«Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности» (на примере лингвистического анализа рассказа «После бала»). 8 класс icon

«Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности» (на примере лингвистического анализа рассказа «После бала»). 8 класс


Смотрите также:
Урока
Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь Может ли случай изменить жизнь человека?...
«Цвет и звук»
«Толковый словарь»...
Литература 8 класс Учебник-хрестоматия для 11 класса в 2-х частях...
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...
Задачи: Дать понятие контраста в литературе как художественного приема...
Рассказ основан на реальных фактах, произошед­ших в юности с братом Л. Н. Толстого Сергеем...
Урок по литературе в 8 классе Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась...
Литература 8А,Б,В...
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»...



Загрузка...
скачать


Управление образования администрации г. Белгорода


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 38»





Использование уроков словесности

как средство развития

творческих способностей учащихся

для их социальной самореализации


Автор опыта:

Присухина Инесса Всеволодовна

учитель русского языка и литературы


Белгород

2009


Содержание опыта


  1. Информация об опыте.




  1. Технология опыта.




  1. Результативность опыта.




  1. Библиографический список.




  1. Приложения.




  1. Урок словесности по теме «Роль Л.Н.Толстого в развитии словесной изобразительности» (на примере лингвистического анализа рассказа «После бала»). 8 класс




  1. Урок-погружение «От диалектики души к диалектике характера» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). 8 класс




  1. Урок словесности «Мир уцелел, потому что смеялся» (по творчеству М.М.Зощенко). 6 класс




  1. Урок -размышление с элементами словесности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». 8 класс




  1. Мастер- класс по теме «Использование интерактивных методов на уроках словесности как средство развития творческих способностей учащихся».







  1. ^ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.




    1. Условия возникновения, становления опыта.

Мой педагогический опыт «Использование уроков словесности как средство развития творческих способностей учащихся для их социальной самореализации» реализуется в МОУ «Лицей №38» города Белгорода.

Лицей №38 является многопрофильным образовательным учреждением, в котором приоритетное значение имеют предметы естественно-математического цикла. При этом в нём есть все условия для получения гуманитарного образования: это и ИКТ-ресурсы по профилю как в кабинете информатики, так и в информационно-библиотечном центре; и «Интернет-клуб», где ребята создают проекты, презентации. Для реализации моего опыта оптимально использую возможности учебного кабинета, оснащённого мультимедийным оборудованием и современными средствами обучения: дидактическим материалом (папки по творчеству писателей, альбомы с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям), демонстрационным материалом (диски с записями фильмов по программным произведениям, творческие проекты, презентации учащихся; таблицы, алгоритмы правил по русскому языку); успешно использую ресурсы Сети (материалы школьного Сайта, сайта Сети творческих учителей, Сайта БелРИПКППС и др.); мультимедийные ресурсы.

Эффективным в плане получения учащимися полноценного образования считаю сотрудничество лицея с библиотекой им. А.С.Пушкина, культурным молодёжным Центром БГТУ им. В.Г.Шухова, Белгородским институтом культуры, молодежным культурным центром «Русич».

Я реализую свой актуальный педагогический опыт в классах, где обучаются дети различных интеллектуальных возможностей. Большинство учеников имеет склонность к точным наукам, поэтому на своих уроках я стараюсь создать оптимальные условия для гуманитарного развития личности ребёнка, для развития его творческих способностей.


    1. Актуальность опыта.

Полагаю, задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратились в назревшую социальную необходимость. проявлениям творческой активности личности, что предполагает решение ряда проблем одаренности.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. При этом, по мнению В.А.Моляко, «способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, то есть творчески».

Таким образом, в моей практике обозначились противоречия между новым содержанием образования, ориентированным на развитие компетентностей школьников и их творческих способностей в процессе предметного образования, и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, между требованиями современного общества к модели и качеству образования выпускника школы и традиционными условиями обучения.

Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.

Полагаю, именно поэтому развитие творческих качеств в наших учениках становится одной из важнейших задач современной школы.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации. Ведь именно способность к творчеству и созиданию считается, в первую очередь, атрибутом таланта, одарённости. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Уверена, если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Это означает, что творческие способности учащихся пока еще во многом остаются нераскрытыми. На мой взгляд, не решена главная проблема: педагогическое управление процессом развития индивидуальных творческих способностей учащихся. Между тем актуальность проблемы резко возрастает. На повестку дня сегодня поставлен вопрос: в период быстрого наращивания информации, средств свободного обмена ею, в преддверии межличностного, межнационального, межгосударственного, межконтинентального соревнования умов, информации и технологии - на что прежде всего следует обратить внимание в образовании? Очевидно, на то, что обеспечивает наше участие в мировом сообществе и в чем намечается опасность отставания, - это полноценное умственное развитие, развитие творческих способностей каждого, отдельно взятого ребенка Я согласна со словами классика отечественной психологической науки Л.С. Выготского: «…именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Думаю, проблема творчества значима не только в социальном, но и в личностном плане: без развитых творческих способностей, предпосылки к которым заложены самой природой, невозможно представить целостное воспитание и развитие личности.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Поэтому учителю необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Уверена, каждый учитель должен развивать творческие возможности не только у сильных, но и у слабых учеников, не давать останавливаться в своем развитии более способным учащимся, воспитывать у ребят силу воли, целеустремленность при решении сложных заданий. Считаю, для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной, творческой активности как раз и необходим поиск инновационных методов обучения, стимулирующих активность, самостоятельность, творчество учащихся.


    1. Ведущая идея педагогического опыта.

Практика моей педагогической деятельности показала, что учитель, развивая творческие способности своих учеников, должен видеть потенциальные творческие способности в каждом проявлении их творческой активности.

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации успеха на уроке, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в творческую деятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий, содействующих развитию креативных способностей обучающихся, формирование исследовательских и коммуникативных компетенций как основы развития творческих способностей учащихся.


    1. Длительность работы над опытом.

1-ый этап - начальный с 2000 года - когда обозначилась проблема (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся через использование интерактивных методов обучения). Именно в этот период я стала использовать нетрадиционные формы уроков, которые «будят живую мысль» (урок-исследование, урок-ролевая игра, урок-панорама, урок-погружение).

2-й этап (с 2003 года)- основной - когда я стала внедрять в практику уроки словесности (на примере опыта мурманских учителей Н.А.Гурьяновой и О.С.Швецовой).

3-й этап (с 2006 года)- заключительный – когда я пришла к осознанию необходимости применения интерактивных методов обучения не только на уроках словесности, но и на традиционных уроках, внеурочных занятиях с целью развития творческих способностей учащихся.



    1. Диапазон опыта.

Диапазон опыта – это система применения интерактивных методов обучения на уроках словесности, на традиционных уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся.


    1. Теоретическая база опыта.

Что такое творческие способности? Можно ли их развивать, или они даны от рождения?

Полагаю, наряду с базовыми понятиями «одаренность», «талант», принципиально важное значение приобретают понятия «творческий потенциал», «творческие способности» и уровень их развития.

За основное определение творческого потенциала я взяла определение Н.А.Вагановой: «Творческий потенциал - это совокупность возможных творческих проявлений личности; это творческие возможности, которые заложены в каждом человеке с рождения и раскрываются в различных сферах творческой деятельности».

Понятно, что у разных детей творческий потенциал будет проявляться в зависимости от их индивидуальных особенностей, творческих способностей и личностных качеств: их заинтересованности, познавательной активности, эмоциональности и т.д.

Известный психолог В.А. Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:

  • стремление к развитию, духовному росту;

  • способность удивляться;

  • способность полностью ориентироваться в проблеме;

  • спонтанность, непосредственность;

  • оригинальность мышления;

  • способность к быстрому приобретению новых знаний;

  • «открытость» по отношению к новому опыту;

  • способность к синтезу, анализу, к комбинированию, дифференциации явлений;

  • энтузиазм;

  • способность к самовыражению.

Познакомившись с основными положениями работ исследователей Дружинина В.Н., Матюшкина А.М, не могу не выделить такие основные составляющие творческого потенциала, как задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности; любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем, образование ассоциативных массивов.

Какие же условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Как известно, особенно благоприятные предпосылки развития способностей возникают ещё в дошкольном возрасте, однако традиционное обучение в школе зачастую не только не развивает творческие способности, а, к сожалению, «душит их на корню».

Отсюда ясно, что современный характер педагогического процесса должен стать важнейшим фактором развития и регулирования творческих способностей учащихся. И преобразовываться процесс, на мой взгляд, должен так, чтобы он обеспечивал максимально возможное их проявление.

Первая методика развития творческих способностей была разработана Р.Крачфилдом. Основное положение Крачфилда заключается в том, что творческие способности могут быть развиты в процессе решения творческих задач.

Большой интерес представляет также методика Е.Торренса, который предлагает целую поэтапную систему развития творческого мышления. Основная мысль Е.Торренса заключается в том, что мышление необходимо освободить от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов, в пределах которых мыслит человек.

Всегда были и остаются близкими мне педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творческих способностей ученика. В этих работах я выделила принципиальные положения для реализации своей темы: во-первых, окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его творческую деятельность; во-вторых, стараться применять практически на каждом уроке методы активизации творческого процесса.

Познакомившись с научными рекомендациями И.В.Никишиной по актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся путём внедрения интерактивных форм и методов обучения, я пришла к главному для себя выводу: учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Полагаю, ни для кого не секрет, что в связи с появлением понятия «новое качество образования» интерактивные методы обучения завоёвывают всё большее признание. Как справедливо заметил В.А.Караковский: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня».

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж.Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Б.Ц.Бадмаев, Е.В. Коротаева, Е.Л.Руднева). Замечу, интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению. На собственном опыте убеждаюсь: если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативные оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Считаю важным отметить, что интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Для себя усвоила главное: при интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов –это и есть, на мой взгляд, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.


    1. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в практическом применении уроков словесности с использованием методов и приёмов интерактивного обучения по развитию творческих способностей обучающихся для их самореализации и адаптации в креативных проектах и социальных условиях.


^ 2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уверена, творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери словно обращены к каждому учителю. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение всей жизни далеко не полностью, потому что, как считает психолог О.Дьяченко, «не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности». Поэтому способствовать развитию творческого потенциала ребёнка, несомненно, должно правильно поставленное обучение.

Таким образом, целью своего педагогического опыта считаю обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся.

В связи с этим определяются задачи моего педагогического опыта:

  • содействовать развитию творческих способностей обучающихся через применение интерактивных методов и приёмов обучения по развитию их креативности;

  • использовать уроки словесности как одну из эффективных форм проведения уроков проведения уроков по формированию креативного мышления;

  • способствовать самореализации и адаптации обучающихся к социальным условиям;

  • содействовать повышению уровня обученности школьников.

Считаю необходимым особо отметить, что для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, «не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

Для решения поставленных задач я решила, прежде всего, создать на уроке такие условия для ребёнка, чтобы максимально раскрылся его творческий потенциал. По моему убеждению, именно в процессе организации творческой деятельности у учащихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать свое мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.

Для создания ситуации успеха на учебном занятии для себя решила придерживаться следующих правил:

  • все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

  • ученики должны знать, что учитель верит в них;

  • учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

  • важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

^ В связи с этим актуальной становится проблема разработки таких методов и приёмов обучения и методики их использования, которые содействуют формированию и развитию ключевых компетенций и творческого потенциала.

Каковы же способы активизации творческой деятельности учащихся?

  1. В первую очередь, это применение нетрадиционных форм урока, когда ребёнок переходит в иное психологическое состояние, ощущая себя в новом качестве. Я практикую урок-«погружение», урок - ролевую игру, урок «Час суда», урок-семинар, урок словесности, о значимой роли которого скажу ниже.

  2. Использование нетрадиционных форм организации учебных занятий:

- интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой и проблемой;

- проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект - субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъективных отношений).

- творческая мастерская как организационная форма обучения, которая имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп.

^ 3. Применение игровых форм (ролевых, дидактических, имитационных, организационно-деятельностных) обучения.

4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

  1. Широкое применение проблемно-поискового подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В своей практике применяю следующие виды ситуаций:

  • ситуацию-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

  • ситуацию-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

  • ситуацию-неожиданность, вызывающую удивление у ребят своей парадоксальностью и необычностью;

  • ситуацию-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.

  1. Использование всех форм учебной работы учащихся: коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, парную.

  2. ^ Внедрение авторских развивающих дидактических приемов:

- «Хочу спросить» (когда любой ученик может спросить учителя или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом);

- «Для меня сегодняшний урок… » (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий);

- «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников учителя, которые выражают мнение о ходе занятия либо выступают экспертами в случае спорных моментов);

- «Работа в диадах» (предварительное обсуждение вопроса с товарищем, формулировка единого ответа);

- «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так…»);

- Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма и др.).

^ 8. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

- Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

- Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлективности, прогнозирование будущей деятельности.

- Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Что касается использования нетрадиционных форм уроков, то особо хотелось бы остановиться на уроках словесности.

Не могу не согласиться с мнением известного филолога В.Ю.Троицкого о том, что «едва ли не самая драматическая утрата нашей школы в том, что из нее в своё время исчезли уроки словесности. Есть «часы» по литературе, русскому языку… Но уроки словесности – ныне явление редчайшее. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскудение, что словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа - распалась на два практически плохо соединенных друг с другом предмета». А ведь цель данных уроков как раз состоит в том, чтобы учиться объяснять прочитанное, понимать, как строится произведение; наблюдать, с помощью каких художественных средств и приёмов автор подводит читателя к осознанию проблем, поднятых им в произведении. «Уметь следовать за мыслями великого человека», - так определял это занятие А.С.Пушкин.

На мой взгляд, преимущество уроков словесности в том, что они позволяют в полной мере инициировать духовную энергию ребёнка, стимулировать выражение своего «Я» и таким образом освобождают ученика от страха получения плохой оценки. Как правило, оценки за урок всегда положительные (их не менее трёх за разные виды работу каждого ученика).

Почему же такие результаты? Ответ один: применение разнообразных интерактивных способов активизации учащихся позволяет раскрыть творческие способности каждого ребенка. Обратимся к некоторым из этих методов:

1) так, к уроку словесности по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» после изучения темы «Однородные члены предложения» по русскому языку в 8кл. ребятам дается проектное задание – «Защита проекта» по следующим темам:

а) «Как работал Л.Н Толстой над языком своих произведений»;

б) «Лексический комментарий непонятных слов в рассказе»;

в) «Отбор экспрессивной лексики и её роль в произведении»;

г) «Частотность употребления синтаксических конструкций с однородными членами в рассказе».

Задача учителя - настроить детей на исследовательскую работу, порекомендовав соответствующую литературу.

2) «^ Лингвистический эксперимент». Цель его - выяснить, насколько ученики внимательны и чутки к слову писателя. Детям предлагается восстановить по памяти текст, отображённый на экране (например, с пропущенными прилагательными: Она была в ...... платье с..... поясом и в ...... ..…. перчатках, немного не доходивших до ...... …… локтей, и в ...... ……башмачках).

Затем варианты ребят сопоставляются с авторским текстом, и попутно проводится исследование о роли цветописи в тексте.

3) «^ Листы обратной связи», на которых ребята составляют схемы предложений на слух и поднимают листы, чтобы можно было сравнить свой результат с результатами других. (Если в схемах есть ошибки, в работу включается экспертная группа, которая выполняет функцию и помощников учителя, и его консультантов). Так, у А.С.Пушкина это чаще простые предложения, у Толстого они обычно осложнены однородными членами. Ребятам предстоит понять, почему преобладают те или иные синтаксические конструкции. Они приходят к выводу, что это не случайно. Так, например, Толстой, рассказывая о своих героях, рисуя их словесные портреты, использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (чаще - определениями), помогающими точно и ярко передавать детали внешности и особенности характера, создавать определённое настроение. Это один из выводов, который ребята самостоятельно записывают в тетрадь (учителем отводится на это специальное время) и которую сдадут в конце урока вместе со схемами и ассоциативно-предметными рисунками.

4) «Ассоциативно-предметный рисунок». Учащимся заранее даётся задание: подумать, с каким предметом или явлением в жизни ассоциируется у них тот или иной герой. На уроке ребята «защищают» свои рисунки. Например, Настя из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» ассоциируется у ребят с червивым яблоком или с зимним солнцем, которое светит, но не греет; Варенька из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» с нежной лилией или белым облачком; Швабрин из «Капитанской Дочки» А.С.Пушкина - с трясиной, которая (цитирую ученика) «внешне иногда имеет безобидный вид солнечной поляны, но по сути это топкое, черное, опасное болото».

Справедливости ради надо отметить, что этот вид работы особенно нравится ребятам, потому что простору их фантазии нет границ.

  1. «Сочинение по ассоциациям». В течение 10-12 минут на уроке (обычно в конце) ученик должен написать сочинение - миниатюру по ассоциациям, отталкиваясь от опорного слова (например, от слова «жестокость» на уроке по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»). Какие же мысли рождает у ребят это слово? Читаем: «Жестокость…Что стоит за этим понятием? Для меня оно равносильно бессердечию. Жестокость - это иллюзия власти, вслед за которой рано или поздно приходит душевное опустошение. Бороться с этим пороком может только морально сильный человек. Уверена, самое главное - стараться не совершать зла; если каждый из нас будет бороться с жестокостью, то очень скоро свет добра и милосердия развеет мрак холодности и бессердечия». Или: «Жестокость - один из самых страшных человеческих пороков, который идет всегда рядом с ненавистью и злобой. Ведь люди зачастую завистливы, корыстны, жадны. Из таких «льдинок» в сердце «вырастает» жестокость и заполняет душу человека. Самое ужасное, что сам человек не понимает, насколько он несчастлив». Кстати, на любом уроке и даже на классном часе можно дать сочинение по ассоциациям. (Например, «Мои одноклассники и цветы»).

  2. «Акростих» - буквы, прочитанные сверху вниз, которые составляют какое-либо слово. Это один из любимых видов творчества ребят. Абсолютно каждый готов попробовать себя в роли поэта, тем более что яркую, ёмкую характеристику героя писать гораздо интереснее, чем «сухую» традиционную. Вот одно из ученических творений (акростих по образу полковника – героя рассказа «После бала» Л.Н.Толстого):

^ Полковник добрым кажется сначала,

Он очень сильно любит свою дочь,

Лишен он недостатков был на первый взгляд,

Красив его наряд и привлекательна улыбка.

От прежнего полковника не осталось и следа …

Ведь наступило утро - и тогда

^ Несчастного татарина избил до полусмерти

И проявил себя жестоким подлецом -

Как может быть обманчивою внешность…

7) «Стилизация письма». Данный вид работы выполняется ребятами по желанию. Задача состоит в том, чтобы дома написать письмо от имени одного литературного героя другому в стиле самого писателя. Такое под силу не каждому, но, тем не менее творческие личности и здесь проявляют себя. Читаем «несуществующее письмо» Марии Мироновой к Петру Гриневу: «Милый Петр Андреевич, очень страдаю о том, что вы в неволе. Беспокоюсь о вашем здоровье и с нетерпением жду встречи с вами. Родители ваши - премилые люди. Батюшка, Андрей Петрович, получил письмо из Петербурга от князя Б., который известил о вашем аресте. Матушка часто плачет по вечерам и жалуется на судьбу. Все мы опечалены вашим положением и неустанно молим Бога о вашем благополучии. Милый Петр Андреевич, не могу не догадываться о причинах по которым вы не оправдали себя в суде. Считаю своим долгом помочь вам. На днях собираюсь ехать в Петербург как дочь капитана Миронова и просить императрицу за вас. Остаюсь покорная вам, любящая вас Мария Миронова»

8) «^ Составление опорной схемы по произведению». На этом методическом приёме хотелось бы остановиться особо. Учителя давно привыкли к опорным схемам по русскому языку – именно они помогают систематизировать материал по данному предмету.

Но опорные схемы на уроках литературы… Сомнения есть. Но только у тех, кто с ними не работал, кто не задумывался над вечным вопросом: что нужно сегодняшнему старшекласснику? Уверена, прежде всего, самостоятельные (без нашего надзора!) размышления, исследования, обобщения. А что может помочь установить взаимосвязь между этими явлениями? Полагаю, именно применение схемы: опорной, логической, структурной. В течение последних семи лет убеждаюсь, что схема – не уход от живых эмоций, не «засушивание» произведения, а средство его целостного осмысления.

Я пришла к выводу, что необходимо создать на уроке условия для развития исследовательских компетенций учащихся с целью целостного восприятия текста. Есть два пути. Первый, когда учитель (чаще всего на начальном этапе) чертит по ходу рассуждений схему, а ученики помогают ему, выдвигая свои гипотезы. Но это вторичное восприятие. Первичное же восприятие (на более позднем этапе) предполагает самостоятельную исследовательскую работу учащихся по составлению схемы, с использованием собственных ассоциаций, фигур, цветов, их пространственного расположения. Умение объяснять собственные условные знаки предполагает развитие коммуникативной компетенции ребенка. Не секрет, что лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную деятельность, понимание. А понимание, несомненно, ведет к осмыслению, запоминанию.

При составлении опорных схем необходимо учитывать, что существуют определенные принципы: простота, лаконичность, логичность, обобщенность, цветовая гамма, эстетичность.

Для себя определила несколько разновидностей опорных схем:

  • по осмыслению произведения в целом (см. приложение);

  • по проблеме урока;

Так, на уроке-исследовании (групповая форма работы) в 11 классе: «Тема Родины, революции, духовных исканий в поэтическом наследии 20-х годов ХХ века» каждая группа должна составить прямо на уроке опорную схему по проблеме: «В чём особенность данного литературного процесса, представители которого яростно спорили между собой и все же вместе создавали великую литературу?».

  • по теме лекции;

Чтобы осмыслить материал лекции “Особенности литературного процесса второй половины XIX века”, необходимо сопоставить его с первой половиной, отобразив различия в двух схемах.

Также можно составить опорную схему по жизни и творчеству писателя.

Особое внимание необходимо уделить комментированию схем учащимися, их защите путем цитирования, доказательств, обобщений.

В чем же преимущество опорной схемы?

- прежде всего, она является средством самостоятельного осмысления произведения в целом;

- при её составлении развиваются творческие способности; развиваются не только навыки исследовательской работы, но и коммуникативные умения;

- воздействие произведения становится эффективнее, т.к. ребенок сам выходит на осознание нравственных проблемы.

9) «Театр-экспромт». При изучении произведения находим самый яркий эпизод. Сразу на уроке распределяются роли. Один ученик читает от имени автора, остальные (по ходу чтения) исполняют свои роли. Очень оживляет урок! А какие артистические способности открывает в себе ученик!

Список нетрадиционных приёмов, помогающих развивать творческие способности ребят, можно продолжать (ассоциативная цепочка, презентация слова и др.), но хочется сказать о главном: ребятам очень нравятся такие уроки - практически все дети получают за урок несколько оценок, которые впоследствии отражаются в специальной таблице. Например:

^ Результативность работы учащихся 8 «Г» класса

на уроке словесности по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Список класса

Ассоциатно-предметный

рисунок

Акростих

Схемы

предложений

Опорная

схема по

произведению

Собственная обложка

к произведению

Стилизация

письма

Сочинение

по

ассоциациям

Активность

на уроке

Оценка (-и)

Безкровный Антон

+

+

+

+

-

+

+

+

5

Вагурин Сергей

+

+

+

+

+

-

+

+

5

Проведение уроков словесности менят отношение учеников к литературе. На подготовку к ним уходит много времени, но радует, что дети умеют теперь самостоятельно находить «ключи» к характерам геро­ев, зачастую считают невозможным обойтись без ассоциативно-предметного рисунка, опорной схемы.

Значит, цель достигнута: ребёнок научился мыслить «нестандартно», он «готов следовать за мыслями» писателя; в итоге он обязательно состо­ится как ЛИЧНОСТЬ. А это и есть, я уверена, главная цель уроков словесности.


  1. ^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для оценки результативности внедрения опыта я выделила критерии результативности, исходя из её задач:

  1. уровень сформированности творческих способностей учащихся;

  2. уровень самореализации школьников;

  3. уровень обученности учащихся за 3 года.

По первому критерию я анализировала уровень сформированности творческих способностей учащихся за последние 3 года по методике Н.А. Вагановой, согласно которой мы можем выделить следующие типы творческого потенциала детей:

- художественный, когда у ребенка наблюдается склонность к творческим проявления именно в художественной деятельности;

- исследовательский, когда ребенок обладает природной любознательностью, стремится к активной поисковой деятельности;

- креативный, когда ребенок проявляет вербальное творчество, демонстрирует богатую фантазию и творческое воображение.

^ Уровень сформированности творческих способностей учащихся



Диагностируемые

критерии

2005-2006 уч.г.

2006-2007 уч.г.

2007-2008 уч.г.

7 г











1

Художественный

42%

50%

51%

55%

60%

58%

2

Исследовательский

37%

39%

45%

43%

53%

54%

3

Креативный

61%

60,5%

67%

69%

70%

75%


Данные таблицы и диаграммы свидетельствуют о том, что в процессе нашей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках словесности через применение форм, методов интерактивного обучения и приёмов по развитию креативных способностей учащихся очевидны положительные результаты. В отдельных случаях можно говорить о достаточно высоком уровне проявления творческого потенциала, в частности, проявления фантазирования, переноса разнообразных аналогий, комбинирования.

По второму критерию – выявлению уровня самореализации школьников – одним из показателей моей работы являются результаты участия моих учеников в творческих конкурсах и олимпиадах:



Ф.И

Год

Класс

Название конкурса, олимпиады

Занятое

место

Уровень

1

Театральный коллектив 11в класса

2004

11в

Конкурс «Лира в солдатской шинели»

1

Муниципальный

2


Театральный коллектив 11в класса

2004

11в

Всероссийский творческий конкурс «Бороться и искать, найти и не сдаваться»

1

Всероссийский

3

Шаповалова

Дарья

2005



Городской конкурс художественного слова «Люблю тебя, мой край родной»

1

Муниципальный

4

Уваров

Михаил

2005



Турнир им. М.В. Ломоносова.

Грамота

за

успешное

выступление

Всероссийский

5

Шаповалова

Дарья

2005



Турнир им. М.В. Ломоносова.

Грамота

за

успешное выступление

Всероссийский

6

Шаповалова

Дарья

2006



Конкурс чтецов художественного чтения «Наша Родина – матушка Россия!» педагогического колледжа

Победитель

конкурса

Муниципальный


7

Шаповалова

Дарья

2006



Всероссийский конкурс творческих работ «Моя классная – самая классная»

Лауреат

конкурса


Диплом

Муниципальный

Всероссийский

8

Уваров

Михаил

2007



Турнир им. М.В. Ломоносова.

Грамота

за

успешное

выступление

Всероссийский

9

Токаев

Леонид

2007



Турнир им. М.В. Ломоносова.

Грамота

за

успешное

выступление

Всероссийский

10

Иванькина

Наталия

2007



Турнир им. М.В. Ломоносова.

Грамота

за

успешное

выступление

Всероссийский

11

Шаповалова

Дарья

2007



Городской конкурс художественного чтения «Земля и подвига и славы…»

2

Муниципальный

12

Шаповалова

Дарья

2007



Всероссийская летняя творческая пушкинская школа. Номинация: авторы

1


2

Муниципальный

Региональный

13

Шаповалова

Дарья

2008

10г

XII Международный фестиваль студенческой авторской песни и поэзии «Нежегольская тропа»

III

Региональный

14

Денисюк

Екатерина

2008

10м

Всероссийская олимпиада по литературе

III

Муниципальный


15

Шаповалова

Дарья

2008

10г

Всероссийская олимпиада по русскому языку

II

Муниципальный


16

Шаповалова

Дарья

2009

10г

Всероссийская олимпиада по русскому языку

III

Региональный

17

Иванькина

Наталия

2008



Международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

II

Районный


По третьему критерию я анализировала уровень обученности учащихся за три года в разных классах.








Анализ данных диаграмм приводит к выводу о позитивной динамике уровня обученности моих учеников. Следовательно, используемые мною формы и методы работы являются эффективными и положительно влияют на уровень обученности школьников.


ВЫВОД

Систематическое проведение уроков словесности с использованием методов и приёмов по развитию творческих способностей учащихся даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся мною успешно решается. Одним из главных достижений моей педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Большинство моих учеников – неравнодушные, творческие, достаточно духовно развитые личности, для которых слова «творческая активность» и «нравственность» должны стоять рядом. Ведь только совокупность этих понятий в человеке способна обогатить его духовную сущность, сформировать качества, необходимые для полноценной, успешной жизни.


IV. Библиографический список использованной литературы:


  1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001. - №6. –с.21-25.

  2. Богоявленская Д.П. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов – на – Дону, 1983.

  3. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1967.-с.5.

  5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Пособие для учителя. -СПб., 2002.

  6. Гурьянова Н.А., Швецова О.С. Уроки словесности/ Мурманск 1999.

  7. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников// Русский язык в школе №3, 2007.

  8. Дружинин В.П. Психология общих способностей/ СПб, 2002.

  9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении/М. Просвещение. 1991.

  10. Каширина В.В. Лонгитюдное исследование творческого мышления учащихся в условиях общеобразовательной школы./ Одаренный ребенок №4, 2008. – с. 38-39.

  11. Кузьмин М.А. К вопросу о сущности мотивации творчества/Одаренный ребенок №4 с.12

  12. Курбатов Р.И. Селестен Френе. Другой взгляд на школу/Одарённый ребёнок. №6, 2008, с.9.

  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. №4, 2003, c. 13, 18.

  14. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995.

  15. Никишина И.В. Педагогические инновационные технологии. «Учитель». Волгоград, 2006.

  16. Полуянов Д.В. Воображение и способности. -М., 1985.

  17. Торренс Е. Диагностика креативности. СПб., 2003.

  18. Троицкий В.Ю. Словесность в школе.//М. «Владос», 2000.






Скачать 347,93 Kb.
оставить комментарий
Дата22.04.2012
Размер347,93 Kb.
ТипРассказ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх