Конспект урока по лирике М. А. Дудина «Он о войне по-своему сказал» icon

Конспект урока по лирике М. А. Дудина «Он о войне по-своему сказал»



Смотрите также:
Урок по литературе в 11 классе Тема урока: «Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В. В...
Конспект открытого урока внеклассного чтения в 11 классе «Память о войне к нам переходит по...
Как составить конспект урока русского языка. Конспект урока...
Как составить конспект урока русского языка. Конспект урока...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) Предмет:...
Конспект урока по теме «Тема Родины в лирике Л. К. Татьяничевой»...
План-конспект урока “welcome to bashkortostan” Муталова Луиза Фатиховна...
Конспект урока истории по теме «гражданская война: белые...
Конспект открытого урока по окружающему миру. Программа А. А. Вахрушева 2 класс...
Конспект урока. Литература 11 класс. Таланкина Людмила Алексеевна...
Тема урока Тип урока...
Урока Тема урока Кол-во ча-сов...



скачать
Конспект урока по лирике М.А. Дудина

«Он о войне по-своему сказал».


(Урок-исследование стиля писателя.)


Учитель МОУ Иванковской СОШ

Фурмановского района

Волкова Н.А.


Задачи.

1.Учить видеть особенности стиля писателя; закрепить знания по теории литературы.

2.Развивать навыки литературоведческого анализа; развивать логические процессы: сравнение, обобщение, выделение главного; развивать навыки связной речи; развивать умение ставить задачу, намечать пути её решения, осуществлять намеченное.

3.Через исследовательскую самостоятельную работу воспитывать интерес к предмету и научной работе; воспитывать интерес к истории края; воспитывать чувство товарищества через работу в группах.)


Учитель: О Великой Отечественной войне написано много, о ней еще напишут немало.

Вновь, с камнем памяти на шее

Топлю в себе тебя - война,

Но как в затопленной траншее,

Опять всплываешь ты со дна, -

признавался поэт-фронтовик К. Симонов.

Прошедшие войну не забывают и не забудут о ней. Ивановские поэты Владимир Семёнович Жуков и Михаил Александрович Дудин - ровесники, поэты-фронтовики - тоже писали о войне и во время войны, и спустя годы, и спустя десятилетия…

На листе с цифрой 1 напечатаны два стихотворения этих поэтов.

^ Позывные сердца

Ну что с того, что все мы тленны… Полно,

коль не забудешь,

затоскуешь ты, -

среди других найдешь меня, коль волны

твоей души не сменят частоты.


А смерть глупа. А смерть слепа, бессонна –

знай по стволам

своей клюкой стучит.

И если навсегда с землей зеленой

меня шальной осколок разлучит

к своим,

к землянке вытащат связные,

хоть о тебе не знают ничего…


Пройдут года.

Ты слышишь позывные

простреленного сердца моего?


* * *

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади Земли?

^

Давно пора. Под пеленою пепла


Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От черствых слез и прозреваешь вновь.


Смотри – весна. И над равниной русской

Молочно-лиловатый свет.

…Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.


Подготовьте для чтения вслух стихотворение Дудина. Что? Какое из этих стихотворений написал Дудин? Не указан автор? Предлагаю убедиться, что не только без указания на автора, но и без слов в стихотворении авторство можно если не определить точно, то хотя бы предположить. (Предлагаются заранее напечатанные на бумаге или на доске «тексты».)

1.Та тат.

Тата,

Та татат татат,

Та татат

Татат татата.

2. ** **, ** **, **

** - ** ** ** -

** ** ** **

** синь ** **.

3. Татата татата тата тата та тататат татата.


Предположите, какое стихотворение принадлежит Маяковскому? Почему?

Какие есть предположения об авторстве других отрывков?

1.Маяковский, например: Ты врешь.

Еще

Не найден бензин,

Что движет

Сердец кусками.

2.Есенин.

3.Гекзаметром написано это стихотворение древнегреческим поэтом: «Слушайте добрые люди про то, что свершилось когда-то».


Что помогло вам определить автора? (Разбивка стиха, слова, строфа, размер.)


-В руках у меня ключ к разгадке – стило, стиль.Так когда-то давно называлась эта маленькая деревянная палочка, заостренная на одном конце, а на другом конце заточенная лопаточкой, чтобы стирать написанное на покрытой воском дощечке. Потом словом стиль стали называть почерк писавшего, затем- манеру его письма, наконец (открываем на доске написанное), « идейно-художественные особенности писателя». В основе стиля лежит единство, однородность, сходство особенностей, присущих данному писателю. То есть о войне и Дудин сказал по-своему. Но как?

Что вы предлагаете сделать, чтобы узнать стихотворение Дудина? (Определить стиль, сравнить стихотворения, выбрать, какое Дудина.)

- Верно, читаем стихи, наблюдаем за стилем (лексика, композиция, тропы, фигуры речи, темп, образы, темы, рифмы и др.), сравниваем обнаруженные особенности с особенностями предложенных стихотворений, определяем автора.


Итак, перед вами для наблюдения стихотворения М.А. Дудина.


Жаворонок

Под сапогами оползает глина,

И вот опять встает перед тобой

Снарядами разрытая равнина,

Где третьи сутки колобродит бой.


Дрожит земля от бешеного гуда,

На сорок верст ворочается гром,

А он вспорхнул и с вышины, оттуда,

Рассыпался звенящим серебром.


Свистели бомбы. Тявкали зенитки.

Протяжный гул, невероятный вой…

А он вошел на золотистой нитке

Между разбитым небом и землей.


Как будто бы пронизывала тело

Животворящей радости волна.

Моя земля травинкой каждой пела,

Таинственного трепета полна.


И раненый смотрел на клубы дыма,

Прислушивался к пенью, не дыша.

Здесь смерть была, как жизнь, необходима.

И жизнь была, как песня, хороша.


^ Надпись на книге Джеймса Джонса

«Только позови».

Победы. Просчёты. Провалы.

Салюты торжественных дат.

Живут на земле генералы

И в бой посылают солдат.


Легенды о подвигах бают

И память, как жвачку, жуют.

Солдаты в боях погибают, -

В веках полководцы живут.


На кровь разгораются вкусы.

И дьявол плодит дьяволят.

И красноречивые трусы

Вину на погибших валят.


И правда в обители тесной

Не спорит уже с клеветой.

И только солдат неизвестный

Под мраморной стонет плитой.

Снег

Метель кружится, засыпая

Глубокий снег на берегу,

В овраге девочка босая

Лежит на розовом снегу.


Поёт густой, протяжный ветер

Над пеплом пройденных путей.

Скажи, зачем мне снятся дети, -

У нас с тобою нет детей?


Но на привале отдыхая,

Я спать спокойно не могу ;

Мне снится девочка босая

На окровавленном снегу.


* * *

Прости меня. Холодную крупу

Просеивает медленно сито.

Между деревьев занесло тропу,

Промозглой тьмой окрестное покрыто.


Попробуй отыщи и достучись

В тяжёлые окованные двери.

Привыкни, позабудь и научись

Считать опять – в который раз! – потери.


И всё-таки прости меня опять.

Крадётся ночь на вывернутых лапах.

Закрой глаза – и мир начнёт сиять

В немыслимых оранжевых накрапах.


Впотьмах, на ощупь, дальше, в сырость, в тишь,

В зеленоватое цветенье тины…

Опять февраль. На тротуаре с крыш

Оттаявшие грохаются льдины.


^ Александр Кострубо

Два взрыва слева. Восемь справа.

Столбы земли. Столбы огня.

Горят деревни. Никнут травы,

И гулко ухает броня.


Дорога дальняя. Довесок

Луны. Кругом белым – бело,
^

Мой лес давно сгорел. Подлесок


Сыпучим снегом замело.


Верь! Невозможно жить без веры.

Верь в хлеб, и в соль, и в смех, и в плач.

Верь полной верою без меры,

Как смертник – в жизнь, как в смерть – палач.


-Предлагаю далее поработать в группах.


( Для работы готовы словари и раздаются листы с теоретической поддержкой.)


^ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (теоретическая поддержка)


Лирические переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам.

Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой («Я убит под Ржевом»).

Стихотворения, в которых лирический субъект тождественен или близок самому поэту, называют автопсихологическими.


Формы лирического творчества.

Описательная лирика воссоздаёт окружающие людей вещи, черты, раскрывает внутренний мир человека, рисует природу.

^ Повествовательное стихотворение – это, как правило, предельно лаконичный рассказ о каких-либо фактах, событиях, которые не изображаются детализированно, тщательно, а лишь кратко обозначаются.


Лексика – словарный состав. В лексике отражается история народа, быта, культуры, литературы. Для художественной литературы своеобразие лексики имеет огромное значение: по словам можно узнать эпоху, среду, изображённые писателем. Писатель отбирает слова в соответствии со своей задачей, учитывая стилистическую окраску, которой слово наделено само по себе, вне художественного контекста.


Антитеза. Это противопоставление, противоречие.

Строфика – совокупность видов строф у одного писателя.

Строфа – сочетание стихов, образующее единство. Наименьшая строфа – двустишие. Преобладают строфы из 4 стихов (катрен), а также пятистишия или шестистишия. Способ рифмовки разный.


^ Тропы – метафора, сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метонимия и др.


1 группа.

1.Ролевая или автопсихологическая лирика Дудина?

2.Можно ли утверждать, что стихотворения Дудина динамичны, наполнены действиями, сменяющими друг друга.


2 группа.

.Понаблюдайте за лексикой:

  • слова со значением действия, мысли, чувства?

  • роль слов книжного стиля, разговорного стиля?

  • используются слова с конкретным или с отвлеченным значением?

  • используются ли синонимы, антонимы?



3 группа.

Приведите примеры художественных тропов: гипербол, сравнений и др. Какова их роль в стихотворениях? Можно ли говорить об обилии художественных тропов? Почему?


4 группа.

1.Проанализируйте синтаксический строй стихотворений. Больше простых, сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных), простых, осложненных предложений?

2.Обратите внимание на разбивку строф. Не заметили ли вы особенности начал стихотворений?


5 группа.

1.Можно ли утверждать, что Дудин использует антитезу? Зачем? В чем она проявляется (темы; образы; цвета; звуки)?

2.Сравните стихотворения на листе №1 и найдите сходство. Обратите внимание на тему, настроение, обращение в будущее; рифмы; предполагаемый диалог.


Проверка заданий, выполненных в группах. Учащиеся слышат результаты наблюдений над отдельными особенностями стиля. Им предлагается объединить наблюдения. В результате звучит ответ о стиле писателя. Делается вывод о том, что так по-своему сказал Дудин о войне.


-Возможно, теперь кто-то выберет из предложенных в начале урока стихотворение Дудина и обоснует свой выбор? (Отвечают учащиеся.)

Правильно, стихотворение «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях» написал Дудин.


-Подумайте, может ли отрывок из следующего стихотворения принадлежать перу Дудина? Почему?

Война ужасна. Стоны, кровь…

Но мир и на войне увидишь-

Здесь нежным цветом между рвов любовь

И звонок соловей меж взрывов. Слышишь?

(Дети доказывают принадлежность данного отрывка Дудину, опираясь на найденные особенности его стиля. Однако учитель говорит, что это стихотворение сочинил их учитель, соблюдая особенности стиля поэта, подражая ему. Это пример стилизации. Можете попробовать себя в этом.)


-Нельзя сказать, что какие-то особенности свойственны только этому писателю или поэту. Но определенный набор их – только у него или у некоторых, что обусловлено биографией, культурой, социальными условиями, талантом. Писатели, близкие по стилю, зачастую объединяются, создавая литературные группы, школы, течения. Но индивидуальность сохраняется. Так важно не потерять себя! В этом тоже секрет таланта! Михаил Александрович Дудин сказал о войне по-своему!..









Скачать 91,36 Kb.
оставить комментарий
Дата06.05.2012
Размер91,36 Kb.
ТипКонспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх