Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Стилистика и редактирование» для специальности 050504 «Журналистика» форма обучения дневная Всего 2 кредитов icon

Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Стилистика и редактирование» для специальности 050504 «Журналистика» форма обучения дневная Всего 2 кредитов


Смотрите также:
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История казахской журналистики для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История казахской литературы для...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Экспертиза промышленных товаров для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине: Менеджмент изменений для специальности:...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Структурная ботаника» для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине: Основы логопедии наименование...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине: Судебно-психологическая экспертиза...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине: психология несовершеннолетних девиантов...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «ботаника» для специальности 050113...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Мировая литература для специальности...
Программа обучения студентов (Syllabus) По дисциплине -ресурсоведение для специальности «050609...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине: Юридическая психология наименование...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического совета филологического факультета

Председатель

_____________________

«_____»__________________200 г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)


по дисциплине «Стилистика и редактирование»

для специальности 050504 – «Журналистика»


форма обучения дневная


Всего __2__ кредитов

Курс ___3___

Семестр __6___

Лекций ___15___ часов

Семинарских __15___ часов

Лабораторных ____ часов


Количество рубежных контролей (РК) _2__

СРСП (аудиторных) __30____ часов

СРС ____30__ часов,

Экзамен 6 семестр

Всего аудиторных часов __60___

Всего внеаудиторных часов __30___

Общая трудоемкость ___90____ часов


Усть-Каменогорск, 2009


Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы дисциплины «Стилистика и редактирование»


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы « » 2008 г. Протокол №

Зав. кафедрой ___________________ Васильченко Л.В.


1. Название и код дисциплины: Стилистика и редактирование

2. Данные о преподавателе: Кувшинникова О.А., кандидат филологических наук, ст.преподаватель кафедры русского языка и литературы

^ 3. Контактная информация: :тел. 57-10-52 (р.)

4. Количество кредитов: 2 (2 часа практических занятий в неделю; 2 часа СРСП), 6 семестр

5. Дата: 2008-2009 уч. год 2 семестр

6. Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – познакомить студентов-журналистов с техникой анализа и корректировки литературного текста, предполагающей всестороннюю оценку, проверку и исправление формы и содержания произведения.

^ Задачи изучения дисциплины:

В ходе лекционных занятий студенты должны:

  1. познакомиться с теоретическими основами литературного редактирования;

  2. повторить основные лингво-стилистические нормы.

В процессе практических занятий студенты должны:

  1. овладеть основными лингвистическими, литературоведческими категориями, необходимыми для всестороннего анализа редактируемого текста;

по ходу выполнения лабораторных работ студенты должны:

  1. овладеть комплексом методов и приемов редакторского анализа и оценки текста в соответствии с многоплановой текстовой структурой (композиция, рубрикация, фактический материал, язык и стиль);

  2. закрепить навык владения лексическими, морфологическими, синтаксическими языковыми ресурсами, умение выбрать оптимальное языковые средство, чтобы обеспечить адекватную и неискаженную передачу мысли в различных формах речевых высказываний.


^ 7. Краткое описание курса

В общепрофессиональной подготовке будущего журналиста важное место занимает курс «Стилистика и редактирование». Особенность процесса литературного редактирования как объекта изучения в рамках данной дисциплины заключается в комплексном подходе к тексту. Это единый творческий процесс, в который входят оценка темы, проверка и исправление изложения с фактической (научной, технической, специальной) и стилистической точек зрения.

Курс состоит из ряда тем: «Значение редакторского опыта писателей и публицистов для современного редактора», «Основы редакторского анализа текста», «Техника и виды правки», «Работа редактора над композицией рукописи», «Виды текстов и особенности работы редактора над ними», охватывающих комплекс актуальных в редакторском деле вопросов. Курс предполагает овладение необходимой теоретической базой, формирование практических умений и навыков и включает соответственно занятия в форме лекционных часов и часов практического обучения.


^ 8. Пререквизиты курса

Для успешного изучения русского языка студенту 3-го курса необходимо иметь следующие знания, умения и навыки, полученные на 1-2 курсах:

а) владение основными понятиями журналистского мастерства, языкознания и литературоведения (виды публицистики: аналитическая, информационная, художественная, публицистические жанры; тропы, виды тропов, композиция, фактический материал и под.);

б) иметь представление о содержании и характере творческой деятельности журналиста, её психологических особенностях;

в) знать специфические черты публицистического стиля, уметь выделять в тексте элементы авторской оценки, образности и под.


^ 9. Постреквизиты курса

1. «Жанры публицистики»

2. «Мастерство журналиста»


10 Краткое содержание дисциплины. Курс построен на актуальных положениях редактирования и общей теории текста и включает спектр вопросов, отражающих важнейшие достижения этих областей специального знания. Важной особенностью содержания дисциплины является учет «человеческого фактора» (психологии автора) в процессе редактирования.

^ 11. Календарно-тематический план распределения часов

11.1 Лекции:

Шифр и наименование модуля



Лекции



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред. по неделям

Литера-тура



Примечание

1

2

3

4

5

6

7


Модуль I

Общие закономерности

организации процесса редактиро-вания

1


2


3


4


5


6


7

^ Предмет и задачи курса

Современные тенденции развития языка. Сущность и задачи редактирования. Свобода и цензура. Профессия редактора. Творческий характер редакторского труда. Роль СМИ в жизни общества. Разнообразие жанров. Информационная насыщенность.

^ Значение редакторского опыта писателей и публицистов для современного редактора

Изучение истории редактирования как школа для современного редактора. Опыт, традиции редактирования в литературной практике писателей-классиков (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и др.) Идейность, принципиальность их редакторской деятельности, редакторское мастерство. В.Г.Белинский об идейности и принципиальности как непременных качествах редактора журнала. Литературное наставничество как характерная черта работы с авторами русских и казахстанских писателей и видных публицистов. Писатели о литературной работе, о совершенствовании языка и стиля литературного произведения. Анализ их редакторских исправлений и замечаний

^ Основы редакторского анализа текста

Редакторский анализ текста. Его цель, приемы. Авторский текст как предмет работы редактора. Совместная работа редактора и автора над текстом. Идейно-политический, литературный и этический аспекты работы редактора.

Методика редактирования как система рациональных приемов работы над текстом для печати, радио, телевидения. Психологические предпосылки анализа и правки текста. Понимание специфики редакторского труда. Обоснованность редакторского вмешательства в текст. Особенности редакторского чтения разных видов текстов. Методика правки текста: художественного, научного, общественно-политического. Профессиональная подготовка редактора.

^ Техника и виды правки

Знаки, применяемые редактором в процессе правки. Виды правки, условия их применения. Особенности редакторской правки-вычитки, отличие ее от корректорской вычитки. Методика редакторской правки-вычитки оригинального авторского текста. Вычитка при публикации официальных материалов, документов, произведений писателей-классиков. Выбор авторитетного оригинала, приемы вычитки.

Правка-сокращение: причины, ее вызывающие, приемы правки-сокращения. Типичные ошибки, возникающие при сокращении текста. Правка-обработка как основной вид правки. Ее задачи и методика.

Правка-переделка. Обстоятельства, обусловливающие применение этого вида правки. Особенности работы над текстом писем читателей. Литературная запись.

^ Логические основы редактирования

Определенность, непротиворечивость, последовательность, доказательность правильного мышления. Основные законы логики. Формирование логической культуры редактора. Закон тождества: требование определенности, однозначности понятий и суждений. Подмена понятия, подмена тезиса. Смещение плана изложения.

Закон противоречия (непротиворечия). Четкость позиции, определенность убеждений автора, знание им предмета – непременное условие правильного, непротиворечивого хода рассуждения. Ошибки, связанные с законом противоречия. Противоречивость и вытекающая из этого неубедительность суждений автора. Взаимоисключение понятия. Неправильное сопоставление.

Закон исключенного третьего. Требование последовательного хода рассуждений, четких, однозначных выводов, единственно верного ответа на поставленный вопрос. Ошибки, вязанные с нарушением закона исключенного третьего. Непоследовательность выводов, нечеткость ответов.

Закон достаточного основания. Требование обоснованности суждения, тщательной проверки хода доказательства, взаимосвязанности отдельных положений. Ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания. Неистинность аргументов. Наличие аргументов, не имеющих отношения к данному тезису. Необоснованность. Смысловые ошибки в тексте и причины их возникновения: нарушение законов логики, неудачный выбор слов, неточность словоупотребления, грамматико-стилистические и синтаксические ошибки, неправильное употребление грамматических форм: ошибки в согласовании, управлении и примыкании, неправильный порядок слов в предложении

^ Работа редактора над композицией рукописи

Общее понятие о композиции. Текст рукописи как единое целое. Композиционные приемы, общие для художественной литературы и для публицистики. Анализ плана рукописи. Целостность, обоснованная последовательность и соразмерность частей произведения как критерий его оценки. Рубрикация. Деление рукописи на абзацы, главы, части. Типичные композиционные недочеты журналистских материалов.

Редакторская оценка построения журналистского выступления. Разнообразие приемов построения журналистских материалов. Работа над композиционными рамками литературного произведения

^ Выбор заголовка

0,5


0,5


1


2


1


2


1


1


2


3-4


5


6-7


[1], [3]


[1],

[5],

[7], [8]


[1], [10]


[1], [10]


[1],

[3], [4] [10]


[1],

[3], [4] [10]




Модуль II

Особенности работы редактора над текстами разных типов

8


9


10

^ Виды текстов и особенности работы редактора над ними

Виды текстов. Характер изложения и основные виды текстов. Понятие о смешанных текстах. Способы изложения и жанровые особенности журналистских материалов. Определение в тексте журналистских материала.

Описание как способ изложения и вид текста. Элементы описания. Особенности логической и синтаксической структуры описательного текста. Создание представления о предмете в целом. Принципы отбора элементов описания, его точность и достоверность. Описания динамические и статические. Многообразие описания по предмету и цели (портрет, пейзаж, описание производственного процесса и т.д.)

Приемы построения описания, отражающие позицию автора по отношению к предмету наблюдения и его оценку. Многообразие приемов описания. Композиционная роль описания в смешанном тексте. Особенности редактирования описательных текстов.

Повествование как способ изложения и вид текста, его цель. Особенности логической и синтаксической структуры повествовательного текста. Выделение узловых событий, приемы передачи их последовательности во времени. Темп и ритм повествования. Приемы построения повествования в зависимости от цели автора и жанра. Автор и рассказчик в публ.повествовании Эффект авторского присутствия. Фактическая и психологическая достоверность повествования Композиционная роль повествования в смешанном тексте. Особенности редактирования повествовательных текстов.

Рассуждение как способ изложения и вид текста, его цель, использование в разных жанрах. Логическая и синт.структура рассуждений. Построение рассуждений, их осн.части, связи логического следования.

Виды рассуждений. Доказательство как один из видов рассуждения. Приемы его построения. Убедительность, точность формулировок. Логическая строгость. Работа редактора над образной структурой рассуждения.

Определение. Виды определений. Логическое определение, его состав, правила построения. Лексико-стилистические особенности, приемы введения в текст. Редактирование текстов, содержащих определение.

^ Работа над фактическим материалом

Фактическая основа журналистского произведения. Методологические принципы оценки редактором отбора, интерпретации фактов. Требование точности, достоверности, новизны, типичности, убедительности фактов.

Виды фактического материала. Функции.

Принцип единообразия в написании имен, фамилий, дат, терминов, единиц измерения. Основные справочные пособия. Статистический материал. Особенности редактирования текста, содержащего статистический материал. Приемы проверки цифр (подсчет, сопоставление, округление, конкретизация). Приемы ввода в текст цифр. Обработка таблиц и выводов.

Назначение цитат. Приемы и правила цитирования. Приемы введения цитат в текст. Техника сверки цитат с первоисточником. Оформление ссылок на источник.

^ Работа над языком и стилем рукописи

Коммуникативные качества речи

Основные требования, предъявляемые к языку печати. Его точность, ясность, сжатость, популярность, образность, выразительность, богатство.

Знание лексических, фразеологических, грамматических и образных средств языка, грамматических и стилистических норм и рекомендаций как основы работы редактора над авторским текстом. Отношение редактора к стилю автора. Оценка выбора автором языковых средств в зависимости от темы и жанра.

Лексическая правка. Точность словоупотребления. Работа над профессиональной и терминологической лексикой, разговорной лексикой, фразеологическими средствами языка.

Борьба против злоупотребления техницизмами, иностранными словами, диалектизмами, неудачными неологизмами. Устранение многословия. Грамматико-стилистическая правка. Многообразие стилистических ресурсов синтаксиса.

3


2


3



8-10


11-12


13-15

[1],

[3], [4] [10]


[1],

[5],

[7], [8]


[5],

[7], [8]












Итого

15











^ 11.2 Практические (семинарские) занятия

Шифр и наименование модуля



Практи

ческие (семинарские) занятия №

Наименование

изучаемых вопросов

Количество

Часов

Распре

деление по неделям

Литера

тура



Форма контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8


Модуль I

Стилистика текста

^ Общие закономер-ности

организа-ции процесса редактиро-вания


Модуль 2

Особенности работы редактора над текстами разных типов



1


2


3


4


5



^ Основы редакторского анализа текста

Редакторский анализ текста. Его цель, приемы. Авторский текст как предмет работы редактора. Совместная работа редактора и автора над текстом. Идейно-политический, литературный и этический аспекты работы редактора.

Методика редактирования как система рациональных приемов работы над текстом для печати, радио, телевидения. Психологические предпосылки анализа и правки текста. Понимание специфики редакторского труда. Обоснованность редакторского вмешательства в текст. Особенности редакторского чтения разных видов текстов. Методика правки текста: художественного, научного, общественно-политического. Профессиональная подготовка редактора.

^ Техника и виды правки

Знаки, применяемые редактором в процессе правки. Виды правки, условия их применения. Особенности редакторской правки-вычитки, отличие ее от корректорской вычитки. Методика редакторской правки-вычитки оригинального авторского текста. Вычитка при публикации официальных материалов, документов, произведений писателей-классиков. Выбор авторитетного оригинала, приемы вычитки.

Правка-сокращение: причины, ее вызывающие, приемы правки-сокращения. Типичные ошибки, возникающие при сокращении текста. Правка-обработка как основной вид правки. Ее задачи и методика.

Правка-переделка. Обстоятельства, обусловливающие применение этого вида правки. Особенности работы над текстом писем читателей. Литературная запись.

^ Работа редактора над композицией рукописи

Общее понятие о композиции. Текст рукописи как единое целое. Композиционные приемы, общие для художественной литературы и для публицистики. Анализ плана рукописи. Целостность, обоснованная последовательность и соразмерность частей произведения как критерий его оценки. Рубрикация. Деление рукописи на абзацы, главы, части. Типичные композиционные недочеты журналистских материалов.

Редакторская оценка построения журналистского выступления. Разнообразие приемов построения журналистских материалов. Работа над композиционными рамками литературного произведения

^ Выбор заголовка

Работа редактора над заголовком журналистского произведения. Двойственный характер заголовков: логические отношения между основным текстом материала и заголовком. Основные требования, предъявляемые к заголовку: соответствие содержанию, конкретность, выразительность. Использование цитат, афоризмов в качестве заголовка. Употребление слов с экспрессивной окраской, фразеологических средств языка.

Контактные и конструктивные функции заголовка. Заголовок как центр логической, содержательной и образной структуры материала. Заголовок и подзаголовок. Рубрика и заголовок. Их тематическая и стилистическая взаимосвязь. Анализ заголовков в творчестве современных публицистов.

^ Виды текстов и особенности работы редактора над ними

Виды текстов. Характер изложения и основные виды текстов. Понятие о смешанных текстах. Способы изложения и жанровые особенности журналистских материалов. Определение в тексте журналистских материала.

Описание как способ изложения и вид текста. Элементы описания. Особенности логической и синтаксической структуры описательного текста. Создание представления о предмете в целом. Принципы отбора элементов описания, его точность и достоверность. Описания динамические и статические. Многообразие описания по предмету и цели (портрет, пейзаж, описание производственного процесса и т.д.)

Приемы построения описания, отражающие позицию автора по отношению к предмету наблюдения и его оценку. Многообразие приемов описания. Композиционная роль описания в смешанном тексте. Особенности редактирования описательных текстов.

Повествование как способ изложения и вид текста, его цель. Особенности логической и синтаксической структуры повествовательного текста. Выделение узловых событий, приемы передачи их последовательности во времени. Темп и ритм повествования. Приемы построения повествования в зависимости от цели автора и жанра. Автор и рассказчик в публ.повествовании Эффект авторского присутствия. Фактическая и психологическая достоверность повествования Композиционная роль повествования в смешанном тексте. Особенности редактирования повествовательных текстов.

Рассуждение как способ изложения и вид текста, его цель, использование в разных жанрах. Логическая и синт.структура рассуждений. Построение рассуждений, их осн.части, связи логического следования.

Виды рассуждений. Доказательство как один из видов рассуждения. Приемы его построения. Убедительность, точность формулировок. Логическая строгость. Работа редактора над образной структурой рассуждения.

Определение. Виды определений. Логическое определение, его состав, правила построения.Лексико-стилистические особенности, приемы введения в текст. Редактирование текстов, содержащих определение.

^ Работа над фактическим материалом

Фактическая основа журналистского произведения. Методологические принципы оценки редактором отбора, интерпретации фактов. Требование точности, достоверности, новизны, типичности, убедительности фактов.

Виды фактического материала. Функции.

Принцип единообразия в написании имен, фамилий, дат, терминов, единиц измерения. Основные справочные пособия. Статистический материал. Особенности редактирования текста, содержащего статистический материал. Приемы проверки цифр (подсчет, сопоставление, округление, конкретизация). Приемы ввода в текст цифр. Обработка таблиц и выводов.

Назначение цитат. Приемы и правила цитирования. Приемы введения цитат в текст. Техника сверки цитат с первоисточником. Оформление ссылок на источник.

^ Работа над языком и стилем рукописи. Коммуникативные качества речи

Основные требования, предъявляемые к языку печати. Его точность, ясность, сжатость, популярность, образность, выразительность, богатство.

Знание лексических, фразеологических, грамматических и образных средств языка, грамматических и стилистических норм и рекомендаций как основы работы редактора над авторским текстом. Отношение редактора к стилю автора. Оценка выбора автором языковых средств в зависимости от темы и жанра.

Лексическая правка. Точность словоупотребления. Работа над профессиональной и терминологической лексикой, разговорной лексикой, фразеологическими средствами языка.

Борьба против злоупотребления техницизмами, иностранными словами, диалектизмами, неудачными неологизмами. Устранение многословия. Грамматико-стилистическая правка. Многообразие стилистических ресурсов синтаксиса.


1


3


2


1


3


2



1


2-4


5-6


7


8-10


11-12


13-15

1,4,5


10


1,4,

10


10


6-7,

10


6-7,

10


6,7,

8,9,

10

Опрос


Правка текста

собеседование


Самостоятельная работа


Лаборат.

работа


Правка

текстов,

собеседование


Лабораторная

работа


Самостоятельная

работа


Контр.работа










Итого

15














12 График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС)



^ Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



11

Основы редакторского анализа текста


Выучить теоретический материал

Проработка понятийного аппарата


1, с.23-35

4, с.7-15

5, с.11-43

Опрос



2

10



2

^ Техника и виды правки


Правка текста


РА текста

10, с.123-145


Проверка работы



4

20


3

3


^ Работа редактора над композицией рукописи



Самостоятельная работа.


Подготовка к РК

Отработка навыков

редакторск.

анализа.


Контр.работа

10, с.40-78


1, с.23-35

4, с.7-15

5, с.11-43

Письменная работа

Проверка работы


Собеседова-ние


6


7

10


10



4

^ Виды текстов и особенности работы редактора над ними


Редакторский

анализ текста

Отработка навыков анализа

10, с.40-78


Анализ текста

9-10

10


5

^ Работа над фактическим материалом


Лаборат. работа

Отработка навыков анализа факт. материала

10, с.90-115


Письменная работа

12

10

























6

^ Работа над языком и стилем рукописи. Коммуникативные качества речи


РА текста

Отработка навыков анализа

5, с.245-314

Письменная работа,собе-седование

13


14

10






Подготовка к РК

Теоретический материал курса

Выучить теоретический материал




собеседование

15

10




Итого

СРС

РК

















80

20

12.2 График самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя (СРСП):



^ Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



1

1

Техника и виды правки


Подготовка к

самостоят. работе

Работа над текстами

10, с.123-145


Письменная работа

3-4



20




2

^ Работа редактора над композицией рукописи


Подготовка к лабораторной работе

Анализ композиционной структуры текста

10, с.40-78


Проверка работы

6

10




3

^ Выбор заголовка


Лаборат.

работа

Выполнить анализ заголовочных структур

10, с.40-78


Защита лаборат. работы

7

10


4

^ Виды текстов и особенности работы редактора над ними



Лабораторная работа 2


упражнения

Обобщение и повторение теоретического материала, совершенствование навыка

анализа

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60


Собеседование


беседа

9-10


9-10

10


10





5

^ Работа над фактическим материалом


Лабораторная работа 3

Отработка навыков анализа

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

собеседование

12

20


6

^ Работа над языком и стилем рукописи. Коммуникативные качества речи


Лабораторная работа 4



Отработка навыков анализа


1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

Проверка письменных работ

Защита работ

14



10






Итого

СРСП


















100



^ 13 Рекомендуемая литература


Основная литература

1. Западов А.В. От рукописи к печатной странице. О мастерстве редактора. – М., «Сов.писатель», 1978

2. Теория и практика редактирования. Хрестоматия. – М.: МПИ, 1990

3. Феллер М.Д. Эффективность сообщения и литературный аспект редактирования. – Львов, 1978

4. Редактирование отдельных видов литературы. Под ред. проф.Н.М.Сикорского. – М.: Книга, 1987

5. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – М., 1980

6. Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. – М., 1987

7. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. – М.: Высш.школа, 1990

8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 1999

9. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Р-на-Д.: Феникс, 1997.

10. Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М., 1997


Дополнительная литература


11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996

12. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высш.школа, 1982

13. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980

14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974



  1. Информация по оценке

Итоговый балл студента рассчитывается по следующей формуле:



где Р1 и Р2 – рубежный контроль 1 и 2-ой ,

Э – экзаменационный балл.

Максимальный бал за Р1, Р2, Э – 100.


В течение семестра проводятся два рейтинга – итогом является максимальное количество баллов 200 (100 баллов за первые 7 недель, и 100 баллов за 8-15 недели).

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе:


Оценка

1

2

3

4

95-100

A

4,0

Отл.

90-94

A-

3,67

85-89

B+

3,33


Хор.

80-84

B

3,0

75-79

B-

2,67

70-74

C+

2,33



Удов.

65-69

C

2,0

60-64

C-

1,67

55-59

D+

1,33

50-54

D

1,0

0-49

F

0

Неудов.



^ 15. Политика выставления баллов


1 Лекция – 1*15 = 15 баллов (0,5 балла – посещение; 0,5 балла – ведение конспекта)

2 Письменный опрос по теории – 10*2=20 б.

3 Лабораторная работа 10*4=40 б.

4 Редакторский анализ текста 10*5=50 б.

5 Защита работ (собеседование) 10*5=50 б.

6 Выполнение упражнений 5*1=5 б.

7 Контрольная работа – 20 б.


^ 16. Политика курса

По окончании курса студент должен знать типологию морфем, систему словообразовательных единиц, состав грамматических форм различных типов слов, распределение слов по типам склонения и спряжения, систему частей речи современного русского языка, лексико-грамматические особенности слов каждой части речи; уметь ориентироваться в современных направлениях словообразования и морфологии; владеть навыками морфемного, словообразовательного и морфологического разборов.

Система требований:

а) обязательное посещение занятий;

б) активность во время практических (семинарских) занятий;

в) подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС

г) своевременная сдача работ

Недопустимо:

а) опоздание и уход с занятий;

б) пользование сотовыми телефонами во время занятий; списывание

в) несвоевременная сдача заданий


^ 17. Перечень вопросов и тем по формам контроля.

Экзаменационные вопросы по курсу

1. Литературное редактирование как процесс, теория, методика. Теоретические основы литературного редактирования.

2. Психологические предпосылки анализа и правки текста. Понятие саморедактирования.

3. Основы теории текста. Лингвистика текста. Текстовые категории. Понятие связности текста. Виды связности.

4. Редакторский анализ текста. Понятие редакторского анализа, механизм процессов редакторского анализа. Структура редакторского анализа. Виды редакторского анализа по целям аналитических действий.

5. Виды редакторского чтения. Способы активизации восприятия текста.

6. Методические основы литературной правки текста. Понятие правки, её задачи. Виды правки. Знаки корректуры.

7. Особенности работы редактора с повествовательными текстами. Понятие «повествование», композиционные и синтаксические черты повествовательных текстов. Недочеты в построении повествования.

8. Особенности редактирования описательных текстов. Характеристика описания как способа изложения. Композиционная и синтаксическая структура описания. Типичные недочеты в построении описательного текста.

9. Особенности редактирования текстов-рассуждений. Характеристика рассуждения как функционально-смыслового типа речи. Структура рассуждения. Типичные недочеты в построении рассуждения.

10. Редактирование текстов с определениями и объяснениями. Правила формирования определений.

11. Работа редактора над композицией текста. Понятие композиции, элементы композиции. Композиционные приемы. Единицы композиционного членения текста: сложное синтаксическое целое, абзац. Недочеты в композиционной организации текста.

12. Работа редактора над рамочными элементами текста. Виды рамочных элементов. Требования к оформлению заголовка. Нарушения, связанные с выбором заголовка.


13. Принципы работы редактора над языком и стилем рукописи. Коммуникативные качества речи (общая классификация).

14. Ясность речи. Понятие ясности, виды нарушения ясности.

15. Понятие «логическое ударение». Способы передачи логического ударения в устной речи и на письме. Смещение логического ударения.

16. Грамматическая неоднозначность высказывания и ошибочная смысловая связь как особые виды нарушения ясности речи.

17. Точность как коммуникативное качество речи. Виды ошибок, связанных с нарушением точности.

18. Краткость и полнота речи. Виды нарушения краткости и полноты. Понятие речевой избыточности, речевой недостаточности.

19. Работа редактора над фактическим материалом. Понятие фактического материала, его виды и функции. Требования к фактической стороне публицистических произведений. Типичные недочеты в организации фактического материала. Способы проверки фактов.

20. Способы оформление статистических данных в публицистике. Работа редактора с таблицами. Основные элементы таблицы. Недочеты в оформлении таблиц.

21. Работа редактора с цитатами. Назначение цитат в публицистическом тексте, виды цитат. Требования к оформлению цитат. Недочеты, связанные с введением цитат в авторский текст.

22. Логические основы редактирования. Основные законы логики, лежащие в основе построения текста. Ошибки, возникающие в результате нарушения логических законов.

23. Работа редактора над фоникой текста. Понятие фоники, фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие. Виды нарушения благозвучия.

24. Особенности редактирования текстов рекламы.




Скачать 490,37 Kb.
оставить комментарий
Дата18.07.2012
Размер490,37 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх