Вселенной. Серия «Классика духовной мысли» Чарльз Ледбитер очерки доисторических цивилизаций москва Амрита-Русь 2008 icon

Вселенной. Серия «Классика духовной мысли» Чарльз Ледбитер очерки доисторических цивилизаций москва Амрита-Русь 2008



Смотрите также:
Тема лекции
Москва 1999 moscow public science foundation е. Y...
Н. Г. Козин.    Москва : Норма, 2008 462, [1] с.;22 см  isbn 978-5-468-00154-7 (В пер.)...
М.: «Амрита-Русь», 2004. 232 с...
Конспект книги лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом Классика-ххi, 2011. 399с. \004...
История экономической мысли / Под ред. В. В. Круглова, Е. В. Балахо-новой. Спб.: Питер, 2008...
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины...
Формулы первочастицы – пассивноой духовной частцы...
Книги фонда Людмилы Улицкой...
«Рождение и эволюция вселенной (Теория Большого Взрыва)»...
«Рождение и эволюция вселенной (Теория Большого Взрыва)»...
Планы семинарских занятий Москва 2008 Календарный план занятий по курсу "социология мо" в/о...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать
ОЧЕРКИ ДОИСТОРИЧЕСКИХ

ЦИРИЛИШИЙ



ЧАГЛИ ЛЦРИТЕГ

Этот маленький листочек

из подлинной истории мира,

беглый взгляд на одну лишь картину

из одной галереи Вселенной.

Серия «Классика духовной мысли»

Чарльз Ледбитер

ОЧЕРКИ

ДОИСТОРИЧЕСКИХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Москва

Амрита-Русь

2008

УДК 141.332 ББК 86.42 Л39

Серия основана в 2006 г.

Ледбитер Чарльз

JI39 Очерки доисторических цивилизаций / Чарльз Ледбитер; пер. с англ. К. Зайцева. — М. : Амрита-Русь, 2008. — 128 с. — (Серия «Классика духовной мысли»). ISBN 978-5-9787-0193-7

Книга, которую вы держите в руках, составлена из очерков о трех цивилизациях Древнего мира: перуан­ское царство — Толтекская цивилизация, вавилонское царство — Туранская цивилизация и цивилизация Ат­лантиды.

Интересно, что какими бы бледными и нереаль­ными ни были все картины прошлого для тех, кто не видел их сам, все же они могут быть полезны не толь­ко интересующимся оккультизмом. Изучение древних цивилизаций расширит кругозор и поможет прибли­зиться к пониманию того, как действует огромное целое, в котором всякая эволюция и всякий прогресс оказывается лишь крошечным колесиком в огромной машине.

УДК 141.332 ББК 86.42

© Зайцев К.А.,

перевод на русский язык, 2008
© Оформление. ООО «ИД
ISBN 978-5-9787-0193-7 «Амрита-Русь», 2008


Содержание

Выдержки из книги

«Человек: откуда, как и куда» 4

Толтекская цивилизация

в древнем Перу (XIII тысячелетие до н.э.) 11

Цивилизация Атлантиды 76

Туранская цивилизация в древней Халдее (XIX тысячелетие до н.э.) 84

^ Выдержки из книги «Человек: откуда, как и куда»

Когда, рассказывая о ясновидении, я упомя­нул о великолепных возможностях исследования прошлого, которые открываются перед историка­ми, некоторые читатели сообщили мне, что если бы любые фрагменты результатов таких исследо­ваний были представлены публике, они вызвали бы у теософов глубокий интерес. Несомненно, это так, но оказалось не так легко исполнить это по­желание, как можно было бы полагать. Следует помнить, что такие исследования предпринима­ются ни для удовольствия, ни для удовлетворения обычного любопытства, но лишь когда они ока­зываются необходимы для должного выполнения какой-то части работы или для объяснения какого-то тёмного момента наших исследований. Боль­шинство сцен из давней истории мира, которые столь интересовали и восхищали наших исследо­вателей, прошли перед нашим взором в ходе ис­следования той или иной из последовательностей жизней, прослеживавшихся в глубину веков, что-

« Человек: откуда, как и куда»

5

бы собрать информацию о работе великих законов кармы и реинкарнации. Поэтому наши знания об отдалённой древности имеют скорее характер по­следовательности проблесков или галереи обра­зов, чем целостной картины и связной истории.

Тем не менее, даже в этих сравнительно случайных и несвязанных наблюдениях перед нашими глазами открылось множество вещей, представляющих чрезвычайный интерес — не только касавшихся великолепных цивилизаций Египта, Индии и Вавилонии, и более современных государств Персии, Греции и Рима, но и других, превосходивших по масштабу даже вышеупомя­нутые, которые по сравнению с ними были уже поздними цветами. Эти могущественные империи начинались ещё на самой заре человечества, хотя некоторые фрагменты их следов ещё остаются на Земле для имеющих глаза, чтобы видеть.

Пожалуй, величайшими из их всех были охватывающие весь мир владения божественных правителей Города Золотых Врат древней Атлан­тиды, поскольку за исключением первоначальной арийской цивилизации по берегам Центральноа-зиатского моря, почти все империи, которые люди называли великими, были лишь бледными и ча­стичными копиями этой удивительной организа­ции. До неё же не существовало ничего, что можно было бы вообще с ней сравнить, и единственными попытками учредить правление в действительно большом масштабе были государства яйцеголовой

^ 6 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

подрасы лемурийцев и мириад тлаватлей, строите­лей курганов, живших на дальнем западе ранней Атлантиды.

Некоторые черты политической системы, ко­торая столь много тысячелетий сосредоточивалась вокруг великолепного Города Золотых Врат, уже набрасывались в одном из Протоколов Лондон­ской Ложи; сейчас же я собираюсь предложить вам лёгкий набросок одной из её позднейших копий, которая, хотя и в малом масштабе в сравнении со своей великой родительницей, всё же сохранила в себе многое из великолепного общественного духа и верховенствующего чувства долга, которые были самой жизнью этой великой древней схе­мы — и всё это уже почти что в то время, которое мы привыкли относить к историческим периодам.

Часть света, к которой мы ради этого обратим своё внимание — это древнее перуанское царство, которое, однако, охватывало гораздо большую часть Южноамериканского континента, чем та республика, которая сейчас носит название Пе­ру, или даже чем та страна, которой владели инки в XVI столетии, когда их застали испанцы. Верно, что система правления в этом позднейшем цар­стве, вызвавшая восхищение Писарро, старалась воспроизвести условия более великой и древней цивилизации, о которой я собираюсь сейчас рас­сказать, но всё же, как бы ни была удивительна эта бледная копия, мы должны помнить, что это была именно копия, созданная через тысячи лет более

« Человек: откуда, как и куда»

8

низкоразвитым народом в попытке возродить те традиции, некоторые из лучших моментов кото­рых уже были забыты.

Первое знакомство наших исследователей с этой интереснейшей эпохой произошло в ходе стараний проследить длинную цепь воплощений. Было выяснено, что после двух благородных жиз­ней, прожитых в великих трудах и напряжении (что было, очевидно, следствием серьёзной неуда­чи в одной из предшествовавших жизней), субъект, историю которого мы решили проследить, родился в благоприятных условиях в этой великой Перуан­ской Империи и прожил там жизнь, которая, хотя и была так же полна тяжёлой работы, как и пред­шествовавшие, всё же отличалась тем, что там он удостоился счастья и успеха в куда большей степе­ни, чем обычно выпадает на долю человека.

Естественно, зрелище государства, в котором большинство социальных проблем, похоже, бы­ли решены (там не было бедности, недовольства и почти не было преступности), сразу же привлек­ло наше внимание, хотя в то время мы не могли задержаться, чтобы исследовать его более при­стально. Но когда линии некоторых других иссле­довавшихся нами жизней тоже привели нас в эту страну в тот же период, и мы стали узнавать всё больше и больше о её манерах и обычаях, то по­степенно мы осознали, что наткнулись на настоя­щую осуществлённую утопию — время и место, где по крайней мере физическая жизнь была лучше

^ 8 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

устроенной, счастливой и полезной, чем, вероятно, где-либо ещё.

Несомненно, найдутся многие, которые за­дадут вопрос — откуда нам знать, что это описа­ние отличается от описаний всех прочих утопий, и как мы можем быть уверены, что исследователи не обманывали себя красивыми мечтами и не счи­тывали свои же собственные идеи, превращая их в видения, и убеждая себя в том, что они действи­тельно это видели? То есть как мы можем убедить­ся, что это более, чем просто сказка?

Единственный ответ, который можно дать таким вопрошателям — что такой гарантии нет. Сами исследователи в этом уверены — благода­ря долгому накоплению многочисленных дока­зательств, которые сами по себе зачастую были малы, но в совокупности своей достаточны. Они также были уверены в своих знаниях о разнице между наблюдением и воображением, постепен­но приобретённых в долгих, терпеливых опытах. Они очень хорошо знают, как часто им приходи­лось встречаться с вещами совершенно невообра­зимыми и неожиданными, и как часто в результате этого приходилось расставаться со своими преж­ними представлениями, которые они долго лелея­ли. Кроме этих исследователей, были и другие люди, которые уверены в этом практически в той же мере — как благодаря собственной интуиции, так и тому, что они хорошо знали тех, кто выпол­нял эту работу. Для остального же мира все эти

« Человек: откуда, как и куда»

9

исследования столь отдалённого прошлого не­избежно должны остаться лишь гипотезой. Они могут считать это описание древней перуанской цивилизации просто сказкой, и всё же я надеюсь, что они признают, что это сказка прекрасная.

Я полагаю, что кроме как методами ясно­видения окажется невозможным восстановить какие-либо следы цивилизации, которую мы здесь исследуем. Я почти не сомневаюсь, что такие сле­ды существуют, но чтобы приобрести достаточные знания, позволяющие уверенно отделить их от сле­дов других, позднейших рас, потребуются весьма обширные и тщательные раскопки. Может статься, что в будущем историки и археологи обратят боль­ше внимания на эти удивительные страны Южной Америки, чем они уделяют сейчас, и тогда, воз­можно, им удастся выявить следы разных рас, ко­торые, одна за другой, заселяли их и правили ими. Но пока всё, что мы знаем о Древнем Перу (если не считать данных ясновидения) — это то немногое, что было рассказано нам испанскими конкистадо­рами, а ведь цивилизация, которая столь удивила их, была лишь бледным и отдалённым отражением более древней и великолепной реальности.

Сама раса с тех пор изменилась, ибо те, кого там застали испанцы, были лишь боковым отрост­ком великолепной третьей расы атлантов, у кото­рой, похоже, было много больше жизнестойкости, чем у любой из последовавших, хотя очевидно, что эта ветвь во многих отношениях демонстрировала

10 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

последнюю стадию дряхлости, будучи во многом более варварской, деградировавшей и менее утон­чённой, чем та, более ранняя ветвь, о которой мы будем говорить.

Этот маленький листочек из подлинной исто­рии мира, беглый взгляд на одну лишь картину из огромной галереи природы, открывает нам то, что в сравнении со всем ныне существующим вполне может показаться идеальным государством. Ча­стично наш интерес к нему вызван тем, что там были вполне осуществлены все те вещи, к кото­рым стремятся современные социальные реформа­торы, но достигнуты они методами, диаметрально противоположными тем, которые предлагаются сейчас. Народ жил в мире и процветании, не знал бедности и практически не было преступлений. Ни у кого не возникало причин для неудовольствия, поскольку у каждого были возможности для рас­крытия своего гения (если он таковым обладал), и он мог выбрать себе любую профессию или ли­нию деятельности, какой бы она ни была. Ни на одного человека не возлагалась работа, слишком тяжёлая для него, у каждого оставалось много сво­бодного времени для любого желаемого занятия или достижения; образование было полным, бес­платным и эффективным, а о больных и стариках прекрасно заботились. И вся эта тщательно разра­ботанная система материального благосостояния могла осуществиться, при такой абсолютной мо­нархии, которую только видал мир.

^ Толтекская цивилизация в древнем Перу

(XIII тысячелетие до н.э.)

Цивилизация Перу в XIII тысячелетии до н.э. столь близко напоминала Толтекскую Импе­рию в её зените, что мы, поскольку тщательно ис­следовали этот период, используем его здесь как пример цивилизации атлантов. Египет и Индия в свой атлантский период дали другие примеры, но в целом основные черты Толтекской Империи лучше всего были представлены в Перу описывае­мого нами периода. Правление было самодержав­ным — никакое иное правительство в те времена не представлялось возможным.

Чтобы показать, почему это было так, мы должны мысленно вернуться в более ранний пери­од — к первоначальному выделению великой чет­вёртой коренной расы. Станет очевидно, что когда Ману и его сподвижники — великие адепты из намного более высокой эволюции — воплотились среди молодой расы, над развитием которой они

^ 12 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

работали, для этого народа они были совершенны­ми богами как в знаниях, так и в силе, настолько они опережали его во всех мыслимых отношени­ях. В таких обстоятельствах не могло быть иной формы правления, кроме автократии, поскольку правитель был единственным человеком, который действительно что-то знал, и поэтому ему при­ходилось принять управление над всем. Потому эти великие стали естественными правителями и водителями человечества-ребёнка, и им всегда выказывалось охотное повиновение, потому что благодаря их мудрости авторитет их был общепри­знан, равно как и то, что самая большая помощь, которую только можно оказать невежественным — это вести и обучать их. Отсюда и произошёл тот общественный порядок, как и должен приходить всякий истинный порядок — сверху, а не снизу, и по мере распространения новой расы этот прин­цип сохранялся. На его основании были созданы могущественные монархии отдалённой древно­сти, в большинстве случаев начинаясь с правления царей-посвящённых, мудрость и власть которых вела их младенческие государства через все на­чальные трудности.

Таким образом получилось, что даже когда первоначальные божественные правители переда­ли свои посты в руки своих учеников, истинный принцип правления всё ещё понимался, и по­тому, когда основывалось новое царство, всегда предпринимались усилия как можно более точно

Толтекская цивилизация

13

имитировать в новых условиях великолепные ин­ституты власти, которые божественная мудрость уже дала миру. Только лишь когда и у народа, и у правителей возрос эгоизм, прежний порядок по­степенно стал меняться, уступив место немудрым экспериментам и правительствам, движимым жадностью и честолюбием, а не вдохновляемым исполнением долга.

В рассматриваемый нами период — около 12 000 г. до н.э. — ранние Города Золотых Врат уже не существовали, так как многие тысячи лет назад они скрылись под волнами океана, и хотя главный из царей острова Посейдониса всё ещё высокомерно короновался прекрасным титулом, некогда принадлежавшим царям Атлантиды, он уже не претендовал на то, чтобы следовать ме­тодам правления, которые обеспечивали им ста­бильность, намного превосходящую ту, что даёт обычное человеческое устройство правления. Однако за несколько столетий до этого царями страны, позже названной Перу, была предприня­та хорошо задуманная попытка возродить — хотя конечно же в значительно меньшем масштабе — жизнь этой древней системы, и в эпоху, о которой мы говорим, это возрождение вполне состоялось и было, вероятно, в зените своей славы, хотя си­стема эта сохраняла свою эффективность и впо­следствии на протяжении множества веков. Именно это перуанское возрождение мы сейчас и рассматриваем.

^ 14 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Несколько трудно дать представление о фи­зической внешности расы, населявшей страну, поскольку ни одна ныне существующая на Земле раса не напоминает её достаточно, чтобы послу­жить сравнением, не сбивая с верной мысли в том или ином направлении. Представители великой третьей подрасы атлантской коренной расы, ещё сохранившиеся на Земле, значительно выроди­лись и измельчали в сравнении с тем, какой была эта раса во времена её славы. У наших перуанцев были высокие скулы, и общий их облик ассоци­ировался у нас с высшим типом индейцев, хотя контур лица имел отличия, делавшие его скорее более арийским, чем атлантским, и выражение фундаментально отличалось от выражения лиц современных краснокожих, будучи открытым, ра­достным и мягким, а у высших классов на лицах были явные признаки проницательного интеллек­та и благосклонности. Цвет кожи был красновато-бронзовым, в целом более светлый у высших классов, и более тёмный у низших, хотя классы были так перемешаны, что вряд ли можно было выделить даже такое различие.

В целом расположение духа народа было счастливым, довольным и мирным. Законы были немногочисленными, удобными и хорошо испол­нялись, так что население являлось законопос­лушным; климат был по большей части приятным, позволяя людям не утомляться чрезмерно на зем­ледельческих работах, поскольку при умеренных

Толтекская цивилизация

15

усилиях давал богатый урожай. Это делало людей довольными и позволяло получать от жизни мак­симум. Очевидно, что такое настроение народа давало правителям страны огромные начальные преимущества.

Как уже отмечалось, монархия была абсо­лютной, но всё же она настолько отличалась от всего существующего сейчас, что простое упо­минание монархии не даст никакого представ­ления о фактах. Тон во всей системе задавала ответственность. У царя, конечно же, была абсо­лютная власть, но он также нёс и абсолютную от­ветственность за всё происходящее. С ранних лет его учили понимать, что где бы в его обширной империи ни существовало какое-нибудь зло, кото­рого можно было избежать — например, человек, желающий работать, не мог найти себе подходя­щий вид работы, или больной ребёнок не получал должного внимания — это было упущением в его руководстве, пятном на его правлении и на его личной чести.

У него имелся большой правящий класс, по­могавший ему в работе, и будучи на попечении этого класса, вся нация подразделялась самым тщательным и систематическим образом. Прежде всего, империя разделялась на провинции, над каждой из которой был поставлен вице-король, за ними шли те, кого мы могли бы назвать генерал-губернаторами округов, а за теми — губернаторы городов и небольших областей. Каждый из них

16 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

прямо отвечал перед вышестоящим начальником за благосостояние каждого человека в его веде­нии. Это подразделение ответственности продол­жалось, пока мы не доходили до своеобразного сотника — чиновника, на попечении которого находилась сотня семей, за которые он был пол­ностью ответственен. Это был самый низший представитель правящего класса, но ему, в свою очередь, обычно помогали добровольные помощ­ники, взятые из каждого десятого семейства, до­ставлявшие ему самые последние новости обо всём, что требовалось или шло не так1.

Если кто-либо из чиновников, входивших в эту тщательно разработанную систему, прене­брегал своей работой, сообщение вышестоящему начальнику вызывало немедленное расследование, поскольку честь последнего зависела от полного довольства и благосостояния каждого, кто нахо­дился в его юрисдикции. Такая неусыпная бди­тельность при исполнении общественного долга не столько навязывалась законом (хотя несомнен­но, закон такой был), сколько вызывалась общим для всего правящего класса чувством, схожим с чувством чести джентльмена, что было силой, превосходящей силу любого внешнего закона, по­скольку в действительности тут действовал выс-

1 Читавшие древнеиндийскую литературу сразу же признают сход­ство этой системы с той, что преобладала у арьев в ранний период. Это только естественно, поскольку все следующие друг за другом ману являются членами той же Иерархии и заняты в аналогичной работе.

Толтекская цивилизация

17

ший закон изнутри — указание пробуждающегося «Я» личности, касающееся того, что оно знает.

Таким образом видно, что мы познакомились с системой, во всех отношениях основывавшейся на том, что было полным антитезисом всем тем идеям, которые провозглашаются сейчас прогрес­сивными. Фактор, делавший такой вид правления возможным и действенным — существование сре­ди всех классов просвещённой части общества глубоко укоренившегося мнения — столь сильно­го и определённого, что делало практически не­возможным для любого человека неисполнение своего долга перед государством. Всякий, кто не исполнял его, считался бы нецивилизованным су­ществом, недостойным высокой привилегии граж­данства в этой великой империи «Детей Солнца», как называли свою страну эти ранние перуанцы. На него смотрели бы примерно с таким же ужасом и жалостью, как в средневековой Европе — на от­лучённого от церкви.

Из этого положения дел — столь отличного от чего-либо существующего сейчас, что нам очень трудно его представить — возникал другой факт, почти столь же трудный для нашего осознания. В древнем Перу почти не было законов, а следо­вательно — и тюрем, и наша система исполнения наказаний показалась бы тому народу, о котором мы сейчас говорим, совершенно бессмысленной. В их глазах жизнь гражданина империи казалась единственной стоящей жизнью, и все хорошо

18 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

понимали, что каждый человек занимал своё ме­сто в обществе только на условиях исполнения своего долга перед ним. Если кто-нибудь каким-либо образом не исполнял его (а это был почти неслыханный случай из-за уже упомянутой силы общественного мнения), от чиновника, управляю­щего областью, где он жил, требовали объяснений, и если расследование показывало, что он достоин осуждения, то он получал от этого чиновника вы­говор. Что-либо подобное систематическому пре­небрежению своим долгом расценивалось как одно из ужасных преступлений, подобное убийству или воровству, и за все подобные преступления нака­зание было только одно — изгнание.

Теория, на которой основывалось подобное общественное устройство, была исключительно проста. Перуанцы придерживались мнения, что цивилизованный человек принципиально отлича­ется от дикаря тем, что понимает и разумно выпол­няет свои обязанности перед государством, часть которого составляет. Если же он не выполняет эти обязанности, он сразу же становится опасностью для государства. Он показал, что недостоин уча­ствовать в его благах, и следовательно, исключает­ся из него, чтобы жить среди варварских племён на границах империи. Отношение перуанцев к этому вопросу, может быть, хорошо характеризует само слово, которым у них назывались эти племена — с их языка оно буквально переводилось как «без­законные».

Толтекская цивилизация 19

Однако к этой крайней мере — изгнанию — приходилось прибегать лишь изредка. В боль­шинстве случаев чиновников любили и уважали, и одного намёка с их стороны было более чем до­статочно, чтобы призвать нарушителя к порядку. Да и те немногие исключённые изгонялись из род­ной страны не навсегда — после определённого периода им, после испытательного срока, позво­лялось вновь занять своё место среди цивилизо­ванных людей и снова получать удовольствие от преимуществ гражданства, как только они пока­жут себя достойными этого.

Среди многих функций чиновников (или «отцов», как они назывались), была обязанность судей, хотя законов, в нашем понимании, там практически не было; скорее всего они больше всего соответствовали нашим третейским или ар­битражным судьям. Все споры, которые возникали между двумя людьми, передавались им, и в этом случае, как и во всех других, неудовлетворённый решением мог подать апелляцию вышестоящему судье, так что в пределах возможного было и то, что какое-нибудь запутанное дело доходило до подножия трона самого царя.

Высшими руководителями предпринимались все усилия к тому, чтобы быть доступными для всех, и частью составленного для этой цели пла­на была тщательно разработанная система визи­тов. Раз в семь лет сам царь совершал для этой цели объезд империи, и точно так же губернатор

^ 20 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

провинции должен был объезжать её ежегодно, а его подчинённые в свою очередь должны бы­ли постоянно наблюдать собственными глазами, хорошо ли всё у вверенных им людей, а тем, кто хотел бы проконсультироваться с ними или об­ратиться к ним, предоставлять для этого всякую возможность. Эти царские и губернаторские по­ездки обставлялись с достаточной торжественно­стью и всегда были поводами к радости народа.

Система правления по меньшей мере в том имела что-то общее с современной, что суще­ствовала полная и тщательная система регистра­ции. Рождения, браки и смерти фиксировались со скрупулёзной точностью, из чего составля­лась статистика во вполне современном стиле. У каждого сотника был подробный список всех его подопечных, и на каждого из них у него была заведена любопытная маленькая табличка, на ко­торую заносились основные события его жизни, по мере того, как они происходили. Но вышесто­ящему начальнику он уже не сообщал имён, а от­читывался в числах — сколько больных, сколько здоровых, сколько родилось, сколько умерло и т.д., и эти маленькие отчёты постепенно сво­дились воедино и передавались всё выше и вы­ше по чиновничьей иерархии, пока их резюме периодически не доставлялось самому монарху, у которого таким образом всегда под рукой были результаты этой постоянной переписи населения империи.

Толтекская цивилизация 21

Другой момент сходства между этой древней системой и нашей собственной можно найти в том, насколько тщательно отмерялась и нарезалась зем­ля, и прежде всего — как она анализировалась — ибо главной целью всех этих обследований было выяснить точное состояние земли в разных частях страны, чтобы можно было засадить её наиболее подходящей культурой и получить от неё макси­мум в целом. В самом деле, можно сказать, что наибольшая важность в сравнении со всеми про­чими направлениями работы придавалась тому, что мы бы назвали научным ведением сельского хозяйства.

Это прямо подводит нас к рассмотрению то­го, что наверно было самым примечательным из всех институтов этой древней расы — её земель­ной системы. Это уникальное устройство столь прекрасно подходило этой стране, что куда более низкоразвитая раса, которая через тысячи лет по­корила и поработила выродившихся потомков наших перуанцев, постаралась поддерживать её, насколько это удавалось, и её остатки, которые ещё действовали, вызвали восхищение заставших её испанских завоевателей. Можно сомневаться, могла ли такая система успешно проводиться на менее плодородных и более заселённых землях, но во всяком случае, она превосходно работала в то время и в том месте, где мы её обнаружили. И теперь мы должны постараться объяснить эту систему, сначала для ясности набросав лишь её

^ 22 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

общие контуры и оставив многие жизненно важ­ные моменты для объяснения в другом месте.

Каждому городу или деревне отводилось для обработки определённое количество пахотной земли вокруг, и оно было строго пропорциональ­но количеству жителей. Из этих жителей всегда назначалось значительное количество работни­ков для обработки земли, которых можно было назвать рабочим классом. Не то, чтобы другие не работали, но эти были выделены для данного кон­кретного типа работы. Как набирался этот рабочий класс, мы объясним позднее, а пока что нам будет достаточно сказать, что его члены были мужчина­ми в расцвете сил, в возрасте от 25 до 45 лет — стариков, детей, больных или слабых людей в его рядах не было.

Земля, отведённая каждой деревне для обра­ботки, прежде всего делилась на две половины, которые можно назвать частной и общественной землёй. Обе они должны были обрабатываться рабочими — частная земля для их собственных нужд и выгоды, а общественная земля — для блага общества. Обработка общественной земли, так сказать, выполняла роль налогов, собираемых в современных государствах. Естественно, сразу может возникнуть представление, что налог, со­ставлявший половину дохода человека или от­нимавший половину его времени и энергии (что в данном случае то же самое), чрезмерно тяжёл и несправедлив. Но пусть читатель подождёт, по-

Толтекская цивилизация

23

ка не узнает, что делалось с продуктом этой обще­ственной земли и какую роль он играл в жизни нации, прежде чем станет осуждать это как ти­раническую эксплуатацию. Нужно усвоить, что практически выполнение этого правила вовсе не приводило к суровым результатам — обработ­ка и своей, и общественной земли означала куда менее тяжёлую работу, чем выпадает на долю ан­глийского крестьянина. И хотя по меньшей мере дважды в год она требовала нескольких недель не­престанной работы с утра до ночи, были длинные периоды, когда всё необходимое легко делалось за два часа в день.

Частная земля, которой мы займёмся сначала, разделялась между жителями с самой скрупулёз­ной справедливостью. Каждый год после сбора урожая взрослому, будь то мужчина или женщина, давался определённый участок земли, хотя вся об­работка выполнялась мужчинами. Таким образом, женатый мужчина без детей мог иметь в два раза больше земли, чем холостой, а например, вдовец с двумя незамужними дочерьми — в три раза больше, но когда дочь выходила замуж, её надел переходил вместе с ней к её мужу. С рождением каждого ребёнка паре давался дополнительный участок, который увеличивался по мере того, как дети росли — это делалось, чтобы у каждой семьи было необходимое пропитание.

Человек мог выращивать на своей земле всё, что угодно, но не мог оставлять её необработанной.

^ 24 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Конечно, он должен был выращивать то или иное зерно для своего пропитания, но коль скоро этого было достаточно для жизни, остальное было его собственным делом. В то же время к его услугам всегда были эксперты, от которых он мог получить самый лучший совет, а потому не мог пожаловать­ся на незнание, если его выбор оказывался непод­ходящим. Человек, не принадлежащий к этому классу сельскохозяйственных рабочих, то есть за­рабатывающий каким-то иным способом, мог либо обрабатывать свой участок в свободное время, ли­бо нанять одного из этих рабочих, но в этом случае продукт принадлежал не ему, а человеку, который выполнял работу. Тот факт, что один такой рабочий мог выполнять работу двоих, что он часто совер­шенно добровольно и делал, доказывает, что этот фиксированный объём работы с действительности был весьма нетрудным делом.

Приятно отметить, что в связи с этой сель­скохозяйственной работой всегда выказывалось много дружеских чувств и изъявлялась готовность помочь. Человек, имевший много детей и потому необычно большой земельный участок, всегда мог рассчитывать на любезную помощь своих со­седей, как только они закончат свои более лёгкие труды, и всякий, у кого были основания устроить себе выходной, никогда не оставался без помощи друга, который занимал его место на время отсут­ствия. Вопроса болезни мы здесь не касаемся по причинам, которые скоро станут ясны.

Толтекская цивилизация

25

Что касается урожая, то с тем, как им рас­порядиться, не возникало никаких трудностей. Большинство людей выбирали для выращивания те зерновые культуры, фрукты и овощи, которые они сами могли использовать в пищу, а излишек продать или обменять на одежду или иные това­ры. В худшем случае правительство могло купить любое количество предложенного зерна по фикси­рованной цене, чуть меньше рыночной, для своих запасов, которые всегда содержались в огромных зернохранилищах на случай голода или иной чрез­вычайной ситуации.

Но давайте теперь посмотрим, что делалось с урожаем другой половины обрабатываемой зем­ли, которую мы назвали общественной. Она сама подразделялась на две равные части (каждая из которых таким образом составляла четверть всей пахотной земли в стране), и одна из них называ­лась землёй царя, а другая — землёй Солнца. Су­ществовал закон, что прежде всего должна была обрабатываться земля Солнца, а когда это было сделано, человек мог заняться своей личной зем­лёй, и только когда вся эта работа была выполнена, он должен был внести свой вклад в обработку зем­ли царя. Так что если плохая погода задерживала урожай, потери в первую очередь нёс царь, и это, за исключением совсем уж неурожайных лет, не влияло на личную долю. Земля же Солнца была застрахована почти что от всех возможных случай­ностей, за исключением полной гибели посевов.

^ 26 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Что касается вопроса орошения, всегда важ­ного в стране, большая часть которой бесплодна, всегда соблюдался тот же порядок. Пока не были полностью орошены земли Солнца, ни одна капля драгоценной воды не направлялась в другие ме­ста, и пока личные участки всех людей не полу­чали требуемого, вода не направлялась на царские земли. Смысл такого распределения будет очеви­ден позже, когда мы поймём, как использовалась продукция этих разных наделов.

Таким образом, мы видим, что четверть всего богатства страны направлялась непосредственно в руки царя, поскольку с деньгами, выручаемыми от производства или добычи полезных ископае­мых, поступали так же — первая четверть Солнцу, затем половина рабочим и оставшаяся часть — царю. Что же делал царь с этим громадным дохо­дом?

Во-первых, он содержал всю правительствен­ную машину, о которой уже упоминалось. Жалова­нье всему классу чиновников — от вице-королей больших провинций до сравнительно скромных сотников — выплачивалось им, и не только жало­ванье, но и все их расходы, связанные с визитами и прочими поездками.

Во-вторых, на эти доходы он осуществлял все гигантские общественные работы своей империи, даже отдельные руины которых всё ещё удивля­ют нас через четырнадцать тысячелетий спустя. Замечательные дороги, соединявшие города и го-

Толтекская цивилизация 27

родки по всей империи, прорубались сквозь гра­нитные горы и огромными мостами пересекали непреодолимые пропасти. Великолепная система акведуков, которые в инженерном отношении ни­сколько не уступали современным, могла достав­лять жизнедающую воду в самые дальние уголки засушливой и часто бесплодной страны. Всё это строилось и поддерживалось на доходы, получае­мые с царских земель.

В-третьих, он строил и всегда держал полны­ми огромные зернохранилища, расположенные с частым интервалом по всей империи. Ведь ино­гда случалось, что дождливый сезон вообще не приходил, и несчастным крестьянам мог угрожать голод — потому существовало правило, что всегда должен поддерживаться двухлетний запас продук­тов для всей нации — запас, который, вероятно, никакая другая нация не пыталась держать. И ка­ким бы колоссальным ни было это предприятие, данное правило всегда выполнялось, несмотря на все затруднения. Возможно, даже великая власть перуанского императора не смогла бы добиться этого, но у него имелся способ создания концен­трированной пищи, который был одним из от­крытий его химиков — этот метод будет упомянут позже.

В-четвёртых, на эти средства он содержал ар­мию — ибо у него была армия, и очень хорошо подготовленная, хотя он использовал её для мно­гих других целей, кроме военных, поскольку для

^ 28 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

неё не часто находилась такая работа — менее цивилизованные племена, окружавшие империю, знали и научились уважать её силу

Здесь лучше не останавливаться для описа­ния особой работы армии, дабы докончить наш грубый набросок устройства этого древнего госу­дарства, показав место, занимаемое в нём великим сословием жрецов Солнца — насколько это каса­ется светской стороны их работы. Как же исполь­зовали они свои огромные доходы, в общей сумме равные доходам царя, когда последние достигали своего максимума, да ещё и лучше застрахован­ные от снижения в годы неурожая?

Царь на свою долю доходов действительно со­вершал чудеса для благосостояния страны, но его достижения меркнут в сравнении с достижениями жрецов. Во-первых, они содержали великолепные храмы Солнца по всей стране, причём в таком мас­штабе, что маленькая деревенская часовня имела золотые украшения, вес которых можно было бы считать на тонны, а уж храмы больших городов сияли таким великолепием, к которому с тех пор никогда не приближались нигде на Земле.

Во-вторых, они давали бесплатное образова­ние всей молодёжи империи — как юношам, так и девушкам. Это было не просто начальное об­разование, но тщательное техническое обучение, которое длилось до двадцатилетнего возраста, а иногда и заметно дольше. Подробности о нём мы приведём позже.

Толтекская цивилизация

29

В-третьих (и это, возможно, покажется нашим читателям самой необычайной из их функций), они полностью заботились обо всех больных. Это не значит, что они были просто врачами (хотя и ими они тоже были), но с того момента, как мужчина, женщина или ребёнок заболевали, они сразу же переходили под опеку жрецов, или, по тогдашне­му изящному выражению, становились «гостями Солнца». Больной незамедлительно освобождался от всех своих обязанностей по отношению к госу­дарству, и до его выздоровления не только необходи­мые лекарства, но и продукты питания поставлялись ему бесплатно из ближайшего храма Солнца, тогда как в серьёзных случаях его обычно забирали туда как в больницу, чтобы обеспечить ему более тща­тельный уход. Если заболевший был кормильцем семьи, его жена и дети тоже становились «гостями Солнца» до его выздоровления. В наши дни любая система, хотя бы отдалённо напоминающая эту, не­пременно привела бы к мошенничеству и симуля­ции, но это из-за отсутствия у современных наций того просвещённого и повсеместно распространён­ного общественного мнения, которое в древнем Пе­ру делало такие вещи невозможными.

В-четвёртых, и возможно это заявление сочтут даже более поразительным, чем предыдущее,— все люди старше сорокапятилетнего возраста (за исключением чиновников) тоже становились «го­стями Солнца». Считалось, что человек, прорабо­тавший 25 лет после двадцатилетнего возраста,

^ 30 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

когда на него впервые возлагались обязанности по внесению своего вклада в государство, заслужил отдых и комфорт до конца своей жизни, сколько бы она ни продлилась. Поэтому всякий человек, достигнув 45-летнего возраста, мог, если желал, прикрепиться к одному из храмов, и жить жизнью изучающего, подобной монашеской, или, если он предпочитал остаться со своими родственниками, он мог жить и с ними, распоряжаясь своим досу­гом, как ему угодно. Но в любом случае он осво­бождался от всякой работы на государство, а его пропитание обеспечивалось жрецами Солнца. Конечно, ему вовсе не возбранялось продолжать любой вид работы, какую он пожелает, и фактиче­ски большинство людей предпочитало найти себе какое-нибудь занятие, даже если это было всего лишь хобби. В действительности, большинство самых ценных открытий и изобретений были сде­ланы теми, кто, будучи свободен от постоянных трудов, был волен следовать своим идеям и экспе­риментировать на досуге так, как не мог никто из занятых людей.

Члены класса чиновников, однако, не удаля­лись от активной жизни в возрасте 45 лет, кроме как в случае болезни; не делали этого и жрецы. В этих двух классах считалось, что мудрость и опыт, накопленные с годами, были слишком цен­ными, чтобы их не использовать, так что в боль­шинстве случаев жрецы и чиновники умирали будучи ещё на службе.

Толтекская цивилизация




оставить комментарий
страница1/5
Дата07.12.2011
Размер1,07 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх