Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки icon

Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки



Смотрите также:
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой)...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII- xviii) специальность 030601...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы По направлению...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2010


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины История зарубежной литературы


Направление подготовки «Журналистика», 031300 «Журналистика»



Профиль подготовки «Журналистика»

Факультет издательского дела и журналистики


Кафедра истории литературы


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2010


Разработчики:

Профессор, кандидат филологических наук, доцент Шевякова Э.Н.


Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «______________________________________________________________»

20 г, протокол № __ .


Зав. кафедрой

проф. В.А. Пронин

/ /


Одобрена Советом факультета _________________________________

2010г. протокол №


Председатель___________________/ /



^ Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.

Б.3.1.

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл

+










^ Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

^ Курсовая Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


1

1,2

180

85

34

51

-

20

75

Экзамен

Очно-заочная































Заочная

































^ 1. Цели и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины «История зарубежной литературы» заключаются в следующем:

- ознакомление студентов с историей зарубежной литературы как одной из важнейших областей современного литературоведения;

- формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и художественном своеобразии зарубежной литературы на разных этапах ее исторического развития;

- о закономерностях литературного процесса и специфике его преломления в каждой национальной литературе;

- о системе жанров, стилевых направлениях, течениях каждого историко-литературного периода;

- о художественной неповторимости творческой манеры крупнейших представителей зарубежной литературы;

- воспитание навыков филологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучить основные памятники всемирной литературы;

- выявить специфику этапов литературного развития Европы в контексте культуры;

- высшие достижения зарубежной литературы;

- национальное своеобразие европейских литератур;

- взаимосвязь и взаимовлияние зарубежной и отечественной литератур;

- обучить основам анализа произведений европейских писателей, навыкам работы с критической литературой;

- способствовать формированию самостоятельности мышления, эстетического вкуса, выработке общепрофессиональных и общекультурных компетенций.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История зарубежной литературы» является составным элементом базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла «Б.3.1», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на первом курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «История зарубежной литературы» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, историей отечественной литературы, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные (ОК): - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- осознавать идейную и эстетическую значимость зарубежной литературы в целом и каждой национальной литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологи) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

Профессиональные компетенции:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

^ ПК-9 — обосновать концепцию издания;

ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результаты в исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

^ ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

- классиков мировой литературы; основные периоды истории зарубежной литературы, направления, течения, биографии, творчество крупнейших писателей и их произведения (ОК-5);

- основные академические школы в литературоведении (ОК-6);


Уметь:

- использовать в практической деятельности эти знания, отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

-рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, понимать национальные особенности европейских литератур и их межлитературные связи и применять эти знания и навыки в профессиональной деятельности (ПК-8)

- участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10);

- совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13);


Владеть:

-навыками выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-14);

- редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-15);

- представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-16).

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

^ Распределение часов по семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

3

4

Аудиторные занятия (всего)

85




























В том числе:































Лекции

34

17

17






















Практические занятия (ПЗ)

51

30

21






















Семинары (С)

-

-

-






















Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-






















Самостоятельная работа

75

38

37






















В том числе:































Курсовой проект (работа)

20




20






















Расчетно-графические работы

-

-

-






















Реферат

20

10

10






















^ Другие виды самостоятельной работы































Эссе

24

14

10






















Тесты

15

10

5






















Вид промежуточной аттестации (экзамен) 2

Зачет – 1

36

16

20






















Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

180/2,6






























^ 5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

1. Античная литература

Основные особенности мифологического мышления. Этапы развития мифологического сознания. Понятие об эпосе. Конфликт и основной пафос гомеровских поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса. Типология древнегречской лирики. Происхождение древнегреческой трагедии. Модель мира в произведениях Эсхила. Проблема ответственности индивида за принятое решение в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Человек и судьба в трагедиях Софокла. Новаторство Еврипида. «Древнеаттическая комедия». Сатирические и комические приемы в творчестве Аристофана. Традиции Гомера в эпосе Вергилия. Особенности римской литературы.

^ 2. Литература Средних веков

Специфика средневекового мировидения. Категории средневековой культуры. Общие черты героического эпоса Зрелого средневековья. Поэтика «Песни о Роланде» и «Песни о Нибелунгах». Провансальская лирика. Рыцарский роман. Система жанров в городской литературе Средневековья. «Божественная комедия» Данте – «энциклопедия средневекового знания».

3. ^ Литература эпохи Возрождения

Философские истоки культуры Возрождения. Концепция «новой жизни» в поэзии Петрарки. Проблематика и образы в «Декамероне» Дж. Боккаччо. «Дон Кихот» Сервантеса как эпическое полотно эпохи. Своеобразие гуманизма У. Шекспира, обновление им жанров трагедии и комедии. Гамлет как вечный образ. Основной конфликт трагедии «Отелло». Деградация личности в трагедии «Макбет». Сонеты Шекспира.

4^ . Литература XVII века

Основные литературные направления XVII века. Пафос государственного служения в классицизме, особенности его поэтики. Драматургия. Художественное своеобразие конфликта в драмах П. Корнеля. Трагический герой Корнеля. Произведения Корнеля как «школа душевного величия». Поэтическое мастерство Ж. Расина. Проблематика, поэтика, жанровое разнообразие комедий Ж.-Б. Мольера. Сценическая история Тартюфа. Мольер – создатель вечных типов человеческого поведения. Н. Буало – автор «поэтического искусства».

5. ^ Литература эпохи Просвещения

XVIII век как историко-литературная эпоха. Ее основные течения и этапы. Просветительский английский роман (Д. Дефо, Дж. Свифт). Вольтер и вольтерианство. Поэтика жанра философской повести Вольтера. Философская проблематика и структура образов «Фауста» И. В. Гёте. Роль прологов. Диалектика соотношения Фауста и Мефистофеля. Образ Фауста в мировой литературе.

6. ^ Литература XIX века

Основные философские и социальные искания XIX века. Поэтика европейского романтизма. Немецкий романтизм, творчество Э.Т. А. Гофмана. Социальный протест в английском романтизме. Байрон – «властитель дум целого поколения». Историзм и психологизм французского романтизма (В. Гюго, А. Виньи). Особенности исторического романа эпохи романтизма.

Своеобразие реалистической типизации. Реалистический роман в творчестве Стендаля. «Красное и черное» как хроника XIX века. Эпический размах «Человеческой комедии» Бальзака. Особенности реализма и художественное мастерство Бальзака. Юмор Ч. Диккенса. Позиция автора в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари». Образ Эммы Бовари. Поэтика романа. Проблематика и поэтика лирики Ш. Бодлера. Э. Золя как реформатор западноевропейского романа. Эстетические принципы Ги де Мопассана. Мастерство психологического анализа в романе «Жизнь». Мопассан – новеллист. «Эстетизм» О. Уайльда.

^ 7. Литература XX века

Модернизм и реализм XX века. Гуманизм произведений А. де Сент-Экзюпери. Образ абсурдного мира и проблема отчуждения в прозе А. Камю и Ф. Кафки. Поэтика писателей «потерянного поколения». «Эпический театр» Б. Брехта. Политическая сатира Дж. Оруэлла. Антивоенная тематика творчества Г. Белля. Проблема ответственности и свободы выбора. Г. Грасс – сатирик и полемист.


^ 5.2 .Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

^ История отечественной литературы

1

2

3

4

5

6

7

2.

Теория литературы

1

2

3

4

5

6

7



^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование дисциплины







Лекции

Практ. Семинар Колокв.

Лаб. работ

Курсов. проект/ реферат

СРС

Всего часов

1.

^ Античная литература

5

7







10




2.

Литература средних веков

4

7







10




3.

^ Литература эпохи Возрождения

5

7







10




4.

^ Литература XVII века

5

7







10




5.

Литература эпохи Просвещения

5

7







10




6.

^ Литература ХIХ века

5

9







15




7.


^ Литература ХХ века

5

7







10



















20










Итого:

34

51




20

75




Экзамен

36

Всего

180/2,6


^ 6. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.


1.

Историческое, сказочное, мифологическое в гомеровском эпосе

2

2.

Философский смысл трагедии Софокла «Царь Эдип»

2

3.

Художественный мир Аристофана

2

4.

2

Концепция человека в рыцарской литературе

2

5.

Функция пейзажа в «Божественной комедии» Данте

2

6.

Баллады Франсуа Вийона

2

7.

3.

Дон Кихот как вечный образ

2

8.

Трагический гуманизм У. Шекспира : «Гамлет»

2

9.

Жизнерадостное свободомыслие героев Ф. Рабле (роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

2

10.

4.


Своеобразие художественной манеры П. Корнеля в традикомедии «Сид»


2

11.

Жанр «высокой комедии» в творчестве Мольера: «Тартюф»

2


12.

5.

«Кандид» как образец философской повести Вольтера

2

13.

Трагедия Гёте «Фауст» как синтез идей Просвещения

2

14.

6.

Поэтика романтизма: комплексный анализ стихотворения П. Б. Шелли «Скажи мне, светлая звезда»


2

15.

Романтическая ирония в новелле Э.Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

2


16.

«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго как романтическое произведение

2

17.

Роман Стендаля «Красное и черное» как реалистическое произведение.

2

18.

Повесть Бальзака «Гобсек»: поэтика реализма

2

19.

Новеллистика Проспера Мериме

2

20.

7.

Эстетизм Оскара Уайльда: роман «Портрет Дориана Грея»

2

21.

Социально-психологический роман Ги де Мопассана «Жизнь»

2

22.

«Эпический театр» Бертольта Брехта

2

23.

Художественное мастерство Э. Хемингуэя в романе «По ком звонит колокол»

2

24.

Новелла Ф. Кафки «Превращение» как развернутая метафора тотального отчуждения личности

2

25.

Антиутопия Дж. Оруэлла «1984»

2




^ 8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Античная мифология

1. Особенности мифологического мышления как ранней стадии освоения мира

2. Античные сюжеты в западноевропейской литературе

3. Универсальная значимость античных сюжетов, мотивов и образов


Античная литература


  1. Гомеровский эпос – энциклопедия жизни и верований древних греков.

  2. Люди и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях.

  3. Образ Одиссея в мифологии и гомеровском эпосе.

  4. Гомеровское понимание судьбы в «Илиаде» и «Одиссее».

  5. Генезис древнегреческого театра.

  6. Трактовка человеческой личности в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

  7. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».

  8. Долг и подвиг в трагедии Софокла «Антигона».

  9. Проблема страдающей личности в трагедии Еврипида «Медея».

  10. Роль хора в древнегреческой трагедии.

  11. Древнегреческая трагедия в зеркале комедии Аристофана «Лягушки».

  12. Средства создания комического в произведениях Плавта.

  13. Жанры лирики Горация.


^ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


  1. Человек в народном героическом эпосе от «Песни о Роланде» до «Слова о Полку Игореве»: типологическое и национально своеобразное.

  2. Роланд как идеальный эпический герой.

  3. Мифология, история, куртуазная культура «Песни о Нибелунгах».

  4. Сид – любимый герой испанского народа.

  5. Жанровые и стилистические особенности средневекового героического эпоса.

  6. Концепция человека в рыцарской литературе.

  7. Провансальская поэзия. Система лирических жанров.

  8. Романы К. де Труа («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивен, рыцарь Льва» и др.) как воплощение куртуазного кодекса рыцарского поведения.

  9. Поиск Грааля в рыцарском романе.

  10. Замысел и построение «Божественной комедии» Данте.

  11. Ад как зеркало земной жизни в «Божественной комедии» Данте.

  12. «Божественная комедия» – переходное произведение от Средневековья к Возрождению.

  13. Тема жизни и смерти в лирике Ф. Вийона.


^ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


  1. Жанр сонета в творчестве Петрарки.

  2. Петрарка как певец Лауры: образ Лауры и средства его создания.

  3. Дон Кихот – мудрец или безумец?

  4. Трагедия Дон Кихота как выражение кризиса ренессансного гуманизма.

  5. Санчо Пансо как воплощение народного характера.

  6. Композиционное построение романа Сервантеса «Дон Кихот».

  7. Дон Кихот как архетип.

  8. Модель мира в трагедии Шекспира «Гамлет».

  9. Конфликт и герой в трагедии Шекспира «Гамлет».

  10. Монологи Гамлета – отражение кризиса ренессансного гуманизма.

  11. «Отелло» Шекспира как трагедия обманутого доверия.

  12. Фальстаф как выразитель народного сознания (историческая хроника «Генрих IV»).

  13. Роль шутов в комедиях Шекспира.

  14. Роль шута в трагедии Шекспира «Король Лир».

  15. Тема любви и дружбы в комедиях Шекспира (на примере одной комедии).

  16. Эволюция образа леди Макбет (трагедия Шекспира «Макбет»).

  17. Образ смуглой леди сонетов Шекспира в комедии Б.Шоу.

Литература XVII века

  1. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало.

  2. Героический характер в трагикомедии П. Корнеля «Сид».

  3. Проблема долга и чести, государственного блага, человеческого достоинства в трагикомедии П. Корнеля «Сид».

  4. Синтез драматического, эпического, лирического начал в «Сиде».

  5. Андромаха как «идеальная героиня» Расина.

  6. Жан Расин – «певец влюбленных женщин и царей» (А.С.Пушкин).

  7. Любовно-психологическая трагедия Расина и героико-политическая трагедия Корнеля как жанровые разновидности классицистической трагедии (сравнительный анализ).

  8. Жанровые типы комедий Мольера.

  9. Композиция «Тартюфа».

  10. Образы слуг и их роль в комедиях Мольера.

  11. Архетипы в комедиях Мольера.

  12. Мольер на современной сцене.


Литература эпохи Просвещения


  1. Жанр баллады в лирике Гёте.

  2. Жанр элегии в лирике Гёте.

  3. «Страдания юного Вертера» Гёте как сентименталистский роман.

  4. Отражение средневековой легенды о маге и чернокнижнике в трагедии Гёте «Фауст».

  5. Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля (по трагедии Гёте «Фауст»).

  6. Преступление и наказание (Гёте «Фауст»).

  7. Эволюция образа Маргариты.

  8. «Фауст» Гёте в мировой литературе.

  9. Жанр баллады в поэзии Шиллера.

  10. Жанр оды в поэзии Шиллера.

  11. «Разбойники» Шиллера как драма «Бури и натиска».

  12. «Коварство и любовь» Шиллера – первая мещанская трагедия.

  13. Поэтика жанра философской повести Вольтера.

  14. Пушкин и Вольтер.

  15. Вольтер и вольтерьянство.


Литература XIX века

  1. Мотив мировой скорби в поэзии и драматургии Байрона.

  2. Байрон и романтические герои М. Ю. Лермонтова.

  3. Эволюция романтического сознания в «Книге песен» Гейне.

  4. Поэзия Гейне в русских переводах.

  5. Поэтика сказок Гофмана.

  6. Романтическая мечта о гениальной личности и формы ее реализации.

  7. Гофман и Гоголь: роль романтической фантастики и гротеска в создании характеров.

  8. Жюльен Сорель и наполеоновская легенда (роман Стендаля «Красное и черное»).

  9. Мастерство Стендаля в изображении психологической двойственности героев.

  10. «Красное и черное» как роман «воспитания».

  11. Матильда – романтическая личность в изображении писателя-реалиста.

  12. Функция портретной характеристики в повести Бальзака «Гобсек».

  13. Эпический замысел «Человеческой комедии» Бальзака.

  14. Тип «чудака» в произведениях Ч. Диккенса.

  15. Образы детей и тема детства в романах писателя.

  16. Девушка-ангел и женщина-мстительница в романах Ч. Диккенса "Большие ожидания" и "Холодный дом".

  17. Проблемы счастья и несчастья в творчестве Ч. Диккенса.

  18. Юмор и сатира в творчестве Ч. Диккенса.

  19. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея как роман «Без героя».

  20. Мастерство Г. Флобера в создании образов Эммы, Шарля, Родольфа.

  21. «Госпожа Бовари» как социально-психологический роман.

  22. Эстетическая программа Оскара Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».

  23. Антитеза искусства и жизни в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  24. Философия парадоксальности О.Уайльда.

  25. Поединок с роком в романе Ш.Бронте "Джейн Эйр".

  26. Иерархия чувств в романе Э.Бронте "Грозовой перевал".

  27. Э. Золя и импрессионисты.

  28. «Любовный роман» Э. Золя.

Литература XX века


  1. Эффект «очуждения», его формы и функции в брехтовской драме.

  2. Человек и война в драме Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети».

  3. Актуальность драмы Б. Брехта «Жизнь Галилея».

  4. «Чума» А. Камю – иносказание и реальность.

  5. Кафкианский герой и кафкианская действительность.

  6. Мотивы «суда», «приговора», «процесса» в художественном мире Кафки.

  7. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как притча.

  8. Многозначность толкований произведений Кафки.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Зарубежная литература ХХ века. Учебник. Под общей ред. Н. П. Михальской. – М., 2003.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. Учеб. пособие. – М., 2003.

Пронин В. А. История немецкой литературы. – М., 2007.


б) дополнительная:

Античная культура. Словарь-справочник. – М., 1995.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. М., 1997.

Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. – М., 2004.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983 – 1991. Т. 1-8.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М, 1962 – 1978.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. М, 1987.

Мифологический словарь. /Под ред. Е. Мелетинского. М., 1990.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980 – 1982.

Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.

Словарь античности. М., 1992.

Пронин В. А. Современный литературный процесс за рубежом. Учебное пособие. – М., 2003.

Энциклопедия литературных героев. М., 1998.

Энциклопедия мировой литературы. СП/б., 2000.


^ 1. Античная литература.


Учебники и учебные пособия


Гиленсон Б.А. История античной литературы. Учеб. пособие: В 2 т. – М., 2001.


Список дополнительной литературы


Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М., 1986.

Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СП/б., 1999.


Литература средних веков


Учебники и учебные пособия

Алексеев М.П. , Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2006.

Список дополнительной литературы


Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СП/б., 1995.

Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1986.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995.

Томашевский М. Героические сказания Франции и Испании. М., 1976.


Литература эпохи Возрождения


Учебники и учебные пособия


Алексеев М.П. , Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2006.


Список дополнительной литературы


Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы / Методологические проблемы филологических наук. М., 1987.

Ортега-И-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». Краткий трактат о романе / Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Ульям Шекспир. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1976 – 1986 / Сост. Ю.Т. Фридштейн. Вступ. ст. А.А. Аникст. Шекспировские чтения. М., 1977—1995.


Литература XVII века


Учебники и учебные пособия

Луков В.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М., 2007.


Список дополнительной литературы


Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

XVII век в мировом литературном развитии. СП/б., 1996.


Литература эпохи Просвещения


Учебники и учебные пособия


Луков В.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М., 2007.


Список дополнительной литературы


Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре Просвещения / Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992, Т.1.

Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан. СП/б, 1998.

Фуко М. Что такое Просвещение? / Вестник Московского Университета: филология. М., 1999.


Литература XIX века


Учебники и учебные пособия


История зарубежной литературы ХIХ века/ Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2006.


Список дополнительной литературы


Манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. М., 1997.

Романтизм. Вечное странствие. М, 2005.

Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. / Западноевропейский и американский романтизм. М., 2002.


Литература ХХ века


Учебники и учебные пособия

Зарубежная литература ХХ века. Учебник/ Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2008.


Список дополнительной литературы


Брехт – классик ХХ века. М, 1990.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. – М., 2001.

Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки / Иностран. Лит. №8, 1995.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

Шервашидзе В.В. Зарубежная литература ХХ века. М., 2002.

Шевякова Э.Н. Поэтика современной французской прозы. – М., 2002.


Интернет-ресурсы, ссылки, тексты и энциклопедии

  1. Античность.




  1. Энциклопедия писателей Древней Греции и Рима. Подробные биографии, перечень произведений. http://www.chat.ru/~pergam/

  2. Мифология и художественные произведения древних греков этой эпохи, биографии знаменитых людей Древней Греции. http://www.ellada.spb.ru/

  3. Античное искусство и литература. Религия и мифология Древнего Рима. http://rome.webzone.ru, http://ancientrome.ru

  4. Каталог интернет-ресурсов по истории, археологии, искусству, литературе, философии древнего мира

  5. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. История и культура античности через призму биографий знаменитостей. http://www.geocities.com/Athens/Academy/3923/




  1. Средневековье




  1. Общая информация по Средневековью: искусство, литература, музыка, скульптура. http://www.sabrinas.ru/vikings.html

  2. Средневековые латинские тексты. Отрывки из Вульгаты (Ветхого и Нового Заветов), произведений Августина, Амвросия Медиоланского, Павла Диакона, Беды Достопочтенного, Эйнхарда, Ноткера и др. http://students.gf.nsu.ru/medieval/latin/index.html

  3. Крупнейший французский медиевистический портал "Menestrel"(médiévistes sur l'internet, sources, travaux, références en ligne) www.menestrel.fr

  4. Общегерманский медиевистический портал www.mediaevum.de/haupt2.htm

  5. Библиотека ссылок на тексты on-line (филфак МГУ) www.philol.msu.ru/~tlit/littexts.htm




  1. Возрождение




  1. Крупнейший портал по истории литературы и культуры Европейского Ренессанса http://www.renesans.ru/

  2. Культура, литература и живопись Возрождения http://smallbay.ru/renessitaly.html

  3. Крупный интернет-портал литературоведческих текстов, исследований, публикации http://ec-dejavu.ru/

  4. Живопись, скульптура и графика эпохи Возрождения, виртуальный музей http://www.museum-online.ru/Epoch/Renaissance

  5. Society for Renaissance Studies: the main academic organization in Britain providing an interdisciplinary forum for people interested in all aspects of the Renaissance http://www.rensoc.org.uk/




  1. Классицизм и барокко (XVII в.)


1. Виртуальная энциклопедия по истории развития классицизма в Европе и России. Включает информацию о становлении этого направления и особенностях стиля в литературе, живописи, скульптуре и музыке. http://clasicizm.com/

2. Классицизм и барокко. Материалы и исследования: http://www.mavicanet.com/directory/rus/13403.html

3. Ю. Б. Виппер. Поэзия барокко и классицизма http://www.philology.ru/literature3/vipper-90d.htm

4. Сайт, посвящённый жизни и творчеству Мольера: тексты на русском и французсиком языках, аудио, видео материалы http://www.molier.ru/

5. Интернет-галерея: Классицизм http://www.art-spb.ru/category/160/

6. Петр Киле. Испанское барокко http://www.renclassic.ru/Ru/34/621/


  1. Эпоха Просвещения




        1. Макс Хоркхаймер, Теодор В. Адорно. Понятие просвещения/ Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., С-Пб., 1997, с. 16-60 http://ec-dejavu.ru/e/Enlightenment-2.html

        2. Джузеппе Рикуперати. Человек Просвещения http://ec-dejavu.ru/e/Enlightenment.html

        3. Эпоха Просвещения – статья в Википедии с реестром основных персоналий и произведений, включая ссылки на них. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвещения

        4. Эпоха Просвещения – сайт Формула знания

        5. Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда

http://society.polbu.ru/antiseri_westphilosophy/ch89_i.html

6. Тексты немецких, французских и английских просветителей на языке оригинала на сайте проекта Гуттенберг http://www.gutenberg.org/wiki/Main_Page


  1. Романтизм и реализм в Европе




        1. Н.Я. Берковский Немецкий романтизм (текст лекций) http://www.ad-marginem.ru/article42.html

        2. Вершинин И.В., Луков Вл. А. Литературная эстетика английского предромантизма http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/10/Vershinin&Lukov/

        3. Романтизм – статья в Википедии со ссылками на основные персоналии и тексты на нескольких языках http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм_(направление_в_искусстве)

        4. Живопись и искусство европейского романтизма: он-лайн музей http://www.museum-online.ru/Epoch/Romanticism/

        5. Реализм – статья в БСЭ http://bse.sci-lib.com/article095839.html

        6. Затонский Д.В. Реализм. Статья из Истории Всемирной литературы http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-0272.htm

        7. Сайт, посвящённый творчеству О. де Бальзака: http://www.debalzac.ru/

        8. Развитие критического реализма в Англии http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm

        9. Сайт, посвящённый творчеству Ч. Диккенса http://dikkens.ru/b/b1/index.html

        10. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия на русском и английском языках http://sokolwlad.narod.ru/english/texts/vanity/vanity00.html




  1. Зарубежная литература первой половины XX века (до 1945 г.)




        1. Аннотированная хрестоматия: подробный экскурс в литературы Европы ХХ века. Справки о писателях, их тексты и библиографический аппарат http://reader.vspu.ac.ru/

        2. Зарубежная литература ХХ века/ Под редакцией Л.Г.Андреева. Учебник для вузов http://www.infoliolib.info/philol/andreev/0.html

        3. Основные течения искусства и литературы ХХ века http://www.countries.ru/library/twenty/art20.htm


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • Проектор для показа электронных презентаций

  • Ноутбук для показа презентаций и выхода в Интернет

  • Выход в Интернет

Компьютерные презентации (наборы слайдов) по следующим разделам и темам: «Античная литература», «Литература Возрождения», «Литература XX века».

Электронный банк данных тестов.

Комплект видеолекций по курсу.


^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В лекционном курсе используется как традиционная академическая методика, сочетающая обзорные разделы с монографическими, посвященными изучению творчества выдающихся писателей, так и активные и интерактивные формы проведения занятий – творческие встречи с писателями и критиками отечественными и зарубежными. В частности, студенты принимают активное участие в работе Французского культурного центра, во встречах с французскими писателями (А. Роб– Грийе, Б. Вербер, М. Уэльбек), критиками (Д. Виар, В. Версье), журналистами (Ф. Ассулин). Такие творческие встречи формируют и развивают профессиональные навыки будущих редакторов, журналистов, книговедов.

На практических занятиях используются формы реферирования научных статей, обзоры прозы, поэзии, критики, журнала «Иностранная литература».

В рамках учебных курсов предусмотрены мастер-классы, проводимые редакторами. Таким образом, и сам учебный процесс и внеаудиторная работа, реализуя компетентностный подход, используя активные и интерактиктивные формы, способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностью контингента обучающихся – будущих редакторов, журналистов, книговедов – и содержанием дисциплины «История зарубежной литературы». В целом учебном процессе такие занятия должны составлять не менее 30%.

В ходе практических занятий планируются выступления студентов с рефератами и эссе по отдельным вопросам курса. Подобные сообщения сопровождаются электронными презентациями. Текущий контроль успеваемости осуществляется в основном в форме тестирования. Некоторые практические занятия проводятся в дискуссионной форме, в форме диспутов, «круглых столов».


Приложение

Контрольные вопросы и задания для проведения контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения материала.

1. Античная литература

1. Основные особенности мифологического мышления.

2. Понятие об эпосе.

3. В чем художественные особенности гомеровского эпоса?

4. Какие разновидности древнегреческой лирики Вам известны?

5. Расскажите о происхождении древнегреческой трагедии.

6. Объясните происхождение терминов «трагедия», «древнеаттическая комедия».

7. Сатирические и комические приемы в творчестве Аристофана.

8. Каковы традиции Гомера в эпосе Вергилия?

9. Расскажите о теме «Памятника» в поэзии Горация и Овидия.

10. В чем особенности римской литературы? Расскажите о ее преемственном характере и новых тенденциях и достижениях.


2. Литература Средневековья

1. В чем специфика средневекового мировидения?

2. Расскажите о поэтике «Песни о Нибелунгах».

3. Художественный мир «Песни о Роланде».

4. В чем отличие средневекового героического эпоса от гомеровского героического эпоса?

5. Романы Кретьена де Труа как воплощение куртуазного кодекса рыцарского поведения.

6. Какова система жанров в городской литературе Средневековья?

7. Почему «Божественную комедию» Данте называют «энциклопедией средневекового знания»?

8. Расскажите об особенностях видения мира, воплощенного в «Божественной комедии» Данте.

9. Расскажите о концепте Предвозрождения как переходном периоде.


3. Литература эпохи Возрождения

1. Почему культуру Возрождения принято называть диалогической?

2. Основная проблематика и образы в «Декамероне» Дж. Боккаччо.

3. Почему Дон Кихот стал «вечным» образом?

4. Каковы метаморфозы трактовки образа Гамлета в мировой культуре?

5. Расскажите о трагическом гуманизме У.Шекспира.

6. А. С. Пушкин об образе Отелло.

7. Расскажите о женских образах в трагедиях У. Шекспира.

8. В чем проявляется ренессансная специфика женских образов в комедиях Шекспира?

9. Проблематика, тематика сонетов Шекспира.


4. Литература ХVII века

1. Каковы основные литературные направления XVII века?

2. Раскройте происхождение и значение термина «классицизм».

3. В чем особенности поэтики классицизма?

4. Расскажите о сущности споров вокруг «Сида» (П. Корнель).

5. Особенности героя и конфликта в трагикомедии П. Корнеля «Сид».

6.Нравственно-психологический конфликт в драмах Ж. Расина.

7. Проблематика и поэтика комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф».

8. В чем отличие в «высокой» комедии Мольера от жанра комедии-балета?

9. Мольер как создатель «Человеческой комедии» XVII века.


5. Литература эпохи Просвещения


1. Охарактеризуйте XVIII век как историко-литературную эпоху.

2. Объясните содержание основных категорий просветительской мысли: «разум», «природа», «прогресс» и т.д.

3. Каковы основные течения и этапы развития Просвещения?

4. В чем основные особенности английского Просвещения?

5. Проблематика и поэтика романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

6. Особенности сюжета и образной системы в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».

7. Вольтер и вольтерианство.

8. Поэтика жанра философской повести Вольтера.

9. Роль прологов в «Фаусте» Гете.

10. Философский смысл договора Фауста с Мефистофелем.


6. Литература ХIХ века.

1. Основные философские и социальные искания ХIХ века.

2. В чем национальная специфика немецкого романтизма?

3. Байрон как «властитель дум целого поколения».

4. Поэтика контраста и гротеска в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

5. В чем особенности реалистической типизации?

6. Почему роман Стендаля «Красное и черное» носит подзаголовок «Хроника XIX века»?

7. В чем особенности реализма Бальзака?

8. Юмор Ч. Диккенса, градация комического в его романах.

9. Особенности воплощения авторской позиции в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари».

10. Проблематика и поэтика сборника Ш. Бодлера «Цветы зла».

11. Э. Золя как реформатор западноевропейского романа.

12. Парадоксы О. Уайльда.


7. Литература ХХ века

1. В чем особенности модернистского видения мира?

2. Расскажите о специфике реализма ХХ века.

3. Особенности гуманизма, проблематика, поэтика произведений А. де Сент-Экзюпери.

4. Жанровые особенности романа А. Камю «Чума»?

5. Образ абсурдного мира и проблема отчуждения в романах и притчах Ф. Кафки.

6. Поэтика писателей «потерянного поколения».

7. Женские образы в романах Э.М. Ремарка.

8. Объясните технику «айсберга» в творчестве Э. Хемингуэя.

9. «Эпический театр» Б. Брехта.

10 . Д. Оруэлл как «Свифт ХХ века» (антиутопия «1984»).


Экзаменационные вопросы


История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература XVII–XVIII веков


  1. Понятие о мифе и особенности мифологического мышления.

  2. Классическая мифология и ее антропоморфизм.

  3. «Сказочное» и «земное» в мифе.

  4. Основные циклы мифов.

  5. Прометей как один из «вечных образов» мировой литературы.

  6. Мифы об Орфее, Геракле, Пигмалионе, Икаре, их философско-антропологический смысл.

  7. Миф – почва и арсенал античной литературы.

  8. Периодизация античной литературы.

  9. Гомеровский эпос – энциклопедия жизни и верований древних греков.

  10. Историческая и мифологическая основы гомеровского эпоса.

  11. Проблема авторства «Илиады» и «Одиссеи».

  12. Женские образы в поэмах Гомера.

  13. Почему миф о «гневе Ахилла» становится центральным в «Илиаде»?

  14. Эпические герои поэм Гомера.

  15. Образ «многоумного» и «многострадального» Одиссея.

  16. Какова причина Троянской войны?

  17. Испытания и искушения Одиссея.

  18. Роль греческого театра в культуре классической эпохи.

  19. Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Катарсис.

  20. Миф о Прометее в трактовке Эсхила.

  21. Историческая сущность конфликта в трагедии Эсхила «Орестея».

  22. Трактовка судьбы и рока в произведениях Софокла.

  23. Проблема исторической личности в драмах Софокла.

  24. Анализ трагедии Софокла «Антигона».

  25. Новаторство Еврипида в трагедии «Ифигения в Авлиде».

  26. Анализ трагедии Еврипида «Медея».

  27. Происхождение и проблематика древнегреческой комедии.

  28. Анализ одной из комедий Аристофана.

  29. Новоаттическая комедия Менандра.

  30. Приемы создания комического в творчестве Плавта.

  31. Дидона и Эней в поэме Вергилия «Энеида».

  32. Вергилий – продолжатель гомеровских традиций.

  33. Тема «памятника» у Горация и А.С. Пушкина.

  34. Любовная лирика Катулла.

  35. Античность как колыбель европейской культуры.

  36. Особенности средневекового видения мира и человека.

  37. Средневековая городская драма. Мистерия. Миракль. Фарс.

  38. Куртуазная лирика.

  39. Рыцарские романы Кретьена де Труа.

  40. Любовь и долг в романе о Тристане и Изольде.

  41. Романы о рыцарях круглого стола.

  42. Женские образы в «Песне о Нибелунгах».

  43. «Песнь о Роланде». Историческая основа. Образы героев.

  44. Скандинавские боги в «Старшей Эдде».

  45. Ирландские саги. Образ Кухулина.

  46. Поэзия вагантов.

  47. История и вечность в сюжете «Божественной комедии» Данте.

  48. Замысел и план «Божественной комедии» Данте.

  49. Баллады Франсуа Вийона.

  50. Концепция человека в эпоху Возрождения.

  51. Франческо Петрарка – личность и творчество первого гуманиста.

  52. Анализ сонетов Петрарки.

  53. «Декамерон» Дж. Боккаччо – воплощение идей Возрождения.

  54. Анализ отдельных новел сборника «Декамерон».

  55. Франсуа Рабле – комический гений Ренессанса.

  56. Гротеск, пародия, сатира в комической стихии романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  57. М.М. Бахтин о смеховой стихии произведения Рабле.

  58. Шекспировский вопрос.

  59. Жизнь, судьба, человек в шекспировском мире.

  60. Мотив «безумия» в творчестве Шекспира.

  61. Анализ трагедии «Ромео и Джульетта».

  62. Ваша интерпретация трагедии Гамлета.

  63. Роль образа Офелии в трагедии «Гамлет».

  64. Почему Гамлет стал «вечным образом»?

  65. Трагедия «Отелло». Специфика конфликта.

  66. Тема слепоты и прозрения в трагедии «Король Лир».

  67. На сцене мне довелось видеть постановки пьес У. Шекспира …

  68. Женские образы в комедиях Шекспира.

  69. Анализ сонетов Шекспира.

  70. Возвышенно-трагикомический образ Дон Кихота.

  71. Какую «истину» видит в жизни Дон Кихот?

  72. Роль вставных новел в романе Сервантеса.

  73. Героический характер в трагикомедии П. Корнеля «Сид».

  74. Кардинал Ришелье против «Сида».

  75. Психологическое мастерство Ж. Расина в раскрытии образа Гермионы (трагедия «Андромаха»).

  76. Анализ трагедии Ж. Расина «Федра».

  77. Сравнительная характеристика концепции любви в произведениях П. Конеля и Ж.Расина.

  78. «Высокая комедия» Ж.-Б. Мольера.

  79. Средство создания комического в пьесе Мольера «Тартюф».

  80. Образ господина Журдена («Мещанин во дворянстве» Мольера).

  81. Образы слуг и их функция в комедиях Мольера.

  82. Что такое «мамамуши»?

  83. Общая характеристика эпохи Просвещения.

  84. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» как просветительское произведение.

  85. Что такое «робинзонада»?

  86. Сатира Дж. Свифта – роман о Гулливере.

  87. Философская повесть Вольтера «Кандид».

  88. Основные этапы творчества И.В. Гете.

  89. Сентименталистский роман Гете «Страдания юного Вертера».

  90. Роль прологов в трагедии Гете «Фауст».

  91. Трагедия Гёте «Фауст» – синтез просветительской эпохи.

  92. Философский смысл договора Фауста с Мефистофелем.

  93. Трагедия Маргариты («Фауст» Гете).

  94. Кто такой Евфорион и какова его роль в трагедии Гете?

  95. «Фауст» Гете в мировой литературе.

  96. Драма Ф. Шиллера «Разбойники» как отражение идей «Бури и натиска».


История зарубежной литературы XIX и ХХ веков


  1. Основные направления в зарубежной литературе ХIХ века.

  2. Эстетика романтизма.

  3. Этапы развития немецкого романтизма.

  4. Тема искусства в творчестве Э.Т. А. Гофмана.

  5. Гофман – сатирик. Анализ новеллы «Крошка Цахес».

  6. Лирика Байрона. Анализ стихотворения «Душа моя мрачна …».

  7. Байрон и «байронизм». Новаторство Байрона.

  8. Г. Гейне – последний поэт романтизма и первый его критик.

  9. Лирический герой «Книги песен» Г. Гейне.

  10. Представления о романтическом герое: романтический герой Гофмана, Байрона Э. По.

  11. Основные этапы творческого пути В. Гюго.

  12. Средневековый ученый-аскет и его внутренний конфликт в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

  13. Принцип контраста и гротеска в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

  14. Э. По – новеллист.

  15. Анализ стихотворений Э. По.

  16. Эстетика реализма.

  17. Роман Ф. Стендаля «Красное и черное» как «Хроника ХIХ века».

  18. Этапы духовной эволюции Жюльена Сореля (роман Стендаля «Красное и черное»).

  19. Образ Матильды де Ля Моль. Мастерство Стендаля-психолога (роман «Красное и черное»).

  20. Замысел и структура «Человеческой комедии» О. Бальзака.

  21. История молодого человека в произведениях О. Бальзака.

  22. Бальзак как «доктор социальных наук» и «секретарь французского общества».

  23. Повесть О. Бальзака «Гобсек». Особенности портретной характеристики.

  24. Роман О. Бальзака «Отец Горио». Драма буржуазного короля Лира.

  25. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» как роман провинциальных нравов.

  26. Образ Эммы Бовари. Отношения автора к героине (роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»).

  27. Образ аптекаря Омэ и его роль в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари».

  28. Объясните известное выражение Г. Флобера: «Эмма Бовари – это я».

  29. Гуманизм Ч. Диккенса. Образы детей в романах Ч. Диккенса.

  30. Роман Ч. Диккенса «Домби и сын». Проблематика, образы и поэтика.

  31. Почему У. Теккерей назвал свой роман «Ярмарка тщеславия» «романом без героя»?

  32. Ребекка Шарп как социально-психологический тип (роман У. Теккерея «Ярмарка Тщеславия»).

  33. Натурализм Э. Золя. Анализ одного из романов цикла «Ругон – Маккары».

  34. Мастерство Ги де Мопассана – новеллиста.

  35. Лирико-философский роман Ги де Мопассана «Жизнь».

  36. Драматургия Г. Ибсена. Анализ романа «Кукольный дом».

  37. Тематика, проблематика, поэтика сборника Ш. Бодлера «Цветы зла».

  38. Проблема творческой личности в новелле Т. Манна «Тонио Крегер».

  39. Проблема искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  40. Новеллы и притчи Ф. Кафки. Анализ новеллы «Превращение».

  41. «Эпический театр» Б. Брехта. Функция эффекта «очуждения».

  42. История и современность в драме Б. Брехта «Жизнь Галилея».

  43. Роман А. Камю «Чума» – экзистенциалистская притча.

  44. Творчество А. де Сент­-Экзюпери.

  45. Тема «потерянного поколения» в романах Э. М. Ремарка.

  46. Женские образы в романах Э. М. Ремарка.

  47. Творчество Э. Хемингуэя: выбор героя, проблематика, поэтика (теория «айсберга»).

  48. Художественное мастерство Э. Хемингуэя в романе «По ком звонит колокол».

  49. Дж. Оруэлл – «Свифт ХХ века». Анализ романа «1984».



Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 20 /20 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4


























^ Дополнения и изменения в рабочей программе

на 20 / 20 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

кафедры « »______ __________________________ 20 г, протокол № .


Заведующий кафедрой истории литературы

Проф. В.А. Пронин / /


Внесенные изменения утверждаю


Проректор по учебной работе


_______________Т.В. Маркелова


«_____»___________201 г.




Скачать 458,14 Kb.
оставить комментарий
Дата12.06.2012
Размер458,14 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх