«Дорогами народных традиций. Изготовление кукол» Автор: Баязитова Яна, 12 лет icon

«Дорогами народных традиций. Изготовление кукол» Автор: Баязитова Яна, 12 лет



Смотрите также:
Программа «Музейная ночь-2010» (19. 00-02. 00): 19. 00 Открытие акции «Музейная ночь»...
Положение о проведении Фестиваля народных традиций Общие положения...
Обрядовая программа с использованием народных песен, преданий и гаданий...
«Дорогами народных традиций» как одна из форм поддержки...
1. Основные черты русского народного костюма...
I международной выставке коллекционных кукол и мишек Тедди "вернисаж кукол в Воронеже" Россия...
Задачи : воспитывать негативное отношение к вредным привычкам...
Психологическая концепция информационного реконструирования народных традиций физической...
Ii международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина»...
Программа : «Культура и быт Костромского края» Программа рассчитана на детей 10 16 лет...
«Шокто, гармонь»...
Опыта



скачать


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»


Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»


Тема:

«Дорогами народных традиций. Изготовление кукол»


Автор: Баязитова Яна, 12 лет,

Россия, город Озёрск


Руководитель: Горбунова И.А.

педагог дополнительного образования


2012 год

Оглавление


  1. Введение………………………………………………………………..2

  2. Основная часть…………………………………………………………3

А.История куклы……………………………………………………….3

Б.Технологические материалы………………………………………..9

  1. Проектная часть ………………………………………………………11

  2. Заключение …………………………………………………………….12

  3. Список литературы ……………………………………………………13

  4. Приложения ……………………………………………………………14


Введение

В городе Челябинске несколько лет проходит тематическая выставка кукол «Золотой ключик», участником которой я являлась. Номинации выставки: интерьерная, традиционная и сказочная куклы. Побывав в этом году на открытии, меня поразило разнообразие материалов, из которых были изготовлены куклы и то, как они помогают создать образ и подчеркнуть композицию. Я видела кукол из соломы, из кожи, из бумажной массы, из текстиля, из керамики, из папье-маше. Изделия оригинальны, в каждой своя изюминка, свой еле уловимый, неповторимый шарм.

^ Цель моего проекта: внимательно рассмотреть экспонаты выставки и сделать кукол из различных материалов.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю кукол

  2. Рассмотреть различные материалы: ткань, папье-маше, керамику, пластилин, стекло

  3. Посмотреть, как сочетание материалов влияет на хорошо известные образы.


Основная часть.

История куклы.

Итак, что же такое куклы, откуда они появились, как стали предметом коллекционирования и неотъемлемой частью интерьера. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте окунемся в историю.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

  1. детская игрушка в виде фигурки человека

  2. в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом):

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры».

Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это - "бить баклуши". Баклуши получались разные. Какая уже, какая - шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера - гусара.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. А в центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание. Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Если женщина теряла ребенка, тоже делала куклу и ухаживала за ней, как за сыном или дочкой. Считалось, что это поможет душе умершего освоиться в загробном мире, а матери - смириться с горем. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.

В прошлом веке народную куклу вытеснили серийные игрушки. Но сейчас спутницы игр наших бабушек возвращают себе утраченную роль, возрождаются их забытые секреты... Рукотворная народная кукла занимает особое место в причудливом кукольном мире. Она не только игрушка, которая забавляет и не предмет для украшения интерьера, издавна кукла в центре многих календарных и семейных событий. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому - то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла - полено спасла человека.

Появились и другие куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило...

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем "отдавали" богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

С незапамятных времен закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Очевидна ее связь с персонажем языческой мифологии - Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Кукла - как - символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много".

Благожелательным символом, знаком счастья и прибыли, пожеланием потомства были в Калужской губернии "домашние семейные куклы", которых делали на масленицу в домах, где жили молодожены.

Такая небольшая тряпичная кукла держала на руках ребенка. Этих кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны. Их сжигали на костре, как большое соломенное чучело, а хранили много лет.

^ Славянские куклы. Тряпочные куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались хороши, и она делала их на заказ.

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица - это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега. Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

Новый материал, обусловивший переворот в кукольном деле, - папье-маше (смесь, бумаги, песка, цемента и муки) был внедрен в производство в 20-х годах 19в. Кукольником Фридрихом Миллером. Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии превратиться в королеву европейского игрушечного производства. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются на фарфора - глазурованных и бисквитных. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора. Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, с неподвижными глазами, позднее парики изготавливали из мохера или настоящих волос, глаза открывались и закрывались. Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше. Конечности соединялись с телом при помощи веревочек, резинок, шарниров.

Кукольные театры путешествуют по миру, рассказывая людям старинные истории. Куклы поучают, развлекают, воспитывают.

Существует 4 основных вида кукол:

  • Перчаточные, которые надевают на руку, как перчатки, когда шевелишь пальцами, кукла приходит в движение.

  • Теневые - плоские фигурки, которые могут быть как ярко раскрашенными, так и просто темными. Если держать их перед куском материи, направив сзади на них яркий свет, то на ткани, как на экране телевизора, видны их тени.

  • Простые или «куклы на палочках». У таких кукол руки и голова крепятся к палочкам, если ими подвигать, кукла оживает.

  • Верёвочные куклы (марионетки). Они подвешены на веревочках, которые двигаясь, заставляют куклу ходить и танцевать.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушка, а в жизни взрослого человека им также отведено значительное место: они украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.


^ Технологические материалы.

Рассмотрим некоторые материалы, используемые в проекте.

Стекло – древний, хрупкий, загадочный материал. Из стекла делали бусы, посуду, использовали его свойство прозрачности, вставляя в окна витражи. Научились красить стекло различными солями и минералами.

Красота, прозрачность и внутренняя легкость стекла привлекает человека уже много веков. Особенность его структуры позволили использовать технологию фьюзинг.

Стекло не имеет жесткой молекулярной структуры. Нам оно знакомо в трех состояниях – твердом, жидком и переходном пластичном (размягченном). Понаблюдаем за горящей свечой и увидим, как плавится воск. Именно этот эффект используется в фьюзинге: окрашенные стекла складываются между собой. Стекла могут быть одного или нескольких цветов и разной цветовой насыщенности.

Ткань – полотно, состоящее из переплетенных между собой нитей. Она разделяется по происхождению на натуральные ткани (лен, хлопок, шелк, шерсть) и ткани химические.

Основу любой ткани составляют волокна. Натуральные волокна – это:

  • Волокна растительного происхождения (лен, хлопок)

  • Волокна животного происхождения (шелк, шерсть)

Лен относится к группе лубочных волокон. Лен – это одно или многолетнее травянистое растение с белыми, голубыми или розовыми цветами. Лен цветет через 2 месяца после посева. Убирают лен, когда поспевают коробочки с семенами. При сборе льна стебли выдергивают полностью вместе с корнем и раскладывают в поле, чтобы прошло отделение волокон от тканей стебля. Подсушенное волокно связывают в снопы и моют на льнозаводах, треплют и производят из него прочное волокно.

Для производства тканей выращивают лен долгунец. Льняное волокно обладает прочностью, гибкостью, гигроскопичностью. Выращивать лен начали еще в древности, в Китае, в странах средиземноморья. Около 6500 лет до н. э. в Турции производили льняное полотно. Ткацкое производство на основе льна очень трудоемкое. Сейчас лен долгунец выращивается в основном в России и Польше.

Хлопок вырабатывается из прядильной культуры хлопчатника. Хлопок – это род травянистых растений и кустарников с большими белыми, желтыми или красными цветами.

После 3 дней цветения, лепестки опадают, и начинается развитие плода – коробочки. Коробочка разделена перегородками на 3-5 отделений, в которых имеется 6-9 семян с волокнами – летучками. Волокно созревает через 2 – 3 месяца. Когда коробочка созрела, она растрескивается, створки дольки раскрываются, и в каждой из них находится до 140 тысяч волокон.

Ткацкое производство на основе хлопка появилось в Индии около 2750 – 3200 лет до н. э. и в Перу около 3000 лет до н. э. Примерно в этот же период возникло хлопкосеяние и в Судане. Поэтому на первенство в начале производства хлопка претендуют три континента: Азия, Америка и Африка.

Бывают однолетние и многолетние виды хлопка. В России в основном выращивают однолетний, средневолокнистый и тонковолокнистый сорт. Последний сорт обладает очень ценными свойствами: маленькой толщиной и большой длинной волокон.

Ткани широкого использования: ситец, бязь, миткаль – производят из средневолокнистого хлопчатника.

С глубокой древности ткани раскрашивали. Один из способов – набей. На деревянную поверхность наносится рисунок. Он отсекается резцами на глубину 5 мм. На полученный рельефный рисунок наносится краска. Наложении на ткань дает соответствующий рисунок. Одним из излюбленных рисунков на хлопковых тканях в России 19 века были «огурцы».

Керамика – это обожженная глина. Глина – один из самых древних природных материалов, освоенных человеком. Она бывает белой и красной. Лепят не из чистой глины, а из глиняного теста, добавляя в него песок, шамот. Красная глина – легко – плавкий материал, белая глина наоборот тугоплавкая. Второе название белой глины каолин. Из глиняного теста в Китае научились делать фарфор, затем тайна фарфора была открыта во Франции и Германии. Фарфор использовался при изготовлении кукол.


^ Проектная часть.

Первая работа – сюжетная композиция по русской народной сказке «Курочка ряба». Я сделала старика со старухой. Эти куклы можно назвать марионетками, можно назвать интерьерными. Они могли бы послужить украшением деревенского дома, например на даче.

Донести до нас образ помог выбор материала – я предпочла ситец, рисунок которого напоминает «огурцы» старинные набивные ткани. Красота ситца заставила вспомнить куклы - «закрутки», где детали скручивались и завязывались, поэтому использовать иголку не хотелось. Туловище, ноги, руки куклы сделаны из одного куска ткани. Они задрапированы. Голова сделана из папье-маше и повторяет форму крынок разной формы и размера. Папье-маше – техника изготовления театральных кукол, поэтому это куклы – марионетки и при желании с ними можно поиграть. Итак, в основу замысла лег материал – ситец, который был прорисован в эскизе и выполнен в материале.

Сочетание папье-маше и текстиля, послужило основой для другой интересной куклы. Ею стала «Муха – Цокотуха». После разработки эскиза, сделала выкройку в натуральную величину, слепила муху из пластилина, облепила бумагой и обклеила текстилем в черно – белой гамме, который в сочетании с папье-маше придает образу большую выразительность.

В коллективе «Волшебная глина» есть возможность заниматься фьюзингом – плавлением стекла. Стекло – материал прозрачный, блестящий, загадочный. Именно эти свойства послужили идеей для создания интерьерной куклы.

Я решила сделать царевну – лебедь по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Самым красивым у царевны мне кажется прическа и кокошник. Я подбирала стекла разного размера, цвета и разных оттенков. Выложила стеклышки на зеркале и поставила в печь. После обжига специальными фломастерами дорисовала лицо. Получилась панно – кукла, которой можно украсить интерьер.

Последнюю свою работу, куклу «Дюймовочку», по сказке Г.Х.Андерсена, я решила выполнить из глины. Для работы взяла белую глину. Слепила сначала пышную юбку и украсила ее «лепестками роз». Затем слепила маленькое туловище, ручки и головку, чтобы образ получился хрупким и изящным.


Заключение.

Изучив экспонаты выставки кукол «Золотой ключик», познакомившись с историей кукол, освоив различные материалы, я сделала небольшую выставку своих кукол, которыми можно украсить дом и подарить друзьям. Цель проекта выполнена, работать было интересно. Различные материалы помогают расширить границы воображения, создать новые образы героев хорошо известных сказок и литературных произведений.


Список литературы:

  1. Войдинова Н.А. Куклы в доме. Профиздат, 1998. - 136 с.

  2. Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия – М. Время, 2004.- 400 с.

  3. Рахио М, Синичкина С. Новые идеи красивых штор, гардин и подушек, М.: Рипол Классик, 2006.-183 с.

  4. Школа изобразительного искусства в десяти томах. Искусство, 1968 г, выпуск 9

  5. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Минск: Полигон, 1998. -31 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспонаты выставки кукольного дизайна «Золотой ключик»


Использование природного материала


Солёное тесто



Текстиль





Валяние из войлока



Керамика



Вязание





Модульное оригами



Бисероплетение


Плетение




Папье-маше, текстиль



Интервью для местных СМИ





Скачать 150,89 Kb.
оставить комментарий
Горбунова И.А
Дата21.07.2012
Размер150,89 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх