Учебное пособие для студентов и аспирантов Великий Новгород icon

Учебное пособие для студентов и аспирантов Великий Новгород



Смотрите также:
Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Балонова М. Г...
Учебное пособие Нижний Новгород 2011 Министерство образования и науки РФ государственное...
Учебное пособие Н. Новгород 2009 ббк 74. 5 В 12...
Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией механико-математического факультета для...
Учебное пособие Великий Новгород 2007 Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода...
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания»...
Ценообразование (учебное пособие)...
Учебное пособие для аспирантов...
Учебное пособие Нижний Новгород 2002 удк 502/504 ббк...
Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк 502 (075. 8) Ббк 65. 9(2)28...
Учебное пособие. М.: Изд-во асв, 2010. 136 с. Приводятся основные понятия сейсмологии...
Практикум на основе компетентностного подхода учебное пособие для преподавателей...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
скачать



Министерство образования Российской Федерации

Российское психологическое общество

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

____________________________________________________________________________________________________________________________


В. И. Тютюнник


Основы психологических исследований


Великий Новгород

2000

Министерство образования Российской Федерации

Российское психологическое общество

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

____________________________________________________________________________________________________________________________


^ В. И. Тютюнник


Основы психологических исследований


Учебное пособие

для студентов и аспирантов


Великий Новгород

2000

ББК 77 Печатается по решению

Т 66 РИС НовГУ


Рецензент:

Климов Е.А., Президент Российского психологического общества,

докт. психол. наук, профессор, академик РАО;


^ Тютюнник В.И.

Т 66 Основы психологических исследований. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 244 с.


Рассматриваются в единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов (восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, относительности, дополнительности, системности), частнонаучных – собственно психологических – методов, конкретных методик и процедур исследования психологических проблем. Детально описаны этапы научного исследования от постановки научной проблемы и работы с литературой до статистической и качественной обработки эмпирических данных и литературного оформления текста научной работы. Представлены требования к курсовым и дипломным студенческим исследованиям, а также - к кандидатским и докторским диссертациям. Существенную помощь начинающим исследователям окажут приведенные в пособии планы-проспекты курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, в которых представлено обоснование актуальности тем исследования, сформулированы цели, задачи, предмет, объект, гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту, обоснована теоретическая и практическая значимость проведенных исследований.

Пособие предназначено студентам и аспирантам, выполняющим научную работу по психологии. Будет также полезно исследователям в области педагогических и других гуманитарных наук.


ББК 74.202

© НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000

© Тютюнник В.И., 2000


Глава 1. Методология исследования психологических проблем


1.1. Методологические принципы организации научного исследования


Особенностью психологических проблем является то, что они лежат на “стыке” гуманитарных и естественнонаучных областей знания, что требует от исследователя известной широты взгляда на эти проблемы. При решении этих проблем нельзя уподобляться человеку, смотрящему сквозь замочную скважину и думающему, что перед ним открывается весь мир. Те исследования, которые проводятся при написании студенческих научных работ, как правило, посвящены исследованию отдельных сторон, аспектов развития и воспитания ребенка, функционирования человека в различных видах деятельности. Однако их правильное понимание возможно лишь при условии учета конкретно исторического, межчеловеческого контекста, в который включены дети и взрослые. Чтобы учесть контекст, чтобы изучить явление во всех его связях, нужно решить сначала общие вопросы, касающиеся места изучаемого явления среди других явлений, отношений данного явления с другими явлениями и т.д. Иными словами, начинающий исследователь должен сначала овладеть общими принципами научного подхода к явлениям действительности, чтобы осознанно определить предмет собственного исследования и адекватный ему (предмету исследования) метод.

Методология - область научной деятельности, в ходе которой изучаются и применяются общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к определению предмета, объекта и методов исследования действительности и к решению разных классов научных задач. Методология цикла наук, изучающих психологические проблемы, рассматривает во взаимосвязи: объект изучения, т.е. определенное состояние ребенка или/и взрослого в процессах развития, воспитания, обучения, функционирования; предмет научного анализа, т.е. аспект, сторону, момент психического развития, функционирования; методы, адекватные предмету и объекту исследования и/или воздействия; задачи, поставленные в исследовании; этапы деятельности исследователя в процессе решения научных задач и достижения цели исследования.

Г.П.Щедровицкий сформулировал собственное понимание методологии как сложной мыслительной работы в онтологиях, направленной на конструирование знаний, воспроизведение сущностных характеристик реальности, разработку категорий как средств онтологической и методологической работы, организующих мышление исследователей. Категория как средство исследовательской работы, во-первых, задает тип объекта: категория личность предполагает не тот же объект, что категория память. Во-вторых, категория определяет вид понятий или знаний: понятие "мотив" в структуре категории личность требует отнесения к нему не всякой страсти, например, а только такой, которая побуждает к осуществлению личностно-образующих актов поведения - поступков, деяний). В-третьих, категория определяет тип языка, на котором говорят исследователи, так как за категорией, которую тот или иной исследователь определил в качестве средства своей научной деятельности, стоит его мыслительная установка, объясняющая природу изучаемого им явления: соотношение между биологическим и социальным в развитии личности; изменяемостью и неизменяемостью личности на протяжении всего онтогенеза; цельностью и элементностью в определении единицы анализа сущностных характеристик личности; относительной свободы или жесткого детерминизма в развитии личностных новообразований и т. д. В-четвертых, категория определяет операции и процедуры, посредством которых мыслится объект изучения: анализ или/и синтез, абстрагирование или/и конкретизация, индукция или/и дедукция.

Методологические способы работы научного мышления предполагают применение системного подхода к разнопредметным представлениям об объектах действительности, связное описание которых становится возможно, если исследователь специализируется не по научным школам, не по отраслям науки или отдельным наукам, а по проблемам. Проблемы – будь то в научном исследовании или в психологической практике – являются системными, и поэтому их решение предполагает "связывание" разнопредметных представлений об объекте изучения, возникающих в различных отраслях знания. Методологическая мыслительная работа может быть организована по следующим принципам:

  1. Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов. Основная функция методологической работы заключается в обслуживании человеческой деятельности проектами и предписаниями, которые проверяются не на истинность, а на реализуемость. В психологии особую ценность представляют те знания, которые помогают людям лучше работать, отдыхать, общаться, жить, наконец, а не те, в которых выстраивается непротиворечивое логическое описание психических явлений без опоры на психологические факты.

  2. Методология соединяет проектирование, критику и нормирование с исследованием и познанием. Исследование в методологии всегда подчинено требованиям проектирования и нормирования. Еще до начала исследования имеет смысл определить возможную область приложения его результатов. Актуальность исследования определяется не только не разработанностью какого-то вопроса в литературе, а, прежде всего, потребностями практической деятельности людей. Здесь уместен девиз: найди потребность людей и организуй ее практическое удовлетворение.

  3. Методология не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его на такие области, где раньше он был невозможен. Например, на анализ фактов повседневной жизни. Это достигается за счет соединения естественнонаучных, конструктивно-технических, исторических и практико-методических знаний в ходе конкретного исследования, которое должно оставаться "открытым" к практике повседневности и проверяться всякий раз на реализуемость научных принципов и методов. Классическим примером реализации этого принципа является работа З.Фрейда "Психопатология обыденной жизни".

  4. Методология соединяет знания об объектах действительности с рефлексивными знаниями об исследовательской деятельности: исследователь каждый момент времени "сверяет" степень своей продвинутости в познании объективной реальности, отвечая на вопрос не только о том, что представляет собой объект исследования, но и о том, что представляет он сам как исследователь объекта, победил ли он проблему, обладает ли он чувствительностью или, если угодно, сверхчувствительностью по отношению к изменениям, происходящим с объектами действительности?

  5. Принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту с позиций разных отраслей знания. При этом каждому из представлений приписывается индекс объектности, и тогда все остальные знания оцениваются относительно него и преобразуются таким образом, чтобы ему соответствовать. Потом этот индекс переносится на другое знание об этом же объекте и т.д.. Этот прием напоминает молевой сплав, при котором бревна не связываются в плоты, а плывут свободно, и сплавщик балансирует на двух бревнах, которые в любой момент могут уйти из под ног, что предполагает перенос точки опоры на другое бревно. В исследовательской деятельности, которая является составной частью более широкой – практической деятельности по решению конкретных проблем, это имеет вид ориентировки исследователя на ту или иную теорию, научное направление, научную школу. Принцип множественности представлений исследователя предполагает ориентировку не на одну-единственную научную школу, а на весь комплекс достижений мировой психологии, когда индекс объектности присваивается поочередно всем теориям личности, например, и обнаруживается, таким образом, та теория, которая дает решение проблемы. Поэтому я против подготовки психологов в так называемых институтах психоанализа, гештальттерапии, гуманистической психологии и т.п., поскольку в них подходы к решению психологических проблем рассматриваются с позиции одной – "правильной" по мнению ее сторонников – теории. "Правильность" теории проверяется применимостью ее для решения конкретной проблемы.

  6. В методологической работе всегда бывает два онтологических основания: 1) организационно-деятельностная онтология кооперированной деятельности профессионалов из разных областей знания и общественной практики и 2) натурально-объектная онтология, представляющая сам объект деятельности исследователя. Об этом приходится помнить потому, что иногда исследователь так увлекается разбором представлений ученых об объекте, что забывает о нем самом и не замечает тех изменений, которые с ним произошли.

  7. Методологическая работа рассматривает следующие эпистемологические единицы: 1) проблемы – всякая работа становится самостоятельной и добровольной при условии, если исследователь осознал смысл тех вопросов, на которые намерен искать ответы "здесь и сейчас"; 2) задачи – решение проблемы предполагает пошаговое движение от незнания к знанию, от абстракции более высокого порядка к абстракции низкого порядка и задачи задают алгоритм решения проблемы, проверки гипотезы; 3) опытные факты – это те факты, которые накапливаются в результате практической деятельности людей и на основании которых строится первоначальное представление о возможных решениях проблемы – выдвигаются первые рабочие гипотезы; 4) экспериментальные факты, накапливаемые в ходе специально организованного исследования с целью проверки выдвинутых ранее гипотез и формулирования новых; 5) совокупность общих знаний – это те знания, которые усваиваются в процессе учения на всех ступенях образования ("Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"); история психологии дает множество примеров прихода в нее людей без базового психологического образования, начиная от З.Фрейда и Л.С.Выготского и кончая современными диссертациями по психологии военных, учителей-предметников, музыкантов и других "непсихологов", которые тем самым получают возможность с позиций оригинальной в каждом случае совокупности общих знаний встать на новую точку зрения относительно своей проблемы; 6) онтологические схемы и картины – это образные представления, позволяющие использовать в науке язык метафоры ("Ид", "Эго", "Супер-Эго", "Эдипов комплекс" у З.Фрейда, "Ребенок", "Взрослый", "Родитель" у Э.Берна и т.п.); 7) модели – это воссозданные в уменьшенном, преобразованном, схематическом виде изучаемые стороны, связи объективной реальности, как правило, недоступные прямому наблюдению (моделированием являются многие процедуры тестирования интеллекта, креативности); 8) средства, в качестве которых выступают языки (иностранные, математики, программирования и др.), понятия, категории; 9) методы и методики, адекватные предмету исследования (их описание см. ниже).

В современной методологии науки выделяют: 1) уровень философской методологии, 2) уровень общенаучных диалектических принципов, 3) уровень частнонаучных методов, 4) уровень конкретной методики и процедуры исследования, характеристике которых посвящены параграфы этой главы.


^ 1.2. Уровень философской методологии


Этот уровень методологии представлен основными законами и категориями диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.


^ Законы диалектики


Закон единства и борьбы противоположностей. Каждый объект заключает в себе противоположности, т.е. такие моменты, стороны, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2) взаимоисключают друг друга и 3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без единства, нет единства без противоположностей. Этот закон объясняет объективный, внутренний источник всякого развития как самодвижения. Он раскрывает конкретное единство многообразия, именно как конкретное, реальное, а не мертвое, абстрактное тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а осваивает целое как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая тем самым развитие. Этим диалектическое мышление отличается от рассудочно-метафизиче­ского, которое довольствуется описанием внешне сопоставимых сторон предмета. В последние десятилетия сложилось одностороннее понимание действия этого закона, акцентирующееся на установлении фактов борьбы противоположностей в изучаемых явлениях. Это привело к тому, что появилась своеобразная методологическая слепота к фактам единства противоположностей как явлению более длительного состояния объективной и субъективной действительности.

^ Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низших стадий. В ходе развития происходит превращение одного предмета в другой при переходе первого в подчиненное положение по отношению ко второму, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи, осуществляющей удержание всего положительного содержания пройденных ступеней. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, разрешение которых приводит к возникновению “третьего” по отношению к двум противоположностям. В ходе двойного отрицания, возникшее “третье” не просто отрицает предыдущие противоположности, но и сохраняет их, так как они взаимопроникают.

^ Закон перехода количественных изменений в качественные. Накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный момент приводит к коренным существенным переходам к новому качеству. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Любой процесс развития одновременно и непрерывен, и прерывен. При этом непрерывность развития выступает в форме количественных изменений, а прерывность - в форме качественного скачка.

Действие этих законов диалектики выдающийся русский психолог Л.С.Выготский применил для построения своей теории культурно-исторического развития высших психических функций в детском возрасте. С их применением разработаны многочисленные возрастные периодизации психического развития, где непрерывные этапы сменяются “кризисами” - качественными сдвигами в психическом развитии, когда в результате отрицания одних противоречий другими возникает ”третье” - психологические новообразования.


^ Категории диалектики


Сущность и явление - необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явление - это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие собой форму проявления сущности. Категории "сущность" и "явление" всегда неразрывно связаны: всякое явление скрывает в себе какую-то существенную информацию, а всякая сущность обнаруживается в каких-то внешних явлениях. Познание сущности возможно с использованием метода восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот, что позволяет переходить от описания к объяснению, эмпирической проверке и доказательству. С применением диалектического мышления познание сущности одного уровня позволяет переходить к познанию сущности общего порядка, что дает в результате более полное знание.

В качестве иллюстрации соотношения категорий "сущность" и "явление" можно использовать дискуссионную проблему соотношения влияния игры и труда на развитие личности в начальные периоды онтогенеза. Взаимосвязь игры и труда представляется всем исследователям бесспорной. Дискутируется вопрос о происхождении игры из труда или труда из игр животных в филогенезе человека, а также влияние игры на развитие личности в дошкольном возрасте в теории ведущей деятельности А.Н.Леонтьева. Существенным моментом сюжетно-ролевой игры является отображение какой-то из сторон общественно-трудовых отношений взрослых, которым дети подражают, беря на себя различные роли: летчика, шофера, повара, доктора и т.п. В любой игре мы обнаруживаем ее существенный момент, что позволяет говорить об игре как о явлении, в котором проявляется сущность. Однако и труд сохраняет в себе существенные моменты игры: роль и удовольствие от процесса. Правда, не всякий труд, а творческий. Ниже будет показано, что труд и в антропогенезе, и в онтогенезе предшествует игре, порождает ее, тем самым являя собой ее сущность.

^ Содержание и форма - диалектически взаимосвязанные характеристики предмета и процесса. Содержание - это материальное основание, обусловливающее изменения вещи, совокупность взаимодействий различных свойств и сторон предмета, его функций. Содержание любого предмета, процесса определенным образом организовано, всякий предмет обладает определенной структурой, которая характеризуется формой. Во взаимоотношении содержания и формы ведущая роль принадлежит содержанию. С него начинается изменение всякого предмета, оно обусловливает изменение формы, их темпы, направление и т.д. Однако форма не пассивно следует за содержанием, а обладает относительной самостоятельностью и оказывает воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.

Взаимодействие содержания и формы проходит ряд этапов: сначала они соответствуют друг другу, но поскольку содержание более подвижно, изменчиво, а форма более устойчива, то на следующем этапе форма начинает сковывать содержание, мешать его дальнейшему развитию. Это приводит к обострению противоречий, к борьбе между изменившимся содержанием и прежней формой, в результате которой старая форма подвергается диалектическому отрицанию. Так "форма" эмоционального общения с взрослым у младенца, подготавливает переход к предметной "форме" деятельности ребенка раннего возраста, но сама при этом "удерживается" в содержании психологической деятельности и обусловливает вместе с предметной "формой" возникновение у ребенка потребности действовать с предметами более широкого, чем раньше, мира взрослых. А она не может быть удовлетворена в предметной "форме". Возникает классическое противоречие: эмоциональное общение и предметная деятельность ребенка на предыдущих этапах приводят к такому уровню развитию содержания его психики, что перестают удовлетворять ему. Тогда они отрицаются новыми формами: если дело заключается в недостатке сил для реализации потребности действовать с вещами взрослых, то это новое содержание порождает "форму" сюжетно-ролевой игры. Если сил достаточно, но нет знаний и умений, то это противоречие при участии взрослых порождает "форму" сначала совместного с взрослыми, а затем и самостоятельного труда.

^ Причина и следствие - это категории, отражающие всеобщую связь между предметами, явлениями. Причиной называется такое явление, которое порождает другое, выступающее по отношению к первому как следствие. В современной науке все большее признание получает точка зрения, согласно которой причинность является объективной, т.е. присуща самим явлениям и предметам, и вместе с тем между причиной и следствием существует сложное диалектическое взаимодействие. Иногда бывает очень трудно из многообразия факторов выявить тот, который послужил причиной того или иного изменения. У одного и того же явления может быть не одна, а несколько причин. Принято различать полные и специфические причины. Под полной причиной понимают совокупность всех обстоятельств, при которых данное следствие наступает с силой необходимости. Под специфичной причиной понимают такую, при появлении которой возникает данное следствие при наличии других условий, без которых оно не может возникнуть, но и они сами без причины не могут вызвать следствие.

Если мы рассматриваем какое-то конкретное отношение между двумя явлениями, то одно из них будет причиной, а другое - следствием. Но если мы изучаем данное отношение во времени, то следствие может оказать обратное влияние на причину, его вызвавшую, т.е. они меняются местами. Это так называемая “обратная связь”.

^ Возможность и действительность - категории, выражающие две стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность - это то, что в настоящий момент еще не существует в явном виде, но в силу объективных законов развития данного явления может возникнуть. Действительность - то, что реально существует. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в реальной действительности реализуется лишь одна из них. Возможности подразделяются на формальные, абстрактные (теоретические) и реальные (практические).

Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительно к объективным условиям существования явления и которая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Формальная возможность может противоречить объективным законам развития реальности и быть невозможностью. Абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления на практике еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: абстрактная возможность при наличии условий становится реальной, а реальная становится действительностью при осуществлении всего комплекса условий.

^ Единичное, всеобщее, особенное - диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, неповторимое своеобразие, пространственную и временную определенность и т.д. Своеобразие явлений обнаруживается в ходе сравнения. Всеобщее выражает, во-первых, признак присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, - закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального; оно существует в виде закона, связующего многообразие явлений в единство и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношений явлений, предметов. Единство единичного и конкретно-всеобщего выражает особенное. В нем слиты воедино индивидуальные черты с всеобщими признаками. Особенное есть всеобщее, реализованное в единичных явлениях, закон в единстве с реальными условиями и формами его осуществления. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно-всеобщему, а от него - к конкретно-всеобщему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем многообразии, во всем богатстве его сторон, связей, отношений с другими предметами.

С применением этих категорий может быть рассмотрено понятие "личность", которое в психологии имеет множество толкований, интерпретаций, выделяющих в качестве существенных ее характеристик то индивидуальное, то общественное ("совокупность общественных отношений" по Марксу). На самом деле личность ни то, ни другое по отдельности, ибо личность - не все в индивидуальности, а только то, что сохраняет значение для других людей в отсутствие человека, о личности которого идет речь. Иными словами, категории единичное соответствует индивидуальность, категории всеобщее соответствует общественное значение некоторых проявлений человека, а категории особенное соответствует собственно личность человека как "конкретно-всеобщее", реализованное в единичных творческих актах, нравственных поступках.

^ Свобода и необходимость - категории, которые отражают соотношение свободной и активной самодеятельности людей и условий ее осуществления, объективных законов природы и общества. Свобода деятельности человека определяется ее разумностью, степенью осознания человеком объективных законов природы и общества, а также степенью практического овладения действительностью. Свобода заключается в возможности практического выбора из объективно необходимого. Так, в последние десятилетия в системе народного образования все больше опирались на принцип "ведущей роли взрослого" в развитии личности ребенка, т.е. упор делался на необходимость усвоения определенной суммы знаний, умений, навыков в соответствии с "общественным заказом". Этот принцип являлся полной противоположностью принципа "свободного" воспитания, который был популярен в педагогической среде конца ХIХ – начала ХХ века. Если в рамках принципа "свободного воспитания" ребенку и педагогу предоставлялся настолько широкий выбор, что позволял выйти за рамки разумного и объективно необходимого, то в рамках принципа "ведущей роли взрослого" этот выбор был ограничен по сути дела до нуля и сформировал у педагогов привычку действовать по шаблону, а детей лишил возможности реализовать свою индивидуальность. Сегодня наметилась тенденция отхода от принципа "ведущей роли взрослого", детям предоставляется больше свободы выбора. Но опасность сохранения этой и впадения в другую крайность остается, особенно для людей с недостаточной философской культурой. Это те случаи, когда при решении частных вопросов воспитания и обучения детей педагоги сталкиваются (чаще всего неосознанно) с общими философскими вопросами, без решения которых они не могут правильно решить и частные вопросы, в которых считают себя профессионалами. При этом занимают позицию "воинствующего невежества" по отношению к философии как к бесполезному "теоретизированию".

^ Необходимость и случайность - категории, выражающие отношение отдельных проявлений процесса развития к его сущности. Отдельные явления, будучи осуществлением и развитием некой сущности являются необходимыми, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Постижение необходимости и случайности в их внутренней взаимосвязи возможно на пути понимания процесса как возникновения в неповторимых формах единичных событий какого-то новообразования на основе определенного способа разрешения исходного противоречия, ибо любой процесс развития есть разрешение в пространстве и времени ранее назревшего противоречия. Противоречие должно быть с необходимостью разрешено, поскольку оно назрело, но форма этого разрешения может быть различной и в своей неповторимости случайной, так как в данное время и при данных условиях в нем принимают участие многие события и явления. Таким образом, необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, а случайность выступает как форма осуществления необходимости. Задача науки заключается в том, чтобы во множестве случайных связей явлений вскрыть их необходимую основу. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества случайностей ни зависело его развитие, оно, в конце концов, управляется объективными законами, необходимостью. При характеристике феноменов творчества часто обращается внимание на случайный характер многих научных открытий, начиная от знаменитого яблока И.Ньютона, якобы случайно натолкнувшего великого физика на открытие закона гравитации. Еще одним примером случая в творчестве является открытие Гельмгольцем принципа офтальмоскопа (прибора для врачей-окулистов, позволяющего рассматривать дно глазного яблока пациента): Гельмгольц, готовясь к лекции по оптике, выстроил в ряд несколько линз и случайно они вдвоем с ассистентом одновременно заглянули с разных сторон в линзы и Гельмгольц увидел дно глазного яблока ассистента. Яблоки падали на головы людям за тысячи лет до И.Ньютона, не только Гельмгольц, но его ассистент увидел дно глазного яблока, однако случай помог сделать открытие только подготовленному к данному факту сознанию, т.е. выступил формой реализации созревшей необходимости.

^ Качество и количество. Качественная определенность объектов и явлений есть то, что делает их устойчивыми создает бесконечное своеобразие мира. Категория качества связана с бытием объекта. Объект не может потерять свое качество и при этом остаться самим собой. Это будет другой объект, другое бытие объекта. Наряду с качественной определенностью все объекты обладают также количественной определенностью: величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т.д. Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части, собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство у частей или объектов) - отличительный признак количества. Различия между объектами, неподобными друг другу, носят качественный, а не количественный характер. Количество не связано так тесно как качество с бытием объекта. Только достигнув определенной для каждого объекта границы, количественные изменения вызывают качественные. Количественная определенность, в отличие от качественной, характеризуется внешним отношением к природе объектов. Поэтому она и может быть, например, в математике, отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. В психологии не принято абсолютно абстрагироваться от качественных характеристик объекта изучения. Если для математика дважды два всегда четыре, то для психолога вопрос: сколько будет дважды два служит поводом, чтобы задать уточняющий вопрос: дважды два чего? В современной американской психологии большинство исследований проводится на студентах первых-вторых курсов факультетов психологии. Поэтому сами американские психологи задают вопрос насколько корректно экстраполировать (распространять) выводы данных исследований на всю популяцию? Как бы ни многочисленны по количеству были выборки испытуемых-студентов, в качественном отношении они отличаются от других социальных слоев и поэтому вряд ли можно признать научно корректными экстраполяции на другие выборки. Каждый объект представляет собой единство определенного качества и количества, т.е. определенную меру.




Скачать 3,78 Mb.
оставить комментарий
страница1/16
Дата30.09.2011
Размер3,78 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх