Http://www eparhia-saratov ru/index php?option=com content&task=view&id=5838&Itemid=323 icon

Http://www eparhia-saratov ru/index php?option=com content&task=view&id=5838&Itemid=323


Загрузка...
скачать
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5838&Itemid=323

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность

Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание студенческой молодежи может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем. Это утверждение не плод теоретических рассуждений, а опыт общемировой практики становления наиболее успешно развивающихся в политическом и экономическом аспекте государств. Как пример можно привести Германию, Японию и Китай, где экономический рост был не просто результатом успешной экономической политики, но и не в последнюю очередь обоснован опорой на национальный менталитет этих народов, выявлением тех идеалов и ценностей в культуре и традициях, благодаря которым происходила консолидация усилий нации и обоснование идеологии «прорыва».

Отсюда мы можем сделать вывод о благотворном влиянии патриотизма на личность молодого человека и утверждать, что патриотизм по своей сути способен воспитывать не только нравственные, но и социальные чувства гражданина.

В настоящее время, когда в общественной жизни наблюдается возрождение интереса к патриотическому воспитанию молодежи, основная тяжесть этих трудов должна ложиться на образовательную систему государства. Со своей стороны Русская Православная Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, может внести немалый вклад в сие благое дело.

Дело в том, что для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним (См.: Мф. 22, 37–38; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). Христианин-патриот любит свое отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить»(1). Поэтому для православного христианина выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, по мнению того же святого, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, потому что «земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах»(2).

В то же время любовь к отечеству в православном понимании подразумевает любовь не только к своему народу, как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но и любовь и уважение ко всем другим народам, населяющим наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Для православного христианина ближний — это человек, который совсем не обязательно должен разделять наши религиозные убеждения, хотя ближним он от этого не перестает быть. Именно этому нас учит евангельская притча Господа нашего Иисуса Христа о добром Самарянине (Лк. 10, 29–37).

Слова же апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8) — возводят заповедь о любви к своим согражданам в степень обязательного нравственного долга православного христианина. Истолковывая данное выражение апостола, священник Григорий Дьяченко делает вывод: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном отечества своего, равно как и наоборот — недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей вере»(3).

Подобная точка зрения отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говорится: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание»(4).

О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков, свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца (†ок. 270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на самом строгом наказании — отлучении от церковного общения для тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши, что они были понтийцами и христианами»(5). Данное правило вошло в Канонический Кодекс Православной Церкви(6).

Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее опасной тенденцией в современной российской образовательной системе в области патриотического воспитания может стать ориентация на современные либеральные стандарты, характерные для такой достаточно нетерпимой к иным религиозным и национальным особенностям идеологии, как светский, или секулярный, гуманизм. Главный тезис, из которого исходят в своих рассуждениях новые гуманисты, утверждает, что если человека избавить от религиозных убеждений, национального самосознания и старой идеологии, то их место в личной и общественной жизни неизбежно займут идеалы и ценности секулярного гуманизма(7). Основной ценностью в этом мировоззрении провозглашается практически ничем не ограниченная свобода, которая понимается как «право каждой личности на собственный образ жизни, простирающееся настольно далеко, насколько это не наносит ущерба другим»(8). Другими словами, этика гуманизма настаивает на практически безграничной свободе человека, единственным пределом которой является свобода другой личности. В таком случае понятие абсолютной нравственной нормы, а следовательно, и понятие греха, характерные для христианского мировоззрения, отсутствуют, что чревато нравственной деградацией для человека и человечества в целом. Тем более что для достижения собственных сугубо материалистических целей по созданию достойных условий жизни для человечества секулярный гуманизм ставит перед сторонниками задачу распространения своих идей «во всем мировом сообществе»(9) и высказывает необходимость в создании новых планетарных институтов для решения нужд всего человечества(10).

Для всякого любящего свою родину человека очевидна опасность такой идеологии, поскольку она предполагает не только упразднение неповторимых национальных и культурных особенностей народов нашей страны, но и несет в себе очевидную угрозу нового универсального тоталитаризма(11).


По нашему убеждению, единственным действенным средством в противостоянии этой угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории Православной Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

^ Русский патриотизм как явление религиозного характера

Исторический период с IX по X в. явился временем образования целостного Русского государства и формирования единой нации. Само начало нашего государства по времени совпадает с первым, частичным крещением Руси в 860–861 гг. при князьях Аскольде и Дире. Другой правитель Руси, святой князь Владимир, был, несомненно, государственно мыслящим человеком. Понимая, что одной только силой княжеской дружины невозможно объединить множество подвластных ему племен, он в первый период своего правления пытался использовать религиозный фактор, опиравшийся на древние языческие культы. Но попытка ввести единую княжескую религию в рамках не склонного к единству язычества не привела к возникновению прочных внутренних связей в государстве. Только принятие христианства с его наднациональными идеалами и высшим нравственным законом давало основу для государственного единства и единства на уровне отдельной личности, чего не могли обеспечить никакие другие религии. Кроме этого, христианство предоставляло возможность приобщиться к великой культуре соседней Восточно-Римской империи(12).

Промыслительный и благодатный выбор православия дал удивительный результат: через два-три поколения из множества разных славянских племен — древлян, полян, радимичей, вятичей и словен — образовался единый русский народ(13) со своею письменностью, культурой и высокой объединяющей идеей служения Богу в границах данной Им земли. Вот почему Ф. М. Достоевский с уверенностью утверждал: «Понятие “русский” определяется не составом крови, а отношением к Православию»(14).

Общей душой народа стала Православная Церковь, благодаря вдохновляющим и объединительным усилиям которой Киевская Русь не сгинула в огне междоусобиц, не растворилась под монголо-татарским нашествием и не исчезла под ударами крестоносцев. Благодаря деятельности святых митрополитов Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского образовалось могущественное Московское государство, которое освободилось от 300-летней ордынской зависимости и смогло стать новым политическим и духовным центром Руси.

Поэтому как итог рассуждения о значении православия в процессе становления именно русского патриотизма можно привести слова архиепископа Димитрия (Муретова) (1806–1883), который говорил, что христианская вера «соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову»(15). О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов), он демонстрирует это на примере истории Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просвещению нашего народа и его религиозному воспитанию, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения(16). По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчиненное влиянию православной веры»(17).

Поэтому религиозная сторона патриотизма в русском его проявлении должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего государства. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих воспоминаниях, что только Православная Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (см.: Мф. 5, 44; Ин. 15, 13) фактически заменяла патриотическое воспитание(18).

Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «русский» приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова «православный»(19). Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов. «Конфессионим “православные” выполнял функцию этнического определителя русских»(20).

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью(21). Вследствие этого после отвержения государством религии и провозглашения атеизма как основы жизни общества эти религиозные начала народной жизни продолжали осуществляться и проявляться во всей полноте. И, несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны(22).

Однако, наряду с возрождением интереса к патриотическому воспитанию, существуют в образовательной системе нашего государства совершенно иные, разрушительные для России по своей сути тенденции. Речь идет о так называемых программах «Основы здорового образа жизни» и им подобных, одна из которых была введена в качестве регионального компонента в систему образования Саратовской области(23).

Это единственный предмет в школьных программах, который претендует на формирование у детей «определенного мировоззрения»(24), к сожалению, весьма далеко отстоящего по своим ценностям от традиций российской национальной культуры.

Мировоззренческие ценности программы «Основы здорового образа жизни» строятся на принципах уже упоминавшегося нами либерального стандарта с его зацикленностью на достижении человеческого счастья «здесь и сейчас»(25), что предполагает наличие обязательного полового просвещения, уже с раннего возраста «касающегося вопросов ответственного сексуального поведения, планирования семьи и методов контрацепции»(26).

Собственно говоря, какой может получиться защитник отечества из человека, которому уже с детства вдалбливается в голову идея о том, что здоровье — главная цель в жизни и основа человеческого счастья?(27) Разве такой гражданин будет рисковать в окопах своим здоровьем после подобного воспитания или будет способен стать ликвидатором какой-нибудь техногенной катастрофы, если она, не дай Бог, случится?

Мы однозначно можем утверждать, что мировоззрение, которое формирует данная программа,— это оккультное неоязыческое религиозное мировоззрение New age, крайне негативно относящееся к христианству(28). Целью программы является воспитание нового поколения на принципах эгоизма, сексуальной и нравственной распущенности, оторванности от исконно российского понимания патриотизма, долга, чести и нравственных основ жизни.

Единственным выходом в современной ситуации может стать возвращение в воспитании будущих граждан России к исконным ценностям нашей культуры. Достаточно вспомнить слова великого патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «Православие положило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен», сама форма национального русского бытия была «взращена православием и закреплена славянством и природой России»(29). В силу этого любовь к отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью(30). Поэтому в патриотическом воспитании следует использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь. В этом мы видим еще одну причину, почему необходимо вводить в учебные программы культурологический курс «Основы православной культуры».

^ Протоиерей Димитрий Полохов, кандидат богословия

Примечания и библиографические ссылки

1 Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Битва за Россию. СПб., 1994. С. 5.

2 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 1999. С. 233.

3 Дьяченко Г., свящ. Самоиспытание христианина по плану обязанностей его к Богу, ближним и самому себе. М., 1897, С. 71.

4 См.: Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. П. II.3. М., 2000. С. 38.

5 Св. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский. Каноническое послание // Творения св. Григория Чудотворца. М.: Паломникъ, 1996. С. 61.

6 7-е правило святителя Григория, архиепископа Неокесарийского.

7 См.: Малинин М. В. Еще один «Здравый смысл» с Запада // #_ftnref1" name=_ftn1>[1] Доклад прочитан на областной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание в Саратовской области» 14 декабря 2007 г.




Скачать 102,51 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер102,51 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх