Реферат: Русский православный праздник Рождество Христово icon

Реферат: Русский православный праздник Рождество Христово


16 чел. помогло.
Смотрите также:
«Щелкунчик»
Сочинение на тему: «Как моя семья встречает праздник Рождества Христова»...
Реферат по предмету: «Русская народная культура и православие»...
Сближения понятий «русский» и «православный»...
Сценарий театрального представления) Часть «И было чудо на земле». Звучит музыка (П. И...
Почему католическая церковь...
Рождество Христово сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников...
«Рождество Христово» воспринимается детьми и старшими, и младшими легче и проще...
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...
Реферат: «Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций»...
Реферат: «Сила веры и мужество русского солдата»...
А. В. Корячко 2011 г...



Загрузка...
скачать
КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА


Районные Кирилло-Мефодиевские чтения


Реферат:

Русский православный праздник – Рождество Христово.


Реферат подготовила:

учащаяся 3 «а» класса

ГБОУ НШ с. Красноармейское

Шаговская Дарья Александровна


Научный руководитель:

учитель начальных классов

второй категории

Великанова Елена Васильевна


2012 год


Содержание Стр.

Введение. ------------------------------------------------------------------------------------------------ 3 - 4

I. Русские православные праздники --------------------------------------------------------------- 5

II. Праздник Рождество Христово

§1. История Рождества Христова ------------------------------------------------------------- 5 - 6


§2. Рождество в первые века ------------------------------------------------------------------- 6 - 7

§3. Победа нового праздника ------------------------------------------------------------------- 7 - 8

§4. Как праздновали Рождество на Руси ---------------------------------------------------- 8 - 9

§5. Изображение Рождества ------------------------------------------------------------------ 9 - 10

Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------- 11

^ Список использованных источников­ ----------------------------------------------------------- 12

Приложение -------------------------------------------------------------------------------------------- 13


Введение


Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан.  Уникальная, самобытная культура наших предков является показателем духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Православие наложило свой отпечаток на быт и культуру нашего народа. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать православные праздники которыми жили наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

С детского сада мы знакомимся с традициями православных праздников, построенных на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев, праздников безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

И поэтому я выбрала для себя тему «Русский православный праздник – Рождество Христово», чтобы доказать, что обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай, праздник направлены на сохранение вечных человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплочённости, нравственного добра, скромности, красоты, истины, патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к православному празднику Рождество Христово.

Цель исследования: проследить историю возрождения праздника Рождество Христово и его празднования.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • проследить историю рождения Иисуса Христа;

  • ознакомиться с историей возрождения православного праздника Рождество Христово как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

  • получить представление о праздновании Рождества Христова на Руси;

  • выявить, что изображения Рождества Христа нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах.



В каком народе живёшь,

такого обычая и держишься.

Пословица

I. Русские православные праздники.


Праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Русские православные праздники вошли в плоть и кровь народа, стали частью его бытия. Праздничное торжество с детских лет оставалось в памяти и было самым прекрасным воспоминаниям. В мельчайших подробностях определяло оно когда-то семейный обиход: в одежде, в особых блюдах праздничных застолий, в подарках взрослым и детям, в украшении стен и углов русского жилища. Окрасившись народными представлениями и приметами, праздник породил игры, гадания, зазвучала по городам и сёлам России духовными стихами, рождественскими колядками, святочными, масленичными и троицкими песнями.

В церковном календаре выделены самые важные праздники, и самый главный из них – праздник праздников – Светлое Воскресенье Христово (Пасха). Далее так называемые двунадесятые праздники (так как их по числу 12), связанные с различными событиями из жизни Иисусу Христа и Богоматери: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещенье, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Пресвятой Богородицы, и Воздвижение Креста Господня.

Кроме того существуют великие праздники: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна предтечи, верховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Обрезание Господне, дни памяти наиболее почитаемых чудотворных икон и многие другие, посвященные великим и менее известным православным святым, просиявшим на пути святости. 

Подробнее хочу остановиться на празднике Рождество Христово. Празднуется 7 января (25 декабря).


II. Праздник Рождество Христово
^

 § 1. История Рождества Христова


О Рождестве Спасителя подробно рассказывает Евангелие.

Мария и Иосиф жили в Назарете (северная Палестина). Перед рождением Иисуса им пришлось идти в Вифлеем (южная Палестина), так как римские власти объявили перепись населения, а записаться каждому нужно было по месту проживания своего рода. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус. Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился. Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его. Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус. Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами). Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев (царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель). Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил. Что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.


§ 2. Рождество в первые века


В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому. Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество.

Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы - Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст - считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря (старого стиля).

И хотя с абсолютной точностью день Рождества установить невозможно, мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия. Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона, время служения которой приходилось на конец августа - первую половину сентября. В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Временем Рождества, таким образом, оказывается, по старому стилю конец декабря.

Местное духовенство, решило перенести Рождество на самый День солнца, 25 декабря. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».

Вы хотите поклоняться солнцу? - спрашивали римские святители у мирян. - Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, - Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.


§ 3. Победа нового праздника


Мечта сделать Рождество отдельным праздником и в Восточной Церкви стала насущной к середине четвертого века. В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.

Тогда православные поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову. Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приготовиться к празднованию Рождества 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Эта речь победила колеблющихся, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.

После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. К счастью, по словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.


§ 4. Как праздновали Рождество на Руси


Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовятся шестинедельным постом. Отмечается главным образом не сам день рождества, а его канун, вечер предыдущего дня – сочельник. В Рождественский сочельник все постятся до самого вечера, до появления первой звезды. Стол, на котором располагается трапеза, устилается соломой или сеном. Это напоминает те ясли, в которые был положен Спаситель. Важнейшие блюда в сочельник – кутья и взвар. Кутью обычно приготовляли из вареных зерен пшеницы или ячменя, позднее стали готовить из риса; взвар состоит из яблок, груш слив, изюма, вишен и других плодов сваренных в воде. С рождеством начинаются Святки (Святые дни) – зимние праздники, длящиеся 12 дней до крещения. Вечером под Рождество ходят колядники и поют песни о том, как родился Христос. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Иногда колядники носят с собой звезду в напоминание о той звезде. В напоминание о той звезде, которая вела за собой волхвов. На Святках также, ходят ряженные.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.


§ 5. Изображение Рождества


На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа.

Эти народные представления нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и животные - вол и осел. В IX веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине изображена пещера, в глубине которой находятся ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от Которого исходит сияние. Богоматерь полулежит недалеко от ясель. Иосиф сидит дальше от ясель, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

Очень часто на рисунках и иконах, изображающих Рождество Христово, фигурируют животные: вол и осёл. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Также изображение осла аллегорически символизирует упорство, умение достичь цели. А изображение вола символизирует покорность и трудолюбие.

^ Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.


Заключение


Изучая материалы о праздниках русского народа ясно видно, что в своей первооснове все они - языческие. Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека.

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства русские сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в русских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Геродот считал: "Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие."

Эта замечательная мысль, высказанная 25 веков назад и сейчас поражает своей глубиной и точностью. Она и сейчас актуальна. Геродот высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать.

Каждый народ любит свои обычаи и праздники очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: "Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!" Её можно истолковать и шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.


Список использованных источников­


  1. Брун, В., Тиньке, М. История от древности до нового времени.- М., 2003.

  2. Комиссаржевский, Ф.Ф. История праздников.- Минск: Современный литератор, 2000.

  3. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы народов. - М., 2003.

  4. Лебедева, А.А. Русский семейный и общественный быт.-М., 1999.-336с.

  5. Православные праздники, Издательство Белорусской Православной церкви. Минск.- С. 240.

  6. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992



Приложение

^

Подготовка к Рождеству на Руси


Рождество - великий день всего христианского мира во многих странах, как и в России, считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские. Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто по беднее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней - без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.

^

Традиции празднования Рождества


Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою "работу", и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких - обязательно поленицу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут. Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали.


А вечером, с появлением первой Рождественской звезды, выходят на улицу и славят Христа, поют детские колядки.



Со рождением Христа
Отворяйте ворота,
Открывайте сенечки,
Доставайте семечки,
Открывайте сундучки,
Раздавайте пяточки.
На корову, на рога
Дайте нам пирога.
Не крошите, не ломайте,
Лучше весь подайте!










Скачать 150,17 Kb.
оставить комментарий
Дата21.05.2012
Размер150,17 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
средне
  3
хорошо
  4
отлично
  39
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх