Особенности русского национального характера в изображении Н. С. Лескова icon

Особенности русского национального характера в изображении Н. С. Лескова


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Н. С. Лесков «Очарованный странник». 6 часов на изучение творчества Н. С. Лескова...
Проблема
Вопросы к экзамену и темы контрольных работ для студентов заочного отделения специальностей...
Домашнее задание...
Урок литературы в 10 классе Тема Историко-философский смысл романа «Обломов»...
Самостоятельная работа по повести «Капитанская дочка»...
Темы проектов по русскому языку Отражение русского национального характера во фразеологизмах...
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» исказу Н. С...
И. С. Тургенев писал: Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса...
«О, жизнь, зачем ты нам дана? »...
Владимир Нарежный классические оценки характера русского человека...
Отражение русского национального характера на материале очерка А. И. Эртеля «Степная сторона»...



скачать
1.Особенности русского национального характера в изображении Н.С.Лескова

Николай Семенович Лесков (1831-1895)-выдающийся русский писатель, тонкий знаток русского быта, замечательный мастер слова. Идейно-эстетическая значимость и гуманистическая направленность его произведений особенно яркое выражение нашли в созданных им образах простых русских людей, наделенных большой нравственной стойкостью, честностью, самоотверженностью, трудолюбием, очарованных любовью к жизни, к родине. Большое место в творчестве Лескова занимает тема обличения русского церковничества. Оно сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников.

Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением-сказом «Левша». Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать «национальные русские характеры».

Творчество Н.С. Лескова питалось несколькими литературными и культурными традициями. Книжник и собиратель библиотеки, он знал и любил русскую и зарубежную литературу, собирал книги по истории и религиоведению. Многое изученное им органично вошло в художественное целое его произведений. Испытывал он глубокий интерес к древнерусской словесности. К сожалению, большая часть библиотеки писателя была распродана наследниками и не сохранилась. Малая часть оставшихся книг, что находится в орловском музее И.С. Тургенева, содержит редкие издания, по которым можно представить интересы Лескова в отношении древней литературы. Среди них молитвы и поучения Кирилла Туровского, «Житие протопопа Аввакума», но это, конечно, лишь жалкие остатки большого собрания.

Известно, что Лесков изучал не только словесное искусство Древней Руси, но и живопись, зодчество. Интересовал его и древний период истории Церкви и государства. Очевидно его знакомство с древними русскими летописями, так как в его произведениях содержатся множественные отсылки к легендарным летописным сказаниям. Он мог знать их в изложении В.Н. Татищева, Н.М, Карамзина, В.О. Ключевского или С.М. Соловьева, но, памятуя о любознательности и любви к книге писателя, можно заключить, что он наверняка обращался к источникам напрямую. Лесков вел научные изыскания в области средневековой живописи, литературы. Ему принадлежит ряд статей, посвященных иконографии. Писал он рецензии на научные работы по проблемам изучения древнерусской литературы.

Произведения Лескова обладают двумя художественными измерениями: реальным, в котором существуют действительно возможные во второй половине XIX века персонажи, и идеальным, наделяющим происходящее и его участников вечным, надвременным смыслом.

Проблематика произведений диктуется реальными противоречиями жизни. В них отражены остросоциальные, общественно-религиозные и политические конфликты эпохи.

В то же время герои Лескова являются образами, несущими память об идеале. Часто они соотнесены с идеальными образами, почерпнутыми в литературе Древней Руси. Особое значение при этом имел житийный жанр. Его каноны могут определять сюжетные мотивировки произведений Лескова. Объясняется этот факт тем, что создаваемый писателем образ праведника, подвижника вызвал сходство его произведений и житий.

В своем творчестве Лесков зовет русского человека к «духовному прогрессу», нравственному самоусовершенствованию. В 1870-е годы он идет «искать праведников», без которых, по народному выражению, «не стоит ни один город, ни одно село».

«Народ, - по мнению писателя, - не расположен жить без веры, и вы нигде не рассмотрите самых возвышенных свойств его натуры, как в его отношении к вере».

«Лесков- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного», - писал М. Горький. Действительно, стиль Лескова характерен тем, что основное внимание уделяется речи персонажа, при помощи которой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде. О характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Лескова заключается в его прекрасном знании народной жизни, быта, идейных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России.

2. Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»

Повесть «Очарованный странник» создается Н.С. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя.

Главным героем повести является крепостной крестьянин Иван Северьяныч Флягин. Писатель использует в ней излюбленную им форму «сказа». Рассказ ведется от лица основного героя, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждого, даже незначительного, персонажа.

Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется», -говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, отмечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России».

Флягин чувствует какую-то предопределенность всего, что случается с ним: будто кто-то за ним следит и направляет его жизненный путь сквозь все случайности судьбы: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла. В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». Герой рассказывает о себе на пароходе, который плыл с Валаама на Соловецкие острова. По образу жизни своей это странник – беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен ее православно-христианской верой. Через честную судьбу Ивана Флягина Лесков выводит повествование хроники на всероссийский простор. Жизнь героя – это цепь злоключений, да таких, что из каждого мог бы выйти целый роман. Чего стоит реестр профессиональных превращений Ивана: он форейтор, разбойник, беглый холоп, нянька, пленник, конэсер, укротитель лошадей, ходатай по торговым делам, солдат, чиновник, актер, монах! Столь же размашист географический масштаб его скитаний – Орловщина, Подмосковье, Карачов, Николаев, Пенза, Каспий, Астрахань, Курск, Кавказ, Петербург, Корела, Соловки…

Флягин – русский национальный характер, представленный Лесковым в процессе его незавершенного и неостановимого движения и развития, изображенный не только в его относительных итогах, но еще и в неразвернувшихся потенциальных возможностях. Неспособность Флягина обнять свою «обширную жизненность» свидетельствует о богатстве этих возможностей, еще не охваченных характером героя, еще не вызревших и не вошедших в итог и результат. Наблюдая становление характера Флягина в повести, все время чувствуешь, как Лесков уводит твое внимание в сторону, сбивает повествование с прямых на окольные пути. Так писатель дает нам почувствовать полноту живой жизни героя, далеко превосходящую в своих возможностях то, что в ней на сегодня оформилось, вызрело до цветка и плода.

Ключом к разгадке тайны русского национального характера является художественная одаренность, артистизм Ивана Флягина. Он воспринимает мир как поэт, в целостном и живом образе. Ответ на вопрос о смысле человеческого бытия Флягин дает не в отвлеченной, а в образной, художественной манере, в талантливо рассказанной истории его жизни.

Художественная одаренность Флягина связана с особенностью его православно-христианского мироощущения. Он искренне верует в бессмертие души и в земной жизни человека видит лишь пролог к жизни вечной. Православный человек острее, чем католик или протестант, ощущает кратковременность пребывания на этой земле, сознает, что он в мире - странник. Взгляд героя на жизнь широк и полнокровен. Флягин чувствует красоту в единстве с добром и правдой. В его любовном приятии жизни совершенно отсутствует эгоизм, замутняющий чистые источники любви, потому картина жизни, развернутая им в рассказе, как Божий дар, полнокровна, ярка.

Так, Иван Флягин, захваченный красотой цыганки Груши, видит героиню в ослепительной яркости красок: «Даже нельзя описать ее как женщину, а точно будто яркая змея, а из черных глаз так и жжет огнем».

Даже деньги, бумажные ассигнации, загораются у Флягина многоцветием: тут и золото, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, и белые лебеди. Этот красочный мир по народному чужд полутонов и пестр в сочетании красного, синего, зеленого, желтого.

С православием связана и другая особенность внутреннего мира Флягина: во всех своих действиях и поступках герой руководствуется не головой, а сердцем, эмоциональным побуждением. «У простого русского Бога, - говорил Лесков, - и обиталище простое – «за пазушкой».

С юных лет влюблен Иван в жизнь животных, в красоту природы. Все вокруг он воспринимает с радостным изумлением. Но Лесков не скрывает, что могучая сила жизненности, не контролируемая сознанием, приводит иногда героя к ошибкам, имеющим тяжелые последствия. Что явилось побудительной причиной убийства ни в чем не повинного монаха? Острое чувство красоты природы, освежающего душу простора: «А у монахов к пустыне дорожка в чистоте, разметена и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а в даль полевой вид обширный… Словом сказать- столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул, а кричать, разумеется, без пути нельзя, так я держусь, скачу…» Тут-то именно монах и подвернулся, и дал повод выходу переполнивших душу героя жизнерадостных чувств, выплеснувшихся целиком в нерасчетливое форейторское озорство, в рискованное ухарство.

Лескову дорого в народе живое чувство веры, но, оставаясь только на интуитивном уровне, оно непрочно, не застраховано от опасных срывов в бездну темных разрушительных страстей. Таковы запои Флягина, его периодические «выходы» и безумные погружения в хмельной угар. Это слабости, ставшие, по Лескову, русским национальным бедствием. Вспомним, по каким приметам убежавший из татарского плена Флягин узнает своих людей: «Я лег для опаски в траву и высматривал: что за народ такой?.. Гляжу, крестятся и водку пьют,- ну, значит, русские!»

У лесковского героя есть здоровое «зерно», плодотворная первооснова для живого развития. Это зерно- православие, посеянное в душу Ивана в самом начале его жизненного пути матерью, пошедшее в рост с пробуждением совести в лице периодически являющегося к нему, пострадавшего от его озорства монаха. Но зерно в нем пока еще только прорастает, и характер Ивана на этой основе еще только складывается в ходе трудного роста, искушений и испытаний. Определяет этот рост артистическая натура Ивана, называющего себя «восхищенным человеком». Не рассудок, а инстинкт красоты движет и ведет его по жизни.

Сперва эта эстетическая одаренность проявляется в его пристрастии к коням, в бескорыстном любовании их красотой и совершенством. Причем Иван не только поэт в душе, но и одаренный рассказчик, талантливо передающий свои восхищения образным, поэтическим словом. Вот его рассказ о кобылице Дидоне: «Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие, как хочет, так и дышит; гривка легкая; грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легких, и она их мечет, как играет».

В татарском плену это чувство красоты укрепляется в тоске по родимому краю. Никакого зла на татар Иван не держит, понимает и оправдывает их даже тогда, когда они его «подщетинили». Но войти в чужую жизнь, слиться с ней, позабыть о православной Руси, о своей христианской вере Иван не может. Он душой не прирастает ни к татарским женам, ни к детишкам и не почитает их своими.

Испытания плена одухотворяют строй мыслей и чувств Ивана новой формой бескорыстной любви к России, которую не могут поколебать никакие обиды от своих земляков: ни равнодушие к его судьбе заехавших однажды в степь православных миссионеров, ни жестокое решение батюшки Ильи отрешит его от святого причастия, ни приказ графа отодрать плетьми на конюшне.

После бегства из плена, возвращения на родину поворотным событием в жизни героя станет встреча с высшим типом человеческой красоты, открывшейся ему в цыганке Груше: «Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы совершенство называется… это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».

Иван Северьяныч Флягин любит Грушу бескорыстной любовью - братской, чистой и самоотверженной. Понимая это, Груша тянется к нему, как сестра, за поддержкой и опорой в трудную минуту своей жизни.

Трагическая судьба Груши всего его «зачеркнула». Исчезли озорство и бездумное своеволие, появилась ответственность за свою судьбу и поступки: «Думаю только одно, что Грушина душа теперь погибшая и моя обязанность за нее отстрадать». Любовь к Груше духовно подняла и пробудила Ивана, открыла перед ним красоту самоотвержения, сострадания. Испытав глубокое сочувствие к горю старичков, вынужденных отдавать в рекруты единственного сына, Иван берет на себя его имя и уходит за него в солдатскую службу.

С этих пор смыслом жизни Ивана Флягина становится желание помочь страдающему человеку, попавшему в беду. Его начинает мучить совесть за бездумно прожитые годы. Даже совершив героический поступок, Иван Флягин, отвечая на похвалу командира, говорит: «Я, ваше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своем веку много неповинных душ погубил».

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин – «обещанный Богу сын», а значит, главное его предназначение в другом. Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.


3. «Сказ о Левше»

Как уже было сказано, в творчестве Лескова 70- х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее России. Мотивы эти легли в основу сатирической повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе»(1881).

Лесков создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатирических типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и пр. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и издевающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талантливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша- образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англичан, стать выше их, презрительно отнестись к их обеспеченно-бескрылому практицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель выступает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сливаются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и английской), многие понятия и слова трактует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, использует чисто народную речь, создает новые словосочетания.

4. Предисловие к повести

Безусловно, предисловие было очевидным литературным приемом, призванным обосновать введение рассказчика, носителя особого речевого строя, то есть мотивировать сказовую повествовательную форму повести.

Об этом свидетельствует и соответствующее место в книге А.Н. Лескова, где рассказано о жизни Н. Лескова в 1878 году в Сестрорецке как о времени возникновения замысла произведения, когда писатель провел лето «в доме какого-то оружейного мастера… За все лето Лесков вел знакомство только с одним помощником начальника местного оружейного завода, полковником Н.Е. Болониным… Лесков не раз и у него, и вообще у кого только было можно, доискивался корней ходившего присловья о том, как англичане стальную блоху сделали, а туляки ее подковали да им назад отослали. Все улыбались, подтверждая, что что-то слышали, но что все это, мол, пустое.

Таким образом, художественное значение этого предисловия совершенно очевидно: оно нужно автору произведения исключительно для передачи самого акта рассказывания другому лицу, причем лицу с явно обозначенными профессионально-речевыми особенностями.

Такое пристальное внимание Лескова к устному народному творчеству соответствовало общей культурной ситуации, сложившейся в стране после реформы 1861 года. Именно в это время трудами таких собирателей и исследователей русского фольклора, как Афанасьев, Гильфердинг, Миллер, Рыбников, Якушкин, были записаны и изданы сборники сказок и былин, несомненно, известные Лескову и учтенные им в работе над своими произведениями. Для писателя, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию «народной души»; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной России.

Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности.


5. Заключение

Лесков изображает человека, носителя сознания, искалеченного веками рабства. Но особенность его изображения заключается еще и в том, что носителем точно такого же рабского сознания оказывается и «мужественный старик» генерал Платов, трусливо прячущий шкатулку и по существу предающий и обрекающий на гибель левшу. Приговор Лескова был суров: в стране, где существует рабство, - рабы все.

Но художественная задача, которую решал писатель, была более сложной. В сущности, это было исследование того же феномена, который привлек и Толстого в «Войне и мире» и что он сам сформулировал в одном из черновых набросков предисловия к роману: «Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, тот характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». Итак, «сущность характера русского народа»- вот истинный предмет художественного исследования Лескова, причем проявляется эта сущность в «Левше» не непосредственно, но в своей «эпической» реакции на события далекой и близкой истории.





Используемая литература:

^

1. Научно-методический журнал «Литература в школе; 2003 год.


2. Семинарий «Литературы»; 2001 год.

3. Газета «Литература»; 2004 год.


Содержание:

  1. Творчество Н.С. Лескова;……………………………1

  2. Повесть «Очарованный странник»;………………..3

  3. «Сказ о Левше»;……………………………………….9

  4. Предисловие к повести;………………………………9

  5. Заключение; …………………………………………..11

  6. Используемая литература……………………………12



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»


РЕФЕРАТ


по литературе


Древнерусские традиции

в творчестве Н.С. Лескова


Подготовил

ученик 11 А класса

Горшков Евгений

Учитель Мамонтова Н.Л.


г. Электросталь 2005


Г. Электросталь,

2005 год.









Скачать 140,58 Kb.
оставить комментарий
Дата14.07.2012
Размер140,58 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх