Методическая разработка влияние сказки на личностное развитие ребенка icon

Методическая разработка влияние сказки на личностное развитие ребенка



Смотрите также:
«Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу»...
Методическая разработка microsoft...
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном...
Требования к оформлению методических разработок (докладов) Методическая (научно-методическая...
Методическая разработка по астрономии....
О. В. Рощина учитель -логопед...
Методическая разработка к задаче "Практикума колебаний"...
Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине с "Основы экономики"...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070-летию г. Углича...
Эмоционально – личностное развитие ребенка в условиях интеграции дошкольного...
Методическая разработка к лабораторным работам для студентов неинженерных факультетов...



скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-

детский сад №353 первой категории г.Челябинска




Методическая разработка


влияние сказки на личностное развитие ребенка


Составила: Кезик Н.М.


Челябинск, 2008


Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

  • существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке – дурочку и т. п.

  • сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном –

  • это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация,

  • просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

  • сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

  • с развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем:

  • смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами используется специальная универсальная схема, предлагаемая Л. Б. Фесюковой и помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

^ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.



Вполне понятно, что эти семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Не должно смущать, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует данную методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т. д. и т. п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, схема - лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармоничного развития детей.

Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своём мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребёнка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…

Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Мы используем сказочный материал нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)

НЕТРАДИЦИОННО – это значит научить детей оригинально, непривычно, по–своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов. В приложении к данной работе мы поместили варианты образцов некоторых заданий и занятий с детьми.

Во-первых, важно знать, для чего необходим «нравственный» урок.

Он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявив это не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несёт в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнурённых ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на тёплой печи», «да есть калачи», чтобы всё «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть – самобранка» и т. д. Но не станем же мы из – за этого утверждать, что лень – это хорошо, что «не обманешь – не проживёшь» ит.д.

Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Приведём несколько примеров.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в рубрике «Нравственный урок» рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво себя ведёт, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок – «Изнеженность – достоинство принцесс…»

Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают).

Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому–то. Вот тут–то и начинаются противоречия.

Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети, как правило, мимо которого проходят взрослые.

Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Рассмотрим теперь следующий из семи разделов – «Воспитание добрых чувств».

Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвилли: «Есть другое важное личное качество, которое несёт в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так, или иначе;

- ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

-«Докажи, что Алёнка лучше всех»;

-«Кого тебе жалко в этой сказке»;

-«Как ты поступил на месте…»;

-«Как движениями похвалить петушка»;

В работе часто используется ТРИЗовская игра «Хорошо – плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически взрослый должен показывать ребёнку своё отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу:

«Мне не очень нравится Ивасик – Телесик. Угадайте, почему?»

То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать взрослым и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

На решение этих проблем направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка».

Какие методы и приёмы будут способствовать воспитанию красивой речи?

Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребёнок ситуативно задаёт массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется

специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);

-срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишьям как предвестникам словотворчества;

-составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого – по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т. д.

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребёнка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да ещё срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребёнок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребёнок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по- своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, необходимо использовать к каждому произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребёнку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более чётко уяснить внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не всё коту масленица» даёт повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.

Теперь, когда ясен для ребёнка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых можно было бы отнести с полным основанием.

Для развития речи детей необходимо чаще прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, для сказки «Рукавичка» дети предлагают новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.

Работе со сказкой в нетрадиционном ключе в немалой степени способствует введение вместо «привычного» главного героя «придуманного» нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не» (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не Иван – царевич, а…)

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приёму – «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: « Жи – бы – де – ба – бы –у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т. д.»

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приёмы в работе со сказками:

найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

сочинить длинное и в то же самое время смешное слово

(к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»)

разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных замыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение).

В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);

произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребёнку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

Хотелось бы обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово»: ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщённым признакам формирует логическое мышление.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру–задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменители). А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Следующим существенным моментом в схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения».

Особо обращаем внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то эпизод.

Очень хорошо, когда есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т. д.) А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребёнок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Ещё один метод мы используем в связи с развитием мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это не лёгкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

Каждая личность – клад фантазии. Убеждены в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:

-придумывать старые предметы в новом варианте (будильник хватает спящего за ушки, в нём заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т. д.);

- превращать себя в членов своей семьи, друзей в другие одушевлённые, а порой неодушевлённые предметы (мама – цветок, я – Иван –царевич, папа – тучка и т. д.)

-составлять фантастические сказки о себе.

Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задаётся масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?) Но куда полезнее вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Каким образом? А если бы вы? Всегда ли…?) К примеру:

-А если бы Людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?

- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – Может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку?.

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

Например, ребёнок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?» Ребёнок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок.

Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка–Хаврошечка, и сестрица Алёнушка и т. д.

Ещё один метод – метод шифров приводим мы в качестве возможного в этой рубрике. Шифровать названия сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений – значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному:

перевернуть слово слева – направо («Путаница» - «Ацинатуп»)

изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «Пу..ница»)

зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;

зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т. д.

Теперь о связи сказки и математики.

Не случайно ещё К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т. д.)

В этой же рубрике – «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, ребёнку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похож и чем отличаются простое и золотое яйцо?»

Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и вели-чине. Вы, к примеру, догадались, что нижеследующая модель напоминает сказку «Волк и семеро козлят»,




А два заштрихованных кружка – сказку «Два жадных медвежонка»:






«Три медведя»:









«Три поросёнка»:

Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть в конечном счёте готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.

Значительное место в этой рубрике отведено преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.

Сказки - задачки:

В этом качестве лучше использовать шуточные, стихотворные задачки.

Задачка:

Барсучиха – бабушка

Испекла оладушки

Угостила двух внучат,

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

Начало сказки

Взбунтовались однажды барсучата, и решили убежать от бабушки искать счастья по белу свету…

Из сказки – задачку.

Сказка «Волк и семеро козлят»

Задачка:

Если бы один козлёнок побежал за мамой, двое других за ним, а ещё двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят, нашёл бы волк в избушке.

Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например: чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определённое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути и т. д.

Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причём доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своём представления о природе поверхностны и отрывочны – они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмём, к примеру, семя яблока и вместе с ребёнком проследим его динамику: семя – цветущее дерево – плоды – варенье и т. д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и всё находится в развитии.

Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Всё вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. «Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зелёный, тогда он не будет виден на траве).

Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы…», которая ставит ребёнка в позицию исследователя:

А если бы не наступила весна?

А если бы пропал ветер?

А если бы погасло солнце? и т. д.

Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как всё вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко использовать уже знакомую игру «Хорошо – плохо» (анна-логия «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото – это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живётся в нём и т. д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всём его многообразии.

Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».Детям предлагается что – то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что–то или кого–то из сказки, но нестандартно. Поскольку такое направление достаточно подробно описано в книге «От трёх до семи» (глава «Учим детей изображать»), в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приёмы, наиболее часто повторяемые:

  • Объёмная аппликация – мнётся аппликационная бумага, немного распрямляется, из неё вырезается форма предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

  • Пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

  • Рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

  • Волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

  • Монотипия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

  • «Живая капля» - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

  • Коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

Разрабатывая занятия по универсальной схеме необходимо использовать творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора, например:

Сказка от смешного стишка

Сказка от считалки

Спасательные ситуации в сказках

Сказки из мусора

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Бином фантазии и др.

Таким образом, не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждения-ми, культурой. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получали на ярких примерах народной сказки.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

В своё время русский педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народную сказку, считая её рассказывание замечательным методом воздействия на ребёнка: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто–нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Учитывая силу воздействия народной сказки на ребёнка, большую воспитательную ценность её содержания, красоту художественной формы воспитатель должен бережно донести её до ребёнка.

Необходимо отметить, что сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог – диктат, а как сказитель, актёр и режиссёр сказочного действования, активными участниками которого являются прежде всего дети.


Список литературы:


  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.

  2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С.68.

  3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С.45.

  4. Воспитание сказкой. Л.Б Фесюкова для работы с детьми дошкольного возраста – Харьков, 1996.

  5. Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.

  6. Грищенко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  7. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

  8. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С.43.

  9. Дьяченко А.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.

  10. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика). Сост.: Сентюрина Н.И., 1992.

  11. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

  12. Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.

  13. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий/ Ушакова О.С., Гавриш Н.В. – М.: Издательство «ТЦ СФЕРА», 2002.

  14. Книга для чтения в детском саду и дома. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составители: В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Н.П. Бабурова – М.: «ОНИКС», 2006.

  15. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей. Сост.: Стрельцова Л.Е. – М.: Просвещение, 1992г.

  16. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Автор-сост. С.Д. Томилова. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2005.

  17. Развитие речи детей 3-4, 6-7лет: (программы, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения). Авторы-сост.: Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

  18. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей.Сост.: Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова – М.: издательство «АСТ», 1999.








Скачать 216,62 Kb.
оставить комментарий
Дата28.08.2012
Размер216,62 Kb.
ТипМетодическая разработка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх