Лекция № Хоровая культура Казахстана icon

Лекция № Хоровая культура Казахстана


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Культура Казахстана в XIX в. Культура Казахстана в первой половине 19в...
Культура Казахстана в XIX в. Культура Казахстана в первой половине 19в...
I. русская и советская хоровая музыка хоровая культура...
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы...
Исследование средневекового Казахстана...
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»...
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»...
Республиканскую научно практическую конференцию “Традиционное искусство и культура Казахстана в...
Лекционный комплекс тема Введение в историю культуры народов Средней Азии и Казахстана Цель...
Курс : история казахстана юнита История и культура Казахстана с древнейших времен до XX века...
Практикум для лабораторных занятий по физической географии Казахстана составлен в соответствии с...
«Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев»...



страницы:   1   2   3
скачать


Лекция № 1. Хоровая культура Казахстана

  1. Жанры казахской народной песни

  2. Становление хоровой культуры в Казахстане

В течении многих веков музыкальное искусство казахов развивалось в сфере монодийной певческой культуры. Песни играли важную роль в формировании личности человека, созданные многими поколениями песни учили молодежь нравственности. формировали общие необходимые эмоции, направленные на объединении этноса. Тематика песен многообразна, классифицируется по следующим жанрам.

1. Обрядово-бытовые песни (календарные песни- заговоры, «Науырыз эндери» - новогодние поздравительные песни, песни благопожелания типа колядок –жарапазан, жарамазан, «бэдик»-пастушеские песни использовались для изгнания болезней из тела животных.

2.Семейно-обрядовые (песни свадебного и похоронного обряда).

«Той бастар» «Жар-жар» «сынсу»-песня прощание невесты «Беташар» (раскрытие лица) «жоктау»-плач-прощание «коштасу»-песни скорби и утешения.

3.Семейно-бытовые песни (поучительные песни, в которых воспеваются трудолюбие, честность, скромность, чувство любви к Родине, к своему народу, колыбельные песни, лирические песни о природе).

4.Трудовые песни и исторические песни.

Казахское народное унисонное пение не рассматривается как выступление организованного коллектива-хора. Унисонное пение не отождествляется с хоровым пением. В казахском языке до определенного времени не было слов «хор» или «хоровое пение», а было словосочетание «косылып айту», что обозначает выражение желание петь вместе, группой.

Только после революции 1917г. в Казахстане активно внедряется хоровое искусство. Будучи самым доступным для восприятия и участия в нем - хоровое искусство явилось могучим средством воздействия на настроение и мышления народа. Советская власть использовало хоровое пение как средство пропаганды коммунистических идей путем революционно-массовых песен. Песни звучали на маевках, демонстрациях, собраниях в них воспевались герои революции, воспевались трудовые подвиги Советского народа, в песнях выражалось мечта о коммунистическом будущем.

По указу правительства во всех учебных заведениях готовивших педагогов были созданы хоровые коллективы. В 1921г при Петропавловском пед. техникуме был организован первый 4х голосн. хор руководитель И.В Коцык. 20 ноября 1928 года местная газета "Смычка" поместила информацию, которая сразу же оказалась в центре внимания горожан. На первой полосе номера крупным шрифтом было напечатано сообщение о том, что по приглашению представительства Казахской АССР (до 1936 года Казахстан являлся автономной республикой) в Москву для выступления с концертом перед делегатами сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета выезжает хор Петропавловского казахского педагогического техникума. Петропавловским студентам оказывалась честь впервые представлять национальное хоровое искусство Казахстана за пределами республики.

Казахский педагогический техникум был открыт в 1922 году и тогда же началась работа по созданию национального хора - по решению республиканского правительства в казахских учебных заведениях хоровое пение вводилось в обязательном порядке. Весной следующего, 1923 года, состоялись его первые, пока еще робкие выступления. Популярность хора быстро росла. Ко времени московской поездки трудно было найти человека не только в Петропавловске, но и в аулах и селах округа, который бы не восхищался или хотя бы не слышал об этом коллективе. Своему успеху хор был обязан музыкальному руководителю, учителю пения Ивану Васильевичу Коцыку. Известно, что он родился в Варшаве в 1891 году, там же закончил духовную семинарию, а затем поступил в консерваторию на отделение теории сочинения музыкальных произведений. Однако со второго курса был отчислен. Что послужило причиной - неизвестно. Возможно, Коцык был призван в армию в период Первой мировой войны. Кстати, в эти годы в Петропавловске находился 33-й запасной пехотный полк, в котором числились бывшие польские студенты.

В 1922 году, когда Иван Васильевич поступил на работу в казахский педтехникум, он уже был семейным человеком, отцом двоих детей.

Работа с народными казахскими мелодиями целиком захватила одаренного музыканта, открыв перед ним исключительную творческую перспективу. Коцык первые в республике создал многоголосный национальный хор, который пел по нотам. Причем значительную часть репертуара составляли песни, записанные им самим во время специальных экспедиций. К 1928 году таких мелодий насчитывалось более пятидесяти.

Хоровой коллектив под руководством Коцыка вел активную концертную деятельность, однако о московских подмостках не осмеливался и мечтать. Другое дело - экскурсия в Москву. К ней начали готовиться еще в 1 926 году. Собственно вся подготовка сводилась к накоплению денег на проезд и приобретение туристических путевок. К началу 1927 года в общей кассе хора было уже 5ОО рублей (одна путевка стоила 60 рублей). Большую часть этой суммы составляла плата за выступления по местному радио. Но тогда поездка не состоялась: долгожданную экскурсию пришлось уступить первым выпускникам техникума.

27 ноября петропавловцы прибыли в Москву. На следующий день, как и было, намечено по плану, они в качестве туристов посетили Кремль. И здесь неожиданная новость повергла всех в уныние. Оказалось, что день Казахстана на сессии ВЦИК прошел 26 ноября. Как потом выяснилось досадная оплошность произошла по вине почтовых работников, задержавших телеграмму. К счастью, на выручку хору поспешил посвященный в замысел Досова зам. председателя совнаркома РСФСР Андрей Матвеевич Лежава. Он "случайно" встретил североказахстанских туристов и пригласил их выступить с небольшим концертом в Андреевском зале во время перерыва между заседаниями сессии ВЦИК.

"Для Москвы казахский хор стал новостью, - вспоминал потом Абланов. - Его слушали с необычайным вниманием и шумным одобрением. Особый успех выпал на песни: "Бипл", "Елимай", "Хара-рай"..."

Выступление хора в Кремле явилось началом его московских гастролей, прошедших с грандиозным успехом. Став знаменитым буквально на следующее утро, хоровой коллектив пел в клубах фабрики "Красная роза", РККА, Московского военного гарнизона, Комсомола Москвы, в МГУ, перед землячеством казахских студентов и студентами узбекского рабфака, в Центральном Доме Красной Армии и Флота и т. д. Кроме концертов и насыщенной экскурсионной программы, состоялись съемки и записи хора на киностудии документальных фильмов и радиостанции имени Коминтерна.

В репертуаре коллектива в основном обработки к.н.п. Заслуга Коцыка в том, что он впервые представил молодое хоровое искусство Казахстана в Москве в 1928г.

Известен хор Курманбека Джандарбекова, который дал немало хоровых концертов в Каз .Ин .Просв .г.Ташкенте.Большую роль в становлении хоровой культуры сыграла деятельность национальных драматических театров в Семипалатинске, Верном. Кзыл-Орде где по ходу спектакля делалась попытка группового исполнения нар .песни ,хотя исполнение было целиком унисонным ,сам факт введения хора становится элементом драматургии спектакля ,важным выразительным средством .В Кзыл –Орде в1926 Ковалев из артистов драматического театра создает хоровую группу. В 1928г. Театр переезжает в Алма –Ату, на базе этого театра создается театр оперы и балета имени Абая. Учитывая исполнительские возможности и участие в хоре непрофессиональных певцов первоначально хоровые эпизоды были 1- 2х голосными. Большой проблемой было отсутствие высоко квалифицированных хормейстерских кадров.

С 1936г.-1969г. главными хормейстерами оперного театра были: Преображенский, Лебедев, Виноградова, Молодов, Галимзянова. Частая смена руководителей не могла не отразиться отрицательно на исполнительский уровень коллектива. С приходом Б.А.Жаманбаева хор достиг высокого уровня исполнительства.

В 1935г. Д.Д.Мацуциным при Казахской Государственной филармонии организована Казахская хоровая капелла. Капелла- была своеобразной творческой лабораторией композиторов Казахстана, где в реальном звучании проверялись поиски композиторов в области хорового пения. С капеллой сотрудничали Хамиди, Брусиловский, Тулебаев, Байкадамов. Более 30 лет руководил капеллой народный артист СССР А.В.Молодов. В настоящее время этот коллектив переименован в Каз. гос академ. капеллу им Б.Байкадамова. Коротка судьба двух хоровых коллективов созданных при Казахском радиокомитете в Алма-Ате и в г. Караганде в 1932-1933г.г. В 50г они распались по причине нехватки мужских голосов, подготовленных к ансамблевой вокально-хоровой работе.

Весь путь хорового искусства в Казахстане можно условно разделить на три этапа.

1.30-40г ХХ в. - преобладали хоровые обработки к.н.п.

2.50-60г. ХХ в. - характерно расширение жанрового состава хор. музыки: возникает оригинальные хоровые сочинения, активно развивается жанр хоровой поэмы; хоровой сюиты.

3.70-80г. ХХ в. - развивается кантатно-ораториальный жанр, жанр хоровой песни, жанр хоровой миниатюры.

Значительный вклад в развитие хоровой культуры Казахстане внесли русские композиторы, музыканты - И.В. Коцык, Д.Ковалев, Б.А Орлов

Е.Г.Брусиловский, Д.Мацуцин, Б.Г.Ерзакович. Основной трудностью для внедрения многоголосия в исполнительскую практику было веками сложившегося принципа унисонного пения.

Характерные приемы хорового письма в жанре хоровой обработки к.н.п. в30-г

1.В обработках использовалось небольшое вступление

2.В структуре используется период квадратного строения ..Форма обработки в основном куплетно-вариационная.

4.Использование хоровой педали, постепенного включения голосов, сопоставление хоровых групп и их тембров.

Лекция № 2. Оперно-хоровой жанр в творчестве композиторов Казахстана

  1. 1 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

  2. 2 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

  3. 3 этап развития оперно- хорового жанра в Казахстане

Оперное творчество композиторов Казахстана представляет собой многогранное явление, в котором тесно переплетаются традиции и достижения европейского, русского и казахского музыкального драматического искусства. Развитие оперного жанра в Казахстане можно условно разделить на 3 этапа:

^ 1 этап- с 1934 г по 1947г. Этот период становления казахской оперы, от поиска путей в освоении жанра до ее рождения, ознаменован выпуском спектаклей: «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын» Е. Брусиловского. В них композитор опирался исключительно на фольклорные источники .Судьба последующих опер этого периода / «Айман-Шолпан», «Алтын астык», «Гвардия алга» Е.Брусиловского, «Терен-куль» И.Надирова, «Туткын кыз» В.Великанова/ вследствие ряда причин оказалась очень короткой. В них композиторы, отказавшись от метода цитирования, были более самостоятельными в тематизме. И если в первых операх, например, в «Кыз-Жибек» учитывался профессиональный уровень исполнителей и хоры были в основном одно – двухголосные, то в дальнейших операх происходило усложнение хоровой фактуры. В «Ер-Таргыне» уже наблюдается применение полифонии в виде имитаций. Громаднейшая разница между хоровой фактурой оперы «Кыз Жибек» /1934/ и «Алтын астык»/1940/, где насыщенный сюжет позволял воссоздать выразительные красочные массовые сцены.

14 января 1935 года постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР была организована Казахская Государственная филармония им. Жамбыла – вдохновителя многих произведений Казахской музыки и Казахской поэзии.

Вначале, 70 лет тому назад, филармония объединила оркестр казахских национальных инструментов, казахский хор, танцевальный ансамбль и большую группу солистов – певцов и инструменталистов. В их числе была народная артистка республики Дина Нурпеисова. А вскоре на концертной эстраде филармонии зазвучали шедевры вокальной лирики, казахские и русские народные песни в исполнении Куляш Байсеитовой, в 24 года получившая звание народной артистки Союза ССР как одна из наиболее выдающихся казахских певиц, которую в 30-е годы уже знали и любили во многих братских республиках.

Первым художественным руководителем филармонии был Ахмет Жубанов – выдающийся ученый, композитор, автор многих созданных впоследствии произведений казахской музыки и интереснейших книг о народной казахской музыке «Струны столетий», «Соловьи столетий».

Имена тех, кто после А. Жубанова руководили филармонией, тоже вошли в историю казахского музыкального искусства: Е.Брусиловский, Б. Байкадамов, С. Мухамеджанов, Е. Рахмадиев, Б. Амангельдиев, Т. Ибраев, А. Даутбаев, Т. Альпиев.

В 1936 году в Москве декаду казахского искусства уже успешно открывал хор из 300 человек.

А в феврале 1939 года постановлением Правительства республики хор филармонии был преобразован в Казахскую Государственную хоровую капеллу.

На первых этапах этой капеллой руководили Б. Лебедев, Л. Хамиди, Б. Орлов, Б. Байкадамов, Г. Виноградова

Завершают важный период становления казахской оперы такие шедевры национального искусства как «Абай» А.Жубанова и Л. Хамиди/1944/ и «Биржан и Сара» М.Тулебаева/1946/. В них наряду с авторской музыкой звучали бессмертные творения Абая и Биржана. Композиторам удалось отразить взаимосвязь отношений героев с народом, поэтому в обеих операх исключительно активна и значима роль хора.

Композитор Ахмет Куанович Жубанов - художник самобытный и ярко национальный. Он прошел путь до академика, народного артиста Казахской ССР. "На бесплодном такыре и травинка не вырастет", - говорят казахи. Эти слова в полной мере можно отнести к профессиональной музыке, которая рождается и развивается на почве народной. Ахмет Жубанов родился в апреле 1906 года в урочище Кос-Укактам Актюбинской области. Отец будущего композитора Куан был просвещенным человеком в ауле. К тому же, общаясь с русскими крестьянами из Воронежа, Курска, Тамбова, Харькова, которые с 1870 года стали обосновываться на постоянное жительство под Актюбинском, он научился говорить и читать по-русски. Отец Жубанова мечтал о том, чтобы дать образование своим детям. Много сил было приложено им для открытия в его ауле школы, куда он отвел семилетнего Ахмета. В 1918 году Жубанов оканчивает двухгодичную русскую школу в Журыне и затем, после учебы на курсах по подготовке учителей, работает в городе Темире. Но ни на минуту юноша не забывает о музыке, самостоятельно изучает теорию и музыкальную грамоту, играет в самодеятельном оркестре народных инструментов.

Годы, проведенные Жубановым в Актюбинске, были особенно важными в его жизни. Здесь он знакомится с известным в то время скрипачом Чернюком, окончившим Варшавскую консерваторию.

Большое впечатление произвела на Жубанова вышедшая тогда книга А.В.Затаевича "1000 песен казахского народа". "Я узнал множество всевозможных легенд о песнях, собранных Затаевичем, и о человеке, который умел читать эти, похожие на мышиные следы, начертания звуков и загорелся желанием стать таким же специалистом в области музыки, как Затаевич. Чернюк горячо и искренне поддержал это мое стремление. Короче, мое заочное знакомство с А.В.Затаевичем через его сборник казахских песен на девяносто процентов решило направление моей дальнейшей судьбы", - вспоминал впоследствии композитор.

В 1938 году Ахмет становится учащимся музыкального техникума им. М.И.Глинки в Ленинграде, где занимается по классу скрипки у опытного педагога А.А.Этигона. Началось время интенсивной учебы, но юноша не ограничивался только программой среднего учебного заведения, прилагая много усилий для того, чтобы поступить в консерваторию.

В стенах техникума Ахмет знакомится с сочинениями русских (Мясковского, Асафьева и других) и зарубежных классиков. Впоследствии талантливого музыканта зачисляют в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу гобоя.

В 1932 году Жубанов становится аспирантом Академии искусствоведения в Ленинграде, а через год Наркомпросом Казахстана был отозван на работу в Алма-Ату. Вся его последующая творческая жизнь оказалась тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Организаторская и педагогическая деятельность Жубанова началась в 30-е годы, когда в республике открылось первое музыкальное учебное заведение - музыкально-драматический техникум. При нем по инициативе Жубанова был организован научный кабинет, а также экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы были приглашены Е.Брусиловский из Ленинграда, Л.Мухитов из Уральской области, М.Букейханов из Кзыл-Орды, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие.

При техникуме Жубанов создал студенческий домбровый ансамбль, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал свое искусство. Вскоре Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе домбрового ансамбля оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижером и художественным руководителем которого был назначен Ахмет Жубанов.

Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова - его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие.

Научно-исследовательскую, музыкально-общественную, педагогическую деятельность Жубанов успешно сочетал с активным творчеством, внося большой вклад в казахскую профессиональную музыку. Он автор многих произведений различных жанров, получивших признание народа. Среди них симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Композиторской деятельностью Ахмет Жубанов занимается с 1938 года.

Молодой композитор не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В 1943 году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки "Руслан и Людмила", "Музыкальный момент" Шуберта в инструментовке Жубанова. В дальнейшем были созданы оркестровка фрагментов оперы Чайковского "Пиковая дама", Римского-Корсакова "Царская невеста", "Прелюдии" и "Крымских эскизов" Спендиярова. Жубанов переложил также для оркестра инструментальные сочинения, песни и хоры Коваля, Покрасса, Чишко, Ревуцкого и других русских и украинских композиторов советского периода. Все это способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов оркестра. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков неотделимы от деятельности и опыта Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.

Композиторская деятельность Жубанова в 1938-40 годах развивалась по двум направлениям - он занимался обработкой народных песен и кюев и писал свои произведения. В 1939 году он создает музыку к пьесе Г. Мусрепова "Козы-Корпеш - Баян-Слу". Совместно с композитором М.Ф.Гнесиным работает над музыкой к фильму "Амангельды". Затем он сочиняет музыку к драматическим спектаклям М.Акынжанова "Исатай-Махамбет", М.Ауэзова "Абай". Одно из значительных творений этих лет - музыкальная пьеса "Сары" о жизни и творчестве народного композитора.

К написанию крупных музыкальных сочинений Жубанов пришел уже с большим творческим багажом, почерпнув из сокровищницы народного наследия те произведения, которые, по его мнению, наиболее удачно звучали в оркестре, не теряя своих красок. Так музыка, написанная к трагедии "Абай" М.Ауэзова, симфоническая поэма "Абай" явились подготовительным этапом к написанию оперы на эту тему. Опера "Абай", написанная Жубановым в творческом соавторстве с композитором Латифом Хамиди в 1944 году, стала первой пробой пера в этом жанре. Опера "Абай", написанная к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева и приуроченная к 10-летию со дня открытия Казахского театра оперы и балета, стала новым словом в казахской музыке.

Достаточно попытаться лишь представить себе всю творческую жизнь Ахмета Жубанова, как невольно охватывает удивление перед его колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре. Такие произведения Жубанова, как "Струны столетий", "Соловьи столетий", "Курмангазы", "Жизнь и творчество казахских народных композиторов", "Музыкальная культура казахского народа", "Ан кюй сапары" ("Путешествие по песням и кюям") можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. За книгу "Соловьи столетий", названную академиком М.С.Сильченко "энциклопедией казахской музыкальной культуры", Ахмет Жубанов был удостоен премии им. Ч.Валиханова АН КазССР. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о ее судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.

^ 2 этап-конец 40-60 гг. ХХ в. Начало этапа ознаменовано известным Постановлением ЦК КПСС 1948 года, внесшим смятение в творческие ряды многих деятелей искусства. Это время характеризуется падением интереса к оперному жанру. Под административным давлением стали пересматриваться уже существующие оперы. Появились их вторые редакции. Но жанр, так стремительно набиравший темпы, так полюбившийся народу не мог не продолжить своего развития. Временно «молчание» композиторов было осторожно нарушено в 1953 году постановкой «Дударай» Е.Брусиловского о дружбе казахского и русского народов. Значительным явлением в музыкальной культуре Казахстана стало рождение первой уйгурской оперы К.Кужамьярова «Назугум». Следцющие постановки этого периода сошли с репертуара, т.к. жизнь внесла свои коррективы, свой ценностный отбор. Из опер этого периода закрепились в репертуаре театра «Камар Сулу» Е.Рахмадиева и «Айсулу» С.Мухамеджанова.

^ 3 этап- с начала 70- х годов. Этот этап значительного усложнения оперного жанра. Композиторы, накопившие опыт в создании симфоний, кантат, ораторий, вокальной и хоровой музыки, аккумулировали свои достижения при создании оперных сочинений. Именно в этот период достижения при создании оперных сочинений. Именно в этот период были написаны оперы «Садыр-Палван» К.Кужамьярова, «Алпамыс» и « Песня о целине»Е.Рахмадиева, «Енлик – Кебек», «Двадцать восемь» и «Курмангазы» Г.Жубановой, «Махамбет» Б.Джуманиязова.

Большие изменения рпоизошли в отношении композиторов к роли хора в опере, что во многом было связано со значительным профессиональным ростом хорового коллектива, возглавляемого опытным хормейстером и дирижером Б.А.Жаманбаевым. Профессиональный уровень хора позволял коипозитором смело вводить разнообразные приемы хорового письма.


Лекция № 3. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве композиторов Казахстана

  1. Становление кантатно- ораториального жанра

  2. Общая характеристика отдельных кантат

Этот жанр сложился значительно позже, чем все другие жанры профессиональной музыки. Почву для его зарождения подготовили успехи в оперной и симфонической музыки, и повышение профессиональной музыкальной культуры.

Впервые жанр кантаты появился в послевоенные голы/1947/ кантата Е.Брусиловского «Мой Казахстан» Появление жанра оратории относится к 60-годам. Это первые оратории «Заря над степью» Г.Жубановой и «Голос веков» С.Мухамеджанова. Не все оратории и кантаты равнозначные. Некоторые из них стали событиями в музыкальной культуре республики. Другие сразу же забылись после премьеры. Содержание ораторий и кантат охватывает большой круг тем. В основном это эпохальные, героические события в жизни страны, а также судбы отдельных героических личностей. Мпогие произведения посвящены революции и ее вождю ,отражают связанные с революцией преобразования в стране.

Оратории Г.Жубановой «Ленин», «Письмо Ленину», «Заря над степью». «Степной комиссар» Н.Мендыгалиева, «Мой Казахстан» Е.Брусиловского.

«Песнь акына» М.Сагатова /1972/ на слова Джамбула-50 летию СССР.

В этот период писались произведения, которые изображают внутренний мир человека и могут быть отнесены к лирико-эпическим произведениям «Кантаты «Земля» Б.Джуманиязова на стихи О.Сулейменова. В кантате нет конкретных исторических событий и лиц. Кантата - о судьбе народа ,о силе человеческого разума, о торжестве добра и справедливости. Оратория «Возлюби человек человека» Г.Жубановой на стихи разных по творческой индивидуальности поэтов: Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, О.Сулейменов ,Ю Ким В оратории использованы отдельные цитаты из Библии .Основная идея- внутреннее нравственное чувство любви и добра- мысль утверждается в каждой части.

В 50 г. Композиторы Казахстана впервые создают циклические произведения для хора хоровая сюита и хоровая поэма. Одним из первых в жанре хоровой сюиты был Б.Байкадамов. Им написаны « Детская сюита»/1953/ «Мы любим Родину»/1953/, «Мы за мир». В жанре хоровой поэмы «Шопан ойы»/1964/ на сл.Г.Каирбекова.

Е.Рахмадиев в 60г пишет хоровую поэму «Вечер на Балхаше»/1962/ в жанре а капелла Музыкальными средствами изображается картина природы – вечерний закат на Балхаше. Главная мысль сочинения – ощущение спокойной, счастливой жизни, светлой любви. В основе мелодии поэмы положена к.н.п. «Назконыр»

К.Кужамьяров в 1968г пишет хоровую поэму «Думы об Алатау» для 8 – голосного хора а капелла. К основному хору добавлен хор малого состава для эффекта «эхо».В произведении дается образ вечно прекрасной природы – величественные горы погруженные во мрак, являющиеся немыми свидетелями бурных исторических событий и хранящие их тайны.

М.Мангитаев – автор нового жанра кюй – поэмы «Аксак кулан» на сл. Мауленова/1969/.


Лекция № 4. Оригинальные хоры казахских композиторов

  1. Особенности развития жанра a' capella

  2. Хор Г.Жубановой

А'cappella (итал. a'cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.

Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной; органное сопровождение на Западе введено только в 660), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчества Джованни Палестрины.

Стиль пения a'cappella развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение a'cappella определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно a'cappella. В Древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор А. Т. Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918.

Пение a'cappella широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Вик. Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение a'cappella распространено во многих странах.

В Казахстане 50-60г.ХХ в. продолжаются поиски национального хорового стиля. В 50 –х годах намечаются позитивные сдвиги в развитии хоровой музыки. Соединение европейских музыкальных традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к первым художественно- ярким, в которых способы и приемы хорового изложения становятся более разнообразными, совершенствуются практические навыки хорового исполнительства.

1. В хоровом звучании обогащается и усложняется гармоническое многоголосие, намечаются особые приемы голосоведения, которые воссоздают национальный колорит народных песен и кюев.

2.В хоровом звучании применяются специфические междометия отражающие особенности народного говора и поэтической речи.( ги, ги, гай,хай ли ли ляй,дг,дн)

3.Фактура обогащается полифоническими элементами ( имитация.подголоски)

4.Композиторы в своих хоровых произведениях используют традиционные жанры ; жоктау, толгау, жар-жар, айтыс по новому выявляя их содержание.

5. Активно осваивается жанр а капелла- оригинальные хоры.

Ярким примером авторского сочинения стали три хора Г.Жубановой, созданные в 1953 г. на сл.А.Сарсембаева.

  1. «Жалгыз емен»

  2. «Дауыл»

  3. «Женеше»

Г.А.Жубанова ( 1927-1993)-композитор разностороннего дарования ,свой талант проявила в разных жанрах .Получила известность за пределами республики. Стремилась своей музыкой открыть другим культурам казахскую музыку. Музыкальное образование получила в Москве сначала в училище им.Гнесиных в классе профессора М.Гнесина, затем в консерватории и аспирантуре у профессора Ю.Шапорина. Основой первых произведений стали народные образы и сюжеты, такие как симф. Поэма «Аксак кулан», балет «Легенда о белой птице» опера «Енлик и Кебек», «Курмангазы». В 60-70 годах она активно работает над созданием кантат и ораторий. В этих жанрах она выразила свои патриотические чувства. Многие произведения были написаны к определенному случаю. В музыке этих лет преобладает воспевание, плакатность, броскость. Кантаты «Ленин с нами», «О партии», оратория «Слово о Ленине» и т д. Воспеванию исторических подвигов и личностей посвящается кантата «Сказ о Мухтаре» и оратория «Заря над степью».


^ Лекция № 5. Русская народная песня в подлиннике и хоровой обработке.

Вся жизнь русского народа связана с песней. Труд, отдых, радость, горе, войны, победы- все нашло в ней свое отражение. Песни передавались из уст в уста, хранились в памяти народа и переходили из поколения в поколение.

Начиная с 18 в музыканты- любители записывали в разных уголках России песни, сказки, былины. Благодаря первым сборникам ( составители-Кирша Данилов, Трутовский, Прач) вышедшем в конце 18в,до нас дошли лучшие образцы народных песен. В 30г 19в выходят первые сборники хоровых обработок р.н.п. Один из них, сборник И.Рупина (1792- 1850), назывался «Народные р.н.п . Аранжированные с аккомпанементом фортепиано и для хора». Большинство обработок сделано для трехголосных ансамблей различных составов (мужских, смешанных), с самостоятельной развитой вокальной линией каждой партии, но на гармонической основе.

Композиторы- классики открыли новую страницу в жанре хоровых обработок нар. песен. Они тщательно выбирали для них наиболее ценные в художественном и историческом отношении песни, очень бережно обращались с мелодией, стремились сохранить специфические особенности многоголосного народного пения: диатоническую основу голосоведения, натуральные лады, плагальные обороты, тонкость метроритмической структуры. Большинство обработок сделано для хоров без сопровождения.

В творчестве русских композиторов сложились следующие типы хоровых обработок нар. песен: гармонизация, при которой мелодия в верхнем голосе дается в сопровождении аккордов, исполняющихся другими голосами; полифонический тип обработки, подразумевающий развитую подголосочность, имитации, контрастную полифонию в голосоведении; смешанный тип, включающий в себя элементы гармонизации и полифонической обработки; свободная обработка, основанная на совмещении всех ранее перечисленных типов обработок и приближающаяся к самостоятельному сочинению на тему народной песни.

Русские народные песни играли большую роль в творчестве М.Мусоргского (1839 – 1881). Наряду с широким использованием в операх композитор обрабатывал их для самостоятельного хорового исполнения. Четыре русские нар песни – «Ты взойди, взойди, солнце красное» и « Ах ты воля моя, воля», «Скажи, девица милая», «У ворот, ворот батюшкиных» - переложены Мусоргским для мужского 4-х голосного хора без сопровождения.

Особое место занимала нар песня в творчестве Н.Римского – Корсакова(1844 – 1908).В 1879 году композитор издает сборник «Пятнадцать русских нар песен, переложенных на народный лад, без сопровождения», состоящий из трех тетрадей: в первой даны обработки для женского хора, во второй – для мужского, в третьей – для смешанного. Хороводная песня « Заплетися плетень» обработана для смешанного хора приемами гармонизации. Обработка Троицкой песни « А и густо на березе листье», миниатюра для женского хора, сделана приемами имитации. Примером полифонической обработки может служить песня «Со вьюном я хожу» - канон для смешанного хора.





оставить комментарий
страница1/3
Дата22.03.2012
Размер0,5 Mb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
средне
  2
отлично
  10
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх