В. Л. Власенко преподаватель фортепиано факультета довузовской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, аспирантка кафедры социально-культурной деятельности icon

В. Л. Власенко преподаватель фортепиано факультета довузовской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, аспирантка кафедры социально-культурной деятельности


Смотрите также:
Специфика использования празднично-игровых технологий в формировании творческой активности...
Программа и правила проведения собеседования основы социально-культурной деятельности для...
Программа 14 Л. С. Саломатина преподаватель Педагогического колледжа №4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Ресурсная база скд для студентов отделений очного и...
Разнообразие японской керамики как пример творческой культурной ассимиляции...
Многие опасаются требований, которые предъявляются к оформлению ответов егэ. Приведите пример. С...
Кафедра фортепиано...
Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере автореферат диссертации на...
Программа государственного экзамена введение государственный экзамен «Социально-культурная...
Особенности организации праздников в детском саду и проблема стимулирования творческой...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью»...
Основные направления развития правового образования в педагогических вузах Республики Казахстан...



Загрузка...
скачать
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В.Л. Власенко

преподаватель фортепиано факультета довузовской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института
им. С.В. Рахманинова, аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г Р. Державина


mangerins@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, анализируются ее проблемы и противоречия. Научно- теоретические и методические материалы и выводы, наличествующие в этой статье, позволят повысить эффективность функционирования данной системы.

^ Ключевые слова: система непрерывного музыкального обучения, совершенствование, цели, проблемы, противоречия, принципы, гуманизация и гуманитаризация, педагогические технологии.


На современном этапе реформирования российского общества особенно остро встали проблемы, вызванные несоответствием деятельности системы образования России и предъявляемым к ней требованиям. Современная система непрерывного музыкального обучения выделяет следующие научные основания совершенствования, такие,как принципы, закономерности, тенденции развития и организационно-педагогические условия модернизации системы непрерывного музыкального обучения. Гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют изменение традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов. Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс системы непрерывного музыкального обучения сопряжено с рядом ее преобразований, начиная от подготовки кадрового и материально-технического обеспечения, заканчивая созданием особых условий организации учебного процесса. Первостепенным среди этих преобразований является изменение взглядов всех участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи. Общей чертой современных технологий, обеспечивающих реализацию организационно-педагогических условий совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, является ориентация на развитие:

  1. творческих способностей учащихся;

  2. самостоятельности и креативности мышления;

  3. развитие общеэстетической и музыкальной культуры;

  4. исследовательских умений;

  5. коммуникативной культуры;

  6. потребности в непрерывном самообразовании.


К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим совершенствование системы непрерывного музыкального обучения, мы относим те формы, методы и средства организации обучения, которые с учетом преемственности, иерархии, психофизиологических особенностей обучаемых, внедрения в учебный процесс ТСО, будут способствовать интеграции учебного процесса и станут приоритетными в формировании гармонически развитой личности и готовности индивидуума к музыкально- пропагандистской и организаторской деятельности. Условия, влияющие на процесс обучения в системе непрерывного музыкального обучения многообразны, они взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от специфической обстановки, в которой находится обучаемый. Формирование глобального мышления и информационной культуры, гибкая ориентация в системе разнообразных человеческих отношений составляют ядро нового содержания и новой организации социально-профориентационного развития и роста компетентности учащегося в системе непрерывного музыкального обучения. Исходя из этого, требуется создание на основе концепции деятельностного подхода гибкой организационно-дидактической компетентностной образовательной модели, учитывающей быстро изменяющиеся кадровые запросы предприятий, адаптацию специалистов к потребностям рынка труда, а также создание условий для успешной самореализации личности. Для достижения требуемого качественного уровня эффективности деятельности системы непрерывного музыкального обучения необходимо, чтобы она обладала концептуальностью, управляемостью и эффективностью, а образовательные программы ее реализации - гибкостью, открытостью, доступностью, вариативностью, многоуровневостью, информативностью, креативностью. Организация педагогических условий системы непрерывного музыкального обучения должна ориентироваться на социально-экономические изменения в государстве. Каждый учащийся в системе непрерывного музыкального обучения должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Это может быть формирование как теоретических, так и практических компетенций. Поэтому содержание учебных программ может быть составлено или пересмотрено в соответствии с потребностями и пожеланиями самих обучающихся. Главное, чтобы у слушателей было четкое представление о целях изучения того или иного учебного курса. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными при организации педагогических условий системы непрерывного музыкального обучения, можно считать следующие положения:


1. Совершенствование системы непрерывного музыкального обучения определяется процессами реформирования различных сторон российской жизни, в том числе изменениями кадровой политики на рынке труда, активизацией участников рынка образовательных услуг, глобальными процессами в мире, желанием России стать на инновационный путь развития, стремлением к построению гражданского общества и т.д.

2. Разработка новых образовательных стандартов для всех уровней обучения, обеспечивающих не только соответствующее запросам общества содержание, но и модульность изложения изучаемых дисциплин или областей знания; должна быть введена система зачетных единиц для оценки знаний с целью наращивания образовательного уровня, его учета при осуществлении личной «образовательной траектории».

3. Изменение метода разработки образовательных программ , исходя из необходимости рассмотрения целостных процессов в открытой образовательной системе: образовательное учреждение - предприятие (работодатель). В такой системе должна быть оформлена положительная обратная связь, что позволит разрабатывать «опережающие» образовательные программы (программы, стратегически соответствующие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам) и обеспечит реализацию на практике «спирально-кольцевого» принципа формирования обучающих программ.

4. Управление в системе непрерывного музыкального обучения предполагает распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на конкретные специфические услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и частично определяет процессы в системе, являясь равноправным участником рынка.

5. Критерии качества образования определяются рынком образовательных услуг и обладают единством, прозрачностью, понятны и доступны для всех участников рынка.

6. Законодательная и нормативная правовая база, поддерживающая образовательный менталитет общества, реформируется.

7. Разрабатываются новые государственные экономические механизмы для многоканального финансирования системы непрерывногшо музыкального обучения, поощряются тенденции в обществе по участию в финансировании образования.

8. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных, телекоммуникационных и PR-технологий [1].

Процесс совершенствования системы непрерывного музыкального обучения возможен при соблюдении следующих теоретико-методологических положений, которые определяют организационно-педагогические условия реализации модели совершенствования данной системы:

1) Научное, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

2) Изменение соответствующей программной документации, в которой будет преодолена разобщенность, «несостыкованность» между общегуманитарными, социокультурными дисциплинами, с одной стороны, и общепрофессиональными и специальными дисциплинами, с другой стороны.

3) Формирование содержания и методики обучения учащихся системы непрерывного музыкального обучения с учетом традиционных и специфических педагогических принципов обучения на основе преемственности и с учетом психофизиологических особенностей обучаемых на каждом этапе подготовки.

4) Организация непрерывного процесса обучения в соответствии с принципами функционирования современной информационной среды.


5) Активизация субъект - субъектных отношений (педагог - обучаемый, обучаемый - обучаемый), личностных позиций как субъективных факторов и дидактических условий.

6) Введение в процесс обучения новых организационных форм и методов с использованием компьютерных технологий, что способствует более высокой профориентационной подготовке кадров.

7) Повышение роли практики (педагогической, исполнительской, технологической преддипломной без отрыва от обучения, с отрывом от обучения) - как один из основополагающих аспектов подготовки учащихся к дальнейшей деятельности [2].

Прежде чем перейти к классификации каждого из теоретико-методологических положений организационно-педагогических условий реализации модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, необходимо сказать о том, как строится организация образовательного процесса на всех уровнях данной системы.

Организация учебно-воспитательного процесса на первой ступени -дошкольные учреждения - строится на педагогически обоснованном выборе педагогом-воспитателем средств, форм, методов обучения и воспитания на основе учебных планов и программ, утвержденных вузом и согласованных с Учредителем.

Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющей личную и общественную значимость. В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, используются:

-занятия в группах;

-система игровых тренингов;

-индивидуальные занятия.

Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием, утвержденным руководителем детского, дошкольного заведения.

Образовательный процесс второй ступени системы непрерывного музыкального обучения - ДМШ, ДШИ - реализует программы начального музыкального образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми вузом самостоятельно, и координируется в соответствии с программой, принятой Педагогическим советом. Педагогический совет школы может корректировать отдельные положения утвержденного плана и совместно с вузом разрабатывать экспериментальные планы, программы и направления развития учебно-воспитательного процесса. Педагогический совет может рекомендовать при наличии соответствующих возможностей и необходимости вводить для учащихся планы и программы, предусматривающие наиболее целесообразные формы, темпы и сроки освоения учебного материала. В реализации образовательного процесса, на данном этапе используются следующие современные педагогические технологии:

  • классно-урочная система;

  • индивидуальные занятия;

  • самоподготовка

  • зачетная система;

  • система экскурсионных занятий на базе культурных и просветительных центров (музеев, библиотек).

Третья ступень в системе непрерывного музыкального обучения - консерватория, музыкально-педагогический институт, университет и др. - самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с законодательством РФ, настоящим Уставом, лицензией и свидетельством об аккредитации. Вуз реализует образовательные программы высшего образования, начального, и дошкольного музыкального образования. Содержание образования в институте определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми вузом самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются вузом в соответствии с примерными образовательными программами, разработанными и рекомендованными Государственным органом управления образования в части, выходящей за пределы соответствующих Государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в вузе регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными вузом самостоятельно. Учебные планы и программы дисциплин разрабатываются вузом в соответствии с примерными учебными планами и программами дисциплин, разработанными и рекомендованными Государственным органом управления образованием. В организации образовательного процесса на данной ступени системы непрерывного музыкального обучения, используются следующие педагогические технологии:

  • лекционно-семинарская система;

  • занятия в группах;

  • зачетная система;

  • семинары;

  • практикумы;

  • индивидуальные занятия;

  • компъютерные технологии.

Также, в организации образовательного процесса вуз стремится обеспечить непрерывность и преемственность всех структурных подразделений вуза.

Четвертая ступень системы непрерывного музыкального обучения - послевузовское образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование (докторанты, аспиранты и соискатели). Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. Базой послевузовского обучения является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы послевузовского музыкального обучения. В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, на данном этапе используются:

  • практикумы;

  • система творческих мастерских;

  • мастер-классы;

  • самообразование.

Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами послевузовского обучения, осуществляется на основе договоров между учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

В связи с такой организацией учебного процесса междисциплинарная интеграция приобретает перманентное значение в совершенствовании системы непрерывного музыкального обучения, так как ориентирует систему образования на повышение качества непрерывного музыкального обучения.

Мы считаем, что в интересах улучшения качества преподавания должна быть преодолена разобщенность, «несостыкованность» между общегуманитарными, социокультурными и общепрофессиональными, специальными дисциплинами. В настоящее время преподавание дисциплин, входящих в общегуманитарный блок - таких как культурология, философия, эстетика, педагогика и психология и т.п., ведется, как правило, в отрыве от основной специальности обучаемых, вне какой-либо связи с их узкой специализацией, так как не учитываются интересы профессии, запросы, мотивы и интересы учащихся, что приводит к невысокому уровню профориентационной подготовки.

Поэтому необходимо соблюдение внутрицикловых и межцикловых связей, чтобы содержание одних учебных дисциплин наполнялось бы элементами других. Например, в музыкальных учебных заведениях, если по курсу «Музыкально-информационная культура» осваивается тема «Эпоха Романтизма», то преподаватель пианист или вокалист должен включать в программы учащихся своего класса сочинения Шумана, Шуберта, Шопена, Мендельсона или Листа и т.п.

Необходимо совместное, скоординированное воздействие на учащихся, осуществляемое специалистами разного профиля - тем самым преодолевая раздробленность учебно-воспитательного процесса и достигая его внутренней монолитности и цельности.

Конкретные формы реализации могут быть различными, в любом случае по согласованию между педагогами, ведущими разные дисциплины, определяется опорная учебная дисциплина (информационно-музыкальная культура, инструментальное исполнительство и т.п.), которая в дальнейшем и определит общую направленность содержания целостного учебного процесса. Иначе говоря, внутренняя структура и логика опорной дисциплины - расположение учебного материала, последовательность тем и т.д. - детерминирует в той или иной мере построение и содержательную направленность учебной работы, проводимой в течение определенного времени в других классах и группах.

Освоение материала строится по схеме «круговой взаимосвязи», так как одни дисциплины как бы подкрепляют и поддерживают другие, осуществляя совместное, синергическое воздействие на обучаемого. Такая организация учебной работы позволяет путем освоения, при прохождении различных музыкальных дисциплин, отдельных граней и сторон, таких объемных, многоаспектных категорий как стиль, жанр, направление в искусстве, находить общее в каждом конкретном, единичном явлении и в итоге получать достаточный материал для формирования содержательных обобщений.

Необходимыми условиями для такой интеграции являются изменение соответствующей программной документации в сторону междисциплинарной интеграции и повышение педагогической квалификации специалистов, ведущих курсы общегуманитарных и социокультурных дисциплин. Мы согласны с мнением Э.Б. Абуллина, который считает, что «…в указанных дисциплинах должна сохраняться единая основа той или иной изучаемой науки, ее фундаментальные категории и закономерности. В то же время они могут и должны проецироваться, преломляться с учетом профессиональной направленности будущих специалистов» [2].

При формировании содержания и методик обучения на всех этапах образования в системе непрерывного музыкального обучения соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах, необходимо руководствоваться как традиционными дидактическими педагогическими принципами, так и специфическими.

На каждом этапе обучения в системе непрерывного музыкального обучения они разные, но есть основополагающие, которые свойственны всем структурным подразделениям. Это прежде всего традиционные педагогические принципы.

Одним из перманентных принципов в современных условиях выступает принцип научности, определяющий не только отбор содержания учебного материала, но и способы его усвоения, адекватные современному научному знанию.

На основе данного принципа нами выделен ряд требований к организации обучения.

Мы считаем, что обучение должно отвечать современному состоянию научного знания, а способы усвоения учебного материала адекватны современным научным методам познания, в качестве которых могут быть названы метод системного анализа, общенаучный, поисково-творческий и т.д.

В связи с этим мы поставили задачу совершенствования системы непрерывного музыкального обучения на основе совершенствования его целей, содержания и оптимальном использовании различных форм, методов и технологий обучения.

В соответствии с принципом наглядности, уточненным и дополненным в связи с развитием психолого-педагогической науки, выполнение деятельности обучаемого должно протекать в перспективном плане, в связи с чем, в используемых программных средствах модель должна способствовать реализации дидактических целей и представляться в форме, позволяющей наиболее четко раскрывать существенные связи и отношения объекта. Эффективность обучения существенно повышается при условии, если обучаемые сами строят такие модели.

Принцип системности и целостности ранее предполагал только систематизацию знаний, в их отрыве от деятельности по усвоению этих знаний, поэтому на основе деятельностного подхода, при пересмотре данного принципа в настоящее время в содержание этого принципа вводится еще один компонент - выполнение адекватных действий, в которых эти знания усваиваются.

Чтобы у обучаемых с самого начала сложилась система представлений о деятельности в условиях непрерывного обучения, необходимо уже на начальном этапе обучения дать общее предписание - ориентировочную основу действия - для последующей работы. Такой подход позволяет ликвидировать разрыв между системным представлением изучаемого материала и умением применять полученные знания при решении практических задач, что является важным дополнением к его традиционному содержанию, особенно для системы непрерывного музыкального обучения.

Принцип сознательности и активности в нашей модели сохраняет свое содержание, а также «...не просто призывает учителя к организации деятельности учащихся, но и указывает критерии выбора наиболее рациональных ее видов» [3].

Таким критерием, как мы считаем, является адекватность содержания действий обучаемых усваиваемым знаниям и нормативным действиям, причем активность выступает как требование не только воспроизведением обучаемыми предметных действий, но и собственно учебных, в ходе которых происходит и усвоение предметных умений.

На основе деятельностного подхода принцип доступности приобретает обобщающий характер по отношению к другим дидактическим принципам, отражающим его процессуальную сторону. Если остальные принципы направлены на создание отдельных условий, то данный принцип призван констатировать наличие системы внутренних и внешних условий. Полная и обобщенная система этих условий, по нашему мнению, предполагает наличие субъекта обучения, учебного материала, адекватной методики усвоения, а также внешних благоприятных условий осуществления деятельности учения.

При одновременном наличии названных выше условий в учебно-информационной среде, можно говорить о реализованной доступности, т.е. о возможности достижения цели - готовности специалистов к профориентационной деятельности. В таком понимании принцип доступности распространяется на все структурные элементы образовательной деятельности в их системе.

Все остальные специфические педагогические принципы, которыми руководствуется модель совершенствования системы непрерывного музыкального обучения рассматриваются нами в качестве основных целевых и функциональных направлений организации процесса совершенствования системы, инструментарием реализации которых выступают методы и формы, указанные в модели, с учетом психофизиологических особенностей обучаемых и соблюдением преемственности.

Организационно-педагогические условия совершенствования системы непрерывного музыкального обучения должны строится в соответствии с принципами функционирования современной информационной среды. Приоритетными в данных условиях выступают обучающая и развивающая функции, способствующие развитию подлинно творческого мышления, сознательности и системности в деятельности.

Необходимо усиление влияния воспитывающей и активизирующих функций, направленных на интенсивность развития интеллекта, расширение профессионального кругозора и способствующих творческому развития личности. Адаптационная функция рассматривается нами как помощь обучаемому в освоении той среды, в которую он попадает, в знакомстве с учебным материалом, в приобретении умений и навыков, в адаптации к тем условиям, в которых ему придется находится на протяжении всего обучения. Наряду с данной функцией встает рядом и актуализирующая функция, несущая в себе необходимость и потребность в данном образовании.

Все эти функции, как и педагогические принципы содержания образования, тесно переплетаются, добавляют друг друга и находятся в постоянном синтезе.

Непременным условием их реализации нам видится, прежде всего, в их преемственности, в их развитии, на протяжении всего непрерывного обучения, что открывает возможность для перспективы развития обучаемых, заинтересованного и творческого подхода учащихся к процессу обучения и в конечной цели приводит к формированию высококвалифицированного исполнителя и пропагандиста музыкального искусства, готового к профориентационной деятельности. Достижение данной цели возможно лишь в условиях системы непрерывного процесса музыкального обучения.

Большинство исследователей системы непрерывного музыкального обучения отмечают необходимость личностно- ориентированного обучения. Но для того, чтобы обучаемого сделать подлинным субъектом образовательного процесса, необходимо изменить всю технологию этого процесса.

Специфика целей и задач непрерывного музыкального обучения требует применения разнообразных методов обучения, их выбор определяется целями и задачами обучения, особенностями содержания учебного материала, психофизиологическими особенностями обучаемых, конкретными условиями учебного процесса.

Выбор методов обучения обусловлен как специфическими условиями учебно-информационной среды, так и функциональными обязанностями педагога.

В дидактике образовательного процесса существуют различные классификации методов обучения, за основу которых принят какой-либо существенный признак - источник знаний, степень познавательной активности, цель обучения или этап образовательного процесса [5].

В профессиональной педагогике методы обучения классифицируются чаще всего по дидактическим целям, что позволяет использовать их при усвоении теоретических знаний, лежащих в основе формирования практических умений и навыков, изучение передового опыта, самообразовании. Методы обучения в системе непрерывного музыкального обучения можно разделить на следующие группы:

- методы, направленные на совершенствование (расширение, обновление и углубление теоретических знаний, основ профориентационной деятельности);

- методы, направленные на совершенствование умений, навыков и творческого подхода к профориентационной деятельности;

- методы, направленные на изучение и обобщение передового опыта;

- методы, направленные на развитие у обучаемых потребности и способности к самообразованию.

Особая роль в организации системы непрерывного музыкального обучения отведена справочно-информационным методам, реализующим следующие задачи:

  • формирование учебно-информационных умений - работать с современными источниками информации, осуществлять наблюдение;

  • формирование учебно-организационных умений - намечать и применять задачи деятельности, рационально планировать деятельность, контролировать темп работы;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, внимательно воспринимать информацию;

  • формирование ответственности за результаты деятельности;

  • воспитание профессиональной культуры деятельности, эстетического вкуса, навыков работы с современным инструментом интеллектуального труда;

  • активизация познавательной деятельности в результате получения полной информации о получаемом объекте;

  • создание психологического и физического комфорта во время деятельности.

Для активизации учебного процесса в системе непрерывного музыкального обучения необходимы высококвалифицированные педагоги. В условиях непрерывного обучения педагог должен выявить и сформировать творческие способности у обучаемого и способствовать их развитию и совершенствованию на протяжении всех ступеней обучения, создать предпосылки для будущего непрерывного развития своего учащегося, для формирования положительной мотивации к самообразовательной деятельности. Для этого педагог сам должен постоянно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, следить за последними научными достижениями в области педагогики и т.п. Но совершенствование профессионализма педагога будет эффективным, по нашему мнению, лишь при создании соответствующих условий, которые как раз и открывает ему последипломное образование - послевузовское образование - аспирантура, докторантура и повышение квалификации.

Еще одним важным компонентом реализации модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения является внедрение в образовательный процесс ТСО и их постоянно возрастающая роль в социуме.

Учитывая неуклонный прогресс информационных технологий и средств массовой коммуникации, внедрение ТСО в образовательный процесс, педагогам необходимо включать в учебно-образовательный процесс все возможные и доступные ТСО, а также разрабатывать и внедрять учебные компьютерные программы. Новые компьютерные программы обучения носят характер лекций, проверки задания, тестов, игр и т. д.

С помощью видео и аудио техники обучаемый может познакомиться с профессиональной информацией, которую не в состоянии предоставить педагог; благодаря ей можно познакомиться с любым материалом, исполнительским образцом, что приводит к расширению профессионального кругозора обучаемых, возникают и обретают четкость новые задачи, стимулируется инициатива молодых учащихся, повышается мотивационный компонент обучения. Общение с информационными технологиями открывает возможность обучающимся осваивать дополнительные специальности, актуальные в современных условиях, что оказывает благоприятное воздействие на формирование гармонически развитой личности. Современные информационные технологии широко используются не только в учебно-образовательном процессе, но и в организации учебной документации. Таким образом, мы видим, что одним из организационно-педагогических условий реализации модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения является полноценное и методически обоснованное использование ТСО во всем многообразии их видов и образцов [4].

Эффективность обучения в системе непрерывного музыкального обучения в значительной степени зависит от организации практики. В основу обучения должен быть положен принцип непрерывной практики обучаемых, которая строится на сочетании практики без отрыва от занятий, вписывающейся в учебной процесс и практики с отрывом от обучения, при этом организация учебного процесса должна быть поставлена таким образом, чтобы вся учебная программа была пройдена обучаемым.

Организация учебной практики - процесс живой, динамичный, меняющийся внешне и внутренне, по форме и содержанию, на который большое влияние оказывают ряд условий. Существуют следующие виды практики – учебная, исполнительская, педагогическая, технологическая и производственная. Для обеспечения организационно-педагогических условий реализации модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения необходимо разработать единые требования по всем вышеперечисленным видам деятельности практики.

Таким образом, указанные выше теоретико-методологические положения, предложенные нами, реализации модели совершенствования системы непрерывного музыкального обучения, неизбежно приводит к интеграции процесса обучения, его активизации, а также конечной цели - подготовки специалиста-предметника на высоком уровне.

Одной из кардинальных проблем в системе непрерывного музыкального обучения, как мы уже отмечали, является проблема преемственности. В системе непрерывного музыкального обучения изначально запрограммирована поэтапность формирования музыкально грамотной личности. Преемственность обучения, как показывает теория и практика, возможна лишь при условии создания единой концепции, определения единых методологических оснований для всех звеньев как в целом, так и каждого звена отдельно. В связи с этим нам бы хотелось на примере дисциплины «Музыкально-информационная культура» показать преемственность содержания, методов и форм обучения в условиях системы непрерывного музыкального обучения. Предмет «Музыкально-информационная культура» является обязательной составной частью общего музыкального обучения, цель и задачи которого сводятся к развитию чувства прекрасного у обучаемого; приобщению его к сокровищам музыкальной культуры на основе изучения отдельных, наиболее ярких и значительных музыкальных произведений; к изучению жизни и творчества композиторов разных эпох и народов; вооружить обучаемых знаниями о развитии музыкальной культуры, систематизированными на историко-стилевой основе. Дисциплина «Музыкально-информационная культура» проходит четыре этапа развития в системе непрерывного музыкального обучения:

  • введение (дошкольный уровень)

  • формирование (школьное обучение);

  • стабилизация (дипломное образование);

  • научно-исследовательская деятельность (последипломное образование).

Курс «Музыкально-информационная культура» на каждом этапе системы непрерывного музыкального обучения преследует определенные цели и задачи:

  • дошкольный уровень – введение в мир музыки, развитие музыкального мышления, воспитание заинтересованного слушателя серьезной музыки, знакомство с портретами композиторов, знакомство с наиболее яркими музыкальными произведениями (общее представление), ознакомление с определенными элементами музыки (фактура, тембр и т. п.) на примере отдельного произведения. На данном этапе обучаемый не только развивает художественно-музыкальный вкус, повышает культурный уровень, а также принимает участие во всех концертных мероприятиях проводимых в учереждении. Одним словом, «Музыкально-информационная культура» на данном этапе – это дидактическая отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых обучаемые должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства.

  • школьный уровень – упорядоченная в историко-стилистическом отношении информация – как предоснова базовых знаний. На данном этапе дисциплина «Музыкально-информационная культура» должна обеспечить полноту базовых знаний (комплексный характер), широту в стилистической ориентировки, углубленное изучение композиторской личности (углубление в биографию – жизненный и творческий путь), расширение репертуара изучаемых произведений, детальное изучение и анализ. Строение программы опирается на изучение музыкального творчества в хронологическом порядке, складывается, в основном, из монографических тем, посвященных творчеству отдельных композиторов, в центр курса ставится изучение конкретных музыкальных произведений.

  • ВУЗовское обучение - цель и задачи курса «Музыкально-информационная культура» заключаются в освещении процесса исторического развертывания музыкальной культуры, а именно: формирование историко-интонационного слышания музыки и эстетического осознания этого процесса, изучение роли музыкального искусства в обществе, его место в культуре, в ряду смежных искусств, а также историко-стилевой эволюции музыкального искусства, отраженного в системе жанров, как явлении, концентрирующем в себе основные черты эпохи. Дисциплина «Музыкально-информационная культура» – это как бы попытка взглянуть сверху на явления музыкальной культуры на базе уже полученных и проработанных знаний на предыдущих этапах . Одним из аспектов поставленных задач является понимание процесса творческого мышления и музыкального стиля автора, а также приемов и методов, с помощью которых воплощается содержание конкретного произведения в рамках какой-либо эпохи или страны.

  • Послевузовское образование открывает возможности, на базе полученных знаний, для научно-исследовательской и научно-практической деятельности (разработка и создание учебных программ по курсу «Музыкально-информационная культура», углубленное исследование какой либо эпохи, страны и творчества композитора, изучение и анализ его малоизвестных произведений и т.д.).

Исходя из целей и задач курса «Музыкально-информационная культура» на разных этапах обучения, преемственность обучения нам видится следующим образом:

  • на первом этапе обучения – дошкольном – ведущими задачами выступают развивающие, которые: формируют внутренний мир растущего человека, учат адекватно художественному содержанию воспринимать музыкальное сочинение. На данном этапе учащиеся в игровой форме знакомятся со средствами выразительности, музыкальными формами и жанрами, с такими понятиями как мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, тембр. Подобное построение курса позволит научить детей слушать музыку, расширить их слуховой опыт и накопить необходимый запас теоретических знаний, на который можно опереться при прохождении монографических тем на следующих уровнях.

  • на втором этапе обучения – школе – ведущими задачами выступают познавательные, которые: направляют внимание учеников на выявление художественного мира произведения через установление ведущих и вспомогательных средств выразительности (теоретическая база подобного анализа – понятия о мелодии, ритме, фактуре, ладе, форме, способах развития материала, выступающие в прикладном значении); показывают связь между творчеством композитора и музыкальным искусством (составление – первооснова); а также выявляют связь между различными произведениями. Все эти задачи формируют музыкальное мышление у обучаемых, дают основы анализа, сравнения, конкретизации.

  • На этапе обучения в вузе вышеуказанные познавательные задачи сохраняются. Новые задачи данного этапа обучения приводят к формированию навыков классификации, систематизации, абстрагирования, целью которых является четкое представление о стилистических закономерностях, признаках определенных «школ» и эпох. На основе полученных знаний, усиливается процессуально-исторический аспект, ориентирующий на целостное историческое мышление на примере какого-либо жанра, музыкального произведения, творчества композитора и т. п.

Поэтому мы приходим к выводу о том, что при изучении курса «Музыкально-информационная культура» на всем протяжении обучения в условиях непрерывного музыкального обучения, система познавательных задач от дошкольного уровня до вуза может обеспечить этапы развития познавательного мышления обучаемого, в чем и проявляется преемственность. Преемственность курса «Музыкально-информационная культура» достигается при учете естественного процесса познания и при условии поэтапного формирования профессиональных навыков, что обеспечит учащегося системы непрерывного музыкального обучения хорошей базой знаний о развитии музыкального искусства.


Литература

  1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов - Волгоград, 1991.

  2. Мангер Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе: монография / Т.Э. Мангер. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.

  3. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И.Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987.

  4. Жилкин В.В. Применение мультимедиа средств в процессе обучения гуманитарным дисциплинам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. Т. 23. № 2. С. 55.

  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер – М.: Педагогика, 1981.

  6. Власенко В.Л. Основные подходы к формированию музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности в исторической ретроспективе // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2008. – № 1.




Скачать 256,33 Kb.
оставить комментарий
Дата13.03.2012
Размер256,33 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх