Литература. Стр. 11 icon

Литература. Стр. 11


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Закон приморского края...
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями...
Реферат по экономике. Рынок: сущность, функции, структура...
4. Литература. Стр. 26...
Домашнее задание для учащихся 2 «А» класса: Математика Стр. 70, №1,2,3,4,5,8,9,10,11; стр. 73 №1...
Домашняя задание 6 а математика Малютина Наталья Владимировна №884 (уравнение), 885,846, 839...
Литература математика история...
Если есть справочное пособие по русскому языку Узоровой, Нефедовой: стр. 116 упр. 299; стр...
4а- 26,27 стр 58 учебник-ответить на вопросы 6б-activity book 9 стр 49(перевод), 1 стр68...
Домашнее задание по английскому языку 26 класс...
Окружающий мир Стр. 8 15 (вопросы)...
Литература учебник стр. 23-25, ответить на вопросы на стр. 24 (устно), на вопрос 4...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
Министерство образования и науки РФ

Саратовская область

ГОУ ДПО СарИПКиПРО

Итоговая курсовая работа

Слушательницы КПК учителей истории и обществознания с применением ДОТ

Ивановской Татьяны Александровны , учителя МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорского района Саратовской области


«СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»


Саратов - 2010


Оглавление:

Введение стр. 3.

  1. Свобода в деятельности человека. стр. 4 - 7

  2. Личность и свобода. стр. 8 - 9

Заключение стр. 10

Литература. Стр. 11



Введение.

Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли.

Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свобода традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения этого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса».

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер.

Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос. Вопрос свободы в деятельности человека никогда не был столь актуальным в России, как сегодня. В исторически обозримом прошлом России никогда не был россиянин столь свободным, как сейчас. Ни в глубокой древности, ни в княжеской Руси, ни в царской России, ни в тоталитарном СССР. Получив, по сути , самое демократическое устройство в мире, россиянин вдруг загрустил . Оказалось, вместе с свободой на него свалилась ответственность за самого себя, свою семью. «Эй, начальник» - так и хочется всю ответственность за отсутствие денег, жилья, работы свалить на кого – то. А самому быть от всех проблем – СВОБОДНЫМ. Воспитание ответственности за свою судьбу, своих близких – не менее важная проблема, чем воспитание свободного человека. Более того, воспитание понимания , что два эти понятия – свобода и ответственность неразрывно связаны – тоже большая проблема.

 






1. ^ Свобода в деятельности человека.

Свобода - это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Философы подходят к осмыслению слова свобода с разных позиций:

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других, (Буриданов осел). Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

"Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он избирает здоровый образ жизни.

В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: "Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей".

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Следовательно, там, где существует демократические принципы государственного устройства.

Характеристика: общество свободомыслия, жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали, свобода предпринимательства (конкуренция), политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность, различные политические взгляды), регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми), закон для всех един.

Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Над этим вопросом задумывались многие мыслители, и многие же из них давали отрицательный ответ.

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка, и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол

Свобода есть возможность изменения того, что есть, способность изменять свою природу. Делая свободный выбор, мы одновременно в сознании прокручиваем и сопоставляем ряд различных возможностей, при этом еще не ясно, какой путь мы выберем и как будем действовать. Поэтому свобода всегда принципиально имеет дело с возможным. В этом заключается суть свободы: она превращает возможное в действительное благодаря тому, что, принимая в любой данный момент пределы действительного, работает в основном с реалиями возможного. Противоположность свободы – автоматический конформизм. Поскольку свобода неотделима от тревоги, которая сопровождает новые возможности, очень многие люди мечтают только о том, чтобы им сказали, что свобода – это иллюзия и им нет необходимости ломать над этим головы. Цель истинно свободного воспитания – достичь такого состояния, в котором человек ощущает свободу выбирать свой образ жизни, принимать ситуацию в той мере, в какой она неизбежна, и что-то изменять в той степени, в какой это реалистически возможно. Главная задача – помочь людям приобрести свободу осознания и переживания их возможностей, их ответственности.

Неизбежность зла – это та цена, которую мы платим за свободу. Если человек свободен выбирать, никто не может гарантировать, что его выбор будет таким, а не иным. Восприимчивость к добру означает чувствительность к последствиям своих действий; расширяя потенциальные возможности для добра, она одновременно расширяет возможности и для зла

В наиболее общем виде свобода – это способность человека управлять своим развитием, тесно связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря самосознанию мы можем прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, в которой мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции. Создавая эту паузу, человек каким-то образом бросает свое решение на чашу весов, опосредует им связь между стимулом и реакцией и тем самым решает, какова будет реакция. Чем менее развито самосознание человека, тем более несвободным он является, т.е. тем в большей степени его жизнью управляют условные связи, образовавшиеся в детстве, которые он не держит в памяти, но которые сохраняются в бессознательном и управляют его поведением. По мере развития самосознания соответственно увеличивается диапазон выбора человека и его свобода.

Первое значение свободы – это изначальная свобода выбора, свобода решать, принять свободу во втором значении или отказаться от нее. Свобода во втором значении – это структура характера, выражающаяся в способности действовать на основе разума. Иными словами, чтобы выбрать свободу, человек уже должен обладать исходной свободой и способностью сделать этот выбор разумным образом. Здесь есть некоторый парадокс. Свобода – это не черта или диспозиция, а акт самоосвобождения в процессе принятия решения. Это динамичное, текущее состояние. Объем доступной человеку свободы постоянно меняется.

Результат выбора больше всего зависит, конечно, от силы конфликтующих тенденций. Но они различаются не только по силе, но и по степени осознанности. Как правило, позитивные, творческие тенденции хорошо осознаны, а темные, деструктивные – плохо. Ясное осознание всех аспектов ситуации выбора помогает сделать выбор оптимальным. Выделяют шесть основных аспектов, требующих осознания: 1) что хорошо, а что плохо; 2) способ действия в данной ситуации, ведущий к поставленной цели; 3) собственные неосознанные желания; 4) реальные возможности, заключенные в ситуации; 5) последствия каждого из возможных решений; 6) недостаточность осознания, необходимо также желание действовать вопреки ожидаемым негативным последствиям. Таким образом, свобода выступает как действие, вытекающее из осознания альтернатив и их последствий, различения реальных и иллюзорных альтернатив.

Вместе с тем свобода амбивалентна. Она одновременно и дар, и бремя; человек волен принять ее или отказаться от нее. Человек сам решает вопрос о степени своей свободы, делая собственный выбор: либо действовать свободно, т.е. на основе рациональных соображений, либо отказаться от свободы. Многие предпочитают бежать от свободы, выбрав тем самым путь наименьшего сопротивления. Разумеется, все решается не каким-то одним актом выбора, а определяется постепенно складывающейся целостной структурой характера, в которую отдельные выборы вносят свой вклад. В результате одни люди вырастают свободными, а другие – нет.

Выбор есть конкретный акт, который может быть зафиксирован внешним наблюдателем. Он локализован во времени; между двумя актами выбора может пролегать пространство, в котором никакие выборы не осуществляются, хотя в любой момент времени, когда присутствует рефлексия ситуации, возможен и выбор. Нет безальтернативных ситуаций. Там, где рефлексия не включена, выбора действительно может не быть. Выбор – сложно организованная деятельность, осуществляемая на разных уровнях сложности и неопределенности ситуации

Я не могу быть свободным, если не осознаю силы, влияющие на мои действия. Я не могу быть свободным, если не осознаю имеющиеся здесь-и-теперь возможности для моих действий. Я не могу быть свободным, если не осознаю последствия, которые повлекут те или иные действия. Наконец, я не могут быть свободным, если не осознаю, что же я хочу, не осознаю моих целей и желаний. Одно из первых и наиболее четких философских определений свободы, опирающихся на центральную идею осознания, – это определение ее как способности принимать решение со знанием дела.

Если человеку нужно перебраться через реку, существуют разные возможности: во-первых, поискать мост или брод, во-вторых, пересечь реку на лодке или на плоту, в-третьих, переплыть ее. Но если первые две возможности открыты для любого, третью может принимать в расчет только человек, умеющий плавать. Он в данной ситуации имеет одной возможностью больше и, следовательно, свободнее, чем человек, лишенный этого умения. Умение водить машину, работать с компьютером, говорить на иностранных языках, хорошо стрелять и т.д. и т.п. в соответствующих ситуациях будет давать их обладателю дополнительные степени свободы. Конечно, разные способности и умения различаются по широте спектра ситуаций, в которых они могут принести пользу своему обладателю; например, владение английским языком может принести пользу чаще, чем владение французским или испанским, тем более финским или болгарским. Но это различие носит чисто вероятностный характер; в определенных ситуациях финский может оказаться важнее английского.

Но в любых жизненных ситуациях знания. умения и навыки принесут человеку, владеющими ими гораздо больше пользы, чем их отсутствие. Ведь даже в древней восточной сказке красавица крестьянка не захотела выходить замуж за падишаха прежде, чем он освоит какое – либо ремесло. Что впоследствии спасло ему жизнь. Такая простая аргументация понятна учащимся, они обычно соглашаются – да, умения , знания и навыки – нужны. Но ещё нужно постараться убедить их в том, что чем боле разнообразны ЗУН - тем свободнее человек.

Попытаемся дать наиболее общее определение свободы. Ее можно понимать как возможность инициации, изменения или прекращения субъектом своей деятельности в любой точке ее протекания, а также отказа от нее. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов ограничений активности личности, внешних по отношению к действующему экзистенциальному Я , в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера и психодинамических комплексов.


^ 2. Личность и свобода

Чуждость независимой личности окружающему миру и стремление к единению с ним практически несовместимы. Но если независимость потеряна, то личность перестает существовать. С другой стороны, личность, оторванная от мира, лишена возможности себя проявить и также обречена на исчезновение.

Бердяев выделяет два необходимых и взаимосвязанных процесса в развитии личности: восхождение и нисхождение. Восхождение – это устремление к духу, к высшей сути человека, реализация его призвания. Духовное совершенствование личности не имеет пределов. Духовная аристократия – единственная иерархия, которая имеет право на существование. Эта иерархия не дает права власти одного человека над другим, скорее обязывает того, кто находится выше. Это старшинство по духу. Но восхождение одной личности еще не имеет смысла с точки зрения преобразования мира. Человек становится непонятным окружающему ему миру и потому бессильным. И тогда необходимо нисхождение. Для того, чтобы помочь подняться оставшимся внизу, необходимо спуститься к ним. Два этих противоположных процесса составляют единство духовного развития личности.

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.

Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Заключение.

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.

Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.

Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.


Список литературы.:

1.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1971.

2.Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

3.Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

4.Леонтъев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.

5.Леонтъев Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.В. Леонтьева / Под ред. O.K. Тихомирова, А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан. М.: Смысл, 1999.

6.Леонтъев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-110.

7.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1992.

8.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

9.Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 124-144.

10.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

11.Роттердамский Эразм. Философские произведения. М.: Наука,1987.

12.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1966.


Интернет ресурсы

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Рабочие ресурсы к работе:

План – конспект открытого урока в 10 классе обществознание профильный уровень .Проведён 7 декабря 2009 года учителем Ивановской Т.А.


^ Тема: Свобода в деятельности человека.

Цель урока:

  1. Способствовать формиррванию целостного представления о свободе , как высшей ценности, ответить на вопрос – возможна ли, абсолютная свобода? , свобода: познанная необходимость? возможность выбора?

  2. Определить историческую необходимость и границы человеческой свободы; свободное общество: приоритет прав и свобод человека, признание его высшей ценностью.

  3. Способствовать изучению человеческой деятельности как средства социализации и самореализации личности и вместе с тем самовозобновляемости и развития свободного общества, побудительных мотивов и способов осуществления свободы в деятельности человека способствовать раскрытию природы и механизма познания свободы, как специфической сферы деятельности человека и непременного условия всякой осмысленной деятельности человека.Понятие: самореализация, самовозобновление, социальное взаимодействие, социализация личности.

  4. Способствовать осознанию учащимися, какой человек может быть более свободен, независим; различных людей свободного общества, сформировать представления о таком обществе. Свобода выбора.

  5. Способствовать стимулированию собственного независимого аргументированного мнения, критического творческого мышления, доброжелательности и толерантности по отношению к друг другу, к обществу (исключать соперничество, высокомнение, грубость, авторитарность)

  6. Формирование чувства личной ответственности за здоровой образ жизни.

  7. Освоение методов проектной деятельности – исследовательской, информационной, практической. Поиск информации, которая затем обрабатывается , осмысливается и предоставляется участниками проектной группы. Отделение основной информации от второстепенной,) критическое оценивание достоверности полученной информации адекватно поставленной цели (сжато и выборочно)

  8. Разработать в качестве результата работы над проектом «Манифест свободного человека», презентацию «Свобода в деятельности человека», сообщения учеников по выбранным темам (использование ресурса Интернет)

  9. Пользование мультимедийными ресурсами компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  10. Краткосрочный проект требует выделения 4 -6 уроков , которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации , изготовлению продукта (презентация, анкетирование и его анализ, создание банка данных, составление сообщений по заданной теме) и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и самостоятельной работы дома.

Оборудование: Учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» 10 класс, профильный уровень, под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, Н.М. Смирновой, М, «Просвещение», 2009; Е. Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию профильный уровень»10 класс ,М., «вако», 2008; П.С.Гуревич «Человек»,А.Ф.Малышевский «Мир человека», с 103; с 149-153 Сократ; с 168; с.182; Мудрые высказывания и афоризмы с 187-192; с 205 Человек рожден свободным; с 244-255 Мудрые мысли.

В.И.Пугачев «Основы политической науки» часть 1, часть 2 с133;Л.Е.Гришин «Философия, социология и теория истории»; Плутарх «Избранные жизнеописания» Александр с 371; 372; с 373; Цезарь с 445(6); Библия, Устав МОУ СОШ с. Урицкое, Правила поведения для учащихся; М.Булгаков «Мастер и Маргарита»; «Декларация прав человека»


^ Ход урока:

Словарь урока.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами. Одна из основополагающих категорий политологии и других наук, отражающая защищённость человека от нежелательного воздействия, насилия.

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали.

Ответственность – готовность соблюдать правила. Особое социальное и морально – правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям , которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека выполнять определённые требования и осуществлять стоящие перед ним задачи

^ Порядок – принудительное исследование установленным правилам.

Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с собственностью своего хозяина – рабовладельца, его собственность.

Своеволие – пренебрежение к установленным нормам и правилам

Эгоизм – себялюбие, поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей.

Гармония – связь, стройность, соразмерность.

Деспотизм – неограниченная власть, форма самодержавной неограниченной власти, жестокое подавление свободной воли.

Диктатор – носитель неограниченной власти.

Выбор – предпочтение кого – либо, чего – либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.


^ Структура занятия:


Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1. вводная речь учителя, постановка проблемы.. Игра «Кораблекрушение»

Формирование групп, выделение ключевых проблем, мотивация. Мозговой штурм.

7 мин

Учащиеся смогут вспомнить изученный материал и выбрать наиболее интересный для себя лично

2. Работа в группах.

Мозговой штурм, дискуссия, ассоциативное мышление

15 мин.

Учащиеся решают общие задачи пи работе в группах. Ответы на поставленные вопросы требуют обращения к рассмотренным ранее темам

3. Обсуждение результатов работы групп.

Навыки публичного выступления , учебное сотрудничество, мозговой штурм, анализ ситуации

10 мин

Выступление групп должно показать умение обобщать материал, выделять главное .При этом они получают возможность проявить свои творческие способности.

4. .Качества свободного человека. Общее обсуждение.

Сравнительный анализ, дискуссия, умение выделять главное

5 мин

Анализируется разница между первоначальным и последующим пониманием качеств свободного человека

5. Манифест свободы.

Развитие творческих способностей, учебное сотрудничество.

5 мин

Рассмотренные в ходе урока проблемы получат своё символическое отображение или будут сформулированы в понятной для учащихся форме. Текст манифеста или нарисованный плакат будут хорошим документом и для других школьников.

6. Подведение итогов.

Умение делать краткие выводы, рефлексия.

3 мин

Важно, чтобы учащиеся высказали собственное отношение к теме, поделились впечатлениями, подумали о возможности сделать занятия ещё более продуктивными, показали свои интересы и предпочтения.



^ 1. Игра «Кораблекрушение»

Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в Тихом океане. В результате пожара яхта медленно тонет. Местонахождения яхты неясно из-за поломки навигационных приборов, но примерно тысяча миль до ближайшей земли. Экипаж спасся на надувном прочном плоту с веслами, имущество спасшихся составляет - коробок спичек, 5 однодолларовых банкнот, пачка сигарет. А также пятнадцать предметов, из которых можно оставить только 4 из-за перегрузки. Проранжируйте 15 предметов по принципу их значимости для потерпевших кораблекрушение, памятуя при этом , что вы берете на себя ответственность за жизнь и спасение людей.

Список:

секстант, зеркало для бритья, двадцатилитровая канистра с водой, противомоскитная сетка, одна коробка с сухим пайком, карты Тихого океана, надувная подушка, 5 литровая канистра с нефтегазовой смесью, маленький транзисторный приемник, репеллент ,отпугивающий акул, 6 метров непрозрачной пленки (для сбора дождевой воды), литр рома, две коробки шоколада, метровый нейлоновый канат, рыболовная снасть.

По мнению экспертов, наиболее необходимыми предметами для дрейфующих в океане являются:

1.Зеркало для бритья в качестве средства для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2.5-л канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь долларовой банкнотой и спичкой рядом с плотом, и это будет тоже средством привлечения внимания спасателей.

3.20-л канистру с водой, как средство утоление жажды.

4.Коробка с сухим пайком, основная пища спасённых.


^ 2. Задание для групп:

1.Определите, в каких приведенных ниже высказываниях понятие «свобода» выступает как

А) политическая категория

Б) нравственная

В) философская

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер, 1694-1778)

«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне, 1797-1856)

«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе» (Дейс, 1855-1926)

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И.Ленин)

«Свобода – это осознанная необходимость»

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу)

2. Какое , по вашему мнению, содержание заключает в себе понятие свободы?

Сообщения учеников. Свобода – как ценность. Свобода – это состояние духа. Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует свое внутреннее богатство.

3. Какая из трех триад вам ближе всего по духу – «Истина. Добро. Красота»; «Вера. Надежда. Любовь»; «Свобода. Равенство. Братство» или составьте свою триаду.

4.дополните схему предлагаемых ценностей. Какие из них вы считаете своими духовными опорами?


Развлечения Власть Общественное признание



Труд Любовь

5. «Совесть, Благородство и Достоинство

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век,

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Б.Окуджава

А вы какому воинству готовы протянуть свою ладонь?

6. Шандор Петёфи «Собачья песня» «Волчья песня» с 373 (Поэзия народов мира) «Национальная песня» с 375 автор отстаивает право на свободу.

7. Анализ анкетирования 1-я группа среди учеников, 2-я группа среди учителей «Свобода в деятельности человека»

8. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» Ф.Энгельс.

Согласны ли вы с этим утверждением? Какова взаимосвязь свободы и культуры? Назовите переломные моменты в истории освобождения человечества от господства над ним природной и социальной стихий.

Природа Социум

Мышление, речь. Труд, творчество

Овладение огнем. Мораль, нравственность (религия)

Изобретение Свобода человека

Колеса (Конституция, Декларация

НТП, НТР прав человека)


Общечеловеческие ценности:

-Свобода (личная неприкосновенность)

-Равенство (равенство перед законом)

-Достоинство (человеческое достоинство)

- Справедливость (право на справедливый суд, на свободу перемещения , гражданство, достойное существование

-Моральные ценности (добро, долг, совесть, справедливость, достоинство, честь, счастье, любовь.

9.Свобода выбора и моральная ответственность. Работа в группах.

Человеческая свобода (различные точки зрения)

Буриданов осёл.

«Свобода – есть познанная необходимость»

Что такое свободное общество.

«Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах»

Какое из приведенных определений понятие «свобода» вам представляется наиболее точным?

Свобода – это отсутствие всяких преград и помех.

Свобода – это осознанное следование необходимости.

Свобода – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неугомонность в осуществлении человеком моральных требований.

Свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения.

Свобода – это возможность выбора вариантов поступка.

Библия (с414 чаша страданий)

Иисус перед Пилатом (с420,Распни Его!... Новый Завет с 165)

«Мастер и Маргарита» с 216-217-218-223(полет).

Был ли Пилат свободен в выборе своих решений и действий? Почему?

Была ли Маргарита свободна в выборе своих решений и действий? Почему?

Как, по вашему, мнению, человек может обрести полную свободу?

10. Мыслители прошлого о свободе.

Платон (Основы политических наук ч.1 с 38)

Аристотель (ОПН ч.1 с.39)

Цицерон (ОПН, ч1)

«Свобода человеческой личности,- не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него – она принадлежит человеку как духовному существу… Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяется не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает. Б. Бердяев.

11. Свобода и своеволие. Работа в группах.

«Свобода – единственная вещь не может получить, если вы даете ее сами. (Уайт, амер.писатель)

«Нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый только для себя» (Берке)

«Если хочешь освободить меня – будь свободен сам» (Эмерсон, амер.философ)

«Чем больше свободы вы даете, тем больше вы получаете ее сами»

«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Ф. Энгельс)

-Древнегреческий историк Тацит утверждал, что лишь глупцы называют своеволие свободой. А что скажет по этому поводу умный?

-Каким из приведенных здесь высказываний, по вашему мнению, наиболее точно определяют рамки свободы.

«Только той свободой стоит обладать, которая дает простор энергии разуму и добрым качествам народа». (Чанинг, амер.религ.деятель)

«Свобода воли означает, следовательно не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.» (Ф.Энгельс)

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (Клаудиус)

«Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости». (Займе)

- О каком нравственном выборе идет речь в следующих высказываниях?

«Раб, создающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не осознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.» (В.И.Ленин)

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.» (Гете)

- Немецкий публицист, идеолог «Молодой Германии» К. Берне отстаивал ту точку зрения, что и заговор никогда не приводил и завоеванию свободы, где воля и силы большинство народа созрели для свободы. Там заговор не нужен, где этого нет – он не поможет.

Проанализируйте перспективы достижения свободы нашим обществом с этой точки зрения.

12. Определения основных понятий, которые могут быть рассмотрены в ходе занятия.

Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, которые характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. (философский словарь, М ,1981)

Ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью с позиций выполнения им принятых норм и правил (словарь практического психолога,1981).

Выбор – предпочтение кого – либо, чего – либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. (словарь практического психолога,1998).

Свобода – одна из основополагающих категорий политологии и других наук, отражающая защищенность человека от нежелательного воздействия насилия. (Введение в политологию. Словарь справочник, М, 1996)

1. Рассмотрите основные понятия: свобода, ответственность, выбор.

2. Выскажите собственное понимание гражданской позиции.

3. Какого человека можно назвать свободным?

4. Что объединяет понятия «Свобода», «выбор», «ответственность» и в чем их основные различия?

5. Подумайте над понятиями, которые должны быть поставлены вместо пропусков.

« Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Ромен Ролан)

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где осуществляется ответственность за нее» (Карл Якерс)

«Человек раб тому, что свобода трудна, рабство же легко.» (Н.А.Бердяев)

«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.(Вольтер)

«Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие законы приводят к деспотии» (Сунь Ятсен)

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и нападения были бы бессмысленны». (-------------------------)

«Для дурного выбора нет извинений» (А.Э.Шефтсбери)

«Пессимист, оказавшись перед выбором из двух зол, выбирает оба». (Оскар Уайльд)

13. Работа в группах.

Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них.

«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».

Ценность: свобода.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».

Ценность: ответственность.

«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».

Ценность: выбор.

Назовите аспекты, в которых может рассматриваться понятие свободы:

- ограждение индивида от чего-то нежелательного, например, свобода от насилия произвола со стороны властей, безработица, нищета, голода и т.д.

- действия в соответствии с осознанной необходимостью. Данная трактовка предложена Гегелем и отождествляет свободу с компетентностью.

- наличие альтернативов, возможность выбора, плюрализм идей, партий и т.д.

- необремененность внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, возможность действовать собственной воле. Подобное напоминание свободы свойственно анархистам.

- способность достигнуть цели, удовлетворить потребности, самореализоваться.

^ Ответить на вопросы:

- Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?

- Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?

- Какие еще ценности могут быть выделены?

14.»Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» (Генрих Гейне)

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для рассвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (физиология здоровья)

Перед кем несет человек ответственность за свое здоровье? Перед самим собой и перед обществом.

Делаем свой выбор -

- Мой выбор – не курить

- Мой выбор – не употреблять алкоголь

- Мой выбор – нет наркотикам

- Мой выбор – заниматься физкультурой.

15. Что такое политика ?

Политика – это искусство управления государством – сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание , укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются интересы больших социальных групп – классов, наций и т. д.

Делаем свой выбор -

-Мой выбор – интересоваться политикой

-Мой выбор – доверять политикам

-Мой выбор – голосовать

-Мой выбор - протестовать, если нарушаются мои права.

16.СМИ – четвертая власть.

Что такое СМИ?

СМИ – методы и учреждения, посредствам которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы (символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудиторами. (большой толстый словарь социологической т.2- Москва,1997)

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникациям с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация – совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В мирном смысле информация включает в себя все имеющиеся знания, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах , машинных системах в человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (краткий политический словарь, М,1989)

1.Какова роль СМИ в жизни человека?

2.Объяните выражение «СМИ – четвертая власть»

-Дают полезную, объективную информацию, воспитывают нравственные качества, развивают личность.

-Формируют общественное мнение.

-Выражение «СМИ – четвертая власть» означает, что СМИ критикуют законодательную, исполнительную, судебную власть, оказывают на нее давление и заставляют принимать решения и законы в интересах общества.

-Мой выбор: анализировать, критически осмысливать информацию СМИ.

^ 3. Презентация «Свобода в деятельности человека»

4. Манифест свободы.

. «Манифест свободного человека»

1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества.

2.Никто не может заставить человека жить определенным образом.

3.Невозможно навязывать истины.

4.Каждый может научится свободно выбирать.

5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье.

6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества.

7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.

Выводы:

Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Следовательно, там, где существует демократические принципы государственного устройства. Характеристика: общество свободомыслия, жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали, свобода предпринимательства (конкуренция), политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность, различные политические взгляды), регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми), закон для всех един.

5.Рефлексия:

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

1.Вы ощущаете себя свободными людьми?

2. Как вы собираетесь реализовать свою свободу?

3. Напишите на листочках , какие впечатления произвёл на вас этот урок, что вам запомнилось больше всего.


Работы учащихся:

Сообщение ученицы 10 класса Талдыкиной Марии на тему:

Личность и свобода

Чуждость независимой личности окружающему миру и стремление к единению с ним практически несовместимы. Но если независимость потеряна, то личность перестает существовать. С другой стороны, личность, оторванная от мира, лишена возможности себя проявить и также обречена на исчезновение.

Бердяев выделяет два необходимых и взаимосвязанных процесса в развитии личности: восхождение и нисхождение. Восхождение – это устремление к духу, к высшей сути человека, реализация его призвания. Духовное совершенствование личности не имеет пределов. Духовная аристократия – единственная иерархия, которая имеет право на существование. Эта иерархия не дает права власти одного человека над другим, скорее обязывает того, кто находится выше. Это старшинство по духу. Но восхождение одной личности еще не имеет смысла с точки зрения преобразования мира. Человек становится непонятным окружающему ему миру и потому бессильным. И тогда необходимо нисхождение. Для того, чтобы помочь подняться оставшимся внизу, необходимо спуститься к ним. Два этих противоположных процесса составляют единство духовного развития личности.

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.

Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.

Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.

Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.


^ Сообщение ученика 10 класса Костяного Романа на тему:

Основные позиции свободного выбора свободного человека.

Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится , работает , дружит и любит , создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям.

В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории , противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.

В этих же категориях оцениваются побуждение к действиям и содержание деятельности других людей( «Трус не играет в хоккей» - звучит рефреном в известной спортивной песне). Помимо непосредственных отношений , о чём речь шла выше , каждый человек выстраивает , если обладает необходимым кругозором, своё отношение к таким сложным реалиям , как человечество, глобальные проблемы населения и история страны, историческая и современная культура и многое другое.

Мораль охватывает все проявления добра и зла , совести и бессовестности, долга и безответственности, достоинства и низости и т. д. Понятно, что общество поддерживает силой общественного мнения побуждения к полезной деятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким – то причинам человек систематически совершает действия , оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного поведения , то он стремится найти поддержку в группах , следующих «перевёрнутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего дистанцированных от остальных людей , достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдаётся за плохое, осмеивается , дискредитируется недоверием и прямым поношением.

В отличие от закона , который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытное и явное принуждение, а в критических моментах даже открытым террором, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, более или менее единодушно одобряемых большинством членов общества , на укоренившееся в сознании людей представление о том , «что такое хорошо и что такое плохо». Поведение ярких личностей в истории , способствовавших общественному прогрессу, неустрашимых борцов за процветание культуры, науки, общественного благосостояния подкрепляет убеждение в правоте позитивных нравственных установок и силу осуждения негативных тенденций и образцов и образцов человеческого поведения.


Религия - это мировоззрение , мироощущение и определяемое ими поведения людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом , всеобщей основой мира. (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего , субстанцией, главной святыней). Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и даёт им свои оценки) , обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что её структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали , особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно – организующей силой общества.

После длительно периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) . Моральные заповеди Десятисловия в Ветхом Завете ( не убий, не укради, не лжесвидетельствуй) были провозглашены Богом; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной проповеди ( накорми голодных, не оскорбляй людей, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не кичись этим); нормы мусульманской этики , подчёркивается в Священном Коране, даны Богом через пророка Мухаммеда ( человек должен жить , уповая на волю и милость Аллаха, выполнять заветы Корана и правила жизни, разработанные богословами).

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей.

^ Тенденции духовной жизни современной России.

В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. В этой ситуации больше всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Культурная жизнь в ещё большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и крупных городах. Для остального населения основным источником получения культурных благ стало телевидение.

В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной жизни страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.

Сегодня необходимы укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам – всё это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства , развитие научных исследований будут способствовать созданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой национальных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры нового общества.

Но вместе с тем культура в значительной степени создаётся в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно понимать, что культура – это его личное дело , проблема его собственного духовного уровня. Без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

^ Главная особенность морали , отличающая её от других общественных явлений – её всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, в семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро , зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье, и др.)

Принципы морали , подобно конституции государства, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества ( принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости, гуманизма).

Категории долга в морали отводится особенно важная роль . Не случайно этику довольно часть называют наукой о должном, подчёркивая её нормативный характер. Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определённом поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и её нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Прогресс морали вязан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и общественном благе.

ЦЕННОСТИ – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разобраться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нём. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к отечеству? Ценность – это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Развитое социальное мышление – это привычка работать с проблемами, а не уходить от них, оно приучает личность жить и действовать в противоречивом, изменчивом мире.

Духовность личности – это её способность подняться до уровня вечных истин и вечных ценностей. Духовность непосредственно соединена с ответственностью личности за свою жизнь, за судьбу и будущее России.

Что важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть?

Срвесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Д. Ландау)

В ком стыд – в том и совесть. (Русская пословица)

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание врутренней ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их исполнения и производить самооценку совершаемых повступков.

К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть.

Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и переплетаются между собой.

Совесть , благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Совесть. Благородство и достоинство..

Б. Ш. Окуджава.

ЧЕСТЬ .

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем

ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько им исполнилось лет – десять или пятьдесят. И это верно – ведь одно без другого невозможно. А в чём состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

Понятие счастье определяется как состояние высокой удовлетворённости жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, с природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой.

По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка СЪ в значении «хороший» и часть - «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».

Пять ступеней счастья.

  1. состояние удовлетворённости самим фактом существования (Я жив)

  2. Удовлетворённость материальными благами (Я приобрёл)

  3. Удовлетворённость от общения с другими людьми .

  4. Удовлетворённость в момент творчества (Я созидаю, создаю)

  5. Удовлетворённость от деятельности по совершенствованию жизни (Я оставляю после себя)

Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью. Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия , умения видеть счастье уже в том, что ты идёшь по земле, до высшего счастья – умения созидать, счастья творчества. Принцип созидания: обретать давая.


Сообщение ученицы 10 класса Ананьевой Алины :

Свобода в высказываниях мудрых.


Кто лучше летящего ворона может сказать, что такое свобода?! И все-таки люди задумываются о свободе, желают ее, но в то же время готовы расстаться с ней за мизерную плату.

Мудрый Ворон


Нельзя отказывать в свободе тому, кто обладает сознанием, развитым в степени достаточной, чтобы воспринимать понятие свободы и желать ее.

^ Айзек Азимов, «Двухсотлетний человек»


Странно, но, попадая в достаточно большое пространство, люди уже не считают себя пленниками. Иллюзия свободы затмевает их разум. Они не понимают, что свободным является только тот, кто знает обо всех ограничениях и возможностях своей тюрьмы.


^ Филип Фармер, «Боги мира Реки»


Напыщенные речи революционных вожаков были исполнены лицемерия и тщеславия, - это чувствовалось вполне отчетливо. И все же в них ставился вопрос о Свободе, которая воспринималась как не менее важная человеческая потребность, чем потребность в хлебе и воде!


^ Урсула Ле Гуин, «Малафрена»


Свобода как раз и состоит в том, чтобы делать то, что можешь и хочешь делать лучше других и непременно обязан выполнить. Разве я не прав? Свобода - не вещь, которой можно владеть или держать при себе. Это человеческая деятельность, это сама жизнь! Но разве можно жить в тюрьме? Среди томящихся в рабстве? Нельзя жить только ради себя! Нельзя - если все вокруг несвободны, несчастливы!


^ Урсула Ле Гуин, «Малафрена»


Она видела и дорогу, прямым светлым лучом пролегавшую меж темных полей и ведущую вдаль от ворот усадьбы. Когда она была ребенком, то всегда смотрела на эту дорогу с ожиданием: по ней взрослые, ее родители и их гости, приезжали и уезжали, когда хотели, и в ее сознании эта дорога всегда невольно ассоциировалась со свободой; и она всегда думала, что именно по этой дороге уедет отсюда навстречу свободе, когда придет ее время. И тоже будет вольна уезжать и приезжать, когда захочет, и ни от кого не будет зависеть, ни у кого не будет спрашивать разрешения. Что ж, теперь она могла ходить и ездить по этой дороге сколько угодно; она обрела ее, эту свободу, да только слово это утратило свое истинное значение.


^ Урсула Ле Гуин, «Малафрена»


...видимая свобода и видимость свободы - две разные категории.


Генри Лайон Олди, «Ойкумена»


Волю, дорогой вы мой, нельзя кинуть человеку как милостыню. От таких широких жестов воля гниет и воняет. Свобода, подаренная сверху, - яд. Сколько хороших людей погибло от этого яда!


^ Генри Лайон Олди, «Ойкумена»






оставить комментарий
страница1/2
Дата09.04.2012
Размер0,62 Mb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх