Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) icon

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)


Смотрите также:
Пётр Петро́вич Семёнов-Тян-Ша́нский...
Семёнов-Тян-Шанский, Пётр Петрович...
П. П. Семенов-Тян-Шанский. "Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах"...
Реквизиты ип семенов Александр Алексеевич...
"Сетевой анализ взаимодействий в он-лайн сообществах "Живого Журнала"...
Неутомимый исследователь Семенов-Тянь-Шанский в книге “Описание России” в VII томе “Малороссия”...
Православие Александр (Милеант) Священное писание Нового Завета ru владимир Январь 2003 г...
Захаров П. И., Панферов В. С., Посицельский С. Е., Семенов А. В., Семенова М. А., Сергеев И. Н....
Название учебной программы Используемые учебники (наименование, автор...
Руководство дочерними компаниями в холдинге через механизмы корпоративного управления...
1. Школьный этимологический словарь русского языка...
В. В. Семенов; Рос акад наук. Пущино : пнц ран, 2000. 64 с...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)
Православный катихизис


Часть 1. Бог-Троица 4

1. Христиане славят Бога-Троицу 4

2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 4

3. Бог-Троица есть совершенное единство в Любви 4

4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 4

5. Бога можно знать, поскольку Он Сам нам открывается 5

6. "Я есмь Сущий" 5

7. Совершенство Божие. Его единство и простота 5

8. Как надо думать о различных свойствах Божиих 5

9. Бог личен 6

10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 6

11. Мы верим в Бога живого 6

12. Бог-Отец 6

13. Бог-Сын, Бог-Слово 7

14. Ересь Ария 7

15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 7

16. Святой Дух 8

17. Божественность Святого Духа 8

18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 8

19. Пути познания Бога 8

Часть 2. Бог Творец и Спаситель мира 10

А. Бог Творец и мир сотворенный 10

1. Почему Бог сотворил мир? 10

2. Время и вечность 10

3. Бог в отношении мира 11

4. Естественное откровение 11

5. Цель сотворения мира 12

6. Ангелы 12

7. Сотворение видимого мира 12

8. Сотворение человека 13

9. Образ Божий в человечестве 13

10. Образ Божий в человеке 13

11. Мужчина и женщина 14

12. Зло 15

13. Падение Денницы 15

14. Грехопадение человека 16

15. Последствия греха 17

16. Первородный грех 17

17. Как Бог мог попустить грех? 17

18. Апологетика 17

19. Значение Ветхого Завета 18

Б. Учение о Христе 18

1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 18

2. Богочеловек 19

3. Богочеловек-Спаситель 19

4. Апостолы - свидетели Божественности Христа 19

5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 19

6. Свидетельства о Божественности Христа 20

7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 21

8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 21

9. Искушение Господа 21

10. Христос-Царь 22

11. Искупительные страдания и смерть Господа 22

12. Воскресение Христово 23

13. Вознесение Христово 25

14. Эсхатология 25

В. Учение о Святом Духе 26

1. Святой Дух в Ветхом Завете 26

2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 27

3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 27

4. Учение Господа о Святом Духе 27

5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 27

6. Действие Святого Духа на человека 28

7. Плоды и дары Святого Духа 28

Г. Церковь 29

1. Вера в Церковь 29

2. Что такое Церковь? 29

3. Единство Церкви 30

4. Кто делает Церковь единой? 30

5. Единство и святость Церкви 30

6. Признаки единства Церкви 31

7. Кафоличность, или соборность Церкви 31

8. Непогрешимость Церкви 31

9. Свобода и ответственность в Церкви 32

10. Церковь апостольская 32

11. Устройство Церкви 33

12. Границы земной Церкви 34

13. Церковь торжествующая 34

14. Святые и Ангелы 34

15. Православное и католическое учение о "заслугах" 35

16. Пресвятая Богородица 35

Часть 3. О Божественной благодати и таинствах вообще 37

1. Благодать 37

2. Пути стяжания благодати 37

3. Таинство крещения 38

4. Совершение таинства крещения 39

5. Таинство миропомазания 40

6. Совершение таинства миропомазания 41

7. Евхаристия 42

8. Совершение таинства Евхаристии 43

9. Таинство Покаяния 46

10. Исповедь 47

11. Таинство бракосочетания 48

12. Совершение таинства брака 49

13. Монашество 50

14. О таинстве священства 54

15. Таинство елеосвящения 57

Часть 4. О духовной жизни христианина 59

1. Цель христианской жизни 59

2. Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание) 59

3. Состав Священного Предания 59

4. Содержание Божественного Откровения 60

5. Догматическое и нравственное учение Церкви 60

6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 60

7. Декалог, или Десять заповедей 61

8. Первая и вторая заповеди 61

9. Третья заповедь 61

10. Четвертая заповедь 62

11. Пятая заповедь 62

12. Шестая заповедь 62

13. Седьмая заповедь 63

14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 63

15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 63

16. О делах Христовых, о Его чудесах 64

17. Призыв Христа к любви примерами любви 64

18. Притчи об Отце Небесном 64

19. Притчи о Самом Спасителе 65

20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 65

21. Притчи о поведении человека 66

22. Учение Господне о причинах греха 66

23. О возникновении греха и о борьбе с ним 66

24. О любви к врагам 67

25. О прощении и неосуждении ближних 67

26. Об опасностях богатства 68

27. О смысле и характере Евангельских заповедей 69

28. О благодатной жизни 69

29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 70

30. Бог принимает наши жертвы 70

31. Заповеди блаженства (Мф.5:3-12) 71

32. Христианин перед лицом смерти 73

33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 73

34. Исполнение воли Божией 74

35. Молитва Господня 75

36. Общественная и частная молитва 76

37. Молитва Иисусова 76

38. О духовном чтении 76

39. Православное Богослужение 77

40. Иконопочитание 78

41. Почитание святых мощей 80

42. Пост 80

Приложение I. Православие и общественная жизнь 82

1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 82

2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 82

3. Евангельский нравственный закон 82

4. Церковь, мир и Право 82

5. Что есть Право 82

6. Право и нравственность 83

7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 83

8. Оценка Права по его содержанию 84

9. Социальный вопрос 84

10. Воля Божия и общественные задачи 85

Приложение II. Православие и инославие 86

А. Римская церковь 86

1. Основные отличия Римской веры от Православия 86

2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 86

3. Учение о папской власти 86

4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 87

5. Учение о человеке до и после грехопадения 88

6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 88

7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 89

8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 89

9. Общее в Православии и Католичестве 89

Б. Протестанты 90

В. Англиканство 91
^

Часть 1. Бог-Троица

1. Христиане славят Бога-Троицу


"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" - вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. "Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа", - возглашает священнослужитель в начале Божественной литургии.

В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице - наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица.
^

2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь


Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу Пресвятой Троице только христиане, и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и то, что "Бог есть Любовь" (1Ин.4:8). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть Любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он - Любовь.

Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например супругов, семью, друзей. Относительно людей - это больше слова, чем действительность. Но Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью.
^

3. Бог-Троица есть совершенное единство в Любви


Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Дух Святой - Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.
^

4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы


Мы славим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, потому что целью сотворения и жизни человека является уподобление Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними, по образу Лиц Пресвятой Троицы. Догмат Пресвятой Троицы - догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви - дает нам твердое основание верить, что, стремясь к единству всех на земле, мы, христиане, гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и чт.е. самый принцип подлинной жизни. Зная, что Сам Бог есть высшее единство в любви, бояться ли нам кого-нибудь, кто ненавидит, кто разъединяет, кто хочет убить или разлучить? Таково жизненное значение для нас догмата о троичности Бога.

"Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".
^

5. Бога можно знать, поскольку Он Сам нам открывается


Познать Бога по-настоящему, проникнуть до конца в тайну Пресвятой Троицы мы не можем. Если сердце человека и загорается на время чистой любовью, ему не вместить в полной мере пламени Божественной любви, которая пылает неослабно и вечно. Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь. Но если сердце не может до конца вместить и познать Божественную любовь, тем менее это может сделать разум; он разбирается только в том, в чем уже удостоверилось сердце. Если все же мы знаем что-либо о Боге, то потому только, что Бог Сам нам открывается. Мы знаем о Боге из Божественного Откровения, которое есть излучение Божественной любви, ее свет.
^

6. "Я есмь Сущий"


Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть Сущий. Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кт.е.; так Сам Бог назвал Себя Моисею (Исх.3:14). По-древнееврейски это Имя Божие есть Ягве. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь.
^

7. Совершенство Божие. Его единство и простота


Совершенство Божие означает прежде всего, что Бог ни в чем не нуждается, что Он ничего не лишен. Бог - это полнота всех качеств, и каждое Его качество совершенно, а вместе они сочетаются в полной гармонии. В этом заключается полное единство Божие, Божия простота. Святые люди, в сердце своем переживавшие близость Божию, единогласно утверждают, что Бог прост. Однако простота Бога не означает отсутствие в Нем богатства, или множества, свойств. В сотворенном мире предметы, как образы Прекрасного, дают нам примеры такого единства во множестве, или простоты при богатстве. Так, в хорошем музыкальном произведении имеется большое богатство звуков и их сочетаний, а все-таки оно воспринимается как единое и простое целое. И чем больше мы ощущаем это единство и простоту, тем охотнее мы называем его гениальным и даже божественным. И в этом не ошибаемся, так как именно Бог бесконечно богат Своими качествами, но всегда Един и Прост.
^

8. Как надо думать о различных свойствах Божиих


Мы, христиане, исповедуем еще, что Бог, как совершенный, есть Дух вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный. Бог обладает всеми этими свойствами сразу и всегда. Бог никак не может быть, например, всемогущим и всезнающим, не будучи всеблагим. Все свойства Божий, как солнечные лучи, исходят от Триединого Бога. Потому Бог превыше единства и простоты. Он Един в Троице, и Троица во Единице.
^

9. Бог личен


Поистине и до конца жизни личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог всегда есть то, чем Он хочет быть.

Называя Бога Лицом, Личностью, Ипостасью, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие. Все, что не имеет личного бытия, есть бытие несовершенное и несамостоятельное. В своей низшей форме неличное бытие есть вещь.

Личность всегда оригинальна, и все, что происходит от нее, носит ее особую печать. Личность способна соединяться с другими личностями для взаимного восполнения. Но до конца определить, что такое личность, нельзя. Она есть самый основной, самый глубокий и самый сокровенный корень бытия.
^

10. Сущность Божия, или содержание Его Личности


Мы исповедуем еще, что три Лица Божий единосущны, т.е. каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви. Сущность (усия) - это то, что составляет содержание личности. Например, у ребенка в содержание его личности, в значительной мере, входит игра и обучение. Содержанием личности композитора, кроме множества общих всем людям переживаний, является еще целый мир звуков.

Сущность Божия, или содержание Его Личности, для нас непознаваема. Но все же мы можем сказать, что к Его сущности относятся: истина, любовь, красота, святость. Таким образом, Бог открывает Свое содержание, или Свою сущность, в Своих Божественных свойствах, или энергиях.
^

11. Мы верим в Бога живого


Наш Бог, Единый в Трех Лицах, не отвлеченное понятие. Священное Писание открывает нам взаимную любовь Лиц Святой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа; а также и то, что Божественная любовь распространяется на всю тварь. Эти Божественные отношения, или Божественная деятельность, и проистекающая отсюда слава Божия в сотворенном мире являются откровением о Божественной жизни, общей для Трех Лиц Святой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, действующих всегда совместно.

Проявления Божественной жизни в Священном Писании, т.е. предвечной Божией деятельности, или энергии, свидетельствуют о Божием совершенстве, проистекающем из самой Божественной сущности.

12. Бог-Отец


Бог-Отец безначален. Его Личность, сущность и жизнь никем не обусловлены, ни из какого другого начала, кроме Самого Бога-Отца, не происходят. Он имеет совершенную любовь, а предметом совершенной любви может быть только другое совершенное лицо. Но любовь двух лиц как бы носит в себе опасность противопоставления. Совершенная любовь Божия превосходит противостояние двух в предвечном и всеобъемлющем единстве Трех Божественных Лиц.

Бог-Отец, предвечно личный, предвечно рождает Бога Сына и предвечно изводит Святого Духа. В предвечном рождении Сына Божия и изведении Святого Духа выражается бесконечная любовь Бога-Отца: Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу. Божественная сущность также происходит от Бога-Отца, и в этом смысле богословие говорит о "монархии" Бога-Отца (от греческого: единственный принцип, или единственное начало).

Бог-Отец раскрывает Свою сущность и Свою жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях. В Сыне Своем Бог-Отец выражает Свою сущность, и потому Бог-Сын именуется Словом Божиим, Логосом, или Образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога-Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца.

О тайне предвечного рождения Сына Божия от Отца говорится в первых строках Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога".
^

13. Бог-Сын, Бог-Слово


Сын Божий всецело является образом Отца и Его Словом. Он имеет Свое начало в Отце, но нельзя ни на мгновение помыслить, что когда-либо Сына Божия не было. Бог живет не во времени, а в вечности, где нет ни прошлого, ни будущего, где все пребывает в неизменном настоящем. Нельзя помыслить и того, что Бог-Сын в какой-либо мере неравен Отцу, например, что у Него иная сущность, чем у Отца, или что Он несовершенная личность. Он есть "Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного".
^

14. Ересь Ария


Не умея представить себе вечность, думая, что вечность есть как бы бесконечно длящееся время, пресвитер IV века Арий учил, что Сын Божий не совечен Отцу, но что Он особое высшее творение. Он думал, что если Сын Божий рождается от Отца, значит было время, когда Его не было. Он не мог себе представить, что если Отец от века безначален, то Сын от века имеет началом Отца. Отец является всегда Отцом, потому что у Него всегда есть Сын.

Учение Ария вызвало долгую церковную смуту. Святой Афанасий Великий показал, что если Сын Божий был сотворен, то, воплотившись, Он не мог бы нас спасти. Если не Бог стал человеком, то и человек не может обожиться, не может спастись, не может соединиться с Богом.
^

15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия


В мире сотворенном трудно найти пример, который помог бы нам представить предвечное рождение Бога Слова от Отца. Так, человеческая мысль, выраженная в ярком художественном слове или образе, не есть самостоятельное живое существо. Также ребенок, рождаясь, принимает только частично некоторые свойства отца, при этом принимает их бессознательно, как и отец бессознательно передает их ребенку; кроме того, у ребенка есть мать. Поэтому не подобает представлять тайну происхождения Божественных Ипостасей наподобие человеческого родства. Отдаленную аналогию некоторые богословы находят в духовном влиянии учителя на своего последователя, иначе говоря, в духовном отцовстве и сыновстве. В этом смысле апостол Павел пишет: "Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
^

16. Святой Дух


Бог-Отец не только предвечно рождает Сына, Он также предвечно изводит Святого Духа, "Который от Отца исходит" (Ин.15:26).

В Священном Писании и в творениях святых отцов можно найти много удивительных слов о Святом Духе и множество Его именований. Дух Святой является как бы Дыханием Отца, когда Отец произносит Свое Предвечное Слово. Дух Святой есть также как бы порыв любви или сила любви Отца, отдающего все Свое Сыну. Это вдохновение Отца, открывающего Себя в Сыне - Слове Своем. Он же именуется Красотой или Светом Божественной Истины, воссиявшей в Сыне, носящем образ Отца. Он же и Слава Божия, Слава Божественной любви и гармонии, царствующей в Святой Троице, или блаженство Божественной любви. Еще называют Святого Духа Благоуханием и Цветом Божества; наконец, Жизнью Отца, Жизнью Сына, Божественною Жизнью, олицетворенной в Третьем Лице Святой Троицы. Он есть "жизни Податель", Дух Животворящий и Утешитель. Таким образом Святой Дух является личным выражением жизни.
^

17. Божественность Святого Духа


Так же как Бог-Слово, Дух Святой есть Бог, равный Отцу. Он вечен, как вечен Бог-Отец и как вечен Сын Божий. Будучи как бы олицетворенной жизнью и дыханием Отца, Он и Сам в Себе имеет полноту Божественной жизни. И если Он есть Любовь Отца и Любовь Сына, Он и Сам в Себе есть Любовь. Сущность Духа Святого и все содержание Его личности те же, что у Отца и Сына. Как и Сын Божий, Свою Божественную сущность Святой Дух принимает от Отца. Святой Дух открывает Божественную жизнь Отца через Сына - Божие Слово.
^

18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы


Иногда для пояснения тайны Пресвятой Троицы отцы Церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло. Пользуются они и образами душевно-телесными, как-то: мысль, выраженная словом и передаваемая звуком, при помощи дыхания.
^

19. Пути познания Бога


Утверждая и высказывая что-либо о Боге, надо всегда помнить, что Бог настолько превосходит все сотворенное, что все наши понятия и слова к Нему по-настоящему неприложимы. Наши слова относятся к сотворенному предметному миру, но Бог вовсе не предмет. Все предметы, которые мы изучаем, являются частью некоего целого, а Бог не является частью этого целого, ни даже самим этим целым. Учители Церкви настаивают, что, говоря о Боге, было бы правильнее не утверждать, что Бог есть то или это, а, напротив, говорить, что Бог не есть ни то, ни это.

"Бог бесконечен и непостижим, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и собственно единственное, что нам дано понять, - это Его бесконечность и непостижимость". А святой Григорий Палама писал: "Мы не можем ни представить, ни описать сверхъестественную природу Бога". Святой Василий Великий напоминает, что наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворенного мира.

Богословие, в котором говорится о Боге в отрицательных терминах, называется апофатическим.

Размышления о том, что Бог не есть ни это, ни то, а что Он всегда выше всякого нашего представления, помогает нам духовно к Нему приблизиться. Это не простая игра ума, а некоторое его приспособление смирением приблизиться к высшему познанию, т.е. личному приобщению к Богу, Который, вочеловечившись, по Своей любви выходит из Своей непостижимой сущности, открывается нам, беседует с нами и отдается нам в Святых Таинствах. Апофатическое богословие есть приглашение для постижения Бога отрешиться от всего земного не только умом, но и сердцем, так как, по слову Самого Господа, только "чистые сердцем Бога узрят" (Мф.5:8).

Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух истины и он получает познание Бога.






оставить комментарий
страница1/5
Дата04.03.2012
Размер1,56 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх