой скульптуры:

- Роль масштаба монументального произведения;

-читаемость силуэта и объёмно-пластического решения образа с учетом близкой и дальней перспективы восприятия;

-роль постамента в пространственной ориентации монументальной скульптуры;

-читаемость произведения в условиях конкретной архитектурной или ландшафтной среды;

-роль смены освещения в изменении свето-теневого рисунка ;

-цвет,освещенность как средства эмоциональной выразительности памятника.

Роль твердых материалов в монументальной скульптуре.

Твердые материалы - различные породы камня, дерева используемые в монументальной скульптуре.

Пластические свойства твердых пород камня, таких как базальт,гранит, парфир - компактность, малорасчленность композиции, обобщенность в трактовке объёмов, отсутсвие мелких деталей.

Выразительные особенности твердых пород - при сочетании со шлифовкой и скарпельной обработкой в глубинах рельефа могут давать контрастную игру свето-теней.

Методы обработки твердых пород камня- техника оббивки, “кантовая” - поверхностная резьба, используется для усиления игры свето-тени.

Камни средней твердости - мраморы.

Пластические свойства мрамора - хорошо поддается обработке, возможна детализация изображения, тонкие переходы свето-теневых моделировок.

Выразительные особенности мрамора - светопроницаемость, способность отражать от своей поверхности тончайшие оттенки света.

Промежуточные материалы - гипс, бетон, пластмассы, цемент.


Мягкие материалы- воск, глина, пластилин как правило в процессе работы над монументальным произведением носят вспомогательный характер .Из них делается эскиз и модель памятника, которая потом отливается из бронзы, аллюминия, или меди.

Выразительные особенности скульптуры из бронзы,аллюминия или меди основаны на светоотражающих и светопоглащающих эффектах поверхности металла . Отлитая металлическая .поверхность объёма способна сохранять моделируемую художником в процессе лепки фактуру, которая создает игру свето-теневых эффектов, за счет чего достигается эмоциональная выразительность пластических образов.

Сюжетно- тематическое своеобразие и функциональные особенности монуметальной и садово- парковой скульптуры:

-религиозно-мифологические образы и культово-ритуальные функции монументальной скульптуры;

 портретные образы и мемориальные функции памятника;

 символико-аллегорические образы и мемориальные комплексы в честь великих исторических событий ;

 символико-аллегорические образы и декоративные функции монументальной (интерьерной , экстерьерной) и садово-парковой скульптуры.


Тема 3.Принципы описания и анализа станковой скульптуры

Станковая скульптура - скульптура сделанная на станке. Размеры станковой скульптуры- натурные(т.е размер натуры), полунатурные, четверть натуры, малые формы.

Относительная независимость станковой скульптуры от архитектуры, ее мобильность, способность перемещаться и существовать в различных интерьерах и средах.

Сюжетно-тематическое и жанровое своеобразие станковой скульптуры:

Преимущественный интерес к образу человека: типы композиционного построения фигуры:

a) фигура в полный рост ;

b) полуфигура, торс ;

c) погрудное изображение, бюст , голова.

d) Образ человека как воплощение конкретного исторического персонажа -( портрет) ;

e) Образ человека как аллегория и олицетворение мифологических персонажей (статуя богини Афины) или определенной художественной идеи- например-статуя Правосудия, статуя Свободы и т.д.

f) Натурные и аллегорические типы изображения животных- птица сокол - олицетворение египетского бога Хора, пеликан - аллегория распятия Христа , могут также воплощать непосредственное восприятие образов живой природы в реалистическом искусстве.


Принципы композиционного анализа станковой скульптуры:


1. /принципы объёмно-пластического решения:

обобщенная трактовка форм, линеарное (условное) распределение объёмов;

2/ детальная светотеневая трактовка форм, натурное( реалистическое) распределение объёмов;

3./ принцип контрастного противопоставления объёма и контробъёма;


4./ принцип мягких моделировок объёмов и контробъёмов.


Принципы объёмно-пространственного построения композиции:


1. /статуарная пластика- объёмно-пластическое построение формы на основе активной светотеневой моделировки поверхности(импрессионистическая скульптура - О.Роден) .

2. /передача внутренней динамики формы за счет игры свето-тени, фактуры поверхности;


3. / активизация внешнего пространства за счет использования контробъёмов (А.Архипенко), или ажура (Г.Мур)

4. / активизация композиционного пространства за счет динамики форм и пластических ритмов (Лаокоон)

5. / роль пластических ритмов в эмоциональной выразительности формы (Граждане Кале О.Роден)


Принципы композиционного построения формы:


1. / симметрия, фронтальность, статика;

2. / ассиметрия, ракурсы, динамика.


Принципы технико-технологического описания:


Использование в станковой скульптуре тех же материалов , что и монументальной. Различие в техниках обработки.: большая детализация, так как станковая скульптура предназначена для близкого рассмотрения.

Наиболее популярные твердые материалы : мрамор, дерево, кость. -поддающиеся детальной обработке поверхности.

Мягкие материалы - керамические глины и гипс.

Инструменты для моделирования скульптуры в мягких материалах:

Стеки разной конфигурации, петли разной величиныдля отбора и обработки форм, киянки для уплотнения массы материала.

Инструменты для обработки камня: шпунты, скарпели, троянки.

Инструменты для работы в дереве и кости: стоместки различной конфигурации и профилей.


РАЗДЕЛ IV Описание и анализ графики






Скачать 0,75 Mb.
оставить комментарий
страница1/3
Л.Ю.Лиманская
Дата30.09.2011
Размер0,75 Mb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх