Программа спецкурса «русская поэзия 60-90-х годов XX в.» Составитель icon

Программа спецкурса «русская поэзия 60-90-х годов XX в.» Составитель


1 чел. помогло.

Смотрите также:
12 класс зачет 3 Русская литература 50-80х годов 20 века Современная поэзия 60-90-х годов 1...
Программа спецкурса Славянская мифология и обрядовая поэзия Программу разработала: учитель...
4 Поэзия и «не поэзия» 70 Заключение 81 Вопросы для самопроверки 84...
Программа спецкурса "Современная русская литература. Литературный процесс 60-90-х годов"...
Программа спецкурса для магистрантов отделения «Русская филология»...
Программа спецкурса Автор-составитель...
Уральский государственный педагогический университет русская рок-поэзия: текст и контекст выпуск...
Русская рок-поэзия 1970-х 1990-х гг. В социокультурном контексте...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецкурса «Гегель и русская философия»...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия...
План: Проблемы типологии литературных направлений и стилей Серебряный век русской поэзии Русская...



скачать
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


Филологический факультет


Кафедра отечественной литературы

и методики преподавания литературы


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 60-90-Х ГОДОВ XX В.»
Составитель:
канд.филол.наук, доцент

Онуфриевой Н.И.


Обсуждена и утверждена

на заседании кафедры

«____»___________________ 2008 г.

Зав. кафедрой________Л.В.Басманова


Стерлитамак 2008

^ Пояснительная записка

Современная русская поэзия — сложное неоднозначное явление. Для нее характерно сосуществование различных направлений, школ, преемственно связанных с предшествующим литературным процессом.

Школьная программа в обзоре современной литературы отводит отдельное место поэзии. Учитывая содержание программы 11-го класса, мы выделяем в современной поэзии два этапа: 1960-80-е годы и последнее десятилетие. Характеризуя поэзию первого этапа, остановимся на анализе творчества поэтов, рекомендованных школьной программой (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Высоцкий, А. Тарковский, Д. Самойлов и др.).

Говоря о поэзии последнего десятилетия, мы берем во внимание то обстоятельство, что современная критика, на наш взгляд, недостаточно оперативно реагирует на процессы, происходящие в поэзии, поэтому у читателя создается ложное представление об отсутствии в наше время истинной поэзии. Анализ журнальных поэтических публикаций последних лет подводит к выводу о том, что в настоящее время много "поэтов, хороших и разных", творчество которых по объективным причинам порой не получает достаточного отклика и признания.

С целью углубить представление учителя-словесника о литературе последних лет мы не ограничиваемся рамками школьной программы и останавливаемся на тех именах и произведениях, которые ярче всего, на наш взгляд, выражают перспективы развития русской поэзии.

Особо выделен раздел, посвященный поэзии последнего десятилетия, представляющей собой явление сложное и неоднозначное. В этом разделе мы довольно подробно останавливаемся на анализе творчества поэтов, тесно связанных с духовной традицией русской культуры, с поиском нравственного идеала, о творчестве которых учителю достаточно трудно найти критические и литературоведческие работы.

Программа предполагает обзор так называемой «новой» или постмодернистской поэзии, изучение которой можно практиковать в кружковой, клубной работе с целью развития творческих способностей студентов.

В программе содержится список литературы по творчеству отдельных авторов, перечень немногих статей по новым именам, а также, ввиду недостатка текстов, указаны номера литературно-художественных журналов, где можно найти публикации стихов названных поэтов.


^ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ 60-90-Х ГОДОВ XX В.


Поэзия как особая форма художественной речи. Системы стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.

Характеристика силлабо-тонических размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Тактовик. Тонический стих. Понятие о свободном и белом стихе.

Рифма. Виды рифм (точная и неточная, мужская, женская, дактилическая и т.д.). Оригинальные рифмы.

Литература

1. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика.— М., 1974.

2. Илюшин А. Русское стихосложение.— М., 1988.

3. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия.— Л., 1991.

^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЭЗИИ 60-90-Х ГОДОВ

Периоды развития современной поэзии: 60-е – 70-е годы — "эстрадная" поэзия, поэзия "малой родины"; и балладно-эпического склада; 1-я половина 80-х годов — усиление историзма в поэзии; конец 80-х и 90-е годы — сосуществование различных групп и направлений, постмодернизм в поэзии.

Литература

1. Гринберг И. Три грани лирики: современная баллада, ода и элегия.— М., 1979.

2. Зайцев Л. Русская советская поэзия: 1960-70-е годы (стилевые поиски и тенденции).— М., 1984.

3. Павловский А. Память и судьба. Статьи и очерки.— Л., 1982.

4. Михайлов А. Избранные произведения: В 2 т.— М., 1986.

5. Михайлов А. Собеседники.— М., 1985.

6. Македонов А. Свершения и кануны. О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов.— Л., 1985.

^ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ 60-80-Х ГОДОВ

Поэзия "малой родины" ("тихая" лирика).

Общая характеристика поэтического направления: обращение к истокам, связь с деревенской прозой, особый "интимный" характер патриотизма.

Основные представители направления (В. Соколов, Н. Рубцов, А. Прасолов, А. Жигулин, И.Шкляревский и др.).

Николай Рубцов — наиболее яркий представитель 'тихой" лирики. Тема Родины — главная в творчестве поэта. Образ родной природы как воплощение представления поэта об этическом и эстетическом идеале. Сквозные мотивы и образы (храм, звезда, ветер, лодка и др.).

Особенности поэтики Рубцова. Элегия как основной жанр его поэзии. Связь с народно-поэтическим творчеством. Традиции Фета, Тютчева, Есенина в его творчестве.

Рекомендуемые произведения: 'Тихая моя родина", "Звезда полей", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...", "Русский огонек", 'Журавли", "Видение на холме".

^ Алексей Прасолов. Человек и природа в его поэзии. Трагизм мироощущения поэта: единство хаоса и гармонии в жизни природы и человека. Проблема "природа и цивилизация". Мифологический образ матери-земли, матери-природы в стихах Прасолова.

Рекомендуемые произведения: "Мирозданье сжато берегами", "Пролог", "Я услышал: корявое дерево пело...", "Мать наклонилась, но век не коснулась...", "Вознесенье железного духа...".

^ Анатолий Жигулин. Этапы творческой биографии поэта. Тема кристаллизации нравственных ценностей в стихах, отражающих впечатления колымского периода (1950-1960-е годы). Обращение к теме памяти, к философским проблемам бытия человека и природы в стихах 60-х- начала 70-х годов. Лирическая исповедь в произведениях 80-х годов.

Мотив обретения гармонии через сострадание, печаль. Единство человека и природы, психологический параллелизм в стихах поэта. Тема исторической памяти.

Рекомендуемые произведения: "Полярные цветы", "Бурундук", "Вот и снова мне осень нужна...", "Ирине", "Воронеж, детство, половодье...", "Соловецкая чайка", "За други своя".


Литература

о Н. Рубцове

1. Белков В. Неодинокая звезда. Заметки о поэзии Н. Рубцова.—М., 1989

2. Волков Б. Орфей: Поэтическая судьба Николая Рубцова // Литература в школе.— № 6.

3. Воспоминания о Рубцове.— Вологда, 1983.

4. Воспоминания о Рубцове.— Архангельск, 1983.

5. Зуев Н. Николай Рубцов и национальная поэтическая традиция // Литература в школе —1996.— № 6.

6. Кожинов В. Николай Рубцов.— М., 1976.

7. Оботуров В. Искреннее слово // Страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова.— М., 1987.


о А. Прасолове

1. Кожинов В. Судьба Алексея Прасолова // Статьи о современной литературе.— М., 1990.

2. Попов А. Предвестник очистительной весны: размышления о феномене Алексея Прасолова // Подъем.— 1992.— №8.—С. 82-84.

о А. Жигулин

1. Аннинский Л. Цена милосердия // Юность.— 1983.— №1—С. 93-97.

2.Истогина А. Все чем живу и дышу: о творчестве А. Жигулина // Истогина А.Я., Джичоева'А.П. Два портрета.— Анатолий Жигулин. Михаил Шевченко. Очерки творчества.— Воронеж, 1986.

3. Ланщиков А.Л. Анатолий Жигулин» / Уроки гнева и любви.— М., 1980.

4. Чернов А. Отклик дальних журавлей // Литературное обозрение.—1986.— № 2.
^
Поэзия балладно-притчевого типа

Элегическая и балладно-притчевая тенденция в русской поэзии 70-80-х годов. Традиции притчи, фольклорной и литературной баллады в творчестве Ю. Кузнецова, О. Чухонцева, Н.Тряпкина, В. Казанцева и др. Соединение лирического и эпического начала в их поэзии.

Юрий Кузнецов. Противоречивость его поэтического облика. Образ поколения и судьба лирического героя. Мифологические образы и мотивы. Проблема национального в творчестве поэта.

Рекомендуемые произведения: "Атомная сказка", "Баллада об ушедшем", "Вина", "Дом", "Стук", "Мужик".

Олег Чухонцев. Образ "деревянной" провинции в его поэзии. История России как история формирования национального духа. Дом как символ преемственности, кровной связи. Христианские мотивы. Традиции устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки) в поэзии Чухонцева.

Рекомендуемые произведения: "Еще темны леса, еще тенисты кроны...", "Седой учитель начальных классов...", "Кончина Ивана", "Этот город деревянный на реке...".

Литература

1. Пэн Д. Странствователи и домоседы (о поэзии Н. Тряпкина, В. Соколова, А. Кушнера, Б.Окуджавы, В. Устинова, Ю. Кузнецова) // Литературное обозрение.— 1992.— № 3.— С. 8-14.

о Ю. Кузнецове

1. Косарева П. Два мнения о книге Ю. Кузнецова: "Ни рано ни поздно", "Через дом прошла разрыв-дорога": О противоречиях творчества Юрия Кузнецова // Вопросы литературы — 1986.—№2.—С. 79-98.

2. Кожинов В. Отпущу свою душу на волю: О поэтическом мире Юрия Кузнецова // Литературная учеба.— 1982.— № 2 — С.106-115.

3. Курбатов В. На полпути от мысли к сердцу: О поэзии Юрия Кузнецова // Москва.—1980.— № 9.— С. 210-214.

4. Слюсарева И. В разорванном тумане // Юность.— 1986.—№5.—С. 72-76.

5. Федоров И. "Находил он в отраве отраду": О нравственности лирического героя Юрия Кузнецова // Литературная учеба.—1982.— № 2.— С. 96-106.

6. Федоров А. Кто он такой? (О поэзии Юрия Кузнецова) // День поэзии.— М., 1991.—С. 158-164.

о О. Чухонцеве

1. Аннинский Л. Теснина быта, воздух бытия // Юность.— 1995.— № 3.— С. 93-95.

2. Бек Т. "И родственный дух". Заметки о моих ровесниках // Литературное обозрение.—1995.— № 3.— С. 25-33.

3. Лесневский О. С. Младое незнакомое Лесневский С. "Я к вам приду". Поэты. Поэзия. Время.— М., 1982.—С. 155—162.

4. Роднянская И. Предчувствия и память // Новый мир.— 1982.— № 10. С. 227-237.
^

Поэты классической традиции


Общая характеристика направления. Поэты, продолжающие классическую традицию: И. Бродский, А. Тарковский, М. Петровых, А. Кушнер, В. Шефнер, В. Соснора и др.

Иосиф Бродский. Биография поэта. Реалии мировой культуры в его стихах. Образ Петербурга.

Время и пространство в поэзии Бродского. Философская проблематика.

Отношение к слову: "поэзия как способ бытования языка". Традиции О. Мандельштама, А. Ахматовой. М. Цветаевой. Англоязычная поэтическая традиция в творчестве И. Бродского (Д. Донн, Э. Дикинсон, Т. Элиот и др.).

Рекомендуемые произведения: "Нобелевская речь", стихи из книги "Часть речи", "Римские элегии", "Венецианские строфы", "Эклога 4-я (зимняя)".

^ Арсений Тарковский. Связь с традициями поэзии "серебряного века" (И. Анненский, А.Ахматова, Б. Пастернак). Образы античной культуры. Трагическая миссия художника в творчестве поэта: "дудка Марсия" — символ жертвенного служения искусству. Соединение чуда и трагедии, боли и счастья в сознании лирического героя.

Рекомендуемые произведения: "Я учился траве, открывая тетрадь", "Первые свидания", "Свеча", "Жизнь, жизнь", "Стирка белья", "Рифма".

^ Александр Кушнер как представитель "петербургской" поэтической школы. Музыка, архитектура, живопись — источники поэтической образности в творчестве поэта. Петербургская тема, ее связь с традицией. Единство быта и бытия, функции детали. Связь с традицией.

Рекомендуемые произведения: "То, что мы зовем душою", "Венеция", "Сирень", "Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки", "Быть нелюбимым. Боже мой!...".

Литература

о И. Бродском

1. Бродский И. Труды и дни: Статьи и воспоминания (Коппер Д., Полухина В., Батчан А.,Вайль П.) // Знамя — 1996.— № 8.— С. 149-160.

2. Вайль П. Рифма Бродского // Знамя, 1996.— № 4.— С. 19-21.

3. Гордин Я. Странник // И. Бродский. Избранное.— М.; Париж; Нью-Йорк.— 1993.— С. 5-18.

4. Жолковский А. "Я вас любил" Бродского // Жолковский А. Блуждающие сны.— М., 1994.— С. 205-225.

5. Кушнер А. Здесь на земле // Знамя.—1996.— № 7.— С.147-173.

6. Лосев Л. От переводчика: Вайль П. Вслед за Пушкиным // Знамя.— 1996.— №6 — С. 144-152.

7. Ранг А. Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь.— 1987.— № 1.— С. 154-169.

о А. Тарковском

1. Ковальджи И. Загореться посмертно, как слово... (Об Арсении Тарковском) // Тарковский А. Собрание сочинений: В 3 т.— Т. 1.— М., 1991 г.— С. 5-24.

2. Кублановский Ю. Благословенный свет: О творчестве А. Тарковского// Новый мир, 1992.— № 8.— С. 234-236.

3. Ратгауз Г. Рыцарь бедный. Три встречи с А Тарковским //Дружба народов,—1996.— № 5.— С. 199-203.

4. Ратгауз Г. Неизгладимая печать: о поэзии А. Тарковского // Литературное обозрение.—1990.— № 7.— С. 84-86.

о А. Кушнере

1. Арьев А. Маленькие тайны или явления А. Кушнера (о творчестве поэта) // Звезда.— "1989.— № 4.— С. 196-207.

2. Пьяных М. Лирическое пространство души: поэзия Кушнера // Нева.—1982.— № 2.— С. 157-160.

3. Урбан А. Пятая стихия: О поэзии А. Кушнера // Нева.— 1986.—№9.—С. 151-158.
^

Поэзия фронтового поколения


Основные черты творчества поэтов-фронтовиков: острое ощущение истории, внимание к простым радостям бытия, ностальгия поколения. Представители данной поэтической генерации — Д. Самойлов, А Межиров, Ю. Друнина, 'Б. Слуцкий, В. Винокуров, В. Чичибабин и др.

^ Давид Самойлов. Этапы творчества поэта. Образ поколения, опаленного войной в сборнике "Ближние страны". Чувство единства природы и человека в стихах 70-80-х годов. Отношение к культуре и слову. Традиции А. Пушкина, А. Ахматовой в творчестве поэта.

Рекомендуемые произведения: "Ближние страны", "Сороковые, роковые...", "Старик Державин", "Михайловское", "Пестель, поэт и Анна", "Слова", "Смерть поэта", "Возвращенье от Анны...".

^ Александр Мвжиров. Романтика поколения в творчестве поэта. Образ музыки как символа добра и гармонии. Война и мир. Современность в стихах поэта. Развитие жанра баллады.

Рекомендуемые произведения: "Музыка", "Воспоминания о пехоте", "С войны", "Предвоенная баллада", "Москва. Мороз. Россия".

^ Юлия Друнина. Женщина и война в стихах поэтессы. Любовь и дружба как главные темы ее поэзии. Трагическое отношение к современности в последних стихах.

Рекомендуемые произведения: "Я родом не из детства — из войны...", "Бинты", "Зинка", "Ты рядом", публикация в журнале "Знамя".— 1991.—№ 1 — С. 86-88; "Нева".—1981.— № 5.— С. 7.

Литература

о Д Самойлове

1. Баввский В. Давид Самойлов. Поэт и его поколение.— М., 1986.

2. Баевский В. Записки о Д. Самойлове.— М., 1992.

3. Лавлинский Л. Перебирая наши даты: О поэзии Д. Самойлова // Литературное обозрение.— 1990.— № 11.— С. 104-112.

4. Свверская О. О картине мира в поэзии Д. Самойлова // Рус. речь.—1988.— № 2.

о А. Межирове

1. Дементьев В. Мир поэта.— М., 1980.

2. Лапшин М. Поле боя поэта: Штрихи к портрету А. Межирова // Москва.—1983.— № 5.— С. 191-193.

3. Пьяных М. Человек на белом свете: О поэзии А. Межирова // Вопр. лит.— 1983.— № 1.— С. 46-75.

4. Пьяных М. Поэзия Александра Межирова.—Л., 1985.

Поэты-барды


Бардовская поэзия как особая ветвь поэзии 70-90-х годов. Своеобразие этого типа поэзии: ориентация на музыку, синкретизм, особый способ общения со слушателем, демократизм.

Основные представители бардовской поэзии: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Н.Матвеева, Ю. Визбор; рок-поэты А. Башлачев, Б. Гребенщиков, В. Цой и др.

^ Булат Окуджава. Романтическое преображение мира в стихах поэта. Утверждение истинных ценностей бытия, культ дружбы и любви. Философичность песен Окуджавы. Роль иронии в его поэзии.

Рекомендуемые произведения: "Песенка о голубом шарике", "Синий троллейбус", "Арбат", "Мальчики", "Ваше Благородие, госпожа разлука...".

^ Владимир Высоцкий. Слияние музыки, слова, театра в его поэзии. Образ лирического героя-современника. Разнообразие персонажей его песен. Демократизм языка и стиля. Сквозные образы и мотивы (тюрьма, кони привередливые, волки...). Гамлет - двойник лирического героя в творчестве Высоцкого.

Народно-поэтическая традиция: сказочные мотивы, их функция в стихах Высоцкого.

Рекомендуемые произведения: "Татуировка", "Серебряные струны", "Диалог у телевизора", "Кони привередливые", "Гамлет", "Звезды", "Лукоморье".

Литература

1. Рудницкий Н. Песни Окуджавы и Высоцкого // Рудницкий Н. Театральные сюжеты.— М., 1990.— С. 394-411.

о Б. Окуджаве

  1. Белая Т. Ценность простых истин (О поэзии Б. Окуджавы) // Аврора—1985.— № 1.— С. 109-119.

  2. Красухин Г. Будьте высокими (о творчестве Б. Окуджавы) // Юность.— 1984.— № 7.— С. 96-98.

  3. Лебедева Т. Нас время учило (О прозе и поэзии Б. Окуджавы) // Знамя.—1989.— № 6.— С. 210-215.

  4. Паперный 3. За столом семи морей (Б. Окуджава) // Вопросы литературы.—1983.— № 6.— С. 31-52.

  5. Пруссакова И. Бард, хроникер, летописец // Нева.— 1994.— № 7.— С. 264-273.

  6. Чайковский П. Романтик ли Окуджава?//Литературное обозрение.—1988.—№ 1.—С. 101-103.

О В. Высоцком

  1. Бестужев-Лада И. Феномен Владимира Высоцкого // Слово лектора.—1988.—№ 12.

  2. Кулагин А. Бесы и Моцарт. Пушкинские мотивы в позд-
    ней лирике Высоцкого // Литературное обозрение.— 1993.-/-
    №3,4.—С. 22-35. • '

  3. Новиков Вл. Живой. К 50-летию со дня рождения Высоцкого // Октябрь.— 1988.— № 1.— С. 188-196.

  4. Обсуждаем наследие В. Высоцкого // Вопросы литературы.— 1987.— № 4.— С. 41-131.

  5. Руссова С. "Я в тайну масок все-таки проник" (Лирический герой Высоцкого) // Русский язык и литература в средних специальных учебных заведениях УССР.— 1991.— № 9.— С. 67-71.

  6. Толстых Б. Возвращаясь к теме Владимира Высоцкого (Диалог с читателем) // Вопросы философии.— 1988.— № 2.— С. 54-68.

  7. Чупринин С. Вакансия поэта. Высоцкий и его время: размышления после юбилея // Знамя.—1988.— № 7.— С. 220-225.


^ 3. ПОЭЗИЯ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

(КОНЕЦ 80-Х-НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ)

Изменение поэтической ситуации в связи с перестройкой в обществе. Публикации "возвращенных" авторов и произведений.

Реакция на современность в стихах поэтов старшего поколения. Поэтические группировки. Постмодернизм — наиболее характерное явление в культуре и поэзии, в частности, 60-90-х годов. Постмодернизм и "андеграунд". Концептуализм и метареализм как два крайних полюса внутри постмодернизма.

Концептуализм как новое обращение к художественному опыту обэриутов и футуристов. Концепция и произведение. Разрыв между идеей и вещью, между знаком и реальностью как сознательно проводимый стиховой принцип поэзии этого типа. Знакомство с творчеством поэтов-концептуалистов (Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, Н. Искренко).

^ Дмитрий Александрович Пригов — поэт-концептуалист.

\Игровое начало в его поэзии. Новое понимание сферы поэтического языка, соединение различных речевых пластов, языковых моделей в тексте. Карнавально-смеховой характер его поэзии.

Для анализа предлагается "Книга о счастье" Д.А. Пригова (Знамя —1994.—№8.).

Метареализм. Связь с символизмом. Современное понимание мира как метареальности, включающей в себя не только мир земных предметов и вещей, но и некую метафизическую сверхчувственную плоскость бытия. Поэты-метареалисты: О. Седакова, Е. Шварц, И. Жданов, В.Кривулин и др.

^ Ольга Седакова. Особенности ее поэтики на примере стихотворения "Дикий шиповник". Главный образ — метабола (термин М. Эпштейна) "шиповник - сад мирозданья - страдание - роза". Связь с традициями европейского средневековья и священной поэзии, восточной философией, поэзией "серебряного века".

Куртуазные маньеристы. (В. Степанцов, Д. Быков, А. Добрынин, В. Пеленягре). Пародийно-игровой характер их поэзии. Связь с традицией "легкой" поэзии XIX века.

Поэты русского зарубежья (Б. Кенжеев, Л. Лосев, Ю. Кублановский, С. Гандлевский и др.).

Духовное состояние современника в стихах Б. Кенжеева. Новое понимание места художника в мире в творчестве поэта.

Религиозная гражданственность поэзии Юрия Кублановского.

Ирония и самоирония, глубокая философичность поэзии Льва Лосева.

Творчество С. Липкина,В.Блаженных, И. Лиснянской. А. Прохожего, Т. Бек, Н. Коржавина, Г.Сапгира, Я. Сатуновского, Т. Кибирова и др. Традиции и новаторство. История и современность в их творчестве.

Творчество И. Бродского и его место в поэзии конца ХХ века.

Новые тенденции в поэзии начала ХXI века.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


4 РО – 28 часов (16 лекц., 12 практ)

2 Рин - 34 час (лекции)

3 РКО – 34 час (лекции)

5 РК ОЗО – 10 лекц


ТЕМА

4 РО

2 Рин,

3 РКО

5 РК ОЗО

1.Поэзия как особая форма художественной речи. Системы стихосложения. Рифма. Звуковая организация стиха.


2пр.

2

-

2.Общая характеристика поэзии 60-90-х годов. Периодизация. Связь с социокультурной ситуацией. Традиции и новаторство. Основные имена.


2 лк.

2

1

3.Основные направления развития поэзии 60-80-х годов. Общая характеристика.


2лк.

2

1

4.Поэзия "малой родины" ("тихая" лирика). Основные представители (Н.Рубцов, А. Жигулин, А. Прасолов).


2лк.

2пр

4

1
^
5.Поэзия балладно-притчевого типа. Творчество О. Чухонцева, Ю. Кузнецова




2лк.

4

1
^

6.Поэты классической традиции (Таркоский. А. Петровых, А. Кушнер, В. Соснора и др.)





2лк.

4

1
^

7.Поэзия фронтового поколения (Б.Слуцкий. А. Межиров, Д. Самойлов, Ю. Друнина).





2лк.

3

1
^

8.Поэты-барды (В. Высоцкий, А. Галич. Б.Окуджава).





2пр.

3

1

9.Поэзия последнего десятилетия(конец 80-х-начало 90-х годов). Традиции и новаторство. Постмодернистские тенденции: метареализм и концептуализм).


2лк,

2пр

4

1

10.Творчество И. Бродского и его место в поэзии конца ХХ века.

2лк,

2пр.

4

1

11. Новые тенденции в поэзии начала ХXI века.


2лк


2

1

Литература


Публикации произведений:

Д.А. Пригов

"Дружба народов".—1990.— № 4.— С. 75-79; "Новый мир".—1993.— № 1.— С. 168-171; "Знамя".—1994— № 8 — С.71-76; "Юность".—1988.— № 1— С. 9-10; "Театр".—1993.-/-
№1.—С. 191-195.

Л. Рубинштейн /"Литературное обозрение".—1989.— №10.— С. 89-92;
"Новый мир".—1996.— № 1.— С. 69-79.

Н. Искренко

Новая волна. Стихи сегодня.— М., 1991.— С. 155-156; "Новый мир".— 1996.— № 11.— С. 109-112.

О. Седакова

"Знамя".—1992.— № 8.— С. 103-110; "Новый мир".— 1990.— № 5.— С. 161-164; "Дружба народов".— 1988.— №10.— С. 121.

Б. Кенжеев

"Знамя".—1991.— № 12.— С. 26-32; "Новый мир".— 1992.— № 2.— С. 63-64; "Знамя".—1993.— № 10.— С. 19-28; "Октябрь".—1994.— № 5.— С. 48-53; "Знамя".—1994.— №11— С. 108-111; "Знамя".—1995.— № 7.— С. 142-146; "Октябрь".—1992.— № 5.— С. 64; "Новый мир".— 1991— № 12.—С. 153-161; "Октябрь".—1990.—№ 9.—С. 136-141

Ю. Кублановский

"Знамя".—1994— № 2.— С. 21-23; "Москва".— 1992.— № 11/12.— С. 121-123; "Дружба народов".—1991— № 7.— С. 3-6; "Знамя".—1990.—С. 120-122.

Т. Кибиров

"Дружба народов".—1993.— № 3.— С. 38; "Театр".— 1989.— № 6.— С. 140/144; "Знамя".—1994.— № 10.— С. 3—6; "Литературное обозрение".—1991— № 11—С. 107-112.

Куртуазные маньеристы

"Знамя".—1990.— № 2.— С. 147-152; "Литературная газета".—1990.—№ 19.—С. 5.


Статьи, исследования

  1. Зайцев В.А. Современная советская поэзия: Пособие по спецкурсу. – М., 1988.

Зайцев Л. Новые тенденции современной русской поэзии // Филологические науки.—1991— № 3.— С. 3-12.

2.Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностранная литература.—1996.— № 2.— С. 273-283.

3. Копелиович М. Явление Седаковой // Знамя.—1996.— N8 8.— С. 205-213.

4. Кулибина Н. Метод, разработанный для уроков русского языка по стихотворениям ДА Пригова // Русский язык за рубежом.—1993.— № 2.— С. 26-32.

5. Липовецкий М. Конец века лирики (статья посвящена поэтам, соединяющим постмодернизм с традицией переходных культур (Е. Шварц, Л. Рубинштейн) // Знамя.—1996.— № 10.— С. 206-216.

6. Львов 0. Яд любви? Куртуазные маньеристы // Литературное обозрение.—1991— № 8.— С. 22—24.

7. Марговский Г. Разложение в "спектр": поэзия 90-х в журналах "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов": Опыт литературного прочтения // Литературное обозрение.—1991.— № 9.— С. 19-24.

8. 'Круглый стол": пути современной поэзии // Вопросы литературы.—1994.— N8 4.— С. 3-37.

9. Марговский Г. Литература в катакомбах. Бахыт Кенжеев // Волга.—1991.— № 4.— С. 71.

10.Постмодернизм и культура (материалы "круглого стола") // Вопросы философии.—1993.— № 3.— С. 3-27.

11.Славянский Н. Из полного дна в глубокое до краев: о стихах О. Седаковой // Новый мир.—1995.— № 10.— С. 224-231.

12.Сенкввич А.Н. Показания свидетелей защиты (из истории русского поэтического7 подполья 60-х годов).— М.— Знамя.—1992.

13. Страшнов С. Знаки неба в памяти земли: судьбы культуры в современной поэзии // Литературное обозрение.— 1992.—№2.—С. 24-27.

14. Страшнов С. В ситуации свободы. О поэзии последних лет // Приложение к газете "Первое сентября"—1995.—- № 6.— С. 6-7.

15.Шмид В. Слово о Д.А. Пригове // Знамя.—1994.— № 8.— С. 77-80.

16.Эпштейн М. Концепты и метаболы // Октябрь.—1988.— №4.—С. 194-202.

Зачетные задания к курсу

  1. Чтение наизусть и краткий анализ 2-3 стихотворений слвременных поэтов.

  2. Обзоры поэтических разделов литературно-художественных журналов «Знамя». «Новый мир», «Арион» и др.

  3. Письменные работы по анализу поэтического текста




Скачать 201,25 Kb.
оставить комментарий
Л.В.Басманова
Дата23.01.2012
Размер201,25 Kb.
ТипПрограмма спецкурса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх