«Учитель года 2012» («Лучший учитель родного языка») icon

«Учитель года 2012» («Лучший учитель родного языка»)


Смотрите также:
План работы отдела образования Администрации муниципального района Зилаирский район на апрель...
Публичный отчет моу гимназии №44 Соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым...
Районный информационно-методический центр...
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Лучший учитель»...
О. И. Кудряшова- учитель русского языка и литературы > Н. И. Чумерин учитель физики > А. В...
«Учитель года 2012»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Вопросы государственного итогового экзамена по русскому языку и методике преподавания русского...
Приказ Управления от 23. 01...
Приказ «10» февраля 2012 года №94 Об итогах проведения второго тура и о проведении третьего тура...



Загрузка...
скачать
В оргкомитет

кожуунного конкурса

«Учитель года – 2012» («Лучший учитель родного языка»)


Представление


МБОУ СОШ №1 Г. Шагонара выдвигает Аёшину Риту Килин-ооловну, учителя русского языка и литературы, победителя школьного конкурса на участие в кожуунном конкурсе «Учитель года» («Лучший учитель родного языка - 2012»).


Руководитель методсовета:_____________ /Данжалова Л.Б./


В оргкомитет

кожуунного конкурса

«Учитель года – 2012» («Лучший учитель родного языка»)


Заявление

Я, Аёшина Рита Килин-ооловна, даю согласие на участие в кожуунном конкурсе «Учитель года – 2012» («Лучший учитель родного языка») и внесение сведений, указанных в информационной карте участника конкурса, в базу данных об участниках конкурса и использование, за исключением разделов №№ 7-9 («Контакты», «Документы», «Личные банковские реквизиты»), в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки, а также на использование оператором конкурса иных материалов, представляемых на конкурс для публикаций в СМИ и при подготовке учебно-методических материалов конкурса


18. 02. 2012 г.


Регистрационный номер________

Дата поступления_____________


Информационная карта участника

К
Аешина

Рита Килин-ооловна
ожуунного конкурса «Учитель года - 2012» («Лучший учитель родного языка»).

  1. Общие сведения

Субъект Российской Федерации

Республика Тыва

Населённый пункт

г. Шагонар

Дата рождения (день, месяц, год)

12. 04. 1965 г.

Место рождения

п. Чаа-Холь Улуг-Хемского района Тувинской АССР

Адрес школьного сайта в Интернете

Shagonar-1.edu17.ru

  1. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

МБОУ СОШ №1 Г. Шагонара с углубленным изучением отдельных предметов

Занимаемая должность

Учитель русского языка и литературы

Преподаваемые предметы

Русский язык и литература

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

5В класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

25 лет

Квалификационная категория

II квалификационная категория

Почётные звания и награды (наименования и даты получения)

Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Хакасия (22. 09. 2003 г.), Почётная грамота Президиума Хакасского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ (сентябрь, 2002 ), Почётная грамота Президиума Центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ (21. 06. 2004 г.)

  1. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Абаканский государственный педагогический институт, 1986 г.

Специальность, квалификация по диплому

Учитель русского языка и литературы

Дополнительное профессиональное образование за последние три года




Основные публикации




  1. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях

Заместитель председателя профсоюзного комитета МБОУ СОШ №1 г. Шагонара

  1. Семья

Дочь

Аёшина Елена Ильинична, 23 года

  1. Досуг

Хобби

Кулинария, чтение художественной и научно-популярной литературы.

  1. Контакты

Рабочий адрес с индексом

668210 г. Шагонар, ул. Октябрьская, 32

Домашний адрес с индексом

668210 г. Шагонар, ул. Октябрьская, 32А.

Рабочий телефон с междугородным кодом

8(39436)-21850

Мобильный телефон с междугородным кодом

89235477697

Рабочая электронная почта

Tyva_school_41@mail.ru

  1. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

95 09 730293 выдан Отделением УФМС России по Республике Хакасия в Ширинском районе 13.05.2010 г.

ИНН

191100411937


Свидетельство пенсионного государственного страхования

071-969-330-97

  1. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

«Не навреди»

Почему нравиться работать в школе

Любовь к детям. Чувство радости общения и обучения.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику.

Творчество. Понимание. Помощь Поддержка.

В чём, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года России»

Повысить статус школы, кожууна, Республики, а также повысить свой профессиональный уровень.









Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:


Аёшина Рита Килин-ооловна

18 февраля 2012 г.


Тема: Поэзия серебряного века. Жанр сонета в поэзии В.Я.Брюсова. Особенности развития формы данного жанра в современной тувинской поэзии.

Цель: 1) углубить знания о жанре сонета в русской поэзии XIX начала XX века и на материале жанра сонета в мировой литературе проследить особенности развития формы данного жанра в тувинской поэзии;

2) способствовать формированию самостоятельного мышления, формировать умения находить необходимые сведения в дополнительной литературе.

3) воспитывать интерес не только к мировой и русской литературе, но и к национальной; продолжить воспитывать чувство патриотизма, любви к матери и к земле.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Средства обучения : компьютерная презентация, тексты сонетов Шекспира, В.Брюсова, А.Даржая, учебники.


^ Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

На предыдущем уроке мы рассмотрели основные темы и мотивы лирики В.Я.Брюсова. Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром сонета в его поэзии. Но для этого нам надо знать историю возникновения сонета.

  1. ^ Сообщения учащихся.

  1. Художественное своеобразие жанра сонета. (1 ученик)

Раскроем историю и художественное своеобразие сонета и венка сонетов.

Сонет - твердая стихотворная форма: стихотворение состоит из 14 строк, разделенных на два четырехстишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах - две и три. Общепризнанно, что сонет - уникальная, каноническая форма в мировой лирике.

Вместе с сонетом, «единственно выжившей из твердых форм», является и венок сонетов. Он также имеет свои твердые структурные признаки...

^ Венок сонетов - это лирическая или лиро-эпическая поэма, построенная из 15 сонетов, причём 15 сонет является магистральным, т.е композиционным ключом (основой), замыкающим собой поэму, в нём заключается замысел всего. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

Венок сонетов - это сложнейшая конструкция лирических стихотворений, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). В самой его структуре заключен особый «рычаг», рождающий установку на перечитывание.

Сонет и венок сонетов дают возможность понять и постичь особенности мировосприятия поэта, его системы ценностей.

  1. ^ Возникновение жанра сонета. (2 ученик)

(слайд)

Венок сонетов появился в Италии в ХIII веке. Родоначальник этого жанра Данте Алигьери (1265-1321) Его перу принадлежат замечательные лирические стихи, посвященные прекрасной Даме Беатриче,

Главой старшего поколения итальянских гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). В деятельности этого замечательного поэта, мыслителя и ученого выразились особенности первого этапа итальянского Возрождения. В 1327 году он встретил в церкви красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал под именем Лауры, посвятил ей 317 сонетов, объединенных общим названием «Книга песен».

^ Много нового в венок сонетов внес У. Шекспир - великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание поэт уделял традиционной теме сонета – теме любви. (слайд)

В сонетах говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине. И в земном находил высшую красоту и благо.

  1. ^ Традиции западноевропейского сонета в русской поэзии (3 ученик)

В России сонет нашел вторую родину. Необходимо вспомнить историю русского сонета, который насчитывает уже 2 с половиной столетия. Основное внимание уделяли сонету поэты золотого и серебряного веков русской поэзии.

Настоящее развитие сонет получает в начале XIX века под пером ^ А.Дельвига, И.Козлова, А.Пушкина. Основной темой их сонетов была тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом.

Разве мог А.С.Пушкин остаться равнодушным к такому жанру как сонет, когда в его душе жила Мадонна, его Натали? (слайд)

Итак, сформировавшись в средневековой итальянской поэзии, сонет вошел во французскую, испанскую, английскую, немецкую, а затем и в русскую.

^ Первый венок сонетов на русском языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 г. перевел славянского поэта Франца Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вяч. Иванов («Cor ardens»), В. Брюсов («Роковой ряд»), М. Волошин («Luñaria»), из советских поэтов — С. Кирсанов («Весть о мире»), М. Дудин («Орбита»), С. Матюшкин («Осенний венок»).

Для ознакомления с формой венка сонетов ниже приводятся три первых и два последних сонета из лирического венка сонетов Валерия Брюсова «Роковой ряд», напечатанного в сб. «Скрижаль» (1918 г.) (слайд)

1.

Четырнадцать имен назвать мне надо...
Какие выбрать меж святых имен,
Томивших сердце мукой и отрадой?
Все прошлое встает, как жуткий сон.

Я помню юность; синий сумрак сада;
Сирени льнут, пьяня, со всех сторон...
Я — мальчик, я — поэт, и я — влюблен,
И ты со мной, как белая Дриада!

Ты страсть мою с улыбкой приняла,
Ласкала, в отроке поэта холя,
Дала восторг и, скромная, ушла...

Предвестье жизни, мой учитель, Лёля!
Тебя я назвал первой, меж других
Имен любимых, памятных, живых.


2.

Имен любимых, памятных, живых
Так много! Но, змеей меня ужаля,
Осталась ты царицей дней былых,
Коварная и маленькая Таля.

Любила ты. Средь шумов городских,
Придя ко мне под волшебством вуаля,
Так нежно ты стонала: «Милый Валя!»,
Когда порыв желаний юных тих.

Но ты владела полудетской страстью;
Навек меня сковать мечтала властью
Зеленых глаз... А воли жаждал я.

И я бежал, измены не тая,
Тебе с безжалостностью кинув: «Падай!»
С какой, отравно ранящей, усладой!

3.

С какой, отравно ранящей усладой,
Припал к другим я, лепетным устам!
Я ждал любви, я требовал с досадой,
Но не хотел любви предаться сам.

Мне жизнь казалась блещущей эстрадой;
Лобзанья, слезы, встречи по ночам, —
Все было повод к огненным стихам;
Я скорбь венчал сонетом иль балладой.

Был вечер; буря; вспышки облаков;
В беседке, там, рыдала ты, — без слов
Поняв, что я лишь роль играю, раня...

Но роль была — мой Рок! Прости мне, Маня!
Сам я судил себя в стихах глухих.
Теперь, в мечтах я повторяю их.

 ...

14.

Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
Я жизнь прошел, казалось, до конца;
Но не хватило розы для венца,
Чтоб он в столетьях расцветал, нетленен.

Тогда, с улыбкой детского лица,
Мелькнула... Но — да будет сокровенен
Звук имени последнего: мгновенен
Восторг признаний и мертвит сердца!

Останься ты неназванной, безвестной, —
Но будет жив твой образ бестелесный
Для тех, кто стих мой вспомнят наизусть.

Ты — завершенье рокового ряда:
Тринадцать названо; ты — здесь, и пусть
Четырнадцать назвать мне было надо.

15.

Четырнадцать назвать мне было надо
Имен любимых, памятных, живых!
С какой, отравно ранящей, усладой,
Теперь, в мечтах я повторяю их!

Но боль былую память множить рада:
О, счастье мук, бесстрашных, молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!

Как будто призраков туманный строй,
В вечерних далях реет предо мной, —
И каждый образ для меня священен.

Вот близкие склоняются ко мне...
В смятеньи — думы, вся душа — в огне...
Но ты ль, венок сонетов, неизменен?

Венок сонетов Брюсова отличают красота языка, мелодика, интонации, иногда экспрессивность. Как мы видим каждый сонет венка посвящён определённой женщине, которая оставила роковой след в судьбе лирического героя, но это прекрасные женщины, образ каждой из них для него священен.

  1. ^ Традиции западноевропейского и русского сонетов в тувинской поэзии. (4 ученик)

Органично данный жанр был заимствован тувинской поэзией через русскую и занял достойное место в тувинской литературе.

^ В истории тувинской поэзии 4 венка сонетов. Первый принадлежит Владимиру Серен-оолу: Венок сонетов «Любовь» (1981). Остальные три - А.Даржаю: Венок сонетов «Матери», «Негасимый свет моей любви», «Мы тувинцы».

Тема Родины, тема корней у Александра Даржая всегда сопряжена с образами матери, отца, детства, родного очага и родной речи, образами детей и заветами предков. Данные миниатюры характеризуют ожук дажы как три строки, раскрывающие суть тувинской души. И результатом постоянного обращения к образу малой Родины и его философского осмысления стало то, что А. Даржаю удалось вырвать данную тему из узких рамок, где властвуют лишь сентиментальность и славословия. По мысли поэта, высказанной не прямым, а поэтическим способом, любое место на земле, тем более место, где человек стал человеком, является священным. (слайд).

^ Венок сонетов «Матери» родился неожиданно. Как-то работая ночью за письменным столом, перед глазами поэта возник образ матери. Она положила ему руки на плечи. Так появились первые строки:

Ночная свежесть веет тишиной.

Пасутся в небе звездные отары.

Запела мама тихо надо мной-

Не там ли, где затеплились Стожары?


Струится свет из сочной темноты,

Где будто чудо-дверца отворилась.

С улыбкою загадочною ты,

Как сказочная дарийги явилась.

Все 15 сонетов были написаны на одном дыхании, без единой поправки, без чернового варианта. Сам того не ожидая, поэт сложил строки, из которых получился венок сонетов - доверительный разговор сына с матерью. Как говорит сам поэт: «Я попал в плен своих воспоминаний».

Каждый сонет «цепляется» за другой – последняя строка очередного сонета становится первой последующего. А.Даржай продолжил традиции западно-европейской литературы. Венок сонетов написан шекспировской строкой (два четырехстишия, два трехстишия). Так поэт продолжает традиции поэзии Золотого и серебряного веков в русской литературе.

^ Но его венок – это гимн Матери – «мелодия букета». (слайд).

Если говорить о содержании «Венка», то оно необычно, оригинально. Условно его можно разделить на 2 части.

В каждом сонете первой части поэт говорит о качествах характера, которые воспитала в нём его мама ( 2-8 сонеты)

Уже в первом сонете перед нами возникает зримый образ матери. Вначале она как сказочная дарийги с загадочной улыбкой. А затем в доверительном разговоре поэта с матерью мы видим образ земной женщины, которая хочет счастья для своих детей.

О воспитании трудолюбия говорится во втором сонете:

«У коновязи ждёт встающих рано

Оседланный скакун». И я вставал

Всегда, как ты меня учила, мама,

Лишь первый луч ложился на аал. (слайд).

В третьем сонете слышится строгий голос матери: «Где взял – туда отдай! И впредь своим чужое не считай!»

И с самого детства сын старается следовать ее завету честности:

... И больше никогда

Ты за меня не ведала стыда.

Вот исполненье твоего завета.

Мать учит сына чистоте души, её открытости в человеке, добру и твёрдости характера (4-5 сонеты).

Вот исполненье твоего завета:

Всегда мой дом открыт моим друзьям,

Я до ночи работаю с рассвета –

Всего, что надо, добиваюсь сам.


А помнить о добре, добру служить

До гроба буду. До седин прожить

Хочу с душою чистой, родниковой.

У Александра Даржая мама - самый необходимый советчик. И он с самого детства старается следовать ее заветам.

Именно эти заветы сын сохранит на всю жизнь

Поэт утверждает: «Если писать о родных местах, о родине, без упоминаний о матери, это немыслимо. Мать – главный деятель доброты. В человеке, который не любит свою мать, нет ничего святого. С любви к матери начинается всё хорошее в человеке». (слайд).

^ 15 сонет – это итог всего Венка сонетов, это итог того, о чём хотел рассказать поэт. (слайд).

IV Закрепление материала.

Учитель:

- А теперь оценим знания.

Задание: анализ западноевропейского (У.Шекспир), русского (В. Брюсов), тувинского (А.Даржай) сонетов с точки зрения тематики и изобразительно-выразительных средств.

Раздаются тексты сонетов для анализов стихотворного жанра.

  1. ^ Итог урока.

  1. - Назовите основные темы сонетов.

(Основной тема западноевропейского и русского сонетов - тема любви и тема размышления о поэзии).

- В чём особенность сонета А.Даржая?

(Сонет А.Даржая имеет классическую форму, предмет изображения – образ матери - это новое слово А.Даржая в написании этого жанра. И в этом заслуга поэта.)

  1. Работа в тетрадях.

Запись основных выводов по уроку.

  1. Главное достоинство венка сонетов и его главная ценность - в способности наилучшим образом выразить многомерную, противоречивую, парадоксальную сущность бытия на уровне восприятия этой сложности в нашу эпоху.

2). Венок сонетов «Матери» по праву можно считать шедевром тувинской поэзии. А.Даржай продолжил традиции западноевропейской литературы, поэзии Золотого и серебряного веков в русской литературе.

3). Содержание венка сонетов, сам предмет изображения – образ матери - это новое слово А.Даржая в написании этого жанра. И в этом заслуга поэта.

Все это поднимает сонет А.Даржая на уровень западноевропейских образцов и позволяет говорить о формировании национального варианта этой высокохудожественной формы.

Обращенность к жанру сонета поэтом свидетельствует об усвоении им и национальной, и русской, и европейской культурных традиций.


  1. Домашнее задание:

Дифференцированный подход:

  1. Творческое задание:

Сочинить сонет, используя правила его написания;

  1. Проанализировать сонет по выбору;

  2. Выучить наизусть по выбору.



классный час


Учимся быть терпимыми


Цели: 1) учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

  1. развивать навыки разрешения конфликтов.

  2. формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;


Ход классного часа


1. Вступительное слово учителя.

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».


^ 2. Работа в группе.

У ч и т е л ь. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

  • Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

  • Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

  • Не делай другому того, от чего больно тебе.

  • В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

  • Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

  • Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

  • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.


^ 3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность».

  • Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.

  • Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему «Толерантность в классе».

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.


^ 4. Творческая работа.

Инсценируйте известную сказку. Обсудите между собой и изобразите решения конфликта, отличные от того, что в сказке.

Группа 1 – Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

Группа 2 – русская народная сказка «Маша и медведь».

– Какие из этих решений относятся к типу «победа — победа», «победа — поражение» и «поражение — поражение»?

– Кто виноват в конфликте?

– Кто явился инициатором конфликта?

– На каком этапе его можно было избежать?

– Какие бывают конфликты?

Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен — приводит к изменениям. При неправильном — приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.


^ 5. Работа в группе.

1) Изобразите различные степени конфликтов — от крупнейших до мельчайших, подпишите под каждым рисунком чувства и действия участников в различных конфликтах и ситуациях.

Группа 1 – среди людей.

Группа 2 – среди животных.

– Как чувства обостряются в конфликте?

– Почему чувства людей обостряются в конфликте?

– Как можно избежать обострения ситуации?

^ С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс.

– Что такое компромисс?


2) Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.

Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.

Правила управления конфликтом:

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

План разрешения споров:

1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»

2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.


^ 6. Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 – в школьной библиотеке:

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 4 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 – на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 – в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 – в столовой:

Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Кто бы хотел зачитать свои примеры?

Что должно включать в себя письменное соглашение?


^ 7. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».

– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

^ Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.

– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.


^ 8. Работа в парах.

– Придумайте и разыграйте небольшие сценки-диалоги о том, как одноклассники помирились.


11. Итог. Творческая работа.


Инсценировка сказки Ольги Дунец
«Молчание и молчание»

Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»


12. Домашнее задание.

Оформление классной стенгазеты «Внимание: Конфликт!

Цель стенгазеты — учащиеся при необходимости должны быстро найти информацию об управлении конфликтом. Стенгазета может быть расширена следующими рубриками:

— газетные и журнальные статьи,

— поэзия в конфликте, войне и мире,

— картинки,

— сообщения об улаженных конфликтах,

— замечания о занятиях,

— придумайте сами и добавьте.

Рефлексия.




Скачать 253,37 Kb.
оставить комментарий
Дата22.04.2012
Размер253,37 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх