«пути повышения эффективности урока залог успеха в обучении» icon

«пути повышения эффективности урока залог успеха в обучении»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
С. Павлов Некоторые пути повышения эффективности...
«Судебная власть и пути повышения эффективности правосудия»...
Педогогика Основные пути повышения эффективности урока математики...
План работы Мо мтф ксш №2 имени Горького...
Железнодорожный бизнес: пути повышения эффективности...
Структурные преобразования в повышении эффективности промышленного предприятия То Кен Сик...
Вданной статье я рассматриваю вопросы использования цор и возможностей информационной системы...
Комплекс программ повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий г...
Пути повышения экологической эффективности работы трелевочных тракторов на выборочных рубках...
Безусловно
Оценка и пути повышения эффективности образовательной деятельности государственных высших...
Деловые контакты, переговоры и заключение сделок в деятельности руководителя реферат...



Загрузка...
скачать
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»


ДОКЛАД

«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА – ЗАЛОГ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ»


Подготовил:

учитель русского языка

Емельянова Е.А.


Старый Оскол

2011


Не борись с тьмой.

Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.

Ю. Азаров


Приобщение человека к культуре происходит под влиянием того, что мы слышим, видим, читаем, с кем общаемся – одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую мы погружены, от которой так или иначе мы зависим постоянно, ежедневно, ежечасно. Это влияние, эту зависимость особенно чутко воспринимает ребенок. Почему?

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д.
Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, отца). Это подражание речедвижениям еще неосмысленное, инстинктивное. Почти инстинктивным будет подражание и позже, когда ребенок, имея уже в своем запасе определенные комплексы звуков («баба», «каша», «дай-дай»), научится связывать с ними явления действительности (человека, пищу, определенное действие); он будет делать это, подражая тому, кто научил его устанавливать эту связь. В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте. К подражанию в речи склонны и взрослые люди: человек, говорящий вполне литературно, прожив один-два месяца в местности с диалектной речью, непроизвольно, инстинктивно перенимает особенности этой речи. Но взрослый человек все же может осознанно регулировать свою речь. Ребенок же не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития, и неблагоприятной.
Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют развивающим потенциалом речевой среды. Развивающий потенциал естественной речевой среды складывается спонтанно, не регулируется. В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

В традиции русской методики искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако опыт обучения родному языку подсказывает необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи ввиду особой важности ее для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы растущего человека. Современные школьники вынуждены жить в среде антикультуры (естественная речевая среда: язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников). Это не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, создаваемую целенаправленными усилиями учителя, воспитателя, – развивающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, вызвать у него потребность постоянного общения с текстами – «целебными источниками» нашего русского языка. Приобщение человека к культуре происходит, разумеется, не только при изучении родного языка, но и при изучении других предметов школьной программы (особая роль принадлежит урокам литературы, истории, православной культуры, географии). Ведь школа в России всегда была школой, где детей не только обучали, но и в процессе обучения развивали и воспитывали. На уроках дети работают с текстами, анализируют их, пересказывают, отвечают на вопросы. Таким образом, происходит развитие устной речи обучающихся.

Особые условия для воспитания и развития ученика средствами изучаемого материала создаются, в частности, на уроках русского языка и литературы. Язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения к ее неисчерпаемым богатствам. Вот почему в современном контексте уроки русского языка и литературы могут и должны восприниматься как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой культуры.

Основным объектом приобщения учащихся к культурному наследию русского народа я считаю текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают интегрировать содержание уроков русского языка. Развивая идею приобщения школьников к духовным ценностям народа, к культурному наследию нации, на практике я реализую ее через расширение дидактического диапазона уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры.

Уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста, организую обычно при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела). К таким текстам предлагаю разнообразные задания, при этом ученик имеет возможность выбора (выполняются не все задания к тексту). Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Задания к тексту, ориентированные на работу по орфографии и пунктуации, разные виды разбора можно использовать для домашнего задания. Таким образом, самостоятельно выполняя домашнюю работу, ученик продолжает общаться с текстом, с тем, что происходило на уроке: от текста – к слову, к предложению…

Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы на уроке, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре.

Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем следуют задания речеведческого характера, включающие в себя такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи предложений». Непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, – по фонетике, лексике, грамматике. Наконец, вопросы по орфографии и пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе с текстом я использую, например, такие задания: «Подготовься к выразительному чтению текста», «Напиши сочинение-миниатюру», «Подготовь сообщение на заданную тему».

При организации работы с текстом на уроках русского языка в качестве основы использую «Программу комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)», составленную Т.М. Пахновой:

1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).

3. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.

4. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?

5. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.

6. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?

7. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.

8. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?

9. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами.

Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому… Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру. Убеждена: если текст на уроке русского языка создает развивающую речевую среду, способную приобщать читающих к национальной культуре, то значимым в тексте и в том, как организована работа с ним, становится абсолютно все. Например, нельзя давать учащимся задание, связанное с выразительным чтением, если предлагается текст с пропущенными буквами или без знаков препинания. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. Внимание к языку художественных произведений – как раз то, что помогает воспитать у детей любовь к слову, передать им красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка. Говоря о критериях отбора текстов культуроведческой направленности, отмечу, что для работы я предлагаю учащимся тексты разных стилей. Особенно важна, по моему мнению, работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства, дают ученику возможность проявить себя при этом как личность, наделенную даром не только видеть, понимать, чувствовать, но и с помощью слова по-своему это восприятие выразить Тексты на темы культуры, воспитывающие эстетическое чувство, формирующие культуру общения с произведениями искусства, создают на уроке особую атмосферу, своего рода культурологический фон. Разнообразные задания, выполняемые на материале этих текстов, связаны между собой – даже задания по орфографии и пунктуации и разные виды разбора не ослабляют внимание к содержанию текста: ведь отдельное слово, словосочетание, предложение являются частью целого.

Например, при работе с поэтическим текстом для фонетического разбора я предлагаю учащимся выбрать одно из рифмующихся слов, для лексического – слово, имеющее стилистическую окраску (особенно ярко выражающее отношение, оценку, чувство), для синтаксического разбора – предложение, которое выполняет в тексте функцию зачина, или даю сложное предложение с разными видами связи, если именно такие синтаксические конструкции характерны для данного текста, для стиля автора.

Тексты культуроведческой направленности создают условия для работы по обогащению словарного запаса школьников лексикой определенных тематических групп: культура, искусство, слово, нравственность, духовность, язык и речь, гармония. Эта работа по формированию умения работать со словарями, справочниками, развитию памяти и накоплению опыта использования слов.

Например, в 8 классе можно дать задания такого вида:

1. Прочитайте (или вначале вслух читаю сама) отрывок из публикации Е. Носова под названием «Умение жить с другими». Выпишите глаголы, опреде­лите тип спряжения, объясните орфограммы.

Культура личности — это синоним просвещенности. Ведь образованный человек — это еще не значит культурный. Образованный человек — это человек, получивший определенную сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно... А просвещенный человек? Он, как правило, и образованный... Просвещен­ный человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от эти­ческих норм, которые он исповедует. (Е. Носов).

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст? Докажите.

4. Объясните, что такое этика, этические нормы.

5. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что культура - слово многозначное.

6. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещенный — это, как отмечал ученый-филолог А. А. Реформатский, очень часто то же, да не то же». Приведите пример таких синонимов.

7. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Составьте схему последнего предложения.

9. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.


2. Читаю учащимся текст вслух сама и потом раздаю листочки с ответами Виктора Астафьева на вопрос «Внутренняя культура. Что вы вкладываете в это понятие?». Выберите из текста материал для словарного диктанта. Объясните орфограммы и пунктуацию. Составьте схемы сложных предложений (коли­чество заданий можно варьировать в зависимости от особенностей учащихся класса, но тексты должны быть на каждого).

Внутренняя культура — это прежде все порядочность человека. Можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. И можно быть совер­шенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком ог­ромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности.

Вот в деревне моей родной есть такая фамилия — Соколовские. Деревня пре­терпела множество изменений, половины ее просто не стало, половина перестрои­лась, а дом Соколовских как стоял, так и стоит, кажется, даже внешне он не изме­нился. И когда я бываю деревне, мне хочется войти в этот дом, хотя там живут уже другие люди и, может быть, я их озадачу своим приходом.4 А вот в детстве я бывал несколько раз у Соколовских. И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой3 было много крайностей, много всякого народа пе­строго, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребя­тишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались... Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

1. Определите основную мысль текста.

2. Какие особенности разговорного стиля мы можем проиллюстрировать примерами из текста (это отрывок из выступления Астафьева в Концертной студии Останкино в 1979 году)?

3. В каких значениях употребляются в тексте слова культура, фамилия, дом, такт?

4. Укажите односоставные предложения.


В 7 классе при изучении темы «Союзы» можно использовать тексты культурологической направленности.

Например, 1. В1. Из данного предложения выпишите сочинительный соединительный составной союз.

Третьяковская галерея – не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

С1. Напишите о посещении вами музея.


Развивающая речевая среда может быть создана на любом уроке, но особое значение приобретают уроки интегрированного типа. Особо подчеркну, что под интегрированными уроками понимаются не только уроки, основанные на межпредметных связях (русский язык – литература, история - литература). Речь идет и об интеграции научных знаний (русский язык – литература), и об интеграции подходов к тексту (текст как продукт речевой деятельности и текст как явление культуры), и об интеграции различных технологий работы с текстом, и технологий организации урока. Это создает на уроке ту эстетическую среду, которая воспринимается школьниками как среда естественная, особенно если анализируются отрывки из произведений писателя, изучаемого в это время в соответствии с программой по литературе. Приобщение к культуре чтения может происходить на таких уроках русского языка. Любовь к слову, которая воспитывается при обучении языку, приводит школьника к литературе, к чтению. Есть надежда воспитать ученика как читателя, который хочет не только читать, но и перечитывать, знать наизусть любимые произведения. Развитие памяти, постоянное обращение к тому, что «память бережно хранит», при работе над текстом, нахождение выразительных средств языка в тексте художественного произведения, - это и является одним из доказательств приобщения школьника к культуре, его эстетического развития.

В соответствии с программой по литературе школьник должен выучить наизусть ряд текстов, которые считаются хрестоматийными (Ю. Караулов справедливо считает, что если знание этих текстов – свидетельство принадлежности к определенной культуре, то незнание – доказательство отторжения от нее). Но, несмотря на требования программы, многие ученики, даже выучив текст наизусть, неспособны сохранить его в памяти надолго, он забывается после ответа на уроке (то, что оказывается невостребованным, быстро забывается…).

Работа памяти, по Л.П. Федоренко, влияет на «деятельность речетворческой системы», лежит в основе процесса совершенствования речи, а «речевая культура человека – зеркало его духовной культуры» (В.А. Сухомлинский). Таким образом, память и культура взаимосвязаны. Память должна быть насыщена тем, что значимо для культуры. А если ученик почти ничего не читает? Если он ничего не знает наизусть? Нужно искать выход из тупиковой ситуации. Методическая система, ориентированная на приобщение к культуре в процессе обучения русскому языку может строиться на основе таких понятий культурологи, которые образуют тематическое единство:

Память________________ культура____________________ текст

Если попытаться выразить процесс обучения и воспитания, направленный на приобщение к культуре, через ключевые понятия, то это может найти отражение в такой записи:

ТЕКСТ______ речевая среда_______ чувство языка________память_______приобщение к культуре _______духовное развитие_______текст.

Последовательность расположения понятий может быть иной, но самое основное понятие – это «текст».

Приведу примеры заданий, при выполнении которых ученик должен показать знание литературных текстов, то есть использовать свою память.

Это задание дается на уроке русского языка в то время, когда изучается сказка «Снежная королева». По этой сказке учащиеся пишут сочинение. Думаю, что правильное выполнение задания С1 должно помочь лучше раскрыть тему сочинения.


1. Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1) За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек.. (2) Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! (3) Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.


В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

В3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

В4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.

В5. Из предложений (4,5) выпишите синонимы.

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении (5)? Ответ запишите цифрой.

С1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (ответ должен быть полным).


Успешно с эти заданием справились Киселев Вадим и Нестерова Ирина, Неделько Алена неправильно выполнила задания В3, В4. Акинина Елена не выполнила задания В1, В3, В5. На задание С1 учащиеся дали односложный ответ и привели пересказ отрывка. На основании этого подготовка к сочинению по сказке была более тщательной.


В 6 классе во второй четверти дети выполняют проверочную работу по лексике. Одним из заданий было задание такого типа: написать по памяти выученный наизусть текст стихотворения известного русского поэта. Указать в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения. Поскольку недавно на уроках литературы изучалось творчество А.С. Пушкина, большинство учащихся использовали отрывок из стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Смехнова Яна справилась с заданием на «отлично», т.е. при записи отрывка сохранила стихотворную строку, деление на строфы, графический облик текста не был искажен. Почти все учащиеся верно указали языковые средства (эпитеты, метафоры, олицетворения). Таким образом, работа памяти повлияла на процесс совершенствования речевой культуры.

В 9 классе при изучении темы «СПП с придаточными обстоятельственными можно дать задания, используя стихотворения Пушкина. Например, 1. В1. Напишите вид придаточного в данном фрагменте.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

2. В1. Напишите нейтральный синоним союза, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному.

^ И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

При изучении темы «Строение сложноподчиненного предложения» использую цитаты из комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума», так как эти темы изучаются параллельно. Например, 3. В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном предложении.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

С1. Напишите, как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (см. задание В1).

4. В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном предложении.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!

С1. Напишите, как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (см. задание В1).

Эти задания были даны в качестве домашнего задания. К сожалению, с заданием С1 справились только 5 обучающихся. Из них успешно Попова Виктория, Ракитянская Екатерина, Рязанцев Даниил. Удовлетворительно Гончаров Семен, Ханжонков Денис. Остальные не приступили к выполнению задания. Таким образом, работа по включению в процесс изучения языка, обучению речи, приобщению к культуре в широком смысле еще предстоит.

Результат этой работы не измеряется только оценкой в журнале – он гораздо более значим: это приобщение к поэзии и прозе, приобщение к культуре, это насыщение памяти, что важно для каждого ученика.

Задача учителя – «правильно организовать искусственную речевую среду, довести ее развивающий потенциал до оптимального, не нарушить инстинктивного речетворчества ребенка … помочь развитию инстинкта подражания, удовлетворить инстинкт любознательности». Когда отбираются тексты, формируются задания к ним, опираемся на свойственную ребенку любознательность, интерес к познанию… На этом основывается предположение, что искусственную речевую среду можно сделать естественной – тем самым результат ее воздействия на развитие школьника увеличится.

Развивающая речевая среда – это «пространство культуры», понимаемой в широком смысле этого слова. В такой речевой среде развивается не только информативная память, но и – память креативная (творческая). Творческая память – отражение уровня способностей, развития интеллектуального и эмоционального, круга интересов – того, что составляет внутреннюю, духовную жизнь личности. Творческая память, развиваемая в процессе приобщения к культуре, не только отражает, но и формирует, наполняет эту внутреннюю жизнь, то есть формирует личность.




Скачать 158,54 Kb.
оставить комментарий
Дата07.03.2012
Размер158,54 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх