«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками» Отдел информационно-методической работы и социальной педагогики icon

«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками» Отдел информационно-методической работы и социальной педагогики


Смотрите также:
«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»...
Справочник методиста...
Памятка по оформлению информационных стендов. 14...
Печатается по решению научно-методического совета оовр...
«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»...
Задача любого оздоровительного лагеря не только создать условия для отдыха школьников...
С. З. Ловцова Витебск, 2005...
«Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»...
Краеведение
2. международные принципы и особенности международного сотрудничества в сфере социальной работы...
Особенности профилактики наркомании в детской и подростковой среде 8...
Программа разработана кафедрой педагогики, психологии...



Загрузка...
скачать
Учреждение образования

«Государственное областное объединение

по организации внешкольной работы с детьми и подростками»


Отдел информационно-методической работы

и социальной педагогики


В помощь активу


ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ


Витебск

2006


Печатается по решению научно-методического совета УО «ГООВР»


Жанры школьной газеты/ Сост. Т.А.Дробыш.- 2-е изд. – Витебск: УО «ГООВР», 2006.


В справочнике дается краткая характеристика жанров журналистских работ, которые могут быть представлены на страницах школьной газеты.

Издание адресовано старшеклассникам, участвующим в создании газеты в школе, организаторам воспитательной работы, руководителям кружков и клубов юных журналистов.


Содержание




Введение






Жанры журналистики. Информационные и аналитические жанры






Хроника






Информация






Заметка






Отчет






Интервью






Репортаж






Корреспонденция






Статья






Рецензия






Обозрение






Художественно-публицистические жанры






Зарисовка






Очерк






Эссе






Сатирические и юмористические жанры






Сатирическая заметка






Фельетон






Юмореска






Введение


Популярность любой газеты, от центральной до школьной, во многом определяется разнообразием жанров, представленных на ее страницах. Газета интересна тогда, когда в ней есть короткие и объемные, положительные и критические, серьезные и смешные, проблемные и сюжетные материалы. Именно об этом часто забывают редакторы и юнкоры, заполняя полосы газеты однотипными заметками, «перепечатками» из других газет и журналов, анекдотами, поздравлениями и т.д.

Данный справочник адресован тем, кто приступает к созданию школьной газеты (газеты детского или молодежного формирования) или уже работает в составе редакции. В нем даны характеристики и рекомендации по написанию отдельных жанров.

Особое место уделено интервью и репортажу, поскольку эти виды журналистских работ, не занимая много места на полосе, «оживляют» газету, делают ее более интересной.

Не стоит думать, что в школьной газете нет места таким серьезным жанрам, как статья или очерк. Это значит признать, что в школьной жизни нет проблем, которые достойны глубокого анализа, признать, что нет авторов и читателей, которым доступны сложные темы. И то, и другое неверно. Хотя, конечно, к созданию статьи либо очерка стоит приступать, когда проблема, явление всесторонне изучены, когда накоплено достаточно фактов и сведений. Возможно, авторами таких материалов станут педагоги, старшеклассники, занимающиеся научно-исследовательской работой, или творческие группы ребят.

В справочнике также представлены тексты (кроме статьи, очерка, обозрения, поскольку они очень объемны) из детских и «взрослых» изданий, которые помогут понять особенности, отличительные черты каждого жанра.


^ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ


Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт.

Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. Из фактов компонуется информация.

В зависимости от того, какое воздействие на читателей должен произвести материал, широты освещения жизни, глубины анализа жанры в газете подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические.


^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ


К ним относятся: хроника, информация, заметка, интервью, реплика, комментарий, репортаж, отчет, корреспонденция, статья, рецензия, обозрение и др. Цель информационных жанров - сообщить читателям о каких-либо важных явлениях, событиях, фактах. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли. Автор аналитического материала стремится обобщить однотипные факты, выявить причины возникновения определенных проблем, показать возможные их последствия и, если возможно, предложить пути их решения.


ХРОНИКА - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Сообщает только о факте, не раскрывая подробностей. Хроника не имеет своего заголовка. Печатается на первых - вторых полосах газет под постоянными или временными рубриками «Отовсюду», «Коротко обо всем» и др. Язык хроникальной информации книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Сами с усами


  • Отряд «Охрана природы» появился на окраине Петербурга. Маша Романова, Катя Даниолова и другие ребята развесили в ближайшем лесу таблички и плакаты, которые призывают охранять природу.

  • Не волшебник ли побывал во дворе дома №1 по улице Свободы г.Москвы? Кто же так чисто убрал двор, насыпал в песочницы свежего песка, покрасил качели? Волонтеры! Ребята этого двора. Летом они создали разновозрастную команду.

  • «Цыпленок» - так называется кукольный спектакль, с которым выступили в Доме детского творчества г.Минска первоклассники СШ №78. Спектакль понравился и детям, и взрослым. Юных актеров даже пригласили выступать в Театре юного зрителя.




  • Сначала сама научилась плавать, а теперь обучает своих подшефных вожатая Аня Попкова из поселка Новоалексеевское Свердловской области. Ничего, что поблизости нет речки. В плавательном бассейне турбазы «Хрустальная» ребята всегда желанные гости.



Весть


***

Могилевский областной Совет Белорусской республиканской пионерской организации ежегодно, в канун Рождества, проводит благотворительный бал «Добрая дюжина», собирая вместе детей с ограниченными возможностями здоровья и людей, которые стали для них настоящими друзьями. На протяжении пяти лет более 500 ребят особо нуждающихся в заботе и внимании согрело тепло Рождественских огоньков «Доброй дюжины». Не стал исключением и этот год. Как и прежде, 7 января на Рождественский бал были приглашены ребята с особенностями развития и их друзья – мальчишки и девчонки, которым не безразлична судьба их сверстников.

Но проведение праздника было бы невозможно без поддержки спонсоров. Свою помощь предложили: ООО «Энергия», Могилевское РУП электроэнергетики «Могилевэнерго», ОАО «Универмаг «Центральный», завод «Строммашина», ОАО «Восход».


****


Отчаянные сражения черных и белых на клеточном поле пройдут с 12 по 20 января в Республиканском Дворце детей и молодежи. Открытые квалификационные турниры по шахматам соберут девчонок и мальчишек, желающих в личном первенстве повысить свой разряд и сделать еще один шаг на пути к короне Гроссмейстера.


****


Пронизывающий ветер наметает высокие сугробы, злющий мороз пощипывает носы прохожим, а в Республиканском экологическом центре детей и юношества прямо на снегу…расцветают цветы.


****

«Цветы на снегу» - называется конкурс юных аранжировщиков, в котором приняли участие ребята из 14 городов республики. Сказочные звери в необычных стеклянных домиках, бабки Ежки из лишайника и шишек ольхи, удивительные и смешные маски, изготовленные из приролдных материалов, и еще много-много других композиций представлено на выставке фитодизайна.


****


Триста школьных команд знатоков будут бороться за право выступать на Республиканском чемпионате по интеллектуальным играм. Завтра ровно в 12.00 во всех областных центрах и в столице будут вскрыты пакеты с вопросами, над которыми предстоит поломать головы знатокам.

Зорька,11.01.2002


^ ИНФОРМАЦИЯ (НОВОСТЬ) /краткая и расширенная/ занимает объем в 30-150 строк. Имеет свой заголовок, а иногда и подзаголовки перед текстом или в тексте.

В основе сообщения лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фактом увидеть явление, не только сообщить о нем но и оценить, прокомментировать.

Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать читателям ответ на такие вопросы, как: кто? что? где? когда? почему? зачем? и как сделал? В предельно ограниченном газетном пространстве. С этой целью прибегают к «перевернутой пирамиде» или «опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значимого факта ( с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать интерес и любопытство, начинать следует с лида – нескольких «ярких» строчек, освещающих главную тему.

Информация рассказывает о событии с подробностями. В отличие от хроники в ней может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

  1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

  2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.


^ ПОЭМА «ТАРАС НА ПАРНАСЕ»

ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ АНОНИМНОЙ


Сенсационными обещают стать литературно-краеведческие чтения местного краеведческого музея в Городке.

По мнению его директора Екатерины Уверской, настало время назвать автора доселе анонимной поэмы «Тарас на Парнасе». Она утверждает, что для этого накоплено достаточно материалов. Собрать их воедино и призвана нынешняя встреча ученых в Городке, которая так и называется: «Поэма «Тарас на Парнасе» и ее роль в развитии белорусской культуры». Участникам чтений будет продемонстрирована рукопись поэмы, которая, как утверждают исследователи, принадлежит перу уроженца деревни Островляны Константина Вероницына. Берут на себя смелость инициаторы чтений снять анонимность и с места написания бессмертной поэмы. Это, по их данным, Городок.

^ Ольга Сидорович


ЗАМЕТКА - это письмо читателя, посвященное какому-то важному, общественно значимому событию, факту.

Заметка - основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики, составляли основу всех материалов. Чтобы написать хорошую заметку, требуется большая вдумчивость, умение отделить важное, существенное от второстепенного, мелкого, случайного и общеизвестного.

Автор заметки всегда должен опираться на факт, на конкретное явление действительности.

Виды заметок: событийная заметка, заметка-предложение, заметка-отклик, заметка-вопрос, заметка-совет и др..


^ ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ!


Когда Вере Георгиевне Покровской стукнуло сто лет, Городищенский поссовет поздравлял долгожительницу в Доме культуры.

Бабушка Вера родилась и прожила большую часть своей жизни на одном из хуторов Барановичского района. Хорошо помнит дореволюционное время и гражданскую войну, годы первых пятилеток. Почти до 80 лет работала на земле, держала домашнююю живность.

В этом году Вере |Георгиевне исполнилось 108. Живет она в поселке Городище вместе с дочерью-пенсионеркой. Плохо слышит и не ходит уже в сельмаг. Но с удовольствием смотрит телевизор, особенно телепередачу «Сельский час»

Столетний юбилей отметила недавно и Анна Михайловна Булыга из деревни Поленичицы. Чуть раньше того же почтенного возраста достигли Бронислава Иосифона Артюхевич из деревни Небыт, Петр Леонидович Бурак из Рудашей и Вера Адамовна Рымша из деревни Тешевля.

Теперь в районе насчитывается 16 долгожителей.

Татьяна Булыга, учительница Барановичской СШ №17


^ ПОЗОР МУРАВЬИНЫМ БРАКОНЬЕРАМ


Наша школа стоит в парке, точно в лесу. Вокруг много муравейников. Каждый знает, что муравей – безобидное и очень полезное существо. Но многие мальчишки из нашей школы не понимают этого. Они разоряют муравейники и убивают их жителей.

В нашем зеленом патруле девочки. Мы много раз прекращали безобразия муравьиных браконьеров и даже вступали в драку. Но они ноль внимания.

Думаем, что мальчишки узнали себя, и сообщение в газете повлияет на них.

Тогда муравьи не будут знать обиды от рук человека.


^ КОШКА, УТКА И МЕДВЕДЬ –

ЛЮБО-ДОРОГО ГЛЯДЕТЬ


В начале этого учебного года мы записались в кружок мягкой игрушки районного Дома детско-юношеского творчества, который работает на базе Фариновского Дворца строителей.

Рукводитель кружка Галина Павловна Вискуп терпеливо учит нас работать с ножницами, иголкой, без ошибок составлять масштабную сетку, шить разными швами, учит бережливости. И очень радостно видеть, как из обычных кусочков меха или ткани на свет появляются удивительные зверушки: Голубая кошка, Собака Соня, медведь Балу, жираф Жора, утка Поночка…

Со своими работами мы участвовали в выставках, праздничных ярмарках-продажах, выезжали в школы района. А недавно у нас произошло радостное событие. Комиссия Дома творчества приняла зачет и присвоила звание инструктора Ольге Смеховской, ученице 6-го класса «Б» нашей школы. Оля получила удостоверение и сейчас имеет полное право вести мини-кружки в школе или в лагере отдыха. В этом, конечно, большая заслуга Галины Павловны.

Таня Жингель,

ученица 6-го класса

Фариновской школы

Полоцкого района

Витебской области

«Зорька», 4.01.02.

ОТЧЕТ – жанр, предметом отображения в котором являются всевозможные конференции, симпозиумы, семинары, собрания и т.д. Жанр отчета ссегодня активно используется в журналистике. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой (информационный) отчет – главным образом констатирует ход собрания, конференции и т.п., сообщает, кто выступил, что сказал (или даже показывает, как сказал и как это было воспринято аудиторией); отчет-размышление - отчет с элементами комментирования; пространный (аналитический) отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями, отображение внутренней связи докладов, речей. Цель аналитического отчета – показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами.

Язык и стиль отчета - официально-деловой.


На актуальную тему


^ ЖЕНСКОЕ ВЕЧЕ


Это было не просто расширенное заседание городского женсовета, а скорее, женское вече, так как участие в нем приняли и представительницы от различных организаций, предприятий государственных структур. Обсуждались итоги работы городского женсовета – добровольной неправительственной общественной организации – и меры по дальнейшей активизации его деятельности, стало быть, и женского движения в городе вообще. То, что это задача первостепенной важности, подтверждало присутствие на заседании председателя облисполкома В.Андрейченко и заместителя председателя горисполкома Л.Оленской.

Тон разговору задала председатель женсовета Почетный гражданин города В.Кулагина, выступление которой было деловым, обстоятельным и эмоциональным. Проанализирована работа по оказанию помощи женщинам-ветеранам, одиноким престарелым женщинам, детям-сиротам – это основные группы, с которыми работает общественная организация в тесном содружестве с городским исполнительным комитетом. Поскольку своих денег у нее нет, то уповать приходится на поддержку спонсовров и с высокой трибуны в знак благодарности прозвучали их фамилии – В.Полищука, Л.Адамовича, В.Кузнецова, Н.Бакланова, С.Станкевич, М.Чуманихиной и других.

Были также затронуты такие важные социальные моменты, как снижение рождаемости и рост смертности, увеличение разводов и соответственно неполных семей, неустроенность женщин и пьянство в семье. Но затронуты именно с позиции женщин и детей, так как основная цель городского женсовета – в защите их прав, интересов и повышении трудовой и общественной активности прекрасной половины человечества. О последнем, кстати, свидетельствует появление новых первичных организаций женсовета на РУПП «Витязь», в Витебском отделении Белорусской железной дороги и т.д.

Впрочем, достаточно назвать фамилии и должности ораторов, чтобы понять, сколь широким был спектр обсуждаемых тем. Это заместитель директора СШ №11 р.Гайковая, заместитель генерального директора ОАО «Доломит» М.Чуманихина, председатель первичной организации женсовета ОАО «КИМ» Г.Шибанова, председатель общества Красного Креста Первомайского района Г.Желанова, врач ТМО №1 И.Шабашова, педиатр диагностического центра В.Галузо, а также гость женсовета, председатель городского совета ветеранов В.Заровчатский.

На заседании выступил председатель облисполкома В.Андрейченко. Из его уст прозвучала информация о положении дел в народно-хозяйственном комплексе области, были даны ответы на заданные письменно вопросы. Вспомнив встречу с витебчанками 5-6-летней давности и проводя аналогии, Владимир Павлович охарактеризовал тогдашний разговор как тяжелый, а нынешний – как позитивный с лирическими отступлениями, что свидетельствует о настроении и бодром духе женщин.

Хотя женсовет – организация неполитическая, но в ходе заседания не могла не прозвучать тема президентских выборов. Так или иначе, к ней обращались все выступающие, но в первую очередь М.Чуманихина, которая является доверенным лицом кандидата в Президенты А.Лукашенко. На этот счет в принятой резолюции, наряду с другими принципиальными моментами, записано: «Поддержать на президентских выборах действующего Президента как гаранта экономической и политической стабильности в государстве».

Нина Петрова

«Витьбичи», 6.09.01.


ИНТЕРВЬЮ - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Цели интервью:

    • сообщить о событиях, достижениях в жизни людей;

    • разъяснить тот или иной факт;

    • узнать мнение по вопросу.

Главным орудием в интервью является вопрос. Вопрос сразу втягивает человека в беседу, правильно поставленный вопрос не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу.

От журналиста, берущего интервью, требуется прекрасное знание предмета обсуждения, четкая формулировка вопросов, предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов. Следует помнить и о том, что первый вопрос должен сразу втягивать партнера в разговор, а последний подводит итоги обсуждения, расставляет все точки над і.

По своей форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными. Закрытым называется вопрос, в котором уже заложены возможные ответы, закрытый вопрос предполагает односложный ответ ( - Вам нравится заниматься физикой?, - Кто был первым космонавтом?). Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, поскольку содержит только обозначение темы или предмета разговора (- Почему вас привлекают занятия физикой?, - Что вы знаете о первом космонавте?). Естественно, что больше информации можно получить, задавая открытые вопросы. Косвенные вопросы задаются в том случае, когда собеседник не может ответить на вопрос потому, что не умеет выразить то, что нужно, стесняется, не хочет быть категоричным (сравните: - Тебе нравится N? и

– Кого из этих людей (в списке N) ты бы пригласил на день рождения?).

По своему назначению впросы делятся на основные и дополнительные. При подготовке к интервью необходимо прежде всего продумать основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако основной вопрос может и не сработать, тогда необходимо задать дополнительные вопросы.

Вопрос должен быть понятен собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Также вопрос должен содержать в себе только одну мысль. Если журналист смешивает в одном впросе несколько, то таким образом он подсказывает собеседнику ход ответа и тем самым ограничивает размышления партнера, навязывает свое мнение.

При составлении вопросов необхоимо стремиться к тому, чтобы они воспринимались как уместные, своевременные, соответствовали уровню знаний собеседника. Если вопрос неожиданный, необычный или такой, на который человек не может ответить, то интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Для успешного проведения беседы журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказываю не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу: перефразировать основной вопрос, задать дополнительные вопросы, попросить привести конкретные примеры и факты. Чтобы ответы несли в себе максимум информации, необходимо правильно строить вопросы. Адля этого и необходимо знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, а кроме того, внимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, открытиям.

Очень важным моментом является завершение беседы. Напряжение спадает, собеседник чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ.

Прощаясь, журналист должен оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, поблагодарить за интересную беседу и полученную информацию.

В готовом материале интервью используется не все записанное,опускаются некоторые вопросы, другие – сжимаются и корректируются (менять смысл вопроса. Конечно, недопустимо). Идут в ход заметки в болкноте, уточняющие смысловые интонационные элементы интервью, наиболее удачные выражения, годные для заголовка, концовки. Фрагменты, содержащие особое мнение журналиста выделяются при помощи шрифта и оговорок (Вспоминая этот ответ, я спрашиваю себя...).

Следует помнить, что речь устная – это одно. Человек может и остановиться, обдумывая рассказ, и в чем-то ошибиться. Необходимо аккуратно “подчистить” беседу, не изменяя смысла того, о чем говорил собеседник. Но если в его речи есть какие-нибудь характерные слова или обороты, их иногда можно и оставить. Это поможет вам лучше раскрыть характер своего собеседника.

Таким образом, успех вашего интервью зависит, во-первых, от его темы и актуальности; во-вторых, от того, сумели ли вы разговорить собеседника, поставить интересные вопросы, которые помогли бы ему рассказать о самом главном, самом необходимом; в-третьих, от литературной обработки всего материала.


^ ГОРОД, В КОТОРОМ ВЫРАЩИВАЮТ СИМПЛЕСИНЫ


С программой “Большой кичащийся паяц” в ВГУ выступила команда КВН “Симпли-сити”. 17 октября ее бенефис прошел на ура, ведь у команды море поклонников, которое бурлило, хохотало и заходилось волнами восторга от встречи с веселыми кавээнщиками. Ребята, безусловно, великие выдумщики и приколисты.

    • ^ Почему ваша команда все-таки называется “Симпли-сити”? – поинтересовалась я у капитана Алексея Акимова.

    • Все очень просто, -отзвался он. – Раньше наша команда называлась “Симплисин”. А это народный праздник, когда люди приходят к друг другу в гости, естественно, выпивают и дарят друг другу симплесины. А “Симпли-сити” – город этого праздника, веселый и открытый для всех. В него, конечно, не войдет лишь тот человек, у которого напрочь отсутствует чувство юмора.

    • ^ Одно из последних достижений команды КВН ВГУ - выход в финал высшей лиги Белорусского КВН. Победа в полуфинале вам легко досталась?

    • В начале, перед конкурсом “Домашнее задание”, мы проигрывали 0,2 балла. Ну, а на домашнем задании все как-то собрались и выложились. И вот даже нашему |Саше Назаренко дали приз “Лучшему актеру” за его роль в домашке.

    • ^ Сильны ли были ваши соперники?

    • Нашим соперником была команда милицейской академии “дежурна часть”. Было очень сложно с ними игратью. Потому что не знали, что они могли выкинуть в следующую минуту. И еще, наших болельщиков было всего 15 человек, а милиционеров посчти полный зал.

    • ^ Были какие-нибудь курьезы во время проведения полуфинала?

    • Ой, да сколько угодно. Вот у нас есть такой мальчик Саша Назаренко, вышеупомянутый. Он очень импульсивный человек. И мы за время проведния полуфинала вели хронологию казусов с Сашей. Тлько приехав в Минск, он сразу вылил на себя кофе, пиво, сломал стол, включил сигнализацию в машине, проходя мимо. Еще он потерялся в метро...

    • ^ Какие у вас планы на будущее?

    • Естественно, это финал высшей лиги Белорусского КВН в Минске. А дальше? Играть в КВН, пока есть желание, пока есть порох в пороховницах.

^ Екатерина Давыденко.

Витьбичи”


РЕПОРТАЖ - жанр, оперативно и ярко "передающий" информацию с места событий. В основе репортажа всегда событие. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный (речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать о происходящем), тематический (журналист подбирает объект показа и происходящие события в соответствии с заданной темой, идеей; иногда такой репортаж называют проблемным – он чаще всего связан с регулярно происходящим интересным для зрителей и читателей действием: репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения, репортаж из мастерской художника, с заседания школьного клуба).

Репортер становится участником события. Одновременно пытливым экскурсантом и экскурсоводом. Роль репортера – облечь информацию в увлекательную, популярную форму. Репортаж ни в коем случае не должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.

Часто описание события дается в настоящем времени. Событие должно быть представлено в развитии, динамично. Нет хорошего репортажа без напряженного сюжета, поэтому очень важно, чтобы описание действий было эмоциональным, отражало отношение журналиста. Вовсе не всегда нужно последовательное перечисление этапов, хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, отобрав лишь наиболее существенные фрагменты изменений и «поворотов». Не цепочка описаний (излишняя обстоятельность вредит репортажу), а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития.

Умение писать наглядно и точно связано с изобретательным использованием глаголов и их форм: ^ Ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле. Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе.

Репортаж допускает лирические отступления, экскурс в историю, в будущее, размышления, выразительные портретные характеристики.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

Работа репортера предполагает также умение вводить вспомогательный материал (ссылки, цитаты, цифры), который уточняет, удостоверяет факт, может его «подсветить», выгодно подать или помочь переосмыслить.

Ссылка – указание на источник информации. Ссылки используют для подтверждения точности и надежности фактов, обогащения новости, для того, чтобы сделать ее интереснее.

Цитаты – слова экспертов, очевидцев событий, известных людей. Цитата делает речь более разговорной и легкой, она может подчеркнуть стиль взволнованного репортажа или шутливого изложения курьезного случая. Цитата сама по себе может быть поводом для новости (нестандартное изречение известного человека), а может подтвердить, удостоверить факт либо подчеркнуть спорность факта при различии мнений. Точной цитатой стоит открывать или закрывать текст. Приводя цитату следует точно сохранять смысл сказанного и указывать авторство.

Цифры сами по себе мало о чем говорят, лишь в сопоставлении с другими данными выявляется их смысл и значение.

Распространенные варианты обработки цифрового материала;

- пересчет в процентах, в долевом отношении (всего 7% учащихся школы окончили год на «отлично»);

    • сопоставление (вдвое больше, чем в прошлом году);

    • образная расшифровка (за такое время можно дважды облететь Землю);

    • пояснение (на пять учеников приходится всего по одному учебнику).

Выбор деталей – это позиция, отношение. Детали позволяют превратить событие в волнующее действие и «нарисовать картинку» в воображении читателя.

Цепочка подробностей, умело выстроенная репортером, подкрепляя достоверность, создает и наглядность. Популярны «цветопись» (желательно называть конкретные цвета: Яркими пятнами выделяются оранжевые жилеты строителей) и «светопись» (детали как бы выхвачены световым лучом: Грузовики, помахивая тенями, громыхали в качающемся свете фонарей. Очень важен и звук, слуховая деталь: Наушники болтаются на шее у радиста…Из них рвутся первобытный вой, дикие хрипы, взрывы, лязганье.


Молодцы из 4 «А»


Я вошел в пионерскую комнату и не узнал нашу пионервожатую Веру Павловну. Она сидела на тюках с макулатурой, как королева на троне.

    • Вот видишь, с гордостью показала Вер Павловна на горы бумаги. Полчаса назад ничего этого не было.

    • Дверь пионерской комнаты 467-й школы не закрывалась ни на минуту. Ребята приносили все новые и новые пачки бумаги. Особенно старались мальчишки и девчонки из 4 «А». Толя Лакунин нагрузил на себя столько бумаги, что его самого под ней не было видно. Не отставали от него Света Горшкова, Леня Баранов, Саша Кольчуганов и другие ученики. А Лена Котова, юркая, маленькая девочка, появлялась на сборном пункте через каждые полчаса.



Специальный репортаж


^ КАК МЫ ИСКАЛИ БРАКОНЬЕРОВ


6 утра. Адрес рейдовой операции был тщательно засекречен. Только отправившись в путь, узнала, что едем в Толочинский район. Дескать, есть сигнал…

В составе рейдовой бригады начальник отдела областного комитета по экологии Олег Михневич, специалист комитета Владимир Корсаков, сотрудник ОМОНа Виктор Пухов, инспектор экологического взвода милиции Леонид Новиков.

У Толочина нас должна была встречать «Нива» начальника районной инспекции Леонида Миронова. Но «Нива» на связь по рации не выходила. Пришлось заезжать в райцентр.

    • Ну вот, «засветились», - посетовал наш водитель.

7 часов. Волосовская охотдача. Излюбленное место Толочинских охотников. На поле у дороги решено установить чучело кабана. Это такой метод проверить охотника на честность. Охота на копытных запрещена. Разрешение только на пушнину. Увидят охотники кабанчика – выстрелят. А тут из засады – проверяющие: почему патрон с пулей?

Троих участников рейда оставили в засаде.

Едем на Волосово. Наконец-то начинает светать.

8 часов. Никогда не встречала на дороге столько охотников. В одних «Жигулях» аж шестеро, плюс собаки в багажнике. Идет проверка документов. Выяснилось, что Николай Васильевич Радзивиллов забыл и охотничий билет, и путевку.

    • Мужики заехали, быстрей, быстрей. А тут работа по хозяйству, пришлось отвлечься, - объясняет он. Охотники остаются на дороге, а их машина возвращается в Раздольное. Благо, рядом.

    • - Стандартное нарушение – незачехленные ружья в машине, - поясняет мне егерь охотдачи Леонид Емельянов. – Да и в деревнях никак не приучить охотников ходиь с зачехленными ружьями.

    • Инспектор с жезлом в руках продолжает останавливать машины.

    • - За рулем в основном директора, начальники, - говорит он. – На охоту собираются впопыхах, даже водительские права забывают.

    • УАЗик директора местного маслосырзавода покатил обратно в Толочин за правами.

Разговариваю с охотниками. Спрашиваю, как со зверем в лесу. Говорят, что численность копытных упала не сейчас, а еще длет пять назад. А охота притягивает тем, что можно отвлечься от дома, от жены…

10 часов. Сколько машин с охотниками проехало, но никто так и не «клюнул» на наше чучело. То ли уже знали, что проводится рейд на браконьеров, то ли «кабанчик» был неубедительным. Решаем засаду снять. Изрядно поколесив по лесным дорогам, отправляемся в сторону деревни Плоское.

Метрах в двухстах замечаем лисичку, которая с любопытством смотрит на нас, выглядывая из-за сугроба.

    • здесь установлена «тихая зона», - говорит егерь Л.Емельянов. Поэтому и медведь спит. В прошлом году гончие собаки его подняли. С неделю бродил по ельнику.

    • В лесах Толочинщины, кстати, живут четыре медведя.

12 часов. Урочище, которое мы наведали, имеет странное название «Под бабой». Рассказывают, что до войны одна женщина ушла жить из деревни в этот лес, в землянку. Ушла потому, что мужа ее увела другая, и она за это возненавидела женщин.

У деревни Клинки наблюдаем за стаей тетеревов. И опять видим лису.

    • Свои надежды мы возлагаем на общественность, - говорит начальник Толочинской инспекции Леонид Миронов. – За осенне-зимний период составили 18 протоколов на 2 миллиона 700 тысяч рублей, конфисковали 2 ружья.

На дороге Будовка – Новинка останавливаем трактор фермера Владимира Мацыля. С ним едет зять, следователь Толочинского РОВД. От него-то мы и узнали, что, оказывается, милиция еще за два дня была предупреждена о предстоящем рейде.

Теперь мне стало понятно, почему в толочинских лесах мы никак не могли найти браконьеров.

На дороге у Высокого Городца попалась машина, полная зерна, и без документов…

14 часов. Поймали браконьеров. Двое минчан, рабочие. Приехали в Рыдомле к родным. И решили пойти по окрестностям с ружьями, в маскхалатах, но без путевок. Пришлось ружья изъять. Экологи были неумолимы. Представители комитета назначили им день приезда в Витебск, когда будет выноситься постановление либо о конфискации ружей, либо о штрафе.

***

Вторая группа рейдовой бригады ездила в этот день по лесам, вдоль границы с Круглянским и Крупским районами. Ими была остановлена повозка с лошадью, на которой была припрятана убитая косуля. Браконьером оказался мастер леса Толочинского лесхоза Владимир Волчок. Как свидетельствуют участники рейда, он был не один, а с братом, который убежал.

^ Светлана Дединкина, «Народнае слова»


СТАТЬЯ - это отображение жизненно важных явлений, проблемы или ситуации. Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Понятие «статья» произошло от латинского слова «artikulus» и означало первоначально то же самое, что и «сустав», «часть целого». Статья предназначена прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, вызывает читательские размышления, действия.

Масштабные выводы в статье предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:

  1. общеисследовательская – посвящена общезначимой широкой проблеме в общественной либо политической жизни (направления политического или экономического развития страны, взаимоотношения страны с зарубежными государствами);

  2. практико-аналитическая – обращена прежде всего к актуальным проблемам в какой-либо области практической деятельности людей, анализирует конкретные проблемы, действия, ситуации, связанные с практическими задачами;

  3. научная и научно-популярная статья;

  4. полемическая – посвящена обсуждению спорной проблемы, которая не имеет однозначного решения.

Начало статьи – введение, обоснование актуальности проблемы, ее значимости. Автор раскрывает также другие проблемы и задачи, которые порождаются основной проблемой, ставит вопрос о том, как эти задачи могут быть решены.

В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе того, что мешает разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача еще не решена. Заключительная часть статьи- выводы, предложения, прогнозы.


РЕЦЕНЗИЯ - жанр, в котором дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций

Адресатами, к которым обращается рецензент являются читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения.

Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - современность.


^ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НАДВОДНЫЕ, ПОДВОДНЫЕ И ДРУГИЕ


Святослав Сахарнов путешествует всю жизнь. Путешествия родили его первые книги; книги, в свою очередь, подвигнули на новые путешествия. Но и этого мало: путешествия Святослава Владимировича – все с приключениями, а если и оказывалось какое-то путешествие ровным и спокойным, как море в полный штиль, тогда писатель Сахарнов сам организовывал приключения.

Сахарнов родился вдали от моря, детство его прошло в Харькове, но что-то, видно все-таки светилось в сознании мальчика, потому что профессию моряка он выбрал уверенно: в 1940 году поступил учиться в Ленинградское высшее военно-морское училище. Войны хлебнул полной мерой: бои под окруженным Ленинградом, вместе с эвакуированным училищем – пешком через замерзшую Ладогу по Дороге жизни. Училище закончил в Баку… И потом всю войну на Черном море. Кончилась одна война, подоспела и вторая: эшелон повез Сахарнова вместе с другими на Восток – воевать с Японией. Сахарнов, опять на кораблях, участвовал в высадке десантов на занятые противником берега и остался служить на Тихом океане, на торпедных катерах. Вот тогда-то и родился писатель Сахарнов. В 1948 году в Японском море он впервые спустился под воду, и ему открылась красота подводного царства, а вместе с ней красота моря и его берегов, красота природы и людей Дальнего Востока…

Сейчас у С.Сахарнова уже несколько десятков книг. Все они вызваны к жизни именно морем. В море живут бессловесные герои Сахарнова, на море и на берегах его – моряки, научные работники, рыбаки, дети. Писатель рассказывает нам о них от имени якобы неумелого и неопытного, все время попадающего впросак художника Коли. Это, конечно, прием, маска, но почему-то не надоедает, и здесь – один из писательских секретов Сахарнова.

Святослав Сахарнов пишет очень просто, чаще всего коротн=кими фразами, редко пользуется цветистыми оборотами, яркими метафорами, сложными периодами. Рассказы и повести его разбиты на короткие главы и главки, на одном книжном развороте их бывает две-три и даже больше, и в этом элемент игры. Вот, например, глав из повести «Путешествие на «Тригле». Она называется «Как мне попало от Марлена» и содержит всего одну фразу: «Ох, и попало же мне от Марлена!»

В жизни Сахарнов типичный моряк – большой, сильный, с густым голосом, решения принимает четко и быстро. В книгах его рассказчик художник Коля – неумейка и тугодум, ему приходится все растолковывать, он часто попадает в смешные ситуации, и мы с удовольствием смеемся с ним и над ним. Рядом со взрослым художником Колей маленький читатель чувствует себя не ниже его и может даже покровительственно похлопать по плечу: «Что же ты, дядя, большой, а не знаешь…»

Первый том своего «Избранного» писатель адресовал дошкольникам, там рассказы и сказки; второй – школьникам младшего и среднего возраста, в нем повести и рассказы. От знакомства с подводным миром, с миром сказки читатель переходит к знакомству с реальными и новыми для себя природными регионами – побережьями Крыма и Дальнего Востока, с их проблемами и людьми, которые там живут и работают. Рассказы постепенно серьезнеют, от ярких описаний автор переходит вместе с читателем к анализу. Собственно, такова картина и всего творчества Святослава Сахарнова: он рос со своими книгами, и книги росли с ним. Умудренный опытом и годами, писатель продолжает работать, и, без сомнения, нас ждут новые интересные встречи с его новыми книгами.

С. Парсаданян, журнал «Семья и школа».


^ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность.

Художественность - это образное отображение действительности, действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в документальности, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, документальный рассказ.

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк практически исчез со страниц печати.


ОЧЕРК - это рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда как в литературе - самый небольшой.

Очерки делятся на:

1. Описательные:

а) путевые;

б) событийные.

2. Сюжетные:

а) портретные;

б) проблемные.

Описательные очерки отличаются однолинейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблем, требующих решения, сложностью жизненных ситуаций.

Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может присутствовать "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".


ЗАРИСОВКА - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

1. Пейзажная.

2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.

3. Портретная - портрет человека, или группы.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций.


ЭССЕ - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. Виды эссе по тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Литературные,

4. Публицистические и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

^ НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОНИ ГОВОРЯТ?

Все. Хватит! Сил моих больше нет терпеть. Выйдешь на улицу – всюду кидалы, лохи, ботаники, предки, братаны, кореша, отморозки, тормоза, пофигисты, Бевисы и Бадхеды

Что же они целыми днями делают? Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отрываются, нажираются, ловят глюки, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают, заценяют, чешут, линяют тусуются и устраивают разборки. Да еще делают это безбашенно, круто и без понтов.

А потом, когда содеянного уже не воротишь, им все становится по барабану или параллельно. (Последнее определение свидетельствовало о знании подопытными геометрии). И живописуют подвиги типа cool, не хило, зашибись.

Улица, ладно, улица. Но в колыбелях будущих Ломоносовых и Лобачевских что?

Захожу в один из многочисленных московских государственных… Преподаватели, студенты – все такие важные…Одна студентка (лица не разобрать: только пудра, помада и тушь) говорит подруге:

Я чисто на первую пару забила. Лажа все это! Он опять пургу гнал…

Подхожу, спрашиваю: нельзя ли по-русски? У девушки, к счастью было хорошее настроение, и я не «отлетел» на сто метров, она меня не отрубила, а «стрельнув» птичку у подруги, положила сигарету в сумку и ответила:

А что разве можно говорить нормально, живя в ненормальном обществе? Можно, конечно, вместо «прикольно» сказать «замечательно», «очаровательно», «прелестно», «прекрасно», «изумительно» и т.д., но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что там было прекрасно. Это прикольно. Вот в Третьяковке можно сказать «прекрасно» и «замечательно». А если про нашу жизнь говорить, то нужно все называть своими именами, а то можно с ума съехать. С родителями я нормально говорю, а то они уроются и ни фига не въедут.

Конечно, я не категорически против сленга. Многие из этих слов, как сказал Чуковский, настолько метки и так точно отражают жизненные явления, что должны стать литературными.

Но, поговорив чуть-чуть на этом тарабарском языке, мне вдруг захотелось увидеть просто улыбающихся детей, юношей и девушек, мужчин и женщин, стариков и старушек, услышать настоящую русскую речь. Куда мне идти, я уже знал. Третьяковка была недалеко…

Так что в «новоязе» у молодежи никаких изменений не предвидится. Это для них стопудово.

Д.Лукин

Фельетон

^ КАК ХАКИМ СЕБЯ НАКАЗАЛ


Хаким влетел в вагон и рухнул на свободное место у окошка. На интереснейший фильм он опаздывал! И что главное, идет-то фильм последний день. Ну прямо как черепаха ползет трамвай!

Вагон постепенно стал наполняться пассажирами. И тут Хаким увидел двух старушек, которые направлялись прямо к нему. «Кажется, попросят освободить место…» Он сразу засуетился, начал шарить в сумке, а потом, что-то вспомнив, уставился в окошко. Он так старался не замечать старушек! Рассматривал дома, заборы, как будто ехал не по знакомой улице, а был на экскурсии в другом городе. Хаки то удивлялся размерам домов, то возмущался суетой людей на остановках. Но вскоре ему эта игра надоела. И, продолжая смотреть в окно, он начал соображать, что же еще можно придумать. О, ведь в сумке институтский учебник брата! Хаким обрадовался. Пусть старушки знают: он занят очень серьезным делом! Быстро достал учебник и начал деловито его листать, карандашом делая на полях какие-то пометки. Хотя ничего, ну ничегошеньки, не понимал в сложных формулах, но сделал такой умный вид! Скосив глаз на старушек, увидел, что они, увы, до сих пор стоят в двух шагах от него. Попытался о чем-то помечтать, что-то интересное вспомнить, но в голове все время крутились эти две старушки. Тогда Хаким снова повернулся к окну, чтобы «рассмотреть» давно знакомые дома. И вдруг с ужасом заметил, что проехал целые три лишние остановки. Хаким тут же выскочил из трамвая, чтобы пересесть во встречный. Но было поздно: сеанс интереснейшего фильма уже начался!

Ф.Хамидуллин


«Д-З: Б-З»

Начальник восточного отдела разведывательного управления одной из западных стран вызвал к себе агента 007, чтобы дать ему особое задание. В последнее время в России нарастал скандал, связанный с возможным захоронением радиоактиных отходов на ее территории. Было ясно, что население этой страны, озабоченное своим и без того слабым здоровьем, намеривается лечь костьми, но не допустить образования очередного ядерного могильника у себя под боком. Поэтому срочно понадобились запасные варианты. Наиболее подходящей представлялась республика, где проживали «самыя памяркоўныя ў свеце людзі». К тому же была на территории этой республики северная область, которая считалась незагрязненной радиоактивными отходами чернобыльской катастрофы и жители которой, вероятно, никак не могли пожаловаться на свое здоровье.

Агенту 007 предстояло проникнуть в эту область, легализироваться и собрать сведения, подтверждающие последние предположения. Затем информацию о состоянии здоровья этих людей распространили бы по всем мировым информационным каналам, и место для радиоактивных отходов было бы определено. Самые «чистые», самые «здоровые», едва ли не самые бедные в Европе? Принимайте на хранение «ценный груз»!

Спустя несколько недель агент уже работал санитаром в одной из поликлиник этой области. Днем надраивал полы в коридоре, вечерком заводил игривые беседы с медсестрами из регистратуры. Он пользовался у них огромной популярностью – мужественный, белозубый, мускулистый, почти киногерой! Они даже прозвали его Джеймсом Бондом. И каждый раз, услышав это имя, он вздрагивал, считая, что миссия его провалилась. И он действительно был близок к истине. На этот раз особое задание суперагент, обученный самым современным методам шпионажа, выполнить не смог…

Оказалось, что местные медики в амбулаторных картах своих больных делали записи на неизвестном никому из ныне живущих языке, какими-то условными значками и обозначениями.

Запись из медицинской карты одной из жительниц Витебского района, которую сделали медики из Витебской районной поликлиники, не смогли разобрать ни в редакции, ни в других лечебных заведениях. Все, что там можно было разобрать, - это какие-то «д-з» и «б-з». Вот и представьте, что пережил вражеский шпион, обнаружив такую тайнопись в обычной истории болезни! Прочесть ее не смогли даже самые лучшие специалисты из шифровального отдела его разведывательного управления.

Впрочем, наши читатели – люди грамотные, просвещенные, ко всяким закорючкам в рецептах, справках и больничных листах приученные. Теперь на них одна надежда, может, кто-нибудь сумеет разобрать эту шифровку. А может, автор ее объявится и поможет больной узнать, что же у нее за «д-з» (то бишь диагноз) такой сверхсекретный?

Лариса Ларина

«Витьбичи», 14.04.01.


Юмореска


^ ПЯТЬ ПИРОЖКОВ ОТ «СНАЙПЕРА»


Зимой от него житья не было. На каждой перемене Олег выбегал из школы на улицу, лепеил снежки и «стрелял» в учеников. Даже если снег был мокрый, тяжелый, он продолжал метать снежки. Но одно дело, когда в тебя попадают снежком в честной «перестрелке», а другое, когда тебе в лоб запускают такую ледышку из-за угла, предательски.

И вот шестой «Б» решил проучить «снайпера». Петя, староста, придумал, как это сделать. Надо сказать, что он был очень метким, потому что два года занималсяв кружке «Юный стрелок», и снежки метал неплохо. И вот после уроков, когда все вышли на улицу, он объявил:

    • Внимание, внимание, аттракционнебывалой меткости! Кто не побоится испытать на себе мою точность – получит пирожок, а если вдруг я промахнусь – получит сразу пять!

    • Ребята по очереди становились у стены. Петя ставил им на голову пластиковую бутылку, отходил на двадцать шагов, прицеливался и сбивал ее. Все его одно классники выдержали испытание, остался лишь Олег.

    • Ну что же ты, становись! – крикнул ему Петя. – Или ты боишься?

    • Олег нехотя подошел к стене, водрузил себе на голову бутылку. Петя слепил из сухого снега комок, тщательно прицелился, запустил снежок и … угодил Олегу прямо в лоб!

    • После, угощая ребят пирожками и исподтишка наблюдая, как Олег уплетает пятый пирожок, Петя сказал:

    • Подумаешь, всего пять пирожков. Зато, может, человек исправится.

И правда, больше Олег не бросался снежками исподтишка.

Александр Лычавко

«Зорька»

4.01.02.

2:0 в пользу речного рака

До экзамена по зоологии оставались считанные дни. Петя Воронов этот предмет не очень любил, но все-таки учебник прочел дважды. Когда вечером стал перечитывать третий раз, обнаружил, что не хватает двух листов. Как было указано в оглавлении, на потерянных страницах речь шла о речном раке. «Авось пронесет» - подумал Воронов и юркнул в постель.

Утром мама приготовила сырники. Но Петя ел их, почти не чувствуя вкуса. Он торопился еще раз просмотреть учебник.

    • Петя, не забудь захватить сырников с собой, - сказала мама.

    • Завернув «собойку» в бумагу и бросив в рюкзак, Воронов помчался в школу. Прозвенел звонок. Ирина Ивановна разложила билеты. –

    • Ну, кто смелый? – улыбаясь, спросила учительница.

    • Смелых оказалось немного. А когда очередь дошла до Воронова он взял билет, взглянул на вопросы – и зарябило в глазах! Первый – плоские черви, а второй…

    • Воронов, на первый вопрос можешь не отвечать. Начнем со второго. Итак, что ты расскажешь о раках?

    • Ну… - медленно начал Петя. – Раки водятся в речках. Их под камнями можно ловить. Я даже на даче раков ловил. Только они уж очень больно кусаются, - и указкой в трясущейся руке Петя ткнул в клешню на плакате-схеме.

    • А как они называются?

    • Ноги... А как же еще? Между прочим, раки очень вкусные. Их варят, едят, на рынке продают. Они ползают задом на перед…

    • Достаточно, Воронов. С тобою все ясно!

    • Красный, как тот вареный рак на базаре, Петя выбежал из класса. Бросив на подоконник рюкзак, вспомнил про завтрак. «Съесть его, что , с горя?» - подумал он и начал разворачивать сырники. Вдруг Петя остолбенел. На бумаге увидел схему строения речного рака. А внизу прочел то, что написал сам, когда играл с Вовкой в морской бой:

«Счет: Вова – 0, Петя – 2».

    • Вот так дела… Сам во всем виноват. Нечего было листы выдирать, теперь получай своих два очка! – обреченно вздохнул Воронов и принялся уплетать сырники.

    • Юлия Синева

«Зорька», 18.01.2002.








Скачать 407,87 Kb.
оставить комментарий
Дата25.01.2012
Размер407,87 Kb.
ТипОтчет, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх