Учебно-методический комплекс по дисциплине «наука в системе культуры» для студентов филологического факультета по специальности «050301 Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология» icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «наука в системе культуры» для студентов филологического факультета по специальности «050301 Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «наука в системе культуры» для студентов...
Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения...
Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф...
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский язык и литература с...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...
Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебная программа курса Стерлитамак 2007 Федеральное агентство по образованию...
Учебно-методический комплекс дпп ф. 03...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

Педагогическая академия


кафедра философии, социологии,

политологии и права


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«наука в системе культуры»

для студентов филологического факультета

по специальности «050301 Русский язык и литература»

с дополнительной специальностью «Культурология»



Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

Протокол № 8 от «30» мая 2008 г.

Составитель: ст.преп.

Корягин А.Н.



Зав. кафедрой ____________проф. Р.Б. Сабекия


Стерлитамак 2008



Оглавление

Выписка из ГОС ВПО

Учебная программа

Введение

Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности

Содержание дисциплины по разделам и темам

Контрольные вопросы для размышления и самопроверки

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерный список терминов

Примерный перечень вопросов к зачету

Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рабочая программа

Пояснительная записка

Тематический план и сетка часов

Тематика семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения и учебно-методическое обеспечение дисциплины

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций

Методические рекомендации для преподавателей

Методические рекомендации для студентов

Конспекты лекций по дисциплине «Наука в системе культуры»


^ Выписка из ГОС

Наука в истории культуры: от первых научных программ к постклассической науке. Исторические типы научной рациональности.

Наука и миф. Наука и религия. Наука и искусство. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления.

Учебно-методический комплекс подготовлен для студентов филологического факультета по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология».


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность курса

Подготовка специалиста-культуролога, владеющего всем арсеналом культурологического знания и соответствующими умениями и навыками, предполагает обязательное изучение дисциплины, в рамках которой излагаются вопросы, связанные с анализом науки как важнейшего явления культуры. Данные вопросы являются предметом дисциплины «Наука в системе культуры», которая изучается студентами IV курса филологического факультета, специализирующимися по культурологии.


Воспитательные задачи

Важнейшей задачей курса «Наука в системе культуры» является формирование научно ориентированного мышления, умения студентов проводить научный анализ сложных проблем, стоящих перед человечеством в различных сферах жизни и культуры, способности противостоять ненаучным, антинаучным и псевдонаучным взглядам и построениям. Задача курса состоит и в том, чтобы выработать у студентов стойкие убеждения в том, что культура человека во многом определяется уровнем научных знаний и научной эрудиции и заложить основы научного миропонимания.

В результате изучения курса студенты должны знать:

- исторический путь науки, знать как развивалась наука, какие этапы она прошла в своей истории, какие революции выделяются в развитии науки, как она воздействовала на содержание и облик науки;

- как изменялся образ культуры и науки в зависимости от изменения типов рациональности;

- как воздействовали на развитие науки различные культурные и цивилизационные факторы;

- какова связь науки с другими культурными феноменами – мифологией, религией, искусством, философией;

- какое влияние оказало наука на человека в различные периоды истории;

- какое место занимает наука в современной цивилизации;

- каковы ее особенности как культурного явления;

- каковы дальнейшие перспективы развития науки.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- принять логико-понятийный аппарат науки, ее категориальный строй;

- активно использовать научную методологию в решении практических и теоретических проблем;

- грамотно работать с научными текстами;

- квалифицированно анализировать состояние науки в тот или иной исторический период;

- применять научные знания, достижения науки в ситуациях, в которых заявляют о себе антинаучные и псевдонаучные идеи, защищать разум от нападов мистики, религии, оккультизма.

Межпредметные связи

Курс «Наука в системе культуры» являлась частью подготовки студентов-филологов по второй специальности «Культурология», безусловно связан со всеми дисциплинами культурологического цикла, особенно с «Историей и теорией культуры», поэтому в процессе его изучения студенты не должны об этом забывать. Кроме того, этот курс непосредственно соотносится с рядом тем по «Философии» и «Концепциям современного естествознания», что необходимо использовать для лучшего его освоения.

Настоящая программа создана в соответствии с Госудаственным образовательным стандартом. При ее составлении мы опирались на примерную программу дисциплины для специальности «032800-Культурология».

Учитывая, что культурология - дополнительная специальность филологов, объем учебных часов запланирован небольшой, поэтому при изучении дисциплины студенты должны активно использовать свои знания по другим курсам, которые они изучили, и большее внимание уделять самостоятельной работе.

^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-ГО КУРСА ДО И 5-ГО КУРСА ОЗО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

^ Виды учебной работы

ДО

ОЗО

Общая трудоемкость

48

24

Аудиторные занятия

24

12

Лекции

14

8

Семинарские занятия

10

4

Самостоятельная работа

24

12

Виды итогового контроля (семестр)

Зачет

8 семестр

Зачет

10 семестр


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Наука в истории культуры

Тема 1. От мифа к логосу

Сакрально-когнитивный комплекс как духовно-практический феномен, присущий традиционным культурам. Магия как форма практического знания. Мифология как универсальный способ регламентации и организации человеческого бытия. Трансформация магической и мифологической практики в практику познания. Возникновение практической рефлексии как предпосылка радикального изменения человеческого мышления.

Возникновение и развитие античных научных программ. Античная научная программа как особый тип организации и эволюции мировоззрения. Типы античных научных программ. Взаимосвязь между изменениями в культуре и трансформациями научных программ, представлениями о ценности знания, идеалами и нормами античной науки.


^ Тема 2. Вера и разум. Наука в эпоху становления христианской европейской культуры

Соотношение веры и разума как проблема истории культуры. Опыт. Разум и откровение. Понимание природы как воплощения Божественного замысла.

Познание как созерцание Творения. Наука в подчинении веры. Учение о двойственной истине как попытка «реабилитации» опытного познания и естественной картины мира.

Герметизм и наука. Алхимия, астрология и наука.


^ Тема 3. Предпосылки возникновения классической науки

Проект культуры итальянского гуманизма. Человек- центр и высшая ценность Вселенной. Вера в безграничную мощь познания. Познание как подражание Божественному Творению. Начало методологической рефлексии науки. Наука как инструмент творческой деятельности человека, орудия самосовершенствования человека и общественного прогресса. «Коперниканская революция» в представлениях о Вселенной. Десакрализация космоса.

Культурно-цивилизационные процессы европейской Реформации. Новая трансформация сакрально-когнитивного комплекса. Взаимосвязь правосознания с миро- и Богопознанием. Секуляризация начно-образовательных процессов. Создание технических и экономических условий роста научного знания.

Формирование механической картины мира. Первая глобальная научная революция. Новый образ науки. Научная картина мира как истинный образ объективной реальности. Формирование и обоснование научного метода. Определение границ научного познания. Возникновение научных институтов и «республики ученых». Формирование научного типа рациональности. Начало сближения науки и различных сфер человеческой практики. Возникновение мифа о науке как двигатели социально-исторического прогресса.


^ Тема 4. Классическая наука как фактор становления и развития техногенной цивилизации

Вторая глобальная научная революция конца XVIII- первой половины XIX вв. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Классическая парадигма экспериментального естествознания. Становление науки об обществе и человеке. Эволюция научной методологии. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы как доминанта техногенной цивилизации и ее науки.

Формирование научного этноса. От «республики ученых» к мировому научному сообществу.

Противостояние сциентизма и антисциентизма как свидетельство кризиса классической науки. Романтическая критика классической (ньютоновской) науки. Позитивистская программа унификации науки.


^ Тема 5. Наука в постиндустриальный период техногенной цивилизации

Третья глобальная научная революция и становление неклассического типа научной рациональности. Новое естественно-научная картина мира.

Трансформация понимания науки. Наука как модель «всеобщего труда» (К. Маркс). Наука как непосредственная производительная сила. Научная информация как фактор интеграции человеческой деятельности и коммуникации. Наука как планетарное явление. Понятие ноосферы. Наука как признание и как профессия (М. Вебер).

Формирование истории науки. Методологическое осмысление результатов и перспектив научного развития. Формирование моделей роста научного знания и исторических типов научной рациональности.

Четвертая глобальная научная революция и возникновение постнеклассической науки. Формирование новых принципов и подходов в построении современной научной картины мира. Углубление методологической рефлексии, признание исторической относительности идеалов и норм научного познания. Радикальное изменение характера научной деятельности. Наука как фактор мировой экономики и геополитики. Проблема социальной и нравственной ответственности учены и ответственности общества перед наукой. Наука и глобальная проблема человечества.


Раздел II


Тема 6. Наука – структурный элемент цивилизации

Культура, цивилизация и наука: определение понятий и их соотношение. Наука как способ разрешения возможного конфликта между культурой и цивилизацией.

Наука как тип «духовного производства». Основные средства производства знаний – теории, методы, техническая оснащенность. Наука как социальный институт. Наука как составная часть современного рынка.

Наука и общество. Место и роль научного сообщества в социально-политической структуре. Участие науки в формировании профессиональной ориентаций.


^ Тема 7. Наука – феномен культуры

Наука как форма сознания. Научное мировоззрение. Наука как производство «человека познающего». Наука и «проектирование» культуры, формирование системы жизненных смыслов и ценностей. Наука и идеология.

Научное сообщество как модель рациональной и демократической организации общественных отношений. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке. Научный анализ и мораль науки. Научная этика. Противоречия свободы научного исследования.

Взаимосвязь науки с другими формами духовного освоения мира. Наука и миф. Наука и религия. Наука и искусство. «Экология культуры». Взаимоотношение научного и вненаучных форм мышления. Научное образование и его перспективы. Научная рациональность и демократия. Идеал «открытого общества».

Наука как культура и наука как цивилизация. Научное знание как духовная ценность и практическое благо. Детерминированность научного прогресса экономическими, социальными и политическими факторами. Наука, интернализм и экстернализм. Социальные последствия научного прогресса как фактор кризиса современной культуры.


^ Тема 8. Наука в культуре будущего

Изменение культуротворческой роли науки в современном общественном развитии. Появление тенденций маргинализации науки в отношении культуры. Опасность отчуждения науки, и ее целей и результатов от человека. Соблазн релятивизма и «эпистемологического анархизма» (П. Фейерабенд). Наука и постмодернизм.

Наука и идеология выживания человечества. «Философия оптимизма» перед новым взглядом истории.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

К темам 1 и 2

1. Какая роль отводилась разуму в культуре и мировоззрению Средневековья?

2. Как в эпоху Средневековья трактовалось отношение опыта, разума и откровения?

3. Как понималась природа в рамках средневекового мировоззрения?

4. Что подразумевалось под утверждением, что философия и наука выступают служанками теологии?

5. Какую роль сыграла теория двойственной истины в становлении научного знания?

6. Какое из направлений средневековой философии – реализм или номинализм – стало идеями основой опытной науки?

7. Какую роль в становлении науки сыграла средневековая схоластика?


К темам 3 и 4

1. Какое значение в возникновении науки имели идеи гуманистической философии и культуры Возрождения?

2. Какое значение в создании условий для формирования науки имела европейская реформация?

3. В чем смысл «коперниканской революции» в представлениях о мире и какую роль она сыграла в становлении науки?

4. Что понималось под десакрализацией космоса, имевшей место в культуре Возрождения?

5. Почему протестантизм с его недоверием к разуму стал идиологией «эмансипации» науки?

6. Почему акт рождения опытного математического научного естествознания в XVII-XVIII вв. называют научной революцией?

7. Почему наука XVII-XVIII вв. основывалась на механической картине мира?

8. Кто из мыслителей стоял у истоков рождения научного метода и какой вклад в его формирование внес каждый из них?

9. Какие черты присущи научному типу рациональности?


К теме 5


1. Какой стала наука в результате третьей глобальной научной революции?

2. Какие новые идеи и принципы стали основой неклассической науки?

3. Как изменилась картина мира в процессе научной революции на рубеже XIX-XX вв.?

4. Что имел в виду В. И. Вернадский, воспринимая науку как планетарное явление?

5. В чем состоит различие науки как призвания и науки как профессии согласно М. Веберу?

6. В чем состоит принципиальное различие между классической и неклассической наукой?

7. Что такое постнеклассическая наука?

8. Установите соответствие между историческими науки и культуры?

9. Какие новые процессы характерны для постнеклассической науки?

10. В чем состоит смысл проблемы нравственности в науке?

11. Какова связь глобальных проблем человечества и науки?


К темам 6, 7, 8


1. В каком смысле наука выступает формой сознания?

2. Какое значение наука имеет в проектировании культуры?

3. Какова роль отдельного ученого и научного сообщества в производстве современного научного знания?

4. Какие формы вненаучного знания противостоят науке?

5. Каковы основные черты современного рационализма и как они реализуются в науке?

6. Можно ли говорить о политической и экономической индифферентности науки?

7. Какую роль в детерминации науки играют ценности?

8. Каковы основные функции современной науки?

9. В чем заключается цивилизационная роль науки?

10. Можно ли говорить о безграничности познавательных возможностей науки? Обоснуйте свой ответ.


^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для того чтобы реализовать цели и задачи стоящие перед студентами, изучающими курс «Наука в системе культуры» и достичь необходимого уровня освоения её содержания и системы умений и навыков, определенных требованиями к подготовке студента – филолога по дополнительной специальности «Культурология», следует четко организовать работу студентов. Для этого, прежде всего нужно довести до сведения каждого студента, то место, которое занимает данная дисциплина в подготовке культуролога, цели и задачи, которое стоят перед ним по её изучению, что он должен знать и уметь. Основная тема, которая будут осваиваться на аудиторных занятиях, дополнительные вопросы которые студент должен изучать самостоятельно.

Во-вторых, необходимо информировать студента что у них есть возможность сделать выбор итоговой аттестации: сдавать зачет по предложенным вопросам или подготовить и защитить реферат по одной из выбранных из списка тем, ознакомить с требованиями по написанию рефератов, оцениванию ответов на зачете. Указать когда и в какой форме будет проводиться коллоквиум в качестве средства промежуточной аттестации.

В-третьих, следует определить список литературы, которую студент должен использовать и по возможности указать, где можно получить эту литературу и как с ней работать.

Для организации эффектного изучения курса необходимо по каждой теме сделать определенные целеуказания и дать рекомендации по логике её изучения, обратить внимание студентов на наиболее проблемные вопросы, на связь тем и вопросов содержания курса с реальными запросами жизни и развития общества и культуры.

При знакомстве студентов с содержанием курса нужно выделить две его части. Первая часть или первый раздел курса ориентирован на рассмотрения генезиса и развития науки. Студентам необходимо уяснить, что наука существовала не всегда, что она, как особая система знаний, сформировалось при наличии определенных предпосылок в Новое время. Очень важно понять, что наука появилась в недрах нововременной культуры неслучайно спонтанно. Какой должна быть культура конца XV- середины XVII веков, чтобы в её ткани начала складываться наука.

Изучая темы первого раздела курса, важно освоить, что собою представляют исторические типы научной рациональности – классический, неклассический и постнеклассический. Для свободного анализа истории науки студент должен хорошо знать определения научной революции, её тайны и механизм её осуществления.

Изучая второй раздел курса, в которой выделено три темы: «Наука – структурный элемент цивилизации», «Наука – феномен культуры», « Наука в культуре будущего» следует сделать акцент на рассмотрение науки в культурологическом аспекте, разделив при этом два плана культурно-социального бытия науки – цивилизованный и собственно культурный. Наука представленная как необходимый элемент, цивилизованного развития человечества предстает в качестве важнейшего фактора общественного прогресса, нацеленный на обеспечение комфортных условий существования человека. Наука, выступающая феноменом культуры, является показателем и средством духовного развития человека, совершенствования его мышления, разума, познавательных способностей, способом утверждения истины. В этой своей ипостаси наука предстает в единстве с духовной культуры и, прежде всего нравственности.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


1. Основные черты античной преднауки.

2. Логико-гносеологические модели в натурфилософии Древности.

3. Соотношение веры и разума в средневековой культуре.

4. Теоцентрическое понимание природы в средневековом знании.

5. Сущность «коперниканской» революции во взглядах на Вселенную.

6. Основные черты механической картины мира.

7. Особенности научного типа рациональности.

8. Сущность первой глобальной научной революции.

9. Основные черты классической научной парадигмы.

10. Создание научных институтов и обществ ученых в XVII-XVIII вв.

11. Вторая глобальная научная революция и формирование дисциплинарно организованной науки.

12. Основные черты неклассического типа научной рациональности.

13. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

14. Исторический тип научной рациональности как концептуальное средство анализа истории науки.

15. Взаимосвязь науки и философии.

16. Наука и искусство.

17. Научная и вненаучные формы знания.

18. Этика науки.

19. Интернализм и экстернализм в объяснении развития науки.

20. Наука как форма сознания.

21. Наука и постмодернистская культура.


^ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Миф, логос, сакрально-когнитивный комплекс, традиционная культура, магия, античные научные программы, рациональная картина мира, христианская культура, Откровение, Творение, герметизм, антропоцентрическая картина мира, «коперниканская революция», европейская Реформация, научная картина мира, глобальная научная революция, научная парадигма, научная рациональность, механическая картина мира, научный институт, республика ученых, классическая научная парадигма, неклассическая научная парадигма, «ньютонианская» наука, научное сообщество, ноосфера, позитивизм, сциентизм и антисциинтизм, исторический тип научной рациональности, постнеклассичсекая наука, интернализм и экстернализм, формы духовного освоения мира, научный тип мышления, вненаучный тип мышлении, «экология культуры», научный прогресс, релятивизм, «эпистемологический анархизм», философия оптимизма, внутринаучные и вненаучные ценности.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Основная литература


1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.

2. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1977.

3. Волков Г. Н. Три лика культуры. - М., 1986.

4. Ильин В. В. Классика – неклассика – неоклассика: три эпохи в развитии науки // Вестник Московского университета.- Сер. 7. Философия. – 1993.-№2.

5. Князева Е. Н. Синергетика – новое мировидение // Вопросы философии. – 1996.-№11.

6. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

7. Мамардашвили М. К. Наука и культура // Метолодогические проблемы историко-научных исследований. – М., 1982.

8. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. - №10.

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Диалектика мифа // Асмус В. Ф. Из ранних произведений. – М., 1990.

2. Бернал Дж. Наука и общество: Сб. статей и выступлений.- М., 1991.

3. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1963.

4. Будущие науки. – М., 1967.

5. Бунге М. Интуиция и наука. – М., 1967.

6. Важнейшие научно-технические достижения и открытие XX века. Вторая половина столетия // Преподавание истории в школе. – 2001. – №1.

7. Варга Б. Язык, музыка, математика. – М., 1981.

8. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.

9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

10. Дротянко Л. Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. – 2000. - №1.

11. Дынкина А., Иванова И. Наука и технология: мировые тенденции // Общества и экономика. – 1999. - №3-4.

12. Журавлев В. Ценность науки // Наука и жизнь. – 1995. - №1.

13. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

14. Ильин В. В., Калинскин А. Т. Природа наука. – М., 1985.

15. Йорданов Н. Наука как вид духовного производства. – Новосибирск, 1981.

16. Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. – М., 1988.

17. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и организации сложных систем. – М., 1994.

18. Кочергин А. Н. Наука как вид духовного производства. – Новосибирск, 1981.

19. Культура в свете философии. – Тбилиси, 1979.

20. Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. – Псков, 1994.

21. Легнер В. А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. – 1993. - №2.

22. Ленкин М. С. Искусство и наука. Проблемы, парадоксы, поиски. – М., 1973.

23.Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М., 1994.

24. Маркарян В. М. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). – М., 1983.

25. Межуев В. М. Культура и история. – М., 1977.

26. Методологические проблемы науки и культуры: Сборник.- Выпуски 1-4. – Куйбышев, 1976-1980.

27. Мигдал А. Б. Поиск истины.- М., 1978.

28. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшейся карнавал) // Вестник Московского университета. – Сер. 7. Философия. – 1996. - №4.

29. Мудрагей Н. С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. – 1989. - №12.

30. Наука в культуре. – М., 1998.

31. Наука и культура. – М., 1984.

32. Наука, религия и общественный прогресс: Сб. трудов. – М., 1978.

33. Научные революции в динамике культуры. – Минск, 1987.

34. Ортега-и-Гассет Х. Положение науки и исторический разум // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

35. Полани М. Личностное знание. – М., 1986.

36. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

37. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. – М., 2001.

38. Пукшанский В. Л. Обыденное знание. – Л., 1989.

39. Ракитов А. Н. Философские проблемы в науке: системный подход. – М., 1977.

40. Реймерс Н. Ф, Шупер В. А. Кризис науки или беда цивилизации? // Вопросы философии.- 1991.-№6.

41. Традиции и революции в истории и науки. – М., 1991.

42. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

43. Тэнасе А. Культура и религия. – М., 1977.

44. Фейнберг Е. Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. – Фрязино, 2004.

45. Философские основания кибернетики.- М., 1985.

46. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. – М., 1973.

47. Хюбнер К. А. Истина мифа.- М.,1996.

48. Шевченко В. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль. – 1993.- №5.

49. Эйнштейн А. Физика и ральность. – М., 1965.

50 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966.


Рабочая программа

Пояснительная записка


Курс «Наука в системе культуры» является одной из дисциплин, определяющих подготовку студентов-филологов по дополнительной специальности «Культурология». Это обстоятельство обусловливает его место и роль в учебном процессе на филологическом факультете, его познавательно-обучающий и воспитательный потенциал. Будущий преподаватель культурологи обязан хорошо разбираться в проблемах развития науки, обладать научным кругозором, научными мировоззрениями, навыками объективного научного анализа. Хорошее знание науки, ее достижений, этапов развития, проблем, перспектив - необходимый компонент не только культуролога, но и любого образованного человека.

Программа курса разделена на две части (раздела) и включает 8 тем. Основная нацеленность каждой темы состоит в том, чтобы раскрыть особенности науки как важнейшего элемента культуры, определяемого ею и в то же время воздействующего на неё, преобразующего её.

В первом разделе наука предстает в её историческом аспекте. В нем ставится задача показать генезис науки и основные этапы её развития. Особое внимание здесь уделяется рассмотрению того, как проходил процесс культуролизации и гуманизации культуры, превращения её не только в производительную силу общества, но и в важнейший культурный феномен.

Во втором разделе наука анализируется в качестве органической части цивилизации и культуры. Особое внимание в этом разделе обращается на цивилизирующую роль науки и на определенные угрозы человеческой цивилизации и культуры, которые хотя и не исходят непосредственно из научного прогресса, нос ним связаны. Рассматриваются вопросы взаимоотношения науки с другими явлениями культуры – философией, искусством, религией, мифологией, соотношения научного и ненаучных форм мышления.

Программа разработана на основе государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа содержит тематический план и сетку часов, темы семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, списки литературы по темам семинаров, методические рекомендации для преподавателя и для студентов.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПОЧАСОВОЙ ПЛАН



Наименование темы

Общая трудоемкость

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Формы контроля и отчетности

1.

Наука в истории культуры

4

2




2




2.

Вера и разум. Наука в эпоху становления христианской европейской культуры

4




2

2




3.

Предпосылки возникновения классической науки

8

2

2

4




4.

Классическая наука как фактор становления и развития техногенной цивилизации

4

2




2




5.

Наука в постиндустриальный период техногенной цивилизации

12

2

4

6




6.

Наука - структурный элемент цивилизации

4

2




2




7.

Наука - феномен культуры

8

2

2

4




8.

Наука в культуре будущего

4

2




2







Всего

48

14

10

24

зачет


^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ






оставить комментарий
страница1/5
Р.Б. Сабекия
Дата23.01.2012
Размер1,28 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх