Образовательная программа дополнительного образования детей ( icon

Образовательная программа дополнительного образования детей (



Смотрите также:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение»...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного...
Образовательная программа дополнительного образования детей «фантазия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные географы краеведы»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наше наследие»...
Образовательная программа «В движении к гармонии» для обучающихся 7 18 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»...
Образовательная программа дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»...
Образовательная программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению...
Образовательная программа дополнительного образования детей «окружающая среда и здоровье...
Образовательная программа «Авиамоделирование» для детей от 9 до 15 лет Педагог доп образования...



скачать
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


ГБОУ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «Восточный»


Рекомендовано к утверждению «УТВЕРЖДАЮ»

Программно-методической Директор ГБОУ ДТДиМ «Восточный»

Комиссией ГБОУ ДТДиМ «Восточный» ___________________ Соболева С.А.


Протокол №__________ «______» ____________20_____г.


«_____» ___________20_____г.


Туристско-краеведческая направленность


«Наследие человечества»


Образовательная программа дополнительного образования детей


(авторская)


Педагог дополнительного образования


^ ТИХОНОВСКИЙ И.В.


Срок реализации - 3 года


Возраст детей - 14-18 лет


Москва, 2012 г.


Пояснительная записка


Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся историей, религиоведением, культурологией, краеведением. Реализуется в течение трех лет.

^ Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что интерес к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в последние годы заставляет обратить к себе пристальное внимание как учащихся, так педагогов и родителей.

Некоторые округа уже вошли в экспериментальную программу по духовно-нравственному воспитанию детей.

С каждым годом становятся более актуальными вопро­сы формирования у подрастающего поколения тех человеческих, нравственных и граждан­ских качеств, которые позволяют ему быть поколением настоящих москви­чей.

В 2008 году вышла в свет серия «Стандарты второго поколения». В рамках этой Серии была написана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» на Федеральном уровне под авторством А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. В этой Концепции отразился государственный социальный заказ образованию на воспитание детей в духе нравственности и патриотизма.

На основании этой Федеральной Концепции духовно-нравственного развития личности и гражданина важнейшей целью современного отечественного образования является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

^ Педагогическая целесообразность программы «Наследие человечества» состоит в том, что в процессе ее реализации воспитанник овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему определить для себя культурные и духовно-нравственные ценности и адаптироваться в социуме.

Программа «Наследие человечества» рассматривает проблему несоответствия авторских программ мировой художественной культуры и духовно-нравственного воспитания с образовательными потребностями личности подростков.

^ Новизна программы «Наследие человечества» заключается в том, что она дополняет с одной стороны программы мировой художественной культуры, включая не только художественное искусство и архитектуру, но и быт, образ жизни людей той культуры, которая позволила произвести тот универсум артефактов, а именно: литература, архитектура, художественное искусство, иконопись и другое. Дополняя программы мировой художественной культуры, программа «Наследие человечества» рассматривает причины возникновения разнообразных культур, где ведущую роль уделяется религии как культурообразующей системе ценностных ориентиров в жизни человека, и связи религия - культура - универсум артефактов.

^ С другой стороны, программа «Наследие человечества», расширяет программы по духовно-нравственному воспитанию, охватывая не только религиозный аспект культуры, но и учитывает синтез культуры, а именно: религия, эмпирический опыт человека, научные знания и достижения, а также учитывает внутренний мир человека, его чувства и мысли, которые формируют культуру.


^ Цель программы. Воспитание, развитие гармоничной, духовно- нравственной личности воспитанника, формирование его творческих способностей и умения ориентироваться в изменяющейся социальной среде.

^ Задачи программы:

Обучающие задачи: дать воспитанникам комплексные знания о про­шлом и настоящем культурном и историческом наследии

Воспитательные задачи: воспитать любовь и бережное отношение к памятникам истории и культуры, уважение к семейным традициям.

^ Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, к культурному и историческому наследию.

Развивать формы и навыки личностного общения в кругу семьи, близких людей и сверстников

Развивать моральные качества, формы сочувствия и сопереживания другим людям.

Развивать эмоциональную сферу и коммуникативные компетенции воспитанников

Развивать адекватную самооценку


^ Контингент коллектива. Состав коллектива комплектуется из ребят 14-18 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы 15 человек на первом году обучения, 12 человек на втором и третьем годах обучения.

^ Основные направления содержания деятельности: географическое и природно-климатическое; культурное и историческое; семейное, социальное; психолого-педагогическое.

Географическое и природно-климатическое направление содержит в себе информацию о географическом положении, геологическом строении, водных артериях климатических условиях. В учебно-тематическом плане каждого года обучения отражен этот раздел.

Культурное и историческое направление - это история и культура Москвы и Московской области - первый год обучения. Знакомство с архитектурными особенностями стилей, православными святынями; знакомство с историческим и культурным наследием России - второй год обучения; знакомство с историей и культурой мира- третий год обучения. В процессе обучения воспитанники получают знания и умения работать со справочной литературой, проводить исследования объектов истории и культуры, составлять паспорта памятников, объектов, составлять творческие отчеты, проводить экскурсии.

Семейное и социальное - это изучение семейных традиционных ценностей, роль семьи в в истории Москвы, социальное благополучие детей и семей в прошлом - первый год обучения. Изучение особенностей современной семьи, методов воспитания детей в семьях. Сравнительный анализ современной и прошлой семьи России. Ценностные ориентации семей разных веков. Зависимость воспитания детей от социо-культурной среды страны – третий год обучения. В процессе обучения воспитанники получают знания и умения проводить исследования, работать с книгой, делать сравнения и анализ.

опыт человека, научные знания и достижения, а также учитывает внутренний мир человека, его чувства и мысли, которые формируют культуру.

Психолого-педагогическое – это профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).


^ Учебно-тематический план первого года обучения


№п/п

Наименование

количество часов




темы

всего

теоретические

практические










занят

я

в

помещении

на

местности

1

Введение

9

3

6

-

2

Природа родного края, его история

9

3

6




3

Население Восточного округа

9

3

6




4

Монастыри Москвы.

9

3

6




5

Князья Москвы со времен основания города

9

3

6




6

Земли Москвы в истории возвышения Москвы. Древнейшие села города в XV-XVI вв

9

3

6




7

Восточный округ в начале XVII в. Смута. Династия Романовых

9

3

6




8

Архитектурные памятники города разных веков. Великие люди России

9

3

6




9

Храмы Восточного округа и города

9


3

6




10

Дворянские усадьбы ХVII-XIX столетий

9

3

6



11

Культурный и исторический город

9

3

6




12

Великая Отечественная война в истории московских семей, города и памятниках. Герои войны.

9

3

6

-



Итого:

108

36

72






Содержание.


1. Введение. Знакомство ребят с предметом « Краеведение» Рассказ о начале Руси,

теориях, связанных с происхождением русского народа. Повествование о

летописи «Повесть временных лет» и ее авторе. Какой изначально была

Москва и что собой она представляла.

^ Практическое занятие: исследование текста «Повести…» о начале

Москвы. Разные версии историков о начале Москвы, анализ.

2. Природа родного края, его история. Климат растительность и

животный мир родного края, его рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые.

История края памятные исторические места. Знатные люди края. Роль

краеведов в охране памятников истории и культуры края. Охрана природы.

Закон об охране природы. Краеведческая и экскурсионная работа. Описание

экскурсионного объекта, путевой очерк.

^ Практические занятия. Знакомство с картой области (края). «Путешествия»

по карте. Подготовка и заслушивание докладов воспитанников о природе и

достопримечательностях родного края. Подготовка краеведческих

викторин.

3.^ Население города. Жители Москвы до прихода сюда славян. Земледелие

и скотоводство.

Практическое занятие: Поиск информации, подготовка доклада на тему

«Жители Москвы до прихода славян»

^ 4. Монастыри Москвы и Подмосковья. В данном разделе воспитанникам

предлагается исследовать московские монастыри, которые связаны с

жизнью великих деятелей искусства, культуры и истории города Москвы предлагаются 4 монастыря: Данилов монастыоь – первый на Москве. Князь Даниил Московский - основатель первого монастыря.

Новоспасский, б.Симонов, Донской с некрополем. Новоспасский монастырь (святыни монастыря, прежде всего - икона Пресвятой Богородицы "Всецарица", бывший Симонов монастырь ( в ц.Рождества Пресвятой Богородицы, чтимые иконы Божией Матери "Тихвинская" и "Влахернская", а также св.мощи героев Куликовской битвы прпп. А.Пересвета и А.Осляби ). Донской монастырь (чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Донская" и рака со св. мощами святителя Тихона, патриарха Всероссийского, а также некрополь монастыря, где покоятся видные деятели русской истории и культуры). В Москве немало мест, где когда-то находились святые обители, которые, к сожалению, в разное время были утрачены и от которых, в лучшем случае, остались соборы, храмы, ставшие приходскими.

^ Практические занятие: Просмотр слайдов о монастырях и подготовка

исследования по одному монастырю одного века. Объять нужно все века.

Рассматривается архитектура, история построение монастыря, автор и

стиль иконописи. Пеший поход и самостоятельное исследование на месте

данных монастырей. Культурологическое исследование монастырей.

^ 5. Князья Москвы со времен основания города. Время основания города.

Киевская Русь, Северо-Восточная Русь, Московская Русь. Роль Москвы в

становлении независимого государства от татаро-монгольского ига.

Феодальная война. Борьба за новую столицу России.

^ Практическое занятие: Просмотр фильма о династии Рюриковичей. Поиск

документов и подготовка докладов о Москве во время татаро-монгольского

ига.

^ 6. Земли Москвы в истории возвышения Москвы. Древнейшие села

города -XVI вв. От святого князя Даниила Московского до падения

династии Рюриковичей. Причины падения династии. Историческое

исследование образа жизни московских князей. Сравнительный анализ

личной жизни князя и его государственной деятельности, их

взаимосвязь.

^ Практическое занятие: Просмотр слайдов с изображением

московских князей, авторы портретов князей. Беседа о личностях князей.

Доклад о каждом князе отдельно. Пеший поход по территории Москвы,

где были древние села, исследование исторических мест и их изменения

^ 7. Восточный округ в начале XVII в. Смута. Династии Романовых. Роль Востока Москвы в преодолении Смуты и борьбы за освобождение от польских интервентов. Патриарх Герман – народный вдохновитель и активный деятель в освобождении Москвы от поляков. Патриотический настрой москвичей. Анализ сословий, которые были наиболее активны в преодолении Смуты. Избрание новой династии.

^ Практическое занятие: Беседа о защитниках Москвы. Просмотр фильма

о Смуте. Художественный фильм 1612. Доклад о патриархе Германе, о

Защитниках Троице-Сергиевой Лавры. Экскурсия в Троице-Сергиеву

Лавру.

^ 8. Архитектурные памятники города и другие памятники разных веков. Великие люди России. История России, запечатленная в памятниках, памятных досках, культурно-исторических постройках, культовых строениях, литературные памятники разных эпох. Великие литературные труды – как памятники своей эпохи. Литературные, военные, исторические и церковные деятели разных эпох.

^ Практическое занятие: Архитектурные стили, просмотр слайдов. Литературные стили. Исследование архитектурных памятников (по одному от каждого стиля), авторы. Беседа о великих деятелях России. Пеший поход по Москве с исследованием архитектурных памятников разных эпох

^ 9. Храмы Восточного округа и город. Культурная и образовательная жизнь русского народа, его военный и политический тыл. Архитектурные стили и зодчие России и Западной Европы.

Практические занятия: Влияние архитектурных и художественных стилей на строительство и иконопись храмов – просмотр слайдов.

^ 10. Дворянские усадьбы ХVII-XIX столетий. Дворянские усадьбы Москвы и Подмосковья. Архитектурные особенности усадеб. Люди – хозяева усадеб. Художественное искусство на стенах и внутри усадеб. Исследование истории строительства усадеб.

Практическое занятие: Просмотр слайдов о дворянских усадьбах. Беседа о хозяевах этих усадеб. Пеший поход и исследование дворянских усадеб на месте.

^ 11. Культурный и исторический город. Улицы, проспекты и переулки, которые сложились на протяжении веков. История названий улиц, проспектов, переулков, бульваров и так далее. Связь названий улиц с конкретным историческим событием или выдающимся деятелем страны.

^ Практическое занятие: Названия улиц. Подготовка каталога названий улиц, переулков, проспектов, бульваров, и их временной период. Пеший поход по улицам и историческим местам Москвы. Культурологическое исследование улиц, проспектов и переулков.

^ 12. Великая Отечественная война в истории московских семей, города и памятников. Герои войны. Экспедиция по Москве. Опрос ветеранов и внуков ветеранов об Отечественной войне. Город-Герой Москва. Памятники города, посвященные Великой Отечественной войне. Оборона Москвы, ключевые фигуры обороны. Роль Русской Православной Церкви в годы войны. Герои-священники. Названия улиц, посвященных войне. Памятные доски.

^ Практическое занятие: Просмотр фильма «Великая Отечественная война

1941-1945». Создание каталога памятников, памятных досок, а также улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Пеший походы по памятникам Великой Отечественной войны.



№п/п

Наименование

количество часов




Темы

всего

теоретические

практические










занятия

в

помещении

на

местности

1

Культура Древней Руси

9

3

6

-

2

Культура России в Новое время.

9

3

6




3

Критический реализм в искусстве второй половины XIX века

9

3

6




4

Русское искусство конца XIX -- начала XX века

9

3

6




5



Русская культура в первой половине XX века.

9

3

6







6

Русская культура второй половины XX века

9

3

6










7

Монастыри России как форпосты на пути врага

9

3

6




8

Православные святыни России

9

3

6




9

Письменность на Руси. Образовательные центры на Руси центры

9


3

6




10

Архитектура Средних веков и влияние на нее религии

9

3

6



11

Святые земли Русской


9

3

6




12

Ценные архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней

9

3

6

-



Итого:

108

36

72



^ Учебно-тематический план на второй год обучения


Содержание:

  1. Культура Древней Руси.

Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Миметический образ - идеал византийского изобразительного искусства. Киевская школа иконописи (Алимпий).

Белокаменное зодчество - примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде - синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись - основной вид внутреннего декора. Интерпретация темы Страшного суда в русском храме.

Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Новгородская школа иконописи (“Св. Георгий с житием”). Псковская школа иконописи (“Сошествие во ад”). Ф. Грек.

Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона “Троица” как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре).

Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти - уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Знаменный распев; партесный концерт.

Ориентация на русскую старину - специфика культуры при Иване IV Грозном. Церковь Вознесения в Коломенском - образец шатрового храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы “на рву” в Москве - образец храма-монумента. Фресковые циклы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве) и иконопись (икона “Церковь воинствующая”) - образец канонического воспроизведения текста Священного писания.

Контакты с Западной Европой (Библия Пискатора). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы - новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния.

Древнерусская литература: от “Слова о полку Игореве” до “Жития протопопа Аввакума”.

Образы Древней Руси в русском искусстве.

^ Практическое занятие: Проведение историко-этнографического исследования местных архитектурных, живописных, декоративно-прикладных объектов и их атрибуция в соответствии с изученными стилями. Пешеходная культурологическая экспедиция.

  1. ^ Культура России в Новое время. Проблема культурного синтеза и культурного

заимствования. Петербургский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Петропавловская крепость - образец фортификационных сооружений. Собор Петра и Павла - образец культового зодчества. Летний домик - образец частного жилища. Петергоф - “парадиз” Петра I на море. Новые виды декора. “Монументальное рококо” Ф.-Б. Растрелли как русская разновидность барокко (Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец, Воскресенский собор Смольного монастыря).

Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре: “ранний классицизм” А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине); “строгий классицизм” Дж. Кваренги (Академия наук, Смольный институт благородных девиц). “Прозрачный классицизм” Ч. Камерона - тонкая стилизация екатерининского классицизма (Царское Село). Особенность московского классицизма как стиля “дворянской республики”. Светские (Московский университет, Дворянское собрание, Сенат) и культовые (церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, храм при Голицынской больнице) сооружения М. Ф. Казакова. Павловск и Михайловский замок в Петербурге -идеальные образцы романтического мироощущения в архитектуре классицизма. Романтические тенденции в живописи (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский) и скульптуре (Ф. И. Шубин, Э.-М. Фальконе) классицизма.

^ Александровский классицизм начала XIX в. как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России. Александровский ампир как ориентация на идеалы Древнего Рима: градостроительные ансамбли К. Росси (арка Генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец). Белый зал Михайловского дворца как образец ампирного интерьера. Архитектурные декорации П. ди Готтардо Гонзага в русском театре. Роль скульптурного декора в украшении сооружений классицизма и ампира (С. С. Пименов, И. И. Теребенев). Монументально-декоративная (В. И. Демут-Малиновский), парковая (П. П. Соколов), мемориальная (И. П. Мартос) скульптура. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов). Русская классическая музыка (М. И. Глинка).

^ Практическое занятие: Сравнительный анализ романтизма и классицизма. Что общего и что разное. Подготовка докладов и презентаций. Пешеходная экспедиция по Москве, выявление памятников архитектуры рассматриваемого стиля и сравнительный анализ с другими стилями, рассматриваемыми в данном занятии

  1. ^ Критический реализм в искусстве второй половины XIX века

Поиск национального самосознания в искусстве. Передвижники - глашатаи острых социальных тем (И. Н. Крамской, И. Е. Репин). Национальный психологический портрет (В. Г. Перов: портрет Ф. М. Достоевского; И. Н. Крамской: портрет М. П. Мусоргского). Исторический жанр (В. И. Суриков). Особая роль пейзажа как “пейзажа русской души” в русской пейзажной школе (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан). Принцип “музыкальной правды” в творчестве композиторов “Могучей кучки”. Романтические традиции в музыке П. И. Чайковского. Русский классический балет (М. Петипа). Отражение русского “этнического своеобразия” в архитектуре (русско-византийский стиль храма Христа Спасителя в Москве К. А. Тона; стиль “ля рюс” храма “Спас-на-крови” в Петербурге А. А. Парланда) и в монументальной живописи (фрески Владимирского собора в Киеве В. М. Васнецова).

^ Практическое занятие: философия индивидуализма. Критический реализм как

поиск «русскости» в русском человеке. Правда русского человека. Подготовка

письменных портретов, приверженцев направления реализма в своем искусстве.

Пешеходная экскурсия в художественный музей для понимания роли пейзажа в русском

художественном искусстве

  1. ^ Русское искусство конца XIX -- начала XX века. Своеобразие русского модерна

в архитектуре. Основные направления стиля в творчестве Ф. О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З. Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография “Утро России”). Живописный реализм В. А. Серова. Исторические реминисценции художников “Мира искусств” (К. А. Сомов, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа). Синтез слова, цвета и звука в музыке А. Н. Скрябина. Утонченная стилизация модерна в балетных постановках “Русских сезонов” в Париже (И. Ф. Стравинский). Символизм в живописи (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин, “Голубая роза”) и скульптуре (А. С. Голубкина).

^ Практическое занятие: Модерн в архитектуре, конструктивизм советского периода, сюрреализм. Сравнительный анализ.



  1. Русская культура в первой половине XX века. Мировое значение творческих

исканий российских художников в первой половине XX в.: живопись (В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. Шагал), музыка (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке), кинематограф (С. М. Эйзенштейн), театр (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд), архитектура (В. Е. Татлин, К. С. Мельников).

^ Практическое занятие: Характеристика живописи, музыки, театра и архитектуры в первой половине XX века. Способы выражения разными деятелями искусства своих творческих исканий одного исторического периода. Подготовка докладов по вышеперечисленным направлениям в искусстве.


  1. ^ Русская культура второй половины XX века. Агитационное искусство:

монументальная скульптура (Н. А. Андреев), политический плакат (Д. С. Моор). Искусство соцреализма в живописи (А. А. Дейнека, П. Д. Корин), скульптуре (В. И. Мухина) и гравюре (В. А. Фаворский). Сталинский ампир: высотные здания в Москве (Л. В. Руднев), московский Метрополитен. Развитие русской культуры во второй половине XX в. “Город на три тысячи жителей” - проект будущего, ставший настоящим.

Развитие российского искусства в конце XX в.: музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.

Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.

^ Практическое занятие: творческое осмысление архитектурных стилей в русском искусстве и их соотнесенность с аналогичными европейскими стилями. Подготовка эссе, рецензий, творческих заданий как проявление личностной оценки современной культуры.

Пешеходная экскурсия с рассмотрением памятников архитектуры XX вкка.

  1. ^ Монастыри России как форпосты на пути врага. Монастыри Украины,

Беларуси, Запада России. Оборона городов, роль монастырей как сдерживающие натиск

врага. Монастырские стены, их истинное предназначение.

^ Практическое занятие: Обзор монастырей, которые являлись форпостами в

разные века. Пешеходная экскурсия по монастырей-форпостов. Характер архитектуры таких монастырей.

  1. ^ Православные святыни России. Русские зодчие, архитектурный ансамбль храмов

и соборов. Храмы и монастыри как выражение славянской христианской культуры. Духовное значение для народа строительство храмов и соборов.

^ Практическое занятие: Обзор великих зодчих России. Показ слайдов. Пешеходная экскурсия по храма и монастырям России и выявление роли их для народа

  1. ^ Письменность на Руси. Образовательные центры на Руси. Первые памятники

литературы X-XII веков. Достижение пика расцвета литературы, мысли и духовной

культуры. Монастыри – первые образовательные центры Руси. Образование после

падения татаро-монгольского ига. Первые печатные книги.

^ Практическое занятие: Обзор литературных памятников Древней Руси. Их анализ. Поход в монастыри, которые были образовательными центрами

  1. Архитектура Средних веков и влияние на нее религии. Строительство и жанр

иконописи строго соотносился с православным вероучением. Все чаще возникает тема

Страшного суда на фресках храмов, что отражается в духе народа того времени. Стили

архитектуры и символика цветов иконописи. Символика цветов. Мистика цвета.

^ Практическое занятие: Анализ световой и цветовой символики архитектуры и

иконописи храмов. Пешеходная экскурсия по храмам и ближайшее рассмотрение фресок храмов. Символическое значение этих фресок.

  1. ^ Святые земли Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря (ныне Лавры)

– первые просветители русских земель среди языческих славянских племен.

Преподобные Сергий Радонежский, Савва Сторожевский – защитники и избавители

русского народа от татаро-монгольского ига. Святители Алексий, Петр, Филипп,

Герман, Иов, Тихон – покровители и созидатели Москвы и всей России.

^ Практическое занятие: Соотнесение их жизненного пути и их

государственного значения деятельности. Пешеходные экскурсии в монастыри, рассматриваемые на данном занятии.

  1. ^ Ценные архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней.

Храмы и монастыри Псковской, Новгородской областей XII века. Кремли Москвы,

Тулы и других городов России. Дворянские усадьбы-музеи (Поленово, Ясная

Поляна, Хомяково и другие), города – памятники.

^ Практическое занятие: Анализ сохраненных памятников архитектуры в

процентах по векам. Характеристика архитектурных памятников. Пешеходные экскурсии в храмы и монастыри, дворянские усадьбы и другие ценные архитектурные памятники.


Учебно-тематический план третьего года обучения



№п/п

Наименование

количество часов




темы

всего

теоретические

практические










занятия

в

помещении

на

местности

1

Культура первобытного мира и древних цивилизаций.

9

3

6

-

2

Культура Древнего Египта.

9

3

6




3

Крито-микенская культура.

9

3

6




4

Художественная культура Индии

9

3

6




5

Культура Китая

9

3

6




6

Культура Японии

9

3

6




7

Культура Древней Греции

9

3

6




8

Культура Древнего Рима.

9

3

6




9

Раннехристианское искусство и

архитектура

9


3

6




10

Культура Средних веков.

9

3

6



11

Культура эпохи Возрождения

9

3

6




12

Культура конца XIX -- XX вв.

9

3

6

-



Итого:

108

36

72









Содержание.


  1. Культура первобытного мира и древних цивилизаций.

Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира.

^ Практическое занятие: Древнее искусство, основанное на мифологии – исследование проблемы.

  1. Культура Древнего Египта. Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской

культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Архитектура наземного храма - символ самовозрождения бога Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия.

^ Практическое занятие: Анализ соединения идеи Вечной жизни и выражение этой идеи в архитектуре, живописи и культе погребения.

  1. Крито-микенская культура. Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как

отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации - специфика минойской культуры. “Циклопический” характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).

^ Практическое занятие: выявление древней художественной символики и ритуала в современной культуре.

  1. Культура Индии. Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос

“Махабхарата” и “Рамаяна”. Индуистский храм - архитектурный образ мистического жертвоприношения (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника “набухающая форма”) во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи - модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты - энциклопедия индийской жизни.

^ Практическое задание: Скульптура в древней Индии как соединение двух миров – вечного и временного. Исследовательская работа.

  1. Культура Китая. Космологизм - основа китайской культуры. Проявление вечной

гармонии инь и ян в пейзажном жанре “горы-воды”. Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь “Путники в горах”); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй ”Просвет после снегопада в горах у реки”). Единство слова, знака и изображения - эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях (“Луньюй” - “Суждения и беседы”, “Даодэцзин”- “Книга Пути и Благодати”, “Цзинь, пин, мэй”- “Цветы сливы в золотой вазе”). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов - отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.

^ Практическое занятие: Космос в живописи китайцев, как путь истины и света. Исследовательское задание.

  1. Культура Японии. Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм

и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). “Все в одном” (“цивилизация сосновой иглы”) -- ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава, Хокусай). Эстетизация мига.

^ Практическое занятие: анализ мировоззрения древних японцев в живописи и архитектуре.

  1. Культура Древней Греции. Эстетика античности. Антропоморфизм

мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейон в Афинах). От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме (“Персей, убивающий горгону Медузу” на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф “Гигантомахия” алтаря Зевса в Пергаме). Декоративность архаических кор и куросов -- истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопаса) классики. Человек и рок в древнегреческом театре: тема проклятия рода Атридов в трагедиях Эсхила (“Орестея”), Софокла (“Электра”), Еврипида (“Электра”).

^ Практическое занятие: Просмотр слайдов архитектурных построек Древней Греции. Исследование связи греческой мифологии и религии с выражением в их в архитектуре.

  1. ^ Культура Древнего Рима. Специфика этрусского мировосприятия как основа

римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Римская доблесть во славу государства - кредо культуры Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Пантеон, Колизей). Архитектурная модель римского дома. Фреска и мозаика - основные средства декора римского дома (вилла Мистерий). Портретная скульптура римлян - предтеча европейской скульптуры (Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия).

^ Практическое занятие: Просмотр слайдов римской скульптуры, исследование истоков римской скульптуры и живописи.

  1. Раннехристианское искусство и архитектура. Типы раннехристианских храмов:

ротонда (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне) и базилика (церковь Сант-Аполлинаре ин Классе). Порядок размещения мозаик во внутреннем пространстве храма (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне). Христианская символика.

Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре.

^ Практическое занятие: составление каталога тем, сюжетов, идиоматических выражений из раннехристианской культуры в изобразительном искусстве и литературе.

  1. Культура Средних веков.

Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая, топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе).

Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика- символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра - синтез романской и мусульманской культур.

Эстетика готики. Готический храм - образ мира (кафедральные соборы Нотр-Дам в Сен-Дени, Шартре, Амьене, Париже). Синтез искусств в готике (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал). Региональные варианты готического стиля в Германии (Кельн, Нюрнберг), Испании (Севилья, Толедо), Италии (Сиена, Орвьето). Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) - источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

^ Практическое занятие: сравнительный анализ иконографического, культурно-исторического среза различных эпох, видов искусства.

  1. Культура эпохи Возрождения

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери “Новая жизнь”) и живописи (Джотто: фрески церкви Санта Мария дель Арена в Падуе). Родоначальник ренессансной архитектуры Ф. Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци). Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура). Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа “строгого письма”).

Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший - художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло - сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.

Проведение творческой работы, связанной с интерпретацией античности в культуре Возрождения. Проведение сравнительного анализа различных художественных школ (по формальным признакам творчества).

^ Искусство и архитектура Нового времени

Эстетика барокко. Архитектурные особенности барокко как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). “Большой стиль” П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: “Орфей”), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С. Баха (“Страсти по Матфею”).

^ Эстетика классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин).

^ Реализм в живописи XVII в. Красота реального мира в творчестве М. Караваджо (Италия), Рембрандта Х. (Голландия), Д. Веласкеса (Испания).

Искусство рококо: “галантные празднества” А. Ватто, “пасторали” Ф. Буше.

^ Эстетика Просвещения (философские повести Вольтера, мещанская драма Д. Дидро, сентиментальный роман Ж.-Ж. Руссо). Революционный классицизм и ампир Ж.-Л. Давида. Оперная реформа К.-В. Глюка. Симфонизм Венской классической школы (сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна, опера В.-А. Моцарта, симфонии Л. ван Бетховена).

^ Эстетика романтизма. Музыка - ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс). Религиозные и литературные темы в живописи прерафаэлитов (Д.-Э. Миллес, Д.-Г. Россетти). Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих, У. Тёрнер). Революционный романтизм Э. Делакруа и Ф. Гойи. Английский парк.

^ Эстетика критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э. Золя, П. Мериме) и музыке (Ж. Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле).

Практическое занятие: сравнение конструкций в архитектуре барокко, классицизма, романтизма и выявление их типологических форм.

  1. Культура конца XIX -- XX вв.

^ Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Культ иррационального в символизме: живопись (Г. Моро, П. Пюи де Шаванн), скульптура (Э.-А. Бурделль). Фиксация вечного через мгновение в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).

^ Эстетика модерна. Знаковое выражение стиля в архитектуре (В. Орта, А. Гауди), живописи (А.-М. Муха), графике (О. Бердсли), декоративно-прикладном искусстве (Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар). Синтез искусств в архитектуре. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи Г. Климта (Бетховенский фриз).

^ Эпоха модернизма. Новое видение красоты как отрицание единства формы, пространства и цвета. Индивидуальная свобода художника и творческий эксперимент: фовизм А. Матисса, экспрессионизм Ф. Марка, примитивизм А. Руссо, кубизм П. Пикассо, абстрактное искусство В. Кандинского, сюрреализм Р. Магритта, С. Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре Ш.-Э. Ле Корбюзье: вилла Савой в Пуасси.

“Большой стиль” тоталитарных государств. Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве.

Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: литература (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), музыка (Ч. Айвз). Небоскребы - элегантная стилизация храмово-пирамидального зодчества тольтеков, майя, ацтеков (Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке). Геометрический декор как выражение оптимизма, энергии и напора. Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).

Постмодернизм. Основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода (Д. Гальяно), компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины XX в. (Битлз, Пинк Флойд, “Новая волна”). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Поп-арт. Диалог культур и глобализация.

Практическое занятие: интерпретация понятия “реализм без границ” как итог анализа различных эпох и художественных стилей. Выявление роли художественного языка в искусстве, соотношение искусства и реальной жизни.


^ Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение.

Оборудование и материалы

а) Учебная литература, периодические издания, дневники наблюдений, словари и энциклопедии.

б) Туристское снаряжение - бивачное, для ориентирования, страховоч­ные верёвки, системы и карабины.

в) Средства связи и сигнализации (рации, ракетницы, фонари).

г) Медицинское оборудование и медикаменты (аптечка)

^ Наглядно-дидактические пособия

а) Карты-схемы, компасы

б) таблицы, рисунки и фотографии

в) видеофильмы

Технические средства обучения

а) фотоаппараты

б) аудио и видеомагнитофон

в) видеокамера

Финансирование программы производится па стандартным нормам, опре­делённым в соответствующих инструкциях Департамента образования города Москвы

«Образовательная программа – Наследие человечества»

1. верёвка основная 40м х 4 шт.

2. верёвка вспомогательная 40м х 2 шт. '

3. репшнуры Зм х 20 шт.

4. система страховочная - 15 шт.

5. карабины - 40 шт.

6. жюмары - 6 щт.

7. спусковое устройство - 15 шт.

8. компас жидкостной - 15 шт.

9. бинты медицинские - 30 шт.


Для проведения исследовательских экспедиций необходимо групповое снаряже­ние:

1. рюкзаки капроновые 100-120 литров - 15 шт.

2. коврики туристские - 15 шт.

3. палатки каркасные - 5шт. По Зчел.

4. тенты - 3 шт.

5. спальные мешки синтепоновые - 15 шт.

6. комплект варочной посуды - 2 комплекта

7. пила двуручная - 2 шт.

8. топоры - 5 шт.

9. радиостанции - 6 шт.

10. средства сигнализации - 10 компл.

12. катамаран - 2 шт


Всё перечисленное позволяет обеспечить стартовый базис для работы группы, численностью до 15 человек в рамках предложенной программы. Обеспече­ние личным снаряжением в дальнейшем производится из средств участников.


^ Методическое обеспечение программы

Усвоение подростками учебного материала в большой степени зависит от выбора форм проведения занятий и методов обучения. Во-первых, учебный материал должен подаваться с постепенным возрастанием объема и сложности. Во-вторых, необходимо поддерживать повышенный интерес к изучаемым темам. Для реализации учебной программы предполагается использование различных методов и форм обучения.

^ Методы обучения:

•словесные (лекции, беседы, рассказ);

•наглядные (демонстрация, опыт, наблюдение, иллюстрация, просмотр видеофильмов, диафильмов);

•практические (практические занятия, творческие работы, занятия на полигоне экстремальных ситуаций).

^ Формы обучения:

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые - в виде бесед, лекций, рассказов. Практические занятия проводятся как в помещении: организация выставок, конкурсов, семинаров подготовка исследований по темам программы, так и на местности: исследовательские выходы, экскурсии, опросы, фотографирование и конкурсы, Часть тем отрабатывается на зачетном занятии на местности.

В помещении проводятся теоретические занятия (10-15 человек), или индивидуальные в форме беседы, а так­же практические занятия в форме семинара практикума или прикладного тре­нинга.

Использование индивидуальных форм позволяет дифференцированно и более качественно подготовить занимающихся к слож­ным исследовательским работам, в реальных экскурсионных выходах, обусловленных темами программы, что соответствует требованиям безопасности проведения занятий и экспедиций.

^ Предполагается также использование различных творческих приёмов, таких как:

проведение исторических игр и культурологических викторин;

выпуск отдельных исследований и ведение дневников;

проведение тематических вечеров.

Нельзя не упомянуть об активном использовании различных видов наглядно-демонстративных пособий:

таблицы;

рисунки

карты-схемы;

фотографии;

«Образовательная Программа»

Печатные материалы (книги, журналы, учебные пособия);'

Программа предполагает значительный объём практических занятий подростков в условиях культурно-исторической среды по отработке основных умений и закреплению навыков.

Зачетом по данному курсу является написание исследовательской работы, уровень сложности которой зависит от года обучения.

^ Прогнозируемый результат и методы его определения 1 год обучения

К концу первого учебного года учащийся должен ЗНАТЬ:

  1. Правила техники безопасности при проведении занятий на полевых выходах и экспедициях.

  2. Особенности различных географических зон.

  3. Факторы и стрессоры выживания и их действие на организм человека.

  4. Природно-климатические особенности Москвы и

Московской области.

  1. Историю и архитектурные особенности памятников культуры и истории Москвы и Московской области

  2. Памятники Москвы и Московской области.

  3. Топографические знаки, применяемые на топографических картах.

  4. Факторы риска. Гигиенические нормы и требования.

  5. Методы самодиагностики.

  6. Лекарственные и съедобные растения.

  7. Симптомы и способы оказания первой помощи.

  8. Особенности питания, калорийность, вес и нормы дневного рациона.

  9. Основные нравственные ценности.

  10. Правила поведения в общественных местах.


УМЕТЬ:

  1. Подавать сигналы бедствия подручными предметами.

  2. Собрать снаряжение необходимое для пребывания в различных геогра­фических зонах.

  3. Разводить и поддерживать костры различных типов.

  4. Выбрать место для бивака, заготовить дрова.

  5. Составлять план экскурсии и разрабатывать тематику

маршрута

  1. Проводить экскурсии, фиксировать наблюдения;

  2. Проводить краеведческие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

  3. Готовить фото и видео презентации по тематике экскурсии или исследования

  4. Укладывать снаряжения в рюкзак.

  5. Преодолевать естественные препятствия (лесные заросли, завалы, боло­та, небольшие реки, осыпи, снежники, подъёмы и спуски по склонам крутизной до 45°).

  6. Определять расстояния по карте и местности.

  7. Определять пульс и характер ранений.

  8. Оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и сол­нечном ударе, при укусах змей, клещей и беспозвоночных насекомых.

  9. Готовить еду на костре.

  10. Составлять меню и список продуктов.

  11. отличать положительные нравственные качества от отрицательных, уметь вести себя согласно принятым в обществе нормам морали.

  12. вежливо здороваться, прощаться, благодарить за внимание и услугу, добросовестно выполнять просьбы взрослых и сверстников, проявлять заботу и внимание к людям

2 год обучения

К концу второго учебного года учащийся должен ЗНАТЬ:

  1. Правила техники безопасности при проведении занятий на полевых выхо­дах и экспедициях.

  2. Особенности различных географических зон.

  3. Стрессоры выживания и их действие на организм человека.

  4. Порядок действий в экстремальных ситуациях.

  5. Топографические знаки применяемые на топографических картах.

«Учебная программа — Туризм и выживание" в'природе»

  1. Факторы риска. Гигиенические нормы и требования

  2. Методы самодиагностики.

  3. Лекарственные и съедобные растения.

  4. Симптомы и способы оказания первой помощь при отравлении ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлениях, желудочных заболеваниях.

  5. Технику безопасности ведения экскурсии;

  6. Природно-климатические особенности областных центров российских городов ;

  7. Влияние климата на развитие населения России;

  8. Главные культурные и исторические события России;

  9. Архитектурные памятники городов России;

  10. Архитектурные стили разных эпох областных центров российских городов;

  11. Главные исторические вехи и их герои


УМЕТЬ:


  1. Собрать снаряжение необходимое для пребывания в различных геогра­фических зонах.

  2. Разводить и поддерживать костры различных типов.

  3. Добывать огонь в разных погодных условиях.

  4. Выбрать место для бивака, заготовить дрова.

  5. Составлять отчёты (об экскурсии, краеведческих наблюдениях, архитектурных памятниках и т.п.);

  6. Определять архитектурный стиль и эпоху, в которой создан памятник;

  7. Составлять легенду по заданному на карте маршруту;

  8. Находить останки древних городов России;

  9. Преодолевать естественные препятствия (лесные заросли, завалы, боло­та, небольшие реки, осыпи, снежники, подъёмы и спуски по склонам крутизной до 60°).

  10. Определять стороны светы по местным предметам и небесным свети­лам.

  11. Читать топографическую карту.

  12. Начертить участок маршрута, пользуясь компасом.

  13. Определять расстояния по карте и местности.

  14. Определять пульс и характер ранений.

  15. Оказывать первую помощь при переломах.

  16. Понимать человека, размышлять над поступками своих сверстников и приучать их к оценке деятельности.


3 год обучения

К концу третьего учебного года учащийся должен ЗНАТЬ:

  1. Правила техники безопасности при проведении занятий на полевых выхо­дах и экспедициях.

  2. Особенности организации бивуака.

  3. Ценные архитектурные памятники мира;

  4. Культуры разных народов;

  5. Особенности верований народов мира;

  6. Архитектурные памятники мировых столиц;

  7. Архитектурные стили разных эпох мира

УМЕТЬ:

  1. Разработать маршрут путешествия

  2. Составлять схемы и кроки.

  3. Подавать сигналы бедствия подручными предметами.

  4. Преодолевать естественные препятствия.

  5. Оборудовать этап соревнований и провести судейство.

  6. Проводить реанимационные мероприятия, искусственное дыхание и за­крытый массаж сердца.

  7. Проводить иммобилизацию и переноску пострадавших

  8. Читать следы, определять направления движения.

  9. Составлять отчёты (об экскурсии, краеведческих наблюдениях, архитектурных памятниках и т.п.);

  10. Определять архитектурный стиль и эпоху, в которой создан памятник;

  11. Составлять легенду по заданному на карте маршруту;

  12. Проводить сравнительный анализ артефактов разных культур.



^ Формы и методы подведения итогов

Текущий контроль за результатами обучения осуществляется инструк­тором непосредственно в ходе занятий и предполагает использование различ­ных методов, начиная с индивидуальных и групповых зачётов по пройденным темам, вы­полнения письменных заданий, отработки теоретических знаний на экскурсиях, уча­стие в исследовательских экспедициях.

Для выявления результатов обучения программа предполагает участие подростков в исторических играх, первенствах, краеведческих слетах, однодневных и многодневных исследовательских походах, лаге­рях, путешествиях, краеведческих и культурологических экспедициях, научно-практических конфе­ренциях, а также выпуске стенных газет, оформлении передвижных выставок и т.п.

По окончании курса обучения подростки участвуют в многоднев­ной экспедиции, что требует не только теоретической подготовки, но и практических навыков, а так же позволяет наиболее полным образом оценить качество, необходимое, для участника группы.

По результатам проведения экспедиции каждый участник получает ре­комендацию инструктора с оценкой своей подготовки для участия в следую­щей ступени обучения.


^ Способы оценки результатов

Степень обученности детей на различных этапах, реализации программы определяется в следующих видах деятельности:

* сдача зачетов по пройденным темам.

* участие в исторических играх.

* подготовка минимум одного исследования.

* участие в краеведческих слетах и первенствах.

* участие в однодневных и многодневных лагерях, походах, экспедициях.

* составление картографических материалов.

* выпуск стенных газет и оформление различных тематических выставок, съемка видеофильмов


Литература, рекомендуемая воспитанникам.



  1. Н.Гордеев. Царь-пушка. Изд-во «Московский рабочий». М., 1960 г.

  2. Москвы. Изд-во «Московский рабочий». М.,

1986 г.

  1. Иокар Л.Н., Тимофеева Н.М. Улица Воровского, 25 а. Изд-во «Московский

рабочий». М., 1987 г.

  1. Польская Л.И. Улица Чехова, 6. Изд-во «Московский рабочий». М., 1991 г.

  2. Иванова И.В. Памятник М.Ю. Лермонтову. Изд-во «Московский рабочий». М., 1987 г.

  3. Муравьев В.Б. Могила неизвестного солдата. Изд-во «Московский рабочий». М., 1987 г.

  4. Белицкий Я.М. Спартаковская улица, 2/1. Изд-во «Московский рабочий». М., 1986

  5. Чагин Г.В. Армянский переулок, 11. Изд-во «Московский рабочий». М., 1990 г.

  6. Бессонов В.А., Янгиров Р.М. Большой Гнезниковский переулок, 10. Изд-во

«Московский рабочий». М., 1990 г.

  1. Шестакова Н.А. Садовая-Черногрязская улица, 8. Изд-во «Московский рабочий». М., 1984 г.

  2. Портнов М. Царь-пушка и Царь-колокол. Изд-во «Московский рабочий». М., 1990

  3. Колмовской А. Металлическое кружево Москвы. Изд-во «Московский рабочий». М., 1990 г.

  4. Донова К., Писарская Л. Московский Кремль. Изд-во «Московский рабочий». М., 1955 г.

  5. Ясинская В.Н. Деденево далекое и близкое. М., 2002 г.

  6. Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. Изд-во «Московский рабочий». М., 1986 г.

  7. Краткий путеводитель. Москва. М., 1961 г.

  8. Рогачев А.В. окраины старой Москвы. М., 1993 г.

  9. Александров Ю. Москва заповедная. Изд-во «Московская правда», 1991 г.

  10. Курлат Ф., Соколовский Ю. С путеводителем по Москве. Изд-во

«Московский рабочий». М., 1975 г.

  1. Очерк-путеводитель. Музей-заповедник Абрамцево. М., 1989 г.

  2. Субботин А. Село Коломенское. Изд-во «Московский рабочий». М., 1947 г.

  3. Путеводитель. Московский областной краеведчский музей в гроде Истре. Изд-во «Московский рабочий». М., 1989 г.

  4. Тарунов А.М. Дубровицы. М, 1991 г.

  5. Пигарев К. Мураново. Изд-во «Московский рабочий». М., 1970 г.

  6. Артамонов М., Моченов К. Рузский край. Изд-во «Московский рабочий». М., 1978

  7. Поэма улиц в именах. Преображенское. М., 2002 г.

  8. По Дмитрову и его окрестностям. М., 1982 г.

  9. Путеводитель. Дмировский истрико-художественный музей. Дмитров

Московской области, 1986

  1. Антонова Н. Авдотьино. Изд-во «Московский рабочий». М., 1991 г.

  2. Путеводитель по дмитровскому музею. Дмитров Московской области 1972

  3. Лесненко В.К. Псковские озера. Лениздат, 1988 г.

  4. Балабанов И.В., Смирнов С.А. 500 родников подмосковья.М., 2006 г.

  5. Путеводитель. Суздаль. Владимир, 2003 г.

  6. Путеводитель. Владимир, Суздаль. М., 1967 г.

  7. Филиппова Л.А. Витославицы. Новгородский музей народног деревянного

зодчства. М., 2004 г.

  1. Путеводитель. Переславль-Залесский. М., 1989 г.

  2. Кривоносов В. Ростовский музей-заповедник. Ярославль, 1985 г.

  3. Путеводитель. Тверская область. Тверь, 2005 г.

  4. Путеводитель. Лениград.

  5. …оград узор чугунный. Лениздат, 1990 г.

  6. Моров В.Ф. Ярославль.Ярославль, 1996 г.

  7. Путеводитель. Музеи Москвы и Московской области.. М., 2007 г.

  8. Владимиров А.А. Видите ли вы Москву? М., 1996 г.

  9. Ансамбли Лениграда и пригородов. Архитектурный ансамбль стрелки

Васильевского острова и Университетской набережной. Ленинград, 1973 г.

  1. Путеводитель. Русские крепости. М., 1984 г.

  2. Дворцы и парки вокруг Москвы. Ленинград, 1984 г.

  3. Зарифа Салахова. Музей миниатюрной книги.

  4. Православный журнал. Держава. М., 1996 г.

  5. Путеводитель. Московские музеи для всей семьи.

  6. Путеводитель. Государственный биологический музей имени Тимирязева К.А.

  7. Unfere Schöne Heimat. Sächsische Schweiz. Dresden, 1959

  8. Бродский Я. Москва – спутник туриста. Изд-во «Московский рабочий». М., 1987

  9. Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий колязин первоклассный мужской монастырь. Тверь, 2002 г.

  10. Проспект. Пушкинские горы. Лениздат, 1986 г.

  11. Путеводитель. Мураново – музей-усадьба им. Ф.И.Тютчева. М., 1977 г.

  12. Москва. Официальный туристический справочник. Музеи Москвы. М., 2008 г.

  13. Путеводитель. Восточный административный округ. Район Новогиреево. М., 2002

  14. Путеводитель по историческому музею. Дары Российского Императорского Дома историческому музею.

  15. Путеводитель. Дворец и усадьба Н.А.Дурасова в Люблине.

  16. Брошюра. Музеи Московского кремля. Специальные программы для

школьников.

  1. Справочник. Музеи Москвы – взрослым и детям. М., 1994 г.

  2. Путеводитель. Большой театр СССР, Кремлевский Дворец Съездов. М., 1980 г.



Используемая литература


  1. Москва на пути к мировой культуре. М., 2004 г.

  2. Восточный округ. М., 2004 г.

  3. Алесеев П.Д., Филин М.А., Четвериков А.Г. Ясенево. История и современность. М., 1997 г.

  4. Памятники архитектуры XVI-XVII вв. Александровская слобода. М., 1971 г.

  5. Кючарианц Д.А. Художественные памятники города Ломоносова. Лениздат, 1980 г.

  6. Селиванов А.М. История Ярославского края. Ярославль, 2000 г.

  7. История рядом с нами. Дворяне Лужины. XVII-XX века. М., 2003 г.

  8. Новиков В.И. Остафьево. Литературные судьбы XIX века. М., 1991 г.

  9. Артемьев Н.И. Салтыковка. М., 1995 г.

  10. Боровкова С.Н. Заповедная звенигородская земля. Изд-во «Московский рабочий».

  11. Москва в Солдатской шинеле. М., 1969 г.

  12. Федосюк Ю. Москва в кольце садовых. Изд-во «Московский рабочий». М., 1983 г

  13. Москвоведение. М., 1997 г.

  14. Чтоб нераспалась связь времен… М., 1997 г.

  15. Златоглавая Москва.

  16. Палаты в Зарядье. М., 1990 г

  17. Овчинникова С., Рысина Ф.. Светлова Г. Музей «Квартира Пушкина на Арбате».

Изд-во «Московский рабочий». М., 1989 г.

  1. Буганов В.И. Страницы летописи

  2. Озерская О.В., Гордеева З.И. Зеленые осторова Воточного округа. М., 2007 г.

  3. Куценко Т.В. Авторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г. Рязань),

  4. Программа «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА» IХ  класс Авторский коллектив: Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Сокольникова Н.М., Шапинская Е.Н.

  5. Иванова Юлия Александровна, учитель МХК школы №196 г. Москвы. Авторская программа по МХК. 8–11-й классы.

  6. Программа духовно-нравственного воспитания школы №709 САО г. Москвы, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. (составная часть Основной образовательной программы ГОУ Центра образования «Школа здоровья» №1679 Департамента образования г. Москвы).

  7. Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков - Московский Институт психологии психоанализа (МИАПП)




оставить комментарий
ТИХОНОВСКИЙ И.В
Дата21.05.2012
Размер0,5 Mb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх