Пояснительная записка Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, icon

Пояснительная записка Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека,


Смотрите также:
Пояснительная записка Особенности развития России...
Курсовая работа «Этимология названий русской кухни (блюда из крупы)»...
Курс «Книга мудрый и добрый друг» 2 класс Пояснительная записка...
Отчетныйдокла дпредседателя Свердловского регионального отделения стд РФ (вто)...
Л. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация это...
Внутренняя работа в ситуации стресса как фактор развития личности...
А. А. Никоновой. – Спб.: Спбгу, 2009. С. 176 – 202...
Программа духовно-нравственного воспитания в школе Пояснительная записка...
Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Сказка это колыбель мысли...
Значение письма в истории духовного развития человека трудно переоценить. Вязыке, как в зеркале...
«Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек»...
Игра очень широкое понятие...



Загрузка...
скачать
Пояснительная записка

Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, его потенциальных духовных возможностей и профессиональных потребностей.

В отличие от точных наук, где путь познания выражается в бесстрастных формулах, в изобразительном искусстве познание реализуется в художественно-образной форме отражения действительности по творческим законам красоты.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. В школе это чувство формируется более глубоко. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребенка обычно на школьных уроках.

Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В связи с этим в предлагаемом развернутом тематическом планировании особое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно.

Уроки выстроены таким образом, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и в развитии ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни, в прошлой и современной культуре. Каждому школьнику полезно знать историю искусства, художественное наследие. Картины и статуи, памятники графического и прикладного искусства дают нам наглядное представление о многих минувших событиях, вошедших в историю развития человеческого общества. Жизнь замечательных людей прошлого, являясь образцом гражданского долга, учит трудолюбию и высоким моральным качествам. Сколько интересного дают детям уроки изобразительного искусства по изучению его истории с древнейших времен до наших дней, жизни и творчества великих художников.

Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы – профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела – преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него – красоту и смысл жизни, реальности.

Далеко не последнее место (если не сказать одно из основных) в школьном преподавании курса изобразительного искусства отводится грамотному, толково составленному тематическому планированию, опирающемуся на требования Государственного стандарта общего образования в образовательном учреждении.

Федеральный компонент содержит два стандарта по изобразительному искусству: для начального общего образования и основного общего образования.

Каждый из стандартов включает:

– цели;

– обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

– требования к уровню подготовки выпускников.

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального  искусства, в  сознательном  выборе  видов  художественно-творческой  деятельности,  в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

В пособии представлено развернутое тематическое планирование, рассчитанное на 35 часов в каждой учебно-возрастной параллели (1 час в неделю) и ориентированное для работы по программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина и др. (М.: Дрофа, 2010).

Предлагаемое тематическое планирование содержит систему уроков по предмету «Изобразительное искусство» с конкретным распределением учебных часов на изучение тем и разделов курса, соответствующих названной программе, определяет задачи, планируемый результат  и уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, набор видов художественно-творческой деятельности учащихся на уроках, формы контроля, педагогические средства, способствующие формированию опыта художественно-творческой деятельности учащихся, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, информационно-методическое обеспечение каждого урока.

Материал пособия поможет учителю изобразительного искусства в планировании и корректировании собственной рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» и предоставит широкие возможности для реализации своих идей и замыслов.


^ Тематическое планировани



№ урока

Раздел, тема

Планируемый результат

Контрольный результат

Домашнее задание

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления

предмету ИЗО; работа в тетради по ИЗО; зна­комство с учебниками по ИЗО, правилами ра­боты, инструментами


Композиция на основе летних впечатлений




2

Полный цветовой круг

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые. Холодные. Контрастные, сближенные цвета

Полный цветовой круг




3

Живописные и графические упражнения

Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения_линией, пятном, штрихом, силуэтом)

Живописные упражнения.: различные приемы работы акварельными красками




4

Осенний лист. Бабочка и фрукты

Рисование с натуры. По памяти, по представлению. С таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе,; декоративность. Теплый и холодный колорит. Сближенные цвета

Графическая работа




5-6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами

Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета. Светотени. Беседа «Натюрморт в живописи»; 1-й урок- карандаш, линейное изображение, конструкция. Определение цветовых сочетаний(первая пропись);

2-й урок- подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по- сырому», «по – сухому»

натюрморт




7

В осеннем лесу. парке

Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «пейзаж в живописи», «работа «по –сухому, «по- мокрому»

Композиция «в осеннем парке»




8

Наброски домашних животных

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках(Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы

Рисунок коня

Сделать карандашом наброски домашних животных с натуры, с фотографии, репродукции. Рисунок в цвете (цвет окраски подбирать на палитре)

9

На дне морском

Тематическое рисование. Рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по- сырому»(фон, рыба- 1-й слой),»по – сухому» (прописывание деталей, рыба)

Композиция «На дне морском»




10

Невиданный зверь

Тематическое рисование; рисунок- фантазия; рисунок- тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистика

Композиция «невиданный зверь»




11

Наброски с куклы- игрушки

Рисование с натуры. Живопись; анализ формы. Цвета

Рисунок куклы с натуры




12-13

Наброски с фигуры человека. Сидящего в профиль ( в легкой одежде. Не скрывающей телосложение)

Рисование с натуры:

1-й урок- мальчик , графика;

2-й урок- девочка, живопись; беседа «портрет в творчестве русских художников», пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы

Наброски фигуры мальчика. девочки

Выполнить графические наброски с членов семьи в домашней обстановке(тольоко фигура, слегка наметить окружение), используя разные графические материалы. Позы: фронтально, сидя- прямо, сбоку, в ракурсах. Прорисовать отдельные части тела- ступни, кисти рук.

14

Фигура человека в движении.спорт.

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой- человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорций; поза, одежда, дополнения, анализ произведений искусства

Изготовление шаблонов




15

Две контрастные фигуры

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности. Художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост

Рисунок двух контрастных фигур




16

Новогодняя открытка. Приглашение на бал

Графика. Ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация. На их основе- конструирование макета открытки

Изготовление открытки

Оформить 1-3 листа альбома подборкой промграфики(этикетки, рекламки, бирки, визитки и т. Д.

17

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы

Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики- комиксы; общие корни с книгой( литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино(«покадровое» построение, «мультяшность»);просмотр мультфильма.

Рисунок комиксов




18-19

Мы рисуем инструменты

Наброски с натуры столярных. Слесарных, строительных и др. инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций,; геометрическая основа формы,; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами

Рисование натурной постановки

Выполнить 2-3 линейных наброска какого либо инструмента под углом к рисующему (молоток, гаечный ключ)

20

Знаменитые архитектурные ансамбли. Памятники Москвы, Санкт- Петербурга

Беседа- видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт- Петербурга

Ответы на вопросы

Понаблюдать за строительством каких либо объектов и происходящих на них работах

21

Наши новостройки

Тематическое рисова­ние; рисование построек с натуры, по наблюде­нию, по памяти, с таб­лиц; призматические формы в окружаю­щей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства

Рисунок»стройка»




22-23

Красота народного кос­тюма (русского)


Декоративное рисова­ние, аппликация, ис­пользование шаблонов, трафарета; беседа о

социально-историческом значении русского на-

родного костюма, его символике; части одеж-

ды, виды, традиции разных областей; костюм -

наследие культуры; 1-й урок - эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет; 2-й урок деталирование, элементы из аппликации (узо-

ры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы)

Эскиз русского народного костюма(парный)




24

Русский быт в прошлые

века. Иллюстрации к

литературному произве-

дению


Беседа о творчестве русских художников XIX

века; Репин, Суриков, передвижники; тематиче-

ское рисование - иллюстрация к литературному

произведению, близкому по теме к анализируемым

живописным произведениям (Н. Некрасов,

А. Кольцов, А. Майков идр.); работа от эскиза

Иллюстрация к стихотворению




25

Материнство («Рожде-

ство» или «Новорож-

денный»)


Тематическое рисование; тема женской красоты,

материнства в изобразительном искусстве; взаи-

мосвязь светской темы и библейских сюжетов, об-

щее и различное; анализ произведений живописи

Композиция «материнство»




26

Красота орнамента.

Гипсовый трилистник


Рисование с натуры гипсового орнамента Возможны варианты:

1) карандаш, светотеневая разработка;

2) работа акварелью в технике «гризайль»;

3) лепка.

Обобщение и стилизация, поэтапная работа

от общего к частному; штрих по форме

Рисунок орнамента

Рассмотреть декоративное оформление зданий, найти использование трилистника, других растительных орнаментов (акант, лавровая ветка, дубовая ветка и др.) в архитектурном декоре.

27-28

Иллюстрация к литера-

турному произведению

(по школьной програм-

ме) на основе отечест-

венной истории, куль-

туры



Беседа на тему красоты русского деревянного,

каменного зодчества, искусства плотников и

каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных про-

мыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование - иллюстрация к произведениям С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и

Людмила»; сбор материала по теме; композиция, перспектива

Интерьер русской избы, терема, дворца


Работа над иллюстрацией к литературному произведению

Принести фотографии, книги о деревянной, глиненой посуде, утвари, предметах крестьянского старинного быта, костюмах прошлого, литературные произведения с выбранными для изображения иллюстрациями, изделия народных художественных промыслов

29-30

Космические дали

Тематическое рисование, декоративное конструи-

рование - макет марки (аппликативное оформ-

ление рисунка); рисунок- фантазия. Космонавтика:

новая разновидность пейзажа; обязательные

элементы пейзажа

Филателия как разно­видность прикладной графики. Работа от эс­киза (3 варианта) к большому формату. Эле­менты марки: год, страна, название и пр.

Составление эскиза с цветовой проработкой


Изготовление макета

Подбор иллюстративного материала

31

Разработка герба

Геральдика, ее история; условность изображе­ний, символика в ком­позиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба(лич­ного, школы, класса, кабинета, города); деко­ративное рисование; принципы композиции

Придумать вариант герба для класса, кабинета




32

Афиша цирка

Беседа о разновидности графики - плакате: пла­кат и его виды; средства

художественной выра­зительности плаката;

анализ произведений ис­кусства; декоративное ри-

сование

2-3 эскиза плаката




33

Человек и профессия. Поясной портрет

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о порт­рете как жанре живопи­си, о знаменитых портре­тистах (О- Кипренский, К. Брюллов, В, Тропи-нин, И. Репин, В. Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П. Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и

анатомия тела человека, головы, мимика; уни­форма, профессиональные предметы и орудия труда

Изображение человека определенной профессии

Рисовать портреты, используя фотографии, смотрясь в зеркало, или попросить попозировать друзей, родных.

34

Портрет- шутка

Рисунок-фантазия; ре­альность и фантазия в

творчестве; анализ и

синтез; символика.

Беседа о художнике XVI в. Д. Аргимбольдо, гриме-

рах в театре; создание

портрета из овощей и фруктов, сохранив про­порции лица

Составить шуточный портрет из овощей, фруктов, травы…




35

Итог













Скачать 128,37 Kb.
оставить комментарий
Дата07.12.2011
Размер128,37 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх