Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)» для студентов 3 курса ро (гр. «Д») Рабочую программу осуществляют icon

Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)» для студентов 3 курса ро (гр. «Д») Рабочую программу осуществляют


Смотрите также:
Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (II)» для студентов...
Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (II)» для студентов...
Литература к курсу лекций «История русской философии» (вторая половина XIX века)...
Литература к курсу лекций «История русской философии» (вторая половина XIX века)...
Программа курса «история русской литературы» (Х х1Х вв...
Рабочая программа по дисциплине История русской литературы ХХ века...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы XIX в...
Литература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»...
Литература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»...
II. tematica cursurilor : Creaţia lui I. A. Goncearov...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Список литературы по дисциплине Основная литература: История русской поэзии: в 2-х т. М., 1969...



Загрузка...
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУ ВПО «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра русской и зарубежной литературы

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»

для студентов 3 курса РО (гр. «Д»)


Рабочую программу осуществляют:

д. филол. н., профессор В.А. Беглов;

к. филол. н., ст. преп. Ю.А. Сергеева


Утверждена на заседании кафедры

« » сентября 2008 г

.

Зав. кафедрой профессор И.Е. Карпухин


Стерлитамак 2008

^ I. ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХIХ в. – уникальное явление в истории русской литературы. Можно по-разному относиться к высказыванию А.И. Герцена о том, что в России литература больше, чем просто литература, но бесспорно, что она полнее всего выражала время.

Вопросы, поставленные писателями второй половины века, вышли за пределы своей эпохи, оказались пророческими. История и нравственность, личность и людское сообщество, право человека на автономность существования и обязанности перед государственными институтами – все это, как и многое другое, выразилось в слове – русском языке в вершинной точке своего развития.

Главная сложность при изучении произведений, отстающих от нас во времени на столетия, в «установлении спектра адекватности» (И.А. Есаулов) нашего восприятия ушедших эпох. Это обстоятельство усугубляется практикой ХХ века, когда идеологические догмы предшествовали анализу и трактовкам произведений. На самом деле писателями разной идеологической, политической, культурной ориентации велась дискуссия, порой острая и нелицеприятная, смыслом которой был поиск императивов поведения и поступков современника. Наша задача – стать участниками этого диалога.

Еще одна трудность – обилие художественных текстов, необходимость прочтения десятков романов и повестей, запоминания сотен имен и ситуаций, в которых оказывались персонажи. В таких условиях велика опасность живого и непосредственного восприятия художественной манеры каждого из авторов.

Вторая половина века – это редчайшее для русской литературы триединство всех литературных родов, а чтение стихотворных и драматических текстов имеет свои особенности. К тому же многое придется заучивать наизусть.

Небывалого расцвета достигла литературная критика; она интересна нам как сама по себе, так и трактовками собственно литературных произведений. К сожалению, ей мы посвятим меньше внимания, чем хотелось бы, - впереди специальная дисциплина «История русской литературной критики».

Обращаем внимание на условность отнесения персоналий к третьей (первый семестр) или четвертой (второй семестр) четвертям ХIХ века: Достоевский столь же органичен в литературном процессе 50-х гг., как и 70-х, а Фет – 50-х и 80-х.

Настоящая программа призвана придать подготовке студентов прогно­зируемый и целенаправленный характер, содействовать организации самостоятельной работы.

Учитывая то обстоятельство, что занятия проводятся в одной академической группе, на лекциях возможны элементы практических занятий, включая экспресс-контроль, а на практических занятиях – пространные монологи преподавателя.

Распределение аудиторных часов строится следующим образом: всего 88, в том числе лекций – 50, практических занятий – 38. По семестрам: 30 и 20 часов лекций соответственно, практических занятий: в первом семестре – 24, во втором – 14.

Каждый учебный семестр завершается экзаменом.

^

Первый семестр



Приводим примерное распределение аудиторных часов:

Лекции Пр. зан.

1. Введение 1

2. Н.А. Некрасов 5 4

3. Ф.И.Тютчев 1 2

4. А.А. Фет 1 2

5. Поэзия 50-60-х гг. 2

6. И.С. Тургенев 5 4

7. И.А. Гончаров 4 4

8.А.Ф.Писемский 1

9.Н.Г. Чернышевский 1

10. Демократическая проза 2

11. Н.С. Лесков 2 2

12. А.Н. Островский 2 4

13. А.В. Сухово-Кобылин 1

14. Литературная критика 60-х гг. (к постановке проблемы) 1

15. Заключение 1

16. Резерв 2
^

Всего: 30 24


Практические занятия посвящены следующим темам:

  1. Жанровое своеобразие поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

  2. Эволюция странников-правдоискателей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

3. Национальный характер в "Записках охотника" И.С. Тургенева.

4. Содержание и характер споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

5. Отрицания и утверждения Евгения Базарова.

6. Философия любви в Денисьевском цикле Ф.И. Тютчева.

  1. Своеобразие поэтического мира А.А. Фета (Поэтика пространственно-временных отношений).

  2. Принципы реалистической типизации в романе И.А. Гончарова "Обло­мов".

  3. Словотворчество как конструктивный прием сотворения мира в произведениях Н.С. Лескова («Левша»).

  4. Своеобразие драматического конфликта в "Грозе" А.Н. Островского.

  5. Россия 60-х гг. в комедии А.Н. Островского "Лес".



Коллоквиум:

Нигилизм и революционное народничества в понимании И.С. Тургенева и Н.С. Лескова («Новь» и «Некуда»).


II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ (минимум)

1. Н.А. Некрасов. Стихотворения. Поэмы.

2. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

4. А.А. Фет. Стихотворения.

5. И.С. Никитин. Стихотворения. Кулак.

6. Л.А. Мей, А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.К. Толстой. По выбору - стихотворения одного из авторов.

7. И.С. Тургенев. Параша. Записки охотника. Месяц в деревне. Дневник лишнего человека. Муму. Ася. Фауст. Первая любовь. Рудин. Дво­рянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения. Сти­хотворения в прозе. Гамлет и Дон Кихот.

8. И А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

9. А.Н. Островский. Свои люди - сочтемся. Гроза. На всякого мудреца до­вольно простоты. Бесприданница, Лес.

10. Н.Г. Чернышевский. Эстетические отношения искусства и действительно­сти. Русский человек на rendez-vous. Статьи о Толстом. Что делать?

11.Н.Г. Помяловский. Очерки бурсы.

12. Ф.М.Решетников. Подлиповцы.

13.Н.С. Лесков. Овцебык. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. Сказ о… Левше. Тупейный художник. Некуда.

13. Н.А. Добролюбов. О степени участия народности в развитии русской ли­тературы. (Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день?

14. Д..И. Писарев. Разрушение эстетики. Реалисты. Базаров. Мыслящий пролетариат.

15. ^ А.А. Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти А.С. Пушкина. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. По поводу издания старой вещи "Горе от ума".

III. ИССЛЕДОВАНИЯ (минимум)

1.1. Литературного движения 50-60-х гг. XIX в.

1. Н.А. Бердяев. Русская идея // Русская идея: В 2-х т. Т.2. М., 1994.

2. Н.Я. Борковский. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

3. С.Г. Бочаров. О художественных мирах. М., 1985.

4. История всемирной литературы: В 9-и т. М., 1989. Т.6 (Разд. 2, гл. 1, с. 284-403); М., 1990. Т.7 (Разд. 1, с. 18-162).

5. История русской литературы: В 4-х т. М.; Л., 1980-1983. Т.З.

6. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ Под ред. проф. С.М. Петрова. М., 1978.

7. История русской литературы ХIХ века. Вторая половина/ Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М., 1987.

8. История русской литературы. В 3-х т. М.; Л., 1963-1964. - Т.З.

9. История русской литературы. В 10-и т. 1941-1956. - Т.З.

10. Минералов Ю.И. История русской литературы ХIХ века (40-60-е годы). М., 2003.

11. Ю.В. Лебедев. В середине века. М., 1988.

12. Л.М. Лотман. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

13. Г.Н. Поспелов. История русской литературы XIX века (1840-1860-е гг.). М.,1981.

14. А.П. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

15. Развитие реализма в русской литературе. М., 1973. Т.Н. Кн. 1-11.

16. Б.М. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969.

17. Б.М. Эйхенбаум. О прозе. Л., 1969.

3.2. Творчества отдельных писателей

И.А. Гончарова

1. В.А. Недзвецкий. Гончаров - романист и художник. М., 1992.

2. Н.И. Пруцков. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л., 1962.

3. Е.А. Краснощекова. "Обломов" И.А. Гончарова. М., 1970.

И. С. Тургенева

1. А.И. Батюто. Тургенев - романист. Л., 1972.

2. ГА. Бялый. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.

3. М.О. Гершензен. Мечта и мысль Тургенева. М., 1919.

4. В.М. Маркович. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.

5. В.М. Маркович. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века (30-50 годы). Л., 1982.

6. А.Б. Муратов. Тургенев - новеллист: 1870-1880-е гг. Л., 1985.
^

7. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Н.С. Лескова


  1. Л.А. Анненский. Лесковское ожерелье. М., 1986.

  2. И.П. Видуэцкая. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

  3. В мире Лескова. М., 1983.

  4. В.Ю. Троицкий. Лесков-художник. М., 1974.

А.Н. Островского

1. А.И. Журавлева. А.Н. Островский - комедиограф. М., 1981.

2. В.Я. Лакшин. Александр Николаевич Островский. М., 1982.

3. М. Лобанов, А.Н. Островский. М., 1979.

Н.А. Некрасова

1. Б.Я. Бухштаб. Н.А. Некрасов: Проблемы творчества. Л., 1989.

2. Н.Н. Скатов. Некрасов: Современники и продолжатели. М., 1986.

3. Б.О. Корман. Лирика Некрасова. 2-е изд. Ижевск, 1978.

4. М.М. Гин. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова. Петрозаводск, 1966.

5. К.И. Чуковский. Мастерство Некрасова. М., 1971.

Ф.И. Тютчева

1. Л. Озеров. Поэзия Тютчева. М., 1975.

2. В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978.

3. К.В. Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978.

^

А.А. Фета


1. Б.Я. Бухштаб. АА. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

2. Д.Д. Благой. Мир как красота // А.А. Фет. Вечерние огни. М., 1971. С. 760-785.

3.Б.М. Эйхенбаум. Фет // О поэзии. Л., 1969 (гл. IV).


Более подробные списки литературы смотрите в планах практических занятий.


^ IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


№1

Тема: Жанровое своеобразие поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

План

1. Эволюция авторского замысла. Редакции поэмы.

2. Что вносит Посвящение в жанровую природу поэмы?

3. Символические образы в поэме и их толкование.

4. Смысл названия поэмы в целом и отдельных частей.

5. Финал поэмы и его толкование исследователями.
Литература

!. Некрасов Н.А. Мороз, Красный нос // Поли. собр. соч. и писем. В 15 тт. Л., 1982. Т. 4. Здесь же - комментарии и примечания, с которыми необходи­мо познакомиться. О редакциях поэмы уместно подготовить доклад.

2. Груздев А.И. Мороз, Красный нос — эпическая поэма нового типа // О Не­красове. Статьи и материалы. - Ярославль, 1975.

3. Евнин Ф.И. О поэме "Мороз, Красный нос" // Некрасовский сборник. Вып. III. М.; Л., 1960.

4. Лебедев Ю.В. Человек и природа в поэме Н.А. Некрасова "Мороз, Крас­ный нос" // Некрасов и русская литература - Кострома. - 1974.

5. Сапогов В.А. Анализ художественного произведения (Поэма Н.А, Некра­сова "Мороз, Красный нос"). Ярославль, 1980.

6. Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.


№2

Тема: Эволюция странников-правдоискателей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Задание

1. Выявить место странников в сюжетосложении поэмы.

2. Можно ли говорить об индивидуализации странников?

3. Имеются ли основания для утверждений об эволюции как каждого стран­ника, так и собирательного образа в целом?

4. В какой степени проблема эволюции странников может решаться вместе с проблемой канонического текста поэмы?

5. Аргументируйте свои доводы, опираясь на современное состояние некрасоведения.
Литература

1. Кому на Руси жить хорошо // Полн. собр. соч. и писем. В 15 тт. - Т.5. - Л., 1982; а также комментарии к тексту.

2. М.В. Теплинский. Изучение авторского замысла поэмы "Кому на Руси жить хорошо" в современном литературоведении // Некрасовский сб. - Вып. VIII.- Л., 1983.

3. Л.А. Евстигнеева. Спорные вопросы изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" // Н.А. Некрасов и русская литература. - М., 1971.

4. Н.Н. Скатов. "Я лиру посвятил народу своему..." - М., 1985.

№3.

Тема: Национальный характер в "Записках охотника" И.С. Тургенева.

План:

1. Крестьяне и дворяне в цикле. Соотношение и взаимосвязи характеров

внутри сословий и между собой.

2. Амбивалентность характера в цикле; ее обусловленность:

а) историческими факторами;

б) средой;

в) природой человека;

г) особенностями читательского восприятия.

3. Гамлетовское и донкихотовское в национальном характере.

4. Автор в произведении. Его представление национального характера.
Литература

1. И.С. Тургенев. "Записки охотника". "Гамлет и Лон Кихот".

2. Ю.В. Лебедев. "Записки охотника" И.С. Тургенева. М., 1977. Или: В сере­дине века. М., 1988. - С. 53-85.

3. А.Н. Афанасьев. Древо жизни. М., 1982.

4. М.Л. Алексеев. Мировое значение "Записок охотника" // Творчество И.С. Тургенева. М., 1959.

5. См. также соответствующие разделы в монографиях о И.С. Тургеневе Г.А. Бялого, С.Е. Шаталова, П.Г. Пустовойта и др.

№4

Тема: Содержание и характер споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
План-задание

1. Обозначить основные проблемы, вокруг которых разворачивается поле­мика.

2. Выявить позицию каждого из героев (и не только Базарова и Павла Пет­ровича). Автор в полемике.

3. Характер споров. Чем объяснить заинтересованное участие в полемике одних персонажей и весьма прохладного - других?

4. Какими средствами достигается полнота выражения авторской мысли?
Литература

1. И.С. Тургенев. Отцы и дети. Желательно в одном из собраний сочинений с комментариями и примечания.

2. Д.И. Писарев. Базаров. Реалисты - любое издание.

3. А.И. Герцен. Еще раз Базаров // Русская литературная критика 1860-х го­дов. Сост. Б.Ф. Егоров. - М., 1984. - С. 326-339. Или: в одном из изданий А.И. Герцена.

4. М.А. Антонович. Асмодей нашего времени. - Там же. - С. 204-213.

5. Ю.В. Лебедев. В середине века. — с. 86-116.

6. А.И. Батюто. Тургенев-романист.- Л., 1972.

7. Г.А. Бялый. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". - М.; Л., 1968. 8. П.Г. Пустовойт. Роман Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1965.


№_5


Тема: Отрицания и утверждения Евгения Базарова.
Задания

1. Законспектировать статью Д.И. Писарева "Базаров".

2. Выявить по тексту основные этапы эволюции Базарова.

3. Систематизировать имеющиеся точки зрения на данную проблему.

План

1. Система отрицаний Базарова, особенности ее связи с программой ниги­лизма.

2. Что можно сказать о позитивном идеале Базарова? О диалектике отрица­ния и утверждения?

3. Как повлияли на развитие характера Базарова другие персонажи?

4. Базаров в первых и последних главах.

5. Смысл эпилога произведения.
Литература

1. Та же, что ко 2 занятию.

2. В.М. Маркович. Кто такой Базаров? // Тургенев и русский реалистический роман 19 века. - Л., 1982. - С. 186-203.


№ 6


Тема: Философия любви в Денисьевском цикле Ф.И. Тютчева


Задание:

1. Составить представление о философских представлениях Тютчева (характер шеллингианства, отношение к пантеизму, хаос в отношении к Творцу и Человеку и т.д.).

2. Место, отводимое в этой системе Любви.

3. Подготовить доклад на тему: «Любовь в Панаевском цикле Н.А. Некрасова».


План:

1. Этапы развития русской любовной лирики: характер эволюции (подобрать ряд примеров и имен).

2. Субъектный мир любовной лирики.

3. Силы, влияющие на любовь.

4. Смысл трагического исхода.


Литература:

1. Л. Озеров. Поэзия Тютчева. М., 1975.

2. В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978.

3. К.В. Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978.

№ 7

Тема: Своеобразие поэтического мира А.А. Фета (поэтика пространственно-временных отношений)

Задание

Определите внимания на те стихотворения, в которых хронотопный уровень занимает определяющее положение. К занятию необходимо:

1) составить целостное мнение о проблеме;

2) подготовить подробный анализ стихотворений "Над озером лебедь в тростник потянул", "Еще вчера, на солнце млел".

При подготовке следует учитывать:

1) временную многомерность в стихотворениях А.А. Фета;

2) диалектику соотношения реального и художественного времени;

3) относительность пространственных реалий.
Литература

1. Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты. - Полн. собр. соч. и писем.

-В 12тт.-т.IХ.-М.,1950.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. - Стихотворения А„ Фета. - Собр. соч. В 20 тт. т.5

-М.,1966.

3. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969 (гл. IV).

4. Бухштаб Б.Я. АА. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

5. Скатов Н.Н. Некрасов и Фет // Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1973.

6. Озеров ЛА. А. Фет. О мастерстве поэта. М., 1970.

7. Гейн Н.К.. Время и пространство в структуре произведения // Контекст. -1974.-М., 1975.-с. 213-228.

8. Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. - Тбили­си, 1986.

9. Топоров ВЛ. Пространство и текст // Текст: семантика и структура - М., 1983.- С.227-284.


№ 8

Тема: Принципы реалистической типизации в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Задание

1. Сопоставить конфликты и главных героев "Обыкновенной истории" и "Обломова".

2. Законспектировать статьи Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, высказать свое отношение к ним.

План

1. Значение главы "Сон Обломова". Маленький Илья Обломов и "обломов­щина".

2. Испытания героя любовью. Обломов и Ольга. Обломов и Агафья.

3. Обломов и Штольц. Авторское отношение к персонажам.

4. Обломов и "лишние люди" в русской литературе.

5. Психологическое мастерство Гончарова-художника в изображении лич­ности Обломова.
Литература

1. И.А. Гончаров. "Обыкновенная история", "Обломов".

2. Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?

3. Д.И. Писарев. "Обломов" И.А. Гончарова.

4. Е.А. Краснощекова. "Обломов" И.А. Гончарова. М., 1970.

5. Н.И. Пруцков. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962. - Гл.2.


№ 9

Тема: Словотворчество как конструктивный прием сотворения мира в произведениях Н.С. Лескова («Левша»)


Задание:

1. Выписать из текста слова, отсутствовавшие в лексиконе середины ХIХ в., объяснить их появление, систематизировать, выдвинуть гипотезу об авторском целеполагании.

2. Сопоставить образные миры, формирующиеся лексемами замещаемыми и индивидуально-авторскими


План:

1. Своеобразие повествовательной манеры писателя.

2. Автор, субъекты сознания и субъекты речи; их участие в создании словесной картины мира.

3. Лексическая норма, мотивы и способы ее нарушения.


1. Л.А. Анненский. Лесковское ожерелье. М., 1986.

2. П. Видуэцкая. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

3.В мире Лескова. М., 1983.

4.В.Ю. Троицкий. Лесков-художник. М., 1974.


№10

Тема: Своеобразие драматического конфликта в "Грозе" А.Н. Островского

1. Составить тезисные конспекты статей о "Грозе" А.Н. Островского, А. Григорьева, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина.

2. Сопоставить "Грозу" с предшествующими пьесами А.Н. Островского о купечестве, выявить принципиально новое в изображении "темного цар­ства", конфликте, в целом поэтике произведения.

План

1. Творческая история "Грозы". Эволюция замысла.

2. Драматический конфликт пьесы:

а) группировка персонажей в конфликте;

б) своеобразие сюжетосложения;

в) роль каждого акта в развертывании основного конфликта;

г) роль "внесюжетных" персонажей (Кулигина, Феклуши и др.).

3. Катерина как смысловой центр пьесы. Истоки и исход ее драмы. Неодно­значность оценок персонажа в критике и литературоведении.

4. Споры о жанре пьесы.
Литература

1. Григорьев А.Н. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу // Литература и нравственность. - М., 1986.

2. Дружинин А.В. Сочинения А. Островского. Два тома. Спб., 1859 // Лите­ратурная критика. М.,1983.

3. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Литературная критика. В 3 тт. -Т.1М., 1981.

4. Добролюбов НА. Луч света в темном царстве // Литературная критика. В 2 тт. - Т.2. - М,, 1984.

5. Анастасьева А. "Гроза" Островского. М., 1975.

6. Лебедев Ю.В. О народности "Грозы", "русской трагедии" А.Н. Островско­го // В середине века. - М., 1988. - С.275-300.

7. Скатов Николай. Далекое и близкое. М., 1981.

8. Ревякин А.И„ "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962.

9. Штейн А. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967.


№11

Тема: Россия 60-х гг. в комедии АД. Островского "Лес".

План-задание

1. Характеры комедии в их обусловленности временем (дать мотивирован­ный анализ):

а) группировка действующих лиц;

б) какое место в этой системе занимают Восмибратов и его сын Петр?

2. Почему Счастливцев и Несчастливцев появляются лишь во 2-м действии? Как в этой связи организован сюжет? Особое внимание обратите функции 1 действия.

3. Какими средствами достигается комизм пьесы?

4. Образ Несчастливцева в комедии

а) что меняет его появление в усадьбе Гурмыжской?

б) почему он странствует (объяснение Несчастливцева)? Ваше отноше­ние?

в) в чем видится смысл противопоставления фамилий Счастливцева и Не­счастливцева?

5. Смысл названия комедии (см. последний монолог Несчастливцева дейст­вие 5, явление 9).
Литература

1. Островский АН. Лес.

2. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX в. М., 1980.- С.46-53.

3. См. также список литературы, рекомендуемой к предыдущему занятию.

^ V. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


  1. "Поэзия чувства" в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история". "Утраченные иллюзии» героев произведения.

  2. Обломов и обломовщина в романе И.А. Гончарова "Обломов". Роман как "знамение времени".

  3. Новые герои и новая Россия в романе И.А. Гончарова «Обломов».

  4. Исторически приходящие формы патриархального быта и неизменные ос­новы национального быта в понимании Гончарова (по роману "Обрыв").

  5. Потери и обретения центрального персонажа романа И.А. Гончарова «Обрыв» Бориса Райского.

  6. «Тысяча душ» А.Ф. Писемского как образец универсального романа. Авторский взгляд на героя времени.

  7. "Записки охотника" И. С. Тургенева как цикл. Энциклопедический охват российской действительности 40-х годов XIX в. Постановка и решение проблемы национального характера.

  8. Развитие традиций натуральной школы в повести И.С. Тургенева "Муму".

  9. Слова и дела Дмитрия Рудина. Своеобразие поэтики произведения; смысл финала.

  10. Авторская концепция "героя нашего времени" в произведениях И.С. Тургенева рубежа 40-50-х годов ("Дневник лишнего человека", "Фауст", "Ася" и др.).

  11. «Новые люди» в интерпретации И.С. Тургенева (по роману «Накануне»).

  12. Размышления об исторических судьбах России в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".

  13. Содержание и характер споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

  14. Отрицания и утверждения Евгения Базарова, их эволюция в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

  15. Мастерство «тайной психологии» в воссоздании характеров и сюжетных перипетий в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

  16. Оценка современности и прогноз национального будущего в романе И.С. Тургенева «Дым». Художественные искания автора.

  17. Народники и народ в романе И.С. Тургенева «Новь».

  18. И.С. Тургенев - поэт: характер традиций и степень новаторства.

  19. Жанровое своеобразие "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева: мотивы, образы, идеи.

  20. А.Н. Островский и натуральная школа (комедия "Свои люди - сочтемся").

  21. Поиск положительных начал национальной жизни в пьесах А.Н. Островского первой половины 50-х гг. («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»)

  22. "Гроза" А.Н. Островского и ее место в литературно-общественных спорах. Смысл названия.

  23. Новое в конфликте, характерах и средствах их создания в пьесе А.Н. Ост­ровского "Бесприданница".

  24. Россия - сцена, сцена - Россия (по пьесам А.Н. Островского об актерах и актерстве).

  25. Н.А. Некрасов до 1845 года. Идейные и художественные поиски в лирике, эпосе, драматургии.

  26. Лирика Н.А. Некрасова 1845-1855 гг.

  27. Лирика Н.А. Некрасова 1856-1866 гг.

  28. Лирика Н.А. Некрасова 1867-1877 гг.

  29. Конфликт и герои поэмы Н.А. Некрасова "Саша". Авторский взгляд на проблему "лишнего человека".

  30. Широта исторических, социальных и философских воззрений Н.А. Некра­сова в поэмах "Железная дорога", «Тишина», «Несчастные».

  31. Жанровое своеобразие поэмы Н.А, Некрасова "Мороз, Красный нос".

  32. Эволюция авторского замысла в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Споры о составе, композиции, жанре.

  33. Герои и антигерои в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  34. Поэзия "чистого искусства" (А.Н. Майков, Л.А. Мей, А.К. Тол­стой и др.). Условность термина, споры о "чистом искусстве" в критике тех лет.

  35. Русский человек в творчестве И.С. Никитина.

  36. Философская насыщенность лирики Ф.И. Тютчева во взгляде на мир и че­ловека.

  37. Отражение социальных и политических воззрений в лирике Ф.И. Тютчева. Утверждение самобытности русского пути.

  38. Ассоциативность лирики А.А. Фета.

  39. Универсальный смысл «Очерков бурсы» Н.Г. Помяловского.

  40. Обобщающий характер «Подлиповцев» Ф.М. Решетникова.

  41. Особый взгляд на явление нигилизма в романе Н.С. Лескова «Некуда».

  42. Распечатление запечатленного в произведениях Н.С. Лескова (на примере 2-3 произведений).

  43. Уникальность повествовательной манеры Н.С. Лескова (на примере 2-3 произведений).

  44. Чернышевский как теоретик искусства и литературный критик.

  45. Жанровое своеобразие романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Нова­торство в решении нравственных и философских проблем эпохи.

  46. Историко-литературная концепция Н.А. Добролюбова.

  47. Своеобразие эстетики Д.С. Писарева, ее внутренняя противоречивость.

  48. Ап. Григорьев в критике 60-х годов. Эстетическая система, историко-литературные взгляды.


Второй семестр


Приводим примерное распределение аудиторных часов:


Лекции Практ. занятия

  1. Г.И. Успенский 1

  2. М.Е. Салтыков-Щедрин 3 4

  3. Ф.М. Достоевский 5 4

  4. Г.И. Успенский 2

  5. Л.Н. Толстой 5 2

  6. А.П. Чехов 3 2

  7. Толстой и Чехов (сопоставление) 2

  8. Заключение 1
Всего 20 14


Практические занятия посвящены следующим темам:


1. Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина («Современная идиллия»).

2. Полифоническая структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Поэтика «Войны и мира» Л.Н. Толстого.

4. Философия жизни и смерти в повестях «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого и «Скучная история» А.П. Чехова.

5. Прошлое, настоящее и будущее в жизни героев комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».


Коллоквиум: Поэзия последней четверти ХIХ века.


^ I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

(минимум)


1. Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Власть земли. Крестьянин и крестьянский труд. Выпрямила.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки. История одного города. Современная идиллия. Господа Головлевы. Сказки.

  1. Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Записки из Мертвого дома. Униженные и оскорбленные. Преступление и наказание. Идиот. Подросток. Бесы. Братья Карамазовы.

  2. ^ Л.Н. Толстой. Детство. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Люцерн. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Исповедь. Три смерти. Смерть Ивана Ильича. Холстомер. Отец Сергий. Воскресение. После бала. Хаджи Мурат. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп. Не могу молчать.

  3. В.М. Гаршин. Трус. Художники. Красный цветок. Четыре дня. Attalea princes.

  4. В.Г. Короленко. Сон Макара. Огоньки. Убивец. Лес шумит. Слепой музыкант. Река играет. Сказание о Флоре. Без языка.

  5. А.Апухтин. Стихотворения.

  6. С. Надсон. Стихотворения.

  7. А,П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Тоска. Горе. Степь. Скучная история. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Студент. Черный монах. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.


^ II. ИССЛЕДОВАНИЯ

(минимум)

3.1. Литературного движения 70-90-х гг.

  1. Н.А. Бердяев. Русская идея // Русская идея: В 2 т. Т. 2. М., 1994.

  2. Н.Я. Берковский. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

  3. С.Г. Бочаров. О художественных мирах. М., 1985.

  4. История всемирной литературы: В 9 т. Т.7. М., 1990.

  5. История русской литературы: В 4 т. Т.3. М.; Л., 1982.

  6. История русской литературы XIX века. Вторая половина. М., 1991.

  7. Б.И. Кулешов. История русской литературы XIX. (70-е – 90-е гг.). М., 1996.

  8. А.П. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  9. Б.И. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. М.; Л., 1967.

  10. Е.Н. Купреянова, Г.П. Макогоненко. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976.

  11. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

  12. В.Г Одиноков. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.

  13. Э.Г. Бабаев. Из истории русского романа XIX в. М., 1984.

  14. С.Г. Бочаров Сюжеты русской литературы. М., 1999.


^ 3.2. Творчества отдельных писателей:


Г.И. Успенского

  1. Г.В. Плеханов. Г.И. Успенский // Г.В. Плеханов. Литература и эстетика. Т.2. М., 1958.

  2. Г.И. Успенский в русской критике. М., 1961.

  3. Н.И. Пруцков. Глеб Успенский. Л., 1971.

  4. Н.И. Соколов. Г.И. Успенский. Жизнь и творчество. Л., 1968.



^

М.Е. Салтыкова-Щедрина


  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959 (Статьи Чернышевского, Добролюбова, Писарева).

  2. А.М. Турков. Салтыков-Щедрин. М., 1975.

  3. А.С. Бушмин. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976.

  4. Д.П. Николаев. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

  5. А.С. Бушмин. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

  6. С.А. Макашин. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860-1870-е гг. М., 1984.

  7. С.А. Макашин. Салтыков-Щедрин: Последние годы, 1875-1889. М., 1989.

  8. К.И. Тюлькин. Салтыков-Щедрин. М., 1989. (Сер. ЖЗЛ).
^

Ф.М. Достоевского


  1. М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

  2. А.С. Долинин. Достоевский и другие. Л., 1989.

  3. К. Мочульский. Достоевский. Париж, 1980.

  4. Р.Г. Назиров. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.

  5. Г.М. Фридлендер. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

  6. М. Гус. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. М., 1971.

  7. Б. Бурсов. Личность Достоевского. Л., 1974.

  8. Достоевский и русские писатели. Традиции, новаторство, мастерство. М., 1971.

  9. М.Я. Ермакова. Романы Ф.М. Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ века. Горький, 1973.

  10. Зверева Т.В. Проблема слова и структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»



^

Л.Н. Толстого


  1. Э.Г. Бабаев. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.

  2. С.Г. Бочаров. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

  3. Л.Д. Окульская. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

  4. А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

  5. Б.М. Эйхенбаум. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

  6. В мире Толстого. М., 1978.

  7. Е.Н. Купреянова. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.

  8. Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. Художественные и этические искания. Л., 1981.

  9. В.Я. Линков. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 2000.



^

В.М. Гаршина


1. Г.А. Бялый. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

2. Поэтика В.М. Гаршина. Челябинск, 1991.

3. А.Н. Латынина. В. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.

^

В.Г. Короленко


  1. Г.А. Бялый. В.Г. Короленко. Л., 1983.

  2. В.И. Каминский. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979.

  3. Б.В. Аверин. В. Короленко // История русской литературы. В 4 т. Т.4. Л., 1983.



^

А.П. Чехова


  1. В.Я. Лакшин. Толстой и Чехов. М., 1975.

  2. В.Б. Катаев. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

  3. А.П. Чудаков. Поэтика Чехова. М., 1971.

  4. А.П. Чудаков. Мир Чехова. М., 1986.

  5. И.А. Гурвич. Проза Чехова (Человек и действительность). М., 1970.

  6. Л.М. Цилевич. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

  7. Э.А. Полоцкая. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.

  8. Г. Бялый. Чехов и русский реализм. Л., 1981.



^

III. Практические занятия



1-2


Тема: Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина

(«Современная идиллия»)

План


  1. Понятие «сатира». Щедрин и литературная традиция.

  2. Проблематика «Современной идиллии»:

а) смысл эпиграфа;

б) взгляд на отечественную историю;

в) главные свойства современности («годить», «благонамеренность», «гласность» и т.д.) и авторское отношение к ним;

г) проблема будущего России.

  1. Поэтика «Современной идиллии»:

а) сквозные образы;

б) хронотопы;

в) щедринские иносказания и аллегории.

  1. Смысл XXIX главы. Образ стыда.



Литература


  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия.

  2. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

  3. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

  4. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976.

  5. Макашин С.А. Глупов и глуповцы перед лицом сатиры // Вершины. – М., 1983. – С.68-84.



Задание


Подготовить обзорные сообщения на темы: «Направленности сатиры конца XVIII века»; «Своеобразие сатиры Н.В. Гоголя».


3-4

Тема: Полифоническая структура романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

План


  1. «Голоса» в романе. Место авторского голоса.

  2. Система «двойничества» в романе. Раскольников и его двойники.

  3. Диалоги в романе, их многоуровневый характер.

  4. Раскольников в первых главах и в эпилоге. Можно ли говорить об эволюции героя?

  5. Преступление и наказание в авторской интерпретации.



Литература





  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

  2. Писарев Д.И. Борьба за жизнь.

  3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского – любое издание.

  4. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

  5. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

  6. Тюнькин К.И. Крах «недоконченной» идеи // Вершины. М., 1983. – С.141-163.

  7. Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // В середине века. – М., 1988. – С.258-274.


5

Тема: Поэтика «Война и мира» Л.Н. Толстого (пантомима, жест, музыка)

Задание


  1. Соотнесите принципы создания характера и авторское отношение к героям со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium».

  2. Обратить внимание следующим эпизодам романа:

т.1, ч.2, гл.2.

т.2, ч.1, гл.15.

т.2, ч.4, гл. 7.

т.2, ч.5, гл.9.

т.3, ч.3, гл.3

т.4, ч.3, гл.10.

т.4, ч.4, гл.9.

И рассмотреть следующие вопросы:

а) почему – словами Ф.И. Тютчева – «мысль изреченная есть ложь»;

б) почему Л.Н. Толстой для раскрытия характеров обращается к музыке и пантомиме;

в) как в этих эпизодах внутренняя жизнь героев, «истинная», контрастирует с внешней, «изреченной?»

г) что принципиально нового появляется в оценках национального сознания (французов и русских), классов (дворян, крестьян), семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Долоховых и др.), отдельных героев (Наташи, Пети, Николая Ростовых, Долохова, Кутузова и др.)?

Литература


  1. Л.Н. Толстой. Война и мир.

  2. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1972.

  3. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

  4. Галанов Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественные и эпические искания. Л., 1981.

  5. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978.

  6. Сабуров А.А. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.


6

Тема: Философия жизни и смерти в повестях «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого и «Скучная история» А.П. Чехова

План


  1. Жизнь героев до духовного кризиса:

а) внутреннее и внешнее;

б) действительное и ложное;

в) личное и общественное.

Сходства и различия авторских позиций.

  1. Болезнь как открытие новых граней жизни. Эволюция героев.

  2. Толстовское и чеховское понимание смерти.

  3. Новое в жизни перед лицом смерти.



Литература


  1. Гурвич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность), М., 1970.

  2. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1980.

  3. Бялый Г. Чехов и русский реализм. Очерки. Л., 1981.

  4. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1963.

  5. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественные и этические искания. Л., 1981.


7

Тема: Прошлое, настоящее, будущее в жизни героев комедии

А.П. Чехова «Вишневый сад».


План


  1. Действующие лица комедии в отношении к своему прошлому.

  2. Действующие лица комедии и современность.

  3. Действующие лица комедии и будущее.

  4. Как следует относиться к господствующим формулам: «Фирс, Гаев, Раневская – прошлое; Лопахин – настоящее; Трофимов, Аня – будущее»?

  5. В чем своеобразие жанра пьесы (почему «Вишневый сад» - комедия)?



Литература


  1. Чехов А.П. Вишневый сад.

  2. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1980.

  3. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

  4. Берковский Н. От рассказов и повестей к драматургии // Русская литература, 1965. №4; 1966, №1.

  5. Ревякин А.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова. М., 1960.

  6. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  7. Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969. (статья Б.Е. Хализева).


IY. Коллоквиум


Тема: Поэзия последней трети XIX века.

Задание


  1. Составить общее представление о поэзии 70-90-х гг. XIX в., обратившись к стихам Апухтина, Надсона, Случевского, Полонского, Фофанова, Жемчужникова и др. (основные мотивы, идейная направленность, пафос и т.п.).

  2. Остановиться специально на поэзии А. Апухтина и С. Надсона, полнее всего выразивших эпоху (своеобразие художественной системы и место поэзии в литературном процессе).



План


  1. Общая характеристика лирики как литературного рода в 70-90-е гг. XIX века.

  2. Отражение в лирике дилеммы «массовый читатель – массовая литература».

  3. Отношение к литературной традиции:

а) сущность и характер реминисценций;

б) в системе жанров;

в) в стихе.

  1. «Вечные вопросы»:

а) сущности и смысла жизни;

б) назначения поэзии;

в) соотношения конечного и бесконечного, временного и вечного, этико-философского и социального. И их решение.

  1. Внутренний мир лирического героя:

а) внутри самого себя;

б) в отношении к внешнему;

в) как выражение сущности «героя нашего времени».

Литература


  1. А.Н. Апухтин. Стихотворения – любое издание.

  2. С.Я. Надсон. Стихотворения – любое издание.

  3. Е. Хмелевская. Апухтин // История русской литературы. В 10 тт. – Т.9, ч. I. М.; Л., 1956.

  4. К. Григорьян. Поэзия 1880-1890-х гг. // История русской литературы. В 4 тт. Т.4. Л., 1983.

  5. Е. Ермилова. Лирика «безвременья» (конец века) // В. Кожинов. Книга о русской лирической поэзии XIX в. М., 1978. С.269-277.

  6. П. Громов. Блок, его представители и современники. М.-Л., 1966.

  7. Кроме того – вступительные статьи и послесловия к изданиям поэтов.



^
Y. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ



  1. Размышления о прошлом, настоящем, будущем России в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  2. Россия сквозь призму сатиры в «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  3. Образы и идеи романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Смысл финала произведения.

  4. Главные свойства современности и авторское отношение к ним в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия».

  5. Смысл аллегории в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Соединение в них конкретно-исторического и общечеловеческого планов.

  6. Правда о себе в «Нравах Растеряевой улицы» Г.И. Успенского.

  7. Философия национального возрождения в циклах очерков Г.И. Успенского «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».

  8. Гуманистический пафос романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Маленький человек в изображении писателя: традиции и новаторство.

  9. Отстаивание Ф.М. Достоевским ценностей личности в «Записках из Мертвого дома». Авторское понимание добра и зла.

  10. Герои романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» в поисках жизненных ориентиров: прогноз и результат.

  11. Жанр, композиция, принципы сюжетосложения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  12. Вопросы сущности и смысла жизни в трактовках Раскольникова и его двойников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  13. «Положительно-прекрасный человек» в России 60-х гг. XIX в.: ожидание и исход (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).

  14. Человек в перманентной ситуации выбора (по роману Ф.М. Достоевского «Подросток»).

  15. Бесы и Россия. (Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» в историческом и литературном контекстах).

  16. Герои романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в системе полифонических отношений текста.

  17. Размышления о сущности и границах свободы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

  18. «Диалектика души» и «чистота нравственного чувства» в раннем творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы», автобиографическая трилогия и др.).

  19. Столкновение «естественного» и «цивилизованного» в повести Л.Н. Толстого «Казаки».

  20. Человек и общество в повести Л.Н. Толстого «Люцерн». Источник противоречий и возможные пути их устранения.

  21. Отношение к смерти и раздумья о жизни в рассказе «Три смерти» и повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого.

  22. «Война и мир» Л.Н. Толстого как историософский роман. Авторская концепция истории и человека в ней.

  23. Этапы духовного развития главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

  24. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Отражение в произведении философских и этических деклараций писателя.

  25. Роман Константина Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Духовные искания героя и авторское отношение к ним.

  26. Публицистика Л.Н. Толстого (на примере «Исповеди», «Не могу молчать» и др.): основные проблемы и их решение.

  27. Грехи и их искупление в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».

  28. Этический идеал Л.Н. Толстого в конце XIX века. Разрешение противоречия «человек-среда» в повести «Отец Сергий».

  29. Новое обращение Л.Н. Толстого к «естественному» миру Кавказа («Хаджи Мурат»). Конфликт, характеры. Особенности художественной манеры позднего Толстого (на примерах из «Хаджи Мурата» и «После бала»).

  30. Трагическое восприятие действительности в произведениях В.М. Гаршина («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова» и др.).

  31. Символическая картина мира в рассказах В.М. Короленко «Красный цветок», «Attalea princes» и др.

  32. Изображение духовного потенциала человека и нации в произведениях В.Г. Короленко («Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант» и др.).

  33. Смысл аллегорических произведений В.Г. Короленко («Сказание о Флоре», «Огоньки» и др.).

  34. Поэзия 70-х годов: образы, идеи, миропонимание (на примере творчества А.Апухтина, С. Надсона и др.).

  35. Раннее творчество А.П. Чехова. Анекдотическая основа юмористических произведений. Объекты и субъекты юмора писателя.

  36. Взгляд на современность в рассказах А.П. Чехова «Горе», «Тоска». Мера ответственности обстоятельств в трагическом исходе судеб героев произведений.

  37. Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях А.П. Чехова. («Скучная история», «Черный монах» и др.).

  38. Гуманистический пафос повести А.П. Чехова «Палата №6». Человек в ситуации нравственного выбора.

  39. Человек на перепутье (повесть А.П. Чехова «Степь»). Вехи становления и развития Егорушки как своеобразный исторический прогноз.

  40. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» в рассказах А.П. Чехова («Учитель словесности», «Ионыч», «Трилогия о любви» и др.)

  41. Смысл открытых финалов в произведениях А.П. Чехова «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.).

  42. Крестьянский вопрос в интерпретации А.П. Чехова («Мужики, «Новая дача», «В деревне»).

  43. Художественное новаторство драматургии А.П. Чехова (на примере одной из пьес).

  44. Постановка важнейших проблем современности и их решение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».



YI. Информация

о методике оценивания знаний студентов


  1. Практика прежних лет показывает, что в течение учебного года в содержании Программы возможны изменения (коррективы минимума художественных текстов, формулировки отдельных экзаменационных вопросов, время изучения разделов и т.д.), о чем студенты будут своевременно оповещены.

  2. Экзаменационная оценка выставляется с учетом всего периода освоения дисциплины. Здесь важны следующие моменты:

А) Используется так называемая балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, в которой доля накопленных в семестре оценок и непосредственно полученных во время экзамена имеют соотношение 70% и 30%. Иначе говоря, посредственно занимавшийся в течение семестра студент не сможет претендовать на высокую оценку даже при блестящем ответе, а слабый ответ на экзамене может компенсироваться хорошей работой в семестре.

Б) Баллы складываются из:

- посещения занятий (1 балл за занятие);

- концептуального участия на практических занятиях (не более 2 баллов за занятие);

- концептуального участия в работе коллоквиума (не более 3 баллов);

- выполнения 6 (по 3 в каждом семестре) контрольных работ* (за отличную работу - 2 балла, за хорошую – 1).;

- выполнения плана самостоятельной работы: чтения наизусть стихотворений – не более трех поэтов в семестре (1 балл за три стихотворения); доклада (до 10 мин.) по теме, указанной преподавателем (2 балла) – не более 2 в семестре;


Всего:

^ Первый семестр

- Посещения – 27

- Качество участия на практических занятиях – 24

- Коллоквиум – 3

- Контрольные работы – 6

- Стихи – 3

- Доклады - 4

Результаты экзамена –23

Всего 90 баллов

Итоговая оценка: «5» - 71-90 баллов; «4» - 61-70 баллов; «3» - 51- 60 баллов


^ Второй семестр

17+14+3+6+3+4=47

Результаты экзамена – 16

Всего 63 балла

Итоговая оценка: «5» - 53-63 балла; «4» - 45-62 балла; «3» - 35-44 балла


В) На каждом этапе обучения студент на основе индивидуального рейтинга может программировать свои действия по его повышению.

Г) В экзаменационном билете два вопроса.

______________________________

* Приведем пример


^ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО


1 ВАРИАНТ

1. «Я так была поражена его предложением, что, сама не знаю от чего, заплакала».

* Каков смысл этой фразы?

* Как вы в целом расцениваете исход судеб Макара Девушкина и Вареньки?

2. В финале «Преступления и наказания» есть фраза «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то другое».

* Что же?

3. Роль Федьки Каторжного в сюжетостроении «Бесов».

4. Фрагмент диалога Ивана Карамазова и Смердякова:

«- Знаешь что: я боюсь, что ты сон, что ты призрак передо мною сидишь? – прошептал он [Иван Карамазов].

- Никакого тут призрака нет-с, кроме нас обоих-с, да еще некоторого третьего. Без сумнения, тут он теперь, третий этот, находится между нами двумя.

- Кто он? Ко находится? Который?

- Третий этот – бог-с, самое это проведение-с, тут оно теперь, подле нас, только вы не ищите его, не найдете».

* Поставьте себя на место соучастника беседы и дайте свой ответ


2 ВАРИАНТ

1. Быков в «Бедных людях».

* Смысл образа.

2. «Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню»?

* Почему?

3. Вдумайтесь в диалог Марии Тимофеевны Лебядкиной и Шатова:

(«- И все больше о своем ребеночке плачу…

- А разве был?

- А как же: маленький, розовенький, с крошечными такими ноготочками, и только вся моя тоска в том, что не помню я, мальчик аль девочка.… Страшно мне, и больше я плачу о том, что родила я его, а мужа не знаю.

- А может и был? – осторожно спросил Шатов.

- Смешон ты мне, Шатушка. С своим рассужденьем. Был-то. Может, и был, да что в том, что был, коли его все равно что и не было? Вот тебе и загадка нетрудная. Отгадай-ка! – усмехнулась она.

_ Куда же ребенка-то снесла?

- В пруд снесла, - вздохнула она. …

- А коли и ребенка у тебя совсем не было и все это один только бред, а?

- … На этот счет я тебе ничего не скажу, может, и не было; я ведь все равно о нем плакать не перестану…»)

* и разрешите их спор.

4. О чувстве Мышкина к Настасье Филипповне говорится: «Что же: любил он эту женщину или ненавидел. Этого вопроса он ни разу не задал себе сегодня; тут сердце его было чисто: он знал, кого он любил. Он не столько свиданья их обеих боялся, не странности, не причины этого свидания <…>, он самой Настасьи Филипповны боялся».

* Ваше истолкование хода мыслей князя.


Задание: Дать ответы на три вопроса из полученного варианта.


Предполагается использование Интернет технологий в проведении контрольных работ



 Тема и содержание одного из занятий будут определены дополнительно.

 Изучение поэзии предполагает заучивание наизусть не менее трех стихотворений поэтов, названных здесь и далее.





Скачать 316,03 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер316,03 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх