Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков icon

Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков


Смотрите также:
Для проведения экзамена по литературе предлагаются билеты для общеобразовательных школ (два...
Есин А. Б., Ладыгин М. Б., Тренина Т. Г. Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл...
Программа курса по страноведению Германии Для 10-11 классов школ и классов с углубленным...
Программа по зарубежной литературе (5-11 классы)...
Программа элективного курса ««Лингвострановедение и лингвокультуроведение Великобритании»» 7-9...
Задача «Кухонные часы»...
«Координаты и векторы»...
Программы, авторы Год издания Названия учебников и Авторы учебников 5 кл...
Программа по курсу «Компьютерная музыка» для классов с художественно-гуманитарным профилем и для...
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2011/2012 учебный год...
Программа рассмотрена и утверждена в миоо рабочая программа по обслуживающему труду...
Пояснительная записка к курсу «Алгебра и начала анализа»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать

[zaiceva. распечатано: 31.7.2012 31.7.2012, 558238.doc]

Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы

Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков

Под редакцией М. Б. Ладыгина

Пояснительная записька

Данная программа является переработанным в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М. Б. Ладыгина, впервые получившей гриф Министерства образования РФ в 1991 г.

Специфика школьного курса «Литература» состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой — обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определенных результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

^ Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

— постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

— овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

— использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа — чрезвычайно важная задача современного образования.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Этап основного общего литературного образования (5—9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная задача этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Этап среднего (полного) общего образования (10— 11 классы) — углубленное изучение русской национальной литературы ХIХ—XX вв. — предполагает изучение литературного процесса в России ХIХ—XX вв., освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, в том числе и адаптации).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников.

В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Структура программы

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 5 классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м — «Литературный процесс», в 9-м — «Классика и современность», в 10—11 классах — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ—XX вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения. Поэтому в примерном тематическом планировании данного курса литературы авторы программы указывают не только рекомендуемое количество часов из расчёта 102 часа в год (3 часа в неделю), но и из расчёта 68 часов в год (2 часа в неделю).

В то же время в классах с мотивированными школьниками учитель, имеющий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя уроки внеклассного чтения на основе рекомендаций программы для самостоятельного чтения учащихся

Об особенностях углублённого изучения литературы

Программа предназначена для школ, которые в системе предпрофильного образования реализуют курс углубленного изучения литературы. В связи с этим необходимо уточнить само понятие «углубленное изучение» предмета.

Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы реализуют процессуально-ориентированный подход к организации обучения курса на основе разработки «алгоритма» освоения законов словесного творчества. Знание этих законов необходимо для творческого чтения, когда читатель, понимая замысел автора и способы его художественного воплощения, оказывается способным к сотворчеству, без которого немыслимо постижение художественного мира произведения и восхищение его эстетическими достоинствами. В свою очередь такое сотворчество, «диалог» с автором превращает чтение в увлекательное и приятное занятие. Понимание законов словесного искусства, умение проникнуть в замысел автора и эстетическая оценка художественной формы увлекают даже тех школьников, для которых прежде чтение не вызывало интереса.

???обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Отсюда следует, что данная программа вполне может использоваться не только в гуманитарно-профилированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного образования в любой школе, а ее освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину.

При этом авторы обращают внимание на то, что необходимо сохранять последовательность этапов освоения предложенного алгоритма. Только в этом случае возможно достижение запланированного результата. Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает ее интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

Отдельно следует остановиться на принципах включения в программу произведений зарубежной (переводной) литературы. Авторы не ставили целью познакомить школьников с историей мировой литературы или хотя бы с наиболее значительными ее шедеврами. В первую очередь они руководствовались желанием подготовить школьников к восприятию национальной, отечественной литературы. Здесь нет противоречия.

Чтобы понять своеобразие «русского байронизма», необходимо иметь наглядное представление о творчестве Д. Г. Байрона. Достаточно часто именно произведения зарубежной литературы способны наилучшим образом проиллюстрировать то или иное литературное явление.

Изучая развитие русской национальной литературы в широком контексте, в контексте сравнения, авторы создают необходимые основания формировать у читателя представления об истинном величии и значимости отечественной литературы.

^ Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

^ Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

— умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

— умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

— умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

^ Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

— владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

— формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

— понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

— восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

— понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


^ 5 класс

Фольклор и литература

Введение

Цели и задачи предмета «Литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.

«Варяг», русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.


Устное народное творчество

Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения. Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры. Образ сказителя в фольклорном произведении.

^ Национальные основы фольклора

Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора. Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться работать с учебной статьей».

^ Обрядовая поэзия

Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности. Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.

^ Детский фольклор

Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).

Английские детские песенки.

Русский детский фольклор.

^ Русские народные загадки, пословицы, поговорки

Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок. Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться читать текст художественного произведения».

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как составить план учебной статьи».

^ Духовные песни. Роль православной культуры в формировании общенародного идеала русского фольклора.

Фольклорная сказка

Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете. «Бродячие» сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ сказителя в фольклорной сказке.

«Иван-царевич и Серый волк». Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке. Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ «волшебного помощника» в сказке. Нравственная проблематика сказки.

«Бой на Калиновом мосту». Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трех братьев. Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл.

«Лиса и козел». Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление. Идейный смысл сказки.

«Как мужик гуся делил». Народная мудрость и сатирические мотивы в сказке.

Из сказок, собранных б р а т ь я м и Г р и м м. «Белоснежка». Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов. Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека. «Шесть лебедей». Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке. Гуманистическое звучание сказки.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке».

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Русские сказочники.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки», «Белорусские народные сказки», «Восточнославянские сказки», «Сказки западных славян», «Сказки народов мира».

^ Народная баллада

Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога. Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.

«Ворон к ворону летит...» Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов. Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.

«Посещение Робин Гудом Ноттингема». Английская народная «разбойничья» баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников. Мотивировка превращения Робин Гуда в «вольного разбойника».

«Аника-воин». Русская народная баллада. Образ Аники. Тема смысла человеческой жизни и смерти.

«Черный ворон». Русская народная баллада. Образ солдата. Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.

«Кочегар» («Раскинулось море широко...»). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе. Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе. Художественные средства создания эмоционального впечатления.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться отвечать на вопросы».

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Баллады о Робин Гуде.

«Эдвард». Шотландская народная баллада. Перевод А. К. Толстого.

«Жан Рено». Французская народная баллада. Перевод Н. С. Гумилева.

«Рико Франко». Испанский народный романс. Перевод В. Я. Брюсова.

«Стрельцы и крестьянин». Русская народная баллада.

«Бродяга». Русская народная баллада.

«Окрасился месяц багрянцем». Русская народная баллада.

«Эолова арфа». Антология баллады.


Литература

Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель. Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях. Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.

^ Литературная сказка

Отличие литературной сказки от сказки народ- ной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки. Конфликт в литературной сказке и ее композиция.

В. Г а у ф. «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы и образы в сказке. Образ матери Якоба. Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.

П. П. Е р ш о в. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П. П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части. Конек-горбунок как «волшебный помощник». Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке. Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке.

А. С. П у ш к и н. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Система человеческих ценностей в сказке. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.

X. К. А н д е р с е н. «Дикие лебеди». Сравнение со сказкой «Шесть лебедей». Отличие литературной сказки от фольклорной. Тема любви и красоты в сказке. Христианская основа сказки.

Р. Д. К и п л и н г. «Кошка, гулявшая сама по себе». Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Фантастика и реальность в сказке. Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности. Философское звучание сказки.

А. Н. Т о л с т о й. «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа «волшебного помощника» в сказке. Авторская позиция писателя.

Б. В. Ш е р г и н. «Шиш показывает барину нужду». Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша. Язык сказки.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться сопоставлять два произведения».

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Писатели-сказочники.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

А. С. П у ш к и н. «Сказка о царе Салтане...».

Н. М. Я з ы к о в. «Сказка о пастухе и диком вепре».

О. М. С о м о в. «Сказка о Медведе-Костоломе и об Иване купецком сыне».

Н. В. Г о г о л ь. «Заколдованное место».

Н. С. Л е с к о в. «Час воли Божьей».

Д. Н. М а м и н - С и б и р я к. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

А. И. К у п р и н. «Синяя Звезда».

П. П. Б а ж о в. Сказы.

Б. В. Ш е р г и н. Сказки.

Ю. К. О л е ш а. «Три толстяка».

К. Г. П а у с т о в с к и й. «Теплый хлеб».

В. П. А с т а ф ь е в. «Белогрудка».

И. К. А. М у з е у с. Сказки.

X. К. А н д е р с е н. Сказки.

В. Г а у ф. Сказки.

Н о в а л и с. Сказка о Гиацинте и Розочке.

Э. Т. А. Г о ф м а н. «Щелкунчик и мышиный король».

Н. Г о т о р н. «Снегурочка».

У. М. Т е к к е р е й. «Кольцо и роза».

Л. К э р р о л л. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

К. П и н о. Сказки.

Р. Д. К и п л и н г. «Маугли», «Просто сказки».

О. У а й л ь д. «Мальчик-звезда», «Счастливый принц».

Дж. Р о д а р и. «Джельсомино в стране лжецов».

Дж. Р. Р. Т о л к и е н. «Хоббит, или Туда и обратно».

П. Г э л л и к о. «Томасина».

И. Ф р а н к о. «Вороны и совы».


Басня

Басня как эпический жанр. Начальное понятие об аллегории. Иносказание как основа художественного мира басни. Особенности басенной композиции. Роль морали в баснях.

Басни ^ Эзопа и Лафонтена.

Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях.

Ф. А. Э м и н. «Голубь и Ястреб». Традиция русской басни.

И. А. К р ы л о в. «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Объекты крыловской сатиры. Характеры в баснях И. А. Крылова. Нравственное звучание басен. Мастерство И. А. Крылова-баснописца. Патриотическое звучание басни. «Волк на псарне».

Басенная традиция И. А. Крылова в творчестве поэтов XX в.

С. В. М и х а л к о в. «Слон-живописец», «Две подруги». Мастерство С. В. Михалкова-баснописца.

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Секреты создания басни.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

М. М. Х е р а с к о в. «Две собаки».

В. А. О з е р о в. «Волки и овцы».

А. А. Р ж е в с к и й. «Волк-откупщик».

Д. И. Ф о н в и з и н. «Лисица-казнодей».

А. Е. И з м а й л о в. «Крестьянин и кляча».

И. И. Д м и т р и е в. «Муха».

В. Л. П у ш к и н. «Лев больной и лисица».

И. А. К р ы л о в. Басни.

С. В. М и х а л к о в. Басни.

^ Новелла (рассказ)

Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы (рассказа) от сказки. Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность.

Э. А. П о. «Лягушонок» («Прыг-Скок»). Особенности построения сюжета. Тема человеческого достоинства в новелле. Образ повествователя и его значение в новелле. Ирония в новелле.

Л. Н. Т о л с т о й. «Кавказский пленник». Основной конфликт новеллы. Принцип контраста при создании характеров Жилина и Костылина. Начальное понятие о категории «характер» в литературе. Место и значение образа Дины. Нравственные ценности в новелле. Героический пафос новеллы.

А. И. К у п р и н. «Ю-ю». Образ животного в новелле. Человеческие ценности и внималистический характер. Особенности повествования в новелле.

Б. С. Ж и т к о в. «Механик Салерно». Экипаж парохода и начальное представление о «коллективном герое». Образы Капитана и Гропани. Особенности повествования и образ повествователя. Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле.

В. П. А с т а ф ь е в. «Васюткино озеро». Описание таежного быта и его влияние на становление характера Васютки. Место героя в бригаде. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки. Изображение Енисея в новелле. Взаимосвязь человека и природы. Русский характер в новелле.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как пересказать эпизод художественного произведения».

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Особенности новеллы (рассказа).

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Н. В. Г о г о л ь. «Ночь перед Рождеством».

И. С. Т у р г е н е в. «Стучит».

Н. С. Л е с к о в. «Железная воля».

К. М. С т а н ю к о в и ч. «На «Чайке», «Нянька».

И. А. Б у н и н. «Лапти».

А. П. Ч е х о в. «Радость», «Злой мальчик».

В. А. Г и л я р о в с к и й. «Человек и собака».

Э. А. П о. «Украденное письмо».

Э. Т. А. Г о ф м а н. «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья».

Н. Г о т о р н. «Великий каменный лик».


^ Литературный очерк

Очерк как эпический литературный жанр. Роль повествователя в очерке. Художественный вымысел в очерке.

Дж. К о н р а д. «Тремолино». Образ корабля в очерке Дж. Конрада. Изображение моря. Характер повествователя. Тема человеческой ответственности. Идейно-эстетическое звучание очерка.

К. Г. П а у с т о в с к и й. «Мещорская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»). Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы. Нравственная ценность эстетического восприятия природы. Патриотизм очерков.

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Писатели-очеркисты.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Р. С т и л. «История Александра Селькирка».

А. Н. М а й к о в. «Рассказы из русской истории» (для детей и народа).

А. Т. Т в а р д о в с к и й. «О русской березе».


Лирика

Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое.

Лирика русских поэтов. А. А. Ф е т. «Облаком волнистым...», «Чудная картина...»; А. К. Т о л с т о й. «Коль любить, так без рассудку...», «Край ты мой, родимый край...»; А. А. А х м а т о в а. «По той дороге, где Донской...»; Ю. П. К у з н е ц о в. «Завижу ли облако в небе высоком...».

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Ф. Н. Г л и н к а. «Москва», «Тройка» («Вот мчится тройка удалая...»).

И. И. К о з л о в. «Сон невесты».

А. Н. М а й к о в. «Весна! Выставляется первая рама...».

А. А. Ф е т. «Печальная береза», «Заря прощается с землею...».

А. А. Б л о к. «Вербочки».

И. С. Н и к и т и н. «Русь».

Стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, Н. А. Заболоцкого, Я. В. Смелякова.





оставить комментарий
страница1/7
М. Б. Ладыгин
Дата21.09.2012
Размер1,59 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх