Программа дисциплины дн. В 01. История дпи и народных промыслов шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом Цели и задачи дисциплины icon

Программа дисциплины дн. В 01. История дпи и народных промыслов шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом Цели и задачи дисциплины



скачать



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»


Художественно-графический факультет



«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Михайлов М.В..

«Утверждаю»

_______________

декан факультета

Масалимов Т. Х.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДН.В.2.01. История ДПИ и народных промыслов

шифр дисциплины и ее название в соответствии с учебным планом



  1. Цели и задачи дисциплины


Значительная роль в общей и профессиональной подготовке будущего педагога-технолога принадлежит курсу «История ДПИ и народных промыслов» как учебной дисциплине на художественно-графическом факультете педагогического вуза.

Цель: формирование визуальной культуры студентов и получение фундаментальных знаний об истоках ДПИ и народных ремесел, основных центрах народного творчества и ведущих центрах производства художественно-декоративной продукции.

Задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными технологическими процессами изготовления изделий народных промыслов.

  • приобретение студентами знаний и умений по данному предмету.

  • ознакомить студентов с закономерностями и средствами композиции в декоративном искусстве с основополагающими принципами формообразования предметно- пространственной среды на современном этапе развития научно-технического процесса и культуры, а также с другими сведениями из областей истории ДПИ.

  • осваивают различные технологические приемы изготовление и роспись изделий декоративно-прикладного искусства;

  • закрепляют теоретические знания о принципах и закономерностях построения народного орнамента в декоративно прикладном искусстве;

  • практическая реализация знаний и умений по созданию изделий ДПИ в методической работе с детьми;

  • формирование организационно-деятельностных умений, необходимых для развития творческих способностей учащихся;

  • владение современными навыками художественно-прикладной и методической деятельностей.

Выпускник-бакалавр технологического образования должен свободно решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в области истории и теории ДПИ и народных промыслов, использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения художественному войлоку в учебных заведениях по соответствующему профилю, диагностировать уровень обучаемости учащихся; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Дисциплина ориентирует студентов на научно-исследовательскую; художественно-творческую, методико-педагогическую и культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • участвовать в исследованиях по проблемам развития технологического образования;

  • владеть основными методами научных исследований в области истории и теории ДПИ и народных промыслов;

  • приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;

  • реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в искусствоведческой области.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать историю возникновения и развития видов и направлений мирового декоративно-прикладного искусства; историю и специфику художественно-декоративного творчества народных промыслов; историю возникновения и развития народных промыслов России и её регионов;

уметь использовать арсенал методов научного познания в изучении мирового декоратино-прикладного искусства и народных промыслов; анализировать, лепить, расписывать, изделия декоративно-прикладного искусство народных промыслов;

владеть навыками работы с первоисточниками искусствоведческой и культурологической литературы; использования теоретических сведений в практической работе при обработке художественных материалов в традиционных художественных технологиях; анализа образцов материальной культуры и последовательного ведения художественной росписи таких как: хохломская, городецкая, башкирская, технологией лепки глиняных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской и др.).


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

90

3,4

Аудиторные занятия

72

3,4

Лекции

Х

3,4

Практические занятия (семинары)

Х

3

Лабораторные работы

Х

4

Самостоятельная работа

18

3,4

Рефераты

Х

3,4

Вид итогового контроля: зачет

Х

4



^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Тематический план

Лекции

^ Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1

Введение

Х

-

-

2

Виды декоративно-прикладного искусства

Х

-

-

3

Роль и место декоративного искусства в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов

Х

-

-

4

Декоративно-прикладноё искусство как одно из самых древних искусств.

Х

-

-

5

Народные промыслы

-

Х

-

6

Технология лепки и росписи глиняных игрушек

-

Х

Х

7

Основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству

-

Х

Х



4.2. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение.

Краткие исторические сведения о становлении и развития декоративно-прикладного искусства. Основные исторические этапы формирования и развития народного художественного творчества. Крестьянско-ремесленническое искусство - источник развития декоративного искусства.

^ 2. Виды декоративно-прикладного искусства.

Типология видов ДПИ. Классификация ДПИ по обрабатываемым материалом, способам обработки материалов, сюжетам, назначению и т.д. Эстетическая сущность и специфика восприятия декоративного искусства.

^ 3. Роль и место декоративного искусства в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов.

Роль и место ДПИ в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов материальной культуры. Самобытность и уникальность декоративного искусства. Использование изделий ДПИ в повседневной жизни. Технология создания художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, украшения, игрушки, т.д.) Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы.

Система эстетической организации среды и в формировании художественного вкуса.

^ 4. Декоративно-прикладноё искусство как одно из самых древних искусств.

Искусство кочевых народов «Звериный стиль». Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Греции, Древнего Рима, Древнего Востока (Китай, Япония, Индия), арабских стран, Византии, Древней Руси, эпохи Средневековья, эпохи Возрождения, эпох Барокко и Рококо, Классицизма. Стили и направления декоративно-прикладного искусства (Ампир, Модерн, Эклектика и т.п.).

^ 5. Народные промыслы

Народные промыслы как художественное и духовное наследие народа Общая характеристика народных промыслов России и её регионов:глиняные промыслы, игрушечные промыслы, деревянные промыслы, промыслы, основанные на художественной обработке металла и на художественной обработке текстиля.

Традиционные художественные промыслы: Хохлома, Городец, Гжель, глиняная игрушка (Дымково, Каргополь, Филимоново), матрешки (Сергеев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) и т.д.

^ 6. Технология лепки и росписи глиняных игрушек

История зарождения глиняных игрушек. Методика работы над лепкой глиняных игрушек: Дымково, Филимоново, Каргополь. Технологический процесс изготовления и роспись глиняных игрушек. Технологический процесс изготовления глиняных, игрушек. Творческая робота над лепкой и росписью авторской глиняной игрушкой.

^ 7. Основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству

Исследователи народного изобразительного творчества. История зарождения и технологическая последовательность выполнения хохломской, городецкой, башкирской росписей. Методика ведения городецкой, хохломской, башкирской росписей.


4.3. Лабораторный практикум



п/п

раздела

дисциплины

Наименование лабораторных

работ

1

7

Лепка и роспись глиняных игрушек. Творческая робота над лепкой и росписью авторской глиняной игрушки

2

8

История зарождения росписи и технологическая последовательность городецкой, хохломской, башкирской росписей в изделиях ДПИ



^ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература


ОСНОВНАЯ:

  1. Алферов Л. Технологии росписи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  2. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России. - М., 1999.

  3. Бадаев В. С., Русская кистевая роспись. - М.: Владос, 2004.

  4. Бикбулатов Н. В., Юсупов Р. М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф., Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа, 2002.

  5. Буткевич Л. М., История орнамента. - М.,:Владос, 2004.

  6. Буткевич Л. М., Орнамент как процесс. - М., 2002.

  7. Гильман Р.А. Художественная роспись ткани: учебное пособие. – М., 2004.

  8. Константинова С.С. История декоративно-прикладное искусство. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  9. Соколова М. С., Художественная роспись по дереву. - М., Владос, 2005.

  10. Федоров Г. Я. Школа ремесла, глина и керамика. М.: Эксмо, 2005.

  11. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у Башкир: Уфа, 2001.

  12. Ячменева В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 лет. - М.: Владос, 2003.


дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.

  2. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Керамическая игрушка. - М., Просвещение, 1979.

  3. Бардина Р. А., Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

  4. Богуславская И.Я., Русская глиняная игрушка. - Л., Искусство, 1975.

  5. Васеленко В.М., Русское прикладное искусство. - М., Искусство 1977.

  6. Вишневский В. Русские художественные промыслы. М., 2001.

  7. Дайн Г. Л., Игрушечных дел мастера. – М., Просвещение, 1993.

  8. Костерин Н. П., Учебное рисование. – М., Просвещение, 1984.

  9. Рондели Л. Д., Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

  10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., Просвещение, 1988.

  11. Шпикалова Т.Л. Изобразительное искусство: основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.




    1. ^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Комплект учебной визуальной наглядности в электронном виде по темам «Виды ДПИ», «Народные ремёсла».


^ 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • лекционная аудитория и учебно-художественная мастерская;

  • оборудование: художественно-технические средства, мультимедийное оборудование, проектор, телевизор, DVD проигрыватель;

  • дидактические средства обучения: рефераты, курсовые и дипломные записки по темам курса, учебно-методический и программный материал;

  • наглядный ряд: репродукции, фотоматериал, пособия, стенды, учебные и творческие работы, выполненные в техниках ДПИ;

  • проектные материалы и инструменты: бумага, картон, калька, графитные и цветные карандаши, маркеры, кисти и др.;

  • художественные материалы и инструменты: заготовки из дерева, краски, лаки, глина, стеки, палитры и др.



^ 7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Использование природных материалов, как одна из основных традиции народного декоративно-прикладного искусства.

2. Композиция в народной и декоративно-прикладном искусстве.

3. Орнамент. Виды орнамента. Орнамент как часть декоративного образа.

4. Виды и структура орнаментов. Ритм и симметрия в орнаменте.

5. Стилизация природных форм в дпи.

6.Возникновение и развитие многочисленных промыслов глиняных игрушек в России.

7.Материалы, оборудования и инструменты росписи по дереву.

8.Народные художественные промыслы росписи по дереву.

9.0сновные центры производства народной игрушки.

10.Художественно-выразительные особенности языка декоративно­ прикладного искусства.

11.Линия, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форма, композиция как средства художественной выразительности в создании образа в декоративной вещи.

12.Зарождение народной глиняной игрушки. Ее история и значения в искусстве.

13.Мастера дымковской глиняной игрушки.

14.Народные мастера филимоновской глиняной игрушки.

15.Народные мастера каргопольской глиняной игрушки.

16.Разнообразие, состав и качество глины.

17.Приготовление глины к лепке народных игрушек.

18.Материалы и оборудование для лепки глиняных игрушек.

19.Декорирование глиняной игрушки перед обжигом.

20.0сновы народного и декоративно-прикладного искусства.


7.2 Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ

  1. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей Культуры.

  2. Формирование и развитие народных художественных традиций в ДПИ.

  3. Использование природных материалов, как одна из основных традиции народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Влияние различных свойств материала на художественно-образное решение формы изделия.

  5. Композиция в народной и декоративно-прикладном искусстве.

  6. Орнамент. Виды орнамента. Орнамент как часть декоративного образа.

  7. Виды и структура орнаментов. Ритм и симметрия в орнаменте.

  8. Многообразие и единство орнаментальных мотивов различных стран и народов (солярные знаки, свастика и др.).

  9. Стилизация природных форм в ДПИ.

  10. Возникновение и развитие многочисленных промыслов глиняных игрушек в России.

  11. ДПИ росписи по дереву.

  12. Материалы, оборудования и инструменты росписи по дереву.

  13. Народные художественные промыслы росписи по дереву.

  14. Виды хохломской росписи по дереву.

  15. 0сновные центры производства народной игрушки.

  16. 0собенности Хохломского орнамента.

  17. Технологическая последовательность операций хохломского производства

  18. Технология в Городецкой росписи.

  19. Художественно-выразительные особенности языка декоративно­ прикладного искусства.

  20. Линия, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форма, композиция как средства художественной выразительности в создании образа в декоративной вещи.

  21. Зарождение народной глиняной игрушки. Ее история и значения в искусстве.

  22. Приемы лепки и росписи глиняной дымковской игрушки.

  23. Приемы лепки и роспись глиняной филимоновской игрушки.

  24. Приемы лепки и роспись каргопольской глиняной игрушки.

  25. Мастера дымковской глиняной игрушки.

  26. Народные мастера филимоновской глиняной игрушки.

  27. Народные мастера каргопольской глиняной игрушки.

  28. Разнообразие, состав и качество глины.

  29. Приготовление глины к лепке народных игрушек.

  30. Материалы и оборудование для лепки глиняных игрушек.

  31. Поэтапный процесс лепки и росписи дымковской глиняной игрушки.

  32. Поэтапный процесс лепки и росписи филимоновской игрушки

  33. Поэтапный процесс лепки и росписи каргопольской игрушки.

  34. Декорирование глиняной игрушки перед обжигом.

  35. Роспись по дереву. Городец.

  36. Виды композиций в Городецкой росписи.

  37. Особенности растительного орнамента в городецкой росписи.

  38. 0сновы народного и декоративно-прикладного искусства.

  39. Сюжетная роспись в Городце.

  40. Инструменты и материалы, необходимые для производства изделий в Городецкой росписи.


7.3. Примерная тематика рефератов

1. Основные центры производства народной игрушки.

2. Дымковская глиняная игрушка.

3. Филимоновская глиняная игрушка.

4. Каргопольская глиняная игрушка.

5. Народные художественные промыслы росписи по дереву.

6. Хохломская роспись.

7. Городецкая роспись.

8. Башкирская роспись.

9. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

10. Народные художественные промыслы.

^ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

На теоретических занятиях осуществляется исторический обзор ДПИ и народных ремёсел, промыслов. Каждый раздел дисциплины углубленно изучается студентами при знакомстве с литературными источниками и закрепляется конспектом. Три темы на выбор студентов представляются в виде краткого отчета-реферата. Практические занятия закрепляют теоретические знания и предполагают анализ образцов в текстово-изобразительной форме и в проектировании изделий с последующим их выполнением.

В процессе выполнения практических работ, студенты осваивают различные технологические приемы изготовление и роспись изделий декоративно-прикладного искусства и закрепляют теоретические знания о принципах и закономерностях построения народного орнамента в декоративно прикладном искусстве.

В течение обучения во внеаудиторное время планируется посещение выставочных залов, краеведческих и художественных музеев, галерей, производственных предприятий по производству изделий художественных промыслов, а так же мастерских художников ДПИ.

По окончании обучения студенты проходят тестовый контроль, подготавливают комплект рефератов или авторские электронные презентации по различным темам дисциплины и тексты конспектов, на просмотре-зачете представляют ряд изделий, выполненных в техниках художественной росписи, глиняные игрушки.


^ 9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Не предусмотрена.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 540500 «Технологическое образование»


Программу составили:

Брюханова Татьяна Алексеевна

к.п.н., доцент кафедры ДПИ и дизайна БГПУ им. М.Акмуллы, член СД РФ




Программа одобрена на заседании кафедры от 14 сентября 2007г., протокол №.1





Скачать 166,55 Kb.
оставить комментарий
Дата29.09.2011
Размер166,55 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх