Заседание мо протокол № от icon

Заседание мо протокол № от



Смотрите также:
Заседание шмо учителей Заседание мс директор моу «сош №8 Протокол № Протокол № имени А. С...
Заседание шмо учителей Заседание мс директор моу «сош №8 Протокол № Протокол № имени А. С...
Заседание шмо учителей Заседание мс директор моу «сош №8 Протокол № Протокол № имени А. С...
Заседание шмо учителей Заседание мс директор моу «сош №8 Протокол № Протокол № имени А. С...
Заседание было открыто молитвой в 14: 20. Протокол предыдущего заседаний...
Заседание было открыто молитвой в 13: 00. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 12: 53. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 14: 05. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 13: 39. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 13: 55. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 13: 39. Протокол предыдущего заседания...
Заседание было открыто молитвой в 12: 56. Протокол предыдущего заседания...



скачать
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №87

Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от «___» ___________ 200 г.


Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 200 г.




Рабочая программа


по литературе


для 5 класса


Составитель: учитель первой категории

Мурашова М.Г.


г. Ярославль 2006 г.


Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений .5 – 11 кл./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дрофа, 2005. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

  • Формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • Осознает своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • Осваивают теоретические понятия, которые способствуют боле глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • Овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • Использует различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устой и письменной речи.

В V классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в V классе особое внимание уделяется сюжету.

Возможность осознать связь различных жанров предоставляют уроки по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова.

Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор предстает уже в V классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет.


^ Изменения, внесенные в данную рабочую программу в целях соответствия стандарту.

В результате сверки программы со стандартом были внесены следующие изменения:

  1. В теме «Устное народное творчество» расширена тематика изучаемых сказок, т.к. стандарт требует знания не только волшебных сказок, но и бытовых, и сказок о животных. В связи с этим из данной программы выключено изучение народного театра, т.к. это не предусмотрено стандартом.

  2. В данную рабочую программу включено изучение древнерусской литературы, т.к. знакомство с ней предусмотрено стандартом, а в программе под ред. Т.Ф. Курдюмовой не предусмотрено изучение этой темы. Поэтому из данной рабочей программы выключено изучение творчество А.Линдгрен, произведения которой не входят в стандарт.

  3. В данной рабочей программе увеличен список изучаемых произведений за счет уроков внеклассного чтения.

  4. В данной рабочей программе учитываются уроки развития речи, что является необходимым требованием, предъявляемым к курсу литературы в V классе.

  5. В данной рабочей программе увеличено количество часов на изучение основополагающих произведений. Это стало возможным за счет использования школьного компонента, поэтому в V классе на изучение литературы отводится 3часа в неделю.


^ Тематическое планирование




Тема

^ Формы организаций учебных занятий

Уроки развити я речи

Уроки внеклассногоо чтения

Беседы, комбинирован-ные уроки, исследование

Игра, викторина








^ Происхождение и развитие литературы













1

1.

Мифы народов мира




1

2

1

4

2.

Устное народное творчество













15

2.1


Былины




1

3




4

2.2

Русские народные сказки

1




3




4

2.3

Сказки народов мира







1




1

2.4

Малые жанры фольклора

1

1

2

1

5

3.

Русская литература XIX века

7

4

19

3

33

3.1

Русская классическая литература XIX века

4

3

16




23

3.2

Поэтический образ Родины







2

1

3

3.3

Героическое прошлое России

2

1

3

1

7


4.

Литература XX века













35

4.1

Век XIX и XX . Связь веков.













1

4.2

Литературные сказки XIX – XX веков

4

3

14

3

24

4.3

Проза писателей XX века

1

1

2

1

5

4.4

Поэтический образ Родины







1

1

2

4.5

Мир наших «братьев меньших»

1




2




3

4.6

Героическое прошлое России










1

1

5.

Современная литература




1

2

1

4

6.

Путешествия и приключения на страницах книг













6

6.1

Покорение пространства и времени




1

3

2

6

6.2

Новая жизнь старых героев













1

7

Древнерусская литература













1

8

Итоги













1



^ Основное содержание всех тем.


Происхождение и развитие литературы

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в обра­зовании и воспитании человека. Искусство слова как наибо­лее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обраще­ние, риторический вопрос и др. Уроки литературы. Труд пи­сателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слуша­тель, как читатель и как исполнитель — чтец художественно­го текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие ви­ды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художест­венном слове.


^ МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Миф как форма познания и эстетического освоения ок­ружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории (повторение). Кален­дарные мифы и календарные праздники. Масленица, народ­ные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэти­ческого изображения природы и Вселенной в мифах. Персо­нажи славянской мифологии.

Теория. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с ми­фологическими представлениями о мире.


^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ФОЛЬКЛОР)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Дет­ский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений рус­ского фольклора.

Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины

Русский народный эпос — былины. Циклы былин. Ге­рои и события былин. Старшие богатыри: Святогор, Микула Селянинович. Основные герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители (скази­тели) былин.

«Три поездки Ильи Муромца». Илья Муро­мец как защитник родной земли. Нравственный выбор героя. Причины, по которым каждая из поездок оказалась удачной. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Прозаический пересказ былины и его особенности.

Сюжеты былин в других видах искусств.

Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола.

Русские народные сказки

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенст­во народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

Теория. Сказка. Виды сказок.

«Царевна-лягушка». Волшебные превращения ля­гушки-квакушки в Василису Премудрую. Василиса Премуд­рая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и способность до­биться перелома в своей судьбе.

Способность положительных героев волшебной сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать пре­пятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Ха­рактер отражения реальной жизни в волшебной сказке. На­родные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).

Сюжеты народных сказок в картинах художников В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. Элементы сюжета.

Сказки народов мира

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Ут­верждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

Т е о р и я. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» — сборник народных ска­зок. «Путешествия Синдбада-морехода» — сказки об освое­нии незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

Теория. Путешествие как жанр.

Малые жанры фольклора

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, по­говорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее по­пулярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Ис­пользование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольк­лора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмо­циональная выразительность малых жанров фольклора.

Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тема­тики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отли­чие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершен­ности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи этими формами фольклора.

Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные осо­бенности. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особен­ности процесса создания загадок: роль метафоры и сравне­ния в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и современной литературе.

Сказка-загадка.

Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сю­жеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в уст­ной речи и литературе.

Теория. Анекдот.

Сказка-анекдот. Богатство связей различных жанров фольклора. Сказка-загадка, сказка-анекдот как типы ска­зок, в которых сливаются признаки различных жанров.

Теория. Соединение жанров в фольклоре.

Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкаль­ного искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Сти­хи и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих фольклорных жанров.

Теория. Песня. Частушка. Рифма. Музыка в произве­дениях фольклора.


^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская классическая литература XIX века

Славные имена русских писателей XIX века. Популяр­ность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

И.Л.Крылов. «Свинья под Ду6ом», «3еркало и Обезьяна», «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец Крылов. Об­личение воинствующего невежества в баснях Крылова. Не­вежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста ба­сен. Басня и ее читатели.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

^ А. С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Детство и юность поэта. На­чало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказ­ки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).

«Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сю­жета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и пораже­ние злых сил в этом поединке. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер — ямб.

^ М. Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Нача­ло творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гё­те»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

^ Н. В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, по­верьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая- грамота». Фома Гри­горьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести. Словари, которые Гоголь создавал для своих чита­телей. Язык повести.

Теория. Поверье. Быличка.

^ И. С. Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Бо­гатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного воз­вращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

Поэтический образ Родины

^ И. С. Никитин «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «М о с к в а, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. В. Кольцов. «Косарь»; А. К. Толстой. «Край ты мой...»; Н. А. Некрасов. «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них —у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отно­шение к природе в строках лирических стихов.

Теория. Двусложные размеры стиха — ямб и хорей.

Методика. Возможна композиция из двух уроков по этим темам, которая может сочетаться с уроком-концертом или использоваться на утренниках.

Героическое прошлое России

^ М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: компози­ция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой сол­дат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.

Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

^ Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Пар­тизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Рос­тов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как эле­мент развития сюжета.

^ М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсце­нировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир*). Петя Рос­тов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсцени­ровке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.

Теория. Инсценировка прозаического произведе­ния.

Методика. Сопоставление прозаического произве­дения и его инсценировки нужно рассматривать как один из приемов осмысления различия между родами литературы.


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Век XIX и век XX. Связь веков

Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Сохранение культурных традиций в литера­туре XX века. Память о А. С. Пушкине в литературе XX века: И. А. Бунин. «26-е мая», А. А. Ахматова. «В Царском Селе», В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К. Д. Бальмонт. «Пушкин» и др. (по выбо­ру учителя и учащихся).

Теория. Темы лирики.

Методика. Возможен урок-концерт с чтением сти­хотворений, изученных в начальной школе.

Литературные сказки XIX—XX веков

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Рас­цвет сказки в XX веке. Сказки писателей-ученых.

^ К. Г. Паустовский. «Рождение сказки» как объяс­нение психологических причин постоянного рождения ска­зок (не только фольклорных) в наши дни.

Теория. Пути рождения сказок.

Методика. При изучении сказок писателей возмо­жен самостоятельный выбор сказок и использование сочета­ния домашнего чтения и обобщающих уроков по его итогам.

^ X. К. Андерсен. «Снежная королева». Слово о пи­сателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль Снежной ко­ролевы в развитии событий сказки. Герои сказки — Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предатель­ство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мас­терство писателя в построении сюжета и создании характе­ров. Популярность «Снежной королевы» в театре, кино.

Теория. Композиция и сюжет большого произведения.

^ А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве и привязанности к тяжелому «потному» труду. Любовь автора к фольклору. Герой сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справед­ливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет на­родной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Теория. Фольклорная и литературная сказки.

^ Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают мно­жество нравственных проблем: «Страна без углов», «Чело­век, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые Пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и актив­ные герои. Современный подход к знакомым сюжетам. Ла­конизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художествен­ного текста. Его особенности и достоинства.

^ Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес». Сказка ученого Льюиса Кэрролла и ее перевод-обработка В. В. Набокова. Алиса (она же Аня) — героиня сказок. Любознательность ге­роини сказки и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.

Методика. При изучении сказок писателей можно провести урок-сопоставление.

^ Дж. Р. Р. Толкин. «Xоббит, или Туда и обратн о». Джон Роналд Руэл Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и др. Ожесточен­ность битвы добра со злом. Нравственные принципы, ут­верждаемые автором. Многочисленные исследования о вы­думанной автором стране. Связь произведения с фолькло­ром. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира — фэнтези.

Теория. Фэнтези как жанр.

Проза русских писателей XX века

Я. ^ С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледно­лицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоск­воречье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа.

Теория. Название произведения.

^ А. И. Куприн. «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков —Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способ­ность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».

Теория. «Робинзонада».

^ Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнх­гаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории: «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в «подлин­ных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Ав­тобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обита­тели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

Новая жизнь старых героев

//. С. Гумилев. «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века

Итоги.

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.

Чтение летом.

Древнерусская литература. (Смотри календарное планирование)


^ Календарно – тематическое планирование




Тема

Форма урока

Оборудование

Дата



Происхождение и развитие литературы

Литература как искусство слова.

Литература как одна из форм освоения мира. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Труд писателя и труд читателя.


Комбинированный

Выставка книг, иллюстрации к произведениям






^ Мифы и мифология.

Мифы как форма познания мира. Мифы разных времен и народов Славянские мифы. Мифы о сотворении Земли


Комбинированный

Выставка книг, сборники мифов, мифологический словарь






Календарные мифы. Масленица

Р.Р.1 Пересказ мифов.

Урок – игра в праздник

Иллюстрации, рисунки






Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые Яблоки Гесперид».

Комбинированный

Иллюстрации к мифу






Вн. чт.1 Мифы Древней Греции

Урок – викторина, игра

Создание декораций к постановкам






^ Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Былина как жанр фольклора. Герои былин. Понятие гиперболы.

Комбинированный

Иллюстрации к былинам






Сюжет и герои, композиция, прозаический пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца» и его особенности.

Комбинированный

Рисунки учащихся






Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Илья Муромец как защитник родной Земли. Нравственный выбор героя.

Беседа

Рисунки учащихся






Вн. чт.2 Былины об Илье Муромце.

Урок- исполнение былин

Рисунки учащихся, иллюстрации






Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Комбинированный

Иллюстрации различных сказок






Бытовые сказки и сказки о животных

Комбинированный









Волшебная сказка «Царевна - лягушка». Р.Р.2 Пересказ фрагмента сказки.

Творческий пересказ

Иллюстрации сказки






Сказка «Царевна - лягушка». Работа с текстом волшебной сказки. Обсуждение Сюжета и героев.

Беседа

Иллюстрации сказки, рисунки учеников






Сказки народов мира. Арабские сказки.

Урок – выразительное чтение

Выставка книг






Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Беседа

Сборники пословиц, загадок






Загадки.

Урок - викторина

Работы учащихся






Анекдоты. Сказка-анекдот

Р.Р

Урок выразительного чтения

Работы учащихся






Песни, частушки.

Беседа

Записи песен






«В гостях у кота Баюна». Внеклассное чтение 3



Комбинированный

Иллюстрации, рисунки учащихся






Древнерусская литература.

«Повести временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.


Комментированное чтение

Иллюстрации к произведению






Русская литература XIX века.

Введение. Русская классическая литература.

Комбинированный

Портреты писателей






И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

Беседа

Портрет Крылова






Басни Крылова. Анализ и исполнение.

Р.Р.3 Выразительное чтение басни.

Урок выразительного чтения

Иллюстрации к басням Крылова






Вн. чт. №3. Жанр басни в мировой литературе.

Урок - исследование

Иллюстрации к басням






А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила».

Комбинированный

Портрет писателя, иллюстрации к поэме






Поэма «Руслан и Людмила». I песнь.

Комментированное чтение

Портрет писателя, рисунки учеников






Поэма «Руслан и Людмила». II песнь.

Комментированное чтение

То же






Поэма «Руслан и Людмила». III песнь.

Комментированное чтение

То же






Лирика А.С. Пушкина.

Поэтические картины зимы.

Выразительное чтение

То же






Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

Беседа

То же






Р.Р.4Ответ на вопрос: «Почему Руслан оказывается сильнее своих соперников?»

Письменная работа, беседа









М.Ю. Лермонтов. Детство поэта.

«Парус», «Из Гете».

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки Лермонтова






Р.р.5Учимся читать выразительно

Беседа, выразительное чтение

То же






Вн. чт. №4 Сказка М.Лермонтова «Ашик – Кериб»

Беседа

Портрет писателя, рисунки Лермонтова






Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе.

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Знакомство с повестью «Пропавшая грамота»

Комбинированный:

основной прием – выразительное чтение

Портрет Гоголя, иллюстрации к произведениям Гоголя






Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести.

Комментированное чтение, беседа

То же






Вн. чт.№5 Истинная веселость и истинная поэзия «Вечеров…»

Урок - игра

То же






Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму».

Знакомство с героями.

Комбинированный

Фотоальбом, посвященный родным местам Тургенева, портрет писателя






Чувства и переживания главного героя в рассказе.

Беседа

Рисунки учеников






Герасим и окружение

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки учеников






Герасим и Муму. Счастливый год.

Комбинированный

Фотографии усадьбы Тургенева.






Бунт Герасима

Беседа









Р.Р.6 Почему Герасим утопил Муму?

Ответ на вопрос












^ Поэтический образ Родины.

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов

Урок - концерт

Репродукции пейзажей русских художников






Некоторые особенности лирических стихотворений

Урок – практикум по анализу стихотворений

То же






Двусложные размеры стиха

Урок - практикум

Тексты стихотворений для анализа






^ Героическое прошлое России.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Композиция, особенности повествования. Герои произведения.

Комбинированный

Портрет писателя, фотоальбом «Бородинское поле»






М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Образ старого солдата. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка событий.

Беседа, выразительное чтение

То же






Р.Р.7Составление рассказа

«Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова».

Работа с планом

То же






^ Героическое прошлое России.

Л.Н. Толстой «Война и мир» .

Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде

Комментированное чтение

Портреты героев войны 1812 г., фотоальбом «Ясная поляна»






Р.Р.8 Петя в разведке.

Опыт творческого пересказа

Учебник, работа с иллюстрациями в учебнике






Первый бой и гибель Пети.

Комбинированный

То же






М.А. Булгаков «Петя Ростов».

Особенности драматического произведения

Урок - инсценировка

Костюмы героям инсценировки и возможные декорации.






Вн. чт.6 Герои огненных лет. (По произведениям о войне).

Комбинированный

Портреты писателей






Р.Р 9 Что я знаю о героях прошлых лет?

Письменная работа









Итоговый урок по литературе XIX века.

Комбинированный

Портреты писателей XX века






Литература XX века.

Век XIX и XX. Связь веков.

Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX века. Неразрывная связь с литературой XIX века.

Урок – заочная экскурсия.

Выставка книг указанных поэтов, портреты писателей.






^ Литературные сказки XIXXX веков.

Сказки как постоянно живой и вечно новый жанр. К.Г. Паустовский. «Рождение сказки».

Пути рождения сказок.

Комбинированный

Выставка книг известных писателей - сказочников






Вн. чт.7 К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Судьба героя и смысл названия сказки.

Беседа

Портрет писателя, выставка книг






Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Сказка первая.

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг






«Мальчик и девочка».

Знакомство со 2и 3 сказками.

Комбинированный

Рисунки учеников






«В какой длинный путь отправилась она ради него». Анализ сказок 5и 6.

Комбинированный

Рисунки учеников






«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать». Победа Герды в неравной борьбе. Популярность сказки в театре, кино.

Комбинированный

Показ видеофильма






Вн. чт.8 Х.К. Андерсен.

Урок по сказкам писателя

Урок - игра

Иллюстрации к книгам писателя






Р.Р. 10. Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Составление развернутого ответа на вопрос.

Сочинение









А.П. Платонов «Волшебное кольцо».

Писатель о своем детстве.

Знакомство с героями сказки.

Урок – сопоставление

Портрет писателя






Герои сказки А. Платонова.

Победа дружбы и справедливости.

Урок - сопоставление

Рисунки учащихся






Р.р. 11.Составление рассказа - сопоставления

Работа по плану, беседа









Джанни Родари. «Сказки по телефону».

Слово о писателе.

Особенности и тематика «Сказок по телефону».

Комбинированный

Выставка книг Дж. Родари.






Сказки, которые решают множество нравственных проблем.

Комбинированный

Выставка книг, рисунки учеников, фотография Колизея.






Дж. Родари. «Старые пословицы».

Современный подход к знакомым сюжетам.

Урок - игра

Рисунки детей






Р.Р. 12. Составление собственных сказок.

Писательская мастерская

Карточки с перечнем пословиц, памятки






Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В.В. Набокова. Сказка ученого для детей и для взрослых

Урок – сопоставление

Выставка книг В. Набокова, портрет писателя.






Алиса (она же Аня) – героиня сказок.

Р.Р.13. Какой я представляю себе героиню сказки?

Урок - сопоставление









Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Толкин – один из самых читаемых в мире авторов. Смысл двойного названия повести. Новый жанр в литературе

Комбинированный

Видеоверсия «Властелина колец», карта волшебной страны, рисунки учеников






Сказочная страна в повести, ее герои.

Р.Р.14 Обучение сжатому пересказу

Урок - путешествие

Карта страны, видеофильм.






Вн. чт.9 Роулинг Гарри Поттер и философский камень».

Самые популярные книги о Гарри Поттере.

Урок – игра.

Фильмы о Гарри Поттере.






Р.Р15. Какая сказка мне нравится больше и почему?












Проза русских писателей XX века

И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

Знакомство юных рыболовов с Чеховым. Двойное название рассказа.

Комбинированный

Портрет писателя, портрет Чехова.






Вн. чт10. «Я и теперь слышу его в сердце» (по роману И.С. Шмелева «Лето Господне»)

Сочинение миниатюра, беседа.

Выставка картин русских художников.






А.И. Куприн «Мой полет».

Автобиографический очерк и его герои.

Р.Р. Пересказ рассказа

Комбинированный

Портрет писателя.






Р.Р.16 Как писать очерк?

Подготовка к сочинению в жанре очерка.












Е.И. Замятин «Огненное «А».

Герой рассказа как читатель.

Урок – семинар.

Задания по группам

Портрет писателя






Поэтический образ Родины.

Отражение красоты природы в стихотворениях русских поэтов.

И.А. Бунин «Сказка», «Канарейка»

Беседа

Портрет писателя






Образ Родины в стихах русских поэтов.

Есенин, Заболоцкий, Кедрин, Рубцов

Урок - концерт

Музыкальное сопровождение, портреты писателей






Мир наших «братьев меньших».

С.А. Есенин «Песнь о собаке».

Отношение человека к животным.

Комбинированный

Портрет писателя, выставка открыток с изображением Константинова






В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Человек и природа в произведении. Р. Р.15 Обучение выразительному чтению

Урок обучения выразительному чтению

Портрет писателя, иллюстрации к произведению.






Вн. чт.11 Произведения земляков о родном крае.

Урок - композиция

Портреты писателей






Героическое прошлое России.

Стихи о Великой Отечественной войне.

А.И. Фатьянов «Соловьи», А.Ахматова «Мужество», Р.Г. Гамзатов «Журавли»

Урок - композиция

Иллюстрации, портреты писателей






Современная литература.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Знакомство с рассказом.

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг






Путешествие Васютки.

Один на один с тайгой

Урок путешествие, исследование

Рисунки учащихся, иллюстрации к рассказу






Характеристика главного героя.

Почему Васютка выжил в тайге?

Р.Р17 Подготовка к письменному ответу на вопрос

Комбинированный

Рисунки учеников






Вн. чт.12 Рассказы из книги «Конь с розовой гривой».

Урок – отзыв по прочитанным произведениям

Выставка книг писателя






Путешествия и приключения на страницах книгах.

Покорение пространства и времени.

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон.

Комбинированный

Портрет писателя, различные издания романа «Робинзон Крузо»






Характерные черты героя Дефо.

Рождение термина «робинзонада».

Р.Р.18 Пересказ понравившихся отрывков.

Урок – путешествие по незнакомому острову

Запись грампластинки






Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон и его выдуманные истории

Беседа

Иллюстрации к произведению Распэ






Марк Твен Приключения Тома Сойера»

Автобиографическая повесть и ее герои.

Провинциальный городок Санк-Петербург на Миссисипи и его обитатели.

Комбинированный

Выставка книг писателя






Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм, неуемная фантазия.

Урок - сопоставление

Рисунки учащихся






Вн. чт.13 Моя любимая книга

Урок - рекомендация

Выставка книг






^ Новая жизнь старых героев

Н.С.Гумилев «Орел Синдбада». Образцы знакомых сказок в стихах поэта XX века

Урок - сопоставление

Портрет Гумилева






Вн.чт.14.

В.Крапивин «Всадники со станции Роса»: использование известного сюжета

Комбинированный

Выставка книг писателя






Вн. чт. 15 Рекомендации книг для прочтения

Беседа

Выставка книг




103-105

Резервное время












^ Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.)

уметь

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работа с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному художественному произведению).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.


Основной формой контроля является сочинение.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная подача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение материала;

написанное правильны литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

допускаются две – три неточности в содержании, незначительное отклонение от темы, а также не более трех – четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний взгляд на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

В остальных случаях ставится отметка «2».


Учебно-методический комплект.

1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.


2.Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 400с.


3. Учебник по литературе 5 класс в двух частях (предположительный выход к началу нового учебного года)




Скачать 429,95 Kb.
оставить комментарий
Мурашова М.Г
Дата29.03.2012
Размер429,95 Kb.
ТипЗаседание, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх