Программа курса “ лингвистический анализ художественного текста” Составитель icon

Программа курса “ лингвистический анализ художественного текста” Составитель


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста»...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках в 11 классе...
А. Г. Балакай поэтическая строфика художественного текста (На материале произведений В. В...
Элективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»...
Программа элективного курса «Лингвистический анализ текста, или как сделать так...
Учебно-методический комплекс филологический анализ художественного текста для студентов 4 курса...
Лингвистический анализ художественного текста...
Программа факультативного курса по русскому языку Лингвистический анализ текста...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Филологический анализ художественного...
Программа перечень тем, навыков и умений...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса...
Разработка урока «Лингвистический анализ художественного текста»...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА КУРСА


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА”


Составитель: к.ф.н. Петросян Л.В.


Ереван-2008


Aннотация. Предлагаемый курс «Лингвистический анализ художественного текста» знакомит студентов филологических факультетов магистратуры с одним из основных направлений и проблематикой современной лингвистики, помогает овладению способами декодирования художественных текстов.


Цели и задачи курса. Цель курса «Лингвистический анализ художественного текста» - дать общее представление о сущности современной лингвопоэтики и сформировать навыки использования принципов и методов современной лингвистики текста и теории интерпретации на практике.


Требования и контроль

Студент должен обязательно посещать занятия. Посещение занятий и активное участие в них имеют очень важное значение при оценке знаний.

Студент должен вовремя приходить на занятия, не опаздывать, чтобы не мешать учебному процессу. Если студент не может по какой-либо причине присутствовать на занятии, он должен заранее предупредить преподавателя, в этом случае отсутствие будет считаться уважительным. Два или более неуважительных пропуска способствуют снижению оценки, а при наличии шести неуважительных пропусков студент механически получает неудовлетворительную оценку.

Студент должен соблюдать на уроках дисциплину, выполнять все задания.

Необходимо иметь при себе все необходимые для обучения учебные материалы (учебники, тетради и т.д.) и выполненное домашнее задание.

В течение урока сотовые телефоны должны быть отключены.

Каждый студент может в течение семестра иметь индивидуальные встречи с преподавателем в дни консультаций, во время которых может выяснить все интересующие его вопросы, касающиеся содержания курса.

В течение семестра студент обязан защитить реферат по выбранной им теме, а в конце курса получить положительную оценку в результате устного опроса по пройденному материалу.


Оценка знаний



ՎԳ

ԹԳ

ՏԳ

97

100

4.0

A

90

96

3.7

A

85

89

3.3

B

80

84

3.0

B

70

79

2.7

C

65

69

2.3

D

60

64

2.0

E

55

59

1.7

Fx

55

 

1.0

F

 

 

 

I
При оценке знаний студента учитывается посещение им занятий, готовность к уроку, участие в них, выполнение аудиторных и внеаудиторных заданий, а также результаты контрольных работ.


  1. Посещаемость 10%

  2. Активность на занятиях 20 %

  3. Реферат (защита) 30%

  4. Опрос 40% ______________________

Всего: 100


^

Объем курса и виды учебной работы по рабочему учебному плану:




^ Виды учебной работы

Всего часов

Количество часов по семестрам

__1_

сем.

__2_

сем.


  1. Общая трудоемкость изучения дисциплины по семестрам , в т. ч.:

32

32




    1. Аудиторные занятия, в т. Ч.:

32







      1. Лекции

12







      1. Семинары

20







2. Форма итогового контроля:




Модуль






Содержание дисциплины:

Тематический план (Разделы дисциплины и виды занятий) по учебному плану:



Разделы и темы дисциплины

Лекции/ семинары, часов


Занятие 1. Понятие текста (лекция).

2

Занятие 2. Грамматические средства связности внутри текста (лекция).

2

Занятие 3. Семинар

2

Занятие 4. Лингвистика текста и лингвопоэтика (лекция).


2

Занятие 5. Семинар


2

Занятие 6. Основные особенности художественного текста


2

Занятие 7. Семинар

2

Занятие 8. Интертекстуальность


2

Занятие 9. Метрико-фонетическая организация прозаического текста.


2

Занятие 10. Семинар

2

Занятие 11. Проблема референции в художественном тексте.


2

Занятие 12. Семинар





Занятие 13. Принципы поэтики новой романной формы (мифологизация).

2

Занятие 14. Семинар

2

Занятие 15. Семинар (опыт анализа текста )

2

Занятие 16. Семинар (опыт анализа текста )

2


Всего

32



Содержание разделов и тем дисциплины


Лекции:

Понятие текста. Понятие текста. История и становление лингвистики текста. Основные признаки текста. Связность семантическая и связность структурная (когерентность и когезия). Микротема и макротема текста.

^ Грамматические средства связности внутри текста: модальные слова, видо-временная соотнесенность, цепная связь, анафорическая и катафорическая связь. Тема и рема. Ретроспекция и проспекция в тексте.

^ Лингвистика текста и лингвопоэтика. Разграничение между поэтическим языком и поэтической речью в работах В.В. Виноградова, Г. Винокура, Р. Якобсона и др. и их дальнейшее развитие в современной лингвистике.

^ Основные особенности художественного текста, его отличие от нехудожественной прозы. Принципы организации поэтического и прозаического текста Соотношение поэзии и прозы.


Интертекстуальность.


Метрико-фонетическая организация прозаического текста и ее семантическая функция.


^ Проблема референции в художественном тексте.


Принципы поэтики новой романной формы (мифологизация).


Семинары предполагают как защиту рефератов на выбранную по желанию студента тему (литература дана ниже), так и опыт самостоятельного анализа текста.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Адмони В.Г. Грамматика и текст // Вопр. языкозн. 1985. № 1.

  2. Арутюнова Н.Д. Проблемы коммуникации // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

  3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - Москва, 1989.

  4. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  5. Белый А. Глоссолалия. Томск: «Водолей», 1994

  6. Бенчич Ж. Поэтическая функция и игра. // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999, с. 626-638.

  7. Большой энциклопедическиий словарь. Языкознание. - Москва, 1998.

  8. Валгина Н.С.Теория текста: Учебное пособие. - Москва: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.

  9. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание.Коммуникация. - Москва, 1989.

  10. Векшин Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2006

  11. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

  12. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990.

  13. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

  14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического анализа. - Москва, 1981.

  15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

  16. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. М., 1996.

  17. Гиндин И.С. Что такое тест и лингвистика текста // Аспекты изучения текста. - Москва, 1981.

  18. Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? // Риторика. 1995. № 2.

  19. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979 Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. В 2-х томах. Том 2. М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998 Донецкий А. «Мозговая игра» как принцип поэтики романа «Петербург» А. Белого. // Русская филология. Вып.6. Тарту: Тартуский ун-т, 1995 Кастанеда Г. Художественный вымысел и действительность: их фундаментальные связи Логос, № 3, 1999, с. 69-102.

  20. Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопр. языкозн. 1983. № 6.

  21. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - Москва, 1982.

  22. Кобозева И.М. Две ипостаси содержания речи: Значение и смысл // Язык о языке. М., 2000.

  23. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад. В.В.Виноградова // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.

  24. Кожевникова К . Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979.

  25. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. - Москва, 1980.

  26. Кубрякова Е.С. Текст – проблемы понимания и интерпретации// Семантическая структура текста и ее компоненты. Калининград, 1989 Лотман Ю.М. Текст в тексте. // ТЗС, 1981, вып. 567, с. 3-18. Невзглядова Е.В. Звучание и значение в стихотворной речи. // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999, с.715-725.

  27. Лосева Л.М. Как строится текст. - Москва, 1980.

  28. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.

  29. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. "О поэтах и поэзии", Санкт-Петербург, 1996.

  30. Лотман Ю.М. К современному понятию текста // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. 1986. Вып. 736.

  31. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

  32. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. 1977. Вып. 422.

  33. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

  34. Москальская. Грамматика текста. - Москва, 1981.

  35. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VШ: Лингвистика текста. М., 1978.

  36. Парнис А.Е. Об анаграмматических структурах в поэтике футуристов // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999, с. 852-869.

  37. Прокофьева Л. П. Звук и смысл в поэзии Андрея Белого (к вопросу о фиксации идиостиля на уровне фоносемантики). // http://www.teneta.ru/rus/pe/prokof_belij.html

  38. Реформатский А.А. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика. М., 1983.

  39. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 Шапир М. И. Metrum et rhythmus sub specie semioticae, Даугава, 1990, № 10, 63-87.

  40. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

  41. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. М., 1995.

  42. Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983.

  43. Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М., 1997.

  44. Тураева З.Я. Лингвистика текста. - Москва, 1986.

  45. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж, 1984.

  46. Шкловский В. Литература вне «сюжета» // Шкловский В. О теории прозы. М., 1925, с. 162-178. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004 Якубинский. Л. О звуках стихотворного языка // Сборники по теории поэтического языка. Вып. 2. П., 1917, c. 18-23.

  47. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.




Скачать 115,09 Kb.
оставить комментарий
ф.н. Петросян
Дата04.03.2012
Размер115,09 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх