Мифы и тупики поп-психологии icon

Мифы и тупики поп-психологии



Смотрите также:
Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии...
Психологии и психотерапии...
Урока звучит так: «Мифы Древней Греции»...
Программа подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных...
Т. А. Апинян // Философские науки. 2004. №11. С. 73-83...
Программа подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных...
Программа подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных...
Списки для чтения...
Правила промышленной и личной гигиены на поп|outline основные правила промышленной и личной...
«Поп-арт» англ pop art, от pop отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки...
План: Предмет и задачи психологии как науки > Место психологии в системе наук и структура...
Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» Мифы, сказания, легенды народов мира. В. А...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
скачать
Сергей Степанов

МИФЫ И ТУПИКИ ПОП-ПСИХОЛОГИИ

Дубна

Феникс+

2006

УДК 159.9 ББК 88.1 С79

Степанов, С.С.

С79 Мифы и тупики поп-психологии/С.С. Степанов. -Дубна.: Феникс+, 2006. - 232 с.

ISBN 5-9279-0070-4

Почему сбываются гороскопы и вещие сны? Как за счи­танные дни освоить иностранный язык и превратиться из не­удачника в лидера? В чем секреты душевного благополучия, богатства и успеха? В наши дни то и дело приходится слы­шать о блестящих психологических открытиях, открывающих новые горизонты самопознания и самосовершенствования. Увы, на поверку большинство этих «сенсаций» оказываются мифами. В своей новой книге известный психолог Сергей Сте­панов помогает научиться отличать истину от вымысла и из­бегать иллюзий, которые так щедро фабрикуют недобросове­стные деятели поп-психологии.

^ Для студентов психологических специальностей, психоло­гов и читателей, интересующихся современным состоянием пси­хологии.

УДК 159.9 ББК 88.1

ISBN 5-9279-0070-4 © ООО «Феникс+», 2006

^ Сергей Сергеевич Степанов МИФЫ И ТУПИКИ ПОП-ПСИХОЛОГИИ

Издано в авторской редакции

Корректор НА. Басюк

Верстка А. И. Мамаев

Дизайн обложки ^ СЮ. Шендрик

Формат 84x108 '/32. Бум. офсетная. Гарнитура «Ньютон».

Печать офсетная. Объем 24,36 усл. п. л. Тираж 2000 экз.

Заказ № 612.

|М# «Феникс+». 141983, Моск. обл., г. Дубна, ул. Тверская, д.6А-156 ^® http://www. phoenix.dubna.ru E-mail: patsuk@dubna.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Издательство «Самарский Дом печати».

443080, г. Самара, пр. К. Маркса, 201. Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов.

От автора

Испокон века существует несколько областей чело­веческого знания и практической деятельности, в кото­рых любой обыватель считает себя достаточно сведущим. Разумеется, к ним не относятся точные науки и тонкие ремесла: тут каждому хватает здравомыслия осознать ог­раниченность своих знаний и умений. Иное дело — по­литика и медицина, в них каждый мнит себя экспертом. В любом магазине или электричке можно услышать раз­говоры едва знакомых людей, каждый из которых легко берется судить о политической стратегии и тактике мэра, губернатора, даже президента, взыскательно подмечает любые их просчеты, которых, разумеется, удалось бы из­бежать, если бы политики обладали хоть толикой его рас­судительности, прозорливости и интуиции. В области медицины можно наблюдать похожую картину: научив­шись отличать аспирин от пургена, мы не только само­забвенно занимаемся самолечением, но и охотно даем медицинские советы ближним и дальним и даже берем­ся безапелляционно оценивать компетентность медиков-профессионалов.

В последние годы сомнительную привилегию всеоб­щей компетентности и сопричастности приобретает и психология. Массовый интерес к тайнам душевной жиз­ни и закономерностям человеческого поведения сегодня удовлетворяется обильным предложением разнообразной психологической литературы, от популярных «развлека-лочек» до энциклопедий, а также публичными выступ­лениями психологов по широкому кругу вопросов обще­ственной и частной жизни. «Просвещенного» обывателя уже смутишь мудреными терминами вроде интроверсии или толерантности, он наслышан о трансактном анали-

Мифы и тупики поп-психологии

зе и НЛП, готов признать у себя наличие Эдипова комп­лекса и «основного инстинкта». Чаще всего этим психо­логическая эрудиция и исчерпывается, что, однако, не мешает многим предаваться психологизированию всего и вся. Внешне это производит столь же забавное впечат­ление, как политическая дискуссия в электричке. Хотя в данном случае ситуация совсем не так безобидна. Поли­тический дилетантизм обывателя никому не вредит и на реальную политику никак не влияет. А вот поверхност­ное психологизирование, основанное на обрывках науч­ного знания, серьезно искажает мироощущение многих людей, подчиняет их поведение небезопасным иллюзи­ям и фикциям. Если в любой оговорке усматривать скры­тый подтекст, отведенный взгляд считать признаком не­искренности, а пренебрежение приличиями — ценным признаком самораскрытия, то так не только не научишься разбираться в людях, а скорее вконец запутаешься.

Недавно мне довелось посмотреть фрагмент популяр­ного телевизионного ток-шоу. Не берусь точно сказать, какая обсуждалась проблема, — все эти кухонные поси­делки, вынесенные на телеэкран, меня мало интересуют. Но одно высказанное суждение невольно привлекло мое внимание. Похоже, речь шла о том, может ли человек с избыточным весом оставаться привлекательным и, соот­ветственно, следует ли стремиться к идеальной фигуре. Некий участник ток-шоу, обращаясь к героине переда­чи, задал такой вопрос: «Вы утверждаете, что стремитесь похудеть не для кого-то, а ради самой себя. Но ведь еще Зигмунд Фрейд говорил, что все мы в оформлении своей внешности безотчетно стремимся к тому, чтобы привлечь представителей противоположного пола. Неужели вы с этим не согласны?» Отвлекаясь от предмета этой мало­продуктивной дискуссии, хочу заметить, что упоминание о Фрейде ни у кого из присутствующих недоумения не вызвало: аудитория собралась начитанная. Но и оспорить приведенное суждение никто не решился. Большинство вряд ли были уверены, говорил ли Фрейд нечто подоб­ное, однако, опираясь на свои представления об этом

От автора

ученом и его идеях, не сомневались, что вполне мог ска­зать. Сам я все работы Фрейда, переведенные на русский язык, прочитал еще много лет назад, но, признаюсь, столь категоричного суждения нигде не встретил. Может быть, просто не очень внимательно читал. Но готов поручить­ся, что идея Фрейда не столь прямолинейна и примитив­на. Вообще, представление о том, будто вся человечес­кая жизнедеятельность посвящена коитусу, — это крайне поверхностная и неадекватная трактовка фрейдизма. Та­кое представление возникает после знакомства с труда­ми иных «популяризаторов» вроде Ричарда Осборна — на обложке его книги «Фрейд для начинающих» основатель психоанализа карикатурно изображен с журналом «Плэй-бой» под мышкой. Вероятно, упомянутый участник ток-шоу черпал свою эрудицию из подобных источников. Ему это, впрочем, простительно. Хуже, когда из таких пред­ставлений формируется профессиональное мировоззре­ние психологов. А это, увы, в наши дни не редкость.

Недавно журнал «Здоровье» опубликовал фрагмент одной из моих научно-популярных книжек. Хотя и фраг­мент был выбран не самый удачный, и стиль его в про­цессе редактирования изменился не в лучшую сторону, сам факт публикации не мог автора не порадовать. Осо­бенно приятно, что наблюдениям психолога нашлось ме­сто в таком, казалось бы, «телесно-ориентированном» журнале. За это я не преминул при встрече редакторов поблагодарить. В ответ услышал: «Мы в последнее время уделяем психологии особое внимание. Посмотрите — в том же номере на первых страницах публикуется интер­вью с известным психологом. Очень интересное и полез­ное интервью. Уверены, что читателям оно понравится».

Заинтересовавшись, я открыл журнал на названной странице и принялся внимательно читать. Оказалось, что это интервью с одной действительно весьма известной особой, чье лицо до недавнего времени еженедельно по­являлось на телеэкране. (Ныне амбиции увлекли ее в по­литику, поэтому имени не называю, дабы не лить воду на мельницу политической рекламы или антирекламы). В

Мифы и тупики поп-психологии

психологической значимости этой фигуры я никогда не сомневался, ибо на телеэкране она являла собой поисти­не блестящий пример всех видов психологической защи­ты вместе взятых, проекции и агрессии в особенности. Интервью она раздает направо и налево, и в одном из них я однажды прочитал что сама она затрудняется опреде­лить свой статус — то ли драматург (ее заслуги в этой сфере признаны), то ли телезвезда (факт бесспорный), то ли об­щественный деятель (теперь уже несомненно), то ли пси­холог. .. Последнее отмечалось с долей неуверенности, ибо дама сама признавала, что ее интерес к психологии так никогда и не был подкреплен соответствующим образо­ванием. И вот новое интервью, теперь уже в качестве пси­холога (сомнения, похоже, отброшены). Основанием слу­жит личный опыт работы в области, ни много ни мало, психологического консультирования. Очень интересно! Что же почерпнет читатель, не искушенный в психо­логии, из этого интервью? Нетрудно догадаться, что в данном журнале акцент делается именно на проблемах здоровья. И вот из уст специалиста (с этим пока спорить не станем, ведь печатному слову мы привыкли верить, особенно в журнале с полувековой традицией), мы узна­ем, что, оказывается, все болезни определяются состоя­нием души. Телесный недуг — это реакция организма на душевное неблагополучие. Для психолога, наслышанно-го о психосоматике, такое наблюдение не станет откро­вением. Вот только обобщение настораживает. Неужели психологически здоровые, уравновешенные люди никог­да ничем не болеют? Неужели психотерапевту по силам предотвратить приступ аппендицита или заражение ко­рью? Разумеется, состояние духа проецируется на состо­яние тела (как, впрочем, и наоборот). Но нельзя же всю медицинскую симптоматику трактовать только так! Ина­че всю медицину — от урологии до стоматологии — мож­но свести к психотерапии. Знахари этим и занимаются испокон века, например, заговаривая зубы (в буквальном и переносном смысле). Вот только журнал вроде меди­цинский...

От автора

Читаем дальше. И узнаем, что головная боль, оказы­вается, возникает вследствие дурных, тягостных мыслей. Можно разобраться и точнее. Если болит затылок — зна­чит, вас беспокоят мысли о прошлом, если лоб — о буду­щем, а если боль давит со всех сторон — значит, весь ок­ружающий мир воспринимается вами как неуютный и враждебный, и только изменив свое отношение к миру можно избавиться от головной боли. Элементарно и до­ходчиво. Но далеко не бесспорно.

В самом деле, головная боль может быть симптомом острого или хронического стресса, но было бы неоправ­данным преувеличением сводить объяснение только к этому. Любой третьекурсник медицинского института вам объяснит, что головная боль может быть вызвана сотней разных причин, начиная, как это ни покажется стран­ным, с банального плоскостопия и кончая склеротичес­ким перерождением сосудов головного мозга. Голова мо­жет болеть вследствие нарушений кровообращения и об­мена веществ, интоксикации организма, воздействия не­благоприятных факторов среды, и тщетно пытаться на это влиять посредством переосмысления жизненного опы­та. В большинстве случаев нужна не рефлексия, а квали­фицированная медицинская помощь. Иногда достаточ­но просто отдохнуть и подышать свежим воздухом, иной раз не обойтись без нейрохирургической операции. По­рою и психолог может помочь, но он далеко не всесилен.

Что же касается локализации мыслей и чувств в от­дельных участках мозга, то от рассуждений автора про­сто оторопь берет. Фактически перед нами пропаганда псевдонаучных предрассудков двухсотлетней давности в духе галлевой френологии. Словно и не было Пенфилда и Дельгадо, Кеннона и Лурии... Или именитый психолог о них просто не слышал?

Чуть ниже — еще одно откровение. Оказывается, всем средствам саморегуляции наш известный психолог предпо­читает теплую ванну. Знаете почему? «Такую терапию обыч­но назначают психологи — воссоздается ощущение комфор­та младенца в околоплодных водах» (цитата дословная).

Мифы и тупики поп-психологии

Насчет «психологи назначают» — снова явный пере­бор. И правда, существует такая концепция, которая при­надлежит одному не очень известному фрейдисту Отто Ранку (кстати, сам Фрейд к этой идее относился скепти­чески). Сегодня ее исповедуют лишь несколько после­дователей Ранка. Большинство психологов, как и все нор­мальные люди, расценивают ванну как тривиальную ги­гиеническую и расслабляющую процедуру и не склонны усматривать в ней никакой глубинной подоплеки.

Итак, перед нами очередной набор псевдонаучных предрассудков, неоправданных обобщений и преувели­чений, которые от лица «эксперта» (справедливости ради кавычки все-таки уже стоит поставить) выдаются за пси­хологическое откровение. Настоящий психолог прочтет и только усмехнется. А десятки тысяч неискушенных чи­тателей, поддавшись обаянию звезды, сделают вывод: «Вот каково, оказывается, психологическое объяснение наших проблем! Вот она, подлинная психология, в устах специалиста и знатока!»

Наверное, не стоило бы так расписывать этот част­ный факт, не будь он глубоко симптоматичен. По сути дела, перед нами еще один из множества примеров про­фанации психологического знания. Ведь сегодня назы­ваться психологом считает себя вправе каждый, кто бе­рется рассуждать на психологические темы, предвари­тельно прочитав пару запоздалых переводов зарубежных книг полувековой, а то и вековой давности. Разумеется, человек с «хорошо подвешенным языком», прочитавший несколько работ Фрейда, может произвести впечатление на того, кто Фрейда не читал. Ну и пускай потешится. Вот только называть себя психологом, а тем более пси­хоаналитиком на этом основании просто несолидно. Не считаем же мы эндокринологом человека, прочитавшего на досуге пору книжек по лечебному голоданию и про­листавшего популярную медицинскую энциклопедию. А если такой энтузиаст вообразит себя хирургом, то ни один здравомыслящий человек не согласится лечь под его скальпель. А «психологам» такого уровня люди почему-

От автора

то доверяют, ждут от них помощи. И получают... то, что получают.

Стараниями доморощенных душеведов психология сегодня превратилась в своего рода эстрадный жанр с на­бором классических реприз и произвольных импровиза­ций. То, что преподносится аудитории под маркой пси­хологии, имеет весьма отдаленное отношение к нашей науке и зачастую просто дискредитирует ее. В результате обыватель считает психологами Дейла Карнеги и Рона Хаббарда, Чумака и Кашпировского, Арбатову и Козло­ва. Про Бине и Левина, Вертгеймера и Выготского в глян­цевых журналах не пишут, их имена и идеи публике не­известны.

Полбеды, если бы речь шла только об ограниченных потребителях кроссвордов и гороскопов, готовых прогло­тить в этом наборе еще и какой-нибудь «психотест». Хуже то, что сложившаяся ситуация разлагает самих психоло­гов, заставляя равняться на образцы эстрадного жанра и развлекательного чтива. Вместо того, чтобы просвещать людей и развеивать их предрассудки, иные психологи, не говоря уже об армии самозванцев, настойчиво насажда­ют новые предрассудки под маркой психологического знания. В самом деле, если так добываются слава и день­ги, то почему бы не сыграть на обывательском любопыт­стве? Тем более, что широкой эрудиции и глубокой на­учной подготовки это не требует, достаточно прочитать парочку позавчерашних бестселлеров и немножко по­фантазировать.

Вот только психологами так не становятся. А бывает, что и перестают ими быть именно таким способом.

В этой книге собраны разнообразные примеры того, как предвзятые, некомпетентные или даже просто душев­но нездоровые «специалисты» вводят в заблуждение мил­лионы несведущих обывателей. Эта книга не столько о том, что представляет собой научная психология, скорее она о том, что психологией не является или, мягко ска­жем, имеет к ней весьма косвенное отношение. Ведь пси­хологическая эрудиция состоит не только в знании науч-

10

Мифы и тупики поп-психологии

ных фактов и закономерностей, но и в трезвой оценке всего того вздора, который безответственно выдается за науку. И если читателю с помощью этой книги удастся по-настоящему расширить свою психологическую эру­дицию, автор сочтет свою задачу выполненной.

^ ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ ПРИДУМАЛ ФРЕЙД

Я убежден, что если бы Господь когда-нибудь захотел создать тако­го человека, каким его представля­ют себе магистры и профессора фи­лософии, то это несчастное суще­ство пришлось бы в тот же день от­править в сумасшедший дом.

^ Георг Лихтенберг

Составитель популярного «Словаря парадоксальных определений» Виктор Кротов с присущим ему остроуми­ем выбрал для понятия «психотерапия» такую дефиницию анонимного автора: «Наука, в соответствии с которой па­циент, вероятнее всего, выздоровеет, но навсегда останет­ся круглым идиотом». Увы, тонкий сарказм этого опреде­ления, вероятно, остался неуловим для большинства чи­тателей, которые представляют себе, что такое психоте­рапия, главным образом понаслышке. Для многих это то же самое, что психиатрия. Иные видят в психотерапии разновидность паранаучного целительства а-ля Кашпи-ровский. Впрочем, в последние годы растет число тех, кто понимает назначение психотерапии более или менее адек­ватно — как безмедикаментозное избавление людей (при­чем преимущественно тех, кто вполне нормален в психи­атрическом отношении) от психологических проблем, все­возможных нарушений настроения, от предрассудков, комплексов и страхов, которые препятствуют душевной гармонии и полноценной жизни. Но именно этот «про­двинутый» контингент, пожалуй, сочтет упомянутое оп­ределение неуместным ёрничеством, поскольку психоте­рапия, по распространенному в этих кругах мнению, зас­луживает самого серьезного отношения. Не говоря уже о

12 Мифы и тупики поп-психологии

самих психотерапевтах, которые подобную иронию над своей профессией сочтут оскорбительной.

Мода на психотерапию пришла к нам с Запада, подоб­но увлечению жевательной резинкой, воздушной кукуру­зой и карманными романами. С падением «железного за­навеса» изголодавшийся обыватель жадно набросился на кока-колу и батончики «Марс», чизбургеры и хот-доги, «Ло­литу» и «Плэйбой», скопом включив в этот вожделенный набор ранее недоступные труды Карнеги и Фрейда. Отрез­вление наступило быстро. Сегодня каждый понимает, что кока-кола — это заурядная приторная газировка, чизбургер — чуть сдобренный сыром бутерброд с котлетой, что «Сни-керс» — это не совсем шоколад, а Сидни Шеддон — не со­всем литература, и вообще утолить телесный и духовный ■голод такими «яствами» весьма затруднительно.

Что касается психологии и психотерапии, то тут заб­луждение длится на удивление долго, более того — похо­же, крепнет день ото дня. Если Фрейд в нашей стране дол­гие годы был запрещен, то, значит, он и есть главный ав­торитет в области душевной жизни. Если на Западе рядо­вой обыватель ходит к психоаналитику чаще, чем к сто­матологу, то чем мы хуже? Хотим как на Западе!

Масла в огонь подливают и герои масс-медиа. Вот, на­пример, что говорит в одном из своих многочисленных интервью русская эмансипе № 1 Мария Арбатова:

К вам часто обращаются женщины за психологической помощью. А вы сами как справляетесь с проблемами ?Ходите к психоаналитику?

Были периоды жизни, когда ходила часто. Собственно­ручно удалять себе аппендикс можно, только если ты один на Северном полюсе. Вне экстремальной ситуации это лучше сде­лает специалист стерилизованными инструментами.

А вам не приходила в голову мысль отправить всех гостей передачи «Ясама» в этому самому специалисту?

Специалистов не хватит. В России блистательная шко­ла психоанализа была полностью упразднена Сталиным. Она

Профессия, которую придумал Фрейд 13

не скоро возродится. Да и клиент еще незрелый. Знакомые или просто узнавшие меня на улице хватают за руку и требуют немедленной консультации, не понимая, что это тяжелая высокооплачиваемая работа.

К вопросу о незрелости клиента мы еще вернемся. Вов­се не станем касаться столь деликатного вопроса, как лич­ные проблемы госпожи Арбатовой. Вероятно, для челове­ка, который несколько лет так желчно и агрессивно про­ецировал свои комплексы на многомиллионную телеау­диторию, консультации с психоаналитиком действитель­но нелишни. Что же касается панегирика психоанализу, то это вопрос более чем спорный. Во-первых, налицо яв­ное преувеличение. Даже в период своего расцвета в Рос­сии вся «блистательная школа психоанализа» умещалась в двухэтажном особнячке на Малой Никитской улице, а ее дееспособных представителей можно было пересчитать по пальцам. Труды ее лидера - профессора И.Д.Ермакова - сегодня переизданы. Любой мало-мальски эрудирован­ный читатель найдет в них не более чем пародию на ран­него Фрейда, которую, ей-богу, нельзя воспринимать без усмешки. Теория психоанализа в нашей стране никакого значимого развития не получила, а практика даже в луч­шие времена не была масштабной. Кстати, и никаких дра­коновских гонений на психоанализ в нашей истории не было — к началу тридцатых годов он потихоньку сам со­шел на нет в виду явной невостребованности и лишь по­том заслужил официальное осуждение. Что же касается нынешнего пиетета перед психоанализом, то в этом ви­дится не более чем дань западнической традиции. Сегод­ня персональный психоаналитик — это престижно, как шестисотый мерседес. (Вероятно, не за горами мода на венерологов и проктологов, если кому-то за океаном взбре­дет гордиться проблемами этого профиля.)

В заглавие статьи в недавнем номере одной популяр­ной газеты был вынесен вопрос: «Зачем москвичам пси­хоаналитики?» Автор постарался на этот вопрос подроб­но ответить, забыв, однако, упомянуть, что настоящих

14 Мифы и тупики поп-психологии

психоаналитиков в Москве, да и во всей стране и сегодня можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Дело в том, что первым психоаналитиком был сам Фрейд. Проанализировав душевные проблемы своих ближайших последователей, он тем самым из первых рук передал им основы своего метода. Те, в свою очередь, по мере сил рас­ширили круг посвященных. И с тех пор ведется традиция: психоаналитиком вправе стать только тот, кто сам прошел полный курс анализа у специалиста, причем преемствен­ность традиции можно по именам и датам проследить до начала прошлого века и до первых сеансов самого отца-основателя. Практически никто из российских специали­стов, именующих себя психоаналитиками, ни с какого края не причастен к этой цепочке преемственности. Боль­шинство доморощенных фрейдистов — самоучки, а то об­разование, которое сегодня можно получить в этой облас­ти в наших краях, сильно уступает общепринятому и по срокам и по содержанию (немудрено, что нигде в мире наших «психоаналитков» не признают). Психоаналитик, «сделавший себя сам» или закончивший ускоренные кур­сы — такой же нонсенс, как сухопутный пловец. Поэтому те специалисты, кто ознакомился с идеями Фрейда и ис­пользуют их в своей практике, обычно называются пси­хоаналитически ориентированными терапевтами. Таких у нас действительно сегодня немало, благо труды Фрейда в последние годы общедоступны. Странно только, что эти люди не испытывают неловкости, когда их величают не­соответствующим титулом. Впрочем, любому фельдшеру приятно называться доктором. Вот только стоит задумать­ся: если вы уверены, что вам необходима нейрохирурги­ческая операция, готовы ли вы лечь под скальпель выпус­кника фельдшерских курсов?

Чем же может помочь психоанализ, пускай и доморо­щенный, в решении душевных проблем? Источник всех наших затруднений последователи Фрейда видят во впе­чатлениях раннего детства, которые накладывают неизг­ладимый отпечаток на мироощущение и поведение чело­века на всю жизнь. Один американский журнал поместил

Профессия, которую придумал Фрейд 15

забавный рисунок: в кабинете психоаналитика пациент жалуется: «Я не нахожу себе места, моя фирма на грани банкротства». «Так, так, - кивает эксперт, — давайте в этой связи еще раз вспомним о том, как в детском саду под­ружка отобрала у вас совочек». Стремясь разъяснить ду­шевные терзания пациента, психоанализ укладывает его переживания в одну из нескольких схем искаженного раз­вития личности. Зерно истины в таком подходе, безуслов­но, есть: кое-какие механизмы своего поведения мы усво­или очень давно, плохо их осознаем и из-за этого порой страдаем. Однако далеко не все проблемы укладываются в психоаналитические схемы. Достаточно сказать, что ле­чение по методу Фрейда приносит облегчение лишь при некоторых видах неврозов. Полный курс психоанализа состоит из регулярных часовых сеансов на протяжении нескольких месяцев или даже лет (сокращенный курс — это откровенная профанация). Специалистам известно, что такой срок многие неврозы изживаются вообще без всякого вмешательства. Это заставляет усомниться в эф­фективности такого метода психотерапии. Но как форма респектабельного времяпрепровождения психоанализ на­верняка завоюет признание обеспеченных клиентов, а в каких-то частных случаях может оказаться и небесполе­зен. Замечание относительно благосостояния клиентов отнюдь нелишне, поскольку психоанализ — удовольствие дорогое. Со времен Фрейда считается, что плата за сеансы — это тоже своего рода лечебное средство: расставаясь с немалыми деньгами, клиент волей-неволей серьезно под­ходит к делу. Объяснение может быть и проще: вложив средства в некое предприятие, не хочется признать, что оно бесполезно.

Было бы наивным лукавством пытаться преуменьшить значение психоанализа в культуре нашей эпохи. Фрейда по праву считают титаном мысли и наряду с Эйнштейном и Марксом помещают в когорту еврейских мыслителей, ре­волюционным образом перевернувших представления че­ловечества о себе самом. Правда, роль, двух последних оце­нивается неоднозначно. Гениальные изыскания Эйнштей-

16 Мифы и тупики поп-психологии

на привели в итоге к созданию атомной бомбы - чудовищ­ного средства самоуничтожения человечества. А талантли­вый экономист Маркс, вероятно, и сам ужаснулся бы, если б смог предвидеть, какое практическое воплощение его ка­бинетным штудиям найдут особо ретивые последователи.

Но и в этом отношении Фрейд не является исключе­нием из блестящего ряда мыслителей-революционеров. Когда в 1909 году он посетил Америку с целью пропаган­ды своих идей, то, встретив восторженный прием со сто­роны американцев, заметил своим коллегам: «Они и не догадываются, что я привез им чуму». По прошествии лет следует признать справедливость этого суждения.

О значении теории Фрейда исписаны тонны бумаги. Большинство авторов сходятся в восторженных оценках того факта, что Фрейд по сути дела был первым, кто отва­жился проникнуть в глубины душевной жизни человека, вскрыть загадочную подоплеку человеческого поведения. При этом почему-то никто не акцентирует еще один со­вершенно явный приоритет венского психиатра. Ведь именно Фрейд провозгласил психоанализ универсальным методом решения человеческих проблем, не только жела­тельным, но и необходимым для каждого человека. Фрейд, сам находившийся во власти глубоких комплексов и пред­рассудков, был убежден, что не существует никого, кто был бы от них избавлен. В этом, вероятно, проявился откры­тый им (и в этом его заслуга несомненна) механизм про­екции, когда собственные проблемы человек склонен в преувеличенном свете усматривать в окружающих. Невро­тик не способен смириться с мыслью, что существует иное, нормальное состояние психики. А значит — «у каждого свой невроз». Эта фрейдистская формула фактически стала тем лозунгом, под которым начал свое победное шествие психоанализ и под которым процветает вся современная психотерапия. Остается только недоумевать, как челове­чество ухитрялось выживать в течение тысячелетий, пока Фрейд до этого не додумался.

Кто-то, наверное, саму эту мысль сочтет непозволи­тельной крамолой и посетует на дремучий консерватизм

Профессия, которую придумал Фрейд 17

автора этих строк. В оправдание скажу лишь то, что в сво­ем критицизме я не слишком оригинален. Пару лет назад на ежегодной конференции Американской психиатричес­кой ассоциации прозвучал доклад Джудит МакЭвонн, ко­торый буквально произвел эффект разорвавшейся бомбы. Американская исследовательница осмелилась высказать сомнение в целесообразности тотального внедрения пси­хотерапии в общественную жизнь. По ее мнению, подав­ляющему большинству людей никакая психотерапия не требуется, а существующая якобы массовая потребность в ней искусственно и небескорыстно раздута самим профес­сиональным сообществом психотерапевтов. При этом Ма­кЭвонн опиралась на пример своего родного деда и его сверстников. Люди этого поколения пережили две миро­вые войны, Великую Депрессию и еще немало иных ка­таклизмов прошлого века. Тем не менее большинство из них сохранили вполне нормальное расположение духа и душевную гармонию. Опираясь на традиционные нрав­ственные ценности, черпая силы в созидательном труде и дружеском общении, эти люди находили решения своих психологических проблем, не допуская их болезненного обострения.

В этой связи вспоминается небезынтересный эпизод из истории медицины. Было время, когда в Соединенных Штатах количество хирургов на душу населения вдвое пре­вышало такой же показатель в Англии. И что бы вы дума­ли - количество хирургических операций в ту пору в Аме­рике также было вдвое больше, чем в Англии. Означает ли это, что американцы вдвое больше, по сравнению с анг­личанами, нуждались в ампутациях и трепанациях? Разу­меется, нет. Просто хирурги — тоже люди, им тоже хочет­ся кушать. И психотерапевты в этом отношении не состав­ляют исключения. Конечно, необходимость сеансов пси­хоанализа, так же как вскрытия брюшной полости, требу­ет обоснования. Но у профессионалов для э.того всегда найдутся аргументы. А если эти аргументы сформулиро­вать на профессиональном жаргоне (который, кстати, у психотерапевтов покруче, чем у хирургов), то пациент,

18 Мифы и тупики поп-психологии

доверчиво кивая, сам поспешит к операционному столу или психоаналитической кушетке.

В отличие от хирургии, особенность психотерапии со­стоит в том, что почти никаких проблем пациента она не решает. То есть решать она призвана психологические про­блемы. А хотя все проблемы, которые возникают у чело­века, так или иначе психологически окрашены, они тем не менее в большинстве своем психологическими не яв­ляются. Депрессия от безденежья, семейные ссоры в ком­мунальной квартире, снижение самооценки на почве без­работицы и т.д., и т.п. — все это проблемы психологичес­кие лишь по форме, а по сути своей — экономические, бытовые, материальные, медицинские, социальные и т.п. Повысить самооценку безработному могла бы новая ра­бота, а устранить конфликты в иной семье могло бы рас­селение разных поколений в разное жилье. Может психо­терапевт решить эти проблемы?.. Так что же он может?

Фактически любое направление психотерапии явно или неявно исповедует подход, сформулированный еще столе­тие назад американским психологом Уильямом Джемсом: «Не всегда нам по силам изменить жизненную ситуацию, зато всегда в нашей власти изменить свое отношение к этой ситуации». На такую перестройку сознания фактически и направлено любое психотерапевтическое лечение. К чему это приводит? Ответить на этот вопрос можно несколько грубоватым, но вполне уместным анекдотом.

Встречаются двое друзей. Один крайне подавлен. «Что тебя беспокоит?» — спрашивает другой. «Знаешь, неловко признаться, но я, как маленький ребенок, писаюсь в по­стель». «А ты обратись к психотерапевту, они с этим справ­ляются в два счета».

Снова встречаются через неделю. «Как дела?» «Велико­лепно, психотерапевт мне очень помог». «Что, больше не пи­саешься?» «Нет, все по-прежнему, зато теперь я этим горжусь!»

Означает ли все сказанное, что психотерапия практи­чески бесполезна и никому не нужна? Вовсе нет. Есть

Профессия, которую придумал Фрейд

люди, находящиеся в так называемом пограничном состо­янии (между нормой и патологией), которым психотера­певтическое лечение может пойти на пользу. (Тяжелая па­тология — это уже компетенция психиатров.) Но таких людей не так уж много. По крайней мере, не столько, что­бы они прокормить расплодившуюся без счета армию пси­хотерапевтов. И тем приходится вербовать в ряды своих клиентов людей абсолютно нормальных под тем предло­гом, что в терапевтической коррекции якобы нуждаются естественные колебания настроения, обыденные межлич­ностные конфликты, профессиональные неудачи, житей­ские огорчения и т.п. На случай, если этот предлог не сра­батывает, прибережен последний, решающий довод: цель психотерапии — не столько лечение, сколько так называе­мый личностный рост. В каком смысле понимать эту рас­плывчатую категорию, всякий психотерапевт вам объяс­нит по-своему. Думается только, что большинство здра­вомыслящих людей согласятся: личностный рост не мо­жет быть самоцелью, и он происходит не в дискуссиях о надуманных подтекстах поведения, а в том, чтобы добро­совестно делать полезное дело, к которому лежит душа, и ладить с порядочными людьми. Испокон века люди доби­вались этого результата без всякой посторонней помощи. Впрочем, это не совсем так. Совет мудрого человека во все времена был ценим и востребован. С древнейших времен роль таких «учителей жизни» играли священники, раввины, муллы и гуру, которые толковали непосвящен­ным законы бытия. Сегодня эту роль стремятся перехва­тить психологи. И не без оснований, потому что именно психологам ведомы те важные законы, правильное соблю­дение которых зачастую обеспечивает душевную гармо­нию. И правы те, кто стремится приобщиться к этому зна­нию и ищет консультации и психолога. В чем состоит суть психологической консультации? Да в том же, что и вся­кой другой. Например, зачем человек обращается в юри­дическую консультацию? Он делает это потому, что несве­дущ в законах. Специалист-законник разъясняет ему его права и указывает, как наиболее рационально ими распо-

20 Мифы и тупики поп-психологии

рядиться. Суть психологической консультации - та же. Специалист-психолог разъясняет человеку те психологи­ческие законы, преимуществами которых тот по незнанию не пользуется либо страдает от невольного их нарушения. При этом человек обретает известную уверенность в себе, избавляется от заблуждений, и в этом смысле консульти­рование несет определенный психотерапевтический заряд. Однако это вовсе не та универсальная психотерапия, ко­торую нам сегодня назойливо навязывают.

В психотерапевтическом сообществе часто можно ус­лышать, что, мол, русский человек не дозрел до того уров­ня духовной культуры, который заставил бы его с энтузи­азмом броситься в объятия психотерапевта. На эту ситуа­цию можно взглянуть и с другой стороны: русский чело­век еще не скатился до той степени придури, которая зас­тавляет янки любой дурной сон пересказывать психоте­рапевту. И есть надежда, что эта заморская блажь в наших краях не приживется и останется прихотью богатых без­дельников — где-то между консультациями астрологов и тайским массажем. Уверен, что нормальному человеку на это возразить нечего. А остальными, и правда, пускай зай­мутся психотерапевты.





оставить комментарий
страница1/11
А. И. Мамаев
Дата14.05.2012
Размер2,7 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх