М. А, Булгаков «Мастер и Маргарита» icon

М. А, Булгаков «Мастер и Маргарита»


5 чел. помогло.

Смотрите также:
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Всё, что пережил М. А. Булгаков на своём веку и счастливого...
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"...
На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита»...
Урок по теме "Булгаков"...
Булгаков М.    Мастер и Маргарита / М. Булгаков...
М. А. Булгаков Мастер и Маргарита...
«Мастер и Маргарита»...
Календарно-тематическое планирование Предмет литература Класс...
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита...
Литература на лето: И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»...
Роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков работал с конца 20-х годов до самой смерти...
«Мастер и Маргарита»...



скачать
М. А, Булгаков «Мастер и Маргарита»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два граж­данина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою прилич­ную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбри­том лице его помещались сверхъестественных разме­ров очки в черной роговой оправе. Второй - плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломлен­ной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, же­ваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александро­вич Берлиоз, председатель правления одной из круп­нейших московских литературных ассоциаций, сокра­щенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его - поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псев­донимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели пер­вым долгом бросились к пестро раскрашенной будоч­ке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, ка­жется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

  • Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.

  • Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

  • Пиво есть? - сиплым голосом осведомился Бездом­ный.

  • Пиво привезут к вечеру, - ответила женщина.

  • А что есть? - спросил Берлиоз.

  • Абрикосовая, только теплая, - сказала женщина.

  • Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воз­духе запахло парикмахерской. Напившись, литерато­ры немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

  1. роман-эпопея; 3) быль;

  2. повесть; 4) роман.

А2. Из какой части произведения этот фрагмент?

  1. реально-исторической; 3) утопической;

  2. мифологической; 4) фантастической.

A3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. портрет Бездомного и Берлиоза;

  2. описание бытовой жизни в Москве;

  3. встреча Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах;

  4. судьба литератора в Москве.


А 4. Какую странность майского вечера следует отме­тить прежде всего?

  1. полное отсутствие людей;

  2. безумная жара;

  3. доброта Берлиоза;

  4. необыкновенный холод.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Бездомного и Берлиоза?

  1. очернить героев в глазах читателей;

  2. показать, как может быть обманчива внешность;

3) охарактеризовать героев;

  1. заинтриговать читателя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении на­зывают средство художественной изобразительнос­ти, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («приличную», «сверхъестественных», «плечистый, рыжеватый, вихрастый»).

^ В2. Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его внешности (со слов: «Первый из них, одетый...»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Однажды вес­ною...», выпишите название места в Москве, где про­исходит действие.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Однажды вес­ною...», найдите словосочетание, характеризующее время действия данного фрагмента текста романа.

^ С1. Как начинается произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Почему?

М. А, Булгаков «Мастер и Маргарита»


Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4? С1.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадца­того числа весеннего месяца нисана в крытую колон­наду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокура­тора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запа­ху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когор­та Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, при­мешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?

«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит пол­головы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

На мозаичном полу у фонтана уже было приготов­лено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону.

Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной грима­сы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:

  • Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?

  • Да, прокуратор, - ответил секретарь.

  • Что же он?

  • Он отказался дать заключение по делу и смерт­ный приговор Синедриона направил на ваше утверж­дение, - объяснил секретарь.

Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

- Приведите обвиняемого.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

  1. эпопея; 3) быль;

  2. повесть; 4) роман.

А2. Из какого временного пласта произведения взят данный фрагмент?

  1. мифологический;

  2. реально-исторический;

  3. фантастический;

  4. утопический.

A3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. красота Ершалаима;

  2. портрет прокуратора;

  3. образ жизни в Ершалаиме;

  4. состояние Понтия Пилата.



А4. Что определяет поведение секретаря по отноше­нию к прокуратору в данном фрагменте?

  1. ненависть; 3) любовь

  2. почтительность; 4) безрассудство.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание болезни Понтия Пилата?

  1. выявить отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни;

  2. заинтересовать читателя;

  3. увеличить объем повествования;

  4. показать, как боги наказывают прокуратора Иудеи.


В1. Укажите лексическое средство, которым в литературоведении характеризуются слова иностранного происхождения, вошедшие в русский язык. («Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы»).

^ В2. Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его мыслей (со слов: «Прокуратору
казалось,..»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Более всего...»,
выпишите риторический вопрос.

^ В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Секретарь почтительно...», найдите словосочетание, которое
характеризует состояние Понтия Пилата.

С1. Почему Понтий Пилат чувствует себя не очень хорошо? Как его состояние отразится на дальней­шем приговоре Иешуа?


^ М. А. Шолохов «Судьба человека»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал при­глушенным баском:

  • Здорово, браток!

  • Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой
же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на
грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину го­няет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная?
На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш при­жался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я
вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал
потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало при­саживаясь рядом со мною, отец сказал:

- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я под­
бился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит,
вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться.
Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так
и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь
за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже
по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо
конфеты. Нет, не мущинское это дело с такими пасса­
жирами путешествовать, да еще походным порядком.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман


А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование;

  2. завершает повествование;

  3. является кульминацией сюжета;

  4. является завязкой сюжетного действия.

A3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. образ жизни шофера;

  2. встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;

  3. красота природы;

  4. жизнь и смерть.



А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

  1. повествование от 1-го лица;

  2. повествование от 3-го лица;

  3. рассказ в рассказе;

  4. форму монолога.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

  1. выявить отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни;

  2. показать доверчивость ребенка;

  3. охарактеризовать психологическое состояние героя;

  4. объяснить трудность характера ребенка.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении
называют средство художественной изобразитель­ности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).


В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спи­ны..,», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.


В4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогатель­ной...», найдите словосочетание, с помощью кото­рого объясняется, как мальчик отнесся к незнако­мому шоферу.

С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?


^ М. А. Шолохов «Судьба человека»

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

Чужой, но ставший мне близким человек поднял­ся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

  • Прощай, браток, счастливо тебе!

  • И тебе счастливо добраться до Кашар.

  • Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке. Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и,

держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, забро­шенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, ко­торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его родина.


С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем рас­ставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и за­плетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я по­спешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут по­жилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуть­ся. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, что­бы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

  1. рассказ; 3) быль;

  2. повесть; 4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

  1. открывает повествование;

  2. завершает повествование;

  3. является кульминацией сюжета;

  4. является завязкой сюжетного действия.

A3. Главной идеей данного фрагмента является:

  1. слабость здоровья маленького мальчика;

  2. жестокость людей;

  3. сила духа русского мужчины, прошедшего войну;

  4. сиротство людей после войны.

А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

  1. повествование от 1-го лица;

  2. повествование от 3-его лица;

  3. рассказ в рассказе;

  4. форму монолога.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?

  1. выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;

  2. показать отношение рассказчика к Андрею Со­колову;

  3. увеличить объем повествования;

  4. заинтересовать читателя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении
называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («осиротевших»,
«несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).

^ В2. Назовите средство создания образа героя, строя­щееся на описании его действий (со слов: «Маль­
чик подбежал...»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжелой...»,
выпишите словосочетание, которое объясняет, с
каким настроением смотрел рассказчик на удаляв­шихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой...»,
найдите сравнение, с помощью которого описыва­ется твердость руки Андрея Соколова.

.

С1. О чем заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?




Скачать 120,72 Kb.
оставить комментарий
Дата18.08.2012
Размер120,72 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  3
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх