Задачи: воспитывать у девушек уважение к себе; формировать правильное отношение к будущей семейной жизни icon

Задачи: воспитывать у девушек уважение к себе; формировать правильное отношение к будущей семейной жизни



Смотрите также:
Сказка(изложенная мной в стихах) для детей 5-7лет...
«Микробы в жизни и организме человека»...
Задачи : формировать интерес к историческому прошлому своей страны...
Тема: звуки [з]; [з']; буквы З., з. Звуковой анализ слов зонт...
Задачи: Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани...
Задачи: воспитывать уважительное отношение к людям защитникам Родины...
«Ахтубинская сош»...
Тема: День матери...
Учитель начальных классов...
Задачи: формировать хронологические умения, развивать умение работать с картой...
Презентация проекта...
Конкурс детско-юношеских работ «Психология здоровья»...



скачать
МОУ Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н.Ф.Гусева Чухломского муниципального района Костромской области


Воспитание девушек – история и современность.


Организаторы:

Скворцова В.Н.,учитель биологии

Лебедева Е.Н., педагог-организатор

Филиппова Е.В., заместитель директора

по воспитательной работе


Участники:

девушки 8-11 кл.


2009 год

Цель: - воспитание гармонично развитой личности.

Задачи: - воспитывать у девушек уважение к себе;

-формировать правильное отношение к будущей семейной жизни.

На занятии присутствует школьная медсестра.


Ход занятия:

I Лекция учителя.

- Женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества.

Женственность - это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией - быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности.

Сегодня на занятии хотелось бы рассмотреть вопросы воспитания и образования девушек, сравнить с воспитанием и образованием прошлого. Рассмотреть вопросы различия юношей и девушек, затронуть вопросы полового воспитания и т.д.

II Сообщение учениц.

Учитель: Сегодня , девушки, вы сами приготовили интересные сообщения, и пришла пора поделиться ими с сверстниками.

^ 1. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

Многоженство и браки с близкими родственниками категорически запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине рекомендовалось пострижение в монахини.

До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители были обязаны учить своих детей ремеслу.

Ведение домашнего хозяйства, было прямой обязанностью замужней женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить, замесить… знала, сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка, «разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную, рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.

Из вышеизложенного, ясно вырисовывается картина того, в каком направлении шло воспитание девочек, на чем акцентировалось внимание. Уже в те далекие времена понималась вся важность и необходимость в подготовке девочек к будущей семейной жизни, формированию в ней правильной роли матери и женщины. Но ничто не стоит на месте, всё подвержено изменениям. Со временем стали меняться женские идеалы, а в следствие и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с мужчиной. Её сферы деятельности стала намного шире, и она старалась войти в неё на равных правах с мужчиной.

Круг интересов стал настолько широк, что постепенно, незаметно для себя, стал удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Борьба женщин за равные с мужчиной права, желание ни в чем не уступать и быть равной с ним во всем отразились на воспитательном процессе в общеобразовательной системе.

^ 2. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам». С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам.[2,123-124]

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, не смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.[1,77-79]

В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.[2,135-136]

Период царствования Екатерины Великой связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О.Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия духа». «У Екатерины был один счастливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, умение быстро схватывать, обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решения... - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это не понадобилось, без заметного для зрителя усилия».

^ 3. ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей».

Она открыла первое в России государственное учебное заведение для девушек из благородных семей. По образцу французского женского учебного заведения «Сен-Сира»,

5 мая 1764 г. в стенах Воскресенского монастыря по велению императрицы открывается Воспитательное общество благородных девиц. На территории монастыря при шведском владычестве размещался Смоляной двор, что впоследствии и повлияло на название нового учебного заведения - «Смольный институт благородных девиц».

Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок. На примере «Смольного института» рассмотрим организацию педагогического процесса в первом государственном учебном заведении для девушек дворянского сословия.

Обучение в Смольном институте начиналось с 5-6 лет. За двенадцать лет учебы Уставом института предполагалось, что его воспитанницы в совершенстве усвоили:

1) знание законов;

2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.

Внешняя организация быта была заимствована из французского закрытого женского учебного заведения «Сен-Сира», которым интересовался еще Петр I. Так же, как и в заведении госпожи Мэнтенон, возглавлявшей «Сен-Сир», воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:

- с 6 до 9,

- с 9 до 12,

- с 12 до 15,

- с 15 до 18 лет.

Воспитанницы каждой из возрастных групп носили платья определенного цвета. (В Сен-Сире принадлежность к той или иной возрастной группе определялась цветом ленты при одинаковом черном платье всех воспитанниц.). Воспитанницы 1-й возрастной группы носили платья кофейного цвета, 2-й - голубого, 3-й - серого, а выпускницы старших классов - белого, причем в обычные дни это было строгое камлотное платье, в воскресные и праздничные - нарядное, шелковое. Режим дня строго регламентировался: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми «по склонностям и времени».

За каждой из четырех возрастных групп закреплялась надзирательница, постоянно находившаяся при детях и помогавшая учительницам, а в случае необходимости - заменявшая их. Кроме вопросов воспитания и обучения надзирательницы заботились о платье и белье воспитанниц и в системе управления имели преимущество перед учительницами. Восемнадцать монахинь, привезенных из Воскресенского монастыря, обучали девочек с 6 до 9 лет грамоте и ухаживали за больными воспитанницами.

В первое время надзирательницами и учительницами были в основном француженки. Штат преподавателей Смольного составляли: два учителя русского языка, три учителя иностранных языков, два танцмейстера, три учителя рисования, по два учителя вокальной и инструментальной музыки, географии, истории и геральдики, и один учитель по архитектуре.

По режиму и организации процесса обучения Смольный относился к высшему женскому учебному заведению ,1-го разряда закрытого типа. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни.

Екатерина II поддерживала в стенах Смольного института благородный, аристократический дух. До 12 лет воспитанницы обеспечивались полным обслуживанием, и лишь с 12 лет они самостоятельно заботились о своих одежде и прическе. У смолянок воспитывали привычку к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные столовые приборы.

В младших классах (от 6 до 9 лет) девочек обучали русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, рукоделию, танцам и музыке. С 9 до 12 лет к вышеназванным предметам добавлялись география и история. С 12 до 15 лет, кроме чтения нравоучительных и исторических книг и продолжения курса других предметов, на уроках рукоделия девушек учили шить для себя платье и вязать чулки. Кроме того, воспитанницам давали знания и навыки в области стихосложения, архитектуры и геральдики, рисования, пения и игры на музыкальных инструментах, обучали умению поддержать салонную светскую беседу и принимать гостей. В последнем классе (с 15 до 18 лет) материал учебных предметов повторялся, а также добавлялись занятия, обучающие «вести экономию»: записывать расходы, производить расчеты и договариваться о поставках товаров.

В институте существовало и такое правило: начиная с 4 класса, две институтки каждый день, поочередно, давали уроки в младших классах для «заблаговременного навыка». Екатерина II с гордостью за своих воспитанниц писала Дидро: «Мы их воспитываем для того, чтобы они были отрадой семейств, в которые вступят».

Начиная с двух последних старших классов, девушки могли упражняться в навыках светского обхождения. Для этой цели по праздникам и воскресным дням в Смольный приезжали именитые гости, кавалеры, родственники. Воспитанницы давали концерты, ставили спектакли (пьесы для которых сочиняла сама государыня), и играли роль хозяек. Императрица Екатерина II лично участвовала в обучении девиц светским манерам, она часто посещала благородное отделение Воспитательного общества и поддерживала смолянок: любила разговаривать с ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости.

Но даже пристальное внимание к воспитанницам Смольного со стороны всей царской фамилии не прибавило значимости новому учебному заведению. В высших кругах по-прежнему было принято приглашать в семьи для обучения детей гувернанток-иностранок. Дворянство не спешило отдавать своих детей в общественные учебные заведения.

В 1755 г. наряду с отделением для 200 девушек из благородных семей в Смольном открывается отделение для 240 девушек из мещанской среды. Сопоставление содержания систем обучения на двух отделениях института позволяет утверждать, что оно существенно различалось. Мещанкам давались лишь элементарные знания и готовили их в основном к деятельности домашних воспитательниц-гувернанток. Деление воспитанниц по возрастам сохранялось и на мещанском отделении. С 6 до 12 лет девочек обучали русскому языку, арифметике и иностранным языкам. Далее, исходя из их природных данных, - рисованию, танцам, музыке и пению. В возрасте с 12 до 15 лет особое внимание уделялось совершенствованию навыков в рукоделии. Девушки обучались всем работам по дому и умению поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные книги. В последних классах развивались те умения, к которым воспитанницы проявляли большую склонность. По окончании обучения каждой выпускнице полагалась определенная сумма с процентами за 12 лет обучения. Успешно окончившие мещанское отделение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии.

Выпускницы Смольного института благородных девиц, успешно завершившие курс обучения, получали награды тpex степеней. К 1-й степени относились шифры и золотые медали (большие и малые), наградами 2-й степени читались серебряные медали большого и малого размеров, выпускниц 3-й степени награждали книгами.

Период расцвета Смольного института (1764-1782) сменился периодом спада (после 1783 г.), уровень воспитание и обучение в нем подвергался критике, непорядки неоднократно разбирала специальная комиссия.

К концу XVIII в. Выделились три параллельных направления, в которых развивалось просвещение: церковно-просвитительская система, домашнее воспитание под руководством гувернанток и система обучения в государственных воспитательных учреждениях.

Во времена Марии Федоровны в девушке хотели видеть больше изящества и грации, «иначе можно прослыть смешной и скучной».

Существовавшие институты частные пансионы были закрытыми и в большинстве своем доступны лишь привилегированным сословиям. В конце 50 – начале 60 гг. в России создаются воспитательные учреждения, где могли обучаться дети не только дворян, но и других сословий. В 1798 г. В Петербурге было открыто училище для девиц обер-офицерского звания, получившее в дальнейшем имя ордена св. Екатерины.

Для обучения детей дворян в Москве создается аналогичное петербургскому Московское училище св. Екатерины. Согласно правилам приема 1803 г. В училище зачислялись лишь дочери полковников и статс-советников. Прием дочерей чиновников недворянского рода, но высокого военного и гражданского чина был разрешен в 1814 г. Позже, в 1827г., при Николае I, это разрешение отменили. В четырех столичных женских учебных заведениях к началу XIX в. из 470 вакансий 230 предназначалось дворянскому сословию.

Для обучения лиц недворянского сословия существовали Мариинский институт, Александровское московское училище, отделение девичьего училища Военно-сиротского дома и мещанское отделение Воспитательного общества благородных девиц. В 1800 г. на мещанское отделение было разрешено принимать дочерей купцов, медиков, учителей, придворных лакеев, портных и конюхов. Мещанское отделение Смольного института благородных девиц постепенно становится самостоятельным учебным заведением для дочерей чиновников и неродовитого дворянства. Однако число мест в нем сократилось при императрице Марии Федоровне до 100 (при Екатерине их было 240). Согласно Уставу Мещанского училища в Москве было открыто и Александровское училище для 80 воспитанниц.

8 сентября 1802 г. император Александр I издает Высочайший Манифест об учреждении 8 министерств. Первым министром народного просвещения был назначен граф П.В.Завадовский. Утвержденные Государем «Предварительные правила Народного просвещения» преобразуют Екатерининские малые училища в приходские и уездные, а главные - в гимназии.

Уставом 1804 г. учебные заведения России разделились на четыре вида: гимназии, уездные и приходские училища, университеты. Все виды училищ, гимназии и пансионы состояли под управлением университетов. По приказу Александра I в 1804 г. были преобразованы духовные училища. Их деление на 4 разряда (академии, семинарии, уездные и приходские училища) осуществлялось по территориальному признаку: академии предназначались для округов, семинарии создавались при епархиях, уездные и приходские училища открывались в уездах и селах.

При Петре I митрополиты Ростовский, Тобольский, Черниговский и другие организуют на свои средства училища при епархиях.

С 1721 г. повсеместно стали создаваться специальные школы и училища для детей духовенства. Открывались они преимущественно при архиерейских домах и монастырях, куда принимались казеннокоштные (обучающиеся за казенный счет) и своекоштные (сами оплачивающие обучение) воспитанницы.

В 1809г. в Санкт-Петербурге была открыта первая духовная академия, позже - в Москве (1816), затем в Киеве (1819) и Казани (1842). Первоначально в духовные училища принимали для обучения только лиц мужского пола, подготавливая их к деятельности священника. С середины XIX в. появляются учебные заведения для девиц из духовного звания. Первое женское духовное училище было открыто в Царском Селе в 1843 г., двумя годами позже - в Солигаличе (переведенное впоследствии в Ярославль), затем в Казани, Иркутске, Пензе и других городах. К 1903 г. религиозная система воспитания в России представлена широкой сетью разноуровневых учебных заведений для лиц духовного звания обоих полов.

^ 4. ЖЕНСКОЕ «МАРИИНСКОЕ» УЧИЛИЩЕ

К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества.), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных кадров домашних педагогов, приведем в качестве примера опыт организации учебных занятий в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии.

По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.

Новая покровительница воспитательных учреждений не одобряет закрытый тип воспитания смолянок и сословность обучения. И тем не менее императрица позволила себе лишь смягчить отдельные положения Устава, продолжив в целом традиции Смольного. Во время путешествия по Европе с цесаревичем' Павлом Мария Федоровна убеждается в том, что в России необходимо создать такие женские воспитательно-образовательные учреждения, которые соответствовали бы русским национальным традициям и потребностям. В 1797 г. императрица Мария Федоровна, реализуя свои взгляды на правильное женское воспитание, открывает на собственные средства воспитательное учреждение для сирот и бедных девушек. Женское училище ведомства императрицы Марии, впоследствии «Мариинское», в значительной степени отличалось от уже имеющихся в России женских учебных заведений. Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не освобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. Возраст принимаемых в училище воспитанниц не превышал 10-12 лет (в некоторых случаях он снижался до 8 лет).

При наборе 40 кандидаток подразделялись на 3 разряда. Первый разряд составляли круглые сироты - они могли поступать в институт без баллотировки. Ко второму разряду относились кандидатки-полусироты, к третьему -девочки, имевшие родителей. Кроме вышеперечисленных сорока претенденток на обучение в Смольный набиралось еще 10 пансионерок по личному усмотрению императрицы, которая вносила за них плату отдельно. В дальнейшем к 560 руб. ассигнаций на каждую воспитанницу государыня прибавляла еще по 250 руб. из собственных средств. В итоге сумма по тем временам получалась значительная, что позволяло училищу содержать достаточный штат прислуги. Чтобы избежать казарменности, обезличивания, план приема воспитанниц был значительно сокращен.

Обучение девушек осуществлялось не по сословности, а по способностям и прилежанию. Государыня обычно заботилась о трудоустройстве воспитанниц после завершения обучения. Особым преимуществом пользовались сироты и девушки, оставшиеся без приюта. Решением императрицы они обеспечивались одеждой, денежным пособием, а выходившим замуж дополнительно жаловалось по 100 руб. ассигнаций. Выпускницы, не имевшие родителей и других родственников, могли подолгу жить при институте, ожидая подходящего места службы. В отдельных случаях Мария Федоровна самолично подыскивала им место домашней учительницы или гувернантки, принимая во внимание прежде всего благонадежность нанимателей. Выпускницы, прошедшие полный курс обучения в Мариинском институте, находили себе место, как правило, без затруднений -потребность в русских гувернантках была велика. Их охотно приглашали в дворянские семьи, нанимали давать частные уроки, назначали на должность классных дам в женских учебных заведениях. Одну из выпускниц - Прасковью Кругликову - государыня определила воспитательницей своей дочери княжны Анны Павловны.

В первые 14 лет своего существования Мариинский институт считал своей задачей сделать из воспитанниц честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек. В 1811 г. помощник и приверженец идей императрицы Г.И.Вилламов издает новый Устав Мариинского института, где четко оговаривались основные направления педагогической и воспитательной деятельности учреждения, порядок приема и выпуска воспитанниц, содержание образовательной работы. В отличие от первого Устава Мариинского института, Устав Вилламова точно определял его практические и нравственные цели. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других - к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Под формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости,воспитанности.

Что касается режима жизни воспитательного учреждения, то он был составлен лично императрицей Марией Федоровной и остался почти без изменений со дня открытия. Поднимаясь утром в 6 часов, воспитанницы после гигиенических процедур посвящали какое-то время утренней молитве. Затем, после легкого завтрака, с 7 до 9 часов (а позже с 9 до 12 часов) - они обучались наукам и еще час дополнительно - рукоделию. После обеда, состоящего из двух блюд, час-полтора отводились на отдых. С 14 часов занятия науками и рукоделием возобновлялись и продолжались до 19 часов. До ужина, который подавался через час, девушки могли отдохнуть и заняться играми. После ужина до 22 часов разрешались свободные занятия.

Наиболее способных воспитанниц готовили к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделялось их умственному образованию и обучению языкам. Императрица Мария Федоровна стремилась расширить кругозор своих воспитанниц. Поэтому в учебный план своего института она ввела изучение ботаники и зоологии, физические опыты для разъяснения законов природы и суеверий, сама составила список литературы для дополнительного чтения.

^ 5.МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Итак, XIX век был ознаменован созданием многоуровневой системы учебных заведений, выпускники которых могли составить серьезную конкуренцию иностранцам-гувернерам.

Учебные заведения разных форм собственности были разделены на 3 разряда. В качестве примера рассмотрим некоторые из них. В женские училища и институты I разряда принимались дочери потомственных дворян и лиц, имеющих в семье военных, и гражданские чины не ниже штаб-офицерского. I разряд женских учебных заведений подразделялся на два отделения, из которых к первому относилось только Воспитательное общество благородных девиц, а ко второму - остальные учебные заведения I разряда. К ним относились: Воспитательное общество благородных девиц, училища ордена св. Екатерины в Москве и Сибири, Патриотический институт, Институты благородных девиц в Харькове, Одессе, Киеве, Полтаве и других городах, Александрийский институт (в Тамбове и Новом Александрине) и Мариинский институт.

Учебные заведения II разряда предназначались для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, а также почетных граждан и купцов. Ко II разряду относились Елизаветинские и Александровские училища, Павловский институт и Училище графини Левашовой в Киеве. Училища Александрийского сиротского дома. Училище солдатских дочерей и нижних чинов Черноморского флота.

Николаевский сиротский институт относились к учебным заведениям III разряда и предназначались для дочерей разночинцев, купцов, мещан и лиц духовного звания.

Большая часть учебных заведений носила закрытый характер. Воспитанницы находились на казенном содержании, их обучение оплачивалось благотворительными обществами, частными лицами и членами императорских фамилий. Сословный характер образования выражался и в содержании обучения. Программа учебных заведений I разряда значительно отличалась от программы заведений III разряда: в ней имелись дополнительные курсы естественных наук, а также курсы, дающие расширенное представление о явлениях общественной жизни. Программа учебных заведений I разряда включала изучение основ музыки, пения и значительно сокращенный по сравнении со II разрядом курс хозяйственного рукоделия. Третьеразрядные учебные заведения предлагали воспитанницам сокращенный курс; изучения наук, к которым относились: Закон Божий, русский язык, арифметика, русская история и география. В отличие от учебных заведений II разряда в третьеразрядных обучали некоторым ремеслам. Государственные женские учебные заведения, находившиеся под покровительством императрицы Марии Федоровны, получали материальную поддержку и самые благоприятные условия развития.

^ 6. ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ

Вместе с ростом сети государственных учебных заведений в начале XIX в. стали возникать общественные и благотворительные учебные заведения. Так, в Санкт-Петербурге, под покровительством Попечительского Комитета Человеколюбивого Общества, в 1806 г. был основан Дом Трудолюбия для 50 воспитанниц бедных сословий. Туда принимались девушки 10-15 лет, которые находились в стенах учебного заведения до 24-летнего возраста. Воспитанницам предлагался традиционный набор учебных предметов: чтение, письмо, арифметика и рисование. Основное внимание уделялось обучению девушек рукоделию и другим практическим навыкам, так как учебное заведение существовало только за счет частных пожертвований и продажи изделий труда воспитанниц (впоследствии, при императрице Александре Федоровне, Дом Трудолюбия был переименован в Елизаветинское училище).

Императрица Мария Федоровна, верная идеям Екатерины II, придерживалась принципа сословности в образовании. Широкая сеть открытых под ее покровительством женских учебных заведений была направлена на воспитание и обучение детей высшего дворянства. Мещанские училища и отделения институтов ставили своей целью, прежде всего подготовку домашних воспитательниц и учителей в дворянские семьи.

^ 7. ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Положение 1834г. о домашних наставниках обязывало принимать в дома дворян, чиновников и купцов для работы учителями, наставниками и гувернерами лишь тех иностранцев, которые имеют аттестаты русских университетов. Желающие заниматься наставнической деятельностью проходили специальные испытания на звание домашнего учителя. К ним допускались мужчины с 17, женщины - с 16 лет по полному или сокращенному курсу. Они должны были также представить свидетельство о рождении и звании, характеристику об одобрительном поведении, аттестат или свидетельство об окончании курсов, подать прошение с указанием предметов, избранных для преподавания. Полному испытанию подвергались лица, не имевшие свидетельства об окончании среднего учебного заведения. Они сдавали письменные и устные экзамены по основным и вспомогательным предметам. По сокращенному курсу проходили испытания лица, имевшие аттестат об окончании среднего учебного заведения. Лица же, окончившие женские училища I разряда или гимназии, при которых существовали педагогические курсы, а также окончившие женские институты и гимназии при Мариинском и Александро-Мариинском училищах, освобождались от испытаний и получали звание домашней учительницы или воспитательницы, имея на руках положительную характеристику из этих учебных заведений.

Право работать домашним учителем предоставлялось лицам, окончившим женские гимназии, Высшие женские курсы, учительские институты, а также епархиальные училища и частные учебные заведения.

В России к тому времени насчитывалось 15 женских институтов. Среднее женское образование быстро завоевывало авторитет среди разных сословий. К середине века количество желающих обучаться в средних учебных заведениях в 10 раз превышало число свободных мест в них.

^ 8. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ XIX в.

По инициативе профессора педагогики Н.А. Вышеградского в 1859 г. открывается Мариинское женское училище. В него было подано 162 заявления от представительниц самых разных сословий, в том числе дворян - 70%, купцов - 14%, духовенство - 8%, мещан - 7%, крестьян - 1%.

Вскоре в Санкт-Петербурге открывают еще три женских училища (Коломенское, Василеостровское и Петровское), а к концу 1858 г. такие училища создаются в Виль-но, Ковно, Гродно и Минске.

В 1859г. заведование средними женскими училищами было разделено между Министерством Народного Просвещения (МНП)2 и Главным Советом учреждений ведомства императрицы Марии. К январю 1860 г. в России насчитывалось уже 16 женских средних учебных заведений. В 1860 г. женские училища были переименованы в женские гимназии, число которых быстро увеличивалось. Спустя 20 лет, по количеству и численности они значительно опережали мужские гимназии.

Женские гимназии преимущественно находилось под руководством ведомства императрицы Марии, к работе в них привлекались лучшие педагогические кадры. К началу XIX в. в России начинает складываться система среднего специального педагогического образования. Так, с 1858 по 1869 г. количество женских гимназий и курсов при них увеличилось до 61, к 1877 г. - до 148, а к 1888 г. в России насчитывалось 319 женских гимназий.

Расширение сети высших и средних женских учебных заведений было направлено на удовлетворение потребностей общества в национальных кадрах гувернанток и домашних наставниц. В 1825 г. в Варшаве открывается специальное училище для подготовки гувернанток, которое в 1827 г. было преобразовано в Институт «для приготовления гувернанток». По справедливому замечанию М.Песковско-го, институты стали «питомниками русских гувернанток». Получившие в них образование девушки составили мощную конкуренцию гувернанткам-иностранкам, «пригодным для чего угодно, но только не для воспитания». Институт гувернерства в России в середине XIX в. был ориентирован уже на отечественные кадры.

Решение вопросов среднего женского образования в значительной мере снималось открытием частных пансионов, которые, в отличие от институтов, носили характер открытых учебных заведений. Известен опыт князя Чарторыйского, осуществлявшего через систему частных женских пансионов подготовку воспитательниц, домашних учительниц и гувернанток в частные дома.

^ 9. КУРСЫ «ДОМАШНЕЙ НАСТАВНИЦЫ»

В 1864 г. открываются первые педагогические курсы при Санкт-Петербургской женской гимназии ведомства императрицы Марии Федоровны. Обучение на курсах ограничивалось двумя годами: младшим и старшим классами. Принимались девушки с 16 лет, предъявившие аттестат об окончании женской гимназии, и лица, имеющие звания домашних учительниц от Министерства Народного Просвещения.

Зачислялись на курсы девушки, успешно сдавшие экзамены по русскому языку, математике и иностранному языку (французскому или немецкому). За два года обучения слушательницы овладевали методикой преподавания и практической деятельностью наставника, изучали, кроме русской словесности, математики, педагогики и географии, иностранные языки, русскую, всеобщую и естественную историю, физику. По окончании курса обучения девушкам выдавался аттестат на звание «домашней наставницы», который давал право учительствовать в женских учебных заведениях и частных домах.

^ 10.ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ ВЕДОМСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ И МИНИСТЕРСВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Положение 1870г. регламентировало открытие женских гимназий Министерства народного просвещения с семилетним сроком обучения и дополнительным одно- и двухгодичным педагогическим классом.

Рассмотрим на примере отдельных женских учебных заведений условия приема, учебные планы и квалификационные свидетельства выпускниц женских гимназий и институтов ведомства императрицы Марии Федоровны и Министерства народного просвещения. Так, учебный год в Фундуклеевской и Киево-Подольской женских гимназиях и пансионе графини Левашевой начинался с 1 августа. Перевод из гимназий ведомства императрицы Марии Федоровны в гимназии МНП осуществлялся без экзаменов. Ученицам гимназии Министерства народного просвещения и других женских учебных заведений необходимо было выдержать дополнительный экзамен при переводе. При гимназии существовал приготовительный класс, куда принимались дети всех сословий и вероисповеданий в возрасте 9-11 лет. При поступлении в 7 класс (10-11 лет) необходимо было подать прошение, представить свидетельство о рождении и послужной список отца, а также оплатить учебу за весь год вперед. При Фундуклеевской гимназии был открыт пансион графини Левашевой, где за 360 рублей в год обучались дочери чиновников, принадлежавших к личному дворянству. В качестве своякоштных пансионерок принимались дочери личных дворян, почетных граждан и купцов 1-й и 2-й гильдий. Из наук здесь преподавали Закон Божий, русский язык и словесность, математику, французский и немецкий языки. С 6 по 2 классы изучалась география, с 5 по 1 - история, с подготовительного класса - естествознание. В старших классах (2, 1) дополнительно вводились такие предметы, как физика, космография и педагогика (курс интегрирован с курсом психологии). В дополнение к общеобразовательным наукам с 7 по 1 классы вводились рисование, рукоделие, чистописание, хоровое пение, гимнастика и танцы.

В женские институты ведомства императрицы Марии Федоровны принимались ученицы на бесплатные и своекоштные вакансии с 10-12 лет. Учебный год начинался с 20 августа и длился до 1 июня, рождественские каникулы приходились на конец декабря - начало января. При отсутствии прилежания и плохой успеваемости воспитанницы оставались в том же классе на второй год. За счет государства получали образование прежде всего дочери потомственных дворян, а также лица других сословий - военные и гражданские чины. На дополнительные вакансии принимались дочери личных дворян, духовенства и купцов (русских и иностранных). Учебные планы женских гимназий и институтов ведомства императрицы Марии Федоровны отличались незначительно, лишь по количеству учебных часов. Совпадал и возраст приема воспитанниц. Таким образом, женские гимназии и женские институты в России второй половины XIX века относились к средним учебным заведениям. По окончании гимназий и институтов выпускницам выдавались аттестат, удостоверение о поведении и разрешение на право заниматься педагогической деятельностью в роли домашней наставницы, также без дополнительных испытаний быть домашней учительницей по тем предметам, знание которых оценивалось не ниже четырех баллов.

Женские гимназии и прогимназии, находившиеся в ведомстве Министерства народного просвещения, предназначались для всех сословий и вероисповеданий. Срок обучения длился 7 лет и 8-й год - дополнительный (педагогический класс). Принимали в 1 класс с 9-12 лет. Преподававшиеся предметы подразделялись на обязательные и дополнительные (необязательные). К обязательным относились: с 1 по 7 класс - Закон Божий, русский язык и словесность, математика; с 1 по 4 класс - география и чистописание; с 3 по 7 класс - естественная история и физика, рукоделие и история. Необязательными предметами считались немецкий и французский языки, рисование и в 7 классе - педагогика. За изучение необязательных предметов взималась дополнительная плата.

В 8-й, дополнительный, класс без экзамена принимались ученицы женских гимназий Министерства народного просвещения с положительными аттестатами, а также ученицы, успешно окончившие другие женские учебные заведения. Остальные претендентки подвергались специальному экзамену по программе женских гимназий. В дополнительном 8-м классе также изучали общие обязательные предметы - Закон Божий, педагогику, методику начального обучения русскому языку и арифметике, гигиену - и специальные предметы на выбор, по которым затем присваивалось звание домашней наставницы или учительницы., Специальными предметами являлись: русская словесность, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), история, география, немецкий и французский языки. Ученицы педагогического класса выполняли отдельные виды зачетных работ: писали рефераты по педагогике и выбранным предметам специализации, составляли планы-конспекты пробных уроков. Кроме этого, с целью формирования практических навыков они должны были посещать уроки русского языка и арифметики в 1 классе и уроки по предметам специализации.

Однако практика заключалась не только в пассивном наблюдении, но и в проведении пробных уроков и выполнении обязанностей помощниц по надзору за воспитанием в младших классах.

Ученицам, награжденным по окончании 8 класса за успехи в учебе золотыми и серебряными медалями, присваивалось звание домашней наставницы. Не награжденные медалью, но имевшие положительные аттестаты, получали право быть домашней учительницей. Частные женские гимназии также присваивали эти звания своим выпускницам при успешном окончании ими курса. Так, например, женская частная гимназия С.Н.Фишер (с 1872 г. - частная женская классическая гимназия) после шести лет обучения и успешного завершения учебы присваивала своим воспитанницам звание «домашняя учительница», а при окончании гимназии с отличием - звание «домашняя наставница».

^ 11. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших курсах семинарии.

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.

^ 12. ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Таким образом, к началу XX в. в России сложилась целостная разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

В феврале 1872 г. открылись специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста.

В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.

При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).

Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.

В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.

В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.

Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК

Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.

Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.

^ 13.ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «трудный», «переломный». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи в жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физиологического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований и в них появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми, способов социального взаимодействия с ними, интересов познавательной и учебной деятельности. Итак, взрослением называется фаза жизни, содержанием которой является переход к взрослому возрасту. Это сознательно взятое, очень широкое определение показывает, что только многомерное рассмотрение разнообразных проблем данного периода позволит получить о нем адекватное представление. Действительно, этот период сопровождается, как уже отмечалось рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда, к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональное сообщество и т.д.).

Половое созревание подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Взросление, напротив, в большей мере касается психологического совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием, т.е. «приспособлением» ребенка к половому статусу. Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление – психологическую сторону развития. Так как процессы телесного созревания в известной степени дают импульс всем последующим изменениям, половое созревание можно считать началом взросления.

^ 14. ДЕВУШКИ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Любовь воспринимается подростками как атрибут взрослости. Они стремятся в эту долгожданную взрослость, рвутся к ней. Некоторые школьницы начинают мечтать о любви очень рано. Жажда освоить новую для них роль влюбленной и возлюбленной у некоторых школьниц столь велика, что они буквально придумывают себе любовь, конструируют се искусственно, развивают в своем воображении. Придуманное чувство они готовы принять за настоящее. Бывает, тайным объектом обожания становится учитель, или студент-практикант, или киноактер.

Известно, что у девочек раньше, чем у мальчиков, появляются сложные формы самосознания. Более активна их внутренняя жизнь, жизнь сердца. Мальчик еще шаловлив и проказлив, как ребенок, а девочка в том же возрасте уже способна к сопереживанию, состраданию. Она уже думает о том, каким будет ее возлюбленный, как сложатся взаимоотношения с ним. Она полна предчувствий и ожиданий, у нее начинает развиваться интуиция, которая у женщин значительно сильнее. Ей доступно понимание тонких движений души. Учителя заметили: когда они ведут подростков на спектакль по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», мальчики порой хихикают в самых трагических моментах. Девочки же все понимают, и, если тоже не слушают, то лишь потому, что шумная реакция мальчиков мешает им глубже вникнуть в события, происходящие на сцене, в страдания чеховских героинь.

У девочек на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, рождается потребность в глубокой интимной дружбе. Пока есть только тяга к пониманию, сочувствию, сопереживанию. Чувственности еще нет - она проснется значительно позже. Есть лишь потребность в психологической близости с юношей, в нежности, в самораскрытии, взаимопонимании. Девочки в пору своего взросления убеждены: в жизни нет ничего важнее в необходимее любви. Они готовы ее искать всю жизнь, пока не найдут. Но лучше бы, считают они, найти ее поскорее.

Ожидание любви - это пора спетой меч ты, разбуженного воображения. Прекрасная, счастливая пора, когда девушка утром просыпается с мыслью, что, может быть, сегодня встретит того, кого полюбит. И вместе с тем пора тревожная: девушка беспокоится, а вдруг ей не ответят взаимностью. Она ощущает недовольство своей внешностью, одеждой, но чувство неуверенности в себе нередко прикрывает напускной бравадой. Возросшее внимание к собственной внешности грозит порой стать всепоглощающим. Старшеклассница часто рассматривает себя в зеркале, от которого, впрочем, нередко отходит с тяжелым чувством уныния, потому что находит свою внешность невыразительной, неяркой, не такой, как у подружек, которые пользуются успехом у юношей.

Не только в зеркало надо смотреть девушкам, но и в душу свою заглянуть, чтобы ответить себе на вопрос: может ли такую вот, какая ты есть, кто-то по-настоящему полюбить?

Многие девушки огорчаются, что не родились красавицами. И напрасно. Нежная взаимная любовь нередко выпадает па долю девушек, отнюдь не относящихся к разряду писаных красавиц. Вспомните слова из песни:

«Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет, а я все гляжу, глаз не отвожу...»? Как необычайно притягательны, пленительны те девушки, которые словно озарены внутренним светом! В свое время К.Д. Ушинский писал, что через глаза смотрит на мир душа человека. Глаза - зеркало души. Какая у девушки душа? От этого зависит присутствие или отсутствие того, что называют внутренней красотой, которая действует неотразимо на юношей серьезных, способных па глубокое чувство.

Но и внешность, конечно, требует повседневной заботы. Девочки хотят правиться. А следят ли за собой? Или ограничиваются макияжем, который, в общем-то, им и не нужен при их молодости? Дружат ли с водой, мылом и зубной щеткой? Не переедают ли? Занимаются ли гимнастикой? Дружат ли с иголкой и нитками? Со швейной МАШИНОЙ?

Многие девушки предпочитают повсюду бывать в джинсах. А между тем, сколько очарования, пробуждающейся женственности в том, как девушка расправляет складки платья, садясь в кресло! А как хороши тоненькие девушки, танцующие в пышных платьях! Есть что-то непередаваемо волнующее и трогательное в каждом их движении.

Чтобы девушка не огрубела, не утратила женственности, нельзя применять по отношению к ней силовые методы воспитания. Добавим, что и мальчику они чаще всего приносят вред. Очень важно, чтобы у девочки был заботливый, любящий отец, это укрепляет ее уверенность в себе, психологически облегчает ей общение с юношами, внутренне охраняет ее, защищает от грубости. Она просто не приемлет неуважительного отношения к себе со стороны представителей противоположного пола, вовремя покидает компанию, где бесцеремонно относятся к девушкам.[14,92-96]

Важно, чтобы девочку в эту трудную для нее пору связывали отношения духовной близости с родителями, чтобы в семье повседневно создавались, утверждались и поддерживались высокие человеческие отношения с их чистотой и возвышенностью. Бережная забота друг о друге, серьезность и глубина отношений в родительской семье становятся для девочки эталоном. Такой глубины взаимопониманий она будет искать и в отношениях с юношами, Если у девочки крепкие духовные связи с семьей, ее рано возникающая потребность в задушевном общении в значительной мере насыщается в родительском доме, и в кругу школьных друзей. Это уменьшает опасность того, что в поисках интимной дружбы девочка окажется жертвой контактов, которые могут иметь трагические последствия. Всему свое время, и лучше, если не произойдет забегания вперед. Ведь речь идет о поре ожидания любви, ее предчувствия, и не надо этот период сокращать, надо прожить его не спеша, с удовольствием, с последовательным развертыванием событий, мыслей, переживаний.

Хорошо, если в этот период девочку связывают дружеские отношения с ее одноклассниками. Эта дружба основана на общих интересах, коллективных делах. Если девочка и мальчик вместе ходят в школу, начиная с младших классов, это хорошие, чистые отношения.

Вот мнение Нины Павловны Шадриной из г. Орла: «Мне кажется, когда мы говорим девочке: «Тебе рано дружить с мальчиками», мы тем самым как бы уже заранее предполагаем, что эти отношения носят характер предосудительный. Но если я хорошо знаю товарищей дочки, знаю, что они положительно влияют на нее, то странно было бы эту дружбу запрещать. Страх возникает, когда не знаешь человека, с которым проводит свободное время дочка.

А если это се одноклассники или ребята из нашего двора, которых я знаю с детства, что ж тут плохого? Я знаю, что могу спокойно отпускать с ними свою дочку. Хуже, если у нее не будет этих друзей и их место займет кто-то, кто будет смотреть на нее не как на товарища, а как на кратковременное развлечение от скуки.

Период перехода от детства к зрелости может быть источником стресса для девочки, особенно если она растет в семье, где ее постоянно ругают. Она становится неуравновешенной, вспыльчивой, в любой момент может восстать против родителей. Девочка посещает «тусовки», и, хотим мы того или нет, мнение друзей для нее важнее, чем наше. Отметим, однако, что она менее подвержена влиянию компании по сравнению с юношами.

Половое созревание девочки отнимает у нее много сил. Ппсихологической зрелости пока нет: девочка зависима эмоционально, ее могут довольно легко сбить с толку, увлечь и завлечь. Она экономически несамостоятельна, И это тоже может породить массу конфликтных ситуации в семье. Да мало ли поводов для конфликтов! Она хочет постричься «под ежик» или выкрасить волосы в немыслимый цвет. Если с нею скандалить но этому поводу, она будет носить такую прическу и дальше. Приходится терпеливо ожидать, когда ей самой надоест такое новшество.[5,46-47]

Девушки по сравнению с юношами чаще идут на конфронтацию с родителями, учителями, подругами, потому что они более склонны анализировать поступки окружающих людей и производить время or времени переоценку ценностей.

Стремясь побыстрее повзрослеть, не отстать от своих сверстников, девочка порой Принимает за любовь то, что точнее было бы назвать зовом пола - первым пробуждением в девушке женского начала, когда ее взоры могут обращаются на вторую половину рода человеческого. Попал в поле зрения сосед по лестничной клетке, и она уже твердит: «Люблю». Скороспелое, незрелое чувство, ранняя половая связь, аборт, бесплодие, разрушенная жизнь. А бывает, и таблеток девчонка наглотается: «Он меня не любит!» Как важно объяснить ей, что происходит, что это скорее всего не любовь, что это вихри гормональной бури сотрясают ее организм. Для любви еще нужно созреть физически, интеллектуально, эмоционально. Любовь еще впереди, жди ее терпеливо, девочка, готовь себя к ней. Если этот сосед с лестничной клетки и есть твоя судьба, не торопись открывать объятия, дай себе время повзрослеть – время покажет любовь ли это.

До чего же легко сбить с толку некоторых наших девочек из-за их наивности, неосведомленности, доверчивости.

Девушки - школьницы говорят, что покончат жизнь самоубийством, потому что парень ушел к другой. В общем, не шуточное это дело - первые переживания, которые обрушиваются на девочку в пору перехода от детства к взрослости.

Какими мудрыми бывают иногда родители, спасая дочь от стресса, которым нередко сопровождается первая влюбленность. Вот эпизод из жизни одной умной, вдумчивой мамы. Ее дочка однажды радостно объявила ей, что влюбилась. Сказала она об этом своей подруге, познакомила ее с тем, кто ей нравился, И что же? Обычное дело: подруга увела у нее парня. И началось... Девочка впала в депрессию: слегла, не ела, не ходила в школу. Плакала: «Жить без него не могу». И тут-то нашла путь к спасению дочки умная мама. "А я думаю, что это еще не любовь, - сказала она. Помнить стихи Ахматовой: «Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, ч она тиха...»? А ты рассказала о своей любви всему свету. Нет, 'это наверное, пока что не любовь». «Любовь, любовь» - протестовала девочка. Но через некоторое время встала и пошла. Потом начала что-то напевать, а наутро пошла в школу. Через месяц призналась матери: «Ты знаешь, а ведь, ты была права. Это действительно была не любовь, потому что я о нем больше даже не вспоминаю».

Родителям не надо стараться узнать все до мелочей: у девочки есть право на тайну. Но научить ее говорить твердое «нет», когда кто-то против ее воли подталкивает ее к вступлению в интимные отношения, научить осторожности, чтобы девочка не стала жертвой насилия, встретить дочь с занятий кружка ил секции, если па улице уже стемнело, - все это любящие родители сделают для своей дочери охотно.

Расскажем девочкам, что беда случается на 99% задолго до печальной ошибки. Пусть узнают о роковом значении первого шага. Таким первым шагом чаще всего бывает согласие девочки остаться наедине с парнем, пойти с ним в незнакомую компанию.

И сами будем помнить, что несчастье случается уже тогда, когда мы отталкиваем от себя дочку. тем самым как бы посылаем приглашение госпоже

Если у девочки утрачен контакт с родителями, да к тому же в школе все складывается не лучшим образом, она оказывается всеми обстоятельствами своей жизни вытолкнутой на улику. И тогда не и школе, не в кружке, не в студии иди спортивной секции находит она своего избранника, а в уличной компании. Именно общение в асоциальной среде чаще всего становится причиной раннего начала половой жизни.

Уличные компании, которые собираются, чтобы во дворах и скверах выпить, подзадорить взрослых от скуки, нередко находятся под пристальным вниманием преступных элементов. Под их влиянием молодежь образует так называемую «стаю», в которой действуют свои законы. В такой «стае» - свой тип идеального героя, безжалостного, дерзкого, открыто попирающего нормы законности, порядка, морали, бравирующего пренебрежением к закону. И многие девочки, попав в «стаю», поддаваясь всеобщему настроению, восхищаются такими лидерами уличных компании. Грубость им кажется проявлением силы. Девочки в силу своей неопытности не в состоянии понять, что сила и мужественность - не в грубости и хамстве, а в готовности помочь всем, кто нуждается в помощи и защите. Сила и мужественность - в рыцарском отношении к женщине. Но девочки еще так мало знают о жизни, что подлинную мужественность и силу не могут отличить от грубой бесцеремонности.

Главная задача полового воспитания девочки - сформировать у нее установку на замужество по любви, на долгую, без измен и разводов, семейную жизнь, на материнство. Важно, чтобы девочки поняли: половую жизнь нельзя начинать, не достигнув полного физического созревания. Хотя бы уже потому, что в этом случае растрачивается энергия, необходимая для полноценного развития организма, мышц, мозга, функций высшей нервной деятельности. За ранние интимные отношения девушки расплачиваются болезнями, бездетностью, в конечном счете одиночеством.

Девочки мечтают о любви. Л любить - это значит прежде всего радоваться радостью другого человека и печалиться его печалью. И постоянно ощущать такое же отношение к ceбе. Любовь должна быть взаимной, а чтобы убедиться в этом, нужно время. До любви еще нужно дорасти. И уж тогда принимать решения, от которых зависит судьба.

Стремление к одухотворенным отношениям, к поиску одной единственной любви на всю жизнь оберегает девушку от легкомыслия, от непоправимых ошибок.

Поведение девушки находится в прямой зависимости от уровня ее культуры. Если ее интересы бедны, если ей больше всего по душе пустое времяпрепровождение, если она проявляет легкомысленное отношение к учебе, вообще к жизни, это скажется и на выборе ее друзей, на том, какой будет ее первая любовь. Чем более интеллектуально и духовно развита девушка, тем больше она окажется способной на это сложное чувство. Тем больше она хранит свое достоинство.

Как важно для девушки, чтобы хорошей светлой была ее первая любовь. Это чувство настолько возвышенно и благородно, что способно уберечь растущую дочку от всего дурного. Девушка, которая пережила настоящее чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношении. Она будет всегда стремиться найти и сохранить это прекрасное душевное состояние, высоко поднимающее человека над узкой сферой обыденной жизни.

«Всe в ней гармония, все диво», сказал поэт. Именно таким воплощением гармонии, обаяния, внешней и внутренней красоты будет девушка, если она с детства живет богатой духовной жизнью, если разносторонни и содержательны ее интересы - познавательные, эстетические, общественные. Скромность, мягкость, сдержанность - как важно беречь и лелеять эти девичьи черты. Тонкая эмоциональность, способность к сопереживанию, чувство чести и достоинства - все это поможет девушке в будущем сохранить семью, удержать в доме счастье.

^ 15 О ТРАДИЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК

На всём протяжении истории воспитания женщины, её семейному и общественному призванию уделялось большое внимание. Еще древние люди различали воспитание девушки и юноши (Спарта, Индия). Плутарх говорил: «Имя честной женщины, вместе с ее личностью должно быть заключено в стенах дома». В женщине воспитывалось преданность, служение детям и мужу, какие бы чувства она к нему не испытывала. Сначала девушка подчинена воле родителей, затем воле мужа, за которого чаще всего выходила по воле родителей.

В 1764 году по проекту И.И.Бецкого был открыт институт благородных девиц. Смольный положил начало религиозно-нравственному воспитанию девушек в закрытых государственных учреждениях. Затем стали открываться и другие институты. Постепенно был сформирован определенный идеал воспитания дворянской девушки. По мнению выдающихся русских педагогов, в воспитании женщины «заключено воспитание всего человечества». Девушка воспитывалась не только как послушная жена, она должна быть знающей, разумной, много умеющей матерью, быть грамотной, музыкально образованной, знать иностранные языки и т.д. Но ведь все это было доступно лишь для девушки из обеспеченной семьи, крестьяне же и рабочие не имели такой возможности. Воспитание и обучение велось в различных школах: для мальчиков – одна, для девочек – другая.

После 1917 года произошли изменения, коснувшиеся и школы. Появилась необходимость в равном женском и мужском образовании, было введено совместное обучение мальчиков и девочек. О различии в воспитании различных полов было забыто. В школе 20-40 годов не было специального подхода к морально-половому воспитанию

В зарубежной педагогике господствовали взгляды З.Фрейда. Внимание школы и семьи было направленно на обучение гигиене и сексуальной стороне личной жизни. вся же система воспитания сводилась к тому, что должна знать «примерная» жена в выгодном браке.

Зарубежное половое воспитание начинается рано: в 6-7 лет. Появляются учебники, где дети могут о половом созревании, об оплодотворении, развитии зародыша, о родах и т.д. В Америке выпускники школы изучают предмет « Семья и брак», где они получают информацию о том, что делать должен жених или невеста, придя в дом родственников избранника, о выборе партнера, о семейной жизни, о воспитании детей.

В наших школах так же введен предмет, рассказывающий о этике и психологии семейной жизни, но зачастую на уроках объяснения материала сводится к рассказу о «тычинках и пестиках», преподаватели не подготовлены к ведению таких уроков. Чаще всего этот предмет ведет не специалист, а ботаник. В сельских же школах иногда этот предмет преподает литератор или историк. Плюс ко всему существует достаточно много противников введения этих предметов.

Сейчас происходит отмена всего старого, появление новых целей и ориентиров.

IV Слово учителя: Сегодня в этом зале присутствует школьная медсестра, она расскажет вам о половом воспитании девушек, задавайте по окончании беседы вопросы.

V Лекция медсестры.

VI Анкетирование «Здоровье девушки».

VII Слово учителя: Желаю всем, присутствующим здесь здоровья, добра.




Скачать 455,48 Kb.
оставить комментарий
Дата30.09.2011
Размер455,48 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх