Рекомендации по проведению олимпиады по литературе icon

Рекомендации по проведению олимпиады по литературе


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по проведению I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников...
Рекомендации по проведению второго муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального...
Методические рекомендации по проведению I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников...
Рекомендации участникам олимпиады по истории основные подходы к проведению Олимпиады по истории...
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального...
Методические рекомендации по проведению I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников...
ТребованиЯ к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа...



Загрузка...
скачать
Рекомендации по проведению

олимпиады по литературе

Районный (городской) этап олимпиады проводится в течение 4 – 6 часов. В комплект заданий для районного этапа олимпиады включаются:

1) комплексный анализ рассказа или фрагмента прозы;

2) интерпретация поэтического произведения;

3) вопросы и задания по теории и истории литературы;

4) небольшая работа литературно-творческого характера.

При оценке качества творческой работы учитываются:

– глубина и самостоятельность в раскрытии темы;

– последовательность, логичность и композиционная стройность работы;

– оправданная образность языка и оригинальность стиля;

– эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру работы;

– соблюдение речевых норм, речевое оформление творческого задания.

За каждый названный критерий учащийся может получить от 0 до 2 баллов, что составит в сумме за всю работу до 8 баллов на районном (городском) этапе и до 10 баллов на областном этапе.

Олимпиадные задания пишутся в прозаической форме, грамотность учитывается, но не оценивается в баллах, объем не регламентируется. Черновик работы сдается в жюри олимпиады. Задания могут выполняться в любой последовательности, текст задания не переписывается, а только указывается его номер.


^ ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

школьного этапа олимпиады по литературе

2006-2007 учебный год

9 класс

1

Проанализируйте рассказ М. М. Пришвина «Клюква», пользуясь следующими вопросами, или продумайте свой вариант анализа текста.

1. В чем идейно-эстетический смысл рассказа?

2. Как в нем показаны взаимоотношения человека и природы?

3. Чем этот рассказ близок произведениям русского фольклора?

4. Какую роль играет в рассказе диалог?

5. Каким предстает в рассказе образ автора?

М. М. Пришвин


Клюква

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, правду он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

– Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? – сказал ему на это кто-то из нас.

– Я не про это, – ответил Кирсан. – Кто же, правда, не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала в болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища – березовая почка? Вот я подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него обращать внимание, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по березам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное – чуть шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

– Что сделали? – сказал один охотник. – Я бы дал первому поклевать...

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.

– Ну, скажи, Кирсан Николаевич, – обратились мы наконец к самому хозяину, – расскажи, как же ты поступил.

– Я поступил просто, – ответил Кирсан. – Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы. Но другой егерь, Камолов, сказал:

– На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел ты соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся. А ты с ружьем – эка невидаль!

(15 баллов, до 3 баллов за каждый ответ на вопрос)


II

Дайте интерпретацию стихотворения А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?..», используя предложенные вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

1. Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

2. Меняется ли он по ходу текста?

3. Какими способами создается настроение стихотворения?

4. Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

5. Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

А. С. Пушкин

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.


Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобной

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.


Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.


Но в день пёчали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

(15 баллов, до 3 баллов за каждый ответ на вопрос)

III

1. К кому обращены строки А. С. Пушкина? Аргументируйте свою точку зрения.

а) ...Давно ль с восторгом молодым

Я мыслил имя роковое

Предать развалинам иным?

Но в сердце, бурями смиренном,

Теперь и лень, и тишина,

И в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена. (2 балла)

б) О, ты, который воскресил

Ахилла призрак величавый,

Гомера музу нам явил

И смелую певицу славы

От звонких уз освободил. (2 балла)

с) Надменный, кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердца русса не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

Великодушного пожара

Не предузнав, уж ты мечтал,

Что мира вновь мы ждем как дара;

Но поздно русских разгадал. (2 балла)

д) У Гальяни, иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони,

Да яичницу свари. (2 балла)

2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина ода. (4 балла)

Ода – художественный троп, возникший в ХХ веке и помогающий передать мотивы личных переживаний, грустных раздумий, скорби. В русской литературе оды писали А. А. Фет и М. И. Цветаева.

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу рассказать вам...» (монолог незавернутого крана). (8 баллов)


10 класс

I

Проанализируйте рассказ И. Ф. Горбунова «На почтовой станции», используя предложенные вопросы, или продумайте свой вариант анализа текста.

1. Каким способами создается комический эффект в рассказе?

2. Какую роль играет в рассказе диалог?

3. Как в нем выявляются образы героев рассказа?

4. Какую роль в рассказе играют речевые характеристики героев?

5. Каково авторское отношение к описанной истории? Аргументируйте свою точку зрения.

И. Ф. Горбунов

На почтовой станции

Ночью

– Ямщики! Эй, ямщики! Тарантас подъехал...

– Вставай... Чья череда-то?

– Микиткина …

– Микитка! .. Слышь!.. Микитка, гладкий черт! Тарантас подъехал...

– Сичас! ..

– Да как же ты таперича поедешь-то?

– А что?

– Ночью-то?!.

– Ну?

– Так что же?

– По косогорам-то?

– Так тарантас-то вляпаешь!..

– Вляпаешь! Пятнадцать годов езжу, да вляпаешь! ..

– Ваше благородие! Тут у нас на седьмой версте к Озерецкому-то косогоры, так вот от поштового епартаменту обозначено, чтоб сумления не было...

– Помилуйте, ваше благородие, я пятнадцать годов езжу... \

– Он те в загривок-то накладет...

– Наклал! .. Мазали, чтолича?

– Смазано! ..

– Извольте садиться, ваше благородие!.. Эх вы, голубчики!..

– Смотри осторожнее...

– Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Ямщики, известно, со смотрителем заодно... Смотрителю только бы самовары наставлять, пользоваться... Тпру!..

– Что?

– Вот этот самый косогор-то и есть.

– Осторожней!

– Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Не извольте сумлеваться... Тпру!

– Смотри!

– Точно что оно, опосля дождя, тут жидко...

– Держи! ..

– Господи, ужли в пятнадцать-то годов дороги не знаю...

(Тарантас падает.)

– Что ж ты, черт тебя возьми! ..

– Поди ж ты! Кажинный раз на этом месте...

(15 баллов, до 5 баллов за каждый ответ на вопрос)

II

Дайте интерпретацию стихотворения И. С. Тургенева «Синица», используя приведенные вопросы или предложив свой путь анализа.

1. Каков облик лирического «я» в этом стихотворении?

2. Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3. Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4. В чем философский подтекст стихотворения?

5. Как вы думаете, почему текст этого стихотворения Полина Виардо положила на музыку? И. С. Тургенев

Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!


Хоть грозит он нам ненастьем

Хоть зимы он нам пророк –

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.


В песенке твоей приветной


Слух пленен ужели ж мой

Лишь природы безответной

Равнодушною игрой?


Иль беспечно распевает

И в тебе охота жить,

Та, что людям помогает

Смерть и жизнь переносить!

1863

(15 баллов, до 3 баллов за каждый ответ на вопрос)


III

1. К кому обращены строки М. Ю. Лермонтова? Аргументируйте свою точку зрения.

а) ...И он убит, и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой. (2 балла)


б) Ему, погибельно войною принужденный,

Почти весь свет кричал: ура!

При визге бурного ядра

Уже он был готов, – но... воин дерзновенный!..

Творец смешал неколебимый ум,

Ты побежден московскими стенами...

Бежал!.. и скрыл за дальними морями

Следы печальные твоих высоких дум. (2 балла).


с) Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою. (2 балла)


д) На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она поменяла. (2 балла)


2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина эпиграмма (4 балла).

Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей; Возникла. в ХХ- веке и нашла отражение в творчестве А. А. Блока и

А. А. Ахматовой.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам...» (монолог перегоревшей лампочки). (8 баллов)


11 класс

I

Проанализируйте рассказ А. П. Чапыгина «Быль прошлого», используя предложенные вопросы и задания, или продумайте свой вариант анализа текста.

1. Какие проблемы волнуют автора рассказа?

2. Какие два мира противопоставлены в рассказе?

3. Каков художественный смысл этого противопоставления?

4. Определите звуковой и цветовой колорит рассказа. Как это помогает понять смысл повествования?

5. Дайте характеристику языку произведения. В чем его художественное своеобразие?

А. П. Чапыгин

Быль прошлого

По берегу широкой реки, белой от белого неба, бурной от ближнего моря, сияют главами соборы...

В деревянном, приникшем к реке городе пахнет нечистотами и соленой рыбой...

Болотистые берега завалены сплавляемым лесом – бревна завязли в мокрой низине, и люди в рваных рубахах, словно грешники в холодной преисподней, таскают бревна, завязнув до плеч в болотине. Лошаденки дрожат в холоде, но покорно тащат все те же скользкие бревна... Матерщина висит. Люди свищут, кривя губы, на лошадей и бьют их, шлепая гулко, – усталые животины, напрягаясь из последних сил, волокут поклажу; их умные глаза плачут...

В соборах на горе в дыме ладана праздные люди служат молебны, поют молитвы и кадят божеству с коровьими глазами... На воде, белой от белого неба, плавучие башни с трубами грузят красоту и богатство чужое – лес, чтобы увезти его в далекие края. Те из железных чудовищ с заржавленными от долгого плаванья боками, которые еще не гружены, качают на просторных шканцах мускулистых чужаков в матросских куртках, с глазами, выражающими презрение к «нищим варварам»... Чужаки курят трубки, с бортов плюют в бледную воду, кося глазами в мокрую низину, где маются грязные люди...

Вон там те же люди, в тех же кумачных грязных рубахах и армяках, стоят на воде, ловят баграми бревна для подъемной машины... Матерщина висит... Бревна покорно ползут вверх, шелестят безлистые, скользят и падают в гигантские кучи...

Чужаки провожают глазами знакомые суда, до половины мачт заваленные молодыми соснами (баланом), курят и плюют в бледную воду... А там серой вереницей тянутся передохнуть в трактире серые грузчики...

– Эй, вы, земляки! Я призываю вас к новой жизни...

Матерщина и злые взгляды – усталая толпа бредет...

На горе во славу богоматери звонят тяжелые колокола...

Тут же, недалеко в море, белом от белесого неба, стоит древний монастырь; в монастыре рака с мощами двух старцев, у раки третий – схимник... И видел я, как люди подходили к нему, сгибали с трудом шеи, такие покорные за кусок хлеба у чужеземных машин.

– Что речешь, сыне? – спрашивал схимник.

– Мало верю, отец.

– В смоле кипеть будешь... – бесстрастно и однообразно говорит старик.

– Нечему кипеть! Души не ведаю, а тело от забот и пьянства и износилось.

Схимник кивает на говорящего сухой рукой с белыми крестами и черепами на черном рукаве. Он молчит, и не лишает никого ненужного благословения, и, глядя на приходящий в церковь народ, думает, как известный римлянин: «Они в жизни достигли трудно достижимого: они не веруют и ничего не желают» .

Такова быль прошлого...

(15 баллов, до 3 баллов за каждый ответ на вопрос)

II

Дайте интерпретацию стихотворения А. А. Тарковского «Как Иисус, распятый на кресте...», используя приведенные вопросы или предложив свой путь анализа.

1. Какие философские проблемы поднимает автор в стихотворении?

2. Как в нем переосмысливается известный евангельский сюжет?

3. Каков эмоциональный пафос текста? Как он создается?

4. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему?

5. Какие особенности поэтической формы текста помогают понять его содержание?


^ А. А. Тарковский

Как Иисус, распятый на кресте,

Зубец горы чернел на высоте

Границы неба и приземной пыли,

И солнце поднималось по кресту,

И все мы, как на каменном плоту,

По каменному океану плыли.

Так снилось мне.

Среди каких степей,

В какой стране, среди каких нагорий,

И чья душа, столь близкая моей,

Несла свое слепительное горе?

И от кого из пращуров своих

Я получил наследство роковое –

Шипы над перекладиной кривою,

Лиловый блеск на скулах восковых :

И надпись над поникшей головою?

<1962>

(15 баллов, до 3 баллов за каждый ответ на вопрос)

III

1. К кому обращены строки М. И. Цветаевой? Аргументируйте свою точку зрения.

а) Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России. (2 балла)


б) Ах, я счастлива! Никогда заря

Не сгорала – чище.

Ах, я счастлива, что тебя даря,

Удаляюсь нищей,


Что тебя, чей голос – о глубь, о мгла! –

Мне дыханье сузил,

Я впервые именем назвала

Царскосельской музы. (2 балла)


с) Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твое – пять букв... (2 балла)


д) И полушки не поставишь

На такого главаря.

Лодка-то твоя, товарищ,

Из какого словаря?

В лодке да еще любовной

Запрокинуться – скандал!

Разин – чем тебе не ровня?-

Лучше с бытом совладал. (2 балла)


2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня. (4 балла)

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в XIX веке и нашла отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам...» (монолог компьютера). (8 баллов)


Ответы на задание III

^ 9 класс

а) П. Чаадаеву.

б) Н. Гнедичу.

с) Наполеону.

д) С. Соболевскому.

10 класс

а) А.С.Пушкину.

б) Наполеону.

с) Е. Сушковой.

д) М. Щербатовой.


11 класс

а) А. Пушкину.

б) А. Ахматовой.

с) А. Блоку.

д) В. Маяковскому.


Рекомендации по проведению школьного этапа олимпиады

по истории среди учащихся 9-11 классов

1. Содержание олимпиадных заданий.

1.1. В основе содержания олимпиадных заданий лежит школьный курс истории (прежде всего, истории России) с выделением регионального компонента исторического курса.

1.2. Определяющими содержание заданий школьной олимпиады являются следующие положения:

- приоритетность рассмотрения истории России, с включением вопросов по проблематике «Россия в контексте мировой истории»;

- внимание к ключевым процессам, понятиям, фактам, персоналиям истории России, включенным в программы и учебники, получившие гриф Минобрнауки РФ и учет точек зрения и подходов к изучению истории, представленных в них;

- рассмотрение истории России как истории многонациональной и поликонфессиональной страны;

- внимание к истории культуры, истории повседневности.

1.3. При выполнении олимпиадных заданий предполагается:

знание учащимися: базовых дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий;

умения и навыки: соотносить даты и события истории с тем или иным хронологическим отрезком, извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

1.4. Особенностями при составлении заданий школьного этапа олимпиады являются:

- сравнительная простота заданий, содержание которых не выходят за рамки обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования;

- небольшой объем олимпиадной работы;

приоритет заданий закрытого и полуоткрытого типа, содержащих готовые варианты ответов, шаблон при выполнении и т.п.

- ограниченное использование числа информационных источников.




Скачать 139,17 Kb.
оставить комментарий
Дата04.09.2012
Размер139,17 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  5
не очень плохо
  1
хорошо
  2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх