Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство специализации 070102. 02 Оркестровые струнные инструменты icon

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство специализации 070102. 02 Оркестровые струнные инструменты


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство...
«Инструментальное исполнительство»...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 070102...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 070102...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебная программа среднего профессионального образования по специальности №070102...
Учебно-методический комплекс для студентов...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВИОЛОНЧЕЛЬ)»

Учебно-методический комплекс

для студентов

специальности 070102 Инструментальное исполнительство

специализации 070102.02 Оркестровые струнные инструменты


Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3

Требования к уровню подготовки выпускника…………………………………………………………3

Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………………………….5

Методические рекомендации …………………………………………………………………………….5

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………….6

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………………….7

Формы отчётности………………………………………………………………………………………...14

Исполнительская подготовка…………………………………………………………………………….14

Самостоятельная работа студентов………………………………………………………………………15

Формы самостоятельной работы ………………………………………………………………………...15

Примерные программы Итогового государственного экзамена……………………………………….15


Библиографический список………………………………………………………………………………16

Список аудиозаписей……………………………………………………………………………………..16

Список видеозаписей……………………………………………………………………………………..18

^ Пояснительная записка


Специальность 070102 Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001г., №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 070102 Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты – очная.

Нормативный срок освоения 3 года 10 месяцев, как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования.

Квалификации выпускника:

-  артист оркестра (ансамбля);

-  преподаватель игры на инструменте;

Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве исполнителя на избранном инструменте в профессиональных и самодеятельных концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях, а также в качестве преподавателя игры на инструменте в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования.

^ Выпускник должен уметь: играть на избранном инструменте, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана; играть в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные произведения классической и современной музыки; читать с листа несложную музыкальную литературу для своего инструмента, а также ансамблевые и оркестровые партии.

^ Выпускник должен знать: принципы организации руководства ансамблем, оркестром; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, методику преподавания игры на избранном инструменте; репертуар ДМШ; особенности психологии различных возрастных групп обучающихся; основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.


^ Требования к уровню подготовки выпускника по специальности Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты:

^ Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;

  • имеет представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознает себя и свое место в современном обществе;

  • знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, умеет учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладает экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • владеет широким кругозором; готов к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • способен к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • проявляет ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;

  • готов к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеет профессиональной лексикой;

  • знает принципы научной организации своего труда, готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • обладает устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремится к творческой самореализации;

  • знает основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.

По специальным дисциплинам выпускник должен знать:

  • сольный, ансамблевый и оркестровый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

  • теоретические основы и историю исполнительства на данном инструменте;

  • специальную литературу по профессии;

  • историю музыкального образования в России, специфику сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;

  • педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;

  • профессиональную терминологию;

  • специфику ансамблевого исполнительства;

  • основы организации репетиционной работы в качестве концертмейстера;

  • современную методологию преподавания в учреждениях музыкального образования;

  • музыкальную литературу для избранного инструмента;

Выпускник должен уметь:

  • читать с листа, транспонировать;

  • адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;

  • профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;

  • организовать обучение учащихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки;

  • играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач.

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 070102 Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты выпускник должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Предмет «Специальный инструмент» (виолончель) в колледже искусств по специальности 070102 Инструментальное исполнительство специализации Оркестровые струнные инструменты является составной частью профессиональной подготовки студентов.

Цель данного предмета – развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для продолжения обучения в ВУЗе, и дальнейшей практической деятельности выпускников в качестве артистов оркестра и преподавателей Детских школ искусств (детских музыкальных школ).

^ Задачи предмета:

–– практическое обучение игре на инструменте;

–– воспитание свободной и естественной постановки (организация целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами);

–– овладение различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение переходов и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато;

–– воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыков правильного распределения смычка, освоение штриховой техники;

–– развитие точной интонации и качества звукоизвлечения — важнейшим средствам музыкальной выразительности;

–– овладение навыками использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения;

–– формирование у студентов широкого музыкального кругозора в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов;

–– развитие навыков самостоятельной работы над художественным произведением и учебно-вспомогательным материалом.

–– изучение произведений, разнообразных по содержанию, форме, стилю и фактуре, способствующих всестороннему формированию музыкально-исполнительских навыков.

–– развитие эстетических потребностей и вкусов;

–– формирование широкого музыкального кругозора;

–– обучение правильно организованной самостоятельной домашней работы (рациональное использование времени).


^ Методические рекомендации

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Необходимо развивать в нем сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат. Вместе с тем важно научить студента самостоятельно работать с текстом, уметь грамотно читать, анализировать и точно воспроизводить все темповые, ритмические, динамические обозначения, знать музыкальные термины, контролировать слухом качество исполнения.

Наряду с классами оркестра, камерного ансамбля и квартета в специальном классе следует постоянно уделять внимание развитию навыков грамотного чтения нотного текста с листа.

Необходимым условием будущей профессиональной деятельности студента является развитие навыков ансамблевого исполнительства. Одна из важнейших задач педагога – воспитание у студента навыков самостоятельной работы, умение применить приобретенные знания на практике, в том числе при изучении новых произведений. Выпускник училища должен обладать достаточными знаниями для расстановки штрихов, аппликатуры, определения технических трудностей и способов их преодоления.


^ Учебно-тематический план


Курс

семестр


Наименование тем


Вид отчетности

Всего

трудоёмк.

Количество часов

Самостоятельная работа


I курс

1 семестр


– 2-3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 3 - 4 этюда на различные виды техники

– Старинная соната

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Контрольный урок


71

54

17


I курс

2 семестр


– 2-3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4- 5 этюдов на различные виды техники

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Два технических зачета

Академический концерт

Экзамен

72

54

18


II курс

3 семестр



– 2 - 3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– полифоническое произведение

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Зачет

71

54

17


II курс

4 семестр


– 2 - 3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– полифоническое произведение

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Два технических зачета

Академический концерт

Экзамен

72

54

18


III курс

5

семестр


– 3 - 4 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– Часть из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Зачет

71

54

17


III курс

6 семестр


– 3 - 4 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– Часть из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Два технических зачета

Академический концерт

Экзамен

72

54

18


IV курс

7 семестр


– Четырехоктавная мажорная и минорная гамма, арпеджио, штрихи двойные ноты

– 3 этюда на различные виды техники

– Прослушивание части программы

Итогового государственного экзамена


Технический зачет

Академический концерт


69

51

18


IV курс

8 семестр


Прослушивание программы итогового государственного экзамена

^ Программа итогового государственного экзамена:

– Одна-две части из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы (I часть или II-III части концерта)

– Виртуозная пьеса

– Пьеса кантиленного характера


Академический концерт


Государственный экзамен

74

54

20




Итого:




572

429

143

^ Содержание учебной дисциплины

Основой учебного материала является русская, зарубежная классика, советская музыка, произведения современных композиторов и учебно-вспомогательный материал.

Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровню его общемузыкального развития.

Индивидуальные планы составляются преподавателем для каждого студента к началу первого и второго полугодия, отчет об их выполнении с приложением характеристики работы студента предоставляется педагогом в конце года.

Программы ИГА обсуждаются и утверждаются цикловой комиссией в первом полугодии 4 курса.


I курс


Воспитание правильных мышечных ощущений, устранение излишних напряжений, достижение необходимой свободы исполнения.

Воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыков правильного распределения смычка и струн, максимально полное освоение штриховой техники. Качество исполнения во многом определяется владением техникой штрихов. Штрихи должны стать одним из главных средств выразительности. Освоение штриховой техники осуществляется в упражнениях, гаммах, этюдах, а также в специально подобранных пьесах. Необходимо развивать навыки соединения как родственных штрихов, так и значительно отличающихся по характеру и приемам выполнения.

Работа над различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение и смена позиций; работа над этюдами, гаммами, арпеджио, аккордами, двойными нотами (терции, сексты, октавы). Требования, предъявляемые к качеству звука, точности интонирования, устойчивости ритма, не снижаются при работе над техническим материалом.


^ Упражнения, гаммы, этюды


Кленгель Ю. Ежедневные упражнения.

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио.

Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели.

Избранные этюды. Составитель Мардеровский Л.

Дж. Дотцауэр Этюды

Ж.Л. Дюпор Этюды. Ред. Грюцмахер


Сонаты

Арности И. Соната ми минор.

Вивальди А. 6 сонат.

Джеминиани И. 6 сонат.

Дюпор Ж. Соната соль мажор.

Капорале Э. Соната ре минор.

Марчелло Б. 6 сонат.

Ромберг Б. Сонаты си-бемоль мажор и ми минор.

Саммартини А. Соната соль мажор.

Эккльс И. Соната соль минор.


Концерты


Бах И.Х. (Казадедюс) Концерт до минор.

Бреваль А. Концерт до мажор.

Вивальди А. Концерт до мажор, ля минор, соль мажор.

Гендель Г. Концерт до мажор.

Гольтерман Г. Концерт № 3 си минор

Гоэнс Д. Концерт ля минор.

Мони М. Концерт.

Ромберг Б. Концерты №№1-4, Концертино.

Поппер Д. Концерт ми минор.

Стамец И. Концерт до мажор.

Гольтерман Г. Концерт № 3 си минор.


Пьесы


Айвазян А. Армянский танец. Грузинский танец. Концертный этюд.

Александров А. Ария.

Бах И.С Ариозо

Вержбилович А. Этюд для виолончели и фортепиано.

Власов Мелодия.

Гендель Г. Ларгетто.

Гоэнс Д. Скерцо.

Давыдов К. Романс без слов.

Дворжак А. Мелодия.

Кюи Ц. Восточная мелодия.

Поппер Д. Гавот. Сельский танец.

Прокофьев С. Скерцо.

Рахманинов С. Романс фа мажор.

Рубинштейн Н. Прялка. Мелодия.

Сен-Санс К. Лебедь.

Чайковский П.И. Баркарола. Осенняя песнь. Песня без слов. Колыбельная.


II курс


Работа над важнейшими средствами музыкально – художественного исполнения: точностью прочтения музыкального текста, чистотой и выразительностью интонации, ритмической точностью, разнообразием вибрации, правильным подбором аппликатуры, соблюдением динамики, фразировки.

Постоянное внимание необходимо уделять интонации. Точная интонация – одно из первых условий музыкально-художественного исполнения, важнейшее средство выразительности.

Работа над интонацией включает: развитие музыкального слуха и самоконтроля (игра в медленном темпе, проверка высоты звуков, внимательное вслушивание в чисто интонированные звуки, их запоминание ); приобретение устойчивых навыков интонирования в одной позиции, смене позиций; многократную проверку правильных движений левой руки в различных темпах.

Для чистоты интонирования, ощущения тональности, совершенствования приемов звукоизвлечения, развития «управляемой» пальцевой беглости особое значение имеет работа над гаммами (в одноголосном изложении и двойными нотами) и арпеджио.

Большое внимание следует уделять игре двойными нотами и развитию аккордовой техники.

Переходы, смена позиций являются не только одним из основных разделов виолончельной техники, но и важнейшим средством выразительности. Поэтому, добиваясь точной интонации и двигательной свободы в переходах, необходимо иметь в виду их музыкально-выразительное звучание в контексте исполняемого произведения, а так же отчетливо представлять техническую схему смены позиций.

Знакомство с полифоническим стилем (исполнение сюит для виолончели соло И.С.Баха).


^ Упражнения, гаммы, этюд


Грюцмахер Ф. 24 этюда. Соч. 38. Тетр. I.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. / Ред. А. Лазько.

Дотцауэр Ю. Избранные этюды.

Кальянов С. Избранные этюды. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система уп­ражнений).

Сборник этюдов для виолончели. / Ред. Л.Гинзбург, С.Козолупов.


Сонаты


Ариости А. Соната ре минор.

Базалер П. Французская сюита.

Бах И.С. Сюита для виолончели соло № 1

Боккерини Л. 6 сонат.

Бреваль Ж. Сонаты соль мажор, до мажор.

Корелли А. Сонаты соль мажор, ре мажор, Фолия.

Телеман Г. Соната ми минор.

Маре А. Фолия.

Концерты


Бах И.С. (Пятигорский) Концерт соль мажор.

Бреваль Ж.Б. Концерт № 2.

Вивальди А. Концерт № 9 си минор.

Гайдн Й. (Поппер) Концерт до мажор.

Гайдн Й Концерт до мажор малый.

Гайдн Й Концерт ре мажор малый.

Гендель Г. Концерт до мажор.

Гольтерман Г. Концерты №№1-5.

Гоэнс Д. Концерт ля минор.

Лео Л. Концерт ре мажор.

Ромберг Б. Концерт ре мажор.


Пьесы

Александров А. Ария.

Амиров А. Элегия.

Арутюнян А. Экспромт.

Бах И.С. Адажио. Ария.

Балакирев М. Романс.

Бизе Ж. Менуэт из сюиты «Арлезианка»

Брусиловский Е. Серенада.

Гедике А. Импровизация до мажор.

Гендель Г. Ария. Ларгетто.

Глазунов А. Испанская серенада. Арабская мелодия.

Давыдов К. Осенняя песнь.

Деплан Дж. Интрада.

Кюи Ц. Кантабиле.

Раков Н. Романс. 9 пьес для виолончели.

Рахманинов С. Прелюдия.

Римский-Корсаков Н. Серенада.

Форе Г. Жалоба. Сицилиана.

Цинцадзе С. Колыбельная. Грузинские напевы.

Чюрленис М. Прелюдия.


III курс


Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий, изучение музыкальных стилей, жанров старинной, классической и современной музыки.

Овладение полифоническим стилем (исполнение сюитдля виолончели соло И.С.Баха).

Постоянное повышение уровня технической оснащенности.

Работа над звукоизвлечением. В основе техники звукоизвлечения лежит ясное слуховое представление. Качество звука во многом зависит от таких факторов, как скорость движения смычка, сила нажима смычка на струну, выбор участка струны. Звук должен быть ясным, ровным, насыщенным по тембру, гибким в изменении звуковых красок и нюансов.

Ярким художественным приемом является вибрация. Характер вибрации должен быть обусловлен художественным содержанием произведения и органически связан с исполнительской трактовкой.

Очень важно не упускать из виду работу над динамикой – одним из основных средств выразительности, - добиваться точного выполнения указанных в тексте динамических обозначений, избегать однообразной, «бесцветной» игры.

Воспитание самостоятельности в работе студентов (включение в программу самостоятельно подготовленных произведений). Важно научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, овладеть приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности, стремиться к созданию интерпретаций, адекватным композиторским замыслам.


^ Упражнения, гаммы, этюды


Грюцмахер Ф. 24 этюда. Соч. 38. Тетр. I.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели / ред. А. Лазько.

Дотцауэр Ю. Избранные этюды.

Кальянов С. Избранные этюды.

Поппер Д. 25 этюдов высшей трудности.

Пиатти А. 12 каприсов.

Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система уп­ражнений).

Сборник этюдов для виолончели / ред. С.Козолупов


Сонаты


Бах И.С. Сюиты для виолончели соло № 1-3, отдельные части.

Боккерини Л. Соната соль мажор, до мажор.

Бреваль Ж.Б. Соната ре мажор.

Геништа Й. Соната.

Кодай З. Сонатина.

Скарлатти А. Сонаты.

Франкёр А. Соната ми мажор.


Концерты


Бах И.С. Концерт до минор.

Боккерини Л. (Грюцмахер) Концерт ре мажор.

Гайдн Й Концерт до мажор малый.

Гайдн Й Концерт ре мажор малый.

Гольтерман Г. Концерты №№ 1-5.

Давыдов К. Концерты №№ 1,3

Кабалевский Д. Концерт № 1.

Пиатти А. Концерт.

Поппер Д. Концерт соль мажор.

Ромберг Б. Концерт № 10.


Пьесы


Бах. И.С. Ария.

Бородин А. Хор и пляска половецких девушек из оперы «Князь Игорь».

Вержбилович А. Вальс.

Глазунов А. Мелодия.

Кассадо Г. Серенада.

Гранадос Э. Интермеццо.

Поппер Д. Тарантелла. Прялка.

Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Сен-Санс К. Аллегро-аппассионато.

Цинцадзе С. Токката.

Форе Г. Прялка. Элегия.

Чюрленис М. Ноктюрн.

Шапорин Ю. Пьесы.

Шопен Ф. Мазурка.

Шостакович Д. Адажио.


IV курс


Подготовка к итоговому государственному экзамену.

Воспитание сценической выдержки, навыков самоконтроля и стабильности исполнения. Совершенствование навыка первоначального прочтения и охвата произведения в целом.

Вырабатывать умение анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально – теоретических дисциплин

Важная составляющая работы в профессиональном обучении – это организация ритмической дисциплины. Воспитание у студента правильных представлений о ритме, метре и темпе должно быть постоянно в поле зрения преподавателя.

На протяжении всех лет обучения следует совершенствовать навыки распределения смены смычка и струн, поскольку именно правильное распределение смычка обеспечивает выполнение штриха в наиболее целесообразной для него части, играет важную роль при постепенном или внезапном переходе из одного участка смычка в другой, способствует достижению смысловой выразительности музыкальной фразировки.

На старших курсах большое внимание должно быть уделено освоению художественных и технических особенностей современной музыки. В этот период рекомендуется особенно активно включать в репертуар произведения русских и зарубежных композиторов XX века.


^ Упражнения, гаммы, этюды


Грюцмахер Ф. 24 этюда. Соч. 38. Тетр. I.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели / ред. А. Лазько.

Дотцауэр Ю. Избранные этюды.

Кальянов С. Избранные этюды.

Поппер Д. 25 этюдов высшей трудности.

Пиатти А. 12 каприсов.

Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система уп­ражнений).

Сборник этюдов для виолончели / ред. С. Козолупов.

Фитценгаген В. Технические упражнения для виолончели.

Франком О. 12 каприсов.

Сонаты


Бах И.С. Сюиты для виолончели соло № 1-3.

Бетховен Л. Вариации на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта».

Боккерини Л. Сонаты № 1-3.

Бреваль Ж.Б. Соната соль мажор.

Лизогуб И. Соната соль минор.

Тессарини К. Соната Фа мажор.

Концерты


Боккерини Л. (Грюцмахер) Концерт Си-бемоль мажор.

Боккерини Л. (Грюцмахер) Концерт Ре мажор.

Давыдов К. Концерты №№ 1,3.

Лало Э. Концерт ре минор.

Пиатти А. Концерт ре минор.

Прокофьев С. Концертино.

Ромберг Б. Концерт № 10 ми мажор.

Сен-Санс К. Концерт ля минор.

Тартини Дж. Концерт.


Пьесы


Аренский А. Маленькая баллада. Юмореска.

Асафьев Б. Соло из балета «Бахчисарайский фонтан».

Балакирев А. Романс.

Вивальди А. Адажио.

Глазунов А. Песня менестреля. Элегия.

Гранадос Э. Интермеццо.

Давыдов К. У фонтана.

Дога Е. Романс.

Прокофьев С. Адажио из балета «Золушка».

Раков Н. Поэма.

Рахманинов С. Вокализ. Романс фа минор.

Римский-Корсаков Н. Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане».

Скрябин А. Романс.

Форе Г. Пробуждение. Прялка.

Чайковский П.И. Пьесы.

Цинцадзе С. Чонгури.


^ Формы отчетности

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, технических зачетах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

В качестве формы отчетности в первом, третьем, пятом и седьмом семестре является зачет, во втором, четвертом, шестом семестре – экзамен. По окончанию курса – Государственный экзамен.


^ Исполнительская подготовка


Важной составной частью учебного процесса является исполнительская подготовка. Это наиболее конкретная и действенная форма проверки знаний и навыков, приобретенных в классе специальности. Учебным планом предусматривается объем 907 часов состоятельной работы за 4 года обучения.

Исполнительская подготовка развивает такие необходимые музыканту-исполнителю качеств, как собранность, воля, выдержка, артистизм поведения на эстраде и включает в себя подготовку студента к выступлениям на экзаменах, зачетах, академических концертах, к участию в конкурсах, открытых концертах цикловой комиссии или классов.

^ Руководство самостоятельной работы студентов

Цели и задачи


В классе специального инструмента развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских и педагогических принципов, самостоятельного мышления. Темп профессионального роста обуславливается творческой инициативой и самостоятельностью студента. Развитие способности самостоятельного музыкального мышления и умения без посторонней помощи приготовить произведение к исполнению является одной из центральных задач музыкального воспитания. Поэтому необходимо постоянно стимулировать творческую инициативу студента и систематически воспитывать у него навыки самостоятельной работы.


^ Формы самостоятельной работы


– Ежедневные самостоятельные занятия студентов (не менее 3–4 часов в день);

– Включение программу зачетов и экзаменов, самостоятельно подготовленных студентом произведений (этюд, пьеса);

– подготовка студентов к концертным выступлениям, участию в выездных просветительских концертах на различных площадках города;

– одним из основных требований, предъявляемых исполнителю, является умение быстро и правильно ориентироваться в нотном тексте. Поэтому необходимо у студента систематически и последовательно на всех курсах развивать навык чтения с листа. Его самостоятельная домашняя работа по чтению с листа должна проверяться регулярно педагогом по специальности;


^ Формы отчетности самостоятельной работы


В конце учебного года председатель цикловой комиссии назначает срок проведения контрольного урока по самостоятельной работе, на которой студент должен представить список его концертных выступлений за год, исполнить одно произведение (этюд, пьеса), подготовленное самостоятельно.


^ Примерные программы Итогового государственного экзамена


I

Бах И.С. Сюита № 1 (Сарабанда, Менуэт I-II, Жига).

Давыдов К. Концерт № 2.

Лядов А. Прелюдия.

Римский-Корсаков Н. Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане».


II

Бах И.С. Сюита № 2 (Прелюдия, Сарабанда).

Сен-Санс К. Концерт ля минор.

Глазунов А. Песня менестреля.

Давыдов К. У Фонтана.

III

Бах И.С. Сюита № 1 (Прелюдия, Сарабанда).

Лало Э. Концерт ре минор (I ч. или II, III части).

Чайковский П.И. Мелодия.

Шостакович Д.. Скерцо из Сонаты ре минор (II ч.).

IV


Бах И.С. Сюита № 1 (Сарабанда. Менуэт I-II, Жига).

Давыдов К. Концерт № 4.

Чайковский П.И. Размышление.

Кабалевский Д. Рондо «Памяти Прокофьева».

V


Бах И.С. Сюита №3 (Сарабанда, Жига,)

Боккерини Л. Концерт (I ч, или II,III части)

Шостакович Д. Адажио

Фрескобальди Дж. Токката


Библиографический список


  1. Беккер, Х. Техника и искусство игры на виолончели : методический очерк / Х. Беккер, Д. Ринар. – Москва : Музыка, 1978. – 288с.

  2. Борисяк, А. А. Очерки школы Пабло Казальса : учебное пособие / А. А. Борисяк. – Москва : Музыка, 1960. – 156с.

  3. Броун, А. В. Очерки по методике игры на виолончели : учебное пособие / А. В. Броун. – Москва : Музыка, 1960. – 277с.

  4. Берлянчик, М. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты : учебное пособте / М. Берлянчик, А. Юрьев. – Новосибирск : Музыка, 1973. – 144с.

  5. Гинзбург, Л. С. Работа над музыкальным произведением : учебное пособие / Л. С. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1961. – 289с.

  6. Гинзбург, Л. С. История виолончельного искусства : методические очерки / Л. С. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1978. – 447с.

  7. Готсдинер, А. Из опыта воспитательной работы в ДМШ : учебное пособие / А. Готсдинер. – Москва : Музыка, 1969. – 224с.

  8. Готсдинер, А. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки : учебное пособие / А. Готсдинер. – Москва : Музыка, 1963. – 153с.

  9. Григорьев, В. Ю. Методические взгляды Ю. И. Янкелевича : учебное пособие / В. Григорьев. – Москва : Музыка, 1983. – 225с.


Список аудиозаписей


  1. Альбенис, И. Малаченья соч.165 №3 [звукозапись] / И. Альбенис; исполн: Д. Шафран (виолончель), Н. Мусинян (ф-но).

  2. Бах, И. С. Шесть сюит для виолончели solo [звукозапись] / Бах И. С.; исполн : А. Васильева (виолончель) Бах И. С. Ария из сюиты №3, ре мажор[звукозапись] / Бах И. С.; исполн: М. Ростропович (виолончель), М. Ямпольский (ф-но) / симфонический оркестр.

  3. Бенда, Ф. Соната для флейты-траверсо и basso continuo(виолончель чембало), ми минор [звукозапись] / Ф. Бенда; исполн : Федотов (флейта-траверсо), Соболенко (виолончель).

  4. Бетховен, Л. Семь вариаций ми-бемоль мажор из «Волшебной флейты» Моцарта [звукозапись] / Бетховен, Л. ; исполн. : М. Садло (виолончель), З. Илек (ф-но).

  5. Бетховен, Л. Соната № 4 для виол-ли и ф-но, до мажор, соната № 5 ре мажор [звукозапись] / Бетховен, Л. ; исполн. : М. Садло (виолончель), З. Илек (ф-но).

  6. Бетховен, Л. Соната №3 ля мажор [звукозапись] / Бетховен Л. ; исполн: Э. Фейрман (виолончель), М. Хесс (ф-но).

  7. Бетховен, Л. Сонаты № 1 фа мажор, №4 до мажор, №5 ре мажор [звукозапись] / Л. Бетховен ; исполн. : М. Ростропович (виолончель), С. Рихтер (ф-но).

  8. Бетховен, Л. Сонаты №5 ре мажор, №4 до мажор, №2 соль мажор, №3 ля мажор [звукозапись]/ Бетховен, Л. ; исполн. : Д. Шафран (виолончель), А. Гинзбург (ф-но).

  9. Бетховен, Л. Соната №1 фа мажор [звукозапись] / Бетховен Л.; исполн: Д. Шафран (виолончель), А. Гинзбург (ф-но).

  10. Бетховен, Л. Концерт до мажор для скрипки, виолончели и ф-но с орк. [звукозапись] / Бетховен Л.; исполн. : С. Рихтер, Д. Ойстрах, М. Ростропович.

  11. Боккерини, Л. Рондо [звукозапись] / Боккерини Л.; исполн. : К. Георман (виолончель), М. Ланкин (ф-но).

  12. Бородин, А. Песни и романсы [звукозапись] / Бородин А.; исполн. : В. Симон (виолончель), А Ведерников, И. Гусельников (ф-но).

  13. Волков, К. Двойной концерт для сопрано, виол и камерного орк [звукозапись] / К. Волков ; исполн. : Лебедева (сопр), М. Тарасова (виол), камерный оркестр.

  14. Вивальди, А. Концерт для двух скрипки, виолончели и оркестра, ре минор [звукозапись] / А. Вивальди ; исполн. : Б. Корфич, И. Шабковский (скрипка), З. Зальцайло (виолончель).

  15. Вилла-Лобос, Э. Прелюдия из бразильской бахианы №1 [звукозапись] / Э. Вилла-Лобос; исполн. : М.Ростропович (виолончель), ансамбль виолончелистов.

  16. Гендель, Г. Пассакалия из сюиты №7 соль минор [звукозапись] / Г. Гендель; исполн. : Л. Коган (скрипка), М Ростропович (виолончель).

  17. Гендель – Флеш. Молитва, Марш из кантаты [звукозапись] / Гендель; исполн. : К. Флеш (скрипка).

  18. Губайдуллина, С. «Семь слов» [звукозапись] / С. Губайдуллина; исполн. : Вл. Тохана (виолончель).

  19. Губайдуллина, С. Концерт для виолончели и органа [звукозапись] / С. Губайдуллина ; исполн. : И.Подоранский (виолончель), В Русо (орган).

  20. Дворжак, А. Думки Трио [звукозапись] / А. Дворжак; исполн. : М. Безверхний (виолончель), М. Уткин (скрипка).

  21. Дворжак, А. Концерт для виолончели [звукозапись] / А. Дворжак; исполн. : М.Ростропович (виолончель).

  22. Денисов, Э. Вариации на тему Гайдна [звукозапись] / Э. Денисов; исполн. : И. Монигетти (виолончель).

  23. Денисов, Э. Вариации на тему канона[звукозапись] / Э. Денисов; исполн. : Монигетти (виолончель).

  24. Кастельоно, А., Стельтарелла. «Роза» [звукозапись] / А. Кастельоно; исполн. : Васильева (виола), Богуславский (виолончель).

  25. Кленицкис, А. «Поэма-концерт» [звукозапись] / А. Кленицкис; исполн. : Шендеров (виолончель) / Симфонический государственный оркестр.

  26. Клова, В. Концерт [звукозапись] / В. Клова; исполн. : Шендеров (виолончель)

  27. Кодай, З. Соната для виолончели [звукозапись] / З. Кодай; исполн. : Горохов Л. (виолончель).


Список видеозаписей


  1. Боккерини, Л. Камерный концерт соль мажор / С. Пешков (виолончель) – солист/Камерный оркестр «Бах».

  2. Гайдн, И. Концерт для виол-ли с орк, до мажор / С. Пешков (виолончель) / Камерный оркестр «Бах» / Дир Кац.

  3. Сен-Санс, К. Концерт №1 для виол-ли с орк / М. Ростропович (виолончель) / Российский национальный оркестр / Дир Паоло Бергмуд.

  4. Сен-Санс, К. Концерт №1 для виол-ли с орк в док фильме «Подсолнух» реж. Н. Беляев/ М. Ростропович / Омский симфонический оркестр / Дир Е.Шестаков.

  5. Бах, И. С. Шесть сюит для виолончели соло / М Майский.

  6. Боккерини, Л. Адажио и аллегро из шести сонат / К. Родин (виолончель), Н. Егоров (орган).

  7. Брамс, И. «Ода Сафо», «Звучат нежней свирели», «Одиночество в поле», «Верное сердце» / М. Майский (виолончель), П. Гилилов (ф-но).

  8. Вивальди, А. Соната №5 в четырёх частях, Адажио (фрагмент) / К. Родин, Н. Егоров (ф-но).

  9. Саммартини, Д. Соната соль мажор / К. Родин (виолончель), Н. Егоров (орган).

  10. Шнитке, А. Сюита в старинном стиле / Д. Шафран (виолончель), А. Гинзбург (ф-но).

  11. Шостакович, Д. Соната ре минор/ Д. Шафран (виолончель), А. Гинзбург (ф-но).

  12. Шуберт, Ф. «Литания на праздник Всех Святых», «У моря», «Лебединая песня», «Обман», «Зимний путь» / М. Майский (виолончель), П. Гимелов (ф-но)

  13. Ростропович, М. Виолончель / Документальный фильм / М. Ростропович в программе Сати Спиваковой «Мои истории» / документальные фильмы : «Подсолнух» реж. Беляев, «Вечное движение. Вариации на тему М.Л.Р.».










Скачать 290,33 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер290,33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх