1. периодизация истории экономических учений вбольшинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории icon

1. периодизация истории экономических учений вбольшинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории



Смотрите также:
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2006...
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004...
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки...
План лекции: Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической...
История экономических учений...
Предмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений...
Примерная программа учебной дисциплины история введение...
Программа вступительного экзамена по истории философии в магистратуру по направлению...
Программа вступительного экзамена по истории философии в магистратуру по направлению...
Лекция 10. Экономическая мысль дорыночной экономики Предмет и метод «истории экономических...
Кафедра отечественной истории и историографии...
Что изучает история экономических учений, предмет истории экономических учений, ее методология?...



страницы:   1   2   3
скачать
экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. По мере накопления эти знания обобщаются, систематизируются и принимают форму экономических учений, впоследствии преобразующихся в экономическую теорию.

Метод истории экономических учений - совокупность определенных способов, приемов, принципов познания экономической мысли прошлого.

Тема 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

В большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории.

Весьма обобщенно можно выделить этапы развития экономической мысли.

^ Первый этап - Древний мир. Здесь экономическая мысль зародилась как часть общих рекомендаций по управлению государством.

Второй этап - средние века. Происходит выделение экономической науки в самостоятельную отрасль знаний, имеющую собственную проблематику и терминологию (IV - XVI вв.).

^ Третий этап - новое время. В экономической науке складываются основные направления и школы (XVII - начало XX вв.).

Четвертый этап - современные учения. Опираясь на экономическую мысль прошлого, ученые создали ряд новых направлений, разработали проблемы эффективного функционирования экономики.

Однако жесткий схематизм здесь недопустим. Периодизация истории экономических учений отдельной страны и периодизация истории экономических учений всего мира не всегда совпадают, как не совпадает экономическое развитие отдельно взятых стран.

^ Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА и ГРЕЦИИ

Законы ХАММУРАПИ (ХУ111 в. до н. э.)

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи. В нем толковались хозяйственные вопросы.

Во избежание разрушения натурально- хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы.

Забота об укреплении и охране частной собственности. Посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью.

За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане – вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов.

Срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания.

Предел денежной ссуды не может превышать 20% ,натуральной- 33 % от ее первоначальной суммы.

В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно – денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

КОНФУЦИЙ (У в до н.э.)

Сторонник патриархальных отношений.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально – экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.

Тогда « у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях коллективной собственности крестьянской общины, так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

КСЕНОФОНТ (1У в до н.э.)

Родился в Афинах в 430 г. до н.э., принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он – ученик известного древнегреческого философа Сократа.

Экономические взгляды изложены в трактате «Домострой» - руководство для ведения рабовладельческого хозяйства.

^ Основной отраслью рабовладельческой экономики считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. «Земледелие – мать и кормилица всех искусств».

К ремеслам относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в число достойных видов деятельности свободного грека и торговля.

Разделение труда на умственный и физический виды, а людей –на свободных и рабов имеет естественное происхождение. Учил обращаться с рабами как с животными.

Всякому товару присущи полезные свойства (потребительская стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей.

Деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение. Рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

ПЛАТОН (427 - 347 г.г. до н .э.)

- древнегреческий философ. Наиболее известна работа «Политика или государство». Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства.

Предложил две схемы государства:

а ) идеального ,

В качестве основы признает разделение труда, прирожденное неравенство людей по их способностям.

Выделял сословия :

  • философов, (господствующая роль),

  • воинов, (функции защиты города, государства от внешних врагов и внутреннего порядка),

  • землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы.

Рабы вне сословия, это - говорящее орудие.

В основе взглядов на разделение труда положение о том, что все люди рождаются с заранее присущими им особенностями. Т.К. потребности разносторонни, а дарования односторонни работник должен приспособиться к определенному делу.

б) близкого к его эпох.

Государство представлено в виде замкнутого аграрного образования, где главную роль играют земледельцы, имеется имущественное неравенство, возможна классовая борьба.

Для ее предотвращения Платон предлагал установить «предел бедности» (по стоимости наличного надела у каждого гражданина ), который может быть превышен разбогатевшим человеком самое большее в 4 раза .

Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно к крупной, к торговой прибыли относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Демос не должен участвовать в управлении государством

Признавал обращение полноценных и неполноценных денег. Понимал функцию денег, когда они выступают сокровищем.

Отрицательно относился к накоплению, ростовщическим операциям.

Не понимал, что цена имеет трудовую основу и полагал, что она должна регулироваться сверху .

АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 г. до н.э.)

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского .

Граждан Греции делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс; 2) класс ремесленников; 3) торговый класс; 4) наемные рабочие; 5) военные.

Рабство представлялось ему естественным, он полагал, что оно должно быть всегда основой производства, так как рабы - это те люди, которые могут выполнять только физический труд. Умственный труд - удел свободных людей .

Отдавал предпочтение натуральному хозяйству. НО признавал необходимость справедливого обмена, поскольку товарно -денежные отношения в его время уже получили значительное распространение .

Обмен - равенство разнородных вещей. НО ошибочно считал, что товары становятся соизмеримыми благодаря деньгам.

Осуждал ростовщичество, не только потому, что оно несправедливо, но и потому, что оно служило фактором разложения существующего строя

Делил науку о богатстве на два вида:

  • экономика - искусство приобретения благ в определенных границах - это истинное богатство, оно должно быть достаточно лишь для хорошей жизни.

  • хрематистика - имеет целью абсолютное, безграничное обогащение, базируется на деньгах , на меновых отношениях .

Если экономика - это накопление потребительных стоимостей, то хрематистика - накопление денег

Анализ свойств товара потребительной и меновой стоимости -заслуга Аристотеля .

Положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

Философами античного мира положено начало новой отрасли знания - экономической науки.

Тема 3. Экономические учения в период средневековья

^ 3.1 ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274 г.г.)

Крупнейший представитель экономической мысли развитого феодализма, средневековой идеологии, итальянский доминиканец.

Собственность - первородный грех, но в земной жизни она необходима, так как является основой хозяйства. Человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

^ Разделение функций сеньора и крепостного происходит по велению бога, поэтому у неимущих нет основания для недовольства. Т.О. он отстаивал феодальную собственность и считал, что права имущих должны защищаться государством, которому необходимо повиноваться всем гражданам.

Разграничивал торговлю на дозволенную (заслуживает одобрения), недозволенную (когда превалирует стремление к барышу, спекулятивности). Но грань между ними проводит субъект.

Считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам. НО – доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считается не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

Считал несправедливым взимание процента, хотя иногда трактовал его как возмещение убытка, который мог быть причинен кредитору.

Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархииобщества.

^ 3.2 Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI – XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

Томас Мор (1478–1532 г.г)

- один из основоположников утопического социализма, выдающийся мыслитель- гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казненный за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности. Но, несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение «Утопия», положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.


Томазо Кампанелла (1568 – 1639 г.г.)- итальянский мыслитель, вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое сочинение «Город Солнца» (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства – город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их экономических проектов.

3.3 Меркантилизм как первая школа политической экономии (XV1—XVII1 в.в.)

Меркантилизм обозначил переходный период экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально – экономической сфере. Обычно меркантилизм связывается с именами французских министров финансов—герцогом Максимилианом Сюлли (1560—1641) и Жаном Батистом Кольбером (1619—1683); первый был министром в эпоху Генриха IV, а второй—Людовика XIV.

Меркантилизм - от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец

Меркантилизм выражал, прежде всего, экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.

^ Основная идея меркантилизма состоит в том, что главное богатство и основное средство экономической деятельности — деньги. Любая экономическая деятельность связана с деньгами, деньги оценивают труд, с их помощью обмениваются продукты труда, деньги обеспечивают деятельность государства. Деньги выше всех остальных товаров, поскольку они неуничтожимы в обмене, а товары всегда потребляются и тем самым уничтожаются.

Вся государственная политика была направлена на получение денег любым путем—практически все европейские страны имели строгие законы, запрещавшие вывоз золота.

Но кто создает это богатство в виде золота? Источником такого богатства считалась торговля, а основным производительным классом — купцы. Именно они располагали всем капиталом общества и финансировали все проекты короля.

Прибыль в торговле получается только тогда, когда продал дороже, а купил дешевле. Основной лозунг эпохи меркантилизма — «Не обманешь, не продашь», причем по отношению к представителям другого народа или веры такой принцип поддерживался даже церковью.

Но торговля внутри национального государства не поощрялась—ведь здесь равное количество денег используется в обмене.

Меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе, поэтому государство ограничивало ввоз и покровительствовало вывозу товаров. Монополии торговли считались неотъемлемым средством экономической политики. Но монополии отдавались и на производство товаров—цеховая система в городах была организована по монопольному принципу (например, мастер, производивший кареты, уже не мог сам производить колеса, это была другая монополия).

Государственное регулирование было естественным, вопрос о самостоятельности экономической деятельности вообще не ставился. Государство регулировало и сферу производства, и обмен, и внешнюю торговлю, и цены, и минимальный уровень оплаты труда, почти любое экономическое действие было урегулировано правовыми нормами.

Естественно, что такая экономическая политика только мешала развитию новых капиталистических отношений.

В своем развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая – ранний меркантилизм, связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия – развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы.


^ Ранний меркантилизм(сер.ХУ1)

Поздний меркантилизм (ХУ11 в.)

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер

^ Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса

Доминирует идея «денежного баланса - задача накопления денежных богатств в стране решалась главным образом административными мерами, обеспечивавшими жесткую регламентацию денежного обращения, внешней торговли.

Установление максимально высоких цен на экспорт товаров

Всемерное ограничение импорта товаров

Запрет вывоза из страны золота и серебра , как денежного богатства

Устанавливались высокие пошлины

Господствует положение о «торговом балансе» - основное правило внешней торговли - превышение вывоза над ввозом.

Экономическая политика протекционизма в интересах собственных мануфактуристов и купечества

Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей

Допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле

Вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса

^ Позиции в области теории денег

Преобладает номиналистическое восприятие теории денег,

Правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес

Устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег,

Констатация денежной сущности золота и серебра в силу природных свойств,

В качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги

«революция цен» ХУ1в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству, уровень цен прямо пропорционален их количеству денег, рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю)

Констатация товарной сущности денег, но по - прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра

Определяющей функцией денег признается функция средств обращения

Основная ошибка меркантилистов – в сфере обращения, богатство не создается, а перераспределяется.

Значение: Меркантилизм обогатил историю экономических учений не только концепцией всеобщей коммерциализации хозяйственной жизни и масштабного участия в ней государственных структур, но и обозначил «зачатки экономической науки».

3.4 Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726)

- соратник Петра I,

– оригинальный экономист - мыслитель, пытавшийся решать острые проблемы жизни.

Посошков вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью.

Книга «О скудости и богатстве» (1724 г.) и предназначалась для Петра I. В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

Устранение скудости и умножение богатства России – центральная тема книги. Посошков критически относился к системе и порядкам управления в России.

Считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Различает богатство вещественное (богатство государства (казны) и богатство народа) и невещественное («истинная правда», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной).

Задачей экономической политики государства ставил «всенародное обогащение». Он писал: « ... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». Рост народного богатства выгоден и народу и государству – такова основная мысль.

Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране необходимо:

  1. заставить всех людей работать, причём прилежно и производительно,

  2. уничтожить праздность во всех её видах;

  3. решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всём.

Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстаёт против хищнического отношения к естественным богатствам страны. Много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных заводов. При этом указывал, что развитие крупной отечественной промышленности будет содействовать «соблюдению» денег в стране. В числе мер, направленных на развитие производства, рекомендовал

  1. строить заводы на средства государства и передавать их затем в частные руки,

  2. предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства;

  3. ссылаясь на богатства страны, доказывал необходимость разведки её недр.

Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий – купечеству. «Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может», – писал Посошков. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей.

Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке, Посошков высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля.

Отрицательно оценивал систему внутренних пошлин, которые существовали тогда во всех странах и сильно стесняли внутренний товарооборот. Предлагал установить один сбор с товаров, причём пониженный против суммы существовавших тогда внутренних сборов.

Предлагал такую систему организации внешней торговли, которая, по его мнению, способна обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала

  • ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно.

  • запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зеркала, шляпы и другие товары. Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране.

  • создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения собственного производства, по его мнению, следовало прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII – начала XVIII вв. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

^ Тема 4 Развитие КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Классическая школа сменила меркантилизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел несравненно более широкое распространение.

Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.

Во Франции, где до последней трети XVII в. сохранялся феодальный строй, капитализм с большим трудом пробивал себе дорогу.

.«Классики» в отличие от меркантилистов

Меркантилисты

Классики

^ Главный принцип экономической политики

Протекционизм

Экономический либерализм

^ Предмет экономического анализа

Сфера обращения

Сфера производства

Трактовка происхождения стоимости(ценности) товаров и услуг

В связи с «естественной «природой золотых и

Серебряных денег и их количеством в стране

С учетом либо издержек производства, либо

количества затраченного труда

^ Концепция экономического роста

Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо во внешней торговле)

Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере материального производства

^ Принцип достижения макроэкономического равновесия

Благодаря координирующим и регулирующим мерам государства

Самоуравновешивание совокупного спроса и совокупного предложения благодаря «закону рынка»

^ Позиции в области теории денег

Деньги- искусственное изобретение людей,

Деньги- фактор роста национального богатства

Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар,

Деньги – техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

^ 4.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП – конец ХУ11 –начало ХУ111 в.

Родоначальники классической школы - У. Петти (Англия ) и П Буагильбер ( Франция ).

Несмотря на то, что они принадлежат к классической школе, в их взглядах имеются различия, предопределяемые несхожестью экономического развития Англии и Франции ХУ11 в. Петти - идеолог промышленного капитализма, Буагильбер - защитник интересов крестьянства .

^ УИЛЬЯМ ПЕТТИ (1623-1687)

Родился он в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У. Петти – врач, учёный, политический деятель Англии.

По словам К. Маркса, У. Петти –«отец политической экономии… гениальнейший и оригинальнейший исследователь -экономист» .

Основной труд - «Трактат о налогах и сборах »(1662 )- крупнейшее политэкономическое и финансовое произведение ХУ11 века .

Основатель трудовой теории стоимости. Первым пришел к выводу о том, что источником стоимости является труд. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

^ Для увеличения богатства страны предлагал вместо тюремного заключения ввести денежные штрафы, заставлять преступников трудиться.

Определял заработную плату как цену труда рабочего, минимум средств для существования его и его семьи. Был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

Делил рабочее время на необходимое и прибавочное.

Показал, что заработная плата и прибыль движутся в противоположном направлении.

Дал первое понятие дифференциальной ренты.

^ В отличие от меркантилистов считал, что богатство образуют не только драгоценные камни и металлы, включая деньги, но и земли, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка.

Отрицал участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства. Считал основой хозяйства производство. Предлагал сузить сферу обращения и сократить число занятых в торговле .

Использовал новаторскую методологию, которая нашла выражение в разработке абстрактного метода в политической экономии: от описания явлений он перешел к анализу их сущности .

^ НО смешивал меновую и потребительскую стоимость, абстрактный и конкретный труд,

не знал категории рабочей силы, считал , что продается труд (труд это процесс , который продать нельзя ),поскольку основным объектом приложения труда в его эпоху была земля , это объясняет ошибочное признание Петти земельной ренты всеобщей формой прибавочной стоимости .

Пьер . БУАГИЛЬБЕР (1646-1714)

Его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии.

Первая книга - «^ Подробное описание положения Франции ...«(1696 ) .

Считал, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей, прежде всего в продуктах земледелия.

^ Трудовая теория стоимости. Различал рыночную цену и «истинную стоимость». Если рыночные цены – случайны, то «истинная стоимость» закономерна, определяется трудом, затраченным на производство товара. Её величину определял рабочим временем. Стоимость выступала у него в пропорциях между обмениваемыми товарами, отражающими равные затраты труда. Именно затраты труда, т.е. рабочего времени делают вещи соизмеримыми .

«Истинную стоимость» принимал за основу пропорционального обмена. Его идеальной формой, обеспечивавшей сохранение пропорциональности, он считал обмен товара на товар. Такой обмен должен был развиваться на основе свободной конкуренции.

Выступал против денег, которые, по его мнению, нарушают товарное обращение. Он назвал их «всеобщим палачом». Считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости»

Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.

Уделял внимание налоговой системе. Выдвинул прогрессивный для своего времени принцип налогообложения (всеобщность и пропорциональность), за что был подвергнут опале.

Уильям Пети и Пьер Буагильбер резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему. Подчеркивали приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

Экономическая школа физиократов (ХУ111 в.)

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы».

^ Главная идея физиократов—основой экономики является не торговля, а производство — земледельческий труд (поэтому и систему физиократов еще называли земледельческой).

Торговля не создает доход, она лишь оборачивает товары. деньги лишь знаки, они предназначены для ускорения обращения товаров,

Центральное место занимала проблема «чистого продукта» (прибавочный продукт) и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии, именно сельскохозяйственный труд формирует богатство общества.. Следовательно, и основные классы общества — землевладелец и земледелец. Доход первого получается вследствие естественного плодородия земли и вложений затрат в нее, доход второго зависит от прибыли от продажи сельскохозяйственных продуктов. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.

Возникает вопрос—разве ремесленник и рабочий ничего не создают и не являются представителями производительных классов? Кенэ считал, что раз они пользуются продуктами сельского хозяйства в качестве сырья, то лишь добавляют цену своих средств существования к цене сырья; являясь непроизводительными классами, они все же полезны и необходимы— , «благодаря им увеличивается производительность сельскохозяйственного труда за счет того, что крестьянину не надо заниматься не свойственным для него трудом.

Монополии торговли, вывозные премии, высокие ввозные пошлины лишь повышают стоимость ввозимого продукта, поэтому государство не должно вмешиваться в регулирование торговли, так как оно искусственно повышает норму прибыли в торговле, тем самым, понижая ее в земледелии. Чем выше свобода экономической деятельности, тем больше производимый общественный продукт, функция государства должна ограничиться совершением правосудия и обеспечением равенства в экономической сфере.

^ ФРАНСУА КЕНЭ (1694- 1774)

- лидер и основоположник школы физиократов. Разработал концепцию о естественном порядке, юридической основой которого являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ.

Кенэ считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека.

В «Экономической таблице» выполнен первый анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Им была выявлена взаимосвязь: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством ». Деньги –не более чем средство обращения. торговля в сущности сводится к бартерному обмену. Производство автоматически генерирует доход, выплата которого позволяет перейти к следующему производственному циклу.

Кенэ ввё различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.

Анн Робер Жак ТЮРГО (1727-1781)

Основное произведение «Размышления об образовании и распределении богатств» (1776 г).

Выделял в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве), бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг ),собственники земли.

Тюрго обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наемного труда он видел в отделении производителей от земли. Выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны – наемных рабочих. Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.

Изменение заработной платы связывал с конкуренцией между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.

Деньги (золото и серебро) – один из товаров. Они изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большому или меньшему их изобилию.

Исследовал природу происхождения ссудного процента. Он утверждал, что в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Текущий процент служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов (низкий –последствие и показатель избытка капиталов.

Выделял цены текущие (устанавливаются отношением спроса и предложения) и основные (минимум, ниже которого она не может опуститься ). Редкость –«один из элементов оценки» при приобретении товаров.

^ 4.2 ВТОРОЙ ЭТАП – последняя треть ХУ111 века

АДАМ СМИТ (1723—1790)

Произошел из небогатой семьи, учился в университетах Глазго и Оксфорда, затем работал профессором университета Глазго.

Основной экономический труд - «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) Работа над этой книгой заняла у Смита 8 лет, но именно она сделала его всемирно известным, получив большое признание общественности и на долгое время став руководством в экономической политике Англии. Эта книга принесла автору титул «отца экономики».

Богатство общества заключается в наличии простых товаров потребления. Люди хотят купить товары, а не деньги. Деньги — лишь вспомогательное средство. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной считал последнюю.

^ Основная идея состояла в том, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. И поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, постольку ключ к богатству народов состоит в создании условий для повышения производительности труда.

Огромную роль в этом процессе играет разделение труда в обществе, т.е. специализация производителей на изготовлении какого-то одного продукта (а внутри мануфактуры - специализация на отдельной простой операции в ходе изготовления этого продукта). Разделение труда позволяет резко поднять его производительность, т.к.

  1. увеличивает ловкость и искусство отдельного работника,

  2. экономит время, необходимое для перехода от одного вида работ к другому,

  3. упрощая отдельные трудовые операции, способствует изобретению и внедрению в производство машин.

Но все это возможно не само собой, а благодаря деятельности предприимчивых людей, они дают возможность работникам получать заработную плату, землевладельцам - ренту, государству - налоги, а себе обеспечивают доход на капитал. Поэтому содействовать богатству народов - значит дать простор для инициативы и энергии этих предпринимателей.

^ Цель предпринимателя - получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Но законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно более низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Т.О. хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу посредством роста богатства каждого.

А. Смит был глубоко убежден, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход называют «либеральным». Он предполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремится к собственной выгоде. При этом не возникает хаос и неразбериха. Напротив ведомые «невидимой рукой провидения» преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.

«Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые сегодня называют спросом и предложением.

«Невидимая рука «может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции . Она

  • смиряет эгоизм и способствует снижению цен.

  • регулирует количество производимых товаров и

  • перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую.

  • заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства.

Условия экономической жизни, при которых все указанное выше получит наибольший простор, Смит назвал «естественным порядком.

Государству нет необходимости регулировать цены, прибыль и заработную плату при повышении спроса на тот или иной товар норма прибыли при его производстве повышается, и капитал будет притекать в эту область до тех пор, пока норма прибыли не выровняется до уровня нормальной. Если товара много, то капитал бежит из этой области производства в другую.

Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Под оборотным капиталом Смит понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, приносит прибыль: основной – в производстве, оборотный – в сфере обращения.

Прибыль - является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом. Часто зависит от неэкономических условий — общественного признания той или иной сферы деятельности, от договора с рабочими, от ограничении государства

Заработная плата - сумму денег, которую получает товаропроизводитель, реализуя свой товар. Заработная плата характеризуется как стоимость труда. Определяется главным образом естественными условиями воспроизводства рабочего и его семьи, но во многом и социальными условиями — договором между рабочими и капиталистом.

Так экономическая система—свободный рынок—удовлетворяет потребности людей, причем именно обычный покупатель и его интересы направляют ход развития рынка, здесь именно спрос движет предложением .

Но для действия закона «спроса—предложения» необходимо условие—свобода приложения капитала и труда (поэтому и теория Смита часто называется «экономическим либерализмом»). Капиталисты должны бороться между собой за сферу производства, тогда они полезны обществу—вследствие конкуренции между ними снижаются издержки и цены, если монопольная цена — высшая (и единственно возможная) цена для общества, то конкурентная цена—низшая. Конкуренция возможна при равнозначных по силе экономических агентах, поэтому главное условие нормального функционирования свободного рынка, считал Смит,— невмешательство государства в дела экономики.

Государство само не должно быть собственником, так как государственное имущество обычно используется неэффективно, тем самым оно дороже обходится обществу, поэтому реальный путь выхода из создавшегося положения — приватизация госимущества.

Государство не должно контролировать и регулировать сферу торговли, устанавливая монополии и предпочтительные тарифы Государство берется судить, кому что производить и как продавать товар, но человек, занимающийся этим делом, сам знает лучше, чем государственный чиновник, кому, что и как производить и продавать. Устанавливая поощрительные премии, государство стимулирует производство заведомо убыточного товара; ограничивая с помощью пошлин ввоз дешевого импортного товара, государство лишает общество возможности выгадать от международного разделения труда и купить товар дешевле. Таким образом, государственное регулирование заботится о производителе, и потребитель остается в проигрыше, свободная же конкуренция предполагает заботу об общественном благе.

Государство не должно вмешиваться в сферу производства. Поддерживая цеховое законодательство, государство ограничивает свободу труда и капитала—доступ к ремеслу работникам закрыт через монополию цеха на производство и через законы ученичества, конкуренция капитала затрудняется законами разделения производства по цехам. Конкуренция труда и капитала затрудняется и при установлении государством твердых цен на основные продукты потребления и уровень оплаты.

Государство не должно регулировать аграрное производство посредством правовых ограничений рынка земли (деление земли в соответствии с исключительным правом собственности, невозможность дробления земли при передаче по наследству и т. д ).

Итак, государство освобождается от обязанности «руководить трудом частных лиц»; ему не надо поддерживать свободную конкуренцию и рынок, они существуют сами по себе. Каждому должна быть предоставлена свобода преследовать свои собственные интересы и конкурировать своим трудом или капиталом с другими до тех пор, пока он не нарушает «законов справедливости». Функции государства — защита страны от внешнего нападения, создание и содержание общественных сооружений (дорог, мостов и пр.), контроль за образованием своих граждан и ограждение каждого из них от возможности узурпации власти кем-либо.

^ 4.3 ТРЕТИЙ ЭТАП – первая половина Х1Х века

ДАВИД РИКАРДО (1772—1823)

- английский экономист. Он родился в семье биржевого маклера. Не получив систематического образования, Рикардо занялся биржевыми операциями и в возрасте 25 лет уже имел миллионное состояние, и только потом он обратился к экономической науке.

Основной его труд «Начала политической экономии и налогового обложения» появился в 1817 г. и долгое время служил руководством экономической политики Англии. В 1819 г. Рикардо был избран в парламент.

Продолжил разработку теории трудовой стоимости. С его позиции, она определяется не купленным трудом, а затраченным (средние затраты времени рабочего на производство товара).

Основные виды самостоятельного дохода - прибыль и заработная плата, соответственно основные классы—предприниматели и рабочие. Класс землевладельцев — паразитирующий класс вследствие права собственности.

Размеры заработной платы должны быть «предоставлены частной и свободной рыночной конкуренции и никогда не должны контролироваться вмешательством законодательства». Историческая тенденция заработной платы—повышение. Если заработная плата представляет собой цену средств воспроизводства рабочей силы (цена продуктов питания, жилья и т. д.), то в связи с постоянным их удорожанием увеличивается и заработная плата, кроме того, динамика заработной платы зависит от динамики накопления капитала—чем больше расширение производства, тем выше спрос, а следовательно, и цена рабочей силы. Капитал, кроме всего прочего, — это фонд для поддержания труда.

Государство, не должно вмешиваться ни в производство, ни в обмен, ни в распределение.

^ Законы о социальной помощи бедным не ведут к улучшению их состояния. Наоборот, бедные становятся еще беднее, так как налоги на бедных отбирают часть дохода у трудолюбивых работников и часть прибыли капиталистов, которая могла бы быть направлена на расширение производства. Поэтому общество не может развиваться.

Государственная политика в целом должна быть построена не на силовых, а на экономических принципах. Основной способ взаимодействия государства с населением и предпринимателями сводится к налогообложению. Основное правило—«лучший налог—меньший налог», граница налогообложения—это размеры дохода.

И если государство «замахивается» и на часть капитала, то естественным результатом становится нищета основной массы населения.

Отрицал возможность экономических кризисов, перепроизводства. Он считал, что любая сумма капитала во всякой стране может быть применена производительно. Производство не может превысить потребление, ибо потребности безграничны и не могут быть удовлетворены одновременно.

^ ЖАН БАТИСТ СЭЙ (1767 –1832)

«Закон Сэя» - концепция о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном экономическом росте. В соответствии с этим производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке, являясь гарантией саморегулируемости экономики.

Предложил теорию трех факторов, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» и порождает прибыль как доход капиталистов, фактор «земля» – ренту как доход землевладельцев. Отвергал возможность в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатацию факторов производства и классов общества.

^ ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС (1766-1834)

Создатель теории народонаселения: Сводит причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. Всякая сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов ».

Проблемы безработицы можно облегчить путем реализации общественных программ.

Считает, что пределов для расширения производства не существует. Возможны частые и общие кризисы.«Вооружил» Кейнса антикризисными идеями о факторах «эффективного спроса «,роли в потреблении произведенного продукта промежуточных слоев общества.

^ 4.4ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – вторая половина Х1Х века

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806-1873)

Противопоставлял законы производства и законы распределения. Первые – неизменны и заданы техническими условиями, вторые таковы, «какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах».

Только производительный труд создает «богатства», т.е. материальные блага.

Производительным он рекомендует признавать и труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющий наращивать накопление.

^ Доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление «поддерживает и увеличивает производительные силы общества

^ Доходы от непроизводительного труда – перераспределение дохода, созданного производительным трудом.

Заработная плата зависит от спроса и предложения на рабочую силу. Именно количество труда «имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости».

Стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции».

Существуют сферы «бессилия рынка», где рыночный механизм неприемлем. Обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее.

^ КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС (1818—1883)

Родился в семье адвоката, учился в университетах Бонна и Берлина, защитил докторскую диссертацию по философии.

«Капитал» посвящен исследованию экономических законов и категорий капитализма.

Исходным элементом капиталистического общества (а не только экономики) является товар. С одной стороны, все вещи, люди и отношения приобретают товарную форму, получив которую, они связывают себя социальным содержанием. С другой стороны, поскольку все товары имеют стоимость, а стоимость сама по себе только социальна, это—всеобщее общественное отношение обмениваемости товара, при котором товары вклю­чаются в систему общественных отношений. Процесс производства материальных благ является также процессом воспроизводства социальных отношений — рабочий класс производит себя как принадлежность капитала, поэтому процесс производства содержит в себе и форму распределения и, в конечном счете, форму потребления.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование материала природы, потому труд для него является практической деятельностью, т. е. идеальной деятельностью (здесь есть цель, средства, мысленный образ результата и проект действия) и материальной деятельностью (здесь есть физическое преобразование материала природы). Таким образом, труд, производство и человек—это понятия тождественные, труд является по отношению к другим видам. деятельности (еде, сну, отдыху и т. д.) основой по определению. Вокруг этого вида деятельности создается особый вид бытия человека — социальное бытие, предполагающее активное преобразование трудом совместно с другими людьми окружа­ющего мира в своих собственных интересах.

Но труд, производство существуют не вообще, а в конкретной, обществом заданной форме, поэтому Маркс обращается к исследованию капиталистической формы труда. Основная его характеристика — отчуждение. Это означает, что труд для человека становится чужим, т. е. ему не принадлежащим, и чуждым, г. е. враждебным.

Во-первых, в условиях наемного труда и частной капиталистической собственности для рабочего отчужденными становятся средства и продукт труда, они не принадлежат рабочему и являются случайными. Средства и продукт труда становятся капиталом, т. е. враждебной для него силой; чем больше трудится рабочий, тем больше возрастает враждебная для него сила капитала, чем больше размеры капитала, тем относительно меньше благ принадлежит рабочему—так происходит отчуждение от собственности.

Во-вторых, из отчуждения рабочего от продукта труда и средств труда возникает отчуждение человека от человека. Если труд, его средства и результаты не принадлежат рабочему, то они принадлежат не рабочему, другому человеку, который противостоит рабочему. У рабочего и хозяина возникают разные, противоположные интересы, они отчуждаются друг от друга, но также и от самих себя—ни рабочий, ни капиталист не являются истинными людьми, так как не труд является сущностью жизни капиталиста, а для рабочего труд является ненавистным и враждебным.

В-третьих, исходя из этого трудящийся отчуждается от потребности в труде, и человек—сам от себя.

^ Наемный труд„ когда товаром является сама рабочая сила, предполагает, что труд направлен не на свою потребность, а на простое осуществление затрат труда — создание стоимости. В труде рабочий не утверждает самого себя, а отрицает себя, он чувствует себя самим собой тогда, когда не работает, его истинная цель и смысл жизни утрачиваются. Человек при капитализме обладает существованием не как человек, а как рабочий, как обесчеловеченный товар, где его заработок—лишь средство содержания товара в исправности.

Труд, вещи и люди отчуждаются в наиболее абстрактную форму — в деньги, не столько человек господствует над чело­веком, не столько капитал-вещь стоит над рабочим, сколько деньги, которые являются истинным богом капиталистического общества.

Производство, труд служат не для удовлетворения потребностей людей, а для денег, сами потребности отходят на второй план, деньги становятся всеобщим выражением потребности и самоцелью, потребность в деньгах является истинной и самой первой потребностью. Не только производство, но и обмен существует ради денег, сами товары и. потребность общества в них несущественны, сам товар становится воплощенной в материальный предмет корыстью человека.

Деньги дают власть над вещами и людьми, они переворачивают сущность вещей и людей. Так, с точки зрения денежного мира плохой, но дорогой товар—это хороший товар; если бесчестному человеку деньги покупают честь, то он — честный человек; количество денег—это и есть сам человек. Других людей мы тоже оцениваем с позиции денег—если человек не имеет денег или он не может вернуть взятые в долг деньги, то это — плохой человек, если имеет и может—значит хороший. В кредитных отношениях человек сам превращается в простого посредника для денег, и деньга из посредника обмена становятся господином. Деньги, товары, капитал, кредит—все это дает силу и власть над людьми, это истинный язык капиталистического общества. Язык просьбы, помощи, уступок, который является нормальным для человечества, незнаком этому обществу.

^ Отчуждение труда принимает возрастающий характер—чем больше рабочий трудится, тем беднее он становится; чем ценнее мир вещей, тем больше обесценивается человеческий мир.

В «Капитале» Маркс называет это «всеобщим законом капиталистического накопления»—богатство капитала возрастает при нищете большинства общества. Но наступает час, и экспроприаторов экспроприируют: частная собственность переходит в обществен­ную, сначала это грубый коммунизм, когда частная собственность становится всеобщей, но затем наступает и ее положительное упразднение—только тогда оканчивается самоотчуждение человека и происходит его возвращение к самому себе и к своей истинной сущности.

^ Теория распределения — производство стоимости включает в себя производство стоимости средств существования (заработная плата) и прибавочной стоимости, которая делится между всеми классами общества. Рабочий создает стоимость, в которую включается прибавочная стоимость и которая делится между всеми нетрудовыми классами. Сам же он, создавая стоимость, не присваивает ее в силу несправедливого распределения. В целом в капиталистическом обществе производство стоимости обусловливает воспроизводство двух классов — трудящихся и нетрудящихся.

Выдвинул теорию цикличности экономического развития при капитализме, т.е. явлений, характеризуемых им как «экономические кризисы». Кризисы «…есть одновременно и кара и очищение…». «Конечной причиной всех кризисов всегда остается бедность и ограниченность потребления масс, противодействующая стремлению капиталистического производства развивать производительные силы таким образом, как если бы границей их развития была лишь абсолютная потребительская способность общества»

Маркс видел в экономическом базисе (единстве производительных сил и производственных отношений) ту основу, на которой развивается вся надстройка—политическая, правовая, религиозная и пр. Каждое общество представляет собой такую социально-экономическую (т. е. основанную на господствующем типе производственных отношений) формацию—единство базиса и надстройки, где движение базиса определяет движение надстройки. Сама по себе надстройка может влиять на развитие базиса, но ведущая сторона данного отношения—воздействие базиса на надстройку. Исходя из этого, всю историю человечества можно разделить на формации—первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.





оставить комментарий
страница1/3
Дата25.01.2012
Размер0,92 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх