Развитие межкультурного сотрудничества Израиля и России (конец ХХ начало ХХI века) icon

Развитие межкультурного сотрудничества Израиля и России (конец ХХ начало ХХI века)


Смотрите также:
Магистерская программа кафедра: истории России Направление: история Дисциплина: история...
Рабочая программа курса история. 9 класс: «Новейшая история зарубежных стран ХХ начало ХХI века»...
Аннотации дисциплин ооп 034600. 62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм...
Лекция Промышленное развитие и промышленная политика в постсоветской России Конец ХХ − начало...
Екция №4 (4 часа) Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества в конце XX века...
Э. Я. Фесенко является членом диссертационного совета по специальностям «Русский язык» и«Русская...
«Развитие Российской Государственной статистики»...
Циклический характер процесса секуляризации в россии (Социологический анализ: конец XVII начало...
Роль высоких технологий в модернизации экономики Израиля (вторая половина XX начало XXI века)...
Н. Ж. Дагбаева Герхард Беккер...
П. Н. Милюков: эволюция взглядов по нац...
Рабочая программа по истории 11 кл пояснительная записка...



Загрузка...
скачать



На правах рукописи


ЯТВЕЦКИЙ Болеслав Валентинович


Развитие межкультурного сотрудничества Израиля и России (конец ХХ – начало ХХI века)


Специальность 24.00.01 – теория и история культуры


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии


Санкт-Петербург

2012

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств


Научный руководитель: доктор культурологии, и.о. профессора

Рыбакова Елеонора Львовна


Официальные оппоненты: Голик Надежда Васильевна, доктор философских наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра эстетики и философии культуры, профессор


^ Шор Юрий Матвеевич, доктор философских наук, профессор,

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, кафедра культурологии, профессор

Ведущая организация: Российский этнографический музей


Защита состоится 30 мая 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.01 в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2, зал совета


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств


Автореферат разослан 28 апреля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Лелеко Виталий Дмитриевич


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется особенной ролью и значением культурного сотрудничества в начале XXI века, в условиях глобализации и развития интеграционных процессов. Культурные связи обеспечивают прогресс человеческой цивилизации, способствуют обмену культурными достижениями, существенно обогащают национальные традиции. Самостоятельную роль культурные связи играют и в международных отношениях. Они способствуют гуманизации политического и экономического диалога, являются отдельным направлением внешнеполитической деятельности современных государств и важным показателем состояния межгосударственных отношений. Культурные связи способствуют формированию «образа» страны за рубежом, который складывается из лучших достижений народа в различных сферах творчества, отражает как исторические традиции страны, так и современные достижения, особенности культурного развития и служит основой для межкультурного диалога, способствуют разрушению негативных стереотипов. Культурный обмен сегодня активно развивается на многосторонней основе и протекает в разных направлениях и формах.

Важную роль в развитии диалога в культурной сфере играют двусторонние культурные связи, которые названы в документе «Внешняя культурная политика России – год 2000» основой участия в международном культурном сотрудничестве. Сегодня Российская Федерация является успешным культурным партнером для многих стран международного сообщества. Сотрудничество в научной, образовательной, культурной сфере играет важную роль и для понимания собственной культурной идентичности, осуществления реформ в стране, поиска духовных основ и ориентиров на новом этапе исторического развития. Равноправное культурное партнерство обеспечивает обмен новыми идеями и достижениями в различных сферах.

Среди многочисленных партнеров современной России в двустороннем культурном сотрудничестве особенная роль принадлежит Израилю. Культурные связи России и Израиля отражают как общие тенденции сотрудничества, так и специфические, которые определяются историческими традициями, политическими взаимоотношениями двух стран. Уникальность российско-израильского культурного диалога определяется сложной многонациональной российской культурой и мозаичной культурой современного Израиля. Особенный характер культурным связям двух стран придает и то, что в них сегодня вовлечены многочисленные соотечественники, связанные общей историей и традициями. Израиль является для России важным международным партнером, который обладает значительным международным авторитетом и во многом определяет политический климат в ближневосточном регионе. Вместе с тем, современный Израиль является молодым государством и до настоящего времени не имеет принятого документа, определяющего содержание и направления культурной политики страны. Поэтому имеющийся в Российской Федерации соответствующий документ и опыт реализации его идей и положений может быть полезным для формирования концепции культурной политики Израиля. Сказанное определяет актуальность темы диссертации.

^ Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы исторического своеобразия и типологии культур, которые позволяют более глубоко постичь особенности тех или иных культур и цивилизаций, возможности их взаимодействия в свое время были исследованы в ставших классическими работах Н. Данилевского, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера.

Заслуживают внимания научные исследования С. Хантингтона, в которых предложена концепция конфликтного взаимодействия культур и цивилизаций в XXI веке.

Вопросы межкультурного взаимодействия в культурологическом дискурсе получили последовательное рассмотрение в работах известных российских ученых С.Н. Артановского, В.П. Большакова, Е.П. Борзовой, Н.В. Голик, А. Малафеева, С.Н. Иконниковой, Л.А. Кругловой, С.Т. Махлиной, Е.С. Протанской, Е.Л. Островской, В.В. Селиванова. Основу глубокого культурологического осмысления межкультурного взаимодействия дает концепция диалога культур М. М. Бахтина – В. С. Библера. Вопросы культурного сотрудничества в международных отношениях на многосторонней и двусторонней основе исследуются в работах Н.М.Боголюбовой, Ю.В.Николаевой, Е.Я. Сатановского, И.Р. Тантлевского, Б.А. Ширяева, Е.Э. Эльц. В них выявляются основные тенденции, направления и формы сотрудничества, рассматриваются факторы, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие культурных связей, показана роль таких связей в политическом взаимодействии современных государств.

Внимание исследователей привлекает также многолетняя и многоплановая деятельность ЮНЕСКО по установлению и расширению культурных контактов в мире, распространению ценностей культуры, просвещению. В диссертации А. С. Скачкова «Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур» (М., 2007), прогнозируется увеличение роли ЮНЕСКО «в формировании нового политического облика планеты, основанного на сближении различных культур, религий и цивилизаций».

В связи с получающими все большее развитие процессами глобализации складывается феномен «культурного туризма», который также становится предметом исследования, как, например, в работе А. А. Карамашевой «Культурный туризм и его значение в социокультурном развитии регионов в условиях глобализации» (М., 2004) или исследовании С. А. Красной «Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития» (М, 2006).

В последние двадцать лет в области исторических, политических, экономических, педагогических наук были защищены свыше 40 диссертационных исследований, среди которых можно отметить работу Рыжова И.В. «Особенности развития взаимоотношений России с Государством Израиль в 90-е годы XX века» (Н. Новгород, 1999), посвященную истории развития политических взаимоотношений двух государств; исследование Марьясиса Д.А. «Израиль в системе международных экономических отношений» (М., 2006); работы Низник М. «Теория и практика национально ориентированного обучения русскому языку в вузах Израиля : Начальный этап» (М., 1999) и труд Либин-Левав В.А. «Теория и практика дистанционного образования: Открытый университет Израиля» (М., 1998), освещающие важные для развития культурных контактов между Израилем и Россией темы.

Работ в области культурологии, исследующих межкультурное сотрудничество Израиля и России практически нет, что позволяет констатировать, что проблема культурного сотрудничества, культурного диалога России и Израиля на современном этапе, являющегося уже 20 лет одним из важнейших направлений сотрудничества двух стран, не стала предметом исследования в российских и израильских научных работах, что определяет необходимость проведения данного исследования и его значение для общего понимания вопросов двустороннего культурного сотрудничества.

^ Объектом исследования является взаимодействие культур Израиля и России.

Предмет исследования – межкультурное сотрудничество Израиля и России в 90-е годы ХХ века – начале XXI века.

^ Цель диссертационной работы – исследовать развитие межкультурного сотрудничества Израиля и России в конце ХХ – начале XXI века. Поставленная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. Определить основные этапы межгосударственных отношений Израиля и России и их влияние на культурное взаимодействие двух стран;

  2. Рассмотреть культурные связи Израиля и России сквозь призму культурной политики двух стран;

  3. Обосновать роль культурных центров в развитии сотрудничества Израиля и России;

  4. Изучить культурный и институциональный потенциал Санкт-Петербурга как международного культурного центра;

  5. Проанализировать основные направления и формы работы Израильского культурного центра в Санкт-Петербурге;

  6. Рассмотреть культурный диалог Санкт-Петербурга и Израиля в области образования;

  7. Представить выставочную деятельность как форму межкультурного диалога Санкт-Петербурга и Израиля.

^ Методологические основы и методы исследования.

Исследование проблемы двустороннего культурного сотрудничества Израиля и России предполагает использование различных методов, которые позволяют всесторонне и с учетом междисциплинарного подхода рассмотреть основные аспекты двусторонних связей. В основу диссертации положены: принцип историзма, позволяющий рассмотреть диалог двух стран с учетом особенностей их исторического развития и взаимодействия, которое протекало порой в очень сложных политических условиях. Метод компаративного анализа позволил выявить специфику и насыщенность культурного диалога в разные исторические периоды, а также отметить динамику сотрудничества. В исследовании деятельности различных культурных центров и организаций в данной работе был использован институциональный и функциональный анализ.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации

  • проведен комплексный анализ сотрудничества в области культуры Израиля и России, форм и методов его реализации в конце XX - начале XXI века;

  • введены в научный оборот документы, посвященные созданию культурной политики Израиля с учетом опыта реализации документа «Внешняя культурная политика России – год 2000»;

  • изучены особенности взаимодействия культурных центров, выявлена их универсальность, многообразие видов и форм деятельности как институтов культурных инициатив;

  • оценен культурный потенциал взаимодействия Санкт-Петербурга и Тель Авива – Яффо;

  • обозначены новые тенденции современного культурного сотрудничества, проявившиеся в регионализации двухсторонних связей, расширении их географии, увеличении культурных мероприятий и событий;

  • определены контакты в области образования, которые открывают новые возможности в продвижении инновационных проектов;

  • раскрыто значение образовательных связей и выставочной деятельности для дальнейшего развития диалога двух стран в области культуры, искусства и образования.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Культурные контакты могут быть названы самостоятельным направлением сотрудничества, обладают значительной инерционностью и могут развиваться независимо от общей политической конъюнктуры

  2. Особое содержание культурному диалогу между СССР, Россией и Израилем придавал тот факт, что для тысяч людей, бывших граждан Советского Союза именно Израиль стал второй родиной и страной эмиграции. Данное обстоятельство обеспечивало связь между двумя культурами и облегчало их диалог и взаимопонимание.

  3. В конце ХХ – начале ХХI вв. наибольшую значимость в разработке и реализации культурных инициатив приобретают вновь открывшиеся культурные центры при дипломатических представительствах Израиля и России. Основной сферой их деятельности явилось установление и развитие межкультурных связей и контактов между двумя странами.

  4. Высокий уровень культурного сотрудничества двух стран за последние 20 лет обеспечен огромным и разнообразным историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, особым статусом Иерусалима как мирового культурного и религиозного центра, признанием Тель-Авива в 2003 году по инициативе ЮНЕСКО городом-музеем «Баухауз» под открытым небом.

  5. В конце XX - начале XXI века проявили себя новые тенденции культурного сотрудничества Израиля и России - регионализация связей. Имеет место расширение географии культурных контактов, в которые включаются в России: Архангельск, Мурманск, Калининград, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород; в Израиле: Хайфа, Ашдод, Ашкелон, Беэр-Шева, Ариэль.

  6. Контакты в области образования открывают новые возможности в продвижении инновационных проектов, среди которых созданная в Израиле программа обучения музыке «Ключ», концепция профессионального образования по музыкальному искусству эстрады СПбГУКИ, научно-практические конференции, мастер-классы, лекции, фестивали, конкурсы; совместный учебно-образовательный проект при участии Центра библиистики и иудаики СПбГУ, совместные семинары и конференции на факультете международных отношений СПбГУ; в Открытом университете Израиля, в Еврейском университете в Иерусалиме, университете города Ариэль.

  7. Показательной для культурного сотрудничества Израиля и России в последнее десятилетие является тенденция увеличения плотности культурных событий в обеих странах, дающая культурному сотрудничеству новое качество. Проводится множество художественных и фотовыставок, кинофестивалей, музыкальных фестивалей, театральных гастролей, концертов разных видов и жанров искусства и др.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что на основе культурологического подхода были выявлены и проанализированы основные принципы двустороннего культурного сотрудничества в условиях интеграции и глобализации: наличие четкой, продуманной концепции, достаточное финансирование, необходимость учитывать своеобразие культурных процессов, национальных интересов и универсальных ценностей стран-участниц данного процесса, и общемировые, глобальные тенденции современного культурного развития. Отмечены факторы, определяющие и влияющие на двусторонние культурные связи – политика государств и «народная дипломатия», выявлены и прокомментированы основные документы, примыкающие к вопросам культурной политики.


^ Практическая значимость исследования

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по культурологии, истории культуры Израиля и России, анализа российско-израильских культурных связей. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке документальных основ культурной политики, внешней культурной политики, как России, так и Израиля, при подготовке и организации совместных культурных проектов, мероприятий – выставок, концертов, конкурсов, фестивалей, международных образовательных обменов профессорско-преподавательскими составами, студентами, учащимися, организации мастер-классов.

^ Апробация и внедрение работы

осуществлялась в форме организации большого количества (свыше ста) культурных и образовательных мероприятий в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе Российской Федерации с 2006 по 2010 гг.

в форме докладов на научной конференции «Диалог культур и культура диалога», проходившей в рамках «Дней петербургской философии» в ноябре 2009 года в СПбГУ; городской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» 12,16 апреля 2012 г.

Материал и теоретические положения диссертации изложены в шести авторских публикациях.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и два приложения.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, сформулированы цель, задачи и научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость, а также представлены основные положения, выносимые на защиту.

^ Первая глава диссертационного исследования «Историко-политический контекст культурных связей Израиля и России» состоит из трех параграфов, содержание которых формирует историко-политическую базу изучения проблемы.

В первом параграфе «^ Основные этапы развития межгосударственных отношений Израиля и России» анализируются исторические и политические факторы, влияющие на формирование межкультурного сотрудничества Израиля и России. В истории взаимоотношений двух стран можно выделить три этапа. Первый этап продолжался с 1948 по 1967 гг. – с момента образования государства Израиль с кратким прерыванием дипломатических отношений в 1953 году из-за трагических событий, произошедших в Тель-Авиве и до окончательного разрыва в 1967 по инициативе СССР. Первые годы двусторонних отношений показали, что советско-израильское сотрудничество будет играть важную роль не только в двустороннем диалоге двух стран, но и в мировой политике. После Второй мировой войны именно СССР принимал действенное участие в создании государства Израиль и сделал очень много для признания молодого государства в международном сообществе. Однако, несмотря на весьма плодотворный политический диалог между СССР и Израилем в конце 40-х годов ХХ века, дальнейшая история двусторонних связей была весьма сложной. Политическое противостояние СССР и Израиля получило развитие в связи со сложными событиями в Советском Союзе. В 1948 г. в СССР началась «борьба с безродными космополитами», и сионизм, к которому здесь всегда относились отрицательно, получил самое серьезное осуждение. Таким образом, двум странам не удалось преодолеть разногласия и многообещающее начало сотрудничества не получило продолжения. Культурным связям в это время не уделялось должного внимания, они не стали и не могли в то время стать самостоятельным направлениям сотрудничества двух стран в виду острых политических разногласий и сложной политической обстановки. Хотя, несомненно, начало политического диалога было положено. Важным событием в политическом диалоге двух стран стал Суэцкий кризис, решение которого две страны вновь видели по-разному. Советский Союз выразил солидарность с арабскими странами. Эта политика не изменится и после разрешения кризиса, связанного с проведением Синайской кампании. Она продолжалось на протяжении того периода, когда СССР и США были ориентированы на борьбу за достижение контроля над Ближним Востоком. В результате в 1967 году дипломатические отношения были разорваны на двадцать четыре года (до 1991 г.) – второй этап.

Особое значение в дипломатическом, а в конечном итоге и в культурном взаимодействии двух стран имело изменение отношения СССР к репатриации евреев. В результате по разным сведениям в период с 1969 по 1975 год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР. Данное событие сыграло без преувеличения важнейшую роль в развитии культурных связей двух стран. Дело в том, что эмигрантами были преимущественно люди, получившие блестящее образование, представители творческой интеллигенции, науки и т.п., которые сыграли важную роль в жизни самого Израиля, в формировании современной самобытной культуры страны, а также способствовали развитию культурных связей между двумя странами. После проведения политики репатриации в Израиль русский язык стал одним из самых распространенных в стране.

Благодаря усилиям и стремлениям простых граждан, «народной дипломатии», к концу второго этапа (в конце 80-х годов), до даты официального восстановления отношений, стали развиваться научные связи, образовательные и культурные контакты.

Третий этап развития культурного сотрудничества связан с коренными изменениями, которые произошли в СССР в начале 90-х годов ХХ века и в конечном итоге повлияли на развитие международных отношений, мировой политики в целом. Весьма симптоматично, что дипломатические отношения между Израилем и Россией были восстановлены уже в октябре 1991 года. Столь активный интерес двух стран к развитию отношений был связан с готовностью, как официальных кругов, так и рядовых граждан вывести диалог на официальный уровень и придать ему новое содержание.

Во втором параграфе «Культурные связи Израиля и России сквозь призму культурной политики двух стран» отмечено, что в современном мире, особенно в последние десятилетия, значительно возрос интерес к проблеме теоретического осмысления и практической реализации культурной политики. Особое внимание к данной теме продиктовано различными проблемами, которые возникали в современных международных отношениях. Культурное сотрудничество явилось инструментом, позволяющим использовать потенциал культуры в качестве мощного политического рычага, средством формирования положительного имиджа. Фундаментом сотрудничества между различными государствами, средством международного общения явился язык культуры, который обладает уникальным потенциалом.

Осознание важности межкультурного сотрудничества, культурных контактов и связей формирует новое понятие «культурная политика» – термин, который вводится в оборот во второй половине ХХ века. Включая в себя традиции и новации, культурная политика отражает новейшие тенденции и острейшие проблемы современности и связана как с внутренней, так и с внешнеполитической деятельностью страны. Культура оказывает влияние на общественную, социально-экономическую и политическую жизнь общества.

В Российской Федерации в результате широкого обсуждения и на основе большой подготовительной работы был принят документ «Концепция внешней культурной политики России – год 2000». В данном документе были определены важнейшие цели, задачи, основные направления и формы внешнеполитической деятельности России, а также основные приоритеты культурного сотрудничества России с зарубежными странами.

Важнейшим событием в этом направлении можно назвать подготовку официальных рабочих материалов документа Культурная политика Израиля, который представляет собой первый опыт осмысления данного явления, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Документ был создан по заказу израильского Совета по культуре и искусству при государственной организации «Мифаль а-Паис» в мае 2009 г.

К несомненным достоинствам этого документа можно отнести стремление автора, известного ученого и политика Н. Горовца, показать всю сложность, комплексный и многоаспектный характер настоящего явления, придать вопросам культурной политики Израиля особое значение, рассмотреть вызовы и угрозы, связанные с вмешательством государства в вопросы культуры, духовную жизнь людей.

Однако надо подчеркнуть, что это только проект, представленный для обсуждения. Автор «Культурной политики» предлагает включиться в дискуссию и относительно вопросов выработки понятия культурной политики. В материалах с учетом понимания сложной природы понятий культура и дефиниции политики, которая воспринимается в данном документе как угроза свободному творчеству, затрагиваются важнейшие проблемы идеологии, цензурных ограничений. Приведенные примеры и поставленные вопросы действительно носят фундаментальный характер, так как определяют границы вмешательства государства в вопросы культурной и духовной жизни общества.

Очевидно позитивное значение развития культурных связей Израиля и России, которые прошли через весьма сложные испытания, сегодня демонстрируют устойчивые тенденции развития. У данного сотрудничества есть несколько важнейших особенностей, которые способны придать культурному взаимодействию особое содержание.

Сегодня культурное сотрудничество развивается успешно, динамично в разных направлениях. Многие политические проблемы, тормозившие культурный диалог, решены. Документальная основа современного двустороннего сотрудничества посвящена разным направлениям международного культурного обмена.

В третьем параграфе «^ Роль культурных центров в развитии сотрудничества Израиля и России» отмечается, что в современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня невозможно представить развитие дипломатических контактов между государствами без культурной составляющей. Культурные связи являются неотъемлемой частью дипломатической миссии практически любой страны. Используя культурные контакты, политические лидеры стран демонстрируют свою готовность к установлению и развитию не только гуманитарных, но и политических, экономических отношений.

Получившие широкое распространение национальные культурные центры, как полноправные участники международных культурных связей, начали формироваться в конце XIX - начале XX века и находятся в стадии развития до сих пор. Повышенный интерес к данным организациям вызван, прежде всего, их универсальностью, так как они представляют собой учреждения, объединяющие в себе множество видов деятельности: обучение языку, проведение лекций и семинаров, обучение танцам и национальным искусствам, предоставление посетителям обширной библиотечной базы, организация выставок, семинаров, а также другие проекты. В деятельности культурных центров присутствует несколько основных направлений: культурное, образовательное, языковое, информационное.

Во взаимоотношениях Израиля и России на современном этапе культурные центры играют особо важную роль. На территории России сегодня успешно проводят различные мероприятия три израильских информационно-культурных центра в Москве (1991), Санкт-Петербурге (1992) и Новосибирске (1994), которые за последние годы провели множество проектов в сфере культуры и предлагают интересные программы в образовательной сфере.

В свою очередь в 2007 году в Тель-Авиве был открыт Российский культурный центр. Широкое знакомство с российской культурой и искусством, привлечение внимания к изучению русского языка и литературы, информирование израильской общественности о важнейших событиях российской политической и экономической жизни являются основными направлениями деятельности этого центра.


Вторая глава «^ Регионализация культурного сотрудничества Израиля и России (на примере Санкт-Петербурга)» состоит из четырех параграфов и посвящена исследованию конкретных примеров реализации проектов межкультурного сотрудничества Израиля и Санкт-Петербурга, а также положительной тенденции реализации этих проектов в регионах.

Первый параграф «Культурное взаимодействие Санкт-Петербурга и Тель Авива – Яффо» обращен к Северной столице России, которую совершенно справедливо считают одним из самых красивых европейских городов. Санкт-Петербург обладает огромным и разнообразным историко-культурным наследием, которое складывалось на протяжении трех столетий и сегодня «город на Неве» занимает исключительные позиции не только в культурной карте России, но и всего мира. Как показывает современная международная жизнь Санкт-Петербурга, многочисленные мероприятия в городе осуществляются непосредственно при участии Комитета по внешним связям. Среди мероприятий Комитета, которые направлены непосредственно на развитие культурных связей города с Израилем, есть много ставших уже традиционными. В рамках развивающихся отношений между двумя странами летом 2011 года губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и мэром Тель Авива – Яффо Роном Хульдаи был подписан «Протокол о партнерстве и взаимодействии между Санкт-Петербургом и Тель Авивом – Яффо», где были отражены экономические, культурные, социальные и другие аспекты взаимодействия двух городов, а также планы по сотрудничеству в области образования и культуры.

Культурный потенциал и возможности Санкт-Петербурга и Тель-Авива огромны и они позволяют без преувеличения развивать культурные связи в разных направлениях, искать инновационные формы, привлекать к двустороннему и многостороннему диалогу многих ведущих специалистов с мировым именем и вовлекать в культурные инициативы самую обширную аудиторию.

Многочисленные культурные события, среди которых гастроли Большого Драматического Театра им. Г.А.Товстоногова, выставка Лауреата Государственной премии Российской Федерации художника М.М. Шемякина в Тель-Авиве, гастроли Израильского Государственного филармонического оркестра под управлением Зубина Меты, ставшие традиционными фестивали израильского кино в Санкт-Петербурге, явились неотъемлемой частью культурной жизни обеих стран. Тем не менее данный потенциал пока ещё используется в двустороннем диалоге России и Израиля не в полной мере и число мероприятий, которые могли бы украсить культурную жизнь, как Санкт-Петербурга, так и Тель Авива – Яффо, что явилось бы фундаментом для развития двустороннего сотрудничества двух стран.

Во втором параграфе – «^ Межкультурное сотрудничество в деятельности Израильского культурного центра в Санкт-Петербурге» – отмечается, что в современном культурном диалоге большую роль играют различные организации, культурные центры, которые во многом определяют содержание и направления двустороннего сотрудничества. Сегодня Израильские культурные центры открыты в разных городах России и без преувеличения заметную роль данная организация играет в развитии культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Израиля.

Израильский культурно-информационный центр (ИКЦ) в Санкт-Петербурге стал вторым в России. Он был открыт при посольстве Государства Израиль в Российской Федерации в 1992 году в качестве официального представительства Государства Израиль в культурной столице РФ. Центр проводит разнообразную деятельность, ориентированную прежде всего на тех, кому интересны различные аспекты жизни Государства Израиль.

Израильский культурный центр в Санкт-Петербурге активно сотрудничает с Комитетом по внешним связям и Комитетом по культуре правительства Санкт-Петербурга. Мероприятия проводятся в лучших залах и дворцах Санкт-Петербурга (Российский Этнографический музей, Малый зал Филармонии, Михайловский театр, дворец Белосельских-Белозерских, Шереметевский дворец, Ледовый дворец, Дом кино, кинотеатр Родина и др.)

В деятельности ИКЦ разработаны интересные подходы в осуществлении двустороннего культурного сотрудничества, что приносит очевидные успехи в организации культурного взаимодействия. Однако следует обратить внимание и на некоторые проблемы, которые вытекают из общих и специфических вопросов межкультурного диалога. Возможно, Израильскому культурному центру следует более активно работать с адресной целевой аудиторией, расширять присутствие культурных центров на территории Российской Федерации, более активно взаимодействовать с российскими государственными и общественными организациями, предлагать совместные проекты с участием российских театров, музеев, библиотек и т.д. Подобное взаимодействие будет способствовать становлению более глубоких контактов, рассчитанных на перспективу.

Многочисленные проекты также проводятся в Санкт-Петербурге при непосредственной поддержке правительства Израиля. Они преимущественно направлены на развитие всесторонних связей между Израилем и Россией и нацелены на вовлечение граждан обеих стран в культурное сотрудничество. Круг мероприятий, которые проводит Израильский культурный центр в Петербурге, достаточно обширен и многообразен. При участии сотрудников организации в самом центре проводятся праздники, образовательные семинары, организуются встречи с известными деятелями культуры и искусства Израиля.

Большое внимание Центр уделяет организации художественных выставок, фотоэкспозиций, концертов – мероприятиям, которые достаточно эмоционально и на высоком художественном уровне, могут познакомить жителей Санкт-Петербурга и городов Северо-Западного региона с достижениями израильской культуры и искусства. Данные культурные события доступны самой широкой аудитории и не нуждаются в переводе, поскольку связаны с уникальными возможностями искусства живописи, музыки, фотоискусства.

В данном параграфе также анализируется деятельность общественных общинных организаций и их роль в развитии межкультурного сотрудничества двух стран.

В заключении параграфа отмечается, что в целом деятельность Культурного центра Израиля в Санкт-Петербурге отличается самобытностью. Оригинальные направления и формы работы культурного центра появляются в Северной столице в связи с тем, что здесь перед всеми зарубежными участниками открываются особенные возможности, которые определяются историей, традициями, возможностями города, его музеями, театрами, образовательными учреждениями.

Третий параграф – «^ Образовательные связи Санкт-Петербурга и Израиля на современном этапе» – раскрывает значение образовательных связей в развитии культурного диалога Санкт-Петербурга и Израиля. Их значение определяется как ценностью образования в современном мире, так и возможностями участников образовательного процесса через различные формы образовательных контактов углублять, расширять диалог, в который может быть вовлечена самая молодая, активная аудитория. Очевидно, что именно от молодежи будет зависеть развитие двустороннего сотрудничества в будущем.

Развитие образовательных контактов Санкт-Петербурга и Израиля сегодня основано как на общих тенденциях разнообразных связей в данной сфере, так и продиктовано специфическими побудительными причинами. Во-первых, Санкт-Петербург является городом, где впервые в России были основаны учебные заведения, программа которых была нацелена на глубокое и последовательное изучение иудаистики. В дальнейшем, даже в сложное советское время семитология изучалась на восточном факультете Ленинградского университета им. А. А. Жданова, здесь же осуществлялась подготовка высокопрофессиональных научных кадров, были подготовлены кандидатские и докторские диссертации. Таким образом, даже в период политического и идеологического противостояния в Ленинграде была основана авторитетная школа изучения семитологии.

В 90-е годы ХХ века образовательные контакты Санкт-Петербурга и Израиля стали развиваться более интенсивно и охватывали различные направления. Семитология по-прежнему изучается в университете, причем не только на восточном факультете, но и на философском факультете, где был открыт Центр библиистики и кафедра еврейской культуры. Деятельность Центра является интересным примером образовательных контактов Санкт-Петербурга и Израиля.

Характерным примером развития образовательных связей вузов Санкт-Петербурга и Израиля можно назвать контакты Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (СПбГУКИ) и Высшей школы музыки и музыкального образования при Педагогическом колледже им. Левински (Тель-Авив, Израиль). Договор о сотрудничестве между известным учебным заведением Санкт-Петербурга, обладающим заслуженным авторитетом в области подготовки квалифицированных специалистов в сфере музыкальной деятельности и старейшего музыкального образовательного учреждения Израиля был заключен после серьезного обсуждения различных процедур и форм сотрудничества 7 декабря 2009 года. В рамках этого договора был осуществлен и проводится в настоящее время обмен профессорско-преподавательским составом, студентами, проведение международных конференций и семинаров по музыкальному образованию как в России, так и в Израиле; Международного студенческого кампус-фестиваля «Вечнозеленый джаз» в СПбГУКИ.

Для Государства Израиль интересной и профессиональной площадкой проведения научных мероприятий в последнее время является факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, где профессорско-преподавательский состав и студенты принимают участие в разнообразных конференциях, встречах, дискуссиях. Настоящие мероприятия также можно воспринимать как важную часть образовательных контактов.

Конечно, приведенные примеры не исчерпывают все многообразие образовательных контактов, которые сложились у различных учебных заведений Санкт-Петербурга и Израиля. Данное направление, бесспорно, обладает большим потенциалом, который основан и на исторических традициях, разнообразных возможностях вузов двух стран и значительном авторитете учебных и научных школ Санкт-Петербурга и Израиля.

Образовательные контакты зависят и от тех реформ, которые осуществляются сегодня в России и Израиле. Именно от содержания реформ во многом и будут зависеть формы дальнейшего образовательного сотрудничества, его глубина, содержание и география контактов.

В четвертом параграфе рассматривается «^ Выставочная деятельность как форма культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Израиля» с точки зрения наиболее оперативных и популярных форм коммуникации. Современный выставочный обмен представляет довольно сложное явление, которое охватывает как художественные, так и информационные инициативы, мероприятия с более сложной многожанровой природой.

Санкт-Петербург и Израиль в конце ХХ – начале XXI века провели значительное число выставок, которые вызвали большой интерес и стали заметными событиями в жизни двух стран. Многие мероприятия были организованы культурными центрами, инициаторами отдельных проектов выступали музеи, художники, представители творческих профессий, общественные организации и фонды. Особенно следует отметить выставку картин израильской художницы Иланы Равив в Государственном Русском музее, выставка «Древние карты Израиля» в Российском этнографическом музее, художественные выставки «Святая земля – Иерусалим» в Государственном музее городской скульптуры и «Город образов и красок» в Государственном Михайловском театре, выставка работ Михаила Шемякина в Центре сценических искусств в Тель-Авиве.

Характеризуя выставочный обмен, который активно протекает между Санкт-Петербургом и Израилем можно отметить, что интерес к подобным мероприятиям весьма устойчив у участников культурного диалога. Ежегодно, только по линии Израильского Культурного центра проводится более 30 выставок.

Обзор мероприятий, связанных с проведением различных выставочных проектов в культурном диалоге Санкт-Петербурга и Израиля, показывает, что данная форма является одной из наиболее активно развивающихся и успешных. Формат мероприятий позволяет обращаться к разным темам, представлять как современные события в жизни двух стран, так обращаться и к истории контактов, затрагивать острые проблемы современной жизни, вызывать дискуссии и вовлекать в диалог самую широкую аудиторию.

Несмотря на очевидные возможности выставочных мероприятий, нельзя не отметить, что, как правило, данные проекты рассчитаны на профессиональную или подготовленную аудиторию и срок их проведения ограничен. Тем не менее, для развития культурных связей Санкт-Петербурга и Израиля настоящая форма является достаточно перспективной, что определяется самой сущностью, самой природой культурной столицы России и интересом к его богатейшему наследию, культуре во многих странах мира, в том числе и Израиле. Художественные контакты, развивающиеся в форме выставочного обмена важны для формирования объективных представлений о двух странах, играют большую роль в художественном процессе.

Санкт-Петербург и в дальнейшем останется важнейшим региональным культурным центром в развитии диалога с Израилем.


^ Содержание диссертации отражено в публикациях:

Работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Ятвецкий Б.В. Роль культурных центров в развитии сотрудничества Израиля и России // Философия и культура - №9(33), сентябрь 2010. - С.69-73;

  2. Ятвецкий Б.В. Культурная политика Израиля (Проблемы  теории, практики) // Известия Уральского государственного университета - №5(84), 2010. – С.78-84;

Работы в других изданиях:

Монография

  1. Ятвецкий Б.В. Динамика межкультурного диалога Израиля и России (конец ХХ – начало ХХI века). – С.-Петербург: Изд-во «Концерт», - 2012. – 154 с.;

Статьи

  1. Ятвецкий Б.В. 60-летие Государства Израиль и развитие израильско-российских отношений // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий - № 4, 2008 – С. 7-10;

  2. Ятвецкий Б.В. Выставочная деятельность как форма межкультурной коммуникации // Диалог культур и культура диалога - СПб, 2010 – С. 395-401;

  3. Ятвецкий Б.В. Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран // Вестник СПбГУКИ - No. 2 (7) (июнь), 2011. – С.36-42.






Скачать 271,71 Kb.
оставить комментарий
ЯТВЕЦКИЙ Болеслав Валентинович
Дата10.06.2012
Размер271,71 Kb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх