Конспект по гомилетике I. Введение проповедь проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение icon

Конспект по гомилетике I. Введение проповедь проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение


Смотрите также:
«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.»...
Николай Сейфуллин – священник-миссионер Оренбургской епархии рубежа XIX xx вв...
Коррупция как системное социальное явление: проблема генезиса...
Конкурс творческих работ «Янтарные звезды» Юрий Гагарин первый космонавт планеты Земля...
Библиотеки и библиотечные собрания Православной Церкви за рубежом...
О. В. Курышева Впсихологической науке категория образа принадлежит к числу фундаментальных...
В 2012 году исполняется 200 лет военно-историческому  патриотическому событию Отечественной...
Формирование Будущего России и глобального мира...
Табынская икона в жизни русской эмиграции в Китае в ХХ веке...
А. Н. Толстой Русский язык это национальный язык великого русского народа...
Человеческий элемент...
Диссертация на соискание ученой степени...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
МОСКОВСКАЯ Духовная Семинария


КОНСПЕКТ ПО ГОМИЛЕТИКЕ


I. ВВЕДЕНИЕ


Проповедь - проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение.


Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя "научить все народы", проповедовать Евангелие всей твари" (Мф. 28, 19; Мк. 16, 15).


Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (ср. Рим. 10, 14).


Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам - пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.


Поэтому каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем св. Димитрий Ростовский сказал: "Господь не книжных собра, но книжных посла". Он Сам отверз им ум разуметь Писание.


А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении.


ГОМИЛЕТИКА (от греч. слова - беседа, наука о проповеди (русское и славянское слово "проповедь" происходит от славянского слова "ведение", обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня "вед", от этого же корня происходят слова: "заповедь", "совесть", имеющие отношение к внутренней жизни человека) или о проповедничестве.


Но что такое сама проповедь? - Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через Слово".


В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди - ее содержание, - призыв к спасению через Слово. И формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви.


В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Там мы обычно и называем проповедь: проповедь - это речь к народу, произносимая проповедником в храме.


В этой форме - речи к народу - ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике.


Поэтому необходимо (очень кратко) определить, что же такое ораторская речь, какие ее отличия от речи обыкновенной? Если мы ее определим как речь перед многими, то это будет неточно, так как ""пред многими" читается, например, лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак - ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие - реакцию.


Это можно видеть и на видах светской ораторской речи.


Политической (в парламенте и на митингах) оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их "на свою сторону".


Судебной - два оратора (стороны в процессе) убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.


Военной - командир говорит солдатам "несколько слов" пред боем, чтобы поднять их дух" и т.д.


Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди - проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например: покаяться, оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).


Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы (о формальных особенностях ораторской речи будет сказано ниже), по содержанию же они вполне различны.


О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.


"Проповедь, - говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианской".


Гомилетика как наука, имеющая своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.


Задача гомилетики, метод


Задача гомилетики - воспитать проповедника, помочь проповеднику, "образовать в нем, по словам профессора протоиерея Фаворова, способность и вкус к проповеди" (не следует думать, что можно "научиться проповедывать только изучив правила гомилетики, - сделаться проповедником можно только после большой внутренней работы над собой и своим духовным развитием и т.д.).


Метод (способ изучения) гомилетики составляет изучение теории и практики проповеди.


Теоретический — заключается в изучении особых правил и условий, способствующих составлению проповеди и ее воздействию.


Практический - заключается в изучении образцов проповеди, составления проповедей, разбор их и т.д.


Имеет больше значение изучение исторического развития проповедничества в Церкви.


Гомилетика относится к богословским наукам и занимает среди них особое место, больше всего приближаясь к области "практического богословия", к богословию пастырскому. Но она имеет отношение и ко всем другим частям богословия.


Через проповедь доводятся до сведения (сознания) большей части Церкви (мирян), не изучающих специально богословие, основные истины всех богословских знаний (основные истины веры из догматики, главные заповеди из области нравственного богословия и т.д.).


Источники гомилетики. Краткая история гомилетики


Важнейшим источником, как в других богословских науках, являются Слово Божие и учение Церкви - они относятся к содержанию проповеди. Затем - образцы проповеди и особые правила гомилетики, относящиеся больше к форме проповеди и к тому, как следует пользоваться в проповеди Словом Божиим и учением Церкви.


История гомилетики. Господь Иисус Христос и Его ученики говорили просто, но уже у апостолов встречаются целые речи обращения к народу.


Св. отцы пользовались иногда светскими руководствами для ораторов, но уже с V-го века появились специальные руководства для проповедников:


"Христианская Наука", сост. блаж. Августином (V в.). Спец. отдел в "Книге о пастырских обязанностях" св. Григория Великого, папы Римского (VI век).


В русской Церкви такие руководства появились значительно позднее.


Важное значение имеет "Церковный Устав", где даны названия, когда и какие поучения следует читать в храме.


В ХVII в. в Киеве появился первый русский учебник Гомилетики, составленный архим. Иоанникием Голятовским, ректором Киевской Академии: "Наука альбо способ зложення казання" (на полупольском, полуславянском языке).


В ХVIII веке подобные указания давались в "Духовном регламенте" , разных переводных руководствах и в имеющей важное значение "Книге о должностях пресвитеров приходских".


В XIX в. было составлено и издано уже полное, очень интересное и важное руководство по гомилетике проф. Киевской Духовной Академии Н. Амфитеатрова "Чтения о духовной словестности".


Затем были многие учебники и руководства прот. Фаворова Чепика, Триодина, Юрьевского. Курсы по истории проповеди проф. Барсова, проф. Паторжинского.


Можно особо отметить книгу проф. Киевской Академии Певницкого "Церковное красноречие и его законы".


В самое последнее время составлен курс по гомилетике проф. Московской Духовной Академии прот. о. А. Ветелевым. Этот труд имеет большое значение и ценность, как составленный уже в наше время.


^ II. ПАСТЫРСТВО И ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО


Проповедничество есть особая и важная обязанность христианского пастыря. Все обязанности пастыря вообще разделяют на: 1) совершение богослужения и таинств; 2) духовничество (прием исповеди и руководство отдельными верующими) и 3) проповедничество. За исполнение этой обязанности пастырь дает ответ Богу.


Такое важное значение проповеди следует из самого существа проповеди и пастырского служения.


В Священном Писании имеется много указаний на обязанность пастыря проповедовать Слово Божие (приводятся только немногие).


Господь Иисус Христос дал прямое повеление продоведовать: "Шедше научите вся языки..." (Мф, 26, 19).


"Проповедите Евангелие всей твари..." (Мк. 16, 15).


Апостолы смотрели на проповедь как на свою главнейшую обязанность: "Не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись о столах, - говорили они пред избранием диаконов,- мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова" (Деян. 6, 2, 4).


"Мы, - говорит св. ап. Иоанн Богослов в своей проповеди, - свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Ин. 1, 2).


"Христос послал меня, — писал св. ап. Павел к Коринфянам, - не крестить, но благовествовать" (1 Кор. 1, 17). "Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая моя обязанность, и горе мне, если не благовествую" (1 Кор. 9, 16).


Поставив своим преемником епископа Тимофея, он дал ему указание, которое относится ко всем пастырям: "Проповедуй Слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2).


Еще больше указаний на необходимость и обязанность проповедовать имеется у св. отцов. Из одних выписок можно было бы составить целые книги.


Св. Иоанн Златоуст, сравнивая пастыря с врачом и воином, а потом и с апостолами, говорит, что вместо всякого лекарства и оружия у нас осталось одно Слово. У апостолов была сила творить чудеса и знамения, а у нас одно Слово.


В пастырском слове - сила пастыря.


Интересны слова блаж. Иеронима (V век): "Кто пастырь, тот должен быть и учителем и в церквах не должен брать на себе пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель должен быть пастырем и, учителем - пастырем овец и учителем человеков".


В Церковных правилах Церковь требует от пастыря проповеди и угрожает за неисполнение:


Апостольское правило 58: "Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен; аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен".


Правило 19 6-го Вселенского Собора: "Предстоятели Церквей должны по вся дни наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия".


В Русской Церкви все указания пастырям со стороны патриархов, Синода и авторитетных архиереев требуют, чтобы пастырь был проповедником. Интересно замечание в одном издании Св. Синода (ХVIII в.):


"Божия служба не состоит токмо в приношении молитв и благодарений и в совершении таинств, но паче и вяще в обучении Божиему Закону, в слове Его святом содержимому".


Но иногда говорят, что как же до настоящего времени имеются такие пастыри, которые очень мало и даже совсем не проповедуют.


Об этом можно сказать словами книги "О должностях (обязанностях) пресвитеров приходских":


"Не остается ныне более места сомнению о первейшей и главнейшей сей должности пресвитерской: но только удивлятися и сердцем болеть, что она у многих из нас почитается за последнюю или ни за какую".


Значение проповедничества для самого проповедника


Проповедничество нужно не только пастве, но и самому проповеднику, так как оно является верным толчком к его духовному росту. Продумывая заранее тему очередной проповеди, пастырь-проповедник умом и сердцем переживает основные мысли темы, освещает их светом евангельского учения.


Труд этот возвышает дух пастыря, усиливает его молитвенность, живую связь с Богом, сближает с паствой. Предназначая проповедь пастве, пастырь заранее начинает думать о ней, заботясь о том, как лучше воздействовать на нее к её спасению. Готовясь учить других, пастырь сначала учит, просвещает и умудряет самого себя, поступая согласно указанию апостола: уча других, учить и самого себя (Рим. 2, 21).


Проповедь есть призыв ко спасению. Она обязывает спасаться прежде всего самого проповедника. он может духовно деть слушателям только то, что сам имеет. На слушателей действуют не столько слова проповедника, сколько благодатная сила заключенного в проповеди Слова Божия и спасающейся души проповедника.


Личные качества пастыря-проповедника


Пастырь призван учить народ не только словом, но и примером своей жизни. На верующих людей не менее слова действует скромная, благочестивая жизнь самого проповедника.


Наш народ подчас склонен закрывать глаза на немощи и слабости личной, вне храма, жизни священника, если только он чинно, благопристойно и молитвенно совершает богослужение и требы в храме. Но тот же народ внутренне отталкивается от пастыря, если он с высоты церковного амвона призывает избегать того, чем полна жизнь его самого.


Здесь проповедник встречается с явным недоверием паствы. Это недоверие как глухая стена встает между проповедником и паствой, парализует благотворное воздействие его проповеди.


Православный пастырь должен быть руководителем внутренней, духовной жизни своей паствы, и потому призван быть лучшим, совершеннейшим своей паствы: по силе веры, любви и благодати. Он должен постоянно отрешаться к познанию истины Христовой, чтобы быть твердо убежденным в ней.


В глазах убежденного пастыря весь мир преобразуется, как бы заново творится: везде и во всем он видит Бога - Промыслителя, на всех и на все готов пролить свет и радость любви христианской.


Из всех отдельно взятых качеств проповедника нужно указать на три: молитвенность, бескорыстие и трезвенность.


Молитвенность не только возвышает его собственную душу, делая ее "собеседницей Богу", но и заключает в себе великую силу пастырского воздействия на паству. Через нее у пастыря устанавливается незримая, но реальная связь с народом. Наиболее полно эта связь выступает у пастыря в храме во время богослужения, когда он молится о всех "предстоящих и молящихся". Сердце пастыря согревается любовью к пастве, когда он горячо молится о ней. Молитва - это путь к Богу, а отсюда - и к человеку. Вне постоянной молитвы нельзя себе представить честного, искреннего, Богу и пастве преданного пастыря.


Корыстолюбие пастыря наносит большой урон его авторитету. Стяжательность пленяет и уродует дух пастыря. Овладев своей жертвой, стяжательность заставляет постоянно думать о свою стяжаниях. К сожалению, корыстолюбие иногда так овладевает пастырем, что он назначает определенную плату за требы, отказывается совершать их, если ему платят немного, требует больше.


Наш народ высоко ценит нестяжательность пастыря и расположен платить больше, но не тогда, когда деньги от него требуют, а тогда, когда благоговейно и молитвенно служат и никаких такс не назначают. Молитвенность, бескорыстие и трезвенность пастыря являются теми качествами его личности, которые располагают паству к доверию, к пастырю и его проповедническому слову.


^ III. НЕОБХОДИМЫЕ ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ (СРЕДСТВА) В ПОДГОТОВКЕ К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ


1. Одним из главнейших внутренних условий для успеха в проповедничестве является, как было уже сказано, постоянная молитвенность пастыря. Эта молитвенность возгревает дух пастыря, поддерживает в нем живую веру в Бога, создает любовь к пастве. С молитвы надо начинать подготовку к проповеди, молитвой ее продолжать и завершать.


2. Вторым важнейшим условием является глубокая и постоянная связь пастыря со Словом Божиим. Из каждой строчки и каждого слова Священного Писания действует на нас благодать Божия, просвещающая ум, раскрывающая сердце, укрепляющая волю "творить благое". Следует не только постоянно читать Священное Писание, но и тщательно изучать его, чтобы находить в нем животворное содержание и благодатную силу для своей души и для своей проповеди.


3. Проповедь есть призыв ко спасению. Пастырь не может спасать других, не спасал себя. Спасать же себя - значит активно и постоянно бороться с греховными склонностями своей природы, ее недостатками и болезнями. Здесь пастырю великую помощь окажет Священное Писание. "Покажи, - говорит св. И. Златоуст, - больную душу твою Павлу, призови Матфея, пошли за Иоанном, узнай от них, что делать с твоей болезнью. Они точно скажут и ничего не утаят, ибо живут и всегда говорят". Пастырь должен также постоянно читать творения св. отцов, жития святых. Здесь он найдет великие примеры того, как бороться с грехами, демонами и всеми соблазнами мира, чтобы совершать свое спасешь.


4. Только при заботе о своем собственном спасение пастырь ощутит в своем сердце заботу о спасении своей паствы. Эта забота духовно сблизит его о паствой, заставит почувствовать ее внутренние недуги, узнать духовные запросы. Сердечная любовь к пастве подскажет пастырю содержание проповеди и ее форму.


5. Пастырь-проповедник никогда не должен забывать, что он и его пасомые являются гражданами своей Родины, должны быть ей преданными и участвовать в ее жизни.


Если пастырь забудет об этом или захочет удалить себя от гражданской жизни, то он может потерять согласие со своей паствой, он не поймет всех ее запросов и интересов (в отдельных случаях пастырь может и должен призывать свою паству к самоотвержению и активному служению Родине. Образцом таких призывов могут быть речи и послания патриархов Сергия и Алексия и других архипастырей, призывы их к защите мира и др. Но в этом случае пастырь не должен поступать самостоятельно, но под руководством и по указаниям своего архипастыря).


6. Постоянная забота о спасении паствы располагает пастыря постоянно думать о ней, - растить внутри себя те наставления и назидания, которые он преподаст ей в ближайшее воскресенье или праздник. Так создается у пастыря потребность готовить свою проповедь в течение целой недели. Готовить же проповедь в течение целой недели - значит органически вынашивать ее всеми силами своей души. Полюбить проповедничество можно лишь тогда, когда оно является органическим делом. Таким образом для успеха в подготовке проповеди нужны следующие условия:


1. Молитвенность пастыря и живая вера в Бога;


2. Постоянное чтение и изучение Слова Божия;


3. Забота пастыря о своем спасении, борьба с грехами, т.е. личный подвиг.


4. Забота о спасении своей паствы, т.е. активная любовь к ней.


5. Искренняя преданность интересам своей Родины.


6. Работа над составлением проповеди в течение всей недели, так называемое органическое вынашивание ее.


^ IV. ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ


Прежде чем приступить к составлению проповеди, необходимо пройти серьезную подготовку - получить ряд теоретических сведений и овладеть определенными практическими навыками.


Необходимым условием для каждого проповедника является овладение правильной литературной устной и письменной речью: абсолютная грамотность и свободное устное изложение своих мыслей.


В соответствии с программой эти навыки должен иметь каждый, начинающий заниматься гомилетикой, овладев ими еще в средней общеобразовательной школе.


При прохождении курса гомилетики, их следует только закрепить путем ряда упражнений, которые и являются подготовкой к проповедничеству.


Началом этой подготовки будет устная и письменная передача содержания отдельных евангельских зачал. Помимо своего формального значения (проверка степени владения устной и письменной речью), этим упражнением достигается усвоение евангельского текста и его терминологии, создается навык использования его в устной речи, что необходимо для каждого проповедника.


Для такого пересказа следует первоначально избирать отдельные притчи, описания событий и другие отрывки, в которых заключена известная последовательность или развитие.


Пересказ таких отрывков (а также исторических событий, истории праздников, житий святых) составляет иногда важнейшую часть проповеди. И в процессе упражнения необходимо добиться от учащегося свободной - более пространной или более сжатой передачи текста, но без его искажения.


После освоения устной передачи, следует закрепить достигнутые результаты письменными в виде классных работ и заданий на дом.


Вторым шагом подготовки к проповедничеству является раскрытие содержания отдельного евангельского текста и составление нравственного приложения.


"Нравственным приложением" в гомилетике называется тот практический вывод для читающего или слушающего Слово Божие, который вытекает из рассматриваемого текста.


Далее домашнее чтение Слова Божия только тогда полезно для читающего, если он будет воспринимать прочитанное как относящееся к себе самому, если из каждого текста он будет извлекать для себя какое-то конкретное указание.


Например, Господь сказал: "Блаженни милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7). Вывод: "И я должен быть милостивым, особенно в таких-то случаях и т.д."


Каждая проповедь обязательно заключает в себе какое-либо нравственное приложение, и полезно для учащегося найти это приложение из тех текстов, которые предлагались ему для пересказа.


Раскрытию смысла отдельного зачала или текста Евангелия способствует использование дополнительно соответствующих текстов из других мест Священного Писания.


Например, к притче "О мытаре и фарисее" можно отнести: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать: (Исх. 4, 6).


К притче о двух должниках (Мф. 18, 23-35) - Слова из молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" (Мф. 6, 12),


Раскрытию содержания отдельного текста способствует постановка ряда вопросов и ответы н а них.


Например, евангельский текст: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного" (Мф. 6, 1).


1. О чем в этом стихе говорится?


- О милостыне, втайне творимой.


2. Почему нужна тайна в деле милосердия?


- Нужна потому, что без нее нельзя получить награды от Отца Небесного.


3. К чему нас здесь призывает Господь?


- Призывает к тайному милосердию.


Можно ли ограничиться постановкой таких вопросов и только такими краткими ответами? Конечно нет, ибо эти вопросы и ответы слишком упрощены и общи по своему характеру. Они ничего не дают сравнительно с тем, что дано в самом тексте (стихе). Между тем нам нужны вопросы, располагающие к углублению в смысле данного текста, заставляющие нас использовать и другие тексты Священного Писания, близкие по содержанию к нашему тематическому тексту (стиху) и, прежде всего 23-24 стихи этой 6-й главы. Исходя отсюда будем ставить краткие вопросы к нашему тексту и давать на них более развернутые ответы.


1. Что такое милостыня? Милостыня - это христианская добродетель.


Она есть выражение нашего сострадания к близким и проявляется в оказании им помощи духовно-моральной и материальной. Для христианина милостыня так же необходима, как и молитва. Без молитвы он душевно мертв и от Бога далек, без милостыни - далек от людей и душевно одинок.


Любя Бога, мы не можем не любить людей и не милосердствовать им. Милосердие, следовательно, может быть только там, где есть любовь к Богу.


2. Почему мы не должны трубить о делах милосердия? Потому что, оказывая милосердие открыто, впадаем в лицемерие. Делаем не для людей и Бога, а для собственного прославления. "Истинно говорю вам: лицемеры получают уже награду свою" (Мф. 6, 2). Открытое милосердие ведет, таким образом, к преуспеванию не в добродетели, а в гордости, т.е. ведет не к спасению, а r гибели.


3. Как же мы должны творить милостыню? должны творить ее в полной тайне, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая (Мф. 6, 3).


Только в этом случае она будет вытекать из побуждений чистого милосердия и любви к ближним.


И только за это Отец, видя тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Тайные милостивцы в слове Божием называются "блаженными и помилованными" (Мф. 5, 7). Святой Николай Чудотворец ночью, таяся, помогал бедным.


Тремя нашими вопросами и ответами на них мы углубились в раскрытие смысла 1-го стиха 6-й главы (на основе использования трех последующих (2, 3, 4). Что нам следует еще сделать? Следует применить в нашей жизни учение Спасителя о милостыне, т.е. следует спросить:


4. А как мы относимся к милосердию?


Ответ на этот вопрос составит нравственное приложение, т.е. 2-ю нравоучительную часть проповеди.


Мы мало любим Господа и людей, а потому если и творим милостыню, то по долгу необходимости, по самопринуждению.


В отношении к людям у нас проявляется безучастие и равнодушие - в одних случаях, зложелательство, мстительность а вражда - в других случаях.


Мы далеки не только по жизни, но даже и по мысля от христианского милосердия.


5. Как нам стяжать эту добродетель? Многими путями мы можем идти к своему ближнему, к оказанию ему помощи, участию, любви.


Среди этих путей главным является любовь к Богу, нашему Спасителю.


По мере приближения к Богу человек все более сближается с человеком (в любви).


6. Так будем же любить Бога, чтобы через эту любовь полюбить друг друга! Помоги нам в этом, Господи! Аминь.


Все эти шесть вопросов составляют план проповеди, а ответы на них представляют из себя проповедь. Три первые вопроса составляют ее главную часть, 4 и 5 вопросы - нравственное приложение, 6-е - заключение с молитвенным обращением.


В главной части (1 и 3 вопросы) должна раскрываться тема проповеди (милосердия) на основе учения Слова Божия и св. отцов.


В нравственном приложении эта тема рассматривается в применений к нашей жизни, т.е. практически.


В заключении - призыв к милосердию и молитва.


Таким образом, устанавливаются две главные части в проповеди: изложение, или раскрытие темы, и нравственное приложение. Эти части нетрудно найти, например, в проповеди Самого Спасителя: "Притча о сеятеле" (Мф. 13, ст. 1-8 и 18-28). Первая группа стихов (1-8) - изложение, вторая (18-28) - нравственное приложение и т.д.


Но обычно проповеди имеют еще одну, по порядку первую часть: обращение или вступление. Иногда она бывает только обращением, иногда в ней ставится вопрос или тезис, раскрытие которого составляет вторую (главную) часть, а нравственное приложение - третью заключительную.


Из этих 3-х частей строится простейшая проповедь. Эти части легко найти, например, в речи ап. Павла в Афинах (Деян. 17, 22-31). Стихи 22-23 составляют первую часть. Здесь, помимо обращения, заключается постановка вопроса. Далее стихи 24-28 - изложение учения о Боге и стихи 29-31 - нравственное приложение: приглашение покаяться.


По такому плану составлены прекрасные поучения прот. Р. Путятина.


Следует рассмотреть несколько поучений, в которых это построение проявляется особенно отчетливо.


На них следует учиться составлению плана проповеди.


Например, поучение прот. Р. Путятина "В день Рождества Христова" (Изд. 25, стр. 12-13).


1. Вступление. Поучение о предметах божественных не может наскучить. Проповедник намеревается рассказать об обстоятельствах Рождества Христова.


2. Нравственное приложение. Призыв к благодарности за благодеяние - оставить грех и сделать доброе дело - есть благодарность Богу, самая приятная.


Поучение 156 о терпении (там же, стр. 289-90).


1. Эпиграф (Иак. 5, 10): "Образ примите братие, долготерпения" - в нем определяется тема и эта же тема закрепляется в кратких словах первой части.


2. Изложение состоит в пересказе известного рассказа из пролога на 5-е февраля о монахе, решившем все терпеть "для Иисуса Христа".


3. Нравственное приложение.


Из примера и мы можем научиться все терпеть. Имя Иисуса Христа сильно, при призывании Его утихает и наша досада, наше горе.


Учащийся должен определить отдельные части проповеди в кратких поучениях того же Путятина и др., прочитываемых в классе.


Составление плана простейшей проповеди


Навык составления плана, а потом и конспекта, проповеди - один из самых важных в начале проповедничества.


Проповедь, составляемая без плана, подобна зданию, построенному без проекта - в ней не будет логического развития мысли, соразмерности частей и ясности выражения.


В качестве упражнения следует использовать те же евангельские зачала, которые сперва пересказывались и к которым затем находились нравственные приложения.


Например, притча "О мытаре и фарисее", "О милосердном самарянине", евангельский рассказ "О жене - грешнице"' (Ин. 8) и т.д.


Причем следует обратить внимание на предварительное составление плана, но нельзя ограничиваться таким формальным планом: 1) Обращение, 2) Изложение текста, 3) Нравственное приложение - как это склонны делать учащиеся.


Следует предложить озаглавить отдельные части проповеди по их содержанию.


Например, план к простейшему поучению "о фарисее":


1) Обращение к слушателям с указанием, что прочитанная притча имеет и для нас особое значение.


2) Изложение притчи "О мытаре и фарисее" - осуждение гордости и помилование смиренного мытаря.


3) Призыв к сознанию своих грехов и смиренной молитве.


Более подробное изложение мыслей каждого раздела проповеди будет ее конспектом.


На основе изложенного следует перейти к составлению простейших поучений на Евангельские темы, где основной частью (2-й) будет изложение евангельского текста.


Помимо указанного приема углубления содержания путем введения дополнительных однозначных по смыслу текстов, нужно усвоить еще два приема, часто употребляемых и облегчающих усвоение основной мысли проповеди.


Прием противопоставления


Этот прием заключается в том, что, как понятно из самого наименования, в изложении одни понятия противопоставляются другим: пороку- добродетель (гордости - смирение), гордый фарисей - смиренному мытарю, неправильной молитве фарисея — смиренная молитва мытаря и т.д.


Такое противопоставление будет оттенять основную мысль, основанную истину, которую предлагает проповедник.


Прием психологической и образной наглядности


Этот прием служит той же цели и состоит в употреблении сравнений и образов, например, в притчах (подобно Царство Небесное неводу, зерну, соровищу и т.д.).


Пользование этим приемом допускает введение в проповедь различных примеров (образов) из окружающей жизни, из жизни святых и т.д.


Усвоение всех изложенных указаний позволяет перейти к составлению кратких проповедей - в классе и дома.


^ V. О ВИДАХ ИЛИ ФОРМАХ ПРОПОВЕДИ


Основным предметом проповеди является раскрытие учения Священного Писания о нашем спасении; истины вероучительные и нравоучительные.


В первые века христианства проповедь была простой безыскусственной сердечной беседой, напоминающей беседу любящего отца со своими детьми.


Многое в этих проповедях-беседах давалось воздействием даров Святого Духа, которыми были богаты первые века христианства.


Эти беседы по своему содержанию и способу изложения были двух видов:




оставить комментарий
страница1/4
Дата04.03.2012
Размер0,68 Mb.
ТипКонспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх