Александровна Подкорытова, психолог Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук, доцент Ургу екатеринбург Союз юных корреспондентов Свердловской области 2007 icon

Александровна Подкорытова, психолог Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук, доцент Ургу екатеринбург Союз юных корреспондентов Свердловской области 2007


Смотрите также:
Александровна Подкорытова, психолог Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук...
Степанова Галина Александровна методист...
В. М. Амиров, кандидат филологических наук...
-
Нп «Союз производителей и переработчиков картофеля, овощей, плодов и ягод Свердловской области»...
Чистякова А. Б., Селіверстова Л.І. Лагута Т. М. Українська мова для іноземців...
Положение об открытом Турнире юных физиков Свердловской области введение...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Детская литература Специальность: 031001. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Детская литература Специальность: 031001. 65...
№7 «учение об обществе»...
№3 «философские школы современности»...
№3 «философские школы современности»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
<Тит. стр.>

ВСЕЛЕННАЯ СУБКУЛЬТУР:

юношеские субкультуры Урала


Мини–энциклопедия


Редактор-составитель Ю.В. Шинкаренко


Экспертный совет:

Светлана Дашиевна Балмаева, кандидат философских наук, декан факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета

Евгения Станиславовна Баразгова, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой теории и истории социологии УрГУ

Ирина Витальевна Головина, зав. отделом организационного и информационно-методического обеспечения молодежной политики Департамента по делам молодежи Свердловской области

Борис Николаевич Лозовский, кандидат филологических наук, декан факультета журналистики УрГУ

Владимир Федорович Олешко, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой периодической печати УрГУ

Людмила Александровна Подкорытова, психолог

Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук, доцент УрГУ


Екатеринбург

Союз юных корреспондентов Свердловской области

2007


<оборот тит. стр.>

УДК 34 С

ББК 67.99(2)1.02

В___

Проект реализуется при поддержке Департамента по делам молодежи Свердловской области


В__

Вселенная субкультур: юношеские субкультуры Урала. Сост., введение, аннотирован. библиогр. Ю.В. Шинкаренко. Екатеринбург: Союз юнкоров, 2007. 208 с.

ISBN 5 – 902773 – 03 – 2


Мини–энциклопедия «ВСЕЛЕННАЯ СУБКУЛЬТУР: Юношеские субкультуры Урала» предназначена для руководителей детских и молодежных общественных организаций, лидеров молодежного движения, активистов различных субкультурных групп, педагогов, социологов, журналистов, всех, кого интересуют проблемы социализации современного подростка.

Статьи для книги написаны молодыми исследователями, многие из которых сами являются представителями той или иной субкультуры. Для сравнения в сборник включено несколько статей о субкультурах в других регионах России.

Ряд статей дополнен жаргонными словниками и аннотированной библиографией.


ISBN 5-902773-01-6

© Ю.В. Шинкаренко, 2007, состав., введение, аннотирован. библиогр.

© С.Н. Григорькин, 2007, обложка

© Союз юнкоров: группа авторов, 2007

^ СО ВЗРОСЛЫМИ И БЕЗ НИХ

Некоторые особенности формирования молодежных субкультур


Внимание взрослых. Феномен молодежных субкультур всегда привлекал пристальное внимание взрослых. Через субкультуру измерялся градус молодежного недовольства истэблишментом, через нее же «впрыскивалась» успокаивающая (или, наоборот, возбуждающая) доза социально-терапевтических средств.

Далеко за примерами ходить не надо. Хорошо изученная контркультура (частный случай субкультур), сформированная в 60-е годы на Западе и в США, демонстрирует десятки примеров таких воздействий. Отечественные исследователи Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская [4, 11] напрямую говорят об укрепившейся тенденции: «В атмосфере «молодежного бунта», растянувшегося едва ли не на целое десятилетие, приобрело характер догмы широко распространившееся мнение, что с «новым словом» о новейших изменениях в мире следует обращаться к новому поколению, которое одно лишь способно правильно его понять, ибо это «новое» закодировано, так сказать, в его витальной структуре. Отсюда – расчеты на молодежь у всех, кто рассчитывал потрясти мир «новым словом»; отсюда – их соперничество друг с другом за роль «гуру» по отношению к молодежи». В качестве примера такого «нового слова» авторы приводят книги Т. Роззака «Создание контркультуры» и Ч. Рейча «Зеленеющая Америка». Эти произведения рассматриваются как элементы социологического самосознания контркультуры.

Чем полнее раскрывается картина подобного «самосознания», тем осторожнее приходится говорить о стихийном характере возникновения и развития тех или иных субкультур. Эти слова в полной мере относятся к сегодняшнему бытованию молодежной культуры. Едва тот или иной округ молодежных ценностей, стилевых особенностей, норм, статусно-ролевых увязанностей, символических артикуляций становится «слышимым» и «видимым» для посторонних, следовательно, доступным для наблюдения и вмешательства, как тут же к нему стягивается армия заинтересованных лиц. С нарочито отрешенным видом бродят поодаль социологи-исследователи, чутко улавливая любой шорох в логове, где пробуждается от небытия новая субкультура. Ходят-бродят вокруг представители легитимных социализирующих институтов – учителя, педагоги, в их руках – дубины да рогатины, приготовленные на субкультурного супостата, который готовится посягнуть на святая святых – на мирное течение легитимной социализации детей и подростков. Судорожно потирают вспотевшие от волнения руки политики: «Электорат-с!». Расчехлили свои навороченные перископы представители бизнеса и заняли возле новорожденной круговое наблюдения, пытаясь предугадать любые ее потребности, чтобы оборотить их в товар. А еще спешат к месту событий, выдавая себя приблатненной походкой и синевой татуировок, личности уголовные – «где бабло, там криминал». Одним словом, на каком-то этапе своего существования субкультура становится объектом усиленного внимания взрослого мира. Именно с этого момента субкультура начинает существовать как совместный проект (волей-неволей осуществляемый молодыми вместе с представителями других возрастных слоев).

Существование субкультуры до того (до явного вмешательства взрослых) мы обозначим как самостоятельный проект.

^ Без взрослых: действия наугад. Прежде чем определить различия между этими двумя формами существования субкультуры, попытаемся сформулировать, на каких основаниях мы называем молодежные субкультуры проектами. Под проектированием мы здесь понимаем описанное А. Шюцем «мотивированное фантазирование» [11, 122 – 123]: «Проектирование исполнений, или явных действий… представляет собой мотивированное фантазирование – мотивированное именно предвосхищенным последующим намерением осуществить проект. Осуществимость проекта на практике есть условие всякого проектирования, могущего быть переведенным в цель. Проектирование этого рода является, стало быть, фантазированием в заданных или, лучше сказать, навязанных рамках, и навязываются они самой реальностью, в которой проектируемое действие должно быть осуществлено… Эта потенциальность, эта возможность исполнения проекта, предполагает, например, что моим проектированием в воображении могут приниматься в расчет лишь цели и средства, которые я считаю находящимися в моей актуальной или потенциальной досягаемости; что мне не дано права в ходе моего фантазирования произвольно менять те элементы ситуации, которые выходят за пределы моего контроля, что все шансы и риски должны быть взвешены в соответствии с моим наличным знанием возможных событий этого рода в реальном мире…».

Реальный мир задает молодому человеку необходимость открыть самого себя, понять свой внутренний мир, «увязать» его с реальностью, с природной и социальной. То есть речь идет об адаптации и, отчасти – социализации. Молодой человек видит себя в будущем, представляет, кем и каким он станет, соизмеряя эти представления с раскрывающимся внутри него миром личных качеств. И ищет способы, как осуществить этот «проект взросления». «Проект взросления» – это лишь видовое название бесчисленного количества частных проектов, которые он будет осуществлять, имея в виду единственный неугасающий маяк на своем жизненном пути – цель стать самим собой. Выбор средств для реализации этой цели у молодого человека весьма ограничен в силу его возрастных особенностей и той роли, которую отводит для него современное общество. Главным инструментом становится участие в спонтанных эмпирических практиках, непредсказуемо разворачиваемых в группе сверстников.

Практика – термин, скорее, философский. Он говорит о способах соединения субъекта и объективной реальности. Но здесь мы рассмотрим его в социологическом смысле.

Под практикой понимаются прежде всего воздействия на природный и социальный миры с целью удовлетворения потребностей или изменения внешней среды. Наиболее подробно понятие практики разработано у марксистов, в частности, у структурного марксиста Луи Альтюссера [1]. Он смотрит на практику расширительно и понимает под ней «процесс преобразования данного определенного материала в определенный продукт, преобразования, осуществляемого определенным человеческим трудом, использующим определенные средства («производства»)». Это общее определение практики («работа преобразования») включает в себя возможность дифференциации: существуют различные практики, которые реально отличны друг от друга, хотя и представляют собой составные части одной и той же сложной целостности. Таким образом, «общественная практика» содержит в себе значительное число отличных друг от друга практик» [1, 238].

Мы уже сказали, что главным средством адаптации молодого человека к реальности становятся эмпирические практики, в которых он участвует как член peer-группы. Почему группы сверстников? В молодежной социологии под «молодежью» принято понимать социально-демографическую общность людей, чей возраст ограничен примерно 15 – 30 годами (отметим также, что юношеским считается возраст примерно от 15 до 23 лет). К началу этого периода практически завершена первичная социализация в рамках семьи. Молодой человек вышел на просторы социума, – и общественную ячейку «семья» продолжает группа сверстников. В такой группе во всей полноте распахивается для подростка мир «других». Его окружают уже не родные люди, готовые многое простить и понять. Мир становится жестче, он предъявляет более суровые требования к человеку. И настоятельно рекомендует разобраться, в первую очередь, с самим собой. Такие потребности обуревают всех членов группы. Поэтому легче возникает взаимопонимание, ведь цель – расти – у членов такой группы едина.

Субкультура группы начинается в неясном брожении внутри коллектива ровесников. Каждый член этой группы, пытаясь открыть самого себя, понять свой внутренний мир, предлагает друзьям какие-то эмпирические практики, созвучные своему собственному характеру. Они либо подхватываются, либо отвергаются остальными. Что же это за практики? У процитированного выше Альтюссера понятия «эмпирическая практика» нет. Он выделяет лишь следующие типы практик: производственную, политическую, идеологическую, теоретическую (1, 238).

Подсказку мы находим у Э. Дюркгейма. В работе «Педагогика и социология» он говорит о том, что педагог должен знать законы сознания, если желает его изменить, и избегать «основанных на эмпиризме действий наугад» [5, 260]. Сам того не желая, Дюркгейм дает сущностную характеристику эмпирическому типу практик: «действия наугад». В узком смысле «действия наугад» – это опытные действия, недостаточно рационализированные, недостаточно релевантные, поскольку либо вообще не имеют четко сформулированной цели, либо эта цель недостаточно ясно определена («цель взросления» безусловно присутствует, но она слишком обща для конкретного действия). Большинство субкультур рождается в таком «неясном томлении»: когда членам субкультурной группы сущность своей коллективности представляется в самом общем плане, направление деятельности вырисовывается лишь со временем, в действиях – много лишнего. Члены группы пробуют делать то одно, то другое, наконец окончательно выбирают «объединяющий стержень» – те или иные субкультурные действия (например, прослушивание музыки рэйв, катание на скейтборде, ролевые игры и т.д.). В качестве таких эмпирических практик, как видим, может выступить игра. К этому типу практик мы также относим музыкальные и речевые практики. Со временем комплекс этих действий, выбранных и осуществляемых наугад, осмысляется теоретически, в более широком социальном контексте, часть действий преобразуется в политические и идеологические практики. Перед нами возникает развитая субкультура. И очень часто – совместная (это сформированная вместе со взрослыми, под их приглядом). Именно на этом этапе развития субкультуры к эмпирическим практикам примешиваются другие виды практик: производственные, теоретические, политические, идеологические.

^ Субкультура – как совокупность практик. Каждый исследователь субкультуры пролил немало пота над типологизацией субкультур. Ну не дается в руки «золотой ключик» всеохватной типологии, который позволил бы любую новую субкультуру легко и безошибочно относить к целому классу, а следовательно – переносить на нее те или иные родовые признаки (что сделало бы возможным некоторое предвидение субкультурного поведения). Ну, не даётся в руки классификация субкультуры! В первую очередь, это связано с тем, что на первом этапе (возникновение субкультуры в группе сверстников), любая субкультура аморфна и летуча, ее свойства подвижны, неустойчивы, легко возникаюи и исчезают. Кстати, существует распространенное заблуждение в исследованиях таких субкультур: часто такая неустоявшаяся культура группы отождествляется с образцом, который был выбран подростками–творцами субкультуры в качестве ориентира. Например, выбор субкультурными креаторами в качестве образца музыки, стиля и мировоззрения «панк» – еще не свидетельство, что мы имеем дело с панк-культурой. По лекалу «панк» конкретная группа в конкретном локусе может сформировать какую угодно субкультуру, иногда ничего общего с «классическим» панком не имеющую. Неустойчивость субкультуры на первом этапе («самостоятельный проект»), отсутствие ее «социологического самосознания» невероятно затрудняет классификацию. Ситуация не упрощается и тогда, когда к субкультурам подключаются взрослые. Зачастую родовая принадлежность субкультуры запутывается сознательно (как в случае с тоталитарными сектами).

Тем не менее, попытки классифицировать «вселенную субкультур» есть. Например, у В.А. Лукова. Он специфику молодежных субкультур в России видит в следующем:

1. Связь с субкультурами криминала.

2. Влияние западной молодежной моды.

3. Феномен романтической компенсации повседневной рутины.

4. Воспроизводство некоторых черт советского прошлого.

«Эти четыре характеристики , – считает социолог, – могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе субкультурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них».

Однако, многие и многие субкультуры в эту «сетку» не укладываются. Луков и сам это осознает: «Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков». Отсюда он делает радикальный вывод: «Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики».

Нами в свое время также была осуществлена попытка классификации современных субкультур, основанная, в свою очередь, на предшествующих разработках ( в частности: Исламшина Т.Г., Цейтлин Р.С., Салагаев А.Л., Сергеев С.А., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Молодежные субкультуры. Казань, 1997).

Пару лет назад актуальной нам казалась следующая типология юношеских субкультур:

– субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов);

– примыкающие к ним лидерско-менеджерские;

– мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками);

– досуговые («наслаждение и развлечение»);

– спортивно-соревновательные;

– профориентационные;

– криминально-ориентированные.

В целом, такая типология достаточно полно охватывала субкультурную ситуацию в нашей стране в тот период времени (первые годы тысячелетия). Однако она не имела общего характера. Поэтому поиски продолжались.

В отличие от Лукова, мы считаем работу по классификации субкультур возможной и необходимой. «Золотой ключик» все же существует! Мы верим в существование удобной и точной типологии. И новая методологическая попытка в поисках такой типологии – представление субкультур как совокупности практик. В самом деле, все «несводимые в систему» субкультурные признаки (и порождающие их действия) достаточно логично объединяются таким понятием, как «эмпирическая практика». Саму же субкультуру можно рассматривать как совокупность различных практик, представленных в той или иной полноте, в той или иной конфигурации.

Практики, повторимся, такие: эмпирические, производственные, теоретические, политические, идеологические. Доминирование тех или иных видов практик может служить показателем взаимодействия субкультуры и общества в целом. Понятно, что при контркультурном принципе взаимосвязи в субкультуре будут преобладать практики преимущественно политические и идеологические. При формировании субкультур как «антикультурного» проекта (то есть, по каким-то причинам взросление молодого человека ориентировано на разрыв с общечеловеческой культурой) главенствовать будут какие-то виды эмпирических практик, усиливающих разрыв с обществом А практики «прокультуры» – преимущественно практики производственные и теоретические (это только одна из прокультурных конфигураций, наиболее глубинно связанная с базовой культурой).

Таким образом, при помощи практик мы конкретизируем направление взросления (антикультурное, контркультурное, прокультурное) и расшифровываем содержание этих проектов. Определенные конфигурации практик еще предстоит рассмотреть и описать. Но, похоже, такой подход сулит немало находок. По крайней мере, многообещающ выбор основания для классификации: адаптация и социализация молодых людей. При таком выборе рассмотрение субкультур напрямую связано со всем обществом, при этом учитывается влияние на «маленькие культуры» взрослых, которое при других классификациях как бы растворяется, исчезает. Но, повторимся, разработка подробной классификации в этом ключе – дело будущего. Пока же рассмотрим примеры, уточняющие нашу методологию.

Но сначала уточним содержание понятия различных видов практик. Производственную практику продолжатель Маркса Луи Альтюссер ставит, естественно, во главу угла, полагая, что именно она структурирует всю целостность «общественная практика». Производственная практика – «это практика преобразования данной природы (материала) в продукты потребления деятельностью существующих людей, которые выполняют работу посредством методически упорядоченного использования определенных средств производства в рамках определенных производственных отношений». Мы под производственной практикой будем иметь в виду то же, что и Альтюссер, только учтем, что подросток вовлекается в производственную деятельность лишь спорадически, поэтому расширим объем понятия, принимая за производственные практики также и более или менее отчетливые соприкосновения подростка с миром производственных отношений (например, осознанный выбор товаров той или иной фирмы, участие в конкурсах, спонсируемых производственными корпорациями и т.п.).

Политическая практика, по Альтюссеру, организована на основе научной теории исторического материализма, она «преобразует свой материал, т.е. общественные отношения, в определенный продут (новые общественные отношения)» (1, 239). Понятно, что сегодняшние политические практики не обязательно организованы на основе исторического материализма.

Идеологическая практика, говорит Альтюссер, или идеология, будь то «религиозная, политическая, моральная, юридическая или художественная», также преобразует свой объект: «сознание людей». Понятие «идеологических практик» мы также без изменения перенесем в мир собственного дискурса, объединяя этим понятием все многообразие квази-религиозной, утопически-прогностической, мифотворческой и мифовоспроизводящей деятельности.

Еще один тип практики – теоретическая практика: «она работает с материалом (с представлениями, понятиями, фактами), который дают ей другие практики, будь то «эмпирические», «технические» или «идеологические» [1, 239]. Под теоретическими практиками мы будем понимать практики, связанные с формирование практического и рефлексивного сознания у деятелей и носителей субкультур в той его части, где оно наиболее соприкасается с миром научных парадигм (вне зависимости, в отличие от Альтюссера, принадлежит ли затронутая подростковым сознанием парадигма диалектическому материализму или не принадлежит).

^ Стрежевские «хулиганы». В качестве примера, рассмотрим субкультуру «Общество хулиганов» из г. Стрежевой Томской области1.

Стрежевские «хулиганы» возникли по инициативе 14-летнего Андрея. У него и его друзей начались проблемы со взрослыми: «они нас часто шпыняли, иногда даже были телесные наказания за всякие провинности, в том числе, и за те, которые мы не совершали». Не умея аргументировано выразить свое недовольство диктатом со стороны взрослых, подростки начали целенаправленно «защищаться» – совершать различные «акты неповиновения». Они, например, поджигали почтовые ящики в подъезде. Чтобы напугать взрослых и «раскрепостить их сознание», могли инсценировать падение с шестого этажа. Или обмотать туалетной бумагой чью-нибудь автомашину. Все эти действия – от мелкого хулиганства (поджог почтовых ящиков) до хэппенинга (закутывание автомобилей в туалетную бумагу) – можно отнести к разряду «эмпирической практики». Хулиганские действия здесь – в прямом смысле «действия наугад». Также наугад эти действия объясняются: «местью другим», «раскрепощением других».

Очень важно, что дискурсивное сознание здесь еще в самом начале становления. Осмысление своей субкультуры только-только начинается. Здесь больше спонтанности, чем рациональной выверенности, здесь больше отклика на сиюминутную обиду, чем последовательного исполнения идей. Поэтому в объяснениях много противоречий, неувязок. Как, например, инсценировка падения с шестого этажа способна раскрепостить сознание случайных наблюдателей? Вероятно, только в путанном сознании самих инсценировщиков. Ответы на поставленные жизнью вопросы (конфликты со взрослыми) подростки отыскивают наощупь, наугад, что и дает нам право называть эту практику эмпирической.

Но потихоньку собственные действия группа сверстников осмысляет теоретически. Лидер группы разрабатывает и заказывает в мастерской серию значков, которые призваны символически отразить все этапы его взросления. Работа над этими значками, по нашему мнению, и есть теоретическая практика. Конкретные события своей жизни четырнадцатилетний Андрей облек в выразительную форму символов, нарисовав определенные пиктограммы, снабдив их надписями и заказав по этим эскизам металлические значки.

«Каждый мой значок (почти каждый), – говорит респондент, – является одним из представлений моей жизненной философии. Конкретными являются: «Красота, обман» – это на тему философии отношений между мальчишками и девчонками. «Несколько минут удовольствия не стоят жизни, полной раскаяния» – это на тему ВИЧ, СПИДа. Значок с зачеркнутой буквой «Г» – это явный признак, что я не люблю гопников. Остальные – это фактические моменты моей жизни, не предаваемые описанию».

Далее респондент рассказывает о значках «13 – лучший», «Пятница, 13 – неплохой день» (о конкретном дне своей жизни, который «стал хорошим днем»), об эмблемах «Бивис и Батхед», «Симпсоны» и «Саус-парк» – «это то, с чего началось мое половое созревание. Сериалы воспитали во мне того человека, которым я сейчас являюсь».

«Все значки, – говорит Андрей, – существуют в одном экземпляре». Пиктограммы на них отражают узловые моменты взросления: отношения с девочками, взаимоотношения с агрессивными ровесниками («гопниками»), переживание знания о смертельных болезнях (СПИД), половое созревание, фиксирование собственного сознания на положительном опыте прожитого («13 – лучший»). Каждая из эмблем лаконично отражает позицию, выстраданную лично. «Красота, обман» – предостережение всякому, кто, как торопливый Тесей, пускается в великое путешествие за своей собственной Еленой. Зачеркнутая «Г» – категоричная оценка гопников. «Бивис и Батхед» и другие названия сериалов – слегка ироническое указание источников, где можно найти понимание и сочувствие собственным вопросам «про это». Поскольку сама субкультура возникла на почве непонимания со взрослыми, символическая система, построенная на личном опыте, дает возможность заменить в какой-то мере недостаток общения с миром опытных людей. Однако в последнем примере (с «Бивисом и Батхедом») мы видим обращение к символической системе, созданной взрослыми. Самостоятельный «хулиганский» проект «подключен» к опыту взрослых, отстоящих на тысячи и тысячи километров (в известном мультике, произведенном в США, много советов, как снять напряжение, вызванное взрослением и непониманием со стороны взрослых). Эти советы «хулиганами» тоже принимаются, судя по использованию символики мультика.

Все эти символы – основа теоретического мышления нашего респондента, вобравшего как самостоятельные выводыо жизни, так и заимствованные у взрослых аксиомы. Это мышление, выраженное в символической форме, подготовлено для трансляции другим. В этом качестве, рассчитанном на изменение сознания более широкого сообщества, символы будут являться элементом идеологических практик. Однако, судя по имеющейся информации, конвенционными знаки только-только становятся. Значки никто, кроме Андрея, пока не носит. Их значение приходится вновь и вновь объяснять. Для только что возникшей субкультурной группы – обычная ситуация. Наверное, можно говорить, что обычным является и усеченное использованием теоретической и идеологической практики.

Также немногочисленны практики политические. Члены группы больше заняты внутренними делами («хулиганские» акции – это тоже внутреннее дело, поскольку призвано разрешить собственные проблемы членов группы). Лишь изредка, как ответ на какие-то неотложные ситуации, возникают политические практики: нужно реагировать на «наезды» гопников – складывается алгоритм действия.

Производственные практики (изготовление значков, а также обращение к образцам анимационной киноиндустрии в лице пресловутых Бивиса и Батхеда) обслуживают здесь специфическую практику самой субкультуры. И лишь косвенно отражают взаимовлияние с производственными институтами.

Таким образом, «хулиганы» как уникальная субкультура демонстрирует доминирование специфических эмпирических практик. Она организована по типу «антикультура» (несмотря на контркультурную видимость действий, специфическая обособленность которых говорит о том, что решаются, в первую очередь, внутренние проблемы). Таким образом, перед нами антикультурный проект с самоназванием «Стрежевское общество хулиганов», локализованный в городе Стрежевой Томской области. Подчеркнем, что характеристика проекта как антикультура не обозначает, что полностью исключены признаки других типов. Речь идет всего лишь о доминировании одного их типов практик: S (субкультура) = A + k + p, где a – практики «антикультуры» (преимущественно, эмпирические), k – практики «контркультуры» (преимущественно, политические и идеологические), p – практики «прокультуры» (преимущественно, производственные, теоретические).

^ Со взрослыми: воздействие на расстоянии. Было бы слишком очевидным утверждать, что в тот момент, когда молодежная субкультура испытывает на себе влияние с стороны взрослых, она меняется. Одни доминирующие практики вытесняются другими. Все большее значение приобретают практики производственные, теоретические, идеологические и политические (в зависимости от характера взаимодействия молодежи и взрослых). В общем, и здесь мы не открываем Америки: субкультура из способа адаптации становится средством социализации и в таком качестве широко используется разного рода нелегитимными социализаторами.

Но сегодня влияние взрослых не всегда сразу распознается, потому что оно опосредовано: от лица взрослого мира действуют «экспертные» и «символические» системы. «Эксперты» – это те профессиональные деятели, которые выполняют узкоспециализированную работу. Они не обязательно присутствуют в нашем ближайшем окружении. Их услуги опосредованы (например, консультации по Интернету или производство товаров, которые мы покупаем, не наблюдая, кто и как их производит). Абстрактные системы деперсонализированы. Но, тем не менее, эксперты оказывают громадное влияние на подростков. Послушайте, например, речь скейтбордистов о разных производителях досок (например, о китайских «однодневках»), и станет ясно, что за влияние подростковыми умами борются разные экономические подходы: интенсивное развитие экономики и экстенсивное (берущее количеством, за счет потери качества).

Точно так же из неведомого «далека» влияет на молодого человека система символов, получающая сегодня все более глобальный характер. Покупая, например, растаманскую фенечку, субкультурный неофит подчиняет себя определенному комплексу идей, по крайней мере, показывает, что готов к восприятию того, что называется «растафарианство». А символика, отраженная в побрякушке, одинаково понятна в разных концах мира.

В условиях господства таких абстрактных систем (пространственно и временно дистанцированных от конкретного человека) влияние взрослых распознается не сразу. У подростков и молодых людей возникает ощущение, что их субкультурный проект – самостоятельный. Однако субкультура, как троянский конь, становится хорошо отлаженным инструментом социализации молодых людей в направлении, определенном взрослыми (или той системой в целом, которую они создали). Но социализация здесь – особого рода. Это не та социализация, легитимированная в рамках национального государства, которую денно и нощно ведет национальная школа. Здесь другое… Человека учат разделять интересы, которые созвучны условиям существования абстрактных систем (читай: формированию глобального общества).

Прямое же («лицом к лицу») влияние взрослых обслуживает, как правило, социализационный заказ мнеее общих социальных групп: отдельных партийных ячеек, религиозных сект, «первичек» незарегистрированных общественных организаций (зарегистрированные организации заняты, как правило, все же легитимной социализацией).

Впрочем, на каком-то из этапов субкультурных метаморфоз случается декамуфляж взрослого влияния: субкультурный неофит с удивлением обнаруживает, что он давным-давно находится «под колпаком» взрослых, что его изучают, его вкусами и предпочтениями манипулируют в интересах конкретных товаропроизводителей, что политические партии, эксплуатируя его возрастные особенности, ненавязчиво вовлекают его в свои ряды, а религии всех мастей заманивают к своим алтарям… И тогда молодой человек бросает то, что когда-то казалось ему самостоятельным проектом, отказывается от своих субкультурных увлечений и начинает заново: с какой-то самой незатейливой эмпирической практики с какого-то «действия наугад». Он слушает музыку. Придумывает себе игру. Изобретает свой собственный язык. И все – в надежде, что эта практика как можно точнее свяжет его с безграничной и противоречивой реальностью, поможет из разрозненных догадок о самом себе сложить, как в «Лего», единственно верную и исчерпывающую картину под названием «Я, каждой своей клеточкой, каждым оттенком чувства и каждым ньюансом мысли вписанный в чуждый мне мир». Или короче: «Я, сделавшйи мир своим».

Юрий Шинкаренко


Литература:


1. Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.

2. Баразгова Е.С. Идеологическое воспитание в США. Изд-во УрГУ, 1989.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

4. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М., 2006.

6. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002, № 10.

7. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., 1981.

8. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.

9. Ритцер Джордж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

10. Шинкаренко Ю.В. В один день выстроенное.. О «качественном» мониторинге современных юношеских субкультур // Наука. Общество. Человек. Информационный вестник Уральского отделения РАН. 2005, №2(12).

11. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.


+ АДЖИЛИТИСТЫ, или У жизни стремительный темп

Аджилити – это спортивная дрессировка собак. Главное качество, которое должно отличать человека и собаку, занимающихся аджилити, – это скорость. Нужно быстро бегать, легко прыгать, мгновенно соображать и уметь перестраиваться с одной трассы на другую. Трасса, которую проходят собаки и проводник, состоит из нескольких снарядов, и их порядок постоянно меняется.

Интересный факт: тот, кто знает, что такое аджилити, но сам этим не занимается, – произносит это слово с ударением на третий слог. А сами аджилитисты говорят: аджи`лити.

В Екатеринбурге секция аджилити появилась в 1997 году и работает на базе Свердловского областного клуба служебного собаководства. Подготовкой людей и собак занимаются два тренера: один работает с начинающими, другой – с теми, кто уже умеет бегать трассу. В секцию принимают всех, начиная с 12 лет. Занятия проходят 3 – 4 раза в неделю. Формально руководителем секции является Александр Николаевич Сологуб, бывший начальник Свердловского областного клуба служебного собаководства. Ему 58 лет, он самый старший участник секции.

Наталья Таушканова, старший тренер, в 2004 году победила на чемпионате России по аджилити в Москве. Кроме того, в командных соревнованиях екатеринбургские аджилитисты регулярно занимают призовые места на соревнованиях самых разных уровней. Это говорит о том, насколько высок уровень подготовки спортсменов в Екатеринбурге.

Сами участники секции сформулировали для себя несколько целей и задач, которые стараются воплотить в жизнь, решить. Во-первых, главная цель, – популяризация кинологических видов спорта в Екатеринбурге и во всем Уральском федеральном округе. Во-вторых, екатеринбургские аджилитисты постоянно развивают сотрудничество с другими кинологическими организациями в области дрессировки собак, подготовки спортсменов и организации соревнований. Кроме того, участники секции хотят выполнить спортивные разряды – может, даже дорасти до мастеров спорта по аджилити.

Правила, нормативы, приемы обучения собак и людей этому виду спорта екатеринбургские активисты в свое время практически полностью позаимствовали у пермских спортсменов, которые аджилити занимаются уже более 10 лет. Все термины и команды также переняты у них. В аджилити есть ряд очень смешных команд – это не слова, а скорее, странные звукосочетания, которые сложно транскрибировать. И когда екатеринбургские спортсмены на каких-нибудь соревнованиях слышат от других спортсменов новые команды, то тоже начинают их использовать, и сами передают другим свой опыт.

Главное, на чем строится этот спорт – это любовь к собакам. Есть такие фанаты аджилити, которые, отдрессировав одну собаку и поняв, как это здорово, заводят себе вторую, потом третью собаку… Работают на любви и лакомствах. Собак не наказывают. Потому что собаке этот спорт – в радость. В отличие от старой советской дрессировки, где все делалось, грубо говоря, на пинках и тычках.

Для аджилити, как правило, выбирают некрупных собак – пород бордер-колли, лабрадор, сеттер, спаниель и т.п. Такие собаки, как немецкая овчарка или ротвейлер, для аджилити не очень подходят.

Спортсмены настолько любят своих собак, что готовы носить на площадку в качестве лакомства дорогущую копченую колбасу или свежие котлеты. Их не смущает, что это собакам вредно. Они делают все ради того, чтобы собака была довольна и чтобы радоваться вместе со своим питомцем.

Актив екатеринбургских аджилитистов составляет группа из 10 человек. Они сами называют себя фанатами. Их немного, потому что большинство людей, которые начинают этим заниматься, быстро сдаются, не выдержав такого темпа жизни. И вот эти фанаты не просто встречаются три-четыре раза в неделю на дрессировочной площадке и периодически ездят на соревнования, – они иногда собираются в служебном клубе или у кого-нибудь дома, чтобы посмотреть новые видеокассеты, обсудить последние веяния и планы на будущее. Они все очень интересные и любознательные люди. Вероятно, если бы им не нужно было учиться, работать и заниматься еще какими-то делами, они бы дневали и ночевали на своей площадке.

<2005>


Дарья Смагина


Приложение. Аннотированная библиография2

Карасаева Таня. Аджилити // Подросток3. 2005, №16: об участии екатеринбургской команды в соревнованиях на кубок России по аджилити.


+ АНИМЕШНИКИ, или От апокалиптики до хентая

Наверное, многие из вас когда-либо в своей жизни слышали слово «аниме». Кто не знает, перевожу: аниме – это японская мультипликация, слово, говорят, прижилось ещё с середины 70-х годов прошлого века, а до этого рисованные фильмы в Японии называли «манга-эйга», кинокомиксы. Все прекрасно помнят бум аниме, произошедший в нашей стране, когда на экранах появились «Покемоны» и «Сейлормун», однако лично для меня все эти мультяшки остались в далёком детстве. Я бы, возможно, и не вспомнил про них, если бы совсем недавно не узнал, что один из моих знакомых (замечу, парню 17 лет!), оказывается, уже довольно давно является членом фан-клуба этого самого аниме. Трудно описать удивление, которое я испытал, увидев на одном из заседаний клуба, что большинство присутствующих вовсе не дети, коих я ожидал увидеть, а вполне взрослые молодые люди и девушки (некоторым оказалось аж по 25 лет). Впрочем, и аниме, как я впоследствии понял, не такое уж детское развлечение, всё оказалось гораздо глубже и серьёзнее…

– Антон, расскажи, пожалуйста, о вашем клубе.

– Насколько я знаю, сейчас в Барнауле существует два клуба анимешников: «Hellsing Group» и наш «Another club». Последний был не так давно создан нами, энтузиастами, для того, чтобы люди, увлекающиеся японской культурой, музыкой, мультипликацией, отаку, как ее принято называть, могли легче обмениваться друг с другом разными мультиками, песнями, просто общаться со своими единомышленниками. В каждом клубе обычно есть хранитель, тот, у кого хранится основной фонд аниме, то есть всё, что удаётся достать. А заполучить в нашем городе нужный конкретный мультфильм, да ещё и дублированный, поверьте, очень сложно. Все раздобытое попадает к хранителю, и он записывает собранный материал на CD или DVD. Таким образом, постепенно накапливается большая база, и любой член клуба может переписать себе всё, что пожелает. «Another club» достаточно молод, но у нас в распоряжении уже около одного терабайта (!) видео.

– Когда ты заинтересовался аниме?

– Я давно слышал об этом и видел некоторые фильмы, но и подумать не мог, что аниме – это целая вселенная мультфильмов со своими жанрами и историей. Аниме поразило меня до глубины души и открыло двери в мир современной японской культуры. Побродил на досуге по Интернету, по барнаульским сайтам, и наткнулся на форум, где познакомился с анимешником, пообщались, стало интересно. Я попросил переписать мне пару мультфильмов, посмотрел, очень понравилось. Ну, и пошло-поехало…

– Ты говоришь, что вы создали «Another club». Почему просто не пошли в «Hellsing»?

– У нас есть выходцы и оттуда. Но хотелось создать что-то своё, не похожее ни на что уже существующее. На этой почве и образовался наш клубешник: пообщались с заинтересованными людьми на форуме, решили встретиться, а потом стали регулярно собираться по воскресеньям. На сборах обычно делимся друг с другом впечатлениями от просмотра того или иного мульта, обсуждаем что-нибудь. В общем, культурно отдыхаем.

– Что вы делаете, чтобы популяризировать свой клуб?

– Во-первых, народу, интересующегося аниме, в Барнауле и так хватает, а во-вторых, у нас свой сайт в сети, где есть форум. Посещаемость у него достаточно высокая, ведь там можно узнать много интересного, поговорить с членами нашего клуба и не только. Правда, наполнение самого сайта пока, откровенно говоря, бедновато, но всё впереди. Кому будет любопытно, заглядывайте к нам на http://another.altnet.ru, будем рады!

– Чем именно привлекло тебя аниме?

– Начну с того, что я люблю качество во всём. Безусловно, и среди отечественных мультфильмов есть талантливо сделанные работы, на Западе также присутствуют шедевры, взять хотя бы знаменитого на весь мир «Микки Мауса», но всё это предназначено для детей. Аниме же исключительно самобытно, не похоже ни на что другое, а главное, по большей части ориентировано на подростковую, молодёжную и взрослую аудиторию. Также отличительной особенностью аниме является та психологическая нагрузка, которую оно несёт. Существуют разные жанры, но практически каждый мультфильм – это отражение каких-либо философских размышлений и творческих исканий авторов. Есть, конечно, и незатейливые детские мультики, но я предпочитаю смотреть серьёзные ленты, например, шедевральные сериалы «Neon Genesis EVANGELION» и «Hellsing». Там и разнообразие в сюжетах, и личная драма главных героев, и романтика, и приключения, местами кровь и жестокость нашего мира. Короче, за душу задевает! Если не смотрели, то настоятельно советую это сделать. Кстати, удивительно, но когда речь идёт об аниме, слово «сериал» не вызывает рвотный рефлекс, всё смотрится на одном дыхании.

– Расскажи подробнее о жанрах.

– Их много, так что остановлюсь на основных.

^ Драма – достаточно редкий для аниме жанр драматически-трагического повествования. Основной признак – отсутствие выраженного «хэпи-энда».

Меха – фильмы с участием сложных самодвижущихся механизмов. Обычно этим термином обозначают «гигантских роботов». Огромные человекоуправляемые боевые машины определят действие сюжета.

Киберпанк – жанр аниме, рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определена компьютерными технологиями. Будущее при этом предстает мрачными и бесперспективным.

Апокалиптика – разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.

Пост-апокалиптика – разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы, после Конца Света.

Фэнтези – здесь аниме повествуют о мирах «меча и магии». Персонажи фэнтези – не только люди, но и разнообразные мифологические существа – эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.

Мистика – жанр аниме, в которых взаимодействуют люди и различные таинственные силы. Последние не поддаются однозначному научному описанию. Столкновения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами.

Романтика – аниме, повествующее о любовных перипетиях.

Боевые искусства – жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.

^ Психологический триллер – в мультяшном сюжете раскрываются «приключения человеческой души». Попадая в необычные ситуации, герои таких фильмов переживают сложные психологические изменения.

^ Хентай – эротическое или порнографическое аниме. Дословно переводится как «извращенный».

Яой – жанр аниме, рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях.

Юри – жанр аниме, рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях.

И это далеко не всё! Если перечислять подробно все жанры и тонкости каждого из них, можно сутками говорить.

– И последний вопрос, как у вас в «Another club» обстоит дело с новыми членами?

– Пока в клубе официально состоят около 20 человек, но почти на каждой встрече появляются новички. Мы всегда рады, когда приходят люди и привносят с собой что-то новенькое. Если кто хочет, то зайдите на наш форум, пообщаемся, а захотите – и в клуб вас пригласим.

Глеб Полянский,

г. Барнаул


+ БИЭМЭКСЕРЫ, или Кому снится «пробивка»

В английском языке есть два слова, похожие по звучанию, которые обозначают двухколесные транспортные средства: мотоцикл и велосипед. Motorbike и, соответственно, bicycle. В русском языке для обозначения приверженцев этих транспортных средств прижилось слово «байкер». Так и с субкультурами: этим словом обозначаются и группы мотоциклистов, и велосипедистов. Но велосипедистов еще называют – BMXеры, или, в русском написании, «биэмэксеры».

В Екатеринбурге есть несколько групп людей, катающихся на разных велосипедах. Существуют три основных типа двухколесных транспортных средств: горные, шоссейные и BMX. У каждого из типов есть несколько вариантов стиля катания.

Горный велосипед:

– триал;

– кросс;

– велотуризм;

– фрирайд;

– даунхилл.

Шоссейный велосипед:

– трековые гонки;

велотуризм.

BMX:

– парк;

стрит;

флэт.

Теперь подробнее о субкультуре биэмэксеров. В нашем городе формальной организации, посвященной ВМХ, не существует. Есть только группы велосипедистов, которые давно знают друг друга и катаются только в определенных местах. Таких мест в Екатеринбурге немного. Это площадка перед спортивным магазином «Аркада», площадка на набережной, около Театра драмы и совсем маленькое место возле супермаркета «Дирижабль». Главной особенностью этих площадок являются специальные конструкции, которые позволяют делать различные трюки. Как правило, это фанбокс, квоттер и рампа.

Все представленные конструкции есть только у «Аркады». Другой особенностью площадок является то, что на них претендуют еще и скейтеры, благо маленькие колеса скейтборда легко передвигаются по деревянным конструкциям. Отсюда – «холодная война» между обеими субкультурами. ВМХеры всегда одерживают победу, так как велосипед заведомо больше скейта и, соответственно, BMXеру легче вытеснить маленькую «досочку» на колесиках. В ответ скейтеры осуществляют вредительские акции: мусорят на площадках и бьют стекла. ВМХеры пока терпят. Отношение к другим субкультурам также толерантное, главное – не вредить друг другу и, по возможности, не пересекаться.

Чтобы стать членом ВМХ-сообщества, необходимо иметь только велосипед и хорошо разбираться в его устройстве. Велосипед не должен быть слишком дорогим, иначе засмеют, ибо только профи может иметь по-настоящему дорогой велосипед.

Конкретных примеров для подражания среди наших ВМХеров нет, остается смотреть заграничные видео. Это открывает большие возможности для велосипедистов, когда фактически каждый может стать профессионалом. Но, как это часто бывает, после трех-четырех лет катания ВМХер переходит в более тяжелый класс – горных велосипедов.

ВМХ отличается от горного примерно как «Ока» от «Мерседеса». Главное – простота: легкая рама, отсутствие тормозов, одна передача и легкие, но прочные колеса. Отдельные трюкачи ставят на вилки своих велосипедов пеги – это специальные выносы, которые позволяют зацепляться за трюковые конструкции.

Среди ВМХеров, как среди любых других спортсменов, приветствуется здоровый образ жизни. Если хочешь покурить или выпить, то делай это так, чтобы никто не видел на месте тренировок, иначе просто выгонят с позором.

Как вид спорта ВМХ опасная штука. Впечатляющие трюки даются неделями тренировок и огромным количеством ссадин и переломов, поэтому если человек, садящийся на велосипед, хочет научиться всяческим выкрутасам, он должен в обязательном порядке купить себе «защиту». Стандартный набор здесь: шлем, наколенники вместе с защитой голени и специальные накладки на руки. Если ВМХер предпочитает флэт, то защиту можно не покупать. Этот тип катания, основанный на балансировке, не столь фееричен, как стрит (трюковое катание по улицам) или парк (трюковое катание на специальных площадках), но у него есть неоспоримое преимущество – заниматься флэтом можно и зимой, например, в подземных переходах, так как специальной площадки не нужно.

Специальные соревнования только для ВМХеров в нашем городе не проводятся. ВМХер может засветиться только на общих соревнованиях по экстремальным видам спорта. например, на «X – games», где вместе с роллерами и скейтбордистами показывает свое мастерство.

Определяя сообщество ВМХеров как субкультуру, можно сказать, что объединяющим стержнем является велосипед ВМХ и все, что с ним связано, а также экстремальный спорт. Специфических идей и убеждений у этих ребят нет, главное – беззаботно радоваться жизни. Авторитет зарабатывается весьма простым способом, главное – это стаж катания и умение делать безбашенные трюки. В одежде приветствуются все велосипедно-экстремальные бренды, но большой роли это не играет, еще раз повторю, главное то, как ты катаешься.

С каждым годом все больше девушек вступает в ряды ВМХеров, и как ни странно, они показывают неплохие результаты, чем подстегивают парней, которые совершенствуются с еще большей резвостью.

Когда садится солнце и спадает жара, ВМХеры бросают велосипеды, садятся на маленький фанбокс и, уставшие, обсуждают, насколько круто сегодня покатались. Возможно, кто-то из них представляет себе, как через несколько лет он, состоявшийся человек, в выходной день выкатит свой прогулочный раста-байк и размеренно поедет в глубь парковой аллеи, вспоминая, какие финты крутил в беззаботной юности на своем бэмике.

Сергей Рыжков


Приложение. Из жаргонной лексики биэмэксеров

АНТИДОБРО. «Реальный» трюк.

АУКЦИОН ПО СКУПКЕ ВОЛОС. Студенческие лекции.

БАЛАНС. Способность удерживать равновесие.

БАНАН. Неудачник.

Син.: Лясик.

БАНИК. Прыжок.

БРЮЛЬ. Рубль.

БЭМИК. Велосипед BMX.

ГОПНИК. Небайкер.

ДЕСТРОЙ. Деструктивной поведение; дебош.

ДРОЧИТЬ. Долго и упорно добиваться выполнения какого-л. трюка.

ЗАЛИПАТЬ. «Тусоваться».

ЗЛО. См. «антидобро».

К^ АЛЕЧИ. Новички.

КАТАТЬ. Кататься. Три часа в одиночку катал.

ЛАРЛАРД. Доллар.

МЕРТВЯК. Пешеход.

«ОТ ДУШИ ЗА БЕЛЯШИ». Сильное падение.

^ Син.: Расфоршмак не в кисляк. Расфоршмачился не в кисляк.

ОТЕЦ. Тот. кто лучше всех катается.

ПРОБИВКА. Прыжки на заднем колесе.

СЕРФ. Езда на заднем колесе.

СЕРФ НА ЖОПЕ. Серф с падением на пятую точку.

СПОТ. Место для катания.

ТОЧИТЬ КАРАНДАШИ. Заниматься сексом.

УБОРКА. Падение.

ХОЛОКОСТ. Что-то очень плохое.

ЧЕЛ. Обращение.

^ ШУМАХЕР (-А). Автомобилист.


+ БЛОГГЕРЫ, или Новый шаг в эволюции культуры

У меня отключили Интернет (выделенки пока нет, а карточка кончилась)… Ужас!!! А Он только собирался выслать мне свою фотографию… Настроение мгновенно упало, и в два часа ночи я принялась звонить по всем доступным телефонам информационных служб с просьбой дать мне телефон провайдера, предоставляющего Интернет в кредит. Провайдеры же, в свою очередь, сказали мне, что на мою АТС они предоставить Интернет в кредит не могут. Настроение было испорчено напрочь. Жизнь не удалась! (Вот до каких мыслей может довести пагубная приобщённость ко Всемирной паутине!) Мне стало так грустно и одиноко без Него – того, кто покорил моё сердце забавными смайликами; без моей аськи, которая постоянно глючит; без моего любимого сайта, где я получаю кучу полезной информации. Времени было ещё три часа ночи – «ещё», потому что в это время общение в глобальной Сети у меня обычно идёт полным ходом. Т.к. уснуть я теперь всё равно не смогу, я решила не терять времени даром и совместить приятное с полезным – написать этот материал… Приятное – потому что всегда приятно писать о том, что является частью твоей жизни. А полезное – потому что полезно писать о приятном!


Есть масса способов общения в Интернете. Например: форум, чат, «мыло», аська, ЖЖ… Каждый способ по-своему хорош. На форуме можно получить дельный совет или обсудить наболевшую тему. В чате – просто пообщаться одновременно с несколькими людьми. На e-mail можно написать длинное письмо с множеством сопутствующих файлов. В аське – потрещать с интересным тебе человеком в «прямом эфире». И, наконец, ЖЖ – Живой Журнал.

Живой Журнал – это русская версия зарубежного LiveJournal. Суть ЖЖ состоит в следующем: любой человек может зарегистрироваться на сайте и публиковать там свои записи, как в личном дневнике. Эти записи можно сделать доступными только для друзей, а можно предоставить на прочтение всем желающим. Можно разрешить эти записи комментировать. Комменты могут оставлять также только твои друзья или все пользователи ЖЖ. Это уж кто как хочет. Это сделано для того, чтобы оградить пользователя от ненужных или неприятных ему людей.

Кроме записей можно вставлять в ЖЖ фотографии, картинки. Давать ссылки на тот или иной адрес. Допустим, если тебе что-то показалось очень интересным, и ты хочешь поделиться этим с друзьями. Также в настройках журнала существуют разные опции. Например, «Текущее настроение». Настроение может задаваться двумя путями: пользователь характеризует его либо словесно, либо смайликом.

ЖЖ бесплатен. Но есть и платные настройки – для желающих получить больше возможностей в настройке внешнего вида журнала (стоит это удовольствие около 3 $ в месяц). Таким образом можно, например, выяснить, как читатели относятся к тому или иному явлению, путём добавления к своим записям опроса.

В нашей стране ЖЖ пользуется огромной популярностью. На сегодняшний день число юзеров превышает сотни тысяч человек. А это немаленькая цифра. По числу активных пользователей ЖЖ Россия стоит на третьем месте. Впереди – США и Австралия. И несложно понять, почему. Людям просто необходимо общение. А в наш век информационных технологий и вечной занятости грех не воспользоваться Интернетом. Часто человек приходит домой с работы, с учёбы, и ему не с кем поделиться своими мыслями, некому рассказать, как прошёл сегодняшний день. Поэтому множество людей прибегают к нехитрому способу отделаться от своей невыговоренности. Они просто заходят в свой «виртуальный дневник» и публикуют то, что на душе. Приходят другие юзеры, дают коммент – и всё! Никаких проблем! Никакого психолога не надо!

Среди многочисленных пользователей ЖЖ главное – не потеряться и не запутаться. Очень важно то, что можно искать друзей в ЖЖ по интересам (они указаны в информации о пользователе). Также нужно понимать мотивы, побудившие человека завести свой сетевой дневник.

В ЖЖ также существуют и уже сформированные сообщества. Поэтому, если возникает какой-то вопрос, можно обратиться по указанным адресам:

www.livejournal.com/community/ru_kino – здесь обсуждаются различные фильмы, выкладываются рецензии на новинки кинопроката.

www.livejournal.com/community/ru_kitchen – здесь размещены различные кулинарные рецепты, а также обсуждаются разнообразные кулинарные изыски.

www.livejournal.com/community/ru_travel – здесь обсуждаются вопросы, связанные с путешествиями.

www.livejournal.com/community/ru_med – здесь можно обсудить вопросы, связанные со здоровьем, на странице полно разных врачей…

Сообществ, посвященных книгам или образованных «вокруг» книг, в ЖЖ особенно много: здесь, например, – http://community.livejournal.com/booktalk_spb/ – общаются книголюбы Питера.

Тут – http://community.livejournal.com/horror_news/ – раздолье любителям «ужастиков».

А организаторы этого сообщества уверены, что знают, какие книги можно посоветовать для чтения – http://community.livejournal.com/knigi/ .

http://community.livejournal.com/4itaem_za_vas/ – название этого сообщества говорит само за себя: «читаем за вас»; действительно, читают и… пересказывают.

А это любительницы любовных романов:

http://community.livejournal.com/lovebooks/ .

А это клуб любителей фантастики: http://community.livejournal.com/fantasy_ru/ .

А это – «книжная полка патриота»: http://community.livejournal.com/patriot_knigi/ .

«Православная литература о Боге для детей» –

http://community.livejournal.com/ru_anastasia/ .

Книги о детстве: http://community.livejournal.com/ru_childhood/ Это только малая часть ссылок на сообщества о книгах.

Кроме этого любой пользователь может почитать ЖЖ своего кумира (в том числе, любимого писателя или поэта). Ссылки на дневники знаменитостей можно получить по адресу: http://community.livejournal.com/users/ansate/39466.html .

Из наших екатеринбургских знаменитостей лично мне интересен ЖЖ драматурга и режиссёра Николая Коляды (www.livejournal.com/users/kolyadanik/). Мне бы хотелось процитировать одну запись:

«Про пошлость. Недавно я увидел по телевизору одного хорошего артиста. Прям глаз невозможно оторвать – страшненький, а такой талантливый, сразу видно это, и ни на кого не похож. Говорят, что он откуда-то из провинциального театра. Пришел я в театр, рассказал всем про этого артиста. Ягодин говорит, смеясь: «Погодите, вот в новогодних передачах появится, петь будет!». И я ужаснулся, задумавшись. А ведь правда: будет петь. Всякий, кто стал популярен, пытаясь оставаться популярным, влезает в эту всемирную пошлость, купается в ней, жрёт её и думает: всё нормально, я тот же, во мне ничего не изменилось. Но изменилось и меняется, и ещё как меняется. Несколько лет назад мне предложили спеть песню в одном концерте – концерт показывали потом по первому каналу. И как-то Бог уберёг меня от этого, заболел я или ещё что. Как-то избежал, и теперь руками и ногами крещусь, что не вышло. Не потому, что я такой хорошенький, белый и пушистый, наоборот – такой же, как и все, с радостью тогда на этот концерт согласился, так же хотелось популярности, что ли, быть эдакой рок-звездой, узнаваемым. Сейчас думаю: так легко сойти с тропочки, провалиться в снег по горло, когда идёшь по полю, занесённому снегом, нащупывая каждый шаг!».

А еще в ЖЖ можно встретить самых разнообразных людей! Психов, маньяков, старых знакомых, бывших однокурсников, первую любовь – да мало ли кого! По этому поводу уже написано и рассказано немало. Из примеров «народного творчества» о ЖЖ я бы хотела представить анекдот:

«Мерседес» столкнулся с «Запорожцем». После разборки водитель «Запорожца» приезжает домой, заходит в ЖЖ и пишет: «Ехал по улице, врезался в меня какой-то …, водить не умеет, …, права купил, голову забыл, зато на заднее стекло наклейку с Бритни Спирс наклеил. Приехали гаишники, …, не разобрались, взяли 600 баксов».

Через какое-то время он получает комментарии:

«Ты, …, сам понял, что сказал? Кто здесь …? Мало я в тебя въехал, надо бы расплющить! А Бритни не трогай, она честная женщина. Вова, автолюбитель».

«Так, я не понял, кого ты … назвал? У меня твой номер записан! Сержант Вакарчук».

«Вакарчук, ты сегодня 600 баксов срубил и не хочешь меня в клуб сводить? Завтра же уйду от тебя к Глушко! Мурка».

«Мурка, ты с гаишником? Я повешусь! Поэт Вася».

«Так, Василий, вы в курсе, что я сегодня последний раз прихожу за деньгами и, если их не будет, выкидываю вас на улицу? Квартирный хозяин Шлемайсберг».

«Шлемайсберг? Гришка? Вот это да! Сот лет не виделись! Как ты? Твой одноклассник Максим-длинный».

«Максим, пришла пора признаться: а ведь у меня ребёнок-то от тебя! Люся Ивушкина».

«Что-о? Ещё и это? Ты, Люська, смотри, в чьём журнале пишешь! Хозяин журнала я – муж твой!».


ЖЖ – это не просто способ самовыражения, это жизнь человека. Некоторые считают, что общение в сети Интернет – это лишь жалкое подобие реальности. Другие, напротив, только таким образом и общаются с людьми. Я считаю, что в виртуальном общении нет ничего плохого. Таким образом можно приобрести множество друзей или просто собеседников; можно получить ответ на любой интересующий вопрос; можно, в конце концов, найти свою «вторую половинку». Очень часто виртуальное общение переходит в реальное. Люди начинают регулярно встречаться, общаться уже «вживую». Общение через глобальную сеть – это лишь один шаг в эволюции человека, точнее – его культуры… И далеко не последний…

Ирина Новикова


Приложение. Аннотированная библиография

Иванов А. Живущие в сети // На смену! 2005, 27 октября.

Кутало Татьяна. Пьяная песня в Живом Журнале // На смену! 2006, 1 июля: «В Екатеринбурге, в клубе «Посторонним В» (он же «Киноклуб») прошла вечеринка, посвященная Интернет-блогам Live-Journal под названием «КвартирникКК». Организаторы окрестили мероприятие громким словом «фестиваль», добавив красивое слово «контркультуры». Оказалось, что под фестивалем понимается: а) награждение победителей предварительно объявленного в Сети творческого конкурса под названием «Превед из Интернета!»; б) выступление екатеринбургских коллективов, таких, как «Мохнатые ракеты», Badens Lamback, «Концы» и «Джон Глюк». Победителей ЖЖ-конкурса награждали в номинациях «Проза жизни» и «Непроза», дарили каждому по 100 евро и, конечно, водку».


+ БРЕЙКЕРЫ В ПОЛЕВСКОМ, или Дыщ!..

«Брейк – это целый мир» – так утверждают поклонники этого непонятного и часто сумасшедшего танца.

«Нет, – говорят другие, – брейк – это гораздо больше!».

В городе Полевском первая (и пока единственная) школа брейк-данса – Break Master School – появилась в 2000 году. Организаторами ее являются Александр Синичкин (больше известный как Masta Siniy) и Елькин Андрей (Ёл). До того, как появилась школа брейка, с 1998 года ребята просто собирались тренироваться в своё удовольствие. Танцевали «где придётся», постоянное место для тренировок найти было очень сложно – брейк был новым видом спорта для маленького города. Но, несмотря на все преграды, Синий и Ёл смогли открыть школу брейка и, тем самым, положили начало брейкерскому движению в Полевском. Одновременно с созданием школы была создана и команда – Break Master Squad (в составе: Синий, Ёл, Димачо и JC). В Полевском уже дважды проводились ежегодные областные соревнования «Break Master Session», в которых участвовали более ста лучших брейкеров со всей области.

В ноябре 2005 года на базе BMS образовалась группа «Дури нет», танцующая в стиле хип-хоп. В ее составе четыре девушки: JC, Яна, Джалена, Шоколадка. Популярность пришла к ним после первого же выступления: 29 декабря 2005 года группа «Дури нет» покорила Полевской на конкурсе молодых исполнителей «Свежий ветер». Далее последовала череда выступлений в клубах города Полевского, выступление на Дне молодёжи. За полгода своего существования команда девчонок успела выступить на одной сцене с участниками «Звезды танцпола». Юля Синичкина (JC), являющаяся тренером в школе брейк-данса и группе «Дури нет», занимается брейком три года. «В брейке слабонервные не выдерживают. Брейк – это танец для сильнейших. Вот таких, как Димачо, например (ученик BMS). Вот он за шесть лет стал устоявшимся брейкером». Вот и Юля – далеко не слабонервная би-гёрл – в этом году решила получить высшее образование по специальности «фитнес» и поступила в РГППУ на факультет физической культуры.

Другие две участницы команды – Яна и Джалена – в BMS пришли в сентябре 2005 года и уже в декабре начали выступать в составе «Дури нет». Самое тяжёлое, по мнению Яны – в одиннадцатом классе совмещать учёбу с тренировками. И это её очень расстраивает. «Яна у нас – это просто кадр! – смеётся Юля Синичкина. – Она вечно себе что-нибудь покалечит! Девочка авария!».

– Яна, аккуратно!

– Не покалеч...

Дыщ!..

– Ну, вот такая она!

Лена, тоже получив однажды травму, была вынуждена на какое-то время отказаться от танцев. «Тогда я поняла, что не могу без тренировок. Я люблю брейк и нашу группу, и разлюбливать пока не собираюсь».

Юля Синичкина – одна из первых девушек в городе, начавшая заниматься брейк-дансом. Четыре года назад она загорелась идеей танцевать брейк и пришла на тренировки к Синему. Затем, было время, бросала, но начинала снова. Получив предложение танцевать в группе, с радостью согласилась.

Так образовалась танцевальная группа «Дури нет», которая и по сей день радует поклонников своим уникальным творчеством. А если и вы решили попробовать себя в этом экстремальном виде спорта, то – дерзайте! «Тренироваться сложно, но можно. Было бы желание» – утверждает А.Синичкин.

Любовь Панкович

Доп. см. Рэперы в Екатеринбурге; Рэперы в Новоуральске.


+ «БУРЕВЕСТНИКИ», или «Крышу» заказывали?

В каждом районе любого города существуют определенные группы людей с криминальным образом жизни. Их принято называть гопниками, или отморозками. Столица Урала в этом отношении не стала исключением. «Буревестники», о которых мы начинаем рассказ, – это не любители творчества М. Горького, как может показаться на первый взгляд, а одна из таких околокриминальных групп. Речь идет о сообществе молодых ребят в возрасте от 18 до 30 лет.

Рождение этой группы можно датировать 2000 годом, когда в Юго-Западном районе г. Екатеринбурга открылось кафе «Буревестник». Оно стало место ежедневных сходок людей, назвавших себя «буревестниками», и получило собственное имя – «База».

Площадь территорий, контролируемых группировкой, довольно велика. Она занимает участок от района «Самострой» до цыганского поселка, который расположен вдоль улицы Шаумяна.

В качестве мотивов, объединяющих эту группу, можно выделить такие факторы:

1. Наличие родственных связей между отдельными членами данной субкультурной группы;

2. Общие деловые интересы;

3. Общее место учебы (большая часть этих людей являются выпускниками гимназии №116).

У «буревестников» существует определенная иерархия. Они делятся на так называемых «старших» (от 25 до 30 лет) и всех остальных (от 18 до 25 лет). Ярко выраженных лидеров нет. Хотя отдельные члены группировки в качестве вожаков называют братьев Л-вых и М-вых.

«Буревестников» нельзя полностью отождествлять с гопниками, по крайней мере, в бытовом понимании этого слова: «тот, кто имеет короткую стрижку, ходит по темным улицам и отнимает у одиноких прохожих сотовые телефоны». «Буревестники» – парни посерьезнее. Как правило, все они имеют свой бизнес со стабильно высоким доходом. Их бизнес абсолютно легален.

Кроме занятия бизнесом, «буревестники», по слухам, рэкетируют, или крышуют, мелких предпринимателей. Поддерживая свой авторитет, «старшие» стараются активно «спонсировать» остальных ребят щедрыми гонорарами.

Большинство членов группировки – спортсмены. Преимущественно, мастера спорта по боксу и каратэ.

«Буревестники» предпочитают спортивный стиль одежды, дорогостоящие спиртные напитки и т.п. У большинства есть свой автомобиль.

Основными развлечениями «бригады» являются совместные походы на дискотеки, игра в карты, курение травы.

По данным наших информаторов, у «буревестников» есть определенная связь с пресловутым ОПС «Уралмаш», но какой характер носят эти отношения, остается тайной.

Константин Курбатов


Доп. см. «ПИОНЕРЫ»


+«ВАРРАКСИСТЫ», или Другая сторона тьмы


В людях не так смешны те качества,

которыми они обладают,

как те, на которые они претендуют.

Ф.Ларошфуко


Любая интернет-культура приобретает черты, отличные от субкультуры традиционной. Дворовая субкультура зачастую лишает людей выбора, а Интернет в этом случае более демократичный. В субкультурные сообщества Интернета вступают или не вступают добровольно. Даже отторжение там происходит безболезненно. Расхождения в интеллектуальном развитии, в лексике в Сети почти незаметны, и изгоев там значительно меньше. В данном случае человек выбирает себе среду и живет в ней, если она ему понравилась. Если не понравилась, то он ее меняет на другую, более для него комфортную.

В том, что в Сети просто обнаружить много материалов на интересующую тему – причины полного погружения в сеть, вплоть до отвержения реальной жизни. Можно найти или создать вокруг себя интересную для общения среду. Многие субкультуры Интернета, в том числе и та, которую мы поставили целью исследовать, находятся в прямой зависимости от своего вдохновителя и создателя и его центральной идеи.

Интимное общение с тысячами привлекает человека, он остается в понравившейся ему субкультуре и становится ее частью. Причем частью значимой, он имеет право голоса и, не видя своих собеседников, не страшится звука своего голоса. В Интернете легче быть услышанным, понятым и поддержанным за счет огромного количества людей.

Так, объединяющий фактором для «варраксистов» стал создатель сайта Варракса – Андрей Борцов, некий сатанист из Москвы. Создав свою домашнюю страничку, он, сам того не ожидая, стал автором и лидером целого течения, потому что комплекс выдвинутых им идей привлёк многих. «Варраксисты» идут по так называемому «пути Левой руки», они пересматривают понятия добра и зла. На сайте Варракса есть огромная библиотека, где присутствуют как материалы, касающиеся общих философских проблем, так и статьи, опровергающие устоявшиеся взгляды на личность Сталина, Гитлера, Солженицына, на события Второй мировой войны, инквизицию, национализм и т.д. Проще говоря, сатанисты считают, что все не так, как думает большинство. Их ценностные ориентиры смещены и зачастую полярны общепринятым. При этом ресурс сайта включает в себя разделы, не претендующие на серьёзность: армейские маразмы, стихи и прозу, картинки. Летоисчисление «варраксистов» нестандартное – со дня легализации сатанизма в мире, т.е. со времени создания А.Ш. ЛаВеем Церкви Сатаны в США («Вполне достойная дата, с моей точки зрения», – заявляет Варракс).

Теоретическая база варраксистов хотя и основана на сочинениях Ла Вея, имеет куда большее количество источников пополнения. Библия Ла Вея так и не стала для сатанистов тем же, чем является библия для христиан.

Главным и неприкасаемым человеком в этом Интернет-сообществе является, конечно, Warrax. Заметьте, на сайте Warrax.net нет гостевой и чата – привычных разделов сайта, что указывает на то, что это всё-таки домашняя страничка «для своих». Да и не на все письма, приходящие на электронный ящик, Варракс ответит, – посчитав их глупыми, он может просто высмеять их, прокомментировав в одном из материалов. Попасть в ряд «уважаемых» можно только понравившись самому Варраксу или его друзьям – соавторам и идеологам сайта – Doctor,у, Dem,у (Den-m) и Olegern,у. Этими людьми и написаны основные материалы на сайте (FAQ, «Princeps Omnium», «Круче сотоны только Сотонисты», «Гомогенез», «Христианство на Руси с точки зрения соционики»), в которых они выражают свою позицию по отношению ко всем и всему. Остальные посетители могут размещать на сайте свои материалы (статьи, стихи, рассказы) после ознакомления с ними Warrax,ом. Поэтому, можно сделать выводы, иерархия здесь трехступенчатая: Warrax, его ближайшие сподвижники и остальные посетители, ранг которых зависит от отношения к ним вышестоящих.

Один из посетителей сайта Виталий так говорит о своем знакомстве с Warrax.net.

– Познакомился с сайтом Варракса лет в тринадцать. Просто ввел в поисковой системе слово «сатанизм» – я увлекался дарк-музыкой. На сайте меня привлекла не просто напыщенная вычурность, характеризующаяся количеством пентаграмм на квадратный сантиметр площади экрана, а аналитическая проработка реальности и интеллектуальная позиция.

Из материалов сайта Warrax.net:

«Стандартное заблуждение – представлять, что есть только христианский монотеистический бог и, следовательно, только христианское восприятие Сатаны как падшего ангела и т.д. Бог и Сатана, как неоднократно говорилось, – это архетип плюс соответствующий эгрегор. Т.е. метафизически Сатана – Сила, изменяющая мир (обратите внимание, не просто разрушающая, а изменяющая); бог – Сила, сохраняющая мир в неизменности. Ни то, ни другое не может существовать отдельно. Специально отмечаю, что это не некие сущности, а абстрактные понятия, удобные для описания картины мира».

Подобные мысли высказывались и задолго до появления сайта Варракса. Поэтому выделяем две черты принадлежности к субкультуре – поддержка идей, высказанных на сайте и поддержка идей, высказанная именно на этом сайте. «Варраксисты» хотят быть символами реальной, полноценной жизни – олицетворением всего «лучшего»: властности, гордости, мудрости, чувственности, эгоизма, любови и ненависти. Они хотят символизировать наслаждение жизнью, – в отличие от аскетичного выхолощенного образа Христа. Они призывают жить полноценно, без внешних ограничителей, уничтожая в себе «человеческое, слишком человеческое» (по Ф.Ницше), руководствуясь Необходимостью и Целесообразностью в повседневной жизни, способствуя проявлению Ада на Земле. Разумеется, Ад здесь трактуется не так, как он представлен в понимании обывателей. «Варраксисты» не хотят жить по «животной» программе – есть, плодиться, защищать свое жилище и детей, а также территорию обитания. Для них важно быть Личностью, становлению которой, по их мнению, способствует сайт Warrax.net.

Развиваясь, в России варраксисты нашли себе врага номер один – православие. Причем неприязнь у них вызывает не само православие как таковое, а действия РПЦ или отдельных ее представителей. Надо сказать, что многие священники, особенно провинциальные, понятия не имеют об истинном сатанизме. Далеко не все из них способны сказать как диакон Андрей Кураев:

– Сатанизм – это не ругательство. Это строгий богословский термин. Это – не идея, несогласная с учением Православной Церкви. Это – не язычество, не ересь, не атеизм. Если сюжеты Библии, в которых действует сатана, читатель комментирует: «На самом деле этот сатана, который там действует, – это великий духовный руководитель и учитель человечества, и истинный спаситель». Вот там, где начинается такая апология сатаны, – это и есть сатанизм.

Специфика Интернета не позволяет сказать о предпочтениях членов субкультуры в одежде, музыке и т.д. «Невидение» друг друга, невидимость, скорее всего, и не позволяет выработать ту или иную манеру, скажем, одеваться. Хотя, судя по оформлению сайта и внешнему виду человека, принадлежащего к этой субкультуре, который был нашим интервьюируемым, можно сказать, что доминирующим цветом в одежде является черный, хотя, а это подчеркнуто на самом сайте, внешнее соответствие не только необязательно, а даже в чем-то пагубно. Идеологию сатанистов отличает яркий индивидуализм. На нем и построено отрицательное отношение к христианскому богу как подавляющему личность человека.

У варраксистов есть своя оригинальная лексика, но большей частью речь похожа на словарный запас выпускника философского факультета. Во главе угла стоят понятия Добро, Зло, Сатана, Бог, Сатанизм, Свобода, Гуманизм и другие. Это общегуманитарные фетиши.

Наиболее близкая к варраксистам субкультурная группа – сатанисты, частью которой, собственно, варраксисты и являются. Негатив, с которым всегда встречалось это слово, происходит, считают варраксисты, от простого незнания. Есть люди, режущие кошек на кладбище или приносящие в жертву людей. Они называются дьяволопоклонниками, но никак не сатанистами. Сатанизм ничего общего с жертвоприношениями и тому подобными ритуалами не имеет. Об этом говорят сами сатанисты.

«Варраксисты» объединены комплексом идей и взглядов, но трудно сказать, что эти идеи объединены в религиозную (или антирелигиозную) систему. Для такой системы варраксистам не хватает догматизма.

Аксинья Белоцерковец,

Михаил Богданов


+ ГЕЙМЕРЫ–ВАРКРАФТЕРЫ, или Они живут рядом с вами


Варкрафт – это прога для запуска доты.

Распространенная шутка


Что такое Интернет? Для кого-то это огромное количество полезной и бесполезной информации, для кого-то – место для общения (форумы и чаты), а для кого-то – это воз­можность многопользовательской игры.

Многопользовательские, или мультиплеерные игры бывают разные – от шутеров типа Counter-Strike и Quake до MMORPG, ярчайшими представителями которых являются World of Warcraft и Lineage 2. Где-то в огромном количестве этих онлайн-игр затесалась отличная игра под названием Warcraft 3. Не думаю, что о ней никто не слышал – игры этой серии уже в течении десяти лет выпускает зарубежная кампания Blizzard, и венцом этих десятилетних трудов стала вышеупомянутая World of Warcraft.

Но речь пойдет не о WoW, а об обычном Варкрафте. По идее, это однопользователь­ская игра с несколькими одиночными кампаниями и ставшим уже легендарным сюжетом. Основа игры – так называемый ладдер (от английского ladder – лестница), то есть игра на развитие, движение по определенным ступеням – откуда и название. Цель игры – отстроить базу, нанять армию и пойти войной на противника. Варкрафт пользовался популярностью, но опытные игроки стали предпочитать другие игры, поскольку Варкрафт был пройден полностью и ничего нового не предвиделось. И тут Blizzard сделала хороший ход – она прорабо­тала сервис Battle.net для Варкрафта.

Батлнет – это веб-пространство для пользователей Варкрафта, где игроки со всего света могли поиграть друг против друга или просто пообщаться. Сервис оказался про­думанным – чего только стоит идея с аватарами в виде героев Варкрафта за 25, 150, 350, 750 и 1500 побед. Также поддерживались кланы – игроки могли объединяться в группы с вождем, шаманами, бугаями и рабами. Именно такая иерархия имела место в оригиналь­ной игре. В общем, фанаты были просто счастливы.

Тем не менее многим ладдер быстро надоедает, и в один прекрасный миг IceFrog, Guinsoo и Eul загорелись идеей сделать мультиплеерную RPG-карту для Варкрафта. Им это удалось, и далее речь пойдет именно о ней, о карте, которая уже стала культом во многих странах мира…




оставить комментарий
страница1/8
Ю.В. Шинкаренко
Дата06.05.2012
Размер2,38 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх