В. В. Петрик управление культурой сибири icon

В. В. Петрик управление культурой сибири


Смотрите также:
Управление культурой...
В. В. Петрик консульско-дипломатическая...
Программа дисциплины гсэ. Р. 01 История и культура народов Сибири Специальность 033100 (050720...
Программа дисциплины гэс. Р. 01 История и культура народов Сибири Специальность 022300 (032101...
Рабочая программа дисциплины история сибири направление ооп...
Утверждаю
Российский театр кукол...
Законодательство о рекламе в системе информационного права...
Программа дисциплины дпп. Р. 02 Флора сибири цели и задачи дисциплины...
Урок №49. Природные районы восточной сибири...
О первых годах становления советской государственной статистики сибири...
3-е международное совещание по сохранению лесных генетических ресурсов сибири...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать


В.В. Петрик


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ СИБИРИ

В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

(1918–1991 гг.)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ СИБИРИ

В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

(1918–1991 гг.)


Хрестоматия


Рекомендовано в качестве учебного пособия

^ Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета


Составитель В.В. Петрик


Издательство

Томского политехнического университета

2011


УДК 94(571)"1918–1991":008(076.5)

ББК Т3(2Р5)6–7Я73

П304

^ Петрик В.В.

П 304 Управление культурой Сибири в условиях советской системы (1918–1991 гг.): хрестоматия / сост. В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 184 с.


Хрестоматия-практикум представляет собой сборник извлечений из наиболее значимых документов и материалов – источников по управлению культурой Сибири с 1918 по начало 1990-х гг. Документы систематизированы по хронологическому принципу. Каждый раздел пособия сопровождается перечнем вопросов и заданий к текстам, что позволяет использовать его для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям по курсам «Отечественная история» и «История Сибири».

Хрестоматия подготовлена на кафедре истории и регионоведения ТПУ и предназначена для студентов гуманитарных и технических специальностей, а также всех, интересующихся историей развития культуры в Сибирском регионе.


УДК 94(571)"1918–1991":008(076.5)

ББК Т3(253)6–7Я73


Рецензенты


Доктор исторических наук, профессор

кафедры истории и документоведения ТГУ

^ М.С. Кузнецов


Кандидат исторических наук, доцент

кафедры истории и социальной работы ТУСУР

Н.В. Воробьев


© ГОУ ВПО НИ ТПУ, 2011

© Петрик В.В., составление, 2011

© Обложка. Издательство Томского

политехнического университета, 2011

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………… 4


^ РАЗДЕЛ I. Культура Сибири в 1918–1941 гг. …………………. 5


РАЗДЕЛ II. Культура Сибири в период Великой

Отечественной войны (1941–1945 гг.) ……………………………63


^ РАЗДЕЛ III. Культура Сибири в 1945–1964 гг. ……………….. 81


РАЗДЕЛ IV. Культура Сибири во второй половине

1960-х – первой половине 1980-х гг. ……………………………. 113


^ РАЗДЕЛ V. Культура Сибири в период перестройки

(1985–1991 гг.) …………………………………………………….. 140


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ……………………………………….. 159


^ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ……………………………….169


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ ……………..181


ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемое вашему вниманию пособие предназначено для студентов всех специальностей ТПУ, изучающих курсы «Отечественная история» и «История Сибири». Цель данного пособия – помочь им в углубленном изучении проблем культуры, рассматриваемых в этих дисциплинах.

Хрестоматия-практикум по управлению культурой Сибири в условиях советской системы содержит документы и материалы, отражающие деятельность местных управленческих структур по развитию культуры в крупнейшем на востоке страны регионе. Обращение к подобным документам не является случайностью: во-первых, без них нельзя познать отечественную историю, во-вторых, поиск путей духовного возрождения России требует глубокого осмысления и объективного понимания истории созидательной деятельности россиян. Настоящее нельзя понять без изучения документов прошлого, без знания специфики культурного развития страны и отдельных ее регионов.

Документы хрестоматии систематизированы по хронологическому принципу в пяти разделах, соответствующих основным вехам отечественной истории, кардинальным переменам в культурной жизни общества. Работа охватывает период с 1918 по 1991 г. – от возникновения советской государственности до распада СССР. Из многочисленных документальных источников отобраны и представлены те, которые, по мнению составителя, наилучшим образом отражают как общие характерные черты и тенденции развития отечественной культуры, так и специфические, которые характерны для отдельно взятого региона.

Все разделы пособия сопровождаются контрольными вопросами и заданиями, в том числе проблемного характера, к представленным текстам. Их цель – указать ориентиры студентам в их самостоятельной работе с документами, и таким образом, содействовать более глубокому осмыслению проблем истории культуры Сибири.

В заключительной части пособия прилагается список источников и литературы, а также список сокращений и обозначений.


РАЗДЕЛ I


Культура Сибири в 1918–1941 гг.


^ 1. Из постановления Комитета советских организаций об отделении школы от церкви

26 февраля 1918 г.


…Комитет советских организаций Забайкальской области, на основании декрета Совета Народных Комиссаров и распоряжений комиссара народного просвещения Луначарского, а также комиссара Иркутского учебного округа, постановляют утвердить проект, разработанный Забайкальским областным комитетом по народному образованию. В следующем виде:

С 1 марта прекращается преподавание религии во всех учебных заведениях Забайкальской области, низших. Высших, начальных и средних общеобразовательных и специальных, государственных (казенных), общественных и частных.

Преподавание предметов религии сохраняется лишь в специальных богословских учебных заведениях (духовных семинариях и др.), содержимых частными религиозными общинами и ставящей своей целью подготовку священнослужителей.

Одновременно с прекращением преподавания религии законоучителя увольняются от занимаемых должностей.


Цит. по: Хрестоматия по истории Читинской области. – Чита, 1972. – С. 207–208.


2. Постановление комитета народного образования Томского губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов о реорганизации управления высшими учебными заведениями г. Томска

13 апреля 1918 г.


Томский губернский комитет народного образования с участием представителей профессоров и преподавателей Томского университета и технологического института, рассмотрев вопрос и преобразовании управления названными высшими учебными заведениями в духе и требований рабоче-крестьянской революции, постановил:

1. Одобрить организацию в университете и институте учредительных комиссий для разработки положения по созданию хозяйственных комитетов по управлению вузами на новых демократических началах.

2. В состав указанных в пункте 1 комиссий должны войти представители в равном числе от каждой группы: профессоров, преподавателей, служащих всех типов и студенчества.

3. Одобрить организацию в университете и институте учредительных комиссий для разработки положения по созданию всех органов по управлению учебно-административной частью всех учебных заведений на новых демократических началах.

4. В состав указанных комиссий должны войти в равном числе представители от каждой группы: профессоров. Преподавателей и студентов с тем, чтобы число представителей от профессоров и преподавателей, вместе взятых, не превышало числа представителей от студентов.

Свои работы названные комиссии должны закончить в двухнедельный срок со дня опубликования надлежащего постановления.

Временно, впредь до реорганизации управления, в состав всех существующих управляющих органов должны быть введены с правом совещательного голоса представители всех соответствующих групп университета и института.

Председатель Томского губернского

исполнительного комитета А. Беленец

Председатель комитета народного

образования В. Бахметьев

Члены комитета А. Коробков

Самойлов

Г. Поляков

Секретарь В. Серебренников


Цит по: Борьба за власть Советов в Томской губернии 1917–1919 гг. Сборник документальных материалов. – Томск, 1957. – С. 288–289.


^ 3. Из протокола заседания Томского губисполкома об организации картинной галереи в честь Октябрьской революции 1917 г.

16 апреля 1918 г.


В честь Октябрьской революции Томский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов постановил: 1) образовать картинную галерею и при ней художественную библиотеку, поручив создание ее художественному отделу; 2) обратиться ко всем гражданам г. Томска и других городов с предложением о пожертвовании картин для 1-й Сибирской художественной галереи; 3) для указанной цели конфисковать дом, принадлежащий гр. Смирнову на Духовской улице.

Председатель Беленец

Управляющий делами Орлов

И.о. секретаря Лисицын


Цит. по: Советы Томской губернии. Март 1917 – май 1918 гг. Сборник документов и материалов. – Томск, 1976. – С. 190–191.


^ 4. Из приказа по Западно-Сибирской крестьянской Красной Армии о демобилизации из армии учителей для работы в школах

22 октября 1919 г.


Ввиду начавшегося учебного сезона весь учительский персонал, находящийся в военной службе и подлежащий мобилизации, от таковой освобождается. Всем командирам полков и районным штабам немедленно освободить мобилизованных учителей, направив таковых по месту их служения в освобожденные от белых районы.

Командир корпуса Громов


Цит. по: ЦХАФАК. Ф. 1061. Оп. 1. Д. 206. Л. 10.


^ 5. Циркуляр Мариинского ревкома о начале занятий в школах уезда

8 января 1920 г.


Учитывая то, что реакционное правительство Колчака держалось в течение целого года, исключительно благодаря темноте народных масс, отдел народного образования предлагает волостным и сельским ревкомам принять все меры к тому, чтобы по окончании рождественских каникул (20 января по новому стилю) были возобновлены занятия во всех школах.

Для этой цели необходимо немедленно начать приспособление и ремонт школьных зданий. Там же, где школы не имеют собственных зданий или где эти здания непригодны для занятий, нужно занимать для школы лучший дом в деревне, в особенности те дома, владельцами которых являлись деревенские кулаки, убежавшие на восток с белыми перед занятием Мариинского уезда красными советскими войсками.

Нужно помнить, что лучшей опорой Советской власти является просвещение и сознательность трудящихся города и деревни, а потому все волостные и сельские ревкомы призываются принять все меры к тому, чтобы немедленно после каникул были возобновлены занятия во всех школах и, кроме того, везде и всюду самым широким образом должна быть начата культурно-просветительная работа, содействовать чему самым энергичным образом должны все органы Советской власти. Об открытии учебных занятий и об учащихся, приступивших к таковым, донести отделу народного образования.

Председатель Мариинского ревкома Яцевич

Заведующий отделом народного образования В. Алексеевский

Цит. по: ГАКО. Ф. Р-606. Оп.1. Д. 6. Л. 3.


^ 6. Циркуляр Омского губнаробраза о внедрении в жизнь декрета об отделении школы от церкви

февраль 1920 г.


Неоднократно было замечено, что при проведении основных положений о трудовой школе, учащиеся всех типов учебных заведений не только не способствовали разумному проведению в жизнь этих начал, но, наоборот, искажали их и тем подрывали авторитет Советской власти и доверие к единой трудовой школе.

Следует обратить особое внимание на проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Всем учащимся должно быть вменено в обязанность объяснить населению и учащимся, что декрет имеет целью не насилие над религиозной совестью гражданина, но высшее утверждение свободы совести и ограждение ее от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было. Преподавание вероучения в стенах школы, исполнение обрядов культа, вывешивание икон в школе, где встречаются дети разных вероисповеданий, является таким же вторжением в область религиозных верований, как и проповедь христианского пастыря в мечети или исполнение магометанского обряда в храме. Декрет, предоставляя свободу каждому верить или не верить, предоставляя право преподавания вероучения родителям по личному усмотрению вне стен учебного заведения, ограждает лишь школу с одной стороны, от той лжи и лицемерия, пользуясь которой духовенство веками освещало и охраняло насилие самодержавия и беспощадную эксплуатацию труда капиталом, с другой, от религиозной метафизики, убивающей самостоятельность мышления ребенка. Учащиеся ни в коем случае не могут уклоняться от выполнения возлагаемых на них обязанностей, так как, при известной политической порядочности по отношению к пролетариату, они легко могут путем ряда примеров и сопоставлений наиболее характерных противоречий между данными науки и религиозной метафизики (сопоставления естествоведения с Ветхим Заветом) пояснить населению и учащимся разумность всех мероприятий, вытекающих из декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Все лица, отвечающие на вопросы учащимся или родителям по поводу того или иного мероприятия пожиманием плеч или короткими фразами «не знаю», «велят», «приказано» и т.д., не могут быть терпимы в единой трудовой школе. Одновременно с этим губотдел сообщает для сведения и руководства нижеследующее постановление Народного Комиссариата по просвещению: 1. Воспретить лицам, принадлежащим к духовенству всех его родов, всех вероисповеданий занимать какие бы то ни было должности в школах. 2. Лица, принадлежавшие ранее к составу духовенства, по оставлении сана могут занимать таковые должности лишь с особого, каждый раз, разрешения Народного Комиссариата по просвещению 3. Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Революционного Трибунала.


Цит. по: ГАОО. Ф. Р­-318. Оп. 1. Д. 27. Л. 20, 20 об.


^ 7. Постановление Енисейского губревкома о ликвидации неграмотности в Красноярске

10 апреля 1920 г.


1. Все гражданское население г. Красноярска обоего пола от 14-ти до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано в течение 8-ми месяцев, начиная с 1-го мая сего года, обучиться грамоте в школах, открываемых отделом народного образования для неграмотного взрослого населения.

2. Неграмотные привлекаются в школу в порядке, определяемом отделом народного образования, последовательности, начиная с более молодых возрастов и кончая старыми.

3. Обучение грамоте производится ежедневно в течение двух часов по вечерам, причем учащиеся, не пользующиеся наемным трудом и занятые в фабрично-заводских, ремесленных, торгово-промышленных предприятиях, государственных и общественных учреждениях, равно как и находящиеся в услужении у частных лиц, получают за часы, проведенные в школе на занятиях грамоте, вознаграждение как за сверхурочную работу от соответственных предприятий и частных работодателей.

4. К 10 апреля с.г. все местные, фабрично-заводские, квартальные, и домовые комитеты обязаны представить в отдел народного образования по данной им форме сведения о проживающих или работающих в районе их деятельности неграмотных лицах, а также о лицах, могущих преподавать в школах по ликвидации неграмотности.

5. Учащие для школ грамоты привлекаются за особое вознаграждение в порядке трудовой повинности, причем, в первую очередь мобилизуются для этой цели все занимающиеся в г. Красноярске педагогическим трудом, далее, лица, состоящие не на педагогической службе, но имеющие педагогическую подготовку или ранее занимавшиеся педагогическим трудом, потом члены Союза работников просвещения и социалистической культуры, затем учащиеся учительского института, старших классов второй ступени и, наконец, все другие лица по указанию местных, фабрично-заводских, квартальных и домовых комитетов и правлений профессиональных союзов. Определение точного порядка привлечения учащих к работе и само привлечение их предоставляется отделу народного образования.

6. Для размещения школ грамоты могут быть использованы как общественные, так и частные учреждения и квартиры, для чего каждый местный, фабрично-заводской, квартальный и домовой комитет обязан указать в районе своей деятельности подробное количество комнат, в которых можно было бы производить ежедневно занятия с группой взрослых от 5 до 10 человек для частной квартиры и до 30 человек в общественных учреждениях, причем, комитет в отношении частных квартир может установить для своего района очередь, по которой эти квартиры и будут предоставлять помещения для занятий. На уборку и занятие помещений будет выдаваться соответствующее вознаграждение по смете отдела народного образования.

7. Лица, уклоняющиеся от обучения грамоте, будут подвергаться взысканию, а именно исключению из профессиональных союзов, причем, не научившиеся грамоте по истечении 8-ми месяцев могут быть лишены службы. Учреждения же и лица, которые после 1 января 1921 г. будут пользоваться трудом неграмотных, подвергаются штрафу и наказаниям по суду.

8. Комплектование школ грамоты, установление учебного плана со включением в него политической грамоты и определение продолжительности курса этих школ должны быть установлены особой инструкцией губернского отдела народного образования, каковая инструкция обязательна для всех учреждений и лиц.

9. Губернскому отделу народного образования вменяется в обязанность по мере возможности распространять действие настоящего постановления на всю Енисейскую губернию.

10. Настоящее постановление подлежит оглашению в течение недельного срока на общих собраниях рабочих союзов, в фабрично-заводских предприятиях, театрах, кинематографах, клубах перед началом зрелищ, спектаклей, концертов, лекций и т.д.

Председатель губревкома

Цит по: ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 29. Л. 30.


^ 8. Из циркулярного письма Сиббюро ЦК РКП(б) о работе с малыми народностями Сибири

5 сентября 1920 г.


Не меньше внимания надо обратить на работу среди отстающего здесь, нерусского населения, осевшего более прочно в Сибири, уничтожить ту обособленность и отчужденность, которая еще замечается, содействовать всеми мерами как сближению всего населения между собой, так и привлечению нерусского населения к самому активному участию во всем советском строительстве.

В соответствии с этими задачами отделы нацменьшинств должны обратить особое внимание на издающиеся отдельные органы, газеты и журналы, сделать их более живыми, агитационными, связанными с общими задачами российской и международной революции, давать более живой конкретный материал, держать в курсе политической жизни все население, усилить, если надо, для этого редакции, привлечь рядовых членов к сотрудничеству и обсуждению характера газет.

Особое внимание следует обратить также на работу среди мусульманского населения, которое в некоторых губерниях и уездах Сибири составляет не меньшинство, а большинство населения. Среди татар, киргиз необходимо во что бы то ни стало усилить пропагандистскую агитационную работу, особенно среди молодежи; конечно, борясь против проявления национализма, всюду…

Товарищам Иркутской губернии, Забайкалья и Якутского районов обратить внимание на культурно-просветительную работу среди якутов, бурят и других народностей этого края, так как господство родовых отношений как среди этого населения, так и среди мусульманского, огромное влияние духовенства и родовых старшин задерживает освобождение пролетарских масс этих народов.

Сиббюро считает необходимым в настоящий момент подчеркнуть всю важность выдвинутой задачи и просит все организации, ведущие подобную работу, присылать возможно более подробные данные Сиббюро в отдел нацменьшинств.

Цит. по: Сибирский Революционный Комитет (Сибревком). Август 1919 – декабрь 1925 г. Сборник документов и материалов. – Новосибирск, 1959. – С. 527-528.


^ 9. Постановление Сибревкома об организации Омского ветеринарного института

22 декабря 1920 г.


Утвердить постановление Сибирского комитета профессионально-технического образования от 14 декабря 1920 г. о преобразовании ветеринарного факультета Сибирского института сельского хозяйства и промышленности в ветеринарно-зоотехнический институт и распространить на него постановление Сибирского Революционного Комитета от 9 июня 1920 г. о милитаризации высших учебных заведений.

Зам. Председателя Сибревкома В. Соколов

Председатель Сибпрофобра Н. Преображенский


Цит по: ГАНО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 89. Л. 256.


^ 10. Информация центрального бюро по просвещению тюркских народов при Наркомпросе о местах для нерусских

народностей в сибирских вузах

1 июля 1922 г.


Настоящим центральное бюро по просвещению тюркских народов сообщает, что из числа мест в вузах, представленных нацмен, оставлено вам три места в следующих высших учебных заведениях:

1.Томский университет, медицинский факультет 1 место

2.Омский сельскохозяйственный институт 1 место

3.Иркутский университет, педагогический факультет 1 место

В указанные выше учебные заведения должны быть командированы татары, башкиры, удовлетворяющие установленным Главпрофобром условиям (справка в губпрофобре). Главным образом, обратите серьезное внимание на классовое происхождение кандидатов.

Командируемые товарищи должны быть снабжены соответствующими документами и направляться непосредственно в вышеуказанное учебное заведение. Предельный срок приема заявлений в вузах устанавливается на 1 августа с.г., на что обратите внимание и о выполнении настоящей разверстки сообщите заблаговременно в центральное бюро по просвещению тюркнародов, прилагая список командируемых Вами товарищей с указанием мест. В случае ненахождения соответствующего кандидата, немедленно (телеграфно) сообщите о неиспользованных вами вакансиях, дабы дать возможность командировать в таковые из других губерний.

Зав. центр. бюро по просвещению тюркнародов

Н.К.П.


Цит. по: ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 560. Л. 5.


^ 11. Письмо Сиббюро ЦК РКСМ всем губкомам, укомам, райкомам РКСМ о проведении антирелигиозной кампании

среди татарской молодежи

10 апреля 1924 г.


Дорогие товарищи!

В связи с наступающим мусульманским религиозным постом месячника «Рамазан» и праздника «Ураза-Байрам» (с 10-го по 6-е мая) по опыту прошлогодних антирелигиозных кампаний проводится среди татаро-башкирской молодежи антирелигиозная кампания «Комсомольский Рамазан» и «Ураза-Байрам».

Значение и сущность антирелигиозных праздников организациям РКСМ и их членам известны. Сиббюро ЦК РКСМ, предлагая провести эту кампанию, рекомендует руководствоваться нижеследующими указаниями:

1. Всецело руководствоваться присылаемым Сиббюро ЦК РКСМ планом кампании и материалами.

2. В перенесении кампании в деревню быть осторожным, выбирая деревни наиболее крупные и сильные ячейками РКП(б) и РКСМ. Избегать религиозных диспутов, резких выступлений против религии и стремиться за время кампании посетить таковых татар инструкторами губкома или укома.

3. Следить за указаниями по проведению кампании Центрального татбашбюро ЦК РКСМ и Сиббюро ЦК РКСМ в печати и циркулярах.

4. Лекции, беседы «Религия и РКП(б)» (Взгляд Ленина на религию) приурочить ко дню рождения Владимира Ильича Ленина 22 апреля сего года.

5. Поскольку мусульманская религия тесно переплетается с национализмом, постольку необходимо антирелигиозную пропаганду приспособить к борьбе с национализмом, усиливая интернациональное воспитание молодежи.

6. К проведению клубной части религиозной пропаганды необходимо привлечь музыкальные, драматические и спортивные силы общих (русских) организаций союза. В общем, комитеты, организации союза должны являться практическими участниками кампании.

7. О ходе и результатах мероприятий со всеми подробностями сообщать не реже, как в две недели раз. Полный отчет о кампании Сиббюро ЦК РКСМ представить не позже 20-го мая с.г.

Цит по: ГАНО. Ф. П-187. Оп. 1. Д. 385. Л. 108.


^ 12. Из отчета агитпропотдела Сиббюро ЦК РКП(б) первой краевой партийной конференции (с апреля 1923 г. по апрель 1924 г.)

о составе студенчества и материальном положении вузов

май 1924 г.


Вузы в Сибири.


В текущем учебном году в Сибири функционировало 6 высших учебных заведений: Томский и Иркутский университеты, Томский технологический институт и сельскохозяйственный, ветеринарный и медицинский институты в Омске.

Всего учащихся в этих вузах 7360 (членов партии и РКСМ 616 человек, или 8,3%), распределяющихся по социальному положению следующим образом: рабочих (и детей рабочих) 1063, или 14,4%, крестьян (и детей крестьян) 1207, или 16,6%, «прочих» (советские служащие и дети имущих классов) 5070, или 69%.

И это после чистки вузов, произведенной весной прошлого, 1923 г., когда вычищено было около 450 человек, и после довольно жесткого классового приема прошлой осенью (принято было 2312, из них рабочих и крестьян – 1148, «прочих» – 1164). Высокий процент не рабоче-крестьянского элемента в наших вузах объясняется тем, что в 1920 г. они были укомплектованы в порядке трудовой повинности почти исключительно буржуазной учащейся молодежью, осевшей в Сибири после Колчака.

Материальное положение вузов, несмотря на довольно крупные дотации Сибревкома, тяжелое. Весьма возможно, что в будущем году, чтобы не распылять средств, придется сократить сеть вузов, с тем чтобы оставшихся лучше обеспечить.

До самого последнего времени остается крайне тяжелым и материальное положение преподавательского персонала, представляя из себя хроническое явление. Это привело к бегству профессуры из Сибири в Европейскую Россию, где материальное положение, по сравнению с Сибирью, значительно лучше. Поэтому в целом ряде вузов начинает определенно чувствоваться недостаток профессуры.

Сейчас, в связи с вопросом о работе в деревне, особенное значение приобретают педагогические и агрономические техникумы, материальное положение их самое плачевное; то же самое приходится сказать про постановку учебного дела. В будущем, конечно, придется обратить на эти учебные заведения самое серьезное внимание и в случае необходимости часть дотационного фонда уделить на них.

Цит. по: Известия Сиббюро ЦК РКП(б). – Новониколаевск, 1924. – № 69–70. – С. 40–41.


^ 13. Из отчета агитпропотдела Иркутского губкома РКП(б) Сиббюро ЦК РКП(б) о культурном шефстве над деревней

1 октября 1924 г.


Работа шефствующих организаций за последние полтора месяца такова:

по Иркутскому уезду, в котором работает 30 шефствующих организаций, в подшефных деревнях имеется 23 избы-читальни, из них организовано шефами 7 изб-читален; сельскую интеллигенцию сумели привлечь к работе изб-читален – 7 шефов, организовали столы справок в избах-читальнях подшефных деревень – 4 шефа; организовали в подшефных деревнях ячейки ЛРКСМ – 5 шефов; организовали делегатские собрания крестьянок – 5 шефов; кооперативное объединение организовано лишь одной шефствующей организацией; работу среди батрачества активно ведут 3 шефа.

В Черемховской волости (Черемховского района) имеем до 150 крестьян-подписчиков «Крестьянской газеты» и до 50% вовлеченных крестьян в кооперацию. Также через шефов проводились текущие кампании.

Сведения о шефской работе по всей губернии таковы: до 15 августа шефствующие организации сделали 645 поездок в подшефные деревни. Участвовало в них 3748 человек.

Шефствующими организациями по губернии обслуживается в подшефных деревнях: 20 нардомов, 40 изб-читален, 33 библиотеки, 41 школа, 35 ячеек РКП, 35 ячеек ЛРКСМ, 5 батрачкомов, 10 школ по ликвидации технической неграмотности и 23 различных кружка. Шефы по губернии участвуют в работе 27 кооперативных организаций.

Далее: шефами проведено (за время их работы) – 26 беспартийных крестьянских конференций, 134 митинга, 488 бесед, 100 чтений, 115 спектаклей, 14 концертов, 28 антирелигиозных вечеров, 60 собраний крестьянок, 454 общих собрания крестьянок и 620 лекций и докладов.

В подшефные деревни шефами послано: 3369 книг, 2764 брошюры, 763 журнала, 614 плакатов, 107 портретов, 2 знамени, не считая значительного количества газет и листовок.

В области агропропаганды: проведено 180 лекций, докладов и бесед. Послано 1445 экз. литературы по сельскому хозяйству и организовано 1 сельскохозяйственная коммуна.

Губернская шефская комиссия регулярно работает с августа. Ее работа заключалась в созыве совещаний по шефству, постоянном инструктировании организаций, в заслушивании отчетов о шефской работе на местах, в обследовании состояния этой работы в районах (в сентябре секретарем шефкомиссии обследована работа по шефству двух парткомов: Свердловского района и Иркутского укома).

Секретарь Иркутского губкома РКП(б) Гриневич

Зав. агитпропом Ляшенко

Цит. по: ГАНО Ф. П-2. Оп. 1. Д. 318. Л. 30–33.


^ 14. Письмо Сибревкома отделу национальностей при Президиуме ВЦИК о ликвидации неграмотности среди нерусского

населения Сибири

21 февраля 1925 г.


Управление делами Сибревкома сообщает, что среди многочисленных национальных меньшинств, разбросанных по Сибири, кампания по ликвидации неграмотности развернута далеко не достаточно. Причины:

1. Отсутствие письменности среди многих национальностей.

2. Отсутствие пособий и работников среди нацменьшинств, имеющих письменность.

3. Недостаточно твердая линия мест в деле развертывания этой кампании.

В настоящее время по Сибири имеются следующие ликпункты среди нацменьшинств: татарских – 75, хакасских – 25, мордовских – 10, латышских – 14 , эстонских – 13, ненецких – 36, чувашских – 5, украинских – 15, киргизских – 25, белорусских – 4, татаро-шорцев – 9, марийских – 2, польских – 2, монгольских – 1, алтайских – 20. Всего 258 ликпунктов.

Каких либо учебников и учебных пособий для ликпунктов нацмен в Сибири не издавалось.

Управляющий делами Сибревкома Тихомиров

Цит. по: ГАНО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1433. Л. 5.


^ 15. Платформа объединения сибирских писателей

24 марта 1926 г.


1. Сибирский союз писателей в своей работе целиком и полностью руководствуется резолюцией ЦК ВКП(б) о политике партии в художественной литературе. Эту резолюцию союз считает своей платформой.

2. Союз не присоединяется ни к одной из существующих в СССР литературных организаций и групп, считая, что в Сибири нет ещё процесса дифференциации писателей, что здесь на лицо только первые зеленые всходы советской литературы. Сибирь вообще бедна культурными силами, а поэтому союз будет оказывать содействие всякому начинающему советскому писателю, будет ли то рабочий, крестьянин или интеллигент. Учитывая, однако, наличие многомиллионной крестьянской стихии и слабость пролетарской прослойки в Сибири, союз будет с особым вниманием выявлять писателей из среды рабочего класса.

3. Союз требует от своих членов, прежде всего, классовой искренности и верности в изображении лица революции, лица ее авангарда – пролетариата.

4. Союз считает, что он должен, в первую очередь, обратить свое внимание на разработку сибирских тем, так как разнообразие и богатство природы Сибири, пестрота ее населения и бытовых форм, в прошлом – каторга, ссылка и гражданская война дают писателю богатейший материал. Однако союз не ограничивает членов только сибирскими темами, тем более, что в настоящее время Сибирь не представляется ни страной каторги, ни колонией, а является одной из богатейших частей СССР, кровно связанных со всей его жизнью.

5. Значительное внимание союз писателей должен уделить отображению жизни туземных народностей Сибири, использованию глубочайших родников их устного творчества.

6. Одной из основных задач союз считает создание литературы, рассчитанной на широкие низовые читательские массы


Цит по: Советская Сибирь (Новосибирск). – 1926. – 25 марта.





оставить комментарий
страница1/9
В.В. Петрик
Дата29.03.2012
Размер2,46 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх