Игра на музыкальном инструменте (баян-аккордеон) icon

Игра на музыкальном инструменте (баян-аккордеон)


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Республики Беларусь «игра на музыкальном инструменте (скрипка)»...
Республики Беларусь «игра на музыкальном инструменте (фортепиано)»...
Во ( баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты )...
Республики Беларусь «игра на музыкальном инструменте (цимбалы)»...
Рабочей учебной программы по дисциплине...
Конкурс проводится по двум номинациям: баян-аккордеон...
Конкурс проводится по следующим возрастным категориям: Категория «А» до 10 лет включительно...
Тема: Основные периоды развития казахской музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Общее положение...
Основные мероприятия...
Учебно-методический комплекс по предмету «Специальный инструмент. Баян...



Загрузка...
скачать


Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь


ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

(БАЯН-АККОРДЕОН)


Программы специальных учебных предметов для I–IX классов общеобразовательных учреждений


Минск 2008


Авторы-составители:

«Игра на музыкальном инструменте (баян)» – доцент кафедры народных инструментов Белорусской государственной академии музыки М.И Була;

«Игра на музыкальном инструменте (аккордеон)» – доцент кафедры народных инструментов Белорусского педагогического

университета имени Максима Танка В.П.Бубен,

коррекция: В.П.Бубен.
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



За последние годы в системе музыкального образования Республики Беларусь происходят существенные перемены, которые требуют от педагогических коллективов общеобразовательных школ поиска и реализации новых подходов к изучению специальных учебных предметов музыкальной направленности.

Целью изучения специального учебного предмета «Игра на музыкальном инструменте (баян-аккордеон)» является раскрытие у учащихся творческого потенциала средствами музыкального исполнительского искусства.

В связи с поставленной целью учителю необходимо решать следующие задачи:

  • формировать инструментально-исполнительские умения и навыки;

  • развивать музыкальные способности, самостоятельное творческое мышление;

  • приобщать учащихся к музыкальному творчеству;

  • формировать потребность музицирования на баяне, аккордеоне;

  • воспитывать любовь к национальному и мировому искусству;

  • формировать художественный вкус.

Для эффективного решения поставленных задач необходим высокий профессионализм учителя, роль которого является главной в процессе обучения учащихся игре на баяне, аккордеоне. Учителю рекомендуется опираться на достижения возрастной психологии, современной музыкальной педагогики, постоянно повышать свою квалификацию, использовать в классной и внеклассной работе с учениками инновационные методы, формы и средства обучения игре на музыкальном инструменте (аудио, видео, мультимедийную технику, электронные учебники, программы и т.д.). Педагогу нужно уметь создавать для учеников в классе атмосферу заинтересованности, радости творческой деятельности, стимулируя тем самым их выбор занятий по специальному учебному предмету «Игра на музыкальном инструменте (баян-аккордеон)».

Учитель должен научить ученика рационально планировать время для подготовки к занятиям, самостоятельно работать с музыкальным материалом: грамотно расставлять аппликатуру, обращать внимание на указания в тексте, динамику, темповые изменения, раскрывать художественное содержание музыкального произведения, понимать особенности исполняемой музыки. Ему также необходимо уметь сочетать общедидактические методы со специальными методами обучения музыке, активизируя самостоятельность учащихся в решении художественных и технических задач.

Процесс освоения музыкального произведения – творческий процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную. Все виды деятельности направлены на освоение учащимися этой реальности. Особую роль в этом процессе играют творческие виды деятельности (чтение нот с листа, подбор по слуху, сочинение, импровизация, транспонирование, переложения для баяна, аккордеона, игра под фонограмму и т.д.). Контроль над уровнем освоения творческих видов деятельности осуществляется в классе учителем (вместе с руководителем методического объединения) на контрольных уроках с обязательной фиксацией достижений в индивидуальном плане учащегося.

Рекомендуется также периодически проводить внеклассные мероприятия, направленные на стимулирование творческой активности учащихся, эффективное овладение предлагаемыми видами творческой деятельности (смотры-конкурсы на лучшее сочинение, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, переложения для баяна, аккордеона, игра под фонограмму и т.д.), результаты которых могут учитываться при выставлении итоговых оценок. Допускается включение в программу академического концерта учащегося одного из перечисленных творческих видов деятельности вместо одной из пьес.

Особое внимание следует уделять формированию у учащихся исполнительского аппарата. В программе представлены технические комплексы, содержание которых направлено на формирование и совершенствование технических умений и навыков, различных игровых (меховых, мехопальцевых и т.д.) приемов. Освоение выборной клавиатуры предполагает ознакомление учащихся со спецификой игры на готово-выборном баяне (аккордеоне). Объем инструктивного материала (освоение выборной клавиатуры, меховых приемов) для учащегося учитель определяет сам, исходя из его индивидуальных возможностей.

Следует отметить, что профессионально ориентированным учащимся технический комплекс рекомендуется осваивать в полном объеме как для готового, так и для готово-выборного баяна, аккордеона. Контроль над уровнем технической подготовки учащихся осуществляется учителем (вместе с руководителем методического объединения) в классе на контрольных уроках технического мастерства с обязательной фиксацией результатов в индивидуальном плане.

Планирование (на год) количества уроков творчества, уроков технического мастерства, учебных концертов и других видов исполнительской деятельности учащихся (сольной, ансамблевой) и сроков их проведения определяется на заседании методического объединения учителей специального учебного предмета «Игра на музыкальном инструменте (баян- аккордеон)». Результаты, показанные учащимися в процессе исполнительской деятельности в течение полугодия, могут учитываться при выставлении оценки на академическом концерте.

Качественная успеваемость учащегося во многом зависит от составления индивидуального плана, который определяет наиболее эффективные пути его личностно-музыкального развития, совершенствования инструментально-исполнительских навыков и умений. Учитывая индивидуальные особенности, потенциальные возможности ученика и программные требования, руководствуясь основными дидактическими принципами последовательности и доступности обучения, учитель самостоятельно определяет оптимальный вариант полугодового плана работы.

Представленные программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся включают оптимальный объем и степень сложности музыкального материала, необходимые для инструментально-исполнительской подготовки учащихся.

План включает:

1. Изучение нового репертуара.

2. Повторение наиболее интересных пьес (с целью накопления пройденного и усвоенного музыкального материала).

3. Пьесы для самостоятельного прохождения.

4. Художественный репертуар для эскизного прохождения.

5. Технический комплекс (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, этюды).

6. Виды творческой деятельности (чтение нот с листа, подбор по слуху, аккомпанемент, сочинение, импровизация, транспонирование, переложения для баяна-аккордеона, игра под фонограмму (минус) и.т.д.).

Индивидуальные планы учеников составляются учителем на каждое полугодие и утверждаются в начале полугодия руководителем методического объединения или заместителем директора по учебной работе. В конце полугодия учитель вносит в индивидуальные планы изменения и отмечает его выполнение. Выставляется оценка (характеристика) выступления на академическом концерте. В конце учебного года дается развернутая характеристика уровня музыкального развития ученика. В характеристике отмечаются:

  • общая оценка музыкальных данных учащегося и динамика их развития;

  • мотивация обучения ученика в классе баяна, аккордеона и заинтересованность родителей;

  • перспектива его дальнейшего обучения в школе, целесообразность его профессиональной ориентации;

  • ответственность, трудолюбие и аккуратность ученика;

  • навыки самостоятельной работы;

  • пути исправления недостатков в развитии и совершенствовании музыкально-исполнительских навыков, умений; перспектива дальнейшего освоения музыкального инструмента, музыкально-исполнительского и личностного развития.

Продуманный и умело подобранный музыкальный репертуар – важное условие для воспитания музыкального вкуса, кругозора, музыкально-исполнительского развития.

На протяжении всего периода обучения ученик должен изучить (в том числе в ансамбле) произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. В программе должна быть представлена белорусская музыка: старинная, народная, современных композиторов; музыка эпохи барокко и классицизма; музыка композиторов-романтиков (русских, западноевропейских, белорусских); современная музыка для баяна, аккордеона; джазовая и популярная музыка; народная музыка разных стран.

Учащиеся в процессе обучения могут освоить навыки игры не только на готовом, но и на готово-выборном баяне (аккордеоне по возможности), так как он обладает большими исполнительскими возможностями, соответствует современным стандартам. Его освоение обогащает содержание подготовки учащегося, поэтому изучаемую программу (пьесы отмечены *) на готово-выборном инструменте (объем и степень ее сложности) учитель определяет в зависимости от индивидуальных способностей учащегося, перспективы его развития, профессиональной ориентации.

В музыкально-педагогической практике возникают ситуации, когда ученики испытывают панический страх выступления на сцене с сольной программой. В таких случаях допускается выступление учащихся на академических концертах в ансамбле, а в отдельных случаях – исполнять программу по нотам. Возможна также замена сложных произведений крупной формы полифонии на более простые произведения по форме и фактуре. Важно, чтобы в процессе обучения у учащихся была регулярная концертно-исполнительская практика, репертуар постоянно обновлялся.

В педагогической практике встречаются немало учащихся, обладающих яркими музыкальными способностями и большой заинтересованностью занятиями на инструменте, которые свою будущую профессию связывают с музыкальным исполнительством. В связи с этим учитель музыки, руководствуясь индивидуальным, личностно ориентированным подходами, может несколько усложнять программу.

Как известно, подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям, поступлению в учреждения образования музыкальной и музыкально-педагогической направленности является показателем высокого профессионализма учителя. В работе методических объединений необходимо отмечать высокие результаты педагогической деятельности, стимулировать и мотивировать педагогическое творчество учителя.

Согласно нормативным документам, специальный учебный предмет «Игра на музыкальном инструменте (баян-аккордеон)» изучается по выбору учащихся (их законных представителей). Для проведения занятий (индивидуальная форма обучения) с I по IX класс предусматриваются 2 учебных часа в неделю.

Академические концерты проводятся в конце каждого полугодия. На каждом из них учащиеся должны исполнить три разнохарактерных произведения. На итоговом академическом концерте, который проводится во втором полугодии IX класса, должно быть исполнено четыре разнохарактерных музыкальных произведения.

Репертуарные списки, предлагаемые в программе, не являются исчерпывающими. Учитель с учетом индивидуальных способностей ученика может включать в учебный репертуар другие музыкальные произведения, соответствующие необходимым программным требованиям.


^ «ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (БАЯН)»

СОДЕРЖАНИЕ

I класс

Знакомство с баяном, изучение клавиатур. Посадка и постановка рук. Организация игровых движений, контроль над свободой исполнительского аппарата. Развитие музыкально-образного мышления.

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 15–20 пьес: детские и народные песни и танцы, пьесы песенного и танцевального характера с простым ритмическим рисунком правой рукой (по возможности двумя руками часть пьес); ансамбль (с другим учеником или учителем) разной степени завершенности (от разбора-знакомства до концертного исполнения).

Технический комплекс

Упражнения на различные виды игровых движений.

Гаммы до-мажор правой рукой, хроматическая гамма правой рукой в 1–2 октавы.

Штрихи нон легато, легато.
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес правой рукой (по возможности двумя руками вместе).

2. Транспонирование мелодии в другую тональность.

3. Сочинение мелодий (можно на стихи), досочинение, пересочинение выученных ранее музыкальных фрагментов и т.д. (правой рукой).

Примерные программы выступлений на академическом концерте


  1. Русская народная песня Не летай, соловей.

Белорусская народная песня Перапёлачка.

Кабалевский Д. Маленькая полька.

  1. Чайкин Н. Танец Снегурочки.

Прокофьев С. Песня.

Акимов Ю. (обр.) Полька «Янка».

II класс


В течение года ученик должен освоить не менее 12–16 разнохарактерных пьес (в том числе можно 3–4 в ансамбле), из них 1–2 пьесы выучить самостоятельно. Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники разной степени завершенности.

Упражнения на различные виды техники.

Гаммы до-мажор, соль-мажор, фа-мажор (двумя руками по возможности); ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) правой рукой в одну октаву; хроматическая гамма правой рукой в 1–2 октавы (от любого звука).

Арпеджио, аккорды (различные виды) в пройденных мажорных тональностях двумя руками (допускается в партии левой руки игра опорных звуков).

Штрихи нон легато, легато, стаккато.
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

  1. Чтение нот с листа.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Итальянская народная песня Санта Лючия.

Глинка М. Жаворонок.

Шестериков И. Родной напев.

  1. Горлов Н. Далекая песня.

Шуберт Ф. Форель.

Шостакович Д. Танец (из балетной сюиты).


III класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 12–14 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических (с элементами полифонии), 1–2 крупной формы (по возможности), 8–9 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Упражнения на различные виды техники.

Гаммы до, соль, фа, ре мажор двумя руками основными штрихами (legato, non legato, stakkato) в 2–3 октавы.

До, соль, фа мажор в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2;

ля минор (гармонический, мелодический) двумя руками основными штрихами в 1–2 октавы;

ми, ре минор (гармонические, мелодические) правой и левой руками отдельно.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес.

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

4. Чтение нот с листа.

5. Знакомство с основами импровизации.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Украинская народная песня Ехал казак за Дунай.

Чайкин А. Серенада.

Чынякоў А. (обр.) Чаму ж мне не пець.

  1. Касьянов А. Русская песня.

Барток Б. Менуэт.

Пажарыцкі А. Два выхвалякі.


IV класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 12–14 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы (сюита, возможно, несколько частей) вариации, сонатина (I или II–III части, возможно только III часть), 6–8 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 произведения для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Упражнения на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до двух знаков включительно обеими руками основными штрихами, штриховыми вариантами в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3 (по выбору) в три октавы;

ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы; хроматическая от звука «до» двумя руками в одну октаву.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Освоение выборной клавиатуры.

Гаммы до, соль мажор двумя руками штрихами нон легато (non legato), легато (legato), стаккато (staccato) в 1–2 октавы;

фа мажор – правой и левой руками отдельно в 1–2 октавы;

хроматическая от любого звука правой и левой руками отдельно (без нотной записи, как упражнение).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес.

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

4. Чтение нот с листа.

5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Вебер К. М. Аллеманда.

Куртис Э. Вернись в Сорренто.

Иванов А. (обр.) Ехал казак за Дунай.

  1. Корелли А. Адажио.

Барток Б. Вариации (анс.).

Іваноў В. (обр.) Лявоніха (анс.).

  1. Циполли Д. Фугетта ре минор*.

Пажарыцкі А. Несур’ёзнае ронда.

Чайковский П. Сладкая греза*.


V класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–12 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы, 6–8 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


Гаммы: мажорные в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3 (по выбору);

хроматическая от звука «до» двумя руками в 2–3 октавы.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
^

Освоение выборной клавиатуры


Гаммы до, соль, фа мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в две октавы;

ля, ми минор (гармонические, мелодические) правой и левой руками отдельно в одну октаву;

хроматическая от звука «до» двумя руками основными штрихами в две октавы.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

4. Чтение нот с листа.

5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Основы аккомпанемента. Знакомство с буквенным обозначением простых аккордов.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Верди Дж. Песенка Герцога из оперы «Риголетто».

Кен Г. Да, да!

Алехин В. (обр.) Цыганская венгерка.

  1. Гайдн Й. Менуэт из симфонии № 1 (анс.).

Чайковский П. Мазурка Ре минор.

Тесаков К. Танец карликов (анс.).

  1. Моцарт В. А. Сонатина №1, ч. II, III*.

Малых В. Гармошечка.

Огинский М. Полонез Соль мажор*.


VI класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 9–10 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы, 5–6 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до четырех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

хроматическая от любого звука двумя руками в 2 октавы.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
^

Освоение выборной клавиатуры


Гаммы до, соль, фа, ре мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;

ля, ми минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами в 1–2 октавы;

ре минор (гармонический, мелодический) правой и левой руками отдельно в 2–3 октавы;

хроматическая от звука «до» двумя руками с использованием всего диапазона инструмента.

Арпеджио, аккорды в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

4. Чтение нот с листа.

5. Импровизация на тему, гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Люлли Ж.Б. Гавот.

Грибоедов А. Вальс .

Сирота Н. (обр.) Полька «Варшавянка».

  1. Чекалов П. Фугетта № 6 (анс.).

Джоплин С. Персиковый регтайм (анс.).

Писняк Г. (обр.) Бульба.

  1. Золотарев В. Детская сюита № 4*.

Дакен К. Кукушка*.

Пожарицкий А. Экспромт.


VII класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–12 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы, 4–6 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до четырех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

хроматическая от любого звука двумя руками в 3 октавы.
^

Освоение выборной клавиатуры


Гаммы: мажорные в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;

ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2 октавы;

хроматическая от любого звука двумя руками с использованием всего диапазона инструмента.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

4. Чтение нот с листа.

5. Подготовленная импровизация (спонтанная, по желанию), гармоническая последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Бах И.С. Органная прелюдия соль минор (анс.).

Чиняков А. (обр.) Савка и Гришка.

Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии (анс.).

  1. Калинников В. Вальс .

Штейбель Д. Сонатина.

Крылусаў А. (обр.) Бульба.

  1. Бах И.С. Маленькая двухголосная фуга*.

Малиновский Л. Детская сюита № 1*.

Грушэўскі В. Мікіта.


VIII класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–12 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы, 4–6 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до пяти знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до четырех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 (по выбору);

хроматическая от любого звука двумя руками в 3 октавы.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
^

Освоение выборной клавиатуры


Гаммы: мажорные в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы;

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2–3 октавы.

Приемы игры мехом: рикошет (ricochet) (квартольный рикошет (quadruple ricochet)); вибрато (vibrato).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

4. Чтение нот с листа.

5. Подготовленная импровизация (спонтанная – по желанию) на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Бах И.С. Маленькая двухголосная фуга*.

Малиновский Л. Детская сюита № 1*.

Грушэўскі В. Мікіта.

  1. Гольденвейзер А. Фугетта.

Бетховен Л.ван Сонатина Соль мажор, часть I.

Агафонов О. (обр.) Кума моя, кумочка.

  1. Пахульский Г. Двухголосная фуга.

Моцарт В. А. Рондо из Сонаты № 11, Ля мажор.

Гершвин Дж. Колыбельная Клары («Порги и Бесс»).


IX класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 5 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе полифоническое, крупной формы, 3 пьесы различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения).
^

Технический комплекс


1–2 этюда на различные виды техники.

Повтор и совершенствование вышеизложенного инструктивного материала.

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей нотографией одной из пьес на компьютере) по возможности.

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

4. Чтение нот с листа.

5. Подготовленная импровизация (спонтанная – по желанию) на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

8. Самостоятельное создание фонограммы на компьютере для одной из разучиваемых пьес (по возможности).

9. Переложения для готово-выборного баяна.

Примерные программы выступлений на итоговом академическом концерте

  1. Бетховен Л. ван Сонатина Фа мажор, ч. I.

Шопен Ф. Мазурка ля минор.

Палмер Г. Новоорлеанский блюз.

Золотарев В. Диковинка из Дюссельдорфа*.

  1. Шуберт Ф. Баркарола (анс.).

Мясковский Н. Охотничья перекличка (фуга) (анс.).

Бентсон Н. В зоопарке (анс.).

Огинский М. Полонез ля минор.

  1. Бах И.С. Трехголосная фуга До мажор, №4*.

Моцарт В. Соната №19 Фа мажор, ч. I*.

Массне Ж. Элегия*.

Шалаев А. Вариации на тему «Ой, утушка моя луговая».

Ожидаемые результаты

К концу обучения ученик должен овладеть необходимым комплексом музыкально-теоретических знаний, а также навыками игры на баяне в соответствии с программными требованиями.

Учащийся должен овладеть следующими навыками:

  • разбора и исполнения произведений различных эпох и стилей простой (двух-, трехчастной) и крупной форм (вариации, рондо, сонаты), а также произведений полифонического склада;

  • самостоятельной работы над музыкальным произведением;

  • звукоизвлечения; владения штрихами, динамическими и агогическими оттенками; навыками для исполнения произведений разнообразной фактуры (монодической, аккордовой, полифонической и гомофонно-гармонической);

  • игры в ансамбле;

  • творческой деятельности (подбора по слуху, создания аккомпанемента, транспонирования, сочинения, импровизации, чтения нот с листа и т. д.).

Учащийся должен уметь:

  • свободно читать нотный текст несложных произведений в простых 2–3-дольных размерах, включая различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей (синкопы, триоли, пунктирный ритм), мелизмы (форшлаги, морденты, трели);

  • самостоятельно делать несложные переложения популярной музыки для баяна.


^ «ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (АККОРДЕОН)»

СОДЕРЖАНИЕ

I класс

Знакомство с аккордеоном, изучение клавиатур. Посадка и постановка рук. Организация игровых движений, контроль над свободой исполнительского аппарата. Развитие музыкально-образного мышления.

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 15–20 пьес; детские и народные песни и танцы, пьесы песенного и танцевального характера с простым ритмическим рисунком правой рукой (по возможности двумя руками часть пьес); ансамбль (с другим учеником или учителем) разной степени завершенности (от разбора-знакомства до концертного исполнения).
^

Технический комплекс


Упражнения на различные виды игровых движений.

Гаммы до-мажор, ля минор (гармонический, натуральный виды) правой рукой. Штрихи нон легато, легато.
^

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес правой рукой (по возможности двумя руками вместе).

  2. Транспонирование мелодии в другую тональность (2–3 пьесы).

  3. Сочинение мелодий (можно на стихи), небольших пьес, досочинение, пересочинение выученных музыкальных фрагментов и т.д. (правой рукой).

Примерные программы выступлений на зачетном академическом концерте

  1. Польская народная песня Веселый сапожник.

Калинников В. Тень-тень.

Книппер Л. Полюшко-поле.

  1. Белорусская народная песня Перапёлачка.

Шуберт Ф. Лендлер.

Чайкин Н. Марш.

II класс

В течение года ученик должен освоить не менее 12–16 разнохарактерных пьес (возможно 3–4 пьесы в ансамбле), из них 1–2 пьесы выучить самостоятельно. Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники разной степени завершенности.

Упражнения на различные виды техники.

Гаммы до мажор, соль мажор, фа мажор двумя руками вместе (по возможности); ля, ми, минор (гармонические, мелодические) правой рукой в 1 октаву.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в пройденных мажорных тональностях двумя руками (допускается в партии левой руки играть опорные звуки).

Штрихи нон легато, легато, стаккато.
^

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).

  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

  3. Сочинение.

  4. Чтение нот с листа.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Пахельбель И. Гавот.

Иванов В. Юмореска.

Белорусский народный танец Бульба.

  1. Даргомыжский А. Песня.

Холминов А. Дождик.

Украинская народная песня Ой, дівчіно, шумить гай.


III класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 12–14 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических (с элементами полифонии), 1–2 крупной формы (по возможности), 8–9 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Упражнения на различные виды техники.

Гаммы до, соль, фа, ре мажор двумя руками основными штрихами (legato, non legato, stakkato) в 1–2 октавы;

до, соль, фа мажор в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2;

ля минор (гармонический, мелодический) двумя руками основными штрихами в 1–2 октавы;

ми, ре минор (гармонические, мелодические) правой и левой руками отдельно.

Арпеджио (различные виды), аккорды в вышеуказанных тональностях.
^

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес.

  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

  3. Сочинение.

  4. Чтение нот с листа.

  5. Знакомство с основами импровизации.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Шевченко С. Полифоническая пьеса.

Штейбельт Д. Сонатина.

Бушуев Ф. (обр.) Белолица, круглолица.

  1. Барток Б. Танец в форме канона.

Гольденвейзер А. Песенка.

Шэсцярыкаў (обр.) А ты ехаў.


IV класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 12–14 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических, 1–2 крупной формы (сюита (можно несколько частей), вариации, сонатина (I или II; III части, возможно только III часть)), 6–8 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 произведения для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–4 этюда на различные виды техники. Упражнения на различные виды техники.

Гаммы до, соль, фа, ре, ля мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами с использованием всего диапазона инструмента;

до, соль, фа мажор в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3;

ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в 2 октавы;

ля минор (гармонический, мелодический) в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2;

хроматическая от звука «до» правой и левой руками отдельно.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес.

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение.

4. Чтение нот с листа.

5. Импровизация на тему, на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

Примерные программы выступлений на зачетном академическом концерте

  1. Бах И.С. Менуэт.

Григ Э. Деревенская песня.

Акімаў Б. (обр.) Ты ж мяне підманула.

  1. Бетховен Л. ван Полонез.

Доренский А. Юмористический вальс (анс.).

Бушуеў Ф. (обр.) Чаму ж мне не пець.

  1. Бах И.С. Ария.

Доренский А. Сонатина в классическом стиле.

Шашкин П. Светит месяц.


V класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–12 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических; 1–2 крупной формы; 6–8 пьес различных стилей и жанров (из них 1–2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–4 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4;

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами;

ля, ми, ре минор (гармонические, мелодические) двумя руками в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3;

хроматическая от звука «до» двумя руками в 1 октаву.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).

  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

  3. Сочинение.

  4. Чтение нот с листа.

  5. Импровизация на тему, на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

  6. Основы аккомпанемента. Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Примерные программы выступлений на зачетном академическом концерте

  1. Боккерини Л. Менуэт.

Наймушин Ю. Матрешки.

Пісняк Г. (обр.) Павей, ветру.

  1. Гайдн Й. Менуэт из симфонии № 1 (анс.).

Пахмутова А. Веселая гармошка.

Белов В. Владимирский хоровод (анс.).

  1. Гендель Г. Вариации.

Монюшко С. Полонез.

Грачев В. (обр.) Ай, на горе дуб, дуб.


VI класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 9–10 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических; 1–2 крупной формы; 5–6 пьес различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4;

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4;

хроматическая от любого звука двумя руками в 1 октаву.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).

  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

  3. Сочинение.

  4. Чтение нот с листа.

  5. Импровизация на тему, на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Вебер К. Вальс.

Бухвостов В. Маленькая сюита .

Писняк Г. (обр.) Белорусский народный танец «Бульба».

  1. Воленберг А. Прелюдия.

Лядов А. Музыкальная табакерка (анс.).

Сурков А. (обр.) Во поле береза стояла (анс.).

  1. Гайдн Й. Сонатина.

Юбо Ж. Американская песня.

Савинцев П. Скоморошина.


VII класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–11 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1–2 полифонических; 1–2 крупной формы; 5–6 пьес различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–4 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до четырех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4;

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до трех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4;

хроматическая от любого звука двумя руками в 1–2 октавы.

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: тремоло (Bellows Shake).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей записью на ноты одной из пьес).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

4. Чтение нот с листа.

5. Подготовленная импровизация (спонтанная, по желанию), на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Чимароза Д. Сонатина.

Цфасман А. Веселый вечер.

Алябьев А. Соловей.

  1. Бах В.Ф. Аллегро.

Хачатурян А. Вечерняя сказка.

Шуберт Ф. Музыкальный момент.

  1. Чимароза Д. Сонатина.

Цфасман А. Веселый вечер.

Алябьев А. Соловей.


VIII класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 10–12 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 2 полифонических; 2 крупной формы; 6 пьес различных стилей и жанров (из них 2 для самостоятельного изучения). Повтор пройденного художественного материала (по выбору).
^

Технический комплекс


2–3 этюда на различные виды техники.

Гаммы: мажорные в тональностях до пяти знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1; 1:2; 1:3; 1:4;

минорные (гармонические, мелодические) в тональностях до четырех знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами, в метроритмическом соотношении 1:1; 1:2; 1:3; 1:4;

до мажор, ля минор (гармонический) терциями правой рукой в 1–2 октавы (в удобном темпе).

Арпеджио, аккорды (различные виды) в вышеуказанных тональностях.

Приемы игры мехом: рикошет (ricochet), квартольный рикошет (quadruple ricochet); вибрато (vibrato).
^

Творческие задания


1. Подбор по слуху 2–3 пьес (двумя руками вместе).

2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

4. Чтение нот с листа.

5. Подготовленная импровизация (спонтанная, по желанию) на гар-моническую последовательность. Жанровое разнообразие.

6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

Примерные программы выступлений на академическом концерте

  1. Бах И.С. Инвенция.

Гайдн Й. Финал из сонаты Ре мажор.

Грушэўскі В. Лічылка

  1. Широков А. Фугетта.

Диабелли А. Сонатина.

Пажарыцкі А. Несур’ёзнае ронда.

  1. Бах В.Ф. Аллегро.

Хачатурян А. Вечерняя сказка.

Шуберт Ф. Музыкальный момент.


IX класс

В течение учебного года ученик должен освоить не менее 5 произведений (сольно и в ансамбле), в том числе 1 полифоническое; 1 крупной формы; 3 пьесы различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения).
^

Технический комплекс


1–2 этюда на различные виды техники.

Повтор и совершенствование вышеизложенного инструктивного материала.

Творческие задания


  1. Подбор по слуху 2–3 пьес (с последующей нотографией одной из пьес на компьютере) по возможности.

  2. Транспонирование – 2–3 пьесы.

  3. Сочинение: пьесы, вариации, обработки, попурри и т.д. (любой вид по желанию).

  4. Чтение нот с листа.

  5. Подготовленная импровизация (спонтанная, по желанию) на гармоническую последовательность. Жанровое разнообразие.

  6. Подбор аккомпанемента к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

  7. Разучивание и исполнение 1–2 пьес под (минус) фонограмму (по возможности).

  8. Самостоятельное создание фонограммы на компьютере для одной из разучиваемых пьес (по возможности).

Примерные программы выступлений на итоговом академическом концерте

  1. Бах И.С. Прелюдия.

Бетховен Л. ван Сонатина.

Григ Э. Вальс .

Цфасман А. Веселый вечер.

  1. Бах И.С. Бурре (анс.).

Шуман Р. Охотничья песенка.

Сигмейстер Э. Блюз (анс.).

Старый Джо Кларк (анс.).

Солнечный день (анс.).

Цыбулин М. (обр.) Ой, піду я до млина.

  1. Бах И.С. Инвенция.

Григ Э. Песня Сольвейг.

Свиридов Г. Военный марш.

Бажилин Э. Краски летнего вечера.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ученик должен овладеть необходимым комплексом музыкально-теоретических знаний, а также музыкально-исполнительскими навыками игры на аккордеоне, соответствующими требованиям данной программы.

Учащийся должен овладеть следующими навыками:

  • разбора и исполнения произведений различных эпох и стилей простой (двух-, трехчастной) и крупной форм (вариации, рондо, сонаты), а также произведений полифонического склада;

  • самостоятельной работы над музыкальным произведением;

  • звукоизвлечения; владения штрихами, динамическими и агогическими оттенками; навыками для исполнения произведений разнообразной фактуры (монодической, аккордовой, полифонической и гомофонно-гармонической);

  • игры в ансамбле;

  • творческой деятельности (подбора по слуху, создания аккомпанемента, транспонирования, сочинения, импровизации, чтения нот с листа и т.д.).

Учащийся должен уметь:

  • свободно читать нотный текст несложных произведений в простых 2–3-дольных размерах, включая различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей (синкопы, триоли, пунктирный ритм), мелизмы (форшлаги, морденты, трели);

  • самостоятельно делать несложные переложения популярной музыки для баяна.


Нотные издания для баяна

1. Агафонов, О. Самоучитель игры на баяне / О.Агафонов, П.Лондонов, Ю.Соловьев. – М., 1987.

2. Акимов, Ю. Школа игры на баяне / Ю.Акимов. – М., 1986.

3. Альбом для юношества. Произведения для баяна. Вып. 4 / сост. В.Накапкин. – М., 1988

4. Альбом начинающего баяниста. Вып. 41 / сост. В.Бухвостов. – М., 1990.

5. Ансамбли баянов в музыкальной школе / сост. В.Иванов. – М., 1990.

6. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 5 / сост. А.Судариков, А.Талакин. – М., 1987.

7. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 6. – М., 1987.

8. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 9 / сост. А.Судариков, А.Талакин. – М., 1991.

9. Бажилин, Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен / Р.Н.Бажилин. – М.: Изд-во В.Катанского, 2000.

10. Баян. Учебный репертуар ДМШ. 1 класс / ред.-сост. И.Алексеев, Н.Корецкий. – К., 1989.

11. Баян. Учебный репертуар ДМШ. 4 класс / ред.-сост. О.Денисов, В.Угринович. – 14-е изд. – К., 1989.

12. Баян. Учебный репертуар ДМШ. 5 класс / ред.-сост. О.Денисов, В.Угринович. – 14-е изд. – К., 1989.

13. Баян. Учебный репертуар ДМШ. Подготов. группа / ред.-сост. О.Денисов, В.Угринович. – К., 1990.

14. Баянные ансамбли / сост. Г.Мандрус. – Минск, 1979.

15. Беларускі сувенір / скл. М.Сеўрукоў. – Мінск, 1990.

16. Баян-аккордеон: пособие для учителей общеобразовательных школ (классов) с музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями (7–8-й годы обучения) / сост. В.В. Карпуть, А.И.Ковалев, В.П.Бубен, И.К.Сумар. – Минск, 2005.

17. Баян-аккордеон: учеб. пособие для учащихся 5–6-го годов обучения школ с музыкальным и общеэстетическим уклонами / сост. А.И.Ковалев, В.П.Бубен, В.В.Карпуть. – Минск, 2004.

18. Белорусские народные мелодии / обр. для баяна и дуэта баянов В.Савицкого. – Л., 1991.

19. Бесфамильнов, В. Воспитание баяниста / В.Бесфамильнов, А.Семашко. – К., 1989.

20. Бойцова, Г. В мире танца: менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили в переложении для аккордеона и баяна / Г.Бойцова. – СПб., 2005.

21. Брызгалин, В. Я играю на баяне: репертуарно-метод. сб. /В.Брызгалин. – Курган, 1995.

22. Булыго, К.М. Играй, баян / К.М.Булыго. – Минск: Беларусь, 2000.

23. Бубен, В.П. Пьесы для ансамблей баянов, аккордеонов / В.П.Бубен, В.Г.Федорук. – Минск, 2008.

24. Вальс, танго, фокстрот для аккордеона или баяна / сост. И.Савинцева. – М., 1987.

25. Выборный баян. Учебный репертуар ДМШ. 3 класс / сост. В.Бесфамильнов, А.Зубарев. – К., 1982.

26. Гершвин, Дж. Джазовые композиции в переложении для аккордеона или баяна / Дж.Гершвин, О.Питерсон; исполн. ред. А.Суркова; сост. С.Рубинштейн и Г.Левкодумов. – М., 1987.

27. Глебов, Е. Пьесы для баяна / Е.Глебов; сост. В.Писарчик. – Минск, 1981.

28. Говорушко, П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне / П.Говорушко. – Л., 1980.

29. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 39 / сост. В.Накапкин. – М., 1990.

30. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 40 / сост. В.Платонов. – М., 1990.

31. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 41 / сост. В.Накапкин. – М., 1991.

32. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 42 / сост. В.Платонов. – М., 1991.

33. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 1–3 классов. Вып. 33 / сост. В.Платонов. – М., 1987.

34. Двилянский, М. Альбом для детей и юношества. Аккордеон или баян / М.Двилянский. – М., 2001.

35. Дербенко, Е. Детская музыка для баяна / Е.Дербенко. – М., 1989.

36. Джоплин, С. Регтаймы. Переложение для баяна или аккордеона / С.Джоплин; перел. О.Шарова. – Л., 1988.

37. Доренский, А. Музыка для детей. 2–3 классы / А.Доренский. Вып. 2. – Ростов н/Д, 1998.

38. За праздничным столом. Популярная музыка для баяна или аккордеона / сост. О.Агафонов. – М., 1995.

39. Завальный, В. Пьесы для баяна, аккордеона: учеб. репертуар ДМШ / В.Завальный. – К., 1994.

40. Капыльскія скокі. Танцавальная музыка Беларусі / уклад. М.Козенка; пералаж. для баяна М.Сіраты. – Мінск, 1998.

41. Концертные пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 2. – М., 1980.

42. Литвин, Н. Урок музыки / Н.Литвин; исп. ред. Г.Мандруса. – Минск, 1987.

43. Мой друг баян. Вып. 17 / сост. Е.Двилянский. – М., 1990.

44. Музыкальная коллекция юного исполнителя. Произведения для баяна и аккордеона. Ст. кл. ДМШ / сост. В.Шимановская. – Брест, 2002.

45. Накапкин, В. Школа игры на готово-выборном баяне / А.Накапкин. – М., 1988.

46. Народные мелодии для баяна (аккордеона) / сост. В.Артюгин, Н.Скулатова, И.Сперанский. – СПб., 1998.

47. Народные песни. Баян. 3–5 классы. ДМШ / сост. и исп. ред. Д.Самойлова. – М., 1999.

48. Онегин, А. Школа игры на баяне / А.Онегин. – М., 1990.

49. П’есы для баяна / уклад. М.Була. – Мінск, 1995.

50. Папоў, А. Эцюды для баяна / А.Папоў. – Мінск, 1995.

51. Педагогический репертуар баяниста. 3–5 классы. ДМШ. Вып. 9 / сост. В.Алехин, А.Чиняков. – М., 1980.

52. Писняк, Г. Мелодические этюды для баяна и аккордеона / Г.Писняк. – Могилев, 1995.

53. Полифоническая тетрадь баяниста. Вып. 1. – М., 1991.

54. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 8 / сост. М.Цыбулин. – М., 1983.

55. Полифонические пьесы для баяна. Вып. 9. – М., 1983.

56. Полифонические пьесы. Баян. 3–5 классы. ДМШ / сост. Д.Самойлов. – М., 1999.

57. Популярные пьесы для баяна / сост. Т.Воронина. – Полоцк, 1995.

58. Произведения белорусских композиторов для баяна / сост. М.Була. – Минск, 2002.

59. Произведения для ансамблей баянов / сост. М.Була. – Минск, 1998.

60. Произведения русских и зарубежных композиторов. Для ДМШ. Вып. 3 / перелож. для баяна П.Говорушко. – Л., 1988.

61. Пьесы для баяна / сост. М.Солопов. – Минск, 1982.

62. Пьесы и ансамбли для баяна / сост. Г.Мандрус. – Минск, 1984.

63. Репертуар баяниста / сост. К.Булыго. – Минск, 1978.

64. Репертуар начинающего баяниста. Вып. 3 / сост. А.Новиков. – М., 1981.

65. Репертуарная тетрадь юного баяниста / сост. П.Говорушко. – Л., 1989.

66. Самойлов, Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы / Д.Самойлов. – Минск, 1998.

67. Старинные русские романсы в переложении для баяна или аккордеона. Вып. 3 / сост. П.Говорушко. – Л., 1988.

68. Стативкин, Г. Начальное обучение на выборно-готовом баяне / Г.Стативкин; ред. Б.Егоров. – М., 1989.

69. Сурус, Г. Пьесы для баяна / Г.Сурус. – Минск, 1983.

70. Танцавальная музыка Беларусі. Капыльскія скокі / уклад. М.Козенка; пералаж. для баяна М.Сіраты. – Мінск, 1991.

71. Улыбка для всех. Детские популярные песни в переложении для аккордеона и баяна / перелож. Р.Бажилина. – М., 2001.

72. Урок музыки / сост. В.Писарчик. – Минск, 1988.

73. Урок музыки / сост. Т.Короткая. – Минск, 1991.

74. Хрестоматия баяниста ДМШ (5 кл.) / сост. В.Грачев. – М., 1990.

75. Хрестоматия баяниста ДМШ. 1–2 классы / сост. А.Крылусов. – М., 2001.

76. Хрестоматия баяниста ДМШ. 1–3 классы. Упражнения, этюды / сост. А.Судариков. – М., 1983.

77. Хрестоматия баяниста ДМШ. 3–4 классы / сост. В.Грачев. – М., 1989.

78. Хрестоматия баяниста ДМШ. 3–4 классы. 4-е изд. / сост. В.Грачев. – М., 1986.

79. Хрестоматия баяниста. Ст. кл. ДМШ. Пьесы. Ч. 2 / сост. В.Грачев, В.Петров. – М., 2001.

80. Хрестоматия баяниста. Этюды. 4–5 классы. ДМШ / сост. А.Судариков. – М., 1988.

81. Хрестоматия для ансамблей баянов / сост. В.Зиновьев. – М., 1984.

82. Чапкий, С. Школа игры на выборном баяне / С.Чапкий. – К., 1978.

83. Ча-ча-ча. Популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. Для баяна или аккордеона / сост. В.Куликов. – М., 1994.

84. Шахов, Г. Чудный месяц. Песни народов мира в переложении для баяна (аккордеона) / Г.Шахов. – М., 1999.

85. Шлег, Л. Белорусская тетрадь / Л.Шлег. – Минск, 1979.

86. Шрамко, В. Детский альбом для готово-выборного баяна / В.Шрамко. – Могилев, 1997.

87. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. ДМШ. 6-е изд. / ред.-сост. А.Нечипоренко, В.Угринович. – К., 1988.


Нотные издания для аккордеона

1. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4–5 классов. Вып. 54 / сост. М.Двилянский. – М., 1987.

2. Аккордеонисту-любителю. Вып. 15 / сост. А.Черных. – М., 1987.

3. Альбом для детей и юношества. Аккордеон или баян / сост. М.Двилянский. – М., 2001.

4. Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 1 / сост. Ф.Бушуев, С.Павин. – М., 1986.

5. Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 2 / сост. Ф.Бушуев, С.Павин. – М., 1987.

6. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 15. – М., 1981.

7. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 20 / сост. Е.Константиновский. – М., 1984.

8. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 22 / сост. М.Цыбулин. – М., 1985.

9. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 26 / сост. В.Грачев. – М., 1986.

10. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 27 / сост. М.Цыбулин. – М., 1987.

11. Ансамбли аккордеонов. 3–5 классы. ДМШ / сост. В.Мотов, Г.Шахов. – М., 1999.

12. Бажилин, Р.Н. Аккордеон в джазе: популярные-джазовые импровизации для аккордеона / Р.Н.Бажилин. – М., 2002.

13. Бажилин, Р.Н. Волшебные звуки Парижа: концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет / Р.Н.Бажилин. – М., 2000.

14. Бажилин, Р.Н. Детский альбом для аккордеона / Р.Н.Бажилин. – М., 2000.

15. Бажилин, Р.Н. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки / Р.Н.Бажилин. – Ростов-н/Д, 1998.

16. Бажилин, Р.Н. Школа игры на аккордеоне: учеб.-метод. пособие / Р.Н.Бажилин. – М., 2001.

17. Бажилин, Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен / Р.Бажилин. – М.: Изд-во В.Катанского, 2000.

18. Бойцова, Г. В мире танца: менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили в переложении для аккордеона и баяна / Г.Бойцова. – СПб., 2005.

19. Бойцова, Г. Юный аккордеонист. Ч. 1 / Г.Бойцова. – М., 1997.

20. Бойцова, Г. Юный аккордеонист. Ч. 2 / Г.Бойцова. – М., 1997.

21. Гершвин, Дж. Джазовые композиции в переложении для аккордеона или баяна / Дж.Гершвин, О.Питерсон; испол. ред. А.Суркова, сост. С.Рубинштейн и Г.Левкодумов. – М., 1987.

22. Джоплин, С. Регтаймы. Переложение для баяна или аккордеона / С.Джоплин; перелож. О.Шарова. – Л., 1988.

23. Доренский, А. Музыка для детей. 2–3 классы. Вып. 2 / А.Доренский. – Ростов-н/Д, 1998.

24. Жемчужины российской эстрады. Вып. 1. Популярные пьесы для аккордеона и баяна. – М., 2002.

25. Забелов, П. Этюды для аккордеона / П.Забелов. – Минск, 2005.

26. Концертные пьесы для аккордеониста / сост. Р.Бажилин. – Ростов-н/Д, 1998.

27. Концертный репертуар аккордеониста / сост. Ю.Дранга. Вып. 1. – М., 1990.

28. Лихачев, М.Ю. Латиноамериканские танцы: в переложении для аккордеона и баяна / М.Ю.Лихачев. – СПб., 2004.

29. Лихачев, М.Ю. Лунная серенада: джазовые пьесы. Обработка для аккордеона и баяна. (2 выпуска) / М.Ю.Лихачев. – СПб., 2002.

30. Любимые мелодии. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Вып. 2: «Хагакурэ» / сост. Д.Шабатура. – Минск, 2002.

31. Мелодии прошлых лет для аккордеона или баяна / сост. Г.Левкодимов. – М., 1987.

32. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Вып. 2 / сост. М.Цыбулин. – М., 1986.

33. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 5 / сост. Л.Присс. – М., 1986.

34. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 3 / сост. Л.Присс. – М., 1984.

35. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 4 / сост. Л.Присс. – М., 1985.

36. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 22 / сост. С.Павин. – М., 1985.

37. Николаев, Г.Я. Альбом детских пьес для аккордеона (баяна). 2–3 классы. ДМШ / Г.Я.Николаев. – СПб., 2006.

38. Педагогический репертуар аккордеониста. 1–2 классы. ДМШ. Вып. 10 / сост. Ф.Бушуев, С.Павин. – М., 1981.

39. Писняк, Г. Аккордеонист-импровизатор / Г.Писняк. – Могилев, 1993.

40. Писняк, Г. Юный аккордеонист: путь к мастерству / Г.Писняк. – Могилев, 1995.

41. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона / сост. С.Лихачев. – М., 2002.

42. Популярные эстрадные пьесы для аккордеона или баяна / сост. О.Шаров. – Л., 1988.

43. Популярные эстрадные пьесы для аккордеона или баяна / сост. О.Шаров. – Л., 1990.

44. Произведения для баяна и аккордеона. Старшие классы ДМШ. – Брест: С.Лавров, 2002.

45. Пушкаренко, А. Петербургские фанфары / А.Пушкаренко; перелож. и исп. ред. А.Дмитриева. – М., 2001.

46. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 3 / сост. С.Лихачев. – М., 2002.

47. Регтаймы / сост. С.Джоплин. – Л., 1989.

48. Репертуар аккордеониста. Вып. 58 / сост. М.Цыбулин. – М., 1985.

49. Самоучитель игры на аккордеоне / сост. Р.Бажилин. – М., 2001.

50. Табачник, Я. Пьесы для аккордеона / Я.Табачник. – К., 1991.

51. Хорошее настроение. Для баяна или аккордеона / сост. А.Дмитриев и Ю.Лихачев. – Л.: Музыка, 1990.

52. Хрестоматия аккордеониста. 1–2 классы. ДМШ / сост. В.Гусев. – М., 1986.

53. Хрестоматия аккордеониста. 3–4 классы. ДМШ / сост. Л.Гаврилов. – М., 2000.

54. Хрестоматия аккордеониста. 3–4 классы. ДМШ / сост. Л.Гаврилов. – М., 1989.

55. Хрестоматия ансамблей аккордеонистов / сост. А.Судариков. – М., 1985.

56. Хрестоматия ансамблей аккордеонов ДМШ / сост. Т.Бойцова. – М., 1999.

57. Хрестоматия для баяна-аккордеона / сост. А.Крылусова. 1–2 классы. ДМШ. – М., 2001.

58. Чириков, В.Ю. Золотые хиты: в переложении для аккордеона (баяна) (2 выпуска) / В.Ю.Чириков. – СПб., 2005.

59. Чириков, В.Ю. Утомленное солнце: популярное танго для аккордеона (баяна) / В.Ю.Чириков. – СПб., 2004.

60. Школа игры на аккордеоне / сост. Р.Бажилин. – М., 2002.

61. Этюды для аккордеона. Вып. 20 / сост. М.Двилянский. – М., 1987.


Литература

1. Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю.Акимов. – М., 1980.

2. Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах. – Петрозаводск, 1992.

3. Бардин, Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре. Начальный курс / Ю.Бардин. – М., 1978.

4. Басурманов, А. Справочник баяниста / А.Басурманов. – М., 1987.

5. Баян и баянисты: сб. метод. статей. Вып. 5. – М., 1981.

6. Баян и баянисты: сб. метод. статей. Вып. 6. – М., 1984.

7. Баян и баянисты: сб. метод. статей. Вып. 7. – М., 1987.

8. Беляков, В. Аппликатура готово-выборного баяна. Освоение выборной клавиатуры / В.Беляков, Г.Стативкин. – М., 1978.

9. Бесфамильнов, В. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики / В.Бесфамильнов, А.Семешко. – Киев, 1989.

10. Бубен, В.П. Программы общеобразовательных школ (классов) с музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями. «Специальный инструмент (баян, аккордеон)» / В.П.Бубен, М.И.Була. – Минск, 2005.

11. Бубен, В.П. Проблема интерпретации музыки в исполнительском искусстве / В.П.Бубен // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2003. – № 4.

12. Бубен, В.П. Развитие и совершенствование двигательных навыков аккордеониста на начальном этапе обучения / В.П.Бубен. – Минск, 1991.

13. Бубен, В.П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне / В.П.Бубен. – Минск: БГПУ, 2006.

14. Була, М.И. Аккордеон. Программа для детских музыкальных школ и школ искусств / М.И.Була, В.П.Бубен. – Минск, 2004.

15. Булыго, К. Проблемное обучение музыканта-исполнителя / К.Булыго. – Минск, 1982.

16. Власов, В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями / В.П.Власов. – М., 2004.

17. Глубоченко, В.М. Программа курса по концертмейстерскому классу с методическими рекомендациями для баянистов и аккордеонистов / В.М.Глубоченко, В.Ф.Савицкий. – Минск, 1991.

18. Говорушко, П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне / П.Говорушко. – Л., 1980.

19. Готсдинер, А. Музыкальная психология / А.Готсдинер. – М., 1993.

20. Давыдов, Н. Методика переложений инструментальных произведений для баяна / Н.Давыдов. – М., 1982.

21. Завьялов, В. Баян и вопросы педагогики: метод. пособие / В.Завьялов. – М., 1971.

22. Каганович, Г. Импровизация и обучение игре на фортепиано / Г.Каганович. – Минск, 1977.

23. Ковалев, А.И. Концертмейстерская подготовка учителя музыки общеобразовательной школы / А.И.Ковалев // Практические аспекты фортепианной подготовки студентов в системе многоуровневого образования: сб. науч. ст. – Минск, 1999.

24. Ковалев, А.И. Концертмейстерский класс. Программа и методические рекомендации для музыкально-педагогических факультетов / А.И.Ковалев. – Минск, 1997.

25. Ковалев, А.И. Творческая активность педагога-музыканта: монография / А.И.Ковалев. – Минск, 2006.

26. Ковалев, А.И. Формирование творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А.И.Ковалев. – Минск, 2001

27. Крупин, А. Мехопальцевая артикуляция при атаке звука на баяне / А.Крупин // Сб. ст.: Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. – М., 1987.

28. Липс, Ф. Искусство игры на баяне / Ф.Липс. – М., 1985.

29. Масленников, Р. Импровизация на уроках музыки в школе / Р.Масленников // Проблемы развития педагогического образования. – Минск, 2005.

30. Мирек, А. Основы постановки аккордеониста / А.Мирек. – М., 1991

31. Мирек, А.М. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга / А.М.Мирек. – М., 1994.

32. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Нейгауз. – М., 1988.

33. Паньков, В. Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна / В.Паньков. – М., 1989.

34. Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне / И.Пуриц. – М., 2001.

35. Солопов, М. Теория и практика обучения юного баяниста-аккордеониста творческому музицированию / М.Солопов // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – Минск, 2003.

36. Цыпин, Г. Исполнитель и техника / Г.Цыпин. – М., 1999.





Скачать 433,63 Kb.
оставить комментарий
Дата07.03.2012
Размер433,63 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
средне
  2
хорошо
  2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх