Внеклассное мероприятие: читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…») Предметная область icon

Внеклассное мероприятие: читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…») Предметная область


3 чел. помогло.
Смотрите также:
У войны не женское лицо по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие…» «Как же жить теперь...
Тема: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»...
Тихие [Электронный ресурс] : по одноименной повести Бориса Васильева : в 2-х сериях / реж. С...
В 1973 г на городском туре московской лит олимпиады среди других заданий ученикам VIII...
«Судьба человека»...
3+2 3-я молодость а зори здесь тихие Аленький цветочек Американская дочь...
Методические материалы 45 иностранный язык 47 литература...
Методические материалы, внеклассная работа 30 иностранный язык 31...
Борис Львович «А зори здесь тихие »...
Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс Тема: «Повести Белкина»...
Внеклассное мероприятие в 10 классе Предметная область: физика...
Методическая разработка классного часа «У войны не женское лицо»...



Загрузка...
скачать

Муниципальное образовательное учреждение

Колодинская средняя общеобразовательная школа

Пошехонского муниципального района Ярославской области




ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»


Автор: учитель русского языка и литературы Лаврова Татьяна Леонидовна


с. Колодино 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассное мероприятие: читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Предметная область: литература.


Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне и примерах жизни земляков.


Задачи:

а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся;

б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;

в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь обучающимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.


^ Условия эффективности проведения мероприятия:

Предварительный настрой обучающихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание), выразительное чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником, приглашение на мероприятие ветерана Великой Отечественной войны Пениной А.С., подготовка индивидуальных заданий-сообщений.


^ Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, интервью, анализ, рассказ.


Возраст участников конференции: 11 класс (16-17 лет)


Продолжительность: 1,5 часа (2 урока)

^ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе.

II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика).

III. Слово учителя о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

IV. Сообщение учителя о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

V. Беседа по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

2) Кто является главными героями повести?

3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц?


4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?


5) Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?

6) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

7) С каким чувством прощается Федот Евграфыч Васков с каждой из пяти девушек?


8) Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора-повествователя?


9) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек?


10) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?


11) Кому адресована повесть?


12) Какой контраст выявили средствами киноискусства создатели фильма «А зори здесь тихие…»?

13) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?

VI. Другие произведения, рассказывающие о женщине на войне.

1) Слово учителя.

2) Чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником.

VII. Женщины-фронтовики Колодинского края.

  1. Слово учителя.

  2. Рассказ Пениной Анны Стахеевны, ветерана Великой Отечественной войны.

VIII. Слово учителя о тружениках тыла, вдовах участников войны.

IX. Минута молчания.


X. Слайдовая презентация «У войны не женское лицо».

XI. Заключительное слово учителя.


^ ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателя Б.Л. Васильева, выставка его книг, художественный фильм «А зори здесь тихие» (режиссёр С.И. Ростоцкий), портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, иллюстрации на тему войны, книга очерков «Война в истории моей семьи» (Колодинский край), манометр, фонограмма «Ave, Maria», компьютер, проектор, экран.

^ На доске – эпиграф: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год. (Ю. Друнина)


СЦЕНАРИЙ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе (см. приложение 1).

^ II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика) (см. приложение 2).

III. Слово учителя о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Истинный успех пришёл к Б.Л. Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие...». Это одно из самых лучших и читаемых произведений писателя. В 1969 году книга была опубликована, в 1971 году инсценирована и в 1972 году экранизирована (режиссёр С.И. Ростоцкий). За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» – премии Ленинского комсомола. В 1997 писатель был удостоен премии имени А.Д. Сахарова «За гражданское мужество».

Борис Васильев сделал героями своей повести «А зори здесь тихие…» девушек, чтобы показать, насколько жестока война, ведь в женщинах начало всякой жизни.

Итак, женщинам, бойцам сурового времени, и посвящаем мы свою читательскую конференцию «У войны не женское лицо». Сегодня мы расскажем о представительницах прекрасного пола, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

^ IV. Сообщение учителя о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие… » сразу завоевала читательские сердца. Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.

Основной принцип художественного построения повести – контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести – женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий – женщина и война. Ведь женщина – мать, «в которой самой природой ненависть к убийству не заложена». К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с «бесконечной пряжи человечества». От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь.

^ V. Беседа по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

Время действия повести «А зори здесь тихие…» – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд.

^ 2) Кто является главными героями повести?

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это бойцы-девушки. Всего их пять: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе со старшиной Фёдором Евграфычем Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати.

^ 3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц?


Все девушки, герои повести, наделены неповторимостью. Каждая обладает своеобразным характером. У Жени Комельковой – яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность, а особинка Галки Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии.


^ 4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?


У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам. У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт». У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.

^ 5) Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?


Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно вырастает ёмкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

На страницах повести «А зори здесь тихие…» поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию, единодушно пытаются «саботировать» распоряжения «сухаря» Васкова. С горечью пишет Б. Васильев о том, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. Подтверждение этому находим в сцене, когда Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства, хотя оно и является справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь её трясло». Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом «по живой голове» (как говорит Васков). И это притом, что и у Риты, и у Женьки есть свой, и немалый, счёт к фашистам.

Объединяет всех героинь повести и готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооружённых до зубов, встали в обнимку с трёхлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делаю всё, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

Женщина и война несовместимы. В женщине самой природой заложена ненависть к убийству.

^ 6) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

Сцена гибели Лизы Бричкиной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели ^ Сони Гурвич:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели Гали Четвертак:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (11 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели ^ Жени Комельковой:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (13 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели ^ Риты Осяниной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (14 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».


Вывод: Гибель каждой из девушек можно назвать героической. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность.


^ 7) С каким чувством прощается Федот Евграфыч Васков с каждой из пяти девушек?

У старшины Васкова болит душа: девушкам приходится воевать, убивать врага и погибать самим. Ему кажется, что он плохо ими командует и кругом перед ними виноват. «Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни», – горько размышляет он после первых потерь, мечтая сохранить оставшихся. Когда старшина подводит горестные итоги, он нерасторжимо соединяет всех девушек своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

^ 8) Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора-повествователя?


Знакомя читателя с Васковым, Борис Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно-прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Прошлое старины многое объясняет в нём, сегодняшнем. Прежде всего, считал «большой помехой, что человек он почти без образования», хоть и не его в этом была вина: «аккурат в конце … четвёртого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с четырнадцати лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет, в свою очередь, почему в армии он старшиной был не только по званию, а по своей «старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной, коренной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни – и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания. В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования». Но педантичная приверженность каждой букве устава выдаёт ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение.

Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек – оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы. На этой стадии взаимоотношений девушки для старшины – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенёк замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». (Само слово «устав» и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить своё впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица».)

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.

Необходимость поддерживать бодрость духа в своём маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать». Узнавая девушек-бойцов, он проникается тёплым сочувствием к горю каждой их них. Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.

Но ещё более существенно другое изменение в характере героя. По складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность и смешной в своей педантичности. А ситуация, в которой он оказался, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их. И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает всё, что действительно могло быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным. Само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нём Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям. Васков рассуждает: «Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника».

Борис Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за всё на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казённого имущества, за настроение подчинённых и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие…» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности.

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно – держать. …И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг – защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает ещё один мотив повести: каждый на своём участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Борису Васильеву.


^ 9) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек?


Прошлое старшины Васкова:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (5, 6 главы);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое ^ Риты Осяниной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (2 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Лизы Бричкиной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое ^ Сони Гурвич:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Гали Четвертак:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (10 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое ^ Жени Комельковой:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (13 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».


Вывод: Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек с целью показать красоту, прелесть мирной жизни и чудовищность войны. Все они могли бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но – была война…Никто из них не успел осуществить свои мечты.


^ 10) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

У войны не женское лицо. Она всё загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное – она прервала нить в «бесконечной пряже человечества ». Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их нерожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори – это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.

Прикосновение к подвигу девушек способствовало пробуждению гражданской совести у беззаботного юноши-туриста, сочиняющего веселенькое письмецо своему приятелю. Совсем в другой тональности написана вторая часть его письма: «Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашёл её по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился». Не решился, почувствовав несовместимость своей беззаботной, «райской» жизни с произошедшей здесь много лет назад трагедией. В заключительной фразе письма, давшей название всей повести, сквозит удивление юноши от неожиданно происходящих в нём перемен: «А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел». Эта фраза озаряет светлым лирическим чувством героическую историю суровых дней войны.


^ 11) Кому адресована повесть? (эпилог)


Повесть адресована молодому поколению. Погибли девушки. Они были старше вас всего на два-три года. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов», – так обращается писатель к своим юным читателям.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.


^ 12) Какой контраст выявили средствами киноискусства создатели фильма «А зори здесь тихие…»?


Создателям фильма «А зори здесь тихие» (режиссёр Станислав Ростоцкий) удалось углубить контраст между мирной, счастливой жизнью и войной, смертью, лежащий в основе повести. Показывая войну в чёрно-белом изображении, а мирную жизнь девушек – в цветном, режиссёр хотел подчеркнуть, что счастье – это и есть реальная, нормальная жизнь. Отсутствие цвета в изображении войны как бы напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы души отданы борьбе.


13) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?


Обучающиеся высказывают своё мнение.

^ VI. Другие произведения, рассказывающие о женщине на войне.

1) Слово учителя.

Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, поражает. Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой – продлевать жизнь на Земле?

За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Девушки погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Белорусская писательница Светлана Алексиевич написала повесть о молодых девчонках, которые в сорок первом уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляли себе год-два, рвались на фронт. В её произведении «У войны не женское лицо» собраны воспоминания многих женщин-фронтовиков, в которых они повествуют о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всём, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об «обыкновенных военных девушках», как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины, «У войны – не женское лицо» переведена на 20 языков.

Поэт Юлия Владимировна Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В 1942-м году она скажет о себе (обратимся к эпиграфу читательской конференции):

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.

И позднее в стихах Друниной будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которой она не возвратилась даже через годы и десятилетия.

А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Юлии Владимировны Друниной «Зинка», которое поэтесса посвятила памяти однополчанки, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой.

^ 2) Чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником (см. приложение 3).

VII. Женщины-фронтовики Колодинского края.

  1. Слово учителя.

Велика роль женщин на фронте, которые под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали им первую помощь, порой ценою собственной жизни, стреляли из «снайперки», бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языка», сражались с врагом в небе... Организовались и отдельные женские батальоны. Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Из села Колодина и близлежащих деревень ушли на фронт четыре женщины. Это Воробьёва Таисия Ивановна, Фатичева Анна Семёновна, Бокарева Нина Дмитриевна, Пенина Анна Стахеевна. К счастью, они вернулись с фронта живыми и здоровыми. Воробьёва Т.И. воевала на Белорусском фронте. Награждена медалью «За Победу над Германией». Умерла в 1987 году. Фатичева А.С. воевала на Западном, 3 Прибалтийском, I Украинском фронтах. Награждена медалью «За Победу над Германией», значком «Отличник санитарной службы». Умерла в 1988 году. Бокарева Н.Д. воевала на Западном, Ленинградском фронтах. Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Умерла в 1994 году. Все женщины во время войны были медицинскими работниками, спасли жизни сотням солдат.

Сегодня у нас в гостях участница Великой Отечественной войны Пенина Анна Стахеевна. Она поделится с нами воспоминаниями: расскажет о своих фронтовых дорогах.

  1. ^ Рассказ Пениной Анны Стахеевны, ветерана Великой Отечественной войны.

Дети задают вопросы Пениной А.С.

Дети благодарят Анну Стахеевну за интересный рассказ и дарят ей цветы.

VIII. Слово учителя о тружениках тыла, вдовах участников войны.

В годы войны женщины не только воевали. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по десять-двенадцать часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. Мне хочется рассказать об одной из таких женщин, своей бабушке, вдове участника Великой Отечественной войны Козловой Марии Михайловне, которая была верна своему мужу до последних дней своей жизни и умерла в прошлом году в возрасте 91 год. В конце жизни она часто говорила: «Прожила и свой век, и век Николая (мужа Козлова Николая Дмитриевича)» (см. приложение 4).

^ IX. Минута молчания.

Прошло почти 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить! Давайте почтим память павших во время Великой Отечественной войны минутой молчания. (Включён манометр.)


^ X. Слайдовая презентация «У войны не женское лицо».

А сейчас посмотрите, пожалуйста, слайдовую презентацию «У войны не женское лицо». Её мы посвящаем памяти женщин-участниц Великой Отечественной войны и вдов участников второй мировой.

Звучит фонограмма «Ave, Maria». На слайдах фотографии женщин-участниц Великой Отечественной войны и вдов участников войны, которых уже нет в живых, плавно уходят в облака как символ той жизни, символ вечности.


^ XI. Заключительное слово учителя.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Ведь у войны не женское лицо.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.

  2. Васильев Б. А зори здесь тихие… – М.: Детская литература, 1984.

  3. Друнина Ю. Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2004.

  4. Книга очерков «Война в истории моей семьи» (Колодинский край).



ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе

Всё дальше в прошлое уходит День Победы 1945 года. С каждым годом становится всё меньше и меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.

Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели». Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Из каждой сотни мальчиков, родившихся в 1923-24 годах, после войны осталось в живых только по трое. Но те, кому посчастливилось вернуться с войны, имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. Через двадцать лет после войны Юрий Бондарев писал: «За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча железное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям». Этот душевный опыт, творческая энергия фронтового поколения очень существенно повлиял на послевоенную отечественную культуру. Из рядов этого поколения вышли выдающиеся кинорежиссёры и артисты, композиторы и музыканты, скульпторы и живописцы. Особенно много среди творческих людей этого поколения литераторов – поэтов и прозаиков.

На рубеже 50-60-х годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Одна за другой вышли повести Ю. Бондарева («Батальоны просят огня» и «Последние залпы»), Г. Бакланова («Южнее главного удара» и «Пядь земли»), Б. Балтера («До свидания, мальчики»), В. Быкова («Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница»), В Астафьева («Звездопад»), К. Воробьёва («Крик» и «Убиты под Москвой»). Эти произведения вызвали большой резонанс, споры – и резкое неприятие, и восторженное одобрение. «Лейтенантская проза» продолжала традиции повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Авторы-фронтовики, как сказал А.Т. Твардовский, «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они выступали против идеологических стереотипов. Они писали о войне кровавую правду, то, что сами выстрадали. Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть.

В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие…»), Вячеслав Кондратьев («Сашка», «Отпуск по ранению»).

Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне. Лучшие произведения советских писателей заставляют нас постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать, какою ценой завоёвано счастье и обретён мир.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика)

Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая 1924 года в городе Смоленске в семье кадрового командира Красной Армии. После окончания 9 класса в июле 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В 1943 году после контузии был направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив её в 1948 году, работал на Урале.
Печатается с 1954 года. Васильев с детства был увлечён сценой, и поэтому первые его произведения – пьесы. Борис Львович – автор таких романов, как «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», повестей «Завтра была война», «Капля за каплей» и др. Он автор сборников рассказов, киносценариев.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Ю.В. Друнина


Зинка

Памяти однополчанки,

Героя Советского Союза

Зинаиды Самсоновой

1

Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле.

– Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она не в счёт. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый, У меня – лишь она одна. Пахнет в доме квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждёт… Знаешь, Юлка, я – против грусти, Но сегодня она не в счёт.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг нежданный приказ: «Вперёд!» Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идёт.

2

С каждым днём становилось горше. Шли без минингов и знамён. В окруженье попал под Оршей Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы, Мы хотели со славой жить. … Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав. Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах.

3

Знаешь, Зинка, я – против грусти, Но сегодня она не в счёт. Где-то в яблочном захолустье Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый. У неё ты была одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла – Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Рассказ учителя о вдове участника Великой Отечественной войны Козловой Марии Михайловне


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мария Михайловна очень хорошо помнит этот день: «Вечером прибыли бабы из Овчинникова, куда ездили за картошкой, и сообщили, что началась война. Все деревенские мужики собрались в доме бригадира. Мы очень расстроились и не спали всю ночь. Наварили яиц, нарезали хлеба: думали, что Николая вот-вот возьмут на войну, одного из деревенских мужиков уже взяли».

11 июля 1941 года Николай Дмитриевич работал в колхозе: строил ферму. Бригадир пришёл и сказал: «Коля, бросай бревно и иди домой. Тебя забирают на войну». О том, что мужу пришла повестка, Мария Михайловна узнала от золовок, когда была в поле на сенокосе.

Утром 12 июля 1941 года вся деревня пришла провожать на фронт Николая Дмитриевича. Он со всеми попрощался, потом подошёл к сыну, который сидел на коленках у бабушки, погладил его по голове и сказал: «Прости, милый сын, расти большой да не поддавайся никому».

Мария Михайловна и другие деревенские женщины пошли провожать своих мужей. Мария Михайловна вспоминает: «Николай до Никитина нёс Валентину (дочку) на руках. Потом моя мать с дочкой вернулись домой. А я пошла дальше, до Савинского. В Савинском стали прощаться друг с другом. Оба понимали, что уже не увидимся никогда на этом свете. Николай сказал: «Маша, не выходи больше замуж, воспитай наших детей так, как тебя мать воспитала. Когда придёшь домой, прочитай письмо от меня. Оно лежит в шкафу, в книжке». Мы, женщины, со слезами на глазах простились со своими мужьями. Они сказали нам, что пройдут ржаное поле, встанут на огород и помашут нам рукой. Может быть, и махали они нам рукой, но мы этого уже не видели, так как рожь была очень высокая.

Пришла домой. В шкафу нашла письмо, которое было следующего содержания: «Сижу в родном доме за своим родным столом последний раз. Больше мне уже здесь не бывать. Маша, прошу тебя, не выходи замуж, воспитай детей». Я посмотрела на одежду мужа и долго-долго не могла успокоиться, прийти в себя, даже по полу каталась, ведь на руках остались дочь, которой было 2 года 4 месяца, и восьмимесячный сын. На следующий день знакомая женщина принесла нам две белые булки, которые послал Николай из Пошехонья. Это был последний гостинец от мужа. Сам не съел, думал о нас». Марии Михайловне в то время было всего 23 года.

Как ни тяжело было осознавать Марии Михайловне, что муж в любую минуту может погибнуть, но, несмотря ни на что, надо жить, кормить детей. Мария Михайловна во время Великой Отечественной войны работала в колхозе. Вставала рано, ложилась поздно. Всех здоровых мужчин взяли на фронт. В деревне остались одни женщины, старики и дети. Все тяжёлые работы лежали на хрупких женских плечах, и выполнялись они, в основном, вручную.

Ранней весной на старых клячах возили в поле навоз, складывали его в кучи и пересыпали снегом. Поздней весной этот навоз уже разбрасывали по полю. Так как на войну угнали всех хороших лошадей, то стали обучать работать в плуге быков и коров. Пахали на себе и женщины. Было очень тяжело и трудно, но не оставляли ни одного клочка непаханой земли.

Летом, в конце июня и весь июль, косили косой траву, сушили сено, отвозили его на лошадях в сараи или делали большие стога. Особенно старались выращивать лён. В течение лета пололи его не один раз. В августе вручную дёргали, колотили, а потом расстилали по лугам и ждали около месяца, чтобы лён улежался. Потом его ставили в «бабки», вязали и отправляли на заводы. Лён давал хороший доход колхозу.

В сентябре жали рожь серпами, ставили её в суслоны, а затем обмолачивали. Пшеницу, овёс косили руками, собирали и ставили в кучи. Осенью до самых заморозков копали картофель.

Урожаи в колхозе были неплохие и убирали всё, что выросло, ничему не давали пропасть, но почти весь хлеб сдавали государству.

Зимой в колхозе вручную мяли, трепали лён. Это была очень тяжёлая работа.

Во время войны девушек и женщин «гоняли» на различные работы: они копали окопы, строили дороги, рубили и возили лес, весной сплавляли его по реке. За эти общественные работы вообще не платили, просто колхозу нужно было выполнить план, который установило государство.

Вечером тоже отдыхать было некогда. Женщины пряли пряжу, трепали лён, чтобы потом сдать его государству, ткали холсты и шили себе и детям одежду, вязали изо льна рукавицы и чуни (тапки).

Продуктов не хватало. Мария Михайловна до сих пор удивляется, как она и её дети остались в живых, ведь нередко все ложились спать голодными.

Жизнь в тылу была не лучше, чем на фронте, только не проливалась кровь. Но несмотря ни на что, люди верили в победу, считали, что рано или поздно, но враг будет разбит, и поэтому мужественно переносили и лишения, и голод, проявляя при этом подлинный героизм.

Шло время... Каждый день Мария Михайловна ждала весточки от мужа. И вот в начале 1943-го приходит долгожданное письмо. К сожалению, оно не сохранилось, но Мария Михайловна хорошо помнила его содержание: «Лежал в госпитале. Был ранен в правую руку – не гнутся два пальца. Сейчас иду в бой под Сталинград. Многим сослуживцам я дал свой адрес. Если что-то со мной случится, они обязательно сообщат». И всё. Это была первая и последняя весточка с фронта. Что с ним? Где он? Никто ничего не знает. Как будто и не было человека никогда. Возможно, Николай Дмитриевич погиб в Сталинградской битве. Но это только догадки.

В «Книге Памяти» имеется запись: «Козлов Николай Дмитриевич. 1912 г.р. д. Плишкино. Кр-ц. Пропал без вести 00.05.1943 г.»

Марии Михайловне в 1943 году было 25 лет. Она продолжала верить, что муж вернётся, и они вместе будут воспитывать детей. Но этого не произошло.

9 мая 1945 года. Мария Михайловна вместе с другими деревенскими женщинами сваливала дрова в реку Сохоть для сплава. Она вспоминает: «Когда шли с работы домой, навстречу нам попался мой деверь и сообщил, что закончилась война. Я заплакала и от радости, и от горя. Радостно было, что наступила долгожданная победа, а горестно оттого, что муж уже не вернётся никогда, хотя… капелька надежды в душе всё же была. А вдруг жив, вдруг возьмёт да и придёт. Все пошли в колхозную контору, где в честь победы давали белые булки».

Этот великий день, День Победы, помнит и дочка Марии Михайловны, Валентина, которой в то время было шесть лет. Она рассказывает: «Летел низко-низко большой самолёт. Мы, дети, выбежали на улицу и кричали: «Война кончилась! Война кончилась!» и прыгали от радости, хотя с трудом понимали, что это значит – «война кончилась».

Валентине и её младшему брату Виктору так никогда и не довелось сказать такое ласковое и нежное слово «папа».





Скачать 278,24 Kb.
оставить комментарий
Б.Л. Васильеву
Дата15.08.2012
Размер278,24 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  4
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх