История экономических учений icon

История экономических учений



Смотрите также:
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2006...
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004...
Краткий курс лекций по курсу “История экономических учений” Составил: ст преподаватель...
История экономических учений...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления...
Я. С. Ядгаров история экономических учений...
История экономических учений...
Программа учебной дисциплины «История экономических учений» для специальности 050501...
Программа дисциплины История экономических учений для специальности «Статистика» Авторы: д э. н....
Лекция 10. Экономическая мысль дорыночной экономики Предмет и метод «истории экономических...
Краткий курс лекций по курс “история экономических учений” Составила: ст преподаватель...
Программа дисциплины история экономических учений для направления 080100...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать


Сметанин А.В., Попаренко Я.В.,

Михайлов С.В.


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Учебно-методическое пособие


Архангельск

2009




Рецензенты: Овчинников О.В., доктор социологических наук, профессор

Степанова В.В., доктор экономических наук, профессор


Сметанин А.В., Попаренко Я.В., Михайлов С.В.

История экономических учений: учебно-методическое пособие. – Архангельск, 2009.


© Сметанин А.В., Попаренко Я.В.,

Михайлов С.В., 2009

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

Дисциплина «История экономических учений» – одна из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Цель изучения дисциплины заключается в подготовке компетентного выпускника с развитым стратегическим и оперативным экономическим мышлением, способного понимать суть успехов или неудач хозяйственной политики той или другой страны в определенную историческую эпоху. Кроме того, посредством изучения дисциплины у будущих экономистов формируются навыки видения как рациональных, так и некорректных моментов текущей экономической политики.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников, изучающих курс истории экономических учений, составлено в соответствии с программой, разработанной кафедрой истории экономики, политики и культуры и утвержденной Научно-методическим советом ВЗФЭИ.

Пособие содержит основные компоненты учебно-методического комплекса по дисциплине. На основе привлечения широкого круга источников и литературы рассмотрено развитие экономической мысли, начиная с древнейшего периода по настоящее время.

Авторский коллектив благодарен исследователям, чьи работы были использованы при составлении пособия, прежде всего Ядгарову Я.С., Бартеневу С.А., Потаповой И.С. и др.

  1. ^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ И
    ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


    1. Экономическая мысль Древнего мира

В Древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. В тру­дах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические реко­мендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.

Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792 – 1850 до н.э.).

В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане – вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

Термин «экономика» («домовод­ство») пришел к нам из древнегреческого языка (oikos – дом, хозяйст­во; nomos – закон, правило).

Экономическая мысль ^ Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) в труде «О доходах» производит попытку найти выход из экономических трудностей Афин. В трактате «О домашнем хозяйстве» он приводит характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

  • естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

  • любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил её в своём труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветлённое (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

  • обязательным является наличие частной собственности;

  • все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.

Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хремастикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хремастику: деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения.

Таким образом, основная форма экономического мышления древ­них греков – это система взглядов на ведение частного ра­бовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических ре­комендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяет­ся вопросам хозяйственной этики.

    1. ^ Экономическая мысль Средневековья

К источникам средневековой экономической мысли относятся главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказали представители школы канонистов, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, не одобряли торговлю и ростовщичество, решающее значение отдавали классовым интересам феодалов. Наиболее значимыми представителями школы канонистов являются Августин Блаженный (353 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

Главные труды ^ Августина Блаженного – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу» и «град Божий» – духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, т.к. эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский – итальянский монах, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, был объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

  • осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

  • защищал феодальную ренту, частную собственность, полагая, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности;

  • порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен и признавая необходимость существования денег как меры стоимости и средства обращения;

  • подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

  • впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск, что впоследствии способствовало появлению идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора;

  • «справедливой ценой» считал цену, которая: а) сообразна издержкам; б) обеспечивает блага людям соразмерно их условию.

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

  • божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

  • принцип неприкосновенности частной собственности (недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения);

  • уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

  • соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

  • запрет Аллаха брать высокий процент.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды ^ Ибн Хальдуна (1332 – 1406). Ибн Хальдун выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду, борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа: 1) «дикость» (люди присваивают плоды природы); 2) «примитивность» (появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства); 3) «цивилизация» (развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах).

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).


  1. ^ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МЕРКАНТИЛИСТОВ

    1. Общая характеристика эпохи меркантилизма. Основные черты раннего и позднего меркантилизма

Меркантилизм (итал. – «купец, торговец») – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).

Политика меркантилизма заключалась в поощрении – с целью увеличения производства товаров для экспорта – развития промышленности, особенно мануфактурной, и активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

  • всестороннее ограничение импорта товаров;

  • вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

  • установление высоких цен на экспортируемые товары;

  • система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путём. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Характерные черты позднего меркантилизма:

  • снятие жёстких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

  • доминирует идея «торгового баланса»;

  • протекционизм экономической политики государства;

  • определяющей функцией денег признаётся функция средства обращения;

  • система монометаллизма.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путём вызова готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Наивысшее развитие раннего меркантилизма соответствует примерно середине XVI в., позднего – охватывает почти целиком XVII столетие. Особенности этих этапов представлены в таблице:

^ Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер.

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.

^ Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса

Установление максимально высоких цен на экспорт товаров;


всемерное ограничение импорта товаров;


запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства.

Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;

допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;

вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.

^ Позиции в области теории денег

Преобладает номиналистическое восприятие денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая её ценность и вес;


устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма);


констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;

в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.

«Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);


устанавливается система монометаллизма;


констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;

из числа известных функций денег определяющей признаётся уже не функция накопления, а функция средств обращения.

^ Монетаристские позиции

Доминирует идея «денежного баланса».

Господствует положение о «торговом балансе».

Наиболее известными последователями меркантилизма в Англии были:

  • У. Стаффорд (1554 – 1612). Главный труд – «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников». Написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел в запрещении вызова золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.

  • Т. Манн (1571 – 1641). Предложил политику протекционизма, или политику защиты национального рынка.

Во Франции:

  • А. Монкретьен (1575 – 1621). Главный труд – «Трактат политической экономии». Ввёл в оборот термин «политическая экономия». Ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.

  • Ж. Б. Кольбер (1619 – 1693) – суперинтендант (министр) финансов. Его экономическая политика была направлена на подъем промышленности, в результате чего интересы сельского хозяйства Франции оставались на втором плане. Добивался увеличения государственных доходов в первую очередь за счёт активного торгового баланса путем увеличения экспорта, уменьшения импорта.

Благодаря деятельности Ж.Б. Кольбера все виды промышленности во Франции были организованы в строгие корпорации, в которых род приготовления товаров устанавливался строгими регламентами при строгих взысканиях ослушникам. С большими затратами привлекались в страну иностранные фабриканты и рабочие. Несмотря на то, что уже в начале реализации данной политики значительно страдали земледелие и скотоводство, рост промышленной деятельности был несомненен.


^ Особенности меркантилизма

в Англии

во Франции

  • рыночные экономические отношения формируются гармонично во всех сферах хозяйственной жизни, включая промышленность, сельское хозяйство и торговлю;

  • складываются предпосылки для практической реализации политики фритредерства;

  • английская экономическая мысль занимает ведущие позиции в мировой экономической науке.

  • мануфактурное производство развивается в условиях сдерживания становления фермерства, т.е. «узости» внутреннего рынка («кольбертизм»); торговля несвободна, регламентируется государством;

  • зарождается специфическое течение экономической мысли – «физиократия», провозглашающая землю основным производительным фактором и источником «чистого продукта».




    1. ^ Историческое значение меркантилизма

Меркантилизм оставил заметный след в истории экономической мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные элементы творческого наследия его представителей.

Во-первых, концепция меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя в основном в сфере обращения (потребления). Это, тем не менее, позволило им ввести в научный оборот многие экономические категории, выяснить важные закономерности в области торговли, ссудных операций и денежного обращения. Но их влияние на другие сферы экономики было не всегда адекватным. Так, вполне правомерно рассматривая деньги как важнейшее средство для развития отечественной промышленности и торговли, меркантилисты, тем не менее, не придавали значения привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций. Кроме того, для них несущественной была и проблема безработицы; основной причиной «добровольной безработицы» считались либо «ленность», либо «развращенность», порождающие нежелание работать в цехах или на фабриках и заводах ради собственного досуга.

Во-вторых, меркантилизм обусловил специфику формирования рыночных экономических отношений в развитых европейских странах и прежде всего в Англии и во Франции. В частности, во Франции, где наиболее активно политику протекционизма в XVII в. проводил Жан Батист Кольбер, создавалась мощная сеть мануфактур в промышленности. Но одновременно здесь, в том числе посредством запрета вывоза хлеба из страны и свободного его ввоза из других стран, сдерживалось становление фермерства. Этим обстоятельством в конечном счете объясняется «узость» в тот период внутреннего рынка Франции по сравнению с ее давней соперницей – Англией.

В Англии же меркантилизм оказался значительно более «плодотворным», чем во Франции. В результате идеологической борьбы с меркантилизмом именно в Англии были достигнуты лучшие теоретические обобщения ценностей классической политической экономии, нашедшие отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля и других. Кроме того, Англия, будучи на значительном протяжении XIX столетия наиболее экономически развитой державой мира, положила начало практической реализации важнейшей антимеркантилистской позиции, заявив в середине XIX в. о своей безоговорочной приверженности политике фритредерства, т.е. полной свободе и внутренней и внешней торговли.

В-третьих, меркантилизм обогатил историю экономических учений не только концепцией всеобщей коммерциализации хозяйственной жизни и масштабного участия в ней государственных структур, но и тем, что он действительно обозначил, говоря словами Й. Шумпетера, «зачатки науки». Речь идёт об экономической науке, которая после издания в 1615 г. французским меркантилистом Антуаном Монкретьеном «Трактата политической экономии» почти четыре столетия называлась не иначе как политическая экономия.

  1. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ
    ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ


    1. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии

В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику – не единственное средство в формировании богатства государства и достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках.

С конца XVII – начала XVIII века зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее ее назовут классической политической экономией. «Классическая школа» повела решительную борьбу с протекционистской политикой меркантилистов. Она противопоставила эмпиризму меркантилистов – профессионализм, достижения науки того времени, развернула фундаментальные теоретические исследования.

По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

В качестве метода изучения и экономического анализа были внедрены новейшие методологические приемы, которые обеспечили достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности, описательности, поверхностности в осмыслении хозяйственной жизни.

Во времена древнегреческих философов термин «экономика» переводился как «домохозяйство» – в смысле процесс домоводства, управления семьей, личным хозяйством. В период меркантилистов экономика, стала наукой о государственном хозяйстве, управляемом монархом. В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.

Основные отличия классической политической экономии от меркантилизма:

^ Меркантилистская система

Классическая политическая экономия

Главный признак экономической политики

протекционизм, политика свободной конкуренции практически невозможна

экономический либерализм или «полное laissez faire »

^ Предмет экономического анализа

преимущественное изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства

преимущественное изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения

^ Метод экономического анализа

эмпиризм, описание на каузальной основе внешнего проявления экономических процессов, отсутствие системного изучения всех сфер экономики

каузальный (причинно-следственный), дедуктивный, индуктивный методы анализа, а также метод логической абстракции; недооценка обратного влияния на сферу производства факторов сферы обращения

^ Трактовка происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг

в связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег и их количеством в стране

по однофакторной – затратной характеристике с учетом издержек производства, либо количества затраченного труда

^ Приоритетные принципы экономического анализа

выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий

принцип каузального анализа с последующим построением «генеалогического дерева», в основе которого лежит категория «стоимость»

^ Концепция экономического роста

посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо во внешней торговле)

посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере материального производства

^ Принцип достижения макроэкономического равновесия

благодаря координирующим и регулирующим мерам

государства




^ Позиции в области теории денег

деньги – искусственное изобретение людей; деньги – фактор роста национального богатства

деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар, деньги – техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.




    1. ^ Этапы эволюции классической политической экономии

Общие признаки и особенности эволюции классической политической экономии характеризуются четырьмя этапами ее развития.

^ Первый этап: середина XVII – начало XVIII века – появление трудов У. Петти в Англии и П. Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, впоследствии названного классической политической экономией.

^ В первой половине первого этапа авторы:

  • резко осуждают протекционистскую систему, ограничивающую свободу предпринимательства;

  • делают первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда;

  • подчеркивают приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

^ Вторая половина первого этапа приходится на середину – начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением специфического течения «классической школы» – физиократизма.

Физиократы (Ф. Кене, А Тюрго и др.) значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

На первом этапе ни один представитель классической политической экономии, не являясь профессиональным экономистом, не смог создать целостную теорию развития производства – промышленного и сельскохозяйственного.

^ Второй этап – полностью связан с именем великого ученого-экономиста Адама Смита. Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети XVIII века – его гениальное творение «Богатство народов» (1776). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. До Д.М. Кейнса экономисты верят в неопровержимость положения «полного laissez faire» – полного невмешательства правительственных предписаний в свободную конкуренцию.

^ Третий этап – первая половина XIX века. Он связан с промышленным переворотом – переходом от мануфактурного производства к машинному, к заводам и фабрикам, к индустриальному производству, прежде всего в Англии и во Франции. Ученики и последователи А. Смита – Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сеннор, Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа и др. – внесли огромный вклад в сокровищницу «классической школы»:

  • «Закон Сея», объясняющий равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением: при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости;

  • Д. Рикардо впервые выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерность изменения стоимости денег в зависимости от их количества в обращении;

  • Т. Мальтус выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым в создании и распределении совокупного общественного продукта обязательно участвуют не только непосредственные производители, но и «непроизводительные слои» общества; обосновал идею влияния на благосостояние общества численности и темпов прироста населения ­– создал первую в истории экономической мысли теорию народонаселения.

^ Четвертый этап – вторая половина XIX века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».






оставить комментарий
страница1/9
Дата05.03.2012
Размер2,38 Mb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
плохо
  2
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх