Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в теорию рисунка» 540700 Профиль: Изобразительное искусство icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в теорию рисунка» 540700 Профиль: Изобразительное искусство



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс Для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» специальность:...
Учебно-методический комплекс «Скульптура и пластическая анатомия» для специальности 050602...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс. М.: Издательство мгоу, 2008. 41 с...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса» Цикла специальных дисциплин...



скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института искусств

__________________________

_____________ В.С. Елагин

«______»____________ 20__ г.


Учебно-методический комплекс

по дисциплине «ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ РИСУНКА» 540700


Профиль: Изобразительное искусство

Квалификация выпускника: бакалавр художественного образования


Статус дисциплины: ОПД.В.2

(код по УП)


Новосибирск 2010г.


Одобрено: кафедра рисунка и скульптуры

Протокол №1 от 1 сентября 2010г.

Зав. кафедрой: Карнушина И.А.

(доцент кафедры рисунка и скульптуры.)


Рекомендовано: совет факультета ___________

Председатель совета: _______________________

«_____» __________ 20___ г.

Аннотация



УМКД по курсу «Введение в теорию рисунка» составлен на основе ГОС ВПО по направлению 540700 Художественное образование, по профилю изобразительное искусство, квалификация выпускника: бакалавр художественного образования, утвержденному 31 января 2005 г. и учитывает требования ГОСТ Р ИСО 9001-2000 СМК.

Курс разработан на основе системы точечно-направленных и в то же время логически дополняющих друг друга мелких блоков, заключенных в единую программу, базирующуюся на теоретическом и практическом материале.

УМКД представляет собой комплекс учебных, учебно-методических и информационных ресурсов, которые, благодаря своей временной динамичности, могут подвергаться небольшой коррекции, не наносящей ущерба специфике учебной программы дисциплины.

УМКД предназначен для студентов и преподавателей института искусств НГПУ.


Составитель:

И.А. Карнушина – доцент кафедры рисунка и скульптуры


Рецензент:

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)


^

Структура учебно-методического комплекса


  1. Учебная программа дисциплины

  2. Методические указания по изучению дисциплины для студентов

  3. Методические рекомендации для преподавателей

  4. Контролирующие материалы по учебной дисциплине




  1. Цели освоения дисциплины


Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования и эстетического воспитания будущих бакалавров художественного образования. Рисунок как самостоятельный учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов, для формирования эстетического вкуса и эстетических потребностей, для приобретения специальных умений и навыков реалистического отображения действительности.

В основу академического рисунка положен принцип единства обучения основам изобразительной грамоты и формирования умений и навыков реалистического изображения, т.е. принцип единство теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.

Перед бакалавром художественного образования стоит задача воспитания художественного вкуса и творческих способностей. Эти задачи, возможно, решить только в процессе овладения умениями, навыками реалистического отображения действительности. Бакалавр художественного образования должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем умений, навыков реалистического рисования, но и глубоко понимать сущность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отображения объективной действительности в изобразительном искусстве.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры. В процессе работы с натуры у студентов развиваются зрительная память и наблюдательность, они учатся видеть типичное в окружающей действительности. Эти же качества будущим педагогам предстоит развивать у учащихся.

Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практическим изучением перспективы, пластической анатомии и законов распределения светотени на объемной форме. Одновременно рекомендуется изучение классического наследия и методической литературы по рисунку.

Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему, от простого к сложному.

Практические занятия рисунком развивают у студентов умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги. Обучение рисунку дает будущему учителю не только профессиональную грамотность, но и воспитывает его эстетически, что крайне важно для дальнейшей работы по эстетическому воспитанию школьников.

Основное место в программе уделено изображению человека – самого сложного и содержательного объекта изобразительного искусства. На первом курсе объектами натурных постановок являются гипсовые модели, натюрморты и т.п., но уже в программу первых курсов включены наброски фигуры человека. Это вызвано необходимостью подготовить, студентов к работе над эскизами тематических композиций.

Необходимо также учитывать, что задачи подготовки художников-бакалавров требуют проявления особенного внимания к учебно-методической стороне обучения рисунку, поскольку выпускаемым институтом искусств бакалаврам предстоит осуществлять педагогическую работу в общеобразовательной школе.

Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра. Зачеты проводятся всем коллективом кафедры. Просмотр практических работ проводится в зачетный период.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО




ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом


^ 3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины Введение в теорию рисунка

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

  • владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 11);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

  • в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11)



в) профильно-профессиональными (ППК)


- имеет представление о задачах станковой живописи; методически грамотно строит процесс изображения натюрморта, портрета, одетой и обнаженной фигуры человека живописными средствами; владеет навыками уверенного живописного изображения натуры (ППК-1);

- знает закономерности воздушной и линейной перспективы, природы цвета, колорита; сознательно применяет на практике основы изобразительной грамоты (ППК-2);

- владеет основами академического рисунка; пластической анатомией фигуры человека; принципами конструктивного построения изображения; методами и технологией классических техник станковой графики (ППК-3).

- технически грамотно работает в различных живописных и графических техниках (акварель, гуашь, масляная живопись, темпера, пастель, мягкий материал и др.); применяет художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в своей творческой деятельности (ППК-4);

- знает основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности; анализирует образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; реализует художественный замысел в практической художественной и педагогической деятельности (ППК-5).


^ 4. Структура и содержание дисциплины Введение в теорию рисунка

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 266 часов.


^ Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

Формы текущего контроля

Форма промежуточного контроля

Форма итогового контроля

Лекция

П/З

Л/З

СРС

час

балл

час

балл

час

балл

час

балл

1




1

2










62




57




Зачет

2




2













72




73




Экзамен




Итого




2










134




130








^ Содержание дисциплины


Тематический план 1 курс 1 семестр



^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лек.

Л/З

СРС

1

Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (высокий горизонт)

2

10




2

Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (низкий горизонт)




10




3

Тональный натюрморт из геометрических тел




10

15

4

Рисунок драпировки со складками (материал на выбор преподавателя)




8

12

5

Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом




10

15

6

Рисунок натюрморта из предметов разных по фактуре, тону и форме /мягкий материал/




14

15




Итого:

2

62

57


^ Содержание дисциплины

1 курс 1 семестр


1. Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (высокий горизонт)

Задачи: Ознакомиться с принципами перспективного построения различных по форме геометрических тел в процессе создания конструктивного линейного рисунка.

2. Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (низкий горизонт)

Задачи: Ознакомиться с принципами перспективного построения различных по форме геометрических тел в процессе создания конструктивного линейного рисунка.

3. Тональный натюрморт из геометрических тел

Задачи: Закрепить навыки конструктивного построения изображения, сформировать представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических и округлых телах. Передать особенности лепки объемной формы, пространственное положение этих предметов на плоскости.

4. Рисунок драпировки со складками (материал на выбор преподавателя)

Задачи: Познать основные виды складок, принципы образования их на тканях, особенности моделирования складок в рисунке. Изучить возможность использования разных материалов рисунка для убедительной передачи рельефа и характера складок.

5. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом

Задачи: Уяснить принципы построения и последовательности выполнения рисунка орнамента, закомпоновать изображение на листе бумаги; наметить общие очертания орнамента и его деталей; выявить с помощью светотени форму, характер и рельеф орнамента.

6. Рисунок натюрморта из предметов разных по фактуре, тону и форме /мягкий материал/

Задачи: Учиться целостно, воспринимать группу разных по форме, величине, тональности, материальности предметов, составляющих постановку. Ознакомиться с практическими приемами обобщения, передачи целостного звучания всего натюрморта.

7. Зачет.

^ Тематический план 1 курс 2 семестр



Наименование разделов и тем

Количество часов

Лек.

Л/З

СРС

1

Зарисовки гипсовой (обрубовочной) модели головы, в двух положениях (2 в листе)




4

4

2

Рисунок деталей маски Давида (глаз, нос, губы, ухо)




30

31

3

Зарисовки гипсовых голов (Сократ, Гатамелата)




6

6

4

Рисунок гипсовой головы Сократ




16

16

5

Рисунок гипсовой головы Гатамелата




16

16




Итого:




72

73

^ Содержание дисциплины

1 курс 2 семестр

1. Зарисовки гипсовой (обрубовочной) модели головы, в двух положениях (2 в листе)

Задача: усвоить закономерности в выполнении объемной формы головы человека.

2. Рисунок деталей маски Давида (глаз, нос, губы, ухо) Задачи: выявить характерные особенности головы, познать закономерности строения и методы изображения деталей, подчиняя их решению объемной формы.

3. Зарисовки гипсовых голов (Сократ, Гатамелата)

Задачи: выявить характерные особенности головы, познать закономерности строения и методы изображения деталей, подчиняя их решению объемной формы.

4. Рисунок гипсовой головы Сократ Задачи: Изучение характерных особенностей строения.

5. Рисунок гипсовой головы Гатамелата

Задачи: построить и промоделировать тоном рисунок гипсовой головы с передачей материальности фактуры гипса.

7. Экзамен. Рисунок гипсовой головы Гудона.

Задачи: компоновка в листе, передача объема, прокладка светотени.


^ 5. Образовательные технологии



    Базу профессионального освоения графического мастерства составляет практическая деятельность студента. Особое внимание в освоении курса уделяется технологии работы с графическими материалами, изучению композиционных и технических средств при рисовании гипсовых орнаментов, гипсовых моделей головы, натюрмортов, изучению соразмерности и пропорциональных отношений в листе. Дисциплина введение в методику рисунка предполагает широкое использование в учебном процессе практических и самостоятельных форм проведения занятий, мастер-классов, факультативов с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В начале курса предусмотрена вводная лекция.


    ^ 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины

    Получаемые на практических занятиях знания закрепляются в процессе самостоятельной работы студентов. Роль преподавателя организовать и направить эту работу (создать условия для занятий, осуществлять методическое руководство и т.д.).

    Самостоятельная работа контролируется кафедрой и учитывается при аттестации в конце семестра.

    Баллы за домашние наброски и зарисовки выставляются преподавателем еженедельно и суммируются на просмотре.

    Текущий контроль осуществляется в форме индивидуальных консультаций во время работы над постановкой и еженедельной проверки домашнего задания.

    В середине семестра ведущие преподаватели проводят предварительный просмотр студенческих работ, проставляя соответствующие баллы за каждую работу, контролируя, таким образом, текущую успеваемость.

    ^ Критерии оценивания заданий по итогам текущего контроля.



      Критерии оценивания

      Баллы

      мин

      макс

      1

      Владение законами воздушной и линейной перспективы, принципами конструктивного построения изображения.

      0,33

      2

      2

      Знание и владение принципами формы образования модели.

      0,33

      2

      3

      Знание методов и технологий классической техники станковой графики.

      0,34

      1



      Итого:

      1

      5



    В зависимости от задач и сложности постановки минимальное количество балов может варьироваться.

    ^ Критерии оценивания заданий по результатам итогового просмотра.





      Критерии оценивания

      Баллы

      мин

      макс

      1

      Соответствие количества выполненных заданий учебному плану.

      0

      10

      2

      Знание и владение законами композиционного построения рабочей плоскости листа.

    1. Владение законами воздушной и линейной перспективы, принципами конструктивного построения изображения.

      10



      15



      4

      Знание и владение принципами формы образования модели.

      10

      15

      5

      Знание методов и технологий классической техники станковой графики.

      10

      10



      Итого:

      30

      50



    На кафедре устанавливается следующая шкала соответствия между оценками, выставляемыми по многобальной системе, и оценками по пятибалльной системе:

    «отлично» - 45-50 баллов.

    «хорошо» - 38-44 балла.

    «удовлетворительно» - 30-38 баллов.

    «неудовлетворительно» - 0 баллов.

    ^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Введение в теорию рисунка

    Список основной и дополнительной литературы

    1

    ^ Кузин Владимир Сергеевич.
       Рисунок. Наброски и зарисовки : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. : Доп. Мин. образования РФ / В. С. Кузин. - М. : Академия, 2004. - 232 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 230. - ISBN 5-7695-1421-3.

    2

    Кузин Владимир Сергеевич.
       Наброски и зарисовки : пособие для учителей / В. С. Кузин. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 160с. : ил.

    3

    ^ Бабияк Вячеслав Вячеславович.
       Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII-начала ХХ века : учебно-метод. пособие для пед. вузов. : Доп. Учебно - метод. объединением Мин. образования РФ / В. В. Бабияк. - СПб. : Гиппократ, 2004. - 296 с. : ил. - Список иллюстраций , указатель имен , список сокращений. - Библиогр . с284 - 292. - ISBN 5-8232-0012-9.

    4

    Кирцер Юзеф Михайлович.
       Рисунок и живопись : учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Высшая школа : Академия, 2000. - 272 с.

    5

    ^ Беда, Георгий Васильевич.
       Основы изобразительной грамоты : Рек. ГУМУ общего ср. образования Госкомитета СССР / Г. В. Беда. - Москва : Просвещение, 1989. - 192с. : ил. - (Библиотека учителя изобразительного искусства). - Библиогр.: с. 190. - ISBN 5-09-000990-2.

    6

    Ли Николай Геннадьевич.
       Основы учебного академического рисунка : учебник для студ. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Г. Ли. - М. : ЭКСМО, 2004. - 480 с. : ил. - Библиогр. : с.477. - ISBN 5-699-04508-2.

    7

    Хогарт Берн.
       Игра света и тени для художников : учебное пособие / Б. Хогарт; пер. с англ. Матвеева В.С. - Тула : Родничок ; М. : Астрель : АСТ, 2001. - 152 с. : ил. - ISBN 5-17-006044-0 (ООО "Издательство АСТ"). - ISBN 5-89624-065-1 (ООО"Издательство "Родничок"). - ISBN 5-271-01659-5 (ООО"Издательство Астрель").

    8

    ^ Ростовцев Николай Николаевич.
       Рисование головы человека : учебное пособие для худож. училищ : доп. Управ. кадров учеб. завед. и научных учрежд. МК СССР / Н. Н. Ростовцев. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 304 с. : ил. - ISBN 5-85200-079-5.

    9

    Чиварди Джованни.
       Техника рисунка : инструменты, материалы, методы ; практические советы / Д. Чиварди ; пер. с итал. Л. Агаева. - М. : Эксмо, 2003. - 64 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-009959-2.

    10

    Чиварди Джованни.
       Рисунок : Художественный образ в анатомическом рисовании / Д. Чиварди ; пер. с итал. К. Мольков. - М. : Эксмо, 2003. - 168c. : ил. - (Классическая библиотека художника). - Приложения с. 154-159. - Указ. с. 6. - ISBN 5-04-008469-2.

    11

    Чиварди Джованни.
       Рисунок : Пейзаж : методы, техника, композиция / Д. Чиварди ; пер. с итал. О. Семенов. - М. : Эксмо, 2004. - 64 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-008473-0.

    12

    Ростовцев Николай Николаевич.
       Академический рисунок : учебник для студ. худ. - граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 237 с. : ил. - Словарь: с. 228-236. - Библиогр.: с.237-238. - ISBN 5-09-004262-4.

    13

    Норлинг Эрнест.
       Объемный рисунок и перспектива / Э. Норлинг ;пер. с англ. М. Авдонина. - М. : ЭКСМО, 2004. - 160 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-699-05940-7.

    14

    Никодеми Г. Б.
       Рисунок : Школа рисунка / Г. Б. Никодеми ; пер. с итал. Г. Семеновой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-088002-0.

    15

    Гордон Луиза.
       Рисунок : Техника рисования головы человека / Л. Гордон ; пер. с англ. Е. Зайцевой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 120 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - Указ. с. 117-119. - ISBN 5-04-005202-2.

    16

    Медведев Леонид Георгиевич.
       Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку : учебное пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом просвещения СССР / Л. Г. Медведев. - М. : Просвещение, 1986. - 159 с. : ил. - Библиогр.: с. 158.

    17

       Энциклопедия рисования / оформ. Н. Рис ; ред. А. Смит, Дж. Тетчелл ; пер. с англ. Т. Покидаевой. - М. : Росмэн, 2005. - 128 с. - Словарь: с. 126-127. - Библиогр.: с. 128. - ISBN 5-353-00471-Х.

    18

       Учебный рисунок : учебное пособие для высш. худож. учеб. заведений : доп. М-вом культуры СССР / под ред. В. А. Королева ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 125 с. : ил.

    19

    ^ Шешко Иосиф Брониславович.
       Построение и перспектива рисунка : учебное пособие для студ. пед. вузов по специальности "Педагогика и методика нач. обучения" : доп. М-вом просвещения СССР / И. Б. Шешко. - 3-е изд., доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1981. - 136 с. : ил. - Словарь: с. 130-134. - Библиогр.: с. 129.

    20

    Терентьев Анатолий Ефимович.
       Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства : пособие для учителей / А. Е. Терентьев. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с. ил. - Библиогр.: с. 174.

    21

    ^ Секачева Ангелина Викторовна.
       Рисунок и живопись : учебник для средн. спец. учеб. заведений : доп. М-вом легкой промышленности СССР / А. В. Секачева, А. М. Чуйкина, Л. Г. Пименова. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 216 с. : ил. - Библиогр.: с. 210.

    22

       Рисуем костюм : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2003. - 48 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-1630-Х.

    23

       Рисуем лошадь : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2006. - 48 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-7411-3.

    24

       Рисуем деревья : материалы, композиция, техника / авт.-сост. А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск : Харвест, 2003. - 47 с. : ил. - (Учимся рисовать). - ISBN 985-13-1628-8.

    25

    Баммес Готфрид.
       Изображение фигуры человека : пособие для художников, преподавателей и учащихся / Г. Баммес ; пер. с нем. В. А. Виталса. - М. : Сварог и К, 1999. - 336 с. : ил. - Указ. предмет.: с. 333-334. - Указ. имен.: с. 335-336. - Библиогр.: с. 332. - ISBN 5-93070-015-Х.

    26

       Все о технике: рисунок : незаменимый справочник для художников / пер. текста А. И. Ильфа. - М. : Арт-Родник, 2000. - 143 с. : ил. - Указ.: с. 142-143. - ISBN 5-88896-041-1.

    27

    Харрисон Хазэл.
       Энциклопедия техник рисунка / Х. Харрисон ; пер. с англ. И. А. Сергеевой. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 160. : ил. - Указ.: с. 156-159. - ISBN 5-17-030978-3 (ООО "Издательство АСТ"). - ISBN 5-271-11331-0 (ООО"Издательство Астрель"). - ISBN 1-84448-019-4 (англ.).

    28

    Барбер Баррингтон.
       Основы мастерства = The Fundamentals of Drawing / B. Barber : рисунок : полный профессиональный курс для художников : пер. с англ. / Б. Барбер. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 208 с. : ил. - ISBN 5-17-033417-6 (АСТ). - ISBN 5-271-12127-5 (Астрель). - ISBN 1-84193-068-7 (англ.). - ISBN 985-13-5606-9 (Харвест).

    29

    ^ Лушников Борис Васильевич.
       Рисунок : Изобразительно-выразительные средства : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Б. В. Лушников, В. В. Перцов. - М. : Владос, 2006. - 240 с. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 239. - ISBN 5-691-01575-3.

    30

    Лушников Борис Васильевич.
       Рисунок : Портрет : учебное пособие для вузов по специальности " Изобразительное искусство" : доп. УМО вузов РФ / Б. В. Лушников. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144c. : ил. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 142. - ISBN 978-5-691-01224-2.

    31

    Копылов А. С.
       Рисунок : методические рекомендации для абитуриентов Института искусств НГПУ / авт.-сост. А. С. Копылов, Карнушина И. А. ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 70 с. : ил. - Словарь: с. 19-20. - Библиогр.: с. 10.

    32

    Мясников Игорь Петрович.
    33   Рисунок : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / И. П. Мясников. - М. : Ассоциация ст34роительных вузов, 2007. - 208 с. : ил. - Библиогр.: с. 205. - ISBN 5-93093-452-5.

    33

    Сервер Франсиско Асенсио.
       Рисунок для начинающих : учебное издание / Ф. А. Сервер ; пер. с нем. О. Асписовой. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 175 с. : ил. - Словарь: с. 4. - ISBN 5-17-023-735-9 (АСТ). - ISBN 5-271-08581-3 (Астрель). - ISBN 3-8290-8857-4 (нем.).

    34

    Станир Питер.
       Рисунок : базовый курс : пер. с англ. / П. Станир, Т. Розенберг. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 239 с. : ил. - ISBN 5-17-029179-5 (АСТ). - ISBN 5-271-11121-0 (Астрель). - ISBN 0-84013-540-9 (англ.). - ISBN 985-13-3034-5 (Харвест).

    35

    ^ Медведев, Леонид Георгиевич.
       Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев ; рец. С. П. Ломов. - Омск : ИД "Наука", 2008. - 290 с. : ил.

    36

    ^ Гаррисон, Хейзл.
       Рисунок и живопись : Полный курс. - Москва : Эксмо, 2007.

    37

    Джилл, Роберт У.
       Рисование пером и тушью / Р. У. Джилл ; пер. с англ. А. В. Виноградского. - Москва : Высшая школа, 1983. - 344 с. : ил.

    38

    ^ Курячий, Алексей Александрович.
       Композиционный рисунок пейзажа на пленэрной практике : методические рекомендации для студентов ИИ НГПУ / А. А. Курячий ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 12 с. - Библиогр.: с. 10.

    39

    Курячий, Алексей Александрович.
       Кратковременный рисунок обнаженной фигуры : методические рекомендации для ИИ НГПУ / А. А. Курячий ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 12 с. - Библиогр.: с. 10.



    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. Копийные материалы для студентов 1 и 2 курсов/ ii.grafika@yandex.ru

    ^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Оборудование мастерских:

  • Мольберт для работы стоя.

  • Мольберт для работы сидя.

  • Стулья.

  • Подиум вертикальный.

  • Подиум натюрмортный горизонтальный.

  • Софит.

    Натурный фонд:

  • Гипсовые копии с классических образцов.

  • Натюрмортный фонд (драпировки, бытовые предметы, муляжи овощей и фруктов).

    Наглядные пособия:

  • Копии работ классических мастеров.

  • Студенческие работы из фонда кафедры.

  • Работы преподавателей ИИ.

  • Методические работы.



    ^ 10. Технологическая карта студента по дисциплине Введение в теорию рисунка на 1 семестр.






Виды учебной деятельности студентов

Баллы

Форма отчетности

Сроки сдачи

Полученный балл/оценка

Подпись преподавателя

мин

макс

балл

оценка

1

Посещение практических занятий

1

5

Журнал посещаемости













2

Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (высокий горизонт)

1

3

Просмотр













3

Конструктивный линейный рисунок натюрморта из геометрических тел (низкий горизонт)

1

3

Просмотр













4

Тональный натюрморт из геометрических тел

1

3

Просмотр













5

Рисунок драпировки со складками (материал на выбор преподавателя)

1

3

Просмотр













6

Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом

3

5

Просмотр













7

Рисунок натюрморта из предметов разных по фактуре, тону и форме /мягкий материал/

3

5

Просмотр













8

Домашние наброски и зарисовки

17

23

Журнал

Итоговый просмотр













9

Зачет

30

50

Итоговый просмотр
















Итого:

58

100





















    ^ Технологическая карта студента по дисциплине Введение в теорию рисунка на 2 семестр.



Виды учебной деятельности студентов

Баллы

Форма отчетности

Сроки сдачи

Полученный балл/оценка

Подпись преподавателя

мин

макс

балл

оценка

1

Посещение практических занятий

1

5

Журнал посещаемости













2

Зарисовки гипсовой (обрубовочной) модели головы, в двух положениях (2 в листе)

1

3

Просмотр













3

Рисунок деталей маски Давида (глаз, нос, губы, ухо)

1

3

Просмотр













4

Зарисовки гипсовых голов (Сократ, Гатамелата)

1

3

Просмотр













5

Рисунок гипсовой головы Сократ

1

3

Просмотр













6

Рисунок гипсовой головы Гатамелата

3

5

Просмотр













7

Домашние наброски и зарисовки

17

23

Журнал

Итоговый просмотр













8

Экзамен

3

5

Итоговый просмотр













9

Зачет

30

50

Итоговый просмотр
















Итого:

58

100

















Примечание:

  1. Посещение практических занятий

Отсутствие пропусков занятий – 5 баллов

Посещение не менее 80% занятий – 4 балла

Посещение не менее 70% занятий – 3 балла

Посещение не менее 60% занятий – 2 балла

Посещение не менее 50% занятий – 1 балл

Посещение менее 50% занятий – 0 баллов

  1. Баллы за аудиторные постановки ставятся преподавателем на предварительных просмотрах.

  2. Баллы за домашние наброски и зарисовки выставляются преподавателем еженедельно:

10 зарисовок – 1 балл (недельный план).

4. Экзамен оценивается по критериям учебных постановок на итоговом просмотре.

5. Зачет проводится в форме просмотра.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специфика методики преподавания данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается студентами в процессе практических занятий. Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, направленной как индивидуально на работу каждого студента, так и в целом на всю группу. Каждое практическое занятие осуществляется на станке с использованием бумаги требуемого заданием рабочего плана формата и графическими материалами, определяющими используемую технику.

Курс «Введение в теорию рисунка» предусматривает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, обозначенную рабочим планом дисциплины.

Аудиторная самостоятельная работа состоит из решения графических задач, поставленных для выполнения основной длительной работы, либо зарисовок и набросков ей предшествующих, а также выполнение срезовых внутрисеместровых работ по темам разделов дисциплины.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента заключает в себя систематическое (ежедневное) выполнение набросков и зарисовок, предполагающих накопление навыков ведения графической работы, а так же как подготовительный материал к следующему заданию.

Обязательный минимум самостоятельных работ студентов и график их выполнения освещается в учебной программе, прилагаемой в электронном варианте и твердой копии, а так же методических рекомендациях: Рисунок. Методические рекомендации для абитуриентов Института искусств: методические рекомендации/ А.С.Копылов, И.А. Карнушина.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.- 70с.


^ Обязательный минимум самостоятельных работ студентов


Для наиболее полного изучения дисциплины обеспечивается доступ каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню задач дисциплины, к методическим пособиям: Композиционный рисунок пейзажа на пленэрной практике: методические рекомендации/ А.А. Курячий.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008.- 12с., фондам учебной литературы, а также наглядным пособиям: ii.grafika@yandex.ru.(Копийные материалы для студентов 1 курса).
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ





№ семестра

Наименование семестрового блока задач

Применение наглядных пособий,технических средств и лабораторного оборудования

Рекомендуемая литература

Задание для самостоятельной работы

I

Рисунок натюрморта из предметов разных по фактуре, форме и тону.

Образцы гипсовых геометрических тел, розеток, наглядные пособия графических работ с изображением натюрмортов, гипсовых розеток, драпировок (студенческий фонд и классические образцы),

Интерактивные доски,

Собственный наглядный материал преподавателя (методические разработки темы)


^ Кузин Владимир Сергеевич.
   Рисунок. Наброски и зарисовки : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. : Доп. Мин. образования РФ / В. С. Кузин. - М. : Академия, 2004. - 232 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 230. - ISBN 5-7695-1421-3.

Бабияк Вячеслав Вячеславович.
   Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII-начала ХХ века : учебно-метод. пособие для пед. вузов. : Доп. Учебно - метод. объединением Мин. образования РФ / В. В. Бабияк. - СПб. : Гиппократ, 2004. - 296 с. : ил. - Список иллюстраций , указатель имен , список сокращений. - Библиогр . с284 - 292. - ISBN 5-8232-0012-9.

Ли Николай Геннадьевич.
   Основы учебного академического рисунка : учебник для студ. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Г. Ли. - М. : ЭКСМО, 2004. - 480 с. : ил. - Библиогр. : с.477. - ISBN 5-699-04508-2.

Ростовцев Николай Николаевич.
   Рисование головы человека : учебное пособие для худож. училищ : доп. Управ. кадров учеб. завед. и научных учрежд. МК СССР / Н. Н. Ростовцев. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 304 с. : ил. - ISBN 5-85200-079-5.

Ростовцев Николай Николаевич.
   Академический рисунок : учебник для студ. худ. - граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 237 с. : ил. - Словарь: с. 228-236. - Библиогр.: с.237-238. - ISBN 5-09-004262-4.

Никодеми Г. Б.
   Рисунок : Школа рисунка / Г. Б. Никодеми ; пер. с итал. Г. Семеновой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160 с. : ил. - (Классическая библиотека художника). - ISBN 5-04-088002-0.

Медведев Леонид Георгиевич.
   Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку : учебное пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. вузов : доп. М-вом просвещения СССР / Л. Г. Медведев. - М. : Просвещение, 1986. - 159 с. : ил. - Библиогр.: с. 158.

Учебный рисунок : учебное пособие для высш. худож. учеб. заведений : доп. М-вом культуры СССР / под ред. В. А. Королева ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 125 с. : ил.

^ Шешко Иосиф Брониславович.
   Построение и перспектива рисунка : учебное пособие для студ. пед. вузов по специальности "Педагогика и методика нач. обучения" : доп. М-вом просвещения СССР / И. Б. Шешко. - 3-е изд., доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1981. - 136 с. : ил. - Словарь: с. 130-134. - Библиогр.: с. 129.

Терентьев Анатолий Ефимович.
   Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства : пособие для учителей / А. Е. Терентьев. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с. ил. - Библиогр.: с. 174.

Все о технике: рисунок : незаменимый справочник для художников / пер. текста А. И. Ильфа. - М. : Арт-Родник, 2000. - 143 с. : ил. - Указ.: с. 142-143. - ISBN 5-88896-041-1.

Барбер Баррингтон.
   Основы мастерства = The Fundamentals of Drawing / B. Barber : рисунок : полный профессиональный курс для художников : пер. с англ. / Б. Барбер. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 208 с. : ил. - ISBN 5-17-033417-6 (АСТ). - ISBN 5-271-12127-5 (Астрель). - ISBN 1-84193-068-7 (англ.). - ISBN 985-13-5606-9 (Харвест).

^ Лушников Борис Васильевич.
   Рисунок : Изобразительно-выразительные средства : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Б. В. Лушников, В. В. Перцов. - М. : Владос, 2006. - 240 с. : ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 239. - ISBN 5-691-01575-3.

Копылов А. С.
   Рисунок : методические рекомендации для абитуриентов Института искусств НГПУ / авт.-сост. А. С. Копылов, Карнушина И. А. ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 70 с. : ил. - Словарь: с. 19-20. - Библиогр.: с. 10.

Мясников Игорь Петрович.
   Рисунок : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / И. П. Мясников. - М. : Ассоциация строительных вузов, 2007. - 208 с. : ил. - Библиогр.: с. 205. - ISBN 5-93093-452-5.

Медведев, Леонид Георгиевич.
   Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев ; рец. С. П. Ломов. - Омск : ИД "Наука", 2008. - 290 с. : ил.



Работа с учебной литературой, разработка методических пособий, раскрывающих изучаемую тему.

Изучение классических образцов.



II

Рисунок гипсовой головы (классические образцы)

III

Рисунок головы натурщика

Графические работы из худ. студенческого фонда и копии классических образцов.

Интерактивные доски,

Собственный наглядный материал преподавателя (методические разработки темы)



IV

Рисунок полуфигуры человека. Копии с классических образцов

V

Рисунок гипсовой фигуры (классические образцы)

VI

Рисунок полуфигуры человека с прорисовкой кистей рук. Рисунок гипсовых моделей стоп и стоп натурщика.

VII

Рисунок обнаженной фигуры человека.

VIII

Рисунок одетой фигуры человека с введением фона

IX

Рисунок обнаженной фигуры человека в легком движении и использованием мягкого материала

X

Рисунок тематических постановок из двух фигур.

Автопортрет


^ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


Материалы для текущего внутрисеместрового контроля представляют собой оценивание преподавателем самостоятельных (внеаудиторных работ студентов (набросков, зарисовок), краткосрочные (4-8 часов) задания, промежуточные просмотры работ (по факту выполнения)).

Итоговым контролем дисциплины является зачет, предусмотренный учебным планом и рабочей программой курса, по результатам которого выставляется итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).




Скачать 388,91 Kb.
оставить комментарий
Дата23.06.2012
Размер388,91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх