Образовательная программа дополнительного образования детей (модифицированная) icon

Образовательная программа дополнительного образования детей (модифицированная)


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности...
Образовательная программа «традиции и быт оренбургских казаков» Срок реализации: 4 года Вид...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение»...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного...
Образовательная программа дополнительного образования для детей “Резьба по дереву”...
Образовательная программа дополнительного образования детей «фантазия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные географы краеведы»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наше наследие»...
Образовательная программа «В движении к гармонии» для обучающихся 7 18 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»...
Образовательная программа дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»...



Загрузка...
скачать


Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное управление

Центр развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева

ГОУ ЦО №1048


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол 31 от 29.09.2010г.

Программно-методический совет

ГОУ ЦРТДЮ им. Косарева


Направленность: художественно-эстетическая


«Народное искусство России»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

(модифицированная)


Литвинова Елена Евгеньевна

педагог дополнительного образования


Срок реализации – 3 года

Возраст детей – 10-14 лет


Москва

2011/2012


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.

В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки учащихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества.

Предлагаемая программа дополнительного образования учащихся «Народное искусство России» рассчитана на три учебных года и направлена на изучение декоративно - прикладного искусства, на воспитание у учащихся интереса к народному искусству, на развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование и закрепление навыков профессионального мастерства.

^ Цель программы дополнительного образования учащихся «Народное искусство России»: обеспечить необходимый объём знаний в области декоративно-прикладного и народного искусства для развития и формирования человека, как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, используя познавательно-трудовую активность и художественно-творческую деятельность.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

обучающих:

закрепление знаний о видах декоративно-прикладного и народного искусства, о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, обобщение и систематизация знаний в подготовленных сообщениях, выработка способности видеть гармонию, умение применять обобщенные знания, умения и навыки в теоретической работе, являющейся результатом творческой деятельности, освоение знаний о традициях народных художественных ремесел;

развивающих:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности школьника, осознание связи формы, материала и элементов украшения с практическим назначением изучаемого предмета быта из области народного искусства, умелое обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления;

воспитывающих:

формирование у учащихся художественного вкуса, эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству, воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных ценностей, способность развивать и сохранять народные традиции в культуре и искусстве своей Родины, тем самым развивая духовную культуру учащихся, воспитание любви и уважения к коллективному, художественному, общественно полезному труду, приобщение к творческой деятельности через искусство.

Программа дополнительного образования в каждом цикле занятий (1, 2 и 3 годов обучения) ставит свои задачи, направленные на формирование представлений о народной художественной культуре, как части духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего.

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. На занятиях дополнительного обучения школьники знакомятся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками образного языка, узнают , что выражают древние образы и символы, и это помогает им понять и полюбить Народное искусство России.

^ Научная новизна и теоретическая значимость программы выражена в разработке содержания, форм и методов обучения, направленных на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников. Воспитание посредством искусства издревле было наиболее продуктивным. Потребность в человеке эстетически развитом, творящем, прежде всего, духовное бытие, которое заключается в совершенстве связей – любви, красоты и гармонии, становится в центре образовательного пространства. На современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей школьника, вот почему проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают сегодня новое звучание и становятся, более актуальны.

Программа дополнительного образования учащихся «Народное искусство России» разработана с целью расширения художественной культуры учащихся и является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В системе школьного образования программа занимает важное место, в ней учитывается жизненный и художественный опыт ребёнка, багаж знаний, приобретённый им ранее по видам декоративно-прикладного искусства; прослеживается связь изобразительного искусства и технологии с музыкой и предметами гуманитарного цикла. Знания по этой программе учат детей понимать и ценить культуру народа. Видеть мир поэтически, ощущать родство и единство с природой, с истоками художественного творчества.

Цикл занятий 1 года обучения «Сокровища музеев» направлен на воспитание подрастающего поколения музейными средствами и определяется спецификой педагогических возможностей музея, а также предполагает решение следующих задач: приобщение к родной культуре на основе постижения её традиций, обычаев, обрядов, предметного мира – всего того, что выражает особенность мировоззрения народа; понимание специфики и формирование уважительного отношения к культурам других народов; формирование представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культур на основе изучения архитипичных образов; формирование активной жизненной позиции: «Я в ответе за все ценности культуры, созданные моим народом. Я должен внести свою лепту в сохранение и преумножение культурного наследия моей страны».

Слово патриотизм – происходит от слов Родина, Отечество. Воспитание патриотизма немыслимо без изучения детьми истории своей страны, причем изучения не, только книжного, а живого и эмоционального. Особенность и ценность занятий в музее – это изучение истории наших славных предков на подлинных материалах эпохи: документах, вещественных памятниках, старинных книгах, произведениях искусства, гравюрах, картинах и др. Музейный предмет выступает не просто как иллюстративный материал, но и раскрывает тему занятий. Музеи – это уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, музеи связующее звено между прошлым и настоящим. В ходе обучения дети посещают с ознакомительными экскурсиями музеи города Москвы, производственные объединения художественных промыслов, природные заповедники, архитектурно-исторические комплексы и т.д. Каждой поездке предшествует большая подготовительная работа, в ходе которой воспитанники изучают материал по конкретным темам, готовят доклады, выполняют совместные проекты.

В ходе обучения предлагаются к выполнению различные творческие задания, которые однозначно расширяют творческий потенциал учащихся. Эта работа приобщает школьников к коллективному труду, создает радостное ощущение ожидания праздника, способствует формированию дружного коллектива, для которого характерны отношения доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, повышает мотивацию и познавательный интерес ребят.

Содержание курса «Сокровища музеев» (1 год обучения), направлено на практическое освоение рабочей программы «Народное искусство России» основными задачами которого является: приобщение школьников к миру искусства через социокультурную среду музея; развитие художественного восприятия образного мышления, художественного словаря ребенка, расширение представления и знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, воспитание у детей эстетического вкуса, любви к Родине и культуре своего народа.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла, на её изучение направлено содержание курса второго года обучения «Кукла, подаренная природой». Кукла была и детской игрушкой элементом праздничных обрядов. Народная кукла имеет игровое и культовое значение в истории человечества и на современном уровне развития. Курс предполагает приобщить детей к чарующему миру куклы, даёт возможность попробовать изготовить её своими руками. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с куклой позволит познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Курс «Кукла подаренная природой» (2 год обучения) предполагает знакомство школьников с русскими традициями и обрядами, а также развитие определенных умений и навыков при изготовлении народной куклы, это: умение грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления различных кукол; пользоваться инструкционно - технологическими картами при работе; составлять технологическую последовательность изготовления куклы и многое другое.

В процессе обучения по курсу «Традиции народных художественных промыслов» (3 год обучения), школьники полностью погружены в создание и творение материальной ценности. Творить руками и умом, чувством и воображением – это естество человека. Творение вселяет в ребенка уверенность в себя, наполняет его душу пониманием своей значимости. Кому не знакомы: яркое и нарядное искусство Хохломы, цветочная роспись Городца, теплые, отражающие солнечный свет росписи Севера? Ложки и миски, солонки и поставцы, разделочные доски и декоративные блюда – что-нибудь непременно найдется в каждом доме. На сегодняшний день известно 16 графических и 36 живописных разновидностей росписи. Росписью по дереву могут заниматься учащиеся с различной художественной подготовкой. За время обучения, дети осваивают основные приемы кистевого письма в графической и живописной техниках, знакомятся с историей развития того или иного вида художественного ремесла, разрабатывают и выполняют индивидуальный творческий проект с использованием ранее изученных приемов росписи по дереву, создают полезные, необходимые в быту изделия.

Циклы программы направлены на социально-трудовое становление школьников, их профессиональное самоопределение, развитие трудовой активности через самостоятельную деятельность и творчество, воспитание, у учащихся, интереса к народному искусству и знакомство их с богатством народных традиций русского народа. Задачей представленных циклов является: донести до учащихся секреты изготовления изделий народных художественных промыслов; познакомить школьников с историей развития того, или иного направления художественной росписи; подарить радость творчества; закрепить полученные практические умения и навыки владения кистью; раскрыть способности учеников; развить интерес к народному искусству и привить любовь и уважение к труду.

В процессе обучения автор использует ею разработанный учебно-методический материал: инструкционные карты, таблицы последовательности этапов работы над изделием по разным курсам, наглядные таблицы с элементами народного орнамента, варианты тематических композиций и творческих работ, типовые композиции росписи изделий и другой тематический учебный материал по всем курсам программы.

В процессе дополнительного обучения необходимо много работать индивидуально с каждым воспитанником, особенно на первом году обучения, на первых занятиях, когда требуется объяснять и показывать подробно, например, каждое движение и направление кисти при изучении традиционных росписей по дереву. Заканчивая тему, необходимо провести в неформальной обстановке просмотр и анализ всех выполненных работ в форме мини-выставки.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъёма обусловливается способностью вовлечь в творческий процесс всех учащихся. При заинтересованном отношении к труду и продуманной педагогики руководителя органично складывается творческая раскрепощенная обстановка, благодатно влияющая на эмоциональное состояние каждого учащегося и конечный результат.

^ Прогнозируемые результаты: после окончания обучения по программе курса «Сокровища музеев» учащиеся первого года обучения должны:

- знать основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

- знать основные приёмы кистевого письма;

- знать историю развития изучаемых народных промыслов;

- знать народные традиции, передаваемые из поколения в поколение;

- знать основные центры художественных промыслов;

- знать основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

- уметь рационально организовывать рабочее место;

- уметь находить необходимую информацию в различных источниках;

-уметь составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

-уметь выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

-уметь выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

-знать и соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.

- знать место каждого вида декоративного искусства среди других областей народного творчества;

- знать технологию обработки материалов в предлагаемых видах декора­тивного искусства.

^ Прогнозируемые результаты: после окончания обучения по программе курса «Кукла, подаренная природой» учащиеся второго года обучения должны:

- знать основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

- знать основы цветоведения;

- знать основные законы композиции;

- знать народный орнамент;

- знать в чем ценность народных традиций и обрядов;

- знать, как превратить разноцветные лоскутки в куклу;

- знать какой материал можно использовать для волос куклы;

- знать какие материалы можно использовать для набивки куклы;

- знать какую куклу называют народной;

- знать, кто выполняет народную куклу;

- знать какие куклы бывают;

- знать какие ткани используют для изготовления куклы;

- знать какие ещё материалы нужны для изготовления куклы;

- знать, как правильно подобрать цветовую гамму отделки костюма куклы;

- знать какими способами выполняются народные куклы.

^ Прогнозируемые результаты: после окончания обучения по программе курса «Традиции народных художественных промыслов» учащиеся третьего года обучения должны:

- знать основные виды народного и декоративно-прикладного искусства;

-знать основные центры художественной росписи дерева;

- знать основные элементы народной росписи и народный орнамент;

- знать историю развития народных нижегородских росписей;

- знать способы построения основных композиций городецкой и хохломской росписей;

- знать технику выполнения кистевых нижегородских росписей;

- знать цветовое решение городецкой и хохломской росписей;

- уметь выполнить роспись изделия по мотивам хохломской или городецкой росписи

- знать историю развития Народных росписей Русского Севера;

- знать способы построения основных композиций Северных росписей;

- знать технику выполнения росписей Русского Севера;

- знать цветовое решение росписей Русского Севера;

- уметь выполнить роспись изделия по мотивам росписей Русского Севера.

^ Формы подведения итогов определяются необходимостью объединения всех знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Наиболее эффектной формой является проведение обобщающих конференций, участие в выставках разного уровня, а так же результаты текущего и итогового мониторинга в конце учебного года.

^ Основной дидактический принцип – обучение в предметно – практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения на закрепление приёмов и техник, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, эскизирование и выбор лучшего варианта решения композиции, экскурсии.

^ С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

1 уровень – репродуктивный, с помощью педагога;

2 уровень – репродуктивный, без помощи педагога;

3 уровень – продуктивный;

4 уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает вводный, промежуточный и итоговый контроль.

^ Вводный контроль проводимый в начале учебного года определяет степень успешности усвоения учащимися тем занятий по программе дополнительного образования учащихся «народное искусство России».

Промежуточный контроль:

  • проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестов по темам изученного курса;

  • фронтальная и индивидуальная беседа;

  • выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

  • решение художественных задач, направленных на проверку практических знаний, умений и навыков на практике;

  • участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества

разного уровня.

^ Итоговый контроль:

Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной работы, включающей выполнение изделия по предложенной схеме с введением творческих художественных нюансов и индивидуальные творческие работы по собственным эскизам с использованием различных материалов, приёмов и техник.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3 и 4 уровни обученности: участие в выставках, смотрах и конкурсах.

Разработанная автором программа рассчитана на дополнительное обучение учащихся в объеме 4,5 часа в неделю (36 учебных недель, 162 учебных часа в первый год обучения «Сокровища музеев» , 36 учебных недель, 162 учебных часа, на втором году обучения «Кукла подаренная природой», 36 учебных недель, 162 учебных часа, на третьем году обучения «Традиции народных художественных промыслов») в течение трех учебных лет. Занятия состоят из теоретического объяснения и практической работы и познавательных экскурсий. Теоретическая часть программы состоит из лекций, практическая часть программы включает в себя выполнение практических творческих заданий и коллективных работ, рассчитанных на закрепление знаний, умений и навыков полученных на занятиях. Возраст детей, на которых рассчитана программа 10 – 14 лет, три группы (в группе 15 человек), срок реализации программы 3 года.

Программа «Народное искусство России» подготовлена на основе многолетнего практического опыта автора, педагога дополнительного образования ГОУ Центра образования №1048, к.п.н. Литвиновой Еленой Евгеньевной и методических источников.


^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

КУРС «СОКРОВИЩА МУЗЕЕВ»



№№

ТЕМА

^ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ










Теория

Практика



Общее

11

Вводное занятие.

2





2

22

Волшебный мир игрушки на Руси.

4

6


10

33

Расписная посуда из Хохломы и Городца.

2

10


12

44

Керамика и фарфор из Гжели.

4

5


9

55

Русская кукла-оберег.

4

20


24

66

Русская изба.

2

16


18

77

Патриархальный русский быт.

2

6


8

88

Пряничное искусство России.

2

13


15

99

Устное народное творчество.

4

10


14

110

Русский традиционный костюм.

4

10


14

111

Рукоделие. Ткачество. Вышивка.

2

15


17

112

Музеи Москвы.

6

6


12

113

Организация выставки работ учащихся.

2

5


7




Итог:

40

127


162




Итог:

162






^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СОКРОВИЩА МУЗЕЕВ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ





ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА













Тема 1


Вводное занятие


Основные правила ТБ и СГТ. Организация рабочего места.

Материалы и инструменты.




Тема 2


Волшебный мир игрушки на Руси.

Посещение ВМДПНИ на Делегатской.

Матрешки из Сергиева Посада. Матрешки из Полховского Майдана. Матрешки из Семенова. Матрешки из Вятки. Глиняные народные игрушки. Дымковские игрушки.

Филимоновские игрушки. Каргопольские игрушки. Обзор декоративно-прикладного искусства России.

Коллективная творческая работа «Село матрешек».

Тема 3


Расписная посуда.

Посещение музея народного искусства.

Расписная посуда из Хохломы и Городца – истоки развития. Работа со специальной литературой. Подготовка докладов и сообщений учащимися. Традиции нижегородских орнаментов. Традиции хохломских орнаментов.

Роспись деревянных заготовок.


Тема 4


Керамика и фарфор из Гжели.

Посещение музея и производственного цикла работ на предприятии «Гжель».


История развития народного художественного промысла Гжели. Элементы растительного орнамента.

Технические приемы исполнения. Изучение техники полукистевого письма. Построение композиции. Выполнение декоративной композиции.

Тема 5


Русская кукла – оберег.

Посещение Кукольного театра и Центрального музея им. С.В.Образцова.


Русские потешные промыслы на Руси. Знакомство с веселым семейством текстильной куклы русского народа. Куклы наших бабушек. Куклы – обереги. Игровые куклы.

Изготовление народной текстильной куклы «Поленце», «Нянюшка», «Крупенияка». Ярмарка игрушек.

Тема 6


Русская изба.

Архитектурно-этнографический музей «Новый Иерусалим», знакомство с экспозицией музея «Русская изба».


Мир русской избы. Внутреннее убранство избы. Русская печь в избе. Красный угол в избе. Быт русского народа. Работа со специальной литературой. Подготовка сообщений.

Творческая работа учащихся над проектом «Русская деревня» в технике аппликации.

Тема 7


Патриархальный русский быт.

Посещение музея «Палаты XV - XVIIвв.» в Зарядье.


Жизнь древней Москвы – палаты каменные да избы деревянные, обычаи и традиции патриархальной русской семьи. Убранство и утварь крестьянского и боярского дома. Работа с литературой. Подготовка сообщений.

Творческая коллективная работа «Старинный быт москвичей» в технике конструирования из бумаги.

Тема 8


Пряничное искусство России.

Посещение музея пряников г. Тула.

Пряники печатные. Пряничные доски. Архангельские козули.

Русское чаепитие. Создание эскиза пряника печатного

Тема 9

Устное народное творчество.

Посещение дома – музея В.М.Васнецова.

Сказки русского народа. Загадки русского народа. Пословицы и поговорки русского народа.

Создание иллюстраций к сказкам.


Тема 10


Русский традиционный костюм.

Посещение Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Русский традиционный праздничный костюм. Южнорусский комплекс одежды. Северорусский комплекс одежды. Головной убор русской женщины. Кокошник. Кичка. Сорока. Венец. Платок.

Творческий проект «Путешествие с Севера на Юг».


Тема 11


Рукоделие. Ткачество. Вышивка.


Приданое русской девушки. Рукоделие на Руси. Ткачество на Руси. Вышивка на Руси. Золотное шитье. Вышивка жемчугом. Элементы украшения традиционного праздничного костюма на Руси.


Наряжаем куклу.

Тема 12


Музеи Москвы.

Государственная Третьяковская галерея. Знакомство с экспозицией.


Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства – участие в выставке детского творчества «Мастера». Цель. Задачи.

Подготовка и оформление работ для участия в выставке.

Тема13


Организация и проведение отчетной выставки работ учащихся.


Подведение итогов.

Составление декоративного кроссворда по пройденным темам.




Всего 162 ч.

40 ч.

127 ч.



^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРС «КУКЛА, ПОДАРЕННАЯ ПРИРОДОЙ»

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ



№№

ТЕМА

Количество часов










Теория

Практика

Общее

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

2




2

2

Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент.

2

6

8

3

Введение в курс. Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы. Кукла «Куватка».

2

6

8

4

Использование природных материалов для изготовления народной куклы. Изготовление куклы (игрушки) в технике валяния.

2

8

10

5

Анатомия текстильной куклы.

Изготовление текстильной узелковой куклы – Пеленашка или Младенец.

2

6

8

6

Традиции изготовления Кукольной головы. Безликая тряпичная кукла. Изготовление куклы добрых вестей – Колоколенька.

2

6

8

7

Женская красота в облике народной текстильной куклы. Изготовление Куклы – Нянюшки (по мотивам Вепсской куклы).

2

8

10

8

Классификация кукол. Обереги. Обрядовые куклы.

Народная кукла в Декабре. Изготовление обереговой куклы Берегини. Изготовление Рождественского Ангела.

2

8

10

9

Народная кукла в Январе.

Куклы по выбору: Рождественский Ангел; Крестец.

2

6

8

10

Народная кукла в Феврале. Изготовление куклы по выбору.

2

8

10

11

Народная кукла в марте.

Традиционные Парные куклы. Варианты исполнения. Изготовление кукол по выбору: парная кукла – Мартинички или Берегиня с вербой.

2

6

8

12

Народная кукла апреле. Изготавливаем Птичку – невеличку.

2

6

8

13

Народная кукла в мае.

Изготовление куклы Солнечный КОНИК.

2

8

10

14

Народная кукла в июне.

Изготавливаем Куклу – Кубышку Травницу.

2

6

8

15

Народная кукла в июле.

Изготавливаем народную куклу – Покосницу.

2

8

10

16

Народная кукла в августе.

Изготавливаем куклу Крупеничку.

2

8

10

17

Народная кукла в сентябре. Изготавливаем куклу Золюшку.

2

8

10

18

Народная кукла в октябре. Изготовление Свадебной куклы – Неразлучники.

2

8

10

19

Подведение итогов. Организация выставки работ учащихся. Выставка работ.

2

4

6




Итог

38

125

162




Итог

162






^ CОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КУКЛА ПОДАРЕННАЯ ПРИРОДОЙ»

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ





ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА













Тема 1

Вводное занятие. Правила ТБ.


Основные правила ТБ и СГТ. Организация рабочего места.

Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Вышивка. Макраме. Пэчворк (лоскутная мозаика). Шитьё. Вязание. Традиционная народная кукла.




Тема 2


Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент.



Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Ахроматические и хроматические цвета. Орнамент. Изобразительные мотивы орнамента. Ритм. Симметрия. Раппорт. Повторение. Чередование. Инверсия. Традиционные цвета ткани для изготовления славянских кукол: красный, белый, черный. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета. Красный цвет символизирует солнце, любовь и жизнь.

Таблица смешения цветов. Цветовой круг. Цветовая триада. Формы построения. Принципы построения орнамента в творческой композиции.


Тема 3

Введение в курс. Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы. Кукла «Куватка».

Различные виды тканей. Ткани из волокон растительного и животного происхождения. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток.


Текстильная кукла Куватка – одна из первых кукол. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани.

Тема 4


Использование природных материалов для изготовления народной куклы. Изготовление куклы (игрушки) в технике валяния.

Предназначение текстильной традиционной народной куклы. Природные материалы, из которых делали кукол. Использование шерстяных волокон и шерстяной пряжи в изготовлении традиционной народной куклы. Использование льняной кудели, лыка, дерева, веточек, бересты, зерна, золы и других природных материалов в изготовлении народной куклы.

Техника мокрого валяния. Этапы изготовления шара – основы для куклы.

Изготовление куклы (игрушки) в технике валяния.

Тема 5


Анатомия текстильной куклы.

Изготовление текстильной узелковой куклы – Пеленашка или Младенец.

Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Мешкообразная форма тулова (кукла - мешочек). Кукла на палочке. Другие варианты анатомии куклы.

Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.

Узелковая кукла- Младенец - знак божества, защитница детей. Такие куклы прикрепляют к колыбели ребенка как оберег. Можно изготовить очень маленького куклёнка и положить его в скорлупу от грецкого ореха.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Тема 6


Традиции изготовления Кукольной головы. Безликая тряпичная кукла. Изготовление куклы добрых вестей – Колоколенька.

Традиционные наполнители кукольной головы – природная зола; набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок. Колоколенька – кукла по мотивам народной валдайской куклы Колокольчик. Изготовление куколки добрых вестей – Колоколеньки (по мотивам Валдайской куклы).

Колоколенька – куколка добрых вестей. Куколка похожа на колокольчик, а колокольчик на силуэт женщины.

Тема 7

Женская красота в облике народной текстильной куклы. Изготовление Куклы – Нянюшки (по мотивам Вепсской куклы).


Важнейший формообразующий элемент – грудь куклы – живой пример почитания женского Божества, материнского начала. Традиционные наполнители и материалы для изготовления кукольной груди – льняная кудель, сухая трава, остатки ткани, пряжа. Место и размеры груди в облике куклы. Грудь куклы – символ плодородия и достатка в семье.

Кукла Нянюшка - делается с полной грудью, что символично - такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

Тема 8

Классификация кукол. Обереги. Обрядовые куклы.

Народная кукла в Декабре. Изготовление обереговой куклы Берегини Дома, Рождественского Ангела.

Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков. Лучшим подарком для каждой семьи может быть кукла - Берегиня. Эта кукла оберег - Берегиня дома.

Последовательность изготовления обереговой куклы – Берегини. Изготовление Берегини без использования ножниц и иголки.

Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это, конечно, идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.

Тема 9

Народная кукла в Январе.

Изготовление Рождественского Ангела и Куклы Крестец.

В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество. В прежние времена в рождественские дни дети ходили из дома в дом со звездой и вертепом, которые не обходились без изображений Ангелов. Фигурки Ангелов развешивались и на ёлках, их часто изготавливали своими руками. С куклой - Крестец ходили славить Христа.

Куколок Ангелов делали издавна на Руси и дарили на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали из белой и голубой ткани, на Пасху из красной. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой.


Тема 10

Народная кукла в Феврале. Изготовление куклы по выбору:

  • Обрядовые куклы – Лихоманки.

  • Семейная кукла – Домашняя Масленица.

В феврале отмечается Масленица. На Масленицу делали разных кукол и предназначение их было разным. Очень популярна была Кукла – чучело. И в конце масленичной недели её сжигали. Специально для сжигания в масленичном огне делались и другие куколки – Лихоманки или Трясовицы. Куклы Лихоманки оберегали человека от этой напасти. В отличие от чучела зимы и Лихоманок, «Домашняя Масленица» всегда делалась нарядной и привлекательной. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.

Считалось, что Лихоманки оберегают человека от болезней. Сгорая на костре, куклы - Лихоманки якобы уносили – выманивали – из дома беду. «Домашняя Масленица» - семейная кукла, небольшая соломенная 20 – 25 сантиметров, или лыковая кукла с белым тряпичным лицом, собирается без использования швейной иглы.

Тема 11


Народная кукла в марте.

Традиционные Парные куклы. Варианты исполнения. Изготовление парной куклы – Мартинички. Изготовление обереговой куклы Берегини с вербой.

Традиции в изготовлении Парных кукол. Парные свадебные Куклы – Неразлучники на одной руке; Парные куклы на Каравай; Помощники в кузнечном ремесле - Кузьма и Демьян; Парные куклы – Мировое Древо. Изготовление Кукол Вестников весны - Пара Мартиничек.

Изготовление Парных кукол – Мартиничек на весеннем Древе Жизни или обереговой куклы Берегини с вербой.

Тема 12

Народная кукла в апреле. Изготавливаем Птичку – невеличку.

Апрель на Руси месяц говорливой воды, месяц весенних первоцветов, месяц птиц. Славяне верили: в этот месяц из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок. Птица – символ счастья. Попробуйте своими руками сделать свою Птицу из яркого лоскутка ткани, и счастье поселится в вашем доме.

Изготовление Птички - невелички в технике художественной обработки ткани. Пусть принесёт она счастье и благополучие в Ваш дом.

Тема 13

Народная кукла в мае.

Изготовление куклы Солнечный КОНИК.

В народе май называли юностью года, сердцем весны. По всей России вязали лошадок из соломы и лыка так как Конь был символом прихода весны, символом солнца. Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.

Кукла Солнечный Коник - один из оберегов, который с древних времен наши предки изготавливали для защиты своих домов.

Тема 14

Народная кукла в июне.

Изготавливаем Куклу – Кубышку Травницу.

Июнь – сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. В это время созревают первые травы. Чтобы воздух в избе был чистый изготавливали полезную куклу – Кубышку Травницу. Внутри куколки душистая трава. Куколку мяли в руках, и по избе разносился травяной дух: считалось, что он отгоняет духов болезни. Через год траву в куколке меняли – наполняли свежей душистой травой.

Кубышка – Травница – прекрасный подарок друзьям, родным и близким. В травах содержатся эфирные масла. Разнотравье улучшает настроение, укрепляет дух и поправляет здоровье.

Тема 15

Народная кукла в июле.

Изготавливаем народную куклу – Покосницу.

Июль величают месяцем душистых ягод и медовых трав. Это время покоса. Отправлялись на покос и брали с собой Куколки - Покосницы. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Общие тона используемой ткани – светлые, яркие, ведь первый покос в деревнях издавна считался праздником. Игровую куклу – Покосницу мать делала детям во время сенокоса, чтобы занять их, пока взрослые трудятся.

Кукла Покосница – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и швов, из цельного куска ткани. Края лоскута рубахи куклы вышивают.

Тема 16

Народная кукла в августе.

Изготавливаем куклу Крупеничку.

У августа много народных названий: государь страды, собериха-припасиха, самый щедрый месяц. Август время жатвы, сбора первого урожая. После уборочной страды отборные зерна нового урожая засыпали в мешочек сшитый в образе куколки. Первоначально кукла звалась Крупеничкой. Но, к концу Х1Х века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились «Зерновушки» и «Горошинки».

Кукла «Крупеничка» – старинная насыпная игрушка – это оберег на сытость и достаток в семье. Эта куколка будет хорошим подарком для вас и ваших близких людей, она сможет не только украсить интерьер дома, но в неё смогут играть дети.


Тема 17

Народная кукла в сентябре. Изготавливаем куклу Золюшку.

Наступало время свадеб и в конце сентября начинали полную подготовку. По случаю предстоящей свадьбы мать невесты изготавливала особые свадебные куклы из золы родного очага. Одной из древнейших считается зольная кукла, внутрь которой вкладывалась зола. Это была кукла-оберег женщины, дома, очага. Золюшка – кукла по мотивам народной зольной куклы. Поэтапное изготовление зольной куклы – скрутки – Золюшки.

Вплоть до 30-х годов нынешнего столетия «зольными куклами» одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. … Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение.

Тема 18


Народная кукла в октябре. Изготовление Свадебной куклы – Неразлучники.


Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).

Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Свадебная кукла – Неразлучники удивительна по своей сути. В данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.

Свадебная кукла – Неразлучники, делались из ярких лоскутков и ниток, которые связывались, но не сшивались (как и другие традиционные куклы-обереги славян). Кукла выполнялась из лоскутков красного цвета.

Тема 19

Народная кукла в ноябре. Изготавливаем куклу Десятирученька.

Десятирученька - кукла по мотивам народной куклы – Десятиручки. Десятиручка - кукла эта «волшебная», её делали из поношенной одежды, без ниток, иголок и ножниц, а рук много – это чтобы по хозяйству помогать и всё в доме успевать. Очень полезная кукла! Многоруких кукол у славян было две разновидности: десятиручка – это в помощь девушке, готовящей приданое и Филипповка – покровительница рукоделия, помощница по хозяйству, хранительница порядка.

Изготовление из ткани текстильной куклы – Десятирученьки (по мотивам народной куклы - Десятиручки)

Тема 12

Организация и проведение отчетной выставки работ учащихся.


Подведение итогов.

Составление декоративного кроссворда по пройденным темам.




Всего 162 ч.

38 ч.

125ч.



^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРС «ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ




ТЕМА

^ КОЛ-ВО ЧАСОВ










Теория

Практика

Общее

11

Вводное занятие. Правила ТБ.

2






2

22

Обзор декоративно-прикладного искусства России. Цвет в декоративно-прикладном искусстве.

2

3


5

33

Традиции искусства Городца. Орнамент.

2

2

4

44

Азбука народной росписи. Орнамент городецкой росписи.

4


10


14

55

Декоративные композиции городецкой росписи. Выполнение эскиза по мотивам городецкой росписи.

4


15


19

66

Традиции хохломского орнамента. Техника хохломской росписи. Верховое письмо. Техника хохломской росписи. Фоновое письмо. Техника хохломской росписи. Кудрина.

2



15



17


77

Роспись деревянной заготовки. Исправление ошибок.

2


12


14

88

Традиционные северные росписи. Мезенская роспись. Пермогорская роспись.

2


8


10

99

Разработка индивидуального творческого проекта.

2


12


14

10

Выполнение эскиза в цвете.

2

12

14

111

Нанесение цветовых пятен на деревянную заготовку. Роспись деревянной заготовки.

2


12


14

112

Роспись изделия.

2


15


17

113

Роспись изделия. Закрепление краски. Исправление ошибок. Составление декоративного кроссворда. Повторение пройденного материала.

2


13


15

114

Подведение итогов. Организация выставки работ учащихся. Выставка работ. Подведение итогов.

2

4

6




Итог:

32

130


162




Итог:

162






^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ




ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА













Тема1

Вводное занятие


Основные правила ТБ и СГТ. Организация рабочего места.

Материалы и инструменты.




Тема 2


Обзор декоративно-прикладного искусства России. Цвет в декоративно-прикладном искусстве.



Нижегородские художественные промыслы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Ахроматические и хроматические цвета.

Коллаж. Таблица смешения цветов. Цветовой круг. Цветовая триада

Тема 3


Традиции искусства Городца. Орнамент.



История развития промысла. Орнамент. Изобразительные мотивы орнамента. Ритм. Симметрия. Раппорт. Повторение. Чередование. Инверсия.


Технические приемы росписи городецких мастеров. Формы построения. Принципы построения орнамента в творческой композиции.


Тема 4


Орнамент городецкой росписи. Азбука народной росписи.



Цветы городецкой росписи. Купавка. Розан. Мотивы орнамента городецкой росписи. Основные композиционные схемы орнамента в городецкой росписи.

Традиционное оформление городецкого донца. Сюжеты и темы городецкой живописи.

Сложные формы городецкого орнамента. Птицы в городецкой росписи.

Основные элементы народной росписи. Схемы фризовых композиций. Схемы композиций в прямоугольнике. Схемы композиций в круге.

Последовательность выполнения росписи птицы. Последовательность выполнения росписи коня. Цветовой замалевок. Тычок. Технические упражнения. Композиционные построения.

Тема 5

Декоративные композиции городецкой росписи. Выполнение эскиза по мотивам городецкой росписи.



Поэтапная работа над композицией. Выявление неточностей и исправление ошибок. Жанровые композиции городецкой росписи. Изучение и освоение типовых композиций городецкой росписи. Принципы построения многоярусных композиций в городецкой росписи. Цветовое решение композиционного построения в городецкой росписи. Выбор композиционного решения для будущего изделия.

Приемы старых мастеров и современные варианты. Техника исполнения жанровых композиций в городецкой росписи. Разработка собственного эскиза по мотивам городецкой росписи. Выполнение эскиза в цвете. Разработка элементов композиции.

Тема 6


Традиции хохломского орнамента. Техника хохломской росписи. Верховое письмо. Техника хохломской росписи. Фоновое письмо. Техника хохломской росписи. Кудрина.



История развития промысла. Азбука кистевого письма. Формообразование ягод в технике кистевой росписи. Формообразование листьев в технике кистевой росписи. Формообразование цветов в технике кистевой росписи. Схемы композиционного построения растительного орнамента в полосе. Схемы композиционного построения растительного орнамента в круге. Схемы композиционного построения растительного орнамента в квадрате (прямоугольнике). Формообразование ягод в технике «фонового письма» хохломской росписи. Формообразование листьев в технике «фонового письма» хохломской росписи. Формообразование цветов в технике «фонового письма» хохломской росписи. Формообразование цветов в технике «Кудрина» хохломской росписи. Формообразование листьев в технике «Кудрина» хохломской росписи. Формообразование и разработка растительной ветки в технике хохломской росписи «Кудрина».

Выполнение практических упражнений. Техника кистевого письма. Растительные мотивы в хохломской росписи. Приемы старых мастеров и современные варианты росписи. Техника «верхового письма». Выполнение декоративной композиции «Плоды». Техника «фоновое письмо». Выполнение декоративной композиции. Техника «Кудрина». Выполнение декоративной композиции.



Тема 7


Роспись деревянной заготовки. Исправление ошибок.


Этапы подготовки деревянной поверхности под роспись. Этапы росписи изделия и его оформления. Подготовка деревянной поверхности под роспись. Роспись изделия.

Перенесение рисунка композиции на деревянную поверхность. Нанесение фона композиции. Нанесение основных цветовых пятен композиции. Разработка и оживка элементов композиции. Роспись изделия. Нанесение рамочек, краешек, отводок. Оформление готового изделия.

Тема 8


Традиционные северные росписи. Мезенская роспись. Пермогорская роспись.



Мотивы и символы в народных росписях. Народные росписи Русского Севера. История развития промысла. Отличительные особенности мезенской росписи. Кони и олени в мезенской росписи Основные элементы мезенской росписи. Освоение и изучение основных типовых композиций мезенской росписи.

История развития промысла. Отличительные особенности пермогорской росписи. Основные элементы пермогорской росписи. Мелкие графические элементы пермогорской росписи. Мотивы орнамента пермогорской росписи.

Растительные мотивы пермогорской росписи. Птицы пермогорской росписи. Птица – Сирин. Основные типовые композиции пермогорской росписи.

Техника выполнения графического письма. Азбука мезенской росписи.

Техника мезенской росписи. Мелкие элементы мезенской росписи. Мотивы орнамента. мезенской росписи. Геометрические и диагональные узорные полосы. Птицы, приемы выполнения старых мастеров и современные варианты. Выполнение практических упражнений в технике пермогорской росписи.


Тема 9


Разработка индивидуального творческого проекта.


Знакомство с работами мастеров, иллюстрациями и репродукциями.

Разработка эскиза композиции по мотивам мезенской росписи. Устранение ошибок. Реализация проекта в изделии.

Тема 10


Выполнение эскиза композиции в цвете.


Создание эскиза композиции по мотивам северной росписи на изделие.

Разработка эскиза в цвете.


Тема 11


Нанесение цветовых пятен на деревянную заготовку. Роспись деревянной заготовки.

Этапы подготовки деревянной поверхности под роспись. Этапы росписи изделия и его оформления. Подготовка деревянной поверхности под роспись.


Перенесение рисунка композиции на деревянную поверхность. Нанесение фона композиции. Нанесение основных цветовых пятен композиции. Разработка и оживка элементов композиции. Роспись изделия. Нанесение рамочек, краешек, отводок. Устранение ошибок

Тема 12


Роспись деревянной заготовки.

.


Этапы росписи изделия и его оформления.

Разработка элементов композиции.

Тема 13


Роспись изделия. Закрепление краски. Исправление ошибок. Составление декоративного кроссворда. Повторение пройденного материала.

Завершение работы над изделием. Реализация проекта в изделии.


Подготовка и оформление работ для участия в выставке.

Тема 14

Организация и проведение отчетной выставки работ учащихся.


Подведение итогов.

Составление декоративного кроссворда по пройденным темам.




Всего 162 ч.

32 ч.

130 ч.



^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Программа предусматривает различные методы построения учебно-воспитательного процесса: работа в художественных мастерских, наглядные методы работы, выполнение творческих проектов, беседы, дискуссии, исследовательская деятельность, собирательная деятельность, экскурсионная деятельность и др. Программа «Народное искусство России» включает основные виды художественной обработки различных материалов, которые являются традиционными для народного творчества, следовательно, имеют свои технические и художественные особенности. Дети с самого начала должны проникнуться важностью своей работы, даже если это простейшие подготовительные операции. Желательно, чтобы с самых первых занятий изучение народных промыслов проходило на том материале, в котором выполнены изделия народных мастеров.

Должное внимание нужно уделять умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технических режимов обработки материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия. В процессе занятий нужно постараться раскрыть школьникам удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно, например, умело сочетать наглядный показ приёмов художественной обработки текстильных материалов с интересным, содержательным рассказом об искусстве, с демонстрацией изделий народных мастеров.

На занятиях изучение народных художественных традиций осуществляется на трёх уровнях:

- восприятие –посещение музеев, выставок, просмотр творческих работ других учащихся, знакомство со старинными образцами народных промыслов и предметами быта выполненными современными мастерами;

- воспроизведение – дети сами создают собственные композиции и выполняют творческие задания по образцу;

- творчество – выполнение разнообразных творческих проектов по личному замыслу средствами декоративно-прикладного искусства.

Для выполнения программы используются следующие методы:

- посещение музеев декоративно-прикладного и народного искусства, знакомство с изделиями русских народных умельцев;

- теоретические занятия, на которых дети в доступной форме получают знания об особенностях и видах народного творчества;

- знакомство с выставочной экспозицией лучших образцов выполненных учащимися в прошлые годы, составляющими методический фонд коллектива «Народное искусство России»;

- знакомство с коллекцией предметов старины, народного творчества, составляющими музейный фонд мастерской;

- зарисовка композиций и мотивов народного орнамента украшающего предметы декоративно-прикладного и народного искусства;

- практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

- оформление готовых изделий;

- выполнение индивидуальных и коллективных творческих проектов;

- использование различных форм коллективной работы;

- участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах, конференциях и др.

Занятия должны проходить в специально оборудованной мастерской, где должно быть всё необходимое для обеспечения учебного процесса. Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, площадь которого должна быть из расчёта 2,5 метра на одного учащегося. Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, материалы, инструменты, приспособления (краски, ножницы, иглы, карандаши, бумага, калька и др.).

Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (технологические таблицы, иллюстративный, фото– и видеоматериал, подборка работ, выполненных учащимися и составляющих фонд коллектива, изделия народных мастеров старины и современного исполнения).

Участие в отчетных выставках (школьных, районных, окружных, городских, российских и др.) как один из основных показателей результативности коллектива, планируются совместно с детьми уже с начала учебного года. Участие в конкурсах, конференциях, экскурсиях, круглых столах является одной из форм проведения занятий по программе, а способом проверки полученных знаний учащихся является мониторинг – входной, текущий и итоговый. Задачи разработки выставочных коллекций ставят цели добиться более высокого художественного и исполнительского уровня в создании изделий, выполненных как отдельными учащимися, так и коллективом. Для достижения этого, в учебном процессе используются:

  1. Методическая библиотека дополнительного образования.

  2. Дидактические средства обучения (учебные таблицы и плакаты, иллюстративный материал, альбомы, фотоматериал, схемы, инструкционные карты, дидактические материалы, раздаточные материалы) по темам:

- Волшебный мир игрушки на Руси;

- Керамика и фарфор из Гжели;

- Русская кукла – оберег;

- Русская изба;

- Патриархальный русский быт;

- Пряничное искусство на Руси;

- Устное народное творчество;

- Русский традиционный костюм;

- Художественная обработка волокнистых материалов;

- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека;

- Традиции нижегородских художественных промыслов;

- Северные художественные школы России и др.

3. Тесты для проведения текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по программе дополнительного образования учащихся «Народное искусство России»


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. М.С.Соколова. Художественная роспись по дереву. М.: ВЛАДОС, 2002 г. – 303с.

  2. Детям – о традициях народного мастерства. Осень.: Учеб.-методическое пособие: в 2 частях , под редакцией Т.Я.Шпикаловой. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.: 272с.:(Воспитание и дополнительное образование детей)

  3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/под редакцией Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.:-(Воспитание и доп. Образование детей)

  4. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства . М.: ДРОФА, 2000г.

  5. Н. Величко. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. – М. : АСТ- ПРЕСС, 1999 г. – 176 с.,: ил. – (энциклопедия).

  6. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000, 256с.

  7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М. 1984г.

  8. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. Конспекты занятий.-Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Г.Л.Дайн Русская игрушка. Альбом.:М.Советская Россия.1987

  10. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.; «Паритет»,2003.-240с.

  11. Е.А.Гурбина. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание». Издательство «Учитель», 2005 год, Волгоград.

  12. Д.Н.Москин, Т. Яшкова. Загадки народной куклы./Птрозаводск: Периодика

  13. Е.В.Берстенева, Н.В.Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками./ Москва. ООО «Белый город»

  14. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Издательство «Культура и традиции», Москва







оставить комментарий
Дата09.06.2012
Размер0,54 Mb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх