Программа объединения «Сам себе художник» Возраст детей 7-12 лет. Срок реализации программы 2 года. Титова И. И icon

Программа объединения «Сам себе художник» Возраст детей 7-12 лет. Срок реализации программы 2 года. Титова И. И


Смотрите также:
Образовательная программа объединения «Ниточка-иголочка» Возраст детей 6-14 лет Срок реализации...
Название программы: веер миров срок реализации: 3 года возраст обучающихся: 8-18 лет...
Дополнительная образовательная программа объединения «экоша» Возраст учащихся: с 7 лет Срок...
Образовательная программа «Веселый художник» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации...
Тип программы: авторская Возраст детей: 6 15 лет Срок реализации : 7 лет...
Образовательная программа творческое объединение «я футболист» Возраст детей: 6-15 лет Срок...
Дополнительная образовательная программа «Мастерок» Возраст детей: 6-10 лет Срок реализации: 3...
Рабочая программа для дмш возраст детей 6-8 лет Срок реализации 2 года...
Дополнительная образовательная программа Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 7 9 лет...
Учебная программа «экскурсовод-краевед» Возраст детей: 16-18 лет срок реализации: 2 года...
Дополнительная образовательная программа «Мир театра» Возраст детей: 9-14 лет Срок реализации 3...
Дополнительная образовательная программа срок реализации: 1 год возраст детей : 15-17 лет...



Загрузка...
скачать
Увельский отдел образования.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования для детей

«Центр дополнительного образования для детей».


Утверждаю: ________


Директор ЦДОД Иванько Н.П.

Протокол педагогического

Совета №

«__»_____________200_ г.


Программа объединения

«Сам себе художник»


Возраст детей - 7-12 лет.

Срок реализации программы - 2 года.


Руководитель: Титова И.И.,

1 квалификационная категория.


с. Кичигино

2011 г.


^ Пояснительная записка.


Программа творческого объединения «Сам себе художник»- это введение ребенка в мир искусства, эмоционально связанный с миром его личных представлений о содержании и роли искусства, формирование эстетического восприятия родной природы.

Для осуществления программы «от жизни - через искусство - к жизни» необходима система в обучении, которая определяет последовательность содержания заданий, формы и методы учебной работы.


Цель программы - организовать творческую деятельность ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, развивать творческие способности и навыки, обучить основам изобразительной грамотности, сформировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности, воспитать эстетическое отношение к действительности, к искусству, к народным традициям, к явлениям культуры.


Задачи:

Познавательная:

- развить познавательный интерес;

- познакомить с художественными средствами;

- организовать познавательный процесс окружающей действительности.


Развивающая:

- развить творческое мышление, воображение и фантазию ребенка;

- развивать способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.


Воспитательная:

- способствовать духовному развитию личности;

- создать условия для формирования общественной активности;

- воспитывать художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть духовной культуры.


Обучающая:

- освоить с детьми некоторые профессиональные навыки и знания;

- выявить наиболее одаренных детей в области изобразительного искусства, способных впоследствии продолжить обучение в художественной школе.


При всем многообразии форм учебной работы можно выделить три основные:

  1. Изложение нового материала.

  2. Выполнение учащимися упражнений по отдельным конкретным учебным задачам.

  3. Самостоятельное выполнение учащимися заданий, где полностью раскрываются творческие способности ребенка.

Приведенный порядок этих форм работы представляется наиболее естественным и целесообразным с воспитательной точки зрения. Сначала учащиеся, слушая объяснения и наблюдая показ учителя, знакомятся с новым материалом, затем практически закрепляют этот материал и вырабатывают начальные навыки путем выполнения разнообразных упражнений. И, наконец, переходя к самостоятельным заданиям, включают в творческий процесс создания рисунка, поделки, скульптуры, освоенные ими навыки и знания, как новое средство, новый творческий инструмент для выражения своего замысла.

При обучении изобразительному искусству наблюдения выполняют ориентировочно- познавательную функцию.

Объяснения преподавателя реализуются в исполнительской деятельности учащихся. Это осуществляется в коротких упражнениях, которые могут быть применены при обучении всем видам изобразительной деятельности.

Главное назначение упражнений - способствовать выработке навыков и закреплению материала, кроме того, упражнения вносят в занятия разнообразие, занимательность. Упражнения предусматривают не однозначное решение, а различные варианты, то есть возможность творческого выбора, продолжаются не более 15 минут, выполняются различными художественно- техническими средствами в соответствии с учебной программой. Кроме индивидуальных самостоятельных работ, выполненных по заданию, могут иметь место и коллективные работы.

Большое место в программе уделяется знакомству с различными материалами и приемами работы. Однако в целом ряде заданий программа не определяет технику исполнения и рассчитана на творческую свободу и активность учащегося.


Организация работы творческого объединения:


Программа рассчитана на 2 года обучения:

1-й год - 216 ч.

2-й год - 216 ч.

Программа предполагает обучение детей от 7 до 14 лет.

- состав детей – 17 человек;

- занятие во второй половине дня;

- проводится 2 раза в неделю по 3 часа;

- подведением итогов работы служат выставки, участие в районных, областных, международных конкурсах.


^

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения







п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на практику





1 четверть.

«Чем и как работает художник?»

(Знакомство с различными материалами).










1.

Вводное занятие. Т Б при работе с различными материалами.

Учимся видеть предметы так, чтобы нарисовать.

Упражнения для активизации правого полушария.

3 ч.



30 мин.



2 ч. 30 м.



2.

Техника рисунка как средство самовыражения.

Эксперименты с пустым пространством.

3 ч.





3 ч.

3.

Разминка для глаз и рук (рисуем вслепую овалы, круги, эллипсы, спирали и серии кривых).

3 ч.




3 ч.

4.

Как пользоваться картинной плоскостью. История использования.

«Осенний натюрморт».

3 ч.

30 мин.



2 ч. 30 м.

5.

Пленэр. Что такое рамка – видоискатель. «Рисуем то, что видим в рамке».

3 ч.

15 мин.

2ч. 45 м.

6.

Форма и пространство – полное и пустое. Использование пустого пространства как части композиции. РК.

3ч.

25 мин.

2ч 35 м.

7.

Совершенствуем тональный рисунок.

3 ч.

30 мин.

2ч. 30 м

8.

Простой контурный рисунок. «Овощи и фрукты».

3 ч.

15 мин


2 ч 45 м


9.

Учимся понимать, когда рисунок закончен.

3 ч.

25 мин.

2 ч 35 м

10.

Объём и тяжесть предметов.

3 ч

25 мин.

2 ч 35 м

11.

Как соблюдать масштаб и правильно измерять углы. Размеры объектов в пространстве.

3ч.

30 мин.

2ч. 30 м

12.

Природа – неисчерпаемая кладовая деталей.

3ч.

15 мин


2 ч 45 м


13.

Рисуем старинные лампы и прочие предметы старины.



20 мин.

2ч. 40 м

14.

Птицы, скворечники, кормушки и белки.

3ч.

20 мин.


2 ч 40 м

15.

Пейзаж. Картина со следами вмешательства человека.

3ч.

15 мин.

2ч. 45 м

16.

Перспектива по частям.

Рисуем здания и другие постройки. Архитектурные детали.

3ч.

25 мин.


2 ч 35 м





2 четверть

«Изображение, украшение, постройка – три сферы художественной деятельности.










1.

Знакомство с построением фигуры человека. Лепка из пластилина. Сказка – игра «Как стек помог пластилиновой палочке превратиться в человека».

3 ч.

25 мин

2 ч 35 м

2.


Продолжение знакомства с постройкой. Предложить учащимся построить фантастический город, где будет жить пластилиновый человечек

3 ч.

15 мин.

2 ч 45 м

3.

Знакомство с украшением – декоративный орнамент в технике аппликации. Упражнения с готовыми геометрическими фигурами.

3 ч.

40 мин.

2 ч 20 м

4.

Прикладное искусство:

  • композиционная деятельность. Эскиз прялки «У лукоморья дуб зеленый»;

  • Городецкая роспись. Знакомство с техникой росписи;

  • декоративное панно «Мои четвероногие друзья» (РК);

  • композиция из засушенных растений.

«Осенний натюрморт»;

  • декоративное панно «Цветы»;

  • геометрический орнамент.

Роспись по мотивам

народного творчества

«Платок», «Поднос»;

- мозаика из семян

«Декоративная посуда».


3 ч.


3 ч.


3 ч.


3 ч.


3 ч.


3 ч.


3 ч.


3 ч


25 мин.


40 мин.


25 мин.


20 мин.


20 мин.


20 мин.


15 мин


25 мин


2 ч 35 м


2 ч 20 м


2 ч 35 м


2 ч 40 м


2 ч 40 м


2 ч 40 м


2 ч 45 м


2 ч 35 м

5.

Конструирование из бумаги.

«Бумажные змеи».

«Игрушка на елку». «Гирлянда».

12 ч.

2 ч.

10 ч.

6.

Резервные занятия «Поделки для детей из ненужных вещей»

8 ч.




8 ч.





3 четверть

«О чем говорит искусство».










1.

Знакомство с изображением на плоскости как сферой художественной деятельности

- иллюстрация к сказкам в стихах Б.Заходера «Небывалые звери».

6 ч

1ч. 30 мин.

4ч. 30 м.

2.

Знакомство с настроением и характером персонажей в произведениях искусства (Клоун и Пьеро). Упражнения на сравнение характеров персонажей (Баба – яга, красная шапочка). Знакомство с различными настроениями в жизни и искусстве (радостное и грустное, суровое и нежное и т.д.)

3 ч

50 мин

2 ч 10 м

3.

Наблюдение эмоциональных состояний у животных (любопытство, страх). Рисуем позы животных. Последовательное рисование (РК).

12 ч

2 ч

10 ч

4.

Объемное изображение животных «Карнавал животных» (РК).

3 ч

20 мин

2 ч 40 м

5.

Спокойное и тревожное состояние. Природные явления «Тишина», «Буря».

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

6.

Декоративно-прикладное искусство. Народная игрушка. Игрушка – забава и в то же время произведение народного искусства «Медведь на велосипеде».

6 ч

40 мин

5 ч 20 м

7.

Беседа о суровом, мужественном характере «Богатырские ворота». Былины.

3 ч

1 ч

2 ч

8.

Шутка и игровые ситуации в изобразительном искусстве. Иллюстрации к детским книжкам «Золотой ключик», «Федорино горе».

3 ч

40 мин

2 ч 20 м

9.

Костюмы сказочных персонажей. Аппликация из фантиков, цветной бумаги и ткани.

6 ч

1 ч 30 м

4 ч 30 м

10.

Фриз «Деревья зимой» (РК).

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

11.

Панно «Сказочный город», «Замок». Мозаика из цветной бумаги.


6 ч

1 ч

5 ч

12.

Передача весеннего лирического настроения цветом «Времена года» (РК).

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

13.

Рисование подснежника.

«В лесу, где березки столпились гурьбой, подснежника глянул глазок голубой» Акварель (РК).

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

14.

Пленэр. Рисуем проталины (РК).

3 ч

20 мин

2 ч 40 м

15.

Практическая работа на передачу «доброго» и «злого».

Коллективная игра (две команды рисуют свой парус).

3 ч




3 ч.

16.

Резервные уроки. «Поделки для детей из ненужных вещей».

8 ч




8 ч.





4 четверть

«Что такое художественная речь».










1.

Первичное представление о выразительных средствах искусства. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Рисуем «Огонь». (РК)

3 ч

40 мин

2 ч 20 м

2.

Передача характера и настроения с помощью цвета «Фея», «Добрая бабушка». Портрет.

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

3.

Графические средства изобразительного искусства. Пленэр. Рисуем «Дуб – великан», «Печальная ива», «Кудрявая береза» (РК).

3 ч

40 мин

2ч 20 м

4.

Коллаж «Коврик для игрушки»

- куски ткани разной фактуры и расцветки.

3 ч

40 мин

2 ч 20 м

5.

«Наша школа» – освоение изобразительного пространства.

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

6.

Рисунок по воображению

«Птицы летят», «Звери бегут», «Чайка над кораблем» (РК).

6 ч

50 мин

5 ч 10 м

7.

«Букет весенних цветов» Акварель (РК).

3 ч

25 мин

2 ч 35 м

8.

Резервные занятия

«Поделки для детей из ненужных вещей».

17 ч.




17 ч.




Итого:

216 часов

27 ч.

25 мин.

118 ч.

35 мин.



второй год обучения


п/п


Название темы

Общее кол-во часов

Кол-во на теорию

Кол-во на практику





1 четверть.

«Чем и как работает художник?»










1.


2.

Вводное занятие. ТБ при работе с различными материалами.

Знакомство с бумагой - конструирование объемных форм:

«Морское дно»

«Полевые цветы» Р.К.

3 ч.


3 ч.


30 мин.


15 мин.

2 ч.30 мин.


2 ч.45 мин.

3.

Знакомство с красками - изображение на плоскости.

выполняется гуашью «Осенние листья» технические приемы работы гуашью отрабатываются на упражнениях. Р.К.

3 ч.

20 мин.

2 ч.40 мин.

4.

Эстетическое воспитание действительности - экскурсия в лес; сбор материала (листьев, веток) для работы над композицией на темы осенней природы - композиция на земле «Ковер из листьев». Р.К.

Занятие проходит в форме игры.

3 ч.




3 ч.

5.

Знакомство с техникой «коллаж»- изображение на плоскости.

Выполняется из ткани «Одеяло для куклы»

3 ч.

20 мин.

2 ч.40 мин.

6.

Знакомство с природным материалом - конструирование объемной формы из палочек, сучков, шишек, желудей: «Кто живет в лесу». Р.К.

3 ч.

15 мин.

2 ч.50 мин.

7.

Знакомство с графической линией - изображение на плоскости.

Выполняется линейно:

«Кактусы», «Деревья».

3ч.

15 мин.

2 ч. 45 мин.

8.


9.


10.


Форма, пропорции и строение предметов:

Рисование по памяти или с натуры отдельных предметов (трава, водоросли, забор, деревья).

Вырезание предметов разной формы (овощи, фрукты, листья, посуда).

Короткие зарисовки. Предметы разной формы в сравнении

(стрекоза и бабочка, кузнечик и жук). Р.К.



3 ч.


3 ч.


3 ч.




15 мин.


15 мин.


10мин.



1 ч.45 мин.


2 ч. 45 мин.


2 ч. 50 мин.

11.

12.

13.

14.

Творческий проект.

Творческий проект.

Коллективная работа.

Коллективная работа.

3 ч.

3 ч.

6 ч.

6 ч.




3 ч.

3 ч.

6 ч.

6 ч.





2 четверть.










1.


2.


3.

4.

5.

Знания и умения в области цвета.

Рисование с натуры овощей и фруктов. Р.К.

Фантазия «Светящиеся окна в домах ночью»- аппликация на черной бумаге.

«Цветы в вазе» - гуашь. Р.К.

Иллюстрация к сказке «Баба-яга».

Композиция «День рождения».

3 ч.


3 ч.


3 ч.

3 ч.

3 ч.

10 мин.


10 мин.


10 мин.

15 мин.

5 мин.

2 ч.50 мин.


2 ч.50 мин.


2 ч.50 мин.

2 ч.45 мин.

2 ч.55 мин.

6-7.

«Поделки для детей из ненужных вещей».

6 ч.

15 мин.


5 ч.45 мин.


8-12.

Изготовление новогодних игрушек. Бумагопластика.

32 ч.


2 ч.

30 ч.





3 четверть.

«О чем говорит искусство»











1.


2.

3.


4.

5.

Знакомство с глиной и гипсом.

Лепим объемную игрушку по воображению:

«Слон и слоник».

Лепка декоративной посуды.

Лепка способом спирального наращивания жгутов.

Рельефная лепка «Петушок».

2-3-х фигурная композиция на темы сказок «Три медведя»


3 ч.


3 ч.

3 ч.


3 ч.

3 ч.


15 мин.


10 мин.

10 мин.


10 мин.

15 мин.


2 ч. 45 мин.


2 ч. 50 мин.

2 ч. 50 мин.


2 ч. 50 мин.

2 ч. 45 мин.

6.


7.


8.

Прикладное искусство

Хохломская роспись.

Знакомство с техникой.

Декоративное панно «Фея и снежинки».

Роспись по готовому шаблону по мотивам народного творчества.

«Поднос».

6 ч.


3 ч.


3 ч.

15 мин.


5 мин.


10 мин.

5 ч. 45 мин.


2 ч. 55 мин.


2 ч. 50 мин.

9.

Беседа о суровом, мужественном характере.

Былина. «Богатыри».

3 ч.

15 мин.

2 ч. 45 мин.

10.

Шутка и игровые ситуации в изобразительном искусстве.

«Сказочные герои».

3 ч.




3 ч.

11.

12.

ДПИ.

Работа с гипсом.

3 ч.

12 ч.

10 мин.

15 мин.

2 ч 50 мин.

11ч. 45мин.

13.

Объемное изображение животных. Рисуем позы животных.

Последовательное рисование. Р.К.

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

14.

Мозаика из природного материала. «Кот Мурлыка»

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

15-20.

Индивидуальная творческая работа.

20 ч.


3 ч.

17 ч.





4 четверть..










1.

Выразительные средства искусства. Цветовой круг. Рисуем весеннею композицию.

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

2.

Пленэр. Рисуем первые проталинки. Р.К.

3 ч.

5 мин.

2 ч. 55 мин.

3.

Передача характера и настроения с помощью цвета.

3 ч.

15 мин.

2 ч. 45мин.

4.

Коллективная игра.

Практическая работа на передачу «доброго» и «злого».

3 ч.




3 ч.

5.

Передача весеннего лирического настроения цветом.

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

6.

Фриз «Деревья весной» Р.К.

3 ч.

5 мин.

2 ч. 55 мин.

7.

Рисунок по воображению «Птицы летят». Р.К.

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

8.

Натюрморт. «Весенние цветы».

3 ч.

10 мин.

2 ч. 50 мин.

9.

10.

11.

Работы на конкурсы.

Подготовка творческих работ.

Подготовка творческих работ.

6 ч.

6 ч.

5 ч.

1 ч.

1 ч.


5 ч.

5 ч.

5 ч.




Итого:

216 часов

14 ч.

15 мин.

201 ч.

45 мин.



^ Методическое обеспечение программы.



  1. На первом занятии (вводном) выясняется, зачем ребенок пришел на кружок, что он ждет от занятий, выявляется уровень знаний и проводится инструктаж по технике безопасности.

Метод обучения – поисковый.

Форма обучения – беседа.

2 раздел – знакомство с различными материалами.

Метод обучения – наглядный.

Форма обучения – творческая.

3 раздел – три сферы художественной деятельности.

Метод обучения – репродуктивный.

Форма обучения – творческая.

4 раздел – о чем говорит искусство.

Метод обучения – поисковый.

Форма обучения – беседа.

5 раздел – что такое художественная речь.

Метод обучения – наглядный.

Форма обучения – творческая.

6 раздел – воспитательная работа.

Воспитательная работа включает в себя мероприятия, направленные на сплочение коллектива и повышение культурного уровня воспитанников.

Формы работы – познавательные игры, экскурсии, коллективные работы.

7 раздел – работа с одаренными детьми предполагает подготовку и участие кружковцев в районных, областных и международных конкурсах.

Метод обучения – исследовательский.

Форма обучения – творческая.

^

Условия реализации программы.




Для успешной реализации Программы необходимо:


  1. Материально – техническое обеспечение.

Класс с оборудованными рабочими местами.

Столик – мольберт, на который ставится или прикрепляется натура, картинка, образец. На нем же проводится и показ приемов изображения.

Стенд для организованного просмотра детских работ.

Краски, карандаши (от 2М до 6М), мягкие кисти, баночки под воду, щетинная кисть, клей.

Палитра – для подачи красок на столы, мягкие, гладкие тряпочки (10-15 см)

Природный материал.

Бумага - разнообразная по размеру и формату, различных цветов и оттенков, в основном мягких, приглушенных тонов.

  1. ^ Учебное - методическое обеспечение.

Произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства.

Скульптуры малых форм.

Трафареты, карточки.

Конечный результат.


1 год обучения.

К концу первого года обучения дети должны:

  1. Иметь представление о предмете.

  2. Знать что такое композиция, пейзаж, эскиз.

  3. Уметь пользоваться картинной плоскостью.

  4. Владеть выразительными средствами изобразительного искусства.


2 год обучения.

К концу второго года обучения дети должны:

  1. Иметь представление о мире изобразительного искусства.

  2. Знать формы, пропорции, строение предметов.

  3. Уметь рисовать с натуры, используя знания и умения в области цвета.

  4. Владеть техническими приемами изобразительного искусства.



Литература для учителя:



  • программа по изобразительному искусству преподавателя, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РСФСР Б.М.Неменского;

  • материалы к проведению экспериментов по определению содержания преподавания изобразительного искусства руководителя, кандидата педагогических наук Б.П.Юсова;

  • методические рекомендации из опыта работы заслуженного работника культуры П.Ф.Рябова;

  • практическое пособие Лорен Жарретт и Лизы Ленард «Для тех, кто хочет изучить основы техники рисунка».



^ Литература для учащихся:


- Н. П. Коноплева. Вторая жизнь вещей.

- З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи.

- М.И. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей.

- Мэри Энн Ф. Колль. Глина и тесто.

- В.В. Финягин. Уроки ремесла.

- Лорен Жарретт и Лиза Ленард. Шаг за шагом.


^ Чем и как работает художник.


Учимся правильно видеть.


Учиться рисовать – это значит видеть- то есть видеть правильно, - а это понятие включает в себя не просто работу глаз, а нечто большее.

Кимон Николадис.


Вы можете считать искусство рисунка своего рода волшебством и даже внушить себе, что оно выше вашего понимания. Тем не менее рисование было и остается одним из элементарных навыков, который вы можете освоить так же, как умение ходить, кататься верхом или на велосипеде - и даже завязывать шнурки на ботинках!

Коротко говоря, рисовать - это значит показывать другим людям, что и как вы видите. Рисунок одновременно является и основой для других видов изобразительного искусства, и тем чудесным зеркалом, в котором отражается неповторимая поэзия самых простых на первый взгляд вещей.

Из всех способов использования простой линии для взаимного общения рисование является самым основным. Нам известно, что рисунок родился задолго до письменности, - и не исключено, что он опередил и саму речь. Для первобытных людей рисунок мог содержать жизненно важную информацию – к примеру, какие травы съедобные, а какие помогают заживлять раны. В доисторические времена рисунок служил для…

  • обмена мыслями и сведениями;

  • прославления и запечатления для потомков каких-то событий;

  • отправления религиозных мистерий;

  • выражения почтения и благодарности;

  • выражения своих пожеланий и грез.


Тайна рисунка вовсе не является тайной: все дело в умении видеть, чтобы потом перенести на бумагу то, что мы увидели.

Обучение видеть и рисовать сводится к пяти основным навыкам:

  1. Восприятие границ предметов.

  2. Восприятие пространства между предметами.

  3. Восприятие связи между предметами, или видение.

  4. Восприятие света и тени, или формы.

  5. Восприятие картины в целом, или образ.



Упражнения для активизации правого полушария.


Итак, вы приготовили карандаш, бумагу, ластик и доску или просто твердую поверхность. Я покажу вам два упражнения, чтобы вы сами оценили, как по - разному видят одни и те же вещи оба полушария. Это будет классическое упражнение «профиль/ ваза – ваза/ профиль» и упражнения на копирование.

  1. Нарисуем профиль копируя тот, что на образце.

  2. Рисуя профиль, думайте о каждой изображаемой вами части лица и называйте их про себя: лоб, глаза, нос, верхняя губа, рот, нижняя губа и подбородок.

  3. Чтобы успешно выполнить это упражнение, нарисуем профиль, повернутый влево.

  4. Когда вы нарисуете профиль, проведите горизонтальные линии сверху и снизу.

  5. А теперь повторите ваш профиль с другой стороны, снова мысленно представляя каждую его часть и называя их про себя.

  6. Нарисуйте зеркальное изображение профиля, чтобы все вместе превратилось в контур вазы.


Умение переключиться с одного полушария на другое означает умение по-разному видеть вещи. Освоив механизм такого переключения, вы очень быстро обнаружите, что оно очень полезно во всех отношениях и помогает разрешить самые неожиданные проблемы!


^ Учимся пользоваться пустым пространством.


Не надо пугаться слова «пустое». Рисуя перспективу, вы должны думать о форме и пространстве как о взаимозаменяемых вещах. Полная форма равно пустому пространству. Полное пространство равно пустой форме. Давайте нарисуем простой стул или стол с перекрестными планками между ножками – любой объект, внутри которого были бы заключены несколько пространств. Обычно вы начинаете с какой-то части и формы – в данном случае формы пустого пространства. Пожалуй, мы могли бы назвать это «частью пространства» - основной формой, которую вы увидите и от которой перейдете к следующей части рисунка. Помните о том, что эта самая «часть пространства» находится где-то внутри или снаружи стула.

- рассмотрите, как соотносятся углы сиденья, спинки и ножек,

- прикройте один глаз и постарайтесь « увидеть» часть пространства, пока она не покажется более реальной, чем сам стул, пространство выйдет на первый план и станет видимым, тогда как сам стул поблекнет или вообще исчезнет,

- по мере того как вы будете рисовать различные формы пустого пространства, вам будет с каждым разом все легче увязывать новую форму с теми, что уже нарисованы. И в конце концов пространства вокруг стула покажут на рисунке сам стул! (упражнения по образцу)


^ Разминка для глаз и руки.


Все, что видит глаз, может нарисовать рука.

Микеланджело


Точно так же, как вы когда-то совершенствовали каллиграфию, без конца выводя строчка за строчкой какую-нибудь заковыристую букву, почему бы не попрактиковаться в каких-нибудь других знаках перед тем, как начать рисовать? Попробуйте изобразить несколько кругов, овалов и эллипсов (между прочим, длинный, изящный овал не так-то просто дается даже мастерам!) Нам не помешает нарисовать целую серию кругов, меняя их размеры или соединяя в цепочки. Сойдет что угодно - спирали, яйца, пули и даже старательно рассчитанные закорючки.

Теперь попрактикуйтесь наносить на бумагу различные линии, которые могут понадобиться вам для рисунка:

- прямые;

- изогнутые;

- параллельные;

- перекрещивающиеся;

- перекрывающие друг друга;

или

- одиночные;

- сплошные;

- прерывистые;

- пунктирные.

(см. образец)



^ Картинная плоскость.


Картинная плоскость - это воображаемая прозрачная плоскость перед вашими глазами, через которую вы видите окружающий мир подобно тому, как видите его через окно. Леон Батиста Альберти, великий художник времен Ренессанса, в свое время обнаружил, что легко может изобразить сценку на улице, набросав ее прямо на оконном стекле. Он назвал это «окном, отделяющим наблюдателя от самой картины». А немецкий художник эпохи Ренессанса, Альберт Дюрер, так воодушевился записками Леонардо да Винчи, что сам изготовил картинную плоскость для себя.

Как пользоваться картинной плоскостью? Хорошая модель – ваши руки.

  1. Удобно положите руку на стол. Кисть может лежать как угодно: сжатой, расслабленной, повернутой.

  2. Снимите колпачок с маркера.

  3. Поместите плексиглас между собой и своей рукой – и добейтесь как можно более устойчивого равновесия.

  4. Посмотрите на руку сквозь пластик. А теперь посмотрите на руку так, словно видите ее, изображенной на пластике.

  5. Прикройте один глаз и аккуратно обведите то, что видите, прямо на пластике. Не спешите. Нарисуйте каждую линию вашей руки и того, на что она опирается.

Вы изобразили свою руку с ненормально укороченными пальцами, потому что рисовали только то, что могли увидеть на пластике- то есть на картинной плоскости между вами и вашим объектом!

История использования картинной плоскости (от великого художника времен Ренессанса Альберта Дюрера до импрессиониста Винсента Ван Гога).

Рисование осеннего натюрморта, используя картинную плоскость.


^ Рамка – видоискатель.


Рамка - видоискатель – это простое приспособление, помогающее вам выделить объект для рисунка и затем сфокусировать на нем свое внимание. Как мы уже обсуждали, изображение, заключенное в рамку, легче увидеть, а деления, нанесенные на рамке, становятся точками отсчета для определения различных линий, форм и взаимоотношений между ними. Самый примитивный «Видоискатель» можно соорудить из ваших собственных рук, составленных в виде рамки. Таким образом, вы увидите только те предметы, что заключены внутри ее границ.

Демонстрация иллюстраций с изображением простых по изготовлению рамок – видоискателей.

Изготовление рамки.

А теперь настало время совершить экскурсию в пространство.

Теперь, когда у вас имеется собственная рамка - видоискатель, попробуйте с ее помощью что–то нарисовать.


^ Форма и пространство


Для большинства рисунков бывает достаточно простой, четкой контурной линии, чтобы передать все, что необходимо. Первым делом сосредоточимся на том, чтобы правильно передать форму и пространство. Вспоминаем симметричность и асимметричность. Тональные исправления не заставят опуститься на стол повисшую в воздухе тарелку и не превратят два плоских яблока в круглые, если вы не позаботились отвести каждому из них достаточно пространства на своем рисунке и налепили их друг на друга. Индивидуальная работа с карточками. Рисуем простые формы в пространстве.


^ Совершенствуем композицию и тональный рисунок.



  1. Выберем несколько предметов и составим из них свою композицию. Посмотрим на нее через рамку-видоискатель. Выбираем формат у рисунка (вертикальный или горизонтальный). Начертите на бумаге прямоугольник, пропорциональный выбранной вами рамке, и слегка обозначьте осевые линии, чтобы было легче расположить композицию на бумаге.

  2. Посмотрите, как источник света влияет на вид композиции. Освещаем композицию с разных точек: спереди, сбоку или сзади, и сравниваем все эти варианты. Выбираем тот, который нам понравился больше всего.

  3. Разместите свою композицию в пространстве и соответствующим образом перенесите ее на бумагу. Не забывайте о своих помощниках: осевых линиях, рамке и пластиковой картинной плоскости.

  4. Нанесите несколько предварительных основных линий, а потом набросайте самые простые формы, направления и углы.

  5. Проработайте видимые формы как части заполненного пространства. Обратите внимание на форму пустого пространства.

  6. Внимательно рассмотрите каждый предмет из своей композиции и «расскажите» о нем все, что сможете.

  7. Выполните тональную шкалу на полях рисунка или на отдельном листке.

  8. Постарайтесь рассмотреть каждую часть своего рисунка с точки зрения интенсивности тона, сравнивая ее со своей шкалой и находя соответствующий ей тональный участок.

  9. Обратите внимание на светлые и темные зоны рисунка.

  10. Проработайте форму светлых участков, затем участков со средней освещенностью и, наконец, темных зон.

  11. Сверяясь с тональной шкалой и тем, что вы видите, продолжайте тонировать свой рисунок, прорабатывая все участки от самых светлых до самых темных. Работайте над рисунком как над единым целым, не делите его на части, чтобы заканчивать их поочередно. Сгущайте тона постепенно, слой за слоем.



Простой контурный рисунок.


  1. Выбираем композицию.

  2. Используем рамку видоискателя, чтобы посмотреть на композицию.

  3. Определяем, где проходят осевые линии.

  4. Легкими линиями делаете набросок так, как видите.

  5. Изображение расположите на пересечении главных осей в прямоугольнике вашей бумаги.

  6. Определите основные формы в ваших объектах и их относительное расположение друг возле друга.

  7. Проверьте точность центра.

  8. Проверьте общий вид.

Рисуем овощи и фрукты с натуры.


Учимся понимать, когда рисунок закончен.


Работу можно считать завершенной, если вы изобразили все до единой формы, части пространства, светлые зоны, участки светлой освещенности, темные пятна и тени в своей композиции и уравновесили их так, что композиция обрела объем и не повисла в пространстве.

Когда папа Римский спросил Микеланджело, когда он закончит работу над росписью Сикстинской капеллы, он ответил: «Я закончу, когда закончу». Подобно Микеланджело, вы можете считать, что закончили, когда ваш рисунок вам понравится.

Использование карточек «Добиваемся гармонии».


^ Как передать объем и тяжесть предметов.


Кьяроскуро - итальянское слово. Оно обозначает игру света и тени. Для нас это прием, позволяющий при помощи тонирования сделать более реалистичным изображение объекта, придав ему видимость объема и веса. - Изучение композиций, обсуждение контрастов между темными и светлыми зонами.

- Создание своей композиции.

- Выделение темной и светлой зоны, использование тональной шкалы.

Никакое, даже самое искусное, тонирование не передаст ощущение объема и тяжести вашего объекта, если у него не окажется достаточно пространства, чтобы выглядеть трехмерным. Только при этом условии контуры более плоских объектов и светотень более объемных элементов композиции уточнят их разницу в весе.


^ Как соблюдать масштаб и правильно измерять углы.


Масштаб задает размеры объектов в пространстве.

Наши глаза – чудесный тонкий оптический прибор, благодаря которому мы пользуемся бинокулярным зрением и видим пространство трехмерным.

Эксперимент с листком бумаги:

  1. Возьмите два предмета одинакового размера. Один поместите возле себя, а другой в дальнем конце комнаты.

  2. Сверните из бумаги трубку и посмотрите через нее на тот объект, что находится рядом.

  3. Подгоните диаметр трубки таким образом, чтобы объект вплотную вписывался в ее края.

  4. Теперь нацельте трубку на объект в дальнем конце комнаты. Он оказался меньше, верно? Это и есть та разница в масштабе, которую вы должны видеть и рисовать, чтобы поместить трехмерное пространство на своей двумерной плоскости рисунка.

Вы можете измерить углы уменьшающихся плоскостей относительно горизонтальной или вертикальной оси, не прибегая к правилам перспективы.

Поднесите к глазам рамку- видоискатель и запомните, как выглядит нужный вам угол относительно одной из ее сторон. Сделайте необходимые отметки на горизонтальной или вертикальной стороне рамки и изобразите на бумаге точно такой же угол. В качестве горизонтальной или вертикальной оси вы также можете использовать свой карандаш. Запомните, как проходит нужная вам линия относительно карандаша, и воспроизведите ее на бумаге.


^ Природа – неисчерпаемая кладовая деталей.


Выберите в качестве нового объекта ветку комнатного растения или цветок из сада.

  1. Сядьте и посмотрите на ветку или цветок, как будто увидели их впервые.

  2. Проследите за направлением роста, длиной и толщиной стебля. (Демонстрация открыток, зарисовок…)

  3. Определите порядок, в котором располагаются на стебле листья.

  4. Постарайтесь определить форму листьев, пользуясь визуальными терминами: какие из основных геометрических фигур им соответствуют?

  5. Определите пропорции.

  6. Создаем ботанический рисунок, сохраняя гармонию между линиями, тоном и фактурой.



^ Рисуем старинные лампы и прочие предметы старины.


Старинные вещи – будь это лампы, столы или даже древний Лизин «ундервуд» - являются превосходными объектами для рисования. Как правило, они необычны и являются любопытными вещами, не требующими дополнительных предметов для удачной композиции.

Составляем непривычные сочетания из таких вещей, которые обычно не лежат рядом, и делаем зарисовки. Рисунки могут быть выполнены и в классическом, и в комическом стиле.


^ Птицы, скворечники, кормушки и белки.


В наших садах могут обитать многие птицы, и даже вездесущие белки. Конечно, вам следует стараться нарисовать все, что вы наблюдаете у себя в саду. Кроме того, скворечники и кормушки обогатят ваш опыт в изображении перспективы. Вы можете подвесить их на разной высоте и рисовать в неформальной относительной перспективе, или поупражняться в формальной перспективе с двумя точками схода. Постепенно вы научитесь видеть эти предметы и рисовать их под любым углом и на любом уровне зрения.

Ни птицы, ни белки не сидят на месте, поэтому можно сделать множество зарисовок, фиксируя их позы, формы и пропорции.


^ Пейзаж со следами деятельности человека.


Далеко не все вокруг сотворено самой матерью – природой, и куда ни глянь – повсюду мы натыкаемся на предметы, созданные человеком. Будь это забор, перегораживающий поле, или лодка, качающаяся на волнах залива, или башня замка, оседлавшего горный утес,- предметы, созданные человеком, могут придать вашему пейзажу самое неожиданное измерение. Конечно, есть еще пейзажи, совершенно свободные от следов деятельности человека, но с каждым годом найти такие места становится все труднее. В наши дни человек успел наследить почти повсюду – будь это даже просто дорожная колея, которую мы еле видим.

Дороги, стены и изгороди – те части пейзажа, которые определяют направление взгляда и делают изображаемый вами вид интересным и полным жизни. Дорога, стена или изгородь, убегающие в даль между холмами, могут внести в ваш рисунок драматическую ноту и рассказать целую историю. Например, полуоткрытые ворота вызовут у зрителя желание заглянуть внутрь, чтобы узнать, что находится за ними, - а значит, ваш рисунок разбудит воображение.

Ваш мир таков, каким вы его создали, так и изобразите его таким, каким бы хотели увидеть.


^ Перспектива. Архитектурные детали.


Перспектива – это свод правил, объясняющих, как нужно рисовать объекты в пространстве и делать поправку на разницу между тем, что видит наш глаз, и тем, что знает об объекте наш разум – или считает, что знает. Перспектива всегда с трудом покорялась художникам, и многие из них, подобно Ван Гогу, прибегали к разного рода ухищрениям, чтобы правильно увидеть и нарисовать объекты в пространстве. Вам тоже может показаться, что справиться с перспективой будет не так-то просто. Перспектива- это восприятие удаленных объектов меньших по размерам, чем те, что ближе к нам. С французского – это «обман зрения».

Каждый дом неповторим – так же как и его хозяин. Будь это городской дом или сельский – он требует от художника умения изображать перспективу и создавать композицию, простую или сложную.

Триптих – это картина, включающая в себя три отдельных полотна, чаще всего связанные между собою, что создает большую композицию, объединяющую в целое все три части. Особенно популярны были триптихи у художников Возрождения, создавших алтарные росписи, однако их пишут и в наши дни.

Ваше здание может стать небольшой деталью пейзажа.


^ Изучаем и рисуем животных.


Как сказал Александр Кэлдер, животные – это движение. Умение поймать это движение будет первым шагом в работе над динамичными изображениями животных.

Первобытные люди покрывали стены своих пещер изображениями животных в простодушном стремлении познать их, приблизиться к ним, выследить их, воздать им должное, использовать их, научиться у них чему – то новому, взять над ними верх и выразить им свое поклонение.

Давайте начнем с того, что изобразим на бумаге основные пропорции и формы.

- делаем набросок нескольких основных поз и жестов или движущихся линий, представляющих отдельные конечности или направление движения в целом.

- найдем основную единицу для сравнительных замеров.

- измеряем форму, пространство или длину животного и соотнесем эти размеры с остальными размерами тела.

- теперь попытайтесь представить тело животного как сочетание простых геометрических форм самых различных размеров и под самыми разными углами, соотносящихся друг с другом.

- для наглядности сначала представьте эти формы с четкими и грубыми краями, а потом постарайтесь эти края смягчить

- рисуем части тела объемными, а не плоскими.

Изучаем как можно больше поз, жестов, ужимок и гримас животного. Посвятим один набросок выражению головы, в другом сосредоточим внимание на фактуре шерсти, в третьем постараемся уловить необычную позу или движение. Вы и сами удивитесь, как много нового узнаете о животных.


^ Знакомство с построением фигуры человека.


Вспоминаем упражнения в изображении натюрмортов, когда вы практиковались в разделении предметов на составляющие их простые геометрические формы. Сочетания эллипсоидов, цилиндров и параллелепипедов – отличный способ научиться изображать фигуры в пространстве. Для практики вы можете придумать стилизованную фигуру из палочек, или изобразить тело человека в виде серии пропорциональных эллипсов, или представить его как сочетание цилиндров и параллелепипедов. Знакомимся с разными типами сложения и изучаем пропорции тела человека от младенчества через переходный возраст до зрелости.


^ Декоративность и композиция.


Декоративная живопись рассматривается как обособленная отрасль изобразительного искусства с технической стороны. Это – театральная декорация, декоративное панно, роспись стен и тому подобные разновидности живописи, требующие своих особых технических приемов, материалов, инструментария и подготовки основания.

Декоративная живопись рассматривается и с творческой стороны как особая отрасль изобразительного искусства, в задачи которой входит украшение и оформление предметов быта и архитектуры; отрасль, которая может включить огромное количество тем, начиная с орнамента и кончая многофигурной сюжетной композицией.

Термин «декоративный» всегда указывал на функцию украшения. Декоративный – значит украшающий.

Вспоминаем виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство…

Выделяем декоративно – прикладное искусство и вспоминаем росписи, используя раздаточный материал.

Композиция - обозначает тот или иной порядок в элементах картины, в расстановке предметов, людей, всей обстановки события, порядок в распределении форм, объемов в пространстве, порядок в линиях и пятнах на плоскости картины, в декоративном облике ее поверхности.

Итак, композиция в узком смысле этого слова – это установленный порядок. В широком смысле – это идеология художника, положенная в основание произведения.

Натюрморт – это композиция из выбранных вами неподвижных объектов, расположенных так, чтобы подчеркнуть их форму, а также пространство или еще какие-то особенные эффекты, обратившие на себя внимание.


^ Бумажная пластика.


Ты, конечно, знаешь, что на бумаге не только рисуют, но это и материал, из которого можно сделать много интересных вещей: игрушки, маски, макеты зданий, упаковки и многое другое.

Лист бумаги может быть разных размеров и формы. Чаще всего ты встречаешься с прямоугольным листом, из которого с помощью ножниц можно вырезать фигуры различного размера и формы: круглой, овальной, треугольной и любой другой.

Рассматриваем варианты объемных и рельефных композиций из полосы: декоративные узоры, портреты, фигурки животных, головные уборы (рисунки и схемы с сопроводительным текстом).

Какую бумагу выбирать для работы? Для объемных устойчивых композиций (вазы, шапочки, куклы, туфельки и другие декоративные композиции) лучше плотную, но не картон. Тонкая писчая бумага (для офисной техники) используется для изображения зверюшек, моделирования прически, в декоративных рельефах.

Какого цвета бумага подходит для объемных и рельефных композиций? Лучше всего – белая, а также светлых тонов – бежевая, светло серая, нежно голубая и т. д. Почему бумагу ярких цветов лучше не использовать? На предмете светлого тона четче виден объем, то есть контраст освещенных и теневых поверхностей предмета формирует более точное представление о его характере. На ярких цветных предметах тоновой контраст теряется, поскольку преобладает цвет.

Каким клеем лучше пользоваться? Конечно, клеем ПВА – он не оставляет следов после высыхания и не коробит бумагу.

О ножницах. Длинные ровные разрезы выполняй большими ножницами широким шагом, то есть раскрывай их шире. Мелкие детали лучше вырезать маленькими ножницами.


Пейзаж.


Наша земля во всей своей красе, могуществе и совершенстве всегда завораживала души художников. Мы всегда стараемся разобраться в чувствах, навеваемых тем или иным местом, и обращаемся при этом к пейзажам. Они могут привлечь наше внимание тем, что кажутся уютными и знакомыми, или тем, что завораживают своей экзотикой, чуждостью, а подчас и скрытой угрозой. Тем не менее они все нам нравятся.

Даже самую знакомую и привычную сцену можно увидеть по – разному. Вы сами сделаете выбор. Пейзаж бывает трех видов:

  1. Объекты природы крупным планом: их вид, форма, пропорции, детали и фактура.

  2. Средний план предполагает, что у пейзажа есть передний план с некоторыми деталями, объектами или строениями на среднем плане и некоторое пространство на заднем плане.

  3. Большая картина, полная пространства, перспективы и могучих синих гор вдалеке.

Дальние виды должны иметь какие– то детали на переднем плане для передачи глубины пространства.

Обрамляем вид, определяем линию горизонта, размещаем наш вид на бумаге, соблюдаем правила о пространстве, прорисовываем мелкие детали, вспоминаем сетку тональной шкалы и делаем светотеневую моделировку.

По ходу занятий рассматриваем картины художников пейзажистов.




Скачать 400,92 Kb.
оставить комментарий
Дата22.07.2012
Размер400,92 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх