Учебно-методический комплекс по дисциплине од. Ф. 10 Формообразование шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине од. Ф. 10 Формообразование шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом


2 чел. помогло.

Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине од. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р...
Учебно-методический комплекс по дисциплине од. С...
Учебно-методический комплекс по дисциплине од. Ф. 09...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01...
Учебно-методический комплекс по дисциплине од. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине од. С...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика решения физических задач шифр дисциплины и...
Учебно-методический комплекс опд. В...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В...
Учебно-методический комплекс опд. В...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»


Художественно-графический факультет

Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ОД.Ф.10 Формообразование

шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»


Художественно-графический факультет



«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Н.И.Куприянов

«Утверждаю»

_______________

декан факультета

Т.Х.Масалимов



^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.Ф.10 Формообразование

шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом


ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 0305000 Профессиональное обучение (дизайн)

от «27» марта 2000г.

номер государственной регистрации №237пед/сп



Индекс

Наименование дисциплины и основные

дидактические единицы

^ Всего часов


ОД.Ф.10


Формообразование


Простейшие средства изобразительного языка. Введение в композицию: ритм и пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, фактура и текстура, модульность и комбинаторика; семиотика, стилизация, колористика (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.). Средства графического дизайна; организация пространства из предметов-элементов, создающих заданный образ.



450

  1. Цели и задачи дисциплины


В соответствии с современными тенденциями развития общества и новых технологий повышается уровень требований к дальнейшему развитию и совершенствованию материально-художественной культуры. Освоение композиционных законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии.

Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.

Теоретические знания, которые студенты приобретают на занятиях по основным темам формообразования, являются исходной базой для профессионального глубокого понимания законов, принципов, методов и средств художественно-композиционного формообразования, как существенной составляющей профессиональной грамоты и творческого мышления. Полученные знания будут способствовать более осознанному выполнению практических заданий, направленных на формирование у профессиональных дизайнеров художественно-композиционного и проектного мышления, навыков управления зрительными ощущениями восприятия формы и цвета, овладение методическими принципами художественно-образного формообразования.

«Формообразование» – это процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

В художественном проектировании формообразование включает пространственную организацию элементов изделия, определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. В связи с этим, формообразование имеет широкие межпредметные связи с композицией, проектированием, материаловедением, эргономикой и др. Они имеют отражение не только в теоретическом курсе, но и в большей степени в практических заданиях. Именно на практике учащиеся в полную силу реализуются в дизайнерском творчестве, объединяя в процессе формообразования функциональные характеристики объекта проектирования и его образное решение.

Цель изучения данной дисциплины: развитие у студентов проектного и композиционно-образного мышления, понимание и освоение ими закономерностей формообразования для создания целостного, эстетически значимого, художественно-выразительного продукта творческой деятельности в области дизайна.

^ Задачи дисциплины:

  • приобретение знаний основ композиционной грамоты: законов, правил, приемов, элементов композиции; средств выразительности, основ визуального восприятия, тектонических закономерностей формообразовании объектов материальной культуры, принципов комбинаторного решения формы объектов проектирования и др.;

  • развитие способностей к творческой переработке наблюдаемых явлений действительности, формальных признаков предметов и объектов окружающей среды, рождению оригинальных проектных идей, к творческой комбинаторно-композиционной деятельности;

  • формирование умений свободно владеть средствами формально-композиционной выразительности, различными приемами формообразования, способами колористического решения плоской и объектной формы в зависимости от функционального назначения и образной трактовки проектируемого объекта дизайна;

  • совершенствование навыков работы различными художественными материалами при пластическом воплощении творческих идей в грамотных, целостных и гармонических проектных работах.

Дисциплина «Формообразование» ориентирует будущего педагога профессионального обучения по специальности 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн) к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- профессиональное обучение;

- производственно-технологическая деятельность;

- методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- культурно-просветительская деятельность.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: профессиональную терминологию композиции в дизайне; психологию визуального восприятия формы (психофизические законы, механизмы восприятия (гештальт-принципы и стереотипы восприятия); основные законы, приемы формообразования и изобразительные средства в системе формообразования: линию, точку, пятно, плоскость, формат и др., правила формообразования (соразмерность, уравновешенность и др.);, способы стилизации, тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды, принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования; композиционные основы синтеза пластических искусств;

уметь: создавать разнообразные изобразительные элементы, совершать их пластические преобразования, композиционные построения на плоскости, в объеме и пространстве; наблюдать за окружающей действительностью, природой, случайными эффектами изобразительного характера с целью поиска, например, модулей для построения, спецэффектов для проектирования дизайн-объектов и др.; создавать простые монораппортные композиции с учётом факта их прочтения зрителем, как иллюзорной формы, с определением её функции; использовать богатый арсенал художественно-выразительных средств для создания грамотных, оригинальных и эстетически значимых образов средствами формообразования; выражать творческие идеи вербально, графически, в модели (макете); работать в проектном коллективе специалистов различных направлений деятельности;

владеть навыками: реализации творческой идеи на плоскости, в объеме и пространстве; создания формы в проектной графике, макетном моделировании и лепке; оформления и грамотной подачи творческих проектов.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

450

3 - 6

Аудиторные занятия

225

3 - 6

Лекции

Х

3 - 6

Практические занятия (семинары)

-

-

Лабораторные работы

Х

3 - 6

Самостоятельная работа

225

3 - 6

Курсовые работы/рефераты

Х

6

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

Х

5 / 3,4


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п
^

Тематический план


Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные

работы

1

2

3

4

5



Введение

Х

-






Оснащение проектной мастерской

Х

-






Типология форм дизайна

Х

-






Организация формы в проектной работе

Х

-






Основы композиции в дизайне

Х

-






Правила формообразования

Х

-

Х



Композиционные приемы

Х

-

Х



Художественные средства формообразования

Х

-

Х



Процесс формообразования при создании объектов дизайна

Х

-

Х



Конструирование в средовом дизайне

Х

-

Х



Дизайн и монументально-декоративное искусство

Х

-

Х



Ансамблевость в формообразовании объектов дизайна

Х

-

Х



Символика в дизайнерском решении образа

Х

-

Х



Особенности проведения научно-исследовательской работы по вопросам формообразования

Х

-

Х



Процесс формотворчества в проектной деятельности художника-дизайнера

Х

-

Х


4.2. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Введение

Понятие «формообразование», «формотворчество». Цели и задачи дисциплины «формообразование». Исторические этапы становления «формообразования» как науки и как прикладной области дизайна. Специфика формотворчества в дизайне как процесса создания композиционных форм.

^ Тема 2. Оснащение проектной мастерской

Материалы, инструменты и оборудование проектной мастерской дизайнера среды. Эргодизайн проектной мастерской.

^ Тема 3. Типология форм дизайна

Систематизация и классификация форм на примере различных объектов дизайна. Общая типология форм, факторы и компоненты ее формирования и эксплуатации. Классификация форм оборудования и наполнения средовых объектов. Определение категорий средовых объектов с учетом типологических данных о формах архитектурной среды. Решение задач зонирования и артикуляции средовых объектов.

^ Тема 4. Организация формы в проектной работе

Азы изобразительной грамоты: изучение основных элементов формообразования. Характер формы и способы ее построения с помощью средств изображения. Поиск соответствия формы изображения формату. Основные способы рациональной организации форм в проектной деятельности дизайнера. Психология зрительного восприятия форм.

^ Тема 5. Основы композиции в дизайне

Основные виды композиции: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Композиционная организация открытых пространств, закрытых пространств, деталировка форм объемно-пространственных комбинаций. Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований. Состояния динамики и статистики в композиции.

^ Тема 6. Правила формообразования

Правила композиции: равновесие, соразмерность, единство и соподчинение. Способы моделирования пространства в различных композициях.
^

Тема 7. Композиционные приемы

Ритм, метр, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс. Понятия «стиль» и «стилизация». Фактура, текстура как средства выразительности.


Тема 8. Художественные средства формообразования

Формальные изобразительные средства: точка, линия, пятно, формат, плоскость. Приемы гармонизации изображения в проекте.

^ Тема 9. Процесс формообразования при создании объектов дизайна

Значение образного мышления для дизайн-проектирования. Прием «аналогии» в дизайнерском формообразовании. Материалы и особенности проектирования малых форм. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм. Понятие «тектоническая выразительность».

^ Тема 10. Конструирование в средовом дизайне

Эстетическое содержание конструктивных форм. Новые функционально-технологические решения интерьера и их конструктивное обеспечение. Традиционные и современные конструктивные системы, трансформирующиеся ограждения и покрытия, конструкции специального и инженерного оборудования, элементы отделки и декоративных решений. Конструирование элементов и форм дизайна как средство совершенствования ее художественного качества. Методы формообразования: комбинаторика и др.

^ Тема 11. Дизайн и монументально-декоративное искусство

Основные задачи формообразования произведений монументально-декоративного искусства в дизайне. Современные и традиционные средства реализации композиционных решений, тенденции их развития. Основные функции. Совершенствование художественных качеств изделий ДПИ. Комплексное применение в среде средств визуальных коммуникаций, рекламы и монументально-декоративных решений как новый тип синтеза искусств. Роль шрифтовых и абстрактно-декоративных композиций, суперграфики, артдизайна, декоративной организации пространственных структур.

^ Тема 12. Ансамблевость в формообразовании объектов дизайна

Ансамбль в дизайне и принципы его формирования. Варианты комбинирования частей ансамбля: фризовая композиция, замкнутая, открытая, трехмерная композиции. Принципы хронометрирования, кульминации.

^ Тема 13. Символика в дизайнерском решении образа

Пространственно-временное развитие сюжета в символической трактовке образа. Сбор вспомогательного изобразительного материала в проектной деятельности дизайнера. Процесс эскизирования и практическое воплощение идеи в материале. Способы оформления и экспозиции эскизного материала и дизайн-проекта.

^ Тема 14. Особенности проведения научно-исследовательской работы по вопросам формообразования

Актуальность, цель, задачи, гипотеза и методы научного исследования по формообразованию. Структура курсовой работы и требования к её оформлению. Научный аппарат исследования по формообразованию. Этапы проведения экспериментального исследования и варианты его фиксации: диаграммы, графики, схемы, таблицы, фотоматериал и др. графический материал.

^ Тема 15. Процесс формотворчества в проектной деятельности художника-дизайнера

Последовательность этапов творческого процесса дизайнера-проектировщика: предпроектный анализ и др. Оформление проекта и его экспозиционная подача. Способы формообразования одного объекта дизайна: выбор стиля и поиск рационального решения.


4.3. Лабораторный практикум

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ



6

Правило композиции «равновесие»: композиция из однородных по форме пятен (6 работ, А4/2: 3 линейных решения, бумага, графитный карандаш; 3 аппликации, цветная бумага)



6

Правило композиции «соразмерность»: абстрактная композиция из разномасштабных элементов (1 работа, А4, бумага, черный маркер, коллаж)



6

Преобразование данной композиции с целью передачи эмоционального образа (2 работы, А4, тон. бумага, фломастер, гуашь)



6

Правило композиции «единство и соподчинение»: организация композиционного центра в эскизе монументальной композиции по модульной сетке (1 работа, А4, бумага, графитный карандаш)



7

Понятия «Стиль» и «Стилизация»: ряд эскизных зарисовок оконных решеток в стиле «Арт Нуво» (серия работ, А4, бумага, гелевая ручка)



7

Стилистическое единство в дизайн-проекте: макет столешницы и вазы, объединенных одним стилем (1 работа, цветная бумага, художественный материал на выбор)



7

Композиционный прием «симметрия» и «асимметрия»: декорирование частей интерьера портьерными тканями: эскиз в цвете (2 работы, А4, бумага, гелевая ручка, акварель, аппликация)



7

Композиционный прием «ритм» и «метр»: метрическая композиция из растительных элементов с учетом ее эстетических функций в интерьере (2 работы, А4, бумага, гуашь, трафарет, компьютерная графика)



7

Виды ритмических композиций: гармоническое сочетание метра и ритма в расположении предметов на полке (3 работы, А4, журнальные вырезки, коллаж, графический материал)



7

Композиционные приемы «контраст» и «нюанс»: проектирование настенных часов с учетом заданного мотива декоративного оформления стены (1 работа, А4, бумага, гуашь, гризайль)



7

Интерьерная картина: тональное, фактурное изображение фрагмента интерьера с картиной, выступающей в роли композиционного центра: работа по карточкам-заданиям (1 работа, А4, бумага, тушь, перо)



7

Фактура как средство выразительности: проект театральной декорации



7

Графическое изображение, передающее образ старости или образ молодости (на выбор); цветовая раскладка; макет декорации в технике текстильной аппликации с элементами коллажа из подручных материалов (2 работы, А4)



7

Проектирование светильника на основе стилизации морских ракушек (2 работы, А4, бумага, гелевая ручка, акварельная подцветка)



8

Формообразующие свойства точки и линии: линейные и тональные композиции на основе заданной точечной схемы (4 работы, А4, бумага, графитный карандаш)



9

Тектоника и тектоническая выразительность: формообразование моделей кресла с учетов материалов и технологии изготовления (3 варианта, А4, графический материал)



10

Художественный образ в дизайне среды и метод «модификации» в разработке кресла (3 варианта, А4, графический материал)



11

Разработка монументально-декоративных решений в интерьерном и экстерьерном пространстве.



12

Разработка мизансцен в ансамблевой композиции.



12

Эскиз проекта ансамбля мягких интерьерных аксессуаров для спальной комнаты с экспликацией (2 работы, А4-А3, бумага, акварель, цветной карандаш)



13

Решение образа через символику пластических средств в вариантах композиционного решения. Выполнение серии проектов, отражающих в хронологической последовательности развитие действий.



13

Символика в дизайнерском решении образа: работа по карточкам-заданиям



13

Проект оформления студии дизайна или выставочного зала в ансамблевой глубинно-пространственной композиции при использованием приемов сценографии (триптих, формат 50×70, бумага, худ. материал и техника на выбор)



14-15

Написание структуры курсовой работы с научным аппаратом по одной из теоретических тем композиции



14-15

Выполнение итогового творческого проекта одного из объектов дизайна, рассматриваемого в курсовой работе



^ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Мир, 1974.

  2. Ахадуллина Н.Э., Ахадуллин В.Ф. Теория композиции: Иллюстрированное учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.- 130с.: ил.

  3. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобразительное искусство, 2001. – 120с.: ил.

  4. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура, 2004.

  5. Нижибицкий О.Н. Художественная обработка материалов: уч. пос. – СПб.: Политехника, 2007. – 208с.: ил.

  6. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: уч. пос. – М.: Академия, 2007. – 144с.: ил.

  7. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. – М.: Архитектура -С, 2004.

  8. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: уч. пособ. – 2-е изд., уточ. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2006. – 239с.: ил.

  9. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1999. – 312с.


дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. – М.: Издательство «Астрель», 2002. – 288с.

  2. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. – М., 1970.

  3. Искусствознание. Научное издание, №2, 1999.

  4. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М., 1992.

  5. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Уч. пособие. – М.: Омега-Л. 2005.-224с.

  6. Кракиновская В.Д. Объемно-пространственная композиция в художественном конструировании. – М.: МВХПУ, 1979.

  7. Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-272с.

  8. Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 164с.

  9. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. – М.: 1970 – 74.

  10. Модернизм: Анализ и критик основных направлений //НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств. Под ред. Ванслова В.В. и Колпинского Ю.Д. – М.: Искусство, 1980.

  11. Объемно-пространственная композиция в архитектуре /Под ред. А.В. Степанова, М.А. Туркуса. – М., 1975.

  12. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. – М.: Машиностроение, 1984.

  13. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии на Сенеже. – М.: Искусство, 1974.

  14. Сапего И.Г. Предмет и форма. М., 1984.

  15. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М.: Титул, 1996.

  16. Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1977.

  17. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: МАРХИ, 1984.




    1. ^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вспомогательные средства: программные, электронные и видиосредства по вопросам истории и теории дизайна, проектированию, шрифтографии и композиции в дизайне. Электронная версия лекционного материала по «Формообразованию» (авторы Ахадуллина Н.Э., Ахадуллин В.Ф.).


^ 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории: лекционная аудитория и учебно-художественная мастерская;

инструменты и материалы: рабочие столы, экспозиционный стол, классная доска; инструменты для выполнения творческих композиций; графический материал для эскизирования (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для выполнения творческих работ (картон, калька, краски, глина, строительный и подручный материал и др.);

технические средства обучения: аудио, -видеоаппаратура; мультимедийное оборудование;

учебно-наглядные пособия: дидактические материалы (рефераты, конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы студентов- творческие композиции, дипломные и курсовые работы).


^ 7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Изучение специальной литературы по теме.

  2. Подготовка материалов, инструментов для формообразования. Знакомство со специальной литературой. Схематичное проектирование дизайн-мастерской.

  3. Анализ форм архитектурной среды по фоторепродуктивному материалу (журналам, иллюстрированным каталогам и др.), выявление системы зонирования и артикуляции объектов интерьера (экстерьера) и схематическое их изображение.

  4. Схематическое построение различных по характеру форм при проектировании одного объекта дизайна. Варианты компоновки формы в различных видах форматов.

  5. Передача различных видов движения: хаотичного, центробежного, центростремительного, однонаправленного, и др. в формальных композициях в технике «Фроттаж».

  6. Уравновешивание композиции из однородных по форме пятен; создание фронтальной композиции с передачей эмоционального состояния; организация композиционного центра и поддержки в соразмерной композиции.

  7. Создание метрической композиции сетчатого вида; создание выразительного ритмического ряда в рамках фризовой композиции; достижение стилистического единства при проектировании ряда объектов дизайна.

  8. Свойства линии и точки в заданной схеме. Свойства пятна в стихийной композиции из абстрактных форм. Выполнение объемной композиции в технике бумагопластики по самостоятельно найденным схематическим изображениям.

  9. Разработка трех модификаций одного объекта на основе одного образного сравнения; видоизменение изначальной формы, отталкиваясь от различных тектонических структур; использование стилизованных изображений объектов реального мира для проектирования дизайнерских изделий.

  10. Эскизы планировки и дизайна интерьера квартиры; проектирование основных функциональных зон жилой площади.

  11. Выполнение эскиза монументальной композиции для декорирования стены в холле Центра детского творчества с использованием модульной сетки построения; проект театральной декорации (графический эскиз, цветовая раскладка, макет декорации в технике текстильной аппликации, коллажа из подручных материалов).

  12. Эскиз проекта ансамбля элементов интерьера с экспликацией.

  13. Перевод проекта в материал. Подготовка текущих работ и итоговой работы к просмотру.


7.2. Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ ИЛИ экзамену

Экзаменационные вопросы

  1. Понятие «форма». Цели и задачи учебной дисциплины «формообразование».

  2. Становления «формообразования» как науки и как прикладной области дизайна.

  3. Базовые понятия формообразования.

  4. Основные свойства плоских форм.

  5. Образование объемной формы.

  6. Организация пространства в дизайне.

  7. Правила формообразования: общая характеристика.

  8. Правило формообразования «равновесие».

  9. Правило формообразования «соразмерность».

  10. Понятие «Пропорция». «Золотое сечение» в дизайне.

  11. «Масштаб», «масштабные шкалы». Модульная сетка.

  12. Правило формообразования «единство и соподчинение».

  13. Композиционный центр и «поддержка».

  14. Стиль и стилистическое единство в различных областях дизайна.

  15. Приемы формообразования: общая характеристика.

  16. Прием формообразования «Симметрия - асимметрия».

  17. Прием формообразования «Ритм – метр».

  18. Прием формообразования «Контраст – нюанс».

  19. Выразительные возможности элементов формообразования в дизайне: точка, линия, пятно.

  20. Средства формообразования «фактура», «текстура».

  21. Средства формообразования «тон», «цвет».

  22. «Свет» в дизайне. Система освещения.

  23. Вопросы материаловедения в формообразовании: свойства материалов, их обработка и отделка.

  24. Стилизация как метод формообразования.

  25. Метод комбинаторики в дизайнерском формообразовании.

  26. Понятие «ансамбль». Ансамбль в дизайне. Композиция ансамбля.

  27. Тектоника и тектоническая выразительность.

  28. Образное решение в дизайне. Пути создания образа. Роль ассоциаций в работе над образом.

  29. Прием «Аналогии» в дизайнерском формообразовании.

  30. Символика в дизайнерском решении.

  31. Особенности формообразования в графическом дизайне.

  32. Особенности формообразования в ландшафтом дизайне.

  33. Особенности формообразования в дизайне интерьера.

  34. Особенности формообразования в дизайне костюма и текстиля.

  35. Особенности формообразования в дизайне мебели.

  36. Особенности формообразования в промышленной графике.


Экзаменационные задания

    1. Разделить отрезок в пропорции золотого сечения. Выполните эскизы декоративных ваз, соразмерность частей которых соответствует золотому сечению.

    2. Изобразить схематично варианты «ложной» симметрии. Один из вариантов используйте для разработки эскиза какого-либо фирменного знака.

    3. Используя приемы комбинаторики, выполните в технике аппликации три варианта орнамента на основе одного модульного элемента (на выбор).

    4. Создайте три гармоничных цветовых решения интерьера (в виде цветовой шкалы), согласно разным образам: «Ледяной шторм», «Африканские джунгли», «Палаты для Берендея».

    5. Выполните композицию из предложенных предметов, организуя простой ритм в различных видах формата.

    6. Нарисуйте несколько графических элементов, аналогичных заданному по стереометрическому очертанию.

    7. Посредством бумагопластики создайте три вида простых пластических форм: линейную; плоскостную; объемную.

    8. Выполните графические изображения основных видов объемных форм при боковом освещении: кубическую, цилиндрическую, пирамидальную, шаровидную, купольную, складчатую.

    9. Вылепите из пластилина сложную кубическую форму, используя приемы «врезки» и «выемки».

    10. Выполните тонально-фактурный вариант заданной абстрактной композиции, применяя «природные» фактуры.

    11. Создайте две абстрактные графические композиции с ярко выраженным центром, в которых «поддержка» организована: по форме; по тону.

    12. Разработайте два эскиза чайника, стилизуя его форму по аналогии: с каким либо фруктом или овощем; со сказочным или мифологическим персонажем.

    13. Создайте равновесие в рельефной абстрактной композиции, составленной из 3-5 элементов полуоткрытых форм, в технике бумагопластики.

    14. Выполните две линеарные композиции, разные по характеру: открытую, динамичную; закрытую, статичную.

    15. Дайте им образное название.

    16. Из заданной метрической композиции вычлените раппорт и вычлените раппорт. Включите его в свой вариант сетчатого орнамента.

    17. Преобразуйте заданный графический элемент в пластическую форму. Выполните несколько вариантов способом ручной лепки.

    18. Преобразуйте статичную форму в динамичную разными способами.

    19. Используя возможности тона, сымитируйте разные виды объемных форм на основе одного изображения (3 варианта).


7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Ассоциативное решение образа WEB-сайта рекламного агентства при установлении связи функционального и эстетического.

  2. Ассоциативное решение художественного образа в проектировании фирменного стиля.

  3. Варианты стилизации природных форм в народных видах искусства.

  4. Взаимосвязь композиционных, формообразующих, колористических и других характеристик в образном решении арт-объектов.

  5. Влияние законов формообразования на создание ансамбля моделей одежды.

  6. Влияние контраста и нюанса на создание объемной формы при проектировании арт-объектов.

  7. Влияние общественных процессов на современный дизайн: к вопросу об эволюции формы.

  8. Влияние свойств цвета и видов системы освещения на выразительность дизайна интерьера.

  9. Влияние современных технологий ландшафтного проектирования на разработку дизайна парковых зон.

  10. Влияние стиля на внешнюю форму предмета, обусловленное необходимостью в осовременивании конструкции, полифункциональным назначением.

  11. Влияние традиционных технологий и национальных художественных техник на создание современных элементов оформления интерьера.

  12. Влияние цвета на создание объемной формы в ходе проектирования декоративных элементов предметного наполнения интерьера.

  13. Вопросы формообразования в ландшафтном дизайне.

  14. Выразительные возможности метода стилизации в проектировании декоративных форм предметов интерьера.

  15. Декоративные виды отделки поверхностей изделий ДПИ, как один из способов художественного формообразования.

  16. Закономерности развития формы при целенаправленном изменении внешнего вида ранее созданных объектов дизайна.

  17. Значение детских развивающих игр для формирования начальных представлений о форме, конструкции, тектонике.

  18. Значение приема контраста (нюанса) в проектировании художественного текстиля для декорирования жилых помещений.

  19. Значение приема формообразования симметрии (асимметрии) в создании элементов ландшафтного дизайна.

  20. Значение света и цвета для восприятия формы детьми при проектировании объемных предметов интерьера.

  21. Значение цвета и света для восприятия формы объектов дизайна.

  22. Зонирование интерьерного пространства средствами цвета и света на примере проектирования общественного интерьера.

  23. Интерпретация художественных направлений и течений как метод формообразования объектов предметного наполнения среды.

  24. Использование выразительных возможностей приема формообразования «контраст (нюанс)» при разработке фирменного стиля.

  25. Использование выразительных возможностей элемента формообразования «линия» в разработке фирменного стиля.

  26. Использование декоративных качеств орнаментальных мотивов в художественном оформлении книги.

  27. Использование особенностей выполнения художественной росписи в древнерусском стиле (или ином стиле на выбор) при оформлении интерьера.

  28. Комбинаторика как метод формообразования в дизайне текстильных изделий (мебельном производстве, архитектуре и др.).

  29. Моделирование объемной формы средствами свето- и цветодизайна в создании арт-объектов холлов общественных помещений.

  30. Образование новой «интегративной формы» в дизайнере среды как способ комплексной организации жизнедеятельности современного человека.

  31. Органическая целесообразность «биоформы», обусловленная законом минимума живой природы (Бионика).

  32. Орнамент, узор: история, классификация, формообразование, композиция.

  33. Освоение приемов стилизации природных форм в проектировании и конструировании мебели.

  34. Основные этапы проектирования ансамблевой композиции на примере моделирования и конструирования коллекции одежды.

  35. Основы формообразования ансамблей в дизайне одежды.

  36. Особенности создания цветового образа в проектировании логотипа.

  37. Особенности формообразования в различных видах композиционного решения (фронтальной, объемной, глубинно-пространственной композициях).

  38. Особенности формообразования при создании трансформеров в дизайне.

  39. От «стихийного воспроизводства» к «проектированию» - естественный путь к развитию дизайнерского формотворчества.

  40. Отношение «фигуративного реализма» к формальному искусству в системе смыслообразования и формотворчества.

  41. Отрицательные и положительные стороны традиционной методики формообразования вещи как систематического процесса «проектирования по прототипам».

  42. Поиск взаимодействия цвета и композиционных построений в разработке фирменного стиля.

  43. Поиск оригинальной формы открыток (визиток): материал, технология изготовления, способы презентации.

  44. Поиск приемов декорирования мебели гостиной с использованием природных мотивов.

  45. Поиск связи формы и декора в изделиях декоративно-прикладного искусства на примере художественного проектирования народной игрушки.

  46. Поиск соотношения эстетических идеалов «чистого искусства» и прагматических интересов общества в формообразовании современной вещи.

  47. Правила и приемы формообразования в различных видах дизайна.

  48. Правило «равновесие» в построении орнаментальных композиций (узоров) для декоративных изделий интерьерной керамики.

  49. Преобразование формы средствами её стилизации на примере создания тюнинга автомобиля.

  50. Приемы выделения сюжетно-композиционного центра в проектировании знаковых систем графического дизайна на примере создания эмблемы.

  51. Приемы имитации различных видов поверхностей формы средствами фактуры и текстуры при использовании современных способов отделки мебели.

  52. Приемы модифицирования изображений для обшивочной ткани при проектировании мягкой мебели комнаты отдыха.

  53. Принцип учета первичной (природной) гармонии и совершенства растительных и животных форм в ходе их художественной трансформации при проектировании объектов дизайна.

  54. Проблема выбора «стиля» в формообразовании средовых объектов дизайна путем выявления «стиля жизни» человека.

  55. Проблема совершенствования процесса формообразования объектов средового дизайна: от рукотворного исполнения до автоматизированного производства.

  56. Проблема создания композиции и организации колорита в процессе составлении букетов цветов.

  57. Прогнозирование вариантов образа жизни человека как способ оптимального создания формы в процессе проектирования объектов дизайна.

  58. Психология восприятия формы. Оптические иллюзии.

  59. Развитие восприятия формы и пространственного мышления у детей разного возраста.

  60. Разработка стилизованных мотивов орнамента в создании фирменного стиля.

  61. Решение символического образа в проектировании элементов художественного оформления выставочных комплексов.

  62. Решение художественного образа в практической реализации формообразующих дизайн-задач.

  63. Роль подручных и проектных материалов в формообразующей деятельности художника-дизайнера.

  64. Связь формы и декора в народной игрушке и других изделиях ДПИ.

  65. Связь формы, материала и технологии изготовления изделий народных промыслов.

  66. Символические пути реализации замысла на этапе формообразования в изделиях ДПИ.

  67. Синтез визуальных параметров и функциональных характеристик в процессе формообразования объектов дизайна.

  68. Совершенствование формообразующих качеств предмета на различных этапах художественного его проектирования.

  69. Соотношение критериев функциональности и эстетичности в проектировании комплекта корпусной мебели для гардероба.

  70. Способы имитации объема в графическом дизайне на примере проектирования фирменного стиля.

  71. Способы передачи видов движения при решении динамического образа транспорта в разработке фирменного стиля.

  72. Способы решения художественных задач посредством формообразования графических объектов в среде.

  73. Способы создания оптических иллюзий в проектировании учебных помещений.

  74. Способы создания оптических иллюзий, направленных на увеличения пространства средствами светодизайна в интерьере.

  75. Способы стилизации природных форм в проектировании принтов для керамической плитки.

  76. Стилизация этностилей в дизайне жилых и общественных помещений.

  77. Стилистика малых архитектурных форм, как специфический результат формотворчества дизайнера.

  78. Технология цветового модифицирования объектов дизайна при создании стиля-образа.

  79. Трансформация видов пластических искусств в отношении «проектной культуры», как категории современного формотворчества в дизайне.

  80. Установление взаимосвязи графических элементов изображения и шрифта при создании фирменного стиля.

  81. Учет особенностей восприятия знаковых систем и целесообразного выбора изобразительных средств при создании образа интерьера.

  82. Формообразование в графическом и шрифтовом дизайне.

  83. Формообразование в процессах эскизирования, макетирования и проектирования различных дизайн-объектов.

  84. Формообразование и тектоническая выразительность в творчестве дизайнера.

  85. Формообразование моделей современной женской одежды на основе традиционных национальных мотивов.

  86. Формообразование монументально-декоративных элементов среды.

  87. Экономическая эффективность - фактор рационального использования современных материалов, усовершенствованных технологий и конструкций в процессе формообразования вещи.


^ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс дисциплины «формообразование» имеет теоретическую и практическую составляющие, которые тесно взаимосвязаны. В данном случае целесообразно читать лекции не в отрыве от практики, а преподносить теоретический материал параллельно с выполнением упражнений, практически закрепляющих полученные знания. Домашние задания и задания на СРС (самостоятельная работа студентов), связанные с аудиторными темами, направлены на совершенствование практических навыков учебно-творческой работы.

Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно превращать теоретическое знание в метод мыслительной и художественно-практической деятельности, который позволит им на высоком профессиональном уровне решать творческие дизайнерские задачи, избегать стандартные, упрощенные, невыразительные композиционные решения.

Большое значение для полноценного осуществления студентами художественного формообразования имеет поливариантность при выполнении каждого практического задания. При этом варианты предполагают не спонтанные поисковые материалы, а комплексное решение композиционно-формообразующих задач. Методика проведения учебной работы над заданиями предусматривает следующие этапы:

  1. Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связи с предыдущими темами, параллельными дисциплинами, выяснение роли, места и значения данной темы для формирования способностей, навыков и умений для профессионального дизайнерского творчества.

  2. Постановка методической цели, формулировка конкретной учебной задачи и содержания предстоящей работы, а также определение условий, требований, ограничений и критериев оценки конечного результата.

  3. Коллективное или индивидуальное проведение анализа наиболее существенных вопросов, связанных с содержанием прорабатываемой темы, определение оптимальных направлений, методов и средств решения поставленных задач.

  4. Краткое описание материалов анализа, включающее содержание предполагаемого решения, основные художественно-образные характеристики и композиционно-выразительные средства практического воплощения творческого замысла.

  5. Эскизная проработка предполагаемого решения, обсуждение и утверждение педагогом.

  6. Окончательная доработка и чистовое исполнение.

^ Курсовая работа по формообразованию является научно-исследовательской разработкой по комплексному раскрытию одной из теоретических тем дисциплины «Формообразование» с профессиональной оценкой дизайн-объекта и творческой реализацией умений и навыков в дизайн-проектной деятельности студента. Объект и тема курсовой работы выбираются студентами по одному из вопросов теоретическо-практического курса формообразования. Вид работы: научно-исследовательская работа, аналитические сведениями о дизайн-объекте; творческий поиск на первоначальном этапе предпроектного сбора необходимой информации и итоговая творческая работа по созданию дизайн-проекта.

Таким образом, цель курсовой работы: поэтапная работа над проектом одного из объектов дизайна; формирование умений проводить начальную аналитическую работу, предваряющую проектную деятельность дизайнера; сбор эмпирического материала и знакомство с литературными источниками, с сайтами Интернет по теме исследования; систематизация сведений и их учет в теоретическом исследовании. Задачи курсовой работы: обзор информационых данных по теме исследования и их систематизация по данной структуре курсовой работы; изучение аналогов (дизайн-объектов); поэтапная работа над проектированием объектов среды; сбор вспомогательного материала, включающего фотоматериал и графические изображения (наброски, зарисовки, схемы, чертежи и др.); профессиональная характеристика разработанного дизайн-объекта.

Курсовая работа по формообразованию состоит из следующих составляющих:

  1. ^ Научное исследование по одной из тем формообразования соответствующей содержанию творческой работы (дизайн-проекту).

  2. Иллюстративно-текстовый (предпроектный) анализ объекта дизайна по заданной структуре.

  3. Поисковый материал к проекту в папке с файлами - портфолио (наброски, зарисовки, схемы, фотоматериал и др.).

  4. Дизайн-проект объекта (формат 50×70, художественно-проектные материалы и техника на выбор) в паспарту под стеклом и в багетной рамке простого профиля (см. ниже требования к текстовой информации проекта).

  5. Экспликация с наименованием используемых материалов в планируемом дизайн-объекте, их количеством, техническими характеристиками и краткая концепция-аннотация.

Все пять составных курсовой работы брошюруются с учетом заданного содержания (титульный лист и содержание курсовой работы) и представляются к защите. Творческий проект и поисковый графический материал предроектного этапа, наряду с портфолио и форматом 50×70, вводятся в приложение курсовой работы в виде уменьшенных в масштабе цветных распечаток. Для последовательности и систематичности в момент выступления на защите курсовой работы допускается дополнительное информирование членов комиссии в виде электронной Презентации.


^ 9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Не предусмотрена.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»


Программу составил:


Ахадуллин Вадим Фагимович

к.п.н., доцент кафедры ДПИ и дизайна БГПУ им. М.Акмуллы



Программа одобрена на заседании кафедры ДПИ и дизайна от 01.09.2007г., протокол №1




Скачать 395,75 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер395,75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх